Дополнительная образовательная программа Школа будущего первоклассника 2025 год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
(МАОУ «СОШ № 24»)

СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим Советом МАОУ
«СОШ № 24»
Протокол №13
от 28.01.2025 г.

УТВЕРЖДЕНО:
директор
МАОУ «СОШ № 24»
Зайдулина М.В..
Приказ № 52-д от
29.01.2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

2025 год

СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

2.

3.

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Общая характеристика программы

4

1.3.Планируемые результаты освоения программы

6

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы

8

Модуль «Веселая математика»

8

Модуль «Умелые ручки»

11

Модуль «Развитие речи»

12

Модуль «Школа для родителей»

14

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

4.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2

8

16
17

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ
Наименование учреждения. Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» муниципального округа
Краснотурьинск Свердловской области
Юридический адрес: 624441 Свердловская область город Краснотурьинск, улица
Попова, 76
Телефон 8 (34384) 3-11-18
E-mail school_24@mail.ru
2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Документы, регламентирующие осуществление образовательного процесса:
Федеральный уровень:
− Конституция Российской Федерации;
− Конвенция прав ребёнка;
− Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
− Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г., № 1643«О внесении изменений в
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N
373

«Об

утверждении и введении в действие федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования» (регистрационный № 35916);
− Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”
− Приказ Минобрнауки России от 15.02.2012г. №107 «Об утверждении Порядка
приёма граждан в общеобразовательные учреждения»;
− Постановление от 28 января 2021 г. N 2 Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 "гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
− Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г.);
3

Рабочая программа «Школа будущего первоклассника» для подготовки детей 6-7 лет
к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между
дошкольным и начальным общим образованием.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это
обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен
быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита
мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной
активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических
функций.

Будущий

первоклассник

должен

владеть

элементарными

навыками

универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста психологической
готовности к школе и развитие необходимых навыков и умений для комфортного перехода
с одной образовательной ступени на другую.
Основные задачи:
• развитие

координации

движений,

произвольной

регуляции

поведения,

формирование умения работать в группе;
• формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых
для благополучной адаптации к школе и желания учиться.
• развитие инициативности и самостоятельности как важных условий последующего
включения ребенка в школьную учебную деятельность;
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД,
предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет
основу начального образования. Подготовка к школе проводится в игровой форме, в
атмосфере доброжелательности, что позволит ребенку избежать стресса. Задания
подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для
них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать
в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать,
создавать

новое

наилучшим

образом

формируется

личность,

развивается

его

самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время занятий по программе
«Школа будущего первоклассника», происходит не только знакомство учителя и ученика,
но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при
поступлении ребенка в школу.
4

2.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа «Школа будущего первоклассника» рассчитана на детей 6-летнего
возраста.
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий
характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить
специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает
формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие
потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает
постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в
единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход
от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми; готовит к любой системе школьного образования.
Основные

принципы

построения

программы:

общее

развитие

с

учетом

индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности;
развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование
духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической
адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и
родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
систематичность и последовательность;
вариантность и вариативность;
доступность и достаточность;
наглядность; достоверность;
комплексность;
взаимосвязь с окружающим миром;
разнообразие игровых и творческих заданий.
Ведущая

деятельность:

игра;

продуктивная,

творческая

деятельность;

конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ
объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление
классификации; установление аналогии.
Место занятий в учебном плане
Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую
временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25
5

минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 3 месяца. Общее количество
занятий – 30.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах
дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и
федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически

развит,

владеет

основными

культурно-гигиеническими

навыками:

самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными,
игрушками, книгами; знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире
и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет
диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и
взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА».
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) подготовки по
программе «Школа будущего первоклассника» является формирование следующих
умений: определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для
всех правила поведения (этические нормы); в предложенных учителем ситуациях общения
и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
как поступить (при поддержке учителя); при поддержке учителя и окружающих давать
оценку своим поступкам и поступкам других людей; понимать, что оценка его поступков и
мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я
«хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; понимать эмоции других людей,
сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям литературных
произведений, их поступкам. Сформированность положительной мотивации к учебной
деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) подготовки
по программе «Школа будущего первоклассника» является формирование следующих
6

универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных,
коммуникативных.
Регулятивные УУД: учиться определять и формулировать цель деятельности на
занятии с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться
проговаривать последовательность действий на занятии; учиться высказывать свое
предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного
пособия; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с
учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на
занятии и деятельности всего класса; учиться оценивать свои результаты.
Познавательные УУД: учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного; учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в
оглавлении, в условных обозначениях); учиться находить ответы на вопросы в
иллюстрациях; сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические
фигуры, предметные картинки); классифицировать и обобщать на основе жизненного
опыта; учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем; учиться
преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические
рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово,
предложение схемой).
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; учиться ориентироваться
на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения; учиться
оформлять свои мысли в устной форме; строить речевые высказывания; уметь задавать
вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения; совместно с учителем
договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать
им.
Предметные результаты освоения дополнительной программы с учетом специфики
содержания

предметных

областей,

включающих

конкретные

учебные

модули,

ориентированы на применение знаний, умений и навыков участников программы как
важных условий последующего включения ребенка в школьную учебную деятельность.
Модуль «Развитие речи».
Ребенок получит возможность научиться: внимательно слушать литературные
произведения; называть персонажей, основные события; отвечать на вопросы учителя по
содержанию, делать элементарные выводы; составлять элементарный рассказ по серии
картинок; распознавать звуки в словах; различать гласные и согласные звуки и соотносить
их с буквами; обсуждать нравственные стороны поступков людей; участвовать в
коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
7

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и
отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить
спокойным дружелюбным тоном);
Модуль «Веселая математика»
Ребенок получит возможность научиться: различать геометрические фигуры по
форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; считать от 0 до 9 и в обратном
направлении; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с
цифрами; устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по одному.
Модуль

«Умелые

ручки».

Ребенок

получит

возможность

научиться:

ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку; выполнять
элементарные рисунки на клетчатой бумаге; правильно использовать кисть при рисовании;
выполнять элементарный орнамент в полосе; использовать элементарные приемы лепки
(оттягивание, прощипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.); использовать
основные правила построения линейного орнамента.
Форма аттестации: итоговое интегрированное тестирование
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание дополнительной программы составлено таким образом, что достижение
участниками программы как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает
преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают
ведущие идеи учебных предметов начальной школы и подчёркивают пропедевтическое
значение этапа дошкольного образования, формирование готовности дошкольника к
дальнейшему обучению.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих
следующие направления деятельности: «Веселая математика», «Развитие речи», «Умелые
ручки».
Модуль «Весёлая математика»
Цель: формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к
математике и процессу обучения в целом.
Задачи:
1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении
движения, о последовательности событий, о временных представлениях.
2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов
и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
8

3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый
номер предмета.
4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач.
5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков,
знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими
заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя
геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках
предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве.
Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в
начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование логических
умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика
– подготовка к оперированию знаками.
Основное содержание
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер,
назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным
свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии
с выделенными свойствами. Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с
помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше. Натуральное число как
результат счета и мера величины. Модели чисел.

Формирование представлений о

числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и
измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок. Счет по образцу и
заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух
мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым. Сравнение
множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаковзаместителей,

придуманных

детьми.

Последовательность

чисел.

Формирование

представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе
сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее
число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в
обратном порядке. Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Элементы
геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник,
прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур
путем деления их на равные части и образование новых из частей различных
9

геометрических фигур, придумывание их названий. Упражнения в обводке заданных
геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Ориентация в пространстве и на
плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже
и т.д. Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня,
завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и
месяцев.
Планируемые результаты:
- называть числа от 1 до 10, продолжая заданную закономерность;
-производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
-устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева –
справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера
– сегодня – завтра;
-сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как
непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно
выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
-распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди
объектов окружающей действительности;
-составлять с помощью педагога математические рассказы и отвечать на
поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
-обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
-ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в
качестве точки отсчета.
Тематическое планирование занятий «Веселая математика»
№
1.

Счёт на слух, счёт по осязанию.
Отсчитывание предметов с открытыми
и закрытыми глазами

2.

