РП Юнармия 2025-2026 г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Принята на заседании
Педагогического Совета
МАОУ «СОШ № 24»
Протокол № / от JL$, 0S. 2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Юнармия»
Возраст обучающихся: 14-17 лет
Срок реализации: 1год (68 часов)

Автор-составитель:
Бархатов С.Д.,
педагог дополнительного образования

г. Краснотурьинск, 2025 год

Пояснительная записка
Данная

программа

является

программой

дополнительного

образования,

предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий, которая относится к
социально-гуманитарной направленности.
Актуальность
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

1.

Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в

2.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

3.

ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,

4.

утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О

5.

национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об

6.
утверждении

Основ

государственной

политики

по

сохранению

и

укреплению

традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

7.

сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

8.

января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678

9.
«Об

утверждении

Правил

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
10.

Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении

профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);

11.

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее –Порядок);
12.

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей»;
13.

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства

просвещения РФ от 5августа 2020г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществлении

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ»;
14.

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
15.

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических

рекомендациях»
образовательной

(вместе

с

деятельности

«Методическими
с

рекомендациями

использованием

сетевых

по

организации

форм

реализации

образовательных программ»);
16.

Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 N АБ-3924/06"О

направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»)
17.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №

ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»;
18.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035года».
19.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность
органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Главной целью патриотического воспитания является формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять
гражданские обязанности в мирное и военное время.
Отличительные особенности программы в том, содержание и материал программы
спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а
также требованиями СанПина и могут быть усложнены или упрощены. Основной формой
организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия,
комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь
выступают показ и упражнение (тренировка).
Адресат программы:
- обучающиеся 8-11 классов, в возрасте 14-17 лет;
- наполняемость группы – 10-15 человек;
- группы обучающихся набираются без предварительной подготовки к данному виду
деятельности (если она имеется, то это приветствуется).
Объём и срок освоения программы:
- объём программы – 68 часов;
- программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Формы проведения занятий: рассказ, беседа, лекция, тренировка, демонстрация,
тактические учения.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: военнопатриотические соревнования «Зарница».

Цель программы: создание условий, способствующих патриотическому,
физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина
России, его лидерских качеств.
Задачи:
Обучающие:
- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к
Российской

Армии;

Воспитательные:
- воспитание у молодых людей патриотизма, гражданского сознания, верности
Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей;
- воспитание уважительного отношения к героической истории нашего
государства, его вооруженным силам; бережного отношения к героическому прошлому
нашего народа;
- воспитание потребности в здоровом и безопасном образе жизни и активном отдыхе;
воспитание сознательной дисциплины, силы воли, умения концентрироваться на
выполнении поставленной задачи;
Развивающие:
- ориентация на профессии, связанные с обеспечением национальной
безопасности;
совершенствование

-

ценностно-ориентированных

качеств

личности;

- освоение и совершенствование дисциплины, общей и специальной физической
подготовки;
- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков.
Формы аттестации.
­

проверка выполнения нормативов по ОФП;

­

проверка выполнения нормативов по стрельбе из пневматической винтовки;

­

соревнования на личное первенство среди воспитанников объединения;

­

соревнования юнармейских отрядов города.
1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
-

формирование потребности осознанно выполнять

правила безопасности

жизнедеятельности;
- формирование быстроты реакции и логики поведения в ситуации;

