ОРКЭС
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) ведется в школах Российской Федерации в 4-х классах
согласно учебному плану (34 часа) с 2012 года.
Цель курса – формирование у младшего подростка мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс «Основы религиозных
культур и светской этики» является единой учебно-воспитательной системой. Курс
имеет комплексный характер и включает 6 учебных модулей (по выбору): «Основы
православной культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мусульманской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов
России», «Основы светской этики».
Уважаемые
родители!
Вам предстоит сделать выбор одного из модулей комплексного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) для изучения его вашим ребенком в
4 классе.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, являющейся идеологической и методологической основой Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования определяется
«Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
На достижение этого идеала направлены усилия основных субъектов
национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных
и общественных организаций.
Изучение ОРКСЭ начинается на уровне начального общего образования и
продолжается на уровне основного общего образования. По месту в учебном плане и
по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами
гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный
курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с
которым знакомятся обучающиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс
предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов «История» и
«Литература». Курс основан на культуроведческом подходе, основной задачей
которого является формирование у младшего школьника мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс ОРКСЭ состоит из шести модулей: Основы православной культуры,
Основы исламской культуры, Основы иудейской культуры, Основы буддийской
культуры, Основы светской этики, Основы религиозных культур народов России.
Содержание комплексного учебного курса ОРКСЭ носит светский (гражданский) характер
— у всех модулей единая методологическая и методическая основа.
Для России традиционными являются четыре религии: православие, ислам,
буддизм и иудаизм. Каждая из них внесла свой вклад в формирование культурного
облика народов, входящих в состав России. Причем, «православие имеет особую
роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры», как
гласит Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (№ 125-ФЗ).
Граждане, считающие себя нерелигиозными, с уважением относятся к своим
религиозным согражданам. Недаром Гимн Российской Федерации начинается словами
«Россия – священная наша держава». В этом же Гимне Россия, являющаяся светским
государством, прославляется как «хранимая Богом родная земля».
Все модули имеют общую стержневую идею: любовь к Родине — России, единство
Российского государства, межнациональное согласие, межконфессиональный мир и
сотрудничество всех граждан России ради общего блага. Каждый модуль начинается
уроком «Россия — наша Родина».
Любой выбранный родителями (законными представителями) модуль позволяет
дать младшим школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении
религиозной и светской культур, предоставляет возможность обсуждать вопросы
нравственного характера с опорой на те культурные особенности исторического
наследия России, которые для них представляют наибольшее значение.
Учебники для младших школьников по ОРКСЭ включают обширный иллюстративный
материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы. Учитывая
возрастные особенности детей младшего школьного возраста, они нацелены на
коммуникацию обучающихся, способствуя тем самым обмену мнениями.
ОРКСЭ обязательный для изучения курс в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами. Вам предстоит сделать
важный выбор. Поскольку выбор предмета (модуля) ОРКСЭ имеет важное
воспитательное и мировоззренческое значение, то выбор родителей должен быть,
информированным и ответственным. Он должен соответствовать духовно-нравственным
и культурно-историческим традициям Вашей семьи. И, самое важное, если Вы будете
содействовать освоению Вашим ребенком выбранного Вами предмета из комплексного
курса ОРКСЭ, то это, несомненно, будет способствовать успешному взаимодействию
семьи и школы в деле духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания наших детей.
Воспитательные цели курса ОРКСЭ:
– получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов
России;
– развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных и светских традиций народов России;
– развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей личности, семьи, общества;
– формирование у детей младшего школьного возраста мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении духовно-нравственных
и гражданско-патриотических ценностей и традиций народов России.
2.
Правовые основы и принципы изучения
комплексного курса ОРКСЭ
Изучение обучающимися комплексного учебного курса ОРКСЭ и выбор одного из
модулей предусмотрено Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№
273–ФЗ).
Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с нижеследующими пунктами статьи 87
этого Закона, касающимися выбора и изучения модуля, входящего в комплексный
курс ОРКСЭ.
Пункт 1-й этой статьи («Особенности изучения основ духовно-нравственной
культуры народов Российской Федерации») гласит, что учебные предметы, курсы,
дисциплины (модули), включенные в основные общеобразовательные программы,
вводятся в систему образования «в целях формирования и развития личности в
соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и
социокультурными ценностями».
Поскольку Законом ставится цель формирования и развития личности прежде
всего в соответствии с семейными ценностями, то «выбор одного из учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные
общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными
представителями) обучающихся» (п.2, ст.87, № 273–ФЗ).
Этим же Законом предусматривается, что «примерные основные образовательные
программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных
на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры
народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и
культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в
централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания
вероучению, историческим и культурным традициям этой организации» (п.3. ст.87,
ФЗ-№ 273)
Кроме этого в соответствии с п 6 ст. 87 «к учебно-методическому обеспечению
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение
обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской
Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях
мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные
религиозные организации».
Поэтому на родительские собрания возможно приглашение соответствующих
модулям представителей религиозных организаций.
Учителю (руководителю школы) запрещается склонять родителей (законных
представителей) к выбору конкретного модуля, отговаривая от выбора, объясняя
отсутствием возможностей школы обеспечить его преподавание, но свои коррективы
мы себе позволяем вносить!
Даже если, выбранный модуль ОРКСЭ в меньшинстве, его преподавание должно
быть обеспечено преподавание обязательно.
На родительском собрании не допускаются критика иных модулей или
мировоззренческие споры. Данное собрание — не дискуссионный клуб, то есть не
место для дискуссий по мировоззренческим вопросам.
В собрании принимают участие учителя (учителя начальных классов), успешно
прошедшие соответствующую подготовку и священник иерей Евгений Калашников, они
прекрасно могут прорекламировать изучение своего предмета(модуля).
Обращаем особое внимание на заполнение документов!!!
Убедительно просим Вас отнестись к выбору модуля ОРКСЭ с ответственностью и
вниманием и надеемся на то, что полноценное сотрудничество семьи и школы в деле
духовно-нравственного воспитания детей принесёт свои добрые плоды.
Нормативно-правовые
основы ведения курса ОРКСЭ
o
Поручение Президента Российской Федерации от
2 августа 2009 г. № ПР-2009.
o
Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
o
Распоряжение Правительства РФ от
28.01.2012 г. №84-р.
o
Письмо Минобрнауки России от
31.03.2015 N 08-461 "О направлении регламента выбора
модуля курса ОРКСЭ"(вместе с "Регламентом выбора в
образовательной организации родителями (законными представителями)
обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса "Основы
религиозных культур и светской этики").