Измерение длины, ширины, высоты,
окружающих предметов с помощью
условной мерки
Представления
об
элементарных
геометрических фигурах
Ориентировка на листе бумаги в
клетку (левее, правее, выше, ниже, от,
до, над, под)
Установление
последовательности
событий. Последовательность дней в
неделе

3.
4.

5.

10

Тема занятия

Количество
часов
1

1

1
1

1

Содержание деятельности
Учиться выражать в речи
признаки сходства
и
различия
отдельных
предметов и совокупностей
Объединять группы предметов,
устанавливать
взаимосвязь
между частью и целым
Знать названия геометрических
фигур и уметь их отличать
Овладеть
навыками
пространственного
ориентирования по клеткам
Овладеть
навыками
ориентировки по времени

№

Тема занятия

Количество
часов
1

6.

Сравнение количества предметов на
наглядной основе

7.

Прямой и обратный счет в пределах 10

1

8.

Составление фигур из частей и деление
фигур на части
Взаимосвязь между целым и частью.
Представление: один – много

1

10. Установление равночисленности двух
групп с помощью составления пар
(равно – не равно)

1

9.

1

Содержание деятельности
Научиться
соотношение
предметов
группами

определять
количества
между двумя

Овладеть навыками порядкового
и ритмического счета
Конструирование фигур по
заданному образцу
Научиться
определять
соотношение
количества
предметов
между
разными
группами
Учиться сравнивать предметы в
группах разного количества

Модуль «Умелые ручки»
Цель: развитие двигательной ловкости и мелкой моторики.
Задачи:
1.

развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к

созидательной активности;
2.

воспитывать трудолюбие, усидчивость;

3.

воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со

взрослым, к собственной деятельности, к её результату;
4.

формировать у детей позицию созидателя и воспитывать чувство гордости и

удовлетворения результатами своего труда.
Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование
коммуникативных

навыков

дошкольников.

Развитие

(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение, классификация). Умение группировать предметы по нескольким признакам,
комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции,
используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага). Привить социальноадаптированные формы поведения и умения работать в группе. Помочь выявить творческие
способности ребенка: внимание, фантазию, воображение. Создать условия для выявления
творческих способностей каждого ребенка. Развитие мелкой моторики. Укрепление мышц
детской руки, развитие концентрации внимания, аккуратности.
Планируемые результаты:
- уметь использовать в работе различные цвета;
- использовать в работе различные средства (акварель, цветные карандаши, свечи,
восковые мелки и т.д.);
11

- уметь вырезать, подбирать необходимые детали, приклеивать;
- уметь правильно и аккуратно работать с клеем, ножницами, бумагой;
- уметь работать с пластилином (делать объемные фигуры и плоские изображения),
используя различные приемы и способы;
- развитие мелкой моторики;
- развитие детского творчества;
- развитие стремления изготавливать работы в сотрудничестве с товарищами.
Тематическое планирование занятий «Умелые ручки»
№

Тема занятия

Количество
часов
1

Содержание деятельности

1

Аппликация
«Павлин»

2

Лепка
«Магазин игрушек»
Лепка героев сказок
Ориентировка на
линованной бумаге

1

А у нас - капустник!
Штриховка (овощи)

1

Штриховка - копирование

1

Знакомство с разлиновкой
тетради
Письмо коротких и
длинных линий

1

Рисование мультяшных
героев по шаблону
Аппликация по шаблону
«Грибы на поляне»
(коллективная работа)

1

Развитие творческой инициативы
Развитие пространственного представления
на линованной бумаге. Определение правой
и левой сторон предмета
Знакомство с правилами штриховки.
Укрепление мышц детской руки, развитие
концентрации внимания, аккуратности
Развитие мелкой моторики. Укрепление
мышц детской руки, развитие
концентрации внимания, аккуратности
Познакомить с разлиновкой тетради, узкая
линейка и клетка
Формировать умения ориентироваться на
странице, выполнять графические
упражнения по образцу
Техника росписи на бумаге

1

Умение работать в группе

3
4

5

1
1

6
7
8

9
10

1

Умение правильно держать ножницы,
обводить свою ладонь, вырезать по
контуру. Уметь применять творчество при
оформлении
Развитие творческой инициативы