воспитание

общечеловеческих

ценностей

(нравственности,

милосердия,

толерантности, доброты, товарищества и т.д.); ориентация в мире общечеловеческих
ценностей;
- воспитание желания строить отношения с людьми, непохожими на тебя, работать
в команде;
- развитие силы воли, координации движения, зрительной, слуховой, мышечной
памяти, меткости;
- воспитание ответственного отношения к выполнению полученного задания
(индивидуального и коллективного), упорства в достижении поставленной цели, развитие
самодисциплины;
- воспитание отрицательного отношения к асоциальному поведению;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Метапредметные УУД:
- формирование умений выполнять разные социальные роли во время и при
ликвидации последствий, чрезвычайных ситуаций;
- формирование навыков информационного поиска для выполнения учебных заданий,
умений воспринимать, перерабатывать информацию, моделировать индивидуальный
подход к обеспечению личной безопасности;
- планирование общих способов работы;
- овладение навыками самооценки деятельности и взаимного контроля.
Предметные УУД:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях разного характера;
- об оказании первой помощи пострадавшим;
- о здоровом образе жизни;
- о безопасном поведении на дороге;
- о средствах индивидуальной защиты населения;
- о способах использования пневматического оружия и ручных гранат;
- о значении дисциплины для достижения максимального результата обучения;
- о значении строевой подготовки и технике ее исполнения;
- умение предвидеть возникновение опасной ситуации и применять полученные
теоретические знания на практике в случае её возникновения;
- формирование установки на здоровый образ жизни и служению своему Отечеству.
2. Содержание программы
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Инструктаж по технике безопасности.

РАЗДЕЛ I. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (15ч)
Тема 1: Строи и управление ими
Тема 2: Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
Тема 3: Строевые приемы и движение без оружия
Тема 4: Строевой смотр
РАЗДЕЛ II. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА (12 часов)
Тема 1: Меры безопасности при стрельбе
Тема 2: Теоретические основы стрельбы
Тема 3: Материальная часть оружия
Тема 4: Изготовка к стрельбе из пневматических винтовок
Тема 5: Совершенствование техники и навыков стрельбы из пневматической
винтовки
РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РФ (2 часа)
Тема 1: Государственные символы РФ
Тема 2: Символы воинской чести
РАЗДЕЛ IV. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (15 часов)
Тема1: Гимнастика и легкая атлетика
Тема 2: Преодоление препятствий
Тема 3: Рукопашный бой
Тема 4: Комплексные занятия
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ (14 часов)
Тема 1: Здоровье и здоровый образ жизни
Тема 2: Первая медицинская помощь
РАЗДЕЛ VI. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (10 часа)
Тема 1: Основы общевойскового боя
Тема 2: Действия солдата в бою
Тема 3: Характеристика современных средств поражения, последствия их
применения и основные принципы, и способы защиты.
Тема 4: Индивидуальные и коллективные средства защиты
Подведение итогов за год. Игра «Зарница»
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Материально-техническое обеспечение:
Для обучения по данной программе необходимо иметь в наличии: оборудованное
помещение для тира, пневматические винтовки, пульки для пневматических винтовок,
мишени, макет автомата, наглядные пособия.

Теоретические занятия проходят в кабинете, оснащенным мультимедийное
оборудованием.
Для практических занятий необходимы специально оборудованные помещения:
- для огневой подготовки - тир, в котором есть пулеулавливатели, прицельный
станок;
- для строевой подготовки – строевой плац или спортивный зал;
- для общей физической подготовки - спортивный зал, спортивный инвентарь, полоса
препятствий.
Оборудование по разделу программы «Огневая подготовка»:
­

макеты автоматов;

­

винтовки ТОЗ-8, ИЖ-38;

­

мишенные установки;

­

мишени;

­

пулеулавливатели.
Оборудование по разделу программы «Физическая подготовка»:

­

борцовский ковер;

­

гимнастические маты;

­

подкидной мостик;

­

боксерские мешки;

­

защитное снаряжение для рукопашного боя;

­

учебные видеофильмы.
Оборудование по разделу программы «Основы медицинских знаний»:
­ наглядные пособия;
­ учебные фильмы;
­ войсковой прибор химической разведки;
­ аптечка первой помощи;
Методическое обеспечение программы
В процессе обучения используются наглядные пособия:

­

комплект «Строевая подготовка»;

­

комплект «Вооруженные Силы на страже Родины».
3.2. По окончании обучения обучающийся должен знать:
- основы стрельбы из различных видов оружия, технику безопасности при
обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и
соревнований;

­ основные положения строевого устава, элементы строя, элементы утреннего
осмотра;
­ обязанности кадет перед построением и в строю, порядок подачи команд,
порядок выполнения воинского приветствия без оружия;
­ порядок проведения строевого смотра;
­ порядок ритуала возложения венков к мемориалу памяти;
­ приемы самозащиты и базовую технику рукопашного боя;
­ приемы оказания первой медицинской помощи при травматизме, отравлениях,
ожогах, обморожениях;
­ приемы для выживания на местности;
­ историю и традиции Вооруженных сил России.
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
-

правильно занять позицию на стрелковом рубеже и производить стрельбу

из винтовки;
­

правильно подавать предварительные и исполнительные команды

строевой подготовки, быстро и чётко выполнять строевые приёмы при отработке
навыков в одиночной подготовке и в составе взвода;
­

преодолевать полосу препятствий и выполнять начальный комплекс

рукопашного боя;
­

оказать первую медицинскую при травматизме, отравлениях, ожогах,

обморожениях;
­

проявлять культуру взаимодействия, терпимости и толерантности в

достижении общих целей при совместной деятельности.

4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Содержание занятий. Тема

Всего часов

Теория

1
2

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой.
Виды строевой подготовки. Техника Безопасности при занятиях строевой
подготовкой.
Выполнение строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в составе
подразделения).
Выполнение строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в составе
подразделения).
Одношереножный и двухшереножный строй. Управление строем. Команды.
Одношереножный и двухшереножный строй. Управление строем. Команды.
Проверка исправности оружия, заправка обмундирования, место в строю, передача
показаний и команд.
Проверка исправности оружия, заправка обмундирования, место в строю, передача
показаний и команд.
Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Отставить», «Головне уборы - снять (надеть)».
Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Отставить», «Головне уборы - снять (надеть)».
Строевая стойка. Воинское приветствие.
Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой шаг.

1
1

1
1

Выполнение строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в составе
подразделения).
Выполнение строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в составе
подразделения).
Строевой шаг. Повороты в движении.
Строевой шаг. Повороты в движении.
Повороты направо-налево в движении.
Поворот кругом в движении.
Строевые приемы в движении в отделении.

1

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Практика

1

1

1

1

1
1
1

1
1

Отработка команд

1

1

1

1

1

1

1

1
1

Форма подведения
итогов

Отработка команд

1
1

Строевая
подготовка

Поворот кругом в движении.
Строевые приемы в движении в отделении.
Встреча начальника.
Вынос Боевого Знамени. Разучивание строевой песни в составе подразделения.
Прохождение торжественным маршем и с песней.
Показательные выступления «Посвящение в Юнармейцы».
Правила пользования пневматическим оружием Правила поведения и ТБ при
стрельбе из пневматического оружия.
История и виды российского стрелкового оружия (физические и технические
характеристики выстрела).
Пневматическое оружие, его устройство, технические данные.
Пневматическое оружие, его устройство, технические данные.
Возможные неисправности, задержки при стрельбе и их устранение.
Заряжание винтовки. Изучение докладов о готовности и завершении стрельбы.
Правила прицеливания
и удержание. Пристрелка винтовки и выбор мишени.
Заряжание винтовки. Изучение докладов о готовности и завершении стрельбы.
Правила прицеливания
и удержание. Пристрелка винтовки и выбор мишени.
Номера мишеней и расстояние до них. Корректировка стрельбы. Основы стрельбы
лёжа с жёсткого упора. Основы стрельбы лёжа с упором через локоть, предплечье.
Номера мишеней и расстояние до них. Корректировка стрельбы. Основы стрельбы
лёжа с жёсткого упора. Основы стрельбы лёжа с упором через локоть, предплечье.
Стрельба стоя. Стрельба с положения стоя на колене.
Тренировка в стрельбе по мишени «П» на расстоянии 5 метров из положения «сидя
за столом с опорой на локоть».