Модуль «Развитие речи»
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и
готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачи:
1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи
детей.
12

4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
5. Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых
дети

приобретают

навыки

словоизменения

и

словообразования,

лексической

и

грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей
этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного,
пассивного и потенциального словаря ребенка.
Основное содержание
Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово –
предложение – связное высказывание – текст.
1. Лексическая и грамматическая работа: обогащение словарного запаса детей;
наблюдение над многозначными словами в речи;

употребление

новых

слов

в

собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи: ответы на вопросы, участие в диалоге; подробный пересказ
текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной
картинке, по серии картинок;
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:знакомство с
классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие
согласные;

выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения

звука в слове; выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких,
звонких, глухих согласных; «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных
звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу: звуковой анализ состава слогов и слов;
дифференциация понятий «звук» и «буква»; соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Планируемые результаты
-конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
-отвечать на вопросы педагога;
-задавать свои вопросы;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
-составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
-различать звуки и буквы;
-узнавать и называть буквы русского алфавита;
-соединять звуки в слоги.
13

Тематическое планирование занятий «Развитие речи»
№

Тема занятия

1.

Знакомство со школой и
друг с другом Развитие
связной речи. Рассказ по
картинке.
Мир слов вокруг нас. В
мире безмолвия и
неведомых звуков. Для
чего мы говорим.
Путешествие в мир
игрушек
В стране слов и слогов.
Господин Слогораздел.
Путешествие по сказкам
Ударение. Обозначение
ударения. Игра
«Молоточки».
Путешествие в деревню
К тайнам звуков и букв.
Особые обязанности
звуков. В саду и огороде
Согласные звуки и буквы.
Путешествие на луг

2.

3.

4.

5.

6.

Количество
часов
1

Речь устная и письменная.
На реке
8.
Предложение и слово.
Гуляем по зоопарку
9.
Выделение звуков в слове
Родственные слова. Игра
«Доскажи словечко»..
Путешествие в страну
мультфильмов
10. Гласные и согласные звуки
Путешествие в лес
7.

Содержание деятельности
Выявление и систематизация знаний.
Загадки на тему «Школа»

1

Дифференцирование гласных и
согласных звуков. Звуковой анализ слов,
состоящий из 3 звуков, с опорой на
фишки. Составление рассказа на тему
«Моя любимая игрушка»

1

Звуковой анализ слов, состоящих из 4
звуков. Работа по делению слов на
слоги. Пересказ любимой сказки
Домашние и дикие животные.
Составление рассказа - описания по
картине одного животного

1

1

Звуковой анализ слов. Составление
рассказа «Сбор урожая»

1

Дифференцирование согласных звуков.
Сюжетно-ролевая игра на тему «Что
увижу на лугу»
Составление рассказа по картине «На
рыбалке»
Составление рассказа - описания
животного по картине
Подбор слов к схемам.
Слогообразующая функция гласного
звука. Составление рассказа о любимом
мультгерое

1
1
1

1

Мягкость и твердость согласных звуков.
Составление рассказа о лесе в разные
времена года

Модуль «Школа для родителей»
Цель программы - построение системы взаимодействия с родителями будущих
первоклассников в форме двустороннего сотрудничества: родитель-педагог-психолог для
повышения и расширения социальных и культурных компетенций как условия успешной
адаптации младших школьников.
Задачи:
1.

Актуализировать

проблему

психофизиологических

особенностей

детей,

переходящих на следующую ступень обучения. Разработать тематические материалы для
взаимодействия с родителями.
14