1

1

1

1

1

1

33
34
35

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

36

37

1

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1

1
1

викторина
1

1
1

1

1

1
1

1
1

Тренировка в стрельбе по мишени «П» на расстоянии 5 метров из положения «сидя
за столом с опорой на локоть».

1

1

Совершенствование техники и навыков стрельбы.
Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние
5 метров из положения «стоя» и «с колена» с опорой и без опоры.
Тренировка в стрельбе из пневматической винтовки по мишени «П» на расстояние
5 и 10 метров из положения «лёжа» с опорой и без опоры.
Подготовка к соревнованиям по стрельбе из пневматической винтовки.
Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.

1
1

1
1

1

1

1

1

Стрельба по
мишени
Стрельба по
мишени

соревнование

38
39
40

41

42

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

Государственные символы РФ. Флаг, герб, гимн РФ. Символика «Юнармия».
Юнармейская форма одежды. Устав «Юнармия». Клятва юнармейца.
Воинские звания. Военная присяга. Боевые Знамена.
Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость,
ловкость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической
подготовленности.
Круговая тренировка общефизической направленности. Прикладные упражнения:
переноска тяжестей, упражнения в равновесии, преодоление нестандартных
препятствий.
Круговая тренировка общефизической направленности. Прикладные упражнения:
переноска тяжестей, упражнения в равновесии, преодоление нестандартных
препятствий.
Разучивание и тренировка в выполнении беговых упражнений.
Полоса препятствий: лабиринт, ров, разрушенный мост, разрушенная лестница,
забор
Полоса препятствий: лабиринт, ров, разрушенный мост, разрушенная лестница,
забор

1

1

1
1

1

Изготовка к бою (без оружия и с оружием). Передвижение в боевой стойке
Приемы самостраховки (при падении вперед, назад, на бок, кувырки).
Комплексная тренировка, действия по вводным сигналам и командам.
Разучивание и тренировка выполнения начального комплекса приемов
рукопашного боя
Проверка выполнения начального комплекса рукопашного боя
Тренировка в преодолении препятствий общего контрольного упражнения.
Комплексная тренировка
Здоровье и здоровый образ жизни. Показатели здоровья. Личная гигиена
Профилактика заболеваний, здоровый образ жизни.
Начальные основы медицинских знаний: характеристика состояний, требующих
оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при травматизме
Первая медицинская помощь при травматизме
Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах,
ожогах, обморожениях

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1

1
1
1

1
1
1

1

1
1

1

1

тестирование

Сдача нормативов
на время

Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах,
ожогах, обморожениях
Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей: черепа,
плечевого пояса, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, позвоночника и
костей таза
Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания.
Способы искусственного дыхания сердца и непрямого массажа сердца

1

1

1

1

1

1

1

67

Сущность и виды современного общевойскового боя, огонь и его назначение в
бою, маневры в бою
Солдат в обороне. Подготовка к обороне. Метание гранаты
Солдат в наступлении. Движение в атаку в боевом порядке отделения.
Преодоление различных заграждений и препятствий
Ядерное и химическое оружие и его характеристика
Назначение и устройство фильтрующего противогаза, общевойскового защитного
комплекта (ОЗК)
Назначение и устройство фильтрующего противогаза, общевойскового защитного
комплекта (ОЗК)
Отработка нормативов по надеванию индивидуальных средств защиты

68

Отработка нормативов по надеванию индивидуальных средств защиты

58
59

60
61
62
63
64
65
66

ИТОГО

тестирование
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

68 ч

Сдача нормативов

20 ч

48 ч

Сдача норматива на
время
Сдача норматива на
время

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.

Ахмеджанова З.Х. Нам завещаны память и слава / З.Х. Ахмеджанова, Э.М. Галиева

// Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 2. – (опыт «Поста № 1 у Вечного
огня»).
2.

Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ /

Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1.
3.

Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в

системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013. - № 6.
– С. 39-48.
4.

Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя /

М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.
5.

Военная история России. Учебник для ВУЗов. - М.: Воениздат, 1993. 6. Вырщиков

А.Н., Кусмарцев М. Б. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотическиориентированного образования: кн. для учителя: учебно-метод. пособие – Волгоград:
Авторское перо, 2015. – 270 с.
6.

Жук А.Б. Винтовки и автоматы. Военное издательство, - 2007 г.

7.

Капитонова Г.Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД

/ Г.Н. Капитонова // Дети, техника, творчество. – 2012. - № 1.
8.

Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в

общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова // Внешкольник. – 2013. - № 4. – С. 4347.
9.

Керсновский А.А., ред. Кодзова С. З. История русской армии. Абрис/ОЛМА, 2018 г.

— 360 с.
10.

Кочуков С. Наша общая память и слава / С. Кочуков // Тамбовская жизнь. – 2013. –

25 сент. – С. 6. – (о связи Тамбовщины с Болгарией)
11.

Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников /

Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. – С. 20-23.
12.

Кун Ю. След в сердцах / Ю. Кун // Директор школы. – 2014. - № 1. – С. 97-103. –

(патриотич. воспит.).
13.

Леонтьева Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического

воспитания / Т.Н. Леонтьева // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - № 1. –
С. 36-39.
14.

Мазыкина Н.В., Горкина Н.В. Растим патриотов. Методическое пособие по

патриотическому воспитанию. УЦ «Перспектива», Москва, 2011 г.

15.

Матюшина М. Тоня-Павлик-Антонина : она была одной из тех. Кого фашисты

называли «ночными ведьмами» / М. Матюшна // Тамбовская жизнь. – 2015. - №8. – (28
января). – С. 4.
16.

Методические рекомендации инструктору армейского рукопашного боя. Под

редакцией П.М. Лаговского. – М., 2012
17.

Муравьева И. «Не посрамим земли русской…» / И. Муравьева // Тамбовская жизнь.

– 2015. - № 6. – (23 января). – С. 3. – (письма, к 70-летию Великой Победы).
18.

Общевоинские Уставы ВС РФ, Новосибирск, «Норматика», 2020.

19.

Перов И. Эхо далекой войны / И. Перов // Тамбовская жизнь. – 2015. - № 3. – (16

января). – С. 3.
20.

Попов А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания / А.В. Попов, И.Н.

Попова // Народное образование. – 2013. - № 7. – С. 214-221.
21.

Потрашкова В. Урок мужества, посвященный Дню защитника Отечества / В.

Потрашкова // Воспитание в школе. – 2013. - № 3. – С. 116-125.
22.

Правила по пулевой и стендовой стрельбе на 2017-2020 г.г. [Электронный ресурс]

http://shooting-russia.ru/news/?4455. (Дата обращения: 27.08.2018).
23.

«Прощание славянки»: история создания марша // Ровесник. – 2013. – 4 сент. С.4.

24.

Пулевая стрельба. Сайт стрелкового союза России. [Электронный ресурс]

http://shooting-russia.ru/static/?bullet (Дата обращения: 27.08.2018).
25.

Рыбальченко Л.И. Педагогический эффект военно-патриотического проекта «Мы

пишем ваши имена» / Л.И. Рыбальченко, Тиме Юргенд, Н.И. Ралдугина и др. // Методист. 2014. - № 7. – С. 29-36.
26.

Сидоров Е.А. Детские объединения в системе патриотического воспитания во

внеурочной деятельности школы / Е.А. Сидоров // Внешкольник. – 2013. - № 4. – С. 40-43.
27.

Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях /

Г.В. Скляр // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - №1.
28.

Строгонова Л.В. Нам дороги эти, позабыть нельзя. Классный час, литературная

композиция, монтаж, торжественный митинг. Патриотическое воспитание младших
школьников. Вып. 3. – М. : Педагогическое общество России, 2005. - 48с.
29.

Студенникова С.Л. Не потерять свои корни: опыт патриотического воспитания в

Орловской области / С.Л. Студенникова // Внешкольник. – 2012. - № 5.
30.

Торощина Т.А. Патриотическое воспитание в объединении экологической

направленности / Т.А. Торощина // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. - №
9. – С. 36 – 41.
31.

Учебное пособие «Огневая подготовка», ООО «Армпресс», М., 2006.

32.

Ушкалова А.И. Историческая реконструкция – основа военно-патриотического

воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - №10 –
С. 17-20.
33.

Циулина

М.

Патриотическое

воспитание

школьников:

возможности

социообразовательной среды / М. Циулина // Воспитание в школе. – 2013. - № 3. – С. 24-32.
34.

Черникова Т.В. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и

юношеском возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. – 2011. - № 5
35.

Юрьев А. Спортивная стрельба. М., 2007.
Список литературы для обучающихся и родителей.

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2012 С.224
2. Бачевский, В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних
граждан: Учебно-методическое пособие по разделу "Основы военной службы". - М.: ООО
"Редакция журнала "Военные знания", 2010. - 186 С.
3. Белинский В.Г. Статьи и рецензии 1841 - 1844 // Полн. собр. соч.: В 13-ти т. - М.: Изд-во
Акад. наук СССР, 1954. - Т.5. - 863 С.
4. Бердяев Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. - М.:
Мысль, 1990. - 240 С.
5. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в
молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО,
2014.
6. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство
Мысль, 1984 г.
7. Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт): Сборник/сост. Ю.И.
Дерюгин. - М.: Патриот, 1991. - 213 С.
8. Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические
рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. М.: ИОО МО РФ. 2014.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Просвещение. - 1991
10. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 2006 г.
11. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и
умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. - 1963. №5
12. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI в. - М.: Интердиалект, 1997. - 697 С.

13. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2010 - 2015 годы".
14. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения / Н.А. Добролюбов. - М.:
Педагогика, 1986. - 387 С.
15. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2012
№8 - С.17
16. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика,
1982 г.
17. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. 2007. - № 7. - С.29-33.
18. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т.2. Кн.2. - М.: Русская вера, 1993. - 478 С.
19. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А.
Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 64 С.
20. Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое
воспитание. - М.: "Швиеса", 1976 г.
21. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 2010 - С - 346.
22. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной
школе. - М.: Просвещение, 1978 г.
23. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика - 2007 №5 - С.52
24. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / М.В. Ломоносов. - М.: Педагогика, 1991.
- 234 С.
25. Ломоносов М.В. Для пользы общества. М., 1990. С.65.
26. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991. - 559 С.
27. Национальная доктрина образования до 2025 года в Российской Федерации
Правительство РФ Постановление от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва.
28. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2012 - С - 224.
29. Пилиповский В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического
общества // Педагогика. - 2007. №5. - С.97-103.
30. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983). В 1951-56
31. Радищев А.Н. Полн. собр. соч.: В 2 т. - М. - Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1938. - Т.1. 503 С.153
32. Самойлова, Л.Б. Формирование компетентности будущего учителя в воспитании
гражданского самосознания младших школьников: Автореф дисс. … канд. пед. наук. Красноярск, 2015. - 21 С.

33. Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии. Учебное
пособие. Брянск 2014г.
34. Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студ. сред. проф.
образования. - М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 240 С.
35. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соч. в 2-х т. - М.: Мысль, 1988. - Т.1.
36. Толстой А.Н. Отечество - рассказы, очерки, статьи, письма / А.Н. Толстой. - М.:
Художественная литература, 1976. - 478 С.
37. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и
методическое пособие /Под ред.М. М. Поташника - М.: Педагогическое общество России 2000 г.
38. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. / Под ред.В.Я. Кирпотина. - М.: ОГИЗ
Госуд. изд-во худож. литер., 1947. - Т 3. - 884 С.
39. Шабаева М.Ф. Герцен о воспитании / М.Ф. Шабаева. - М.: Учпедгиз, 1948. - 179 С.
40. Курс "Гражданское образование" в начальной школе // Начальная школа. - 2012. - № 9.
- С.23-26.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».