2. Реализовать единые требования к развивающей среде, учитывая возрастные
особенности детей.
3. Продолжать осуществлять педагогическое информирование родителей о
возрастных психофизиологических особенностях детей 6-7 летнего возраста, переходящих
на следующую ступень обучения.
4. Развивать сотрудничество родителей и учителей школы. Реализация системы
мероприятий по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
5. Оказание консультативной и методической помощи родителям по педагогическим,
психологическим и коррекционным вопросам.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа отражают первоочередное право родителей на воспитание детей, т.к.
именно родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и
благополучие своих детей. Образовательное сопровождение родителей будущих
первоклассников понимается как система, предоставляющая им ориентационное поле, в
котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в
семье. Сопровождение предполагает особый способ деятельности по оказанию
педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в
преодолении и предупреждении социокультурных и психолого-педагогических проблем,
связанных с поступлением в школу. Принципы формирования программы: - достоверности
информации; сообщаемая информация должна опираться на научные медицинские,
психологические, педагогические, физиологические факты; соответствие содержания
программы возрастным и индивидуальным особенностям детей младшего школьного
возраста. А также вариативность, гибкость и мобильность программы, определяющаяся из
анкет и беседы с родителями индивидуальных запросов; практико-ориентированности
информации;

информация,

рекомендованная

родителям,

должна быть

практико-

ориентированной и способствовать гуманизации отношений и общения; взаимного
сотрудничества и взаимоуважения; доверительные взаимоотношения педагогов с
родителями, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания
детей; преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития
каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с
ОВЗ),

обеспечивающих

рост

творческого

потенциала,

познавательных

мотивов,

обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Обучение в начальной школе – это особый этап в жизни ребёнка, связанный:

15

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с
переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей
общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия
ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном
признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся
в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной
жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с
учителем и сверстниками в учебной деятельности;
- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты
адекватности;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями
дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Беседы-консультации с педагогами-психологами школы проводятся в течение
текущего учебного года, с февраля по апрель, по пятницам один раз в неделю (10 дней), по
1 занятию.

Продолжительность одной встречи – 40 минут. Проводится цикл бесед-

консультаций (10 занятий по модулю «Школа для родителей»), позволяющих подготовить
родителей к оказанию помощи ребёнку в решении возникающих у него проблем при
подготовке к школе.
Календарно-тематическое планирование образовательной программы
дополнительного образования детей «Школа для родителей»
№

Тема встречи

1 встреча

Готовность к школе.

2 встреча

Речевая готовность к школе.
Трудности обучения чтению и
письму.
Воспитание и образование.
Проблемы и перспективы.

3 встреча

16

Формы взаимодействия с
родителями
Анкетирование. «Круглый стол»
по теме и практические
рекомендации.
Видеогостинная.
Беседа и анализ анкет. Игры с
педагогическим содержанием

4 встреча

Разговорная речь как средство
общения с ребёнком. Общаться с
ребёнком, как?

5 встреча
6 встреча
7 встреча

Подготовка к школе. Вопрос-ответ.
Делаем уроки вместе.
Развитие познавательной
деятельности. Компьютер и здоровье
ребёнка.
Психологические причины
неуспеваемости в школе.
Психология семейных отношений
Задай вопрос - найди ответ

8 встреча
9 встреча
10 встреча

Тренинг.
Групповое обсуждение и
психолого-педагогические
рекомендации. Практические
рекомендации формулировок
«активного слушания».
Тренинг. «Разброс мнений».
Практикум для родителей
Беседа и анализ рисунков.
консультации
Тренинг в группах. Коллективное
проектирование.
педагогический брифинг
Тренинг «Конверт дружеских
вопросов».

В зависимости от запроса родителей проводятся беседы-консультации с педагогомлогопедом, при необходимости индивидуальной консультации планируется дата и время
индивидуальной консультации. При входящей диагностике учитель-логопед выявляет
фамилии, имена воспитанников ДОУ и других дошкольников, поступающих в первый
класс, нуждающихся в коррекции речи, планирует и проводит индивидуальные занятия по
коррекции речи в своё рабочее время, для этого вносит изменения в график работы по
согласованию с администрацией школы.
5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Календарный учебный график составлен на основе содержания и планируемых
результатов дополнительной программы «Школа будущего первоклассника».
Дата начала занятий: 07 февраля 2025г
Дата окончания занятий: 11 апреля 2025
Продолжительность обучения по дополнительной образовательной программе
«Школа будущего первоклассника» 10 учебных недель.
февраль
пн

вт

ср

чт

пт

март
сб

вс

1

2

пн

вт

ср

чт

апрель
пт

сб

вс

1

2

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

3

4

5

6

7

8

9

3

4

5

6

7

8

9

7

8

9

10

11

12

13

10

11

12

13

14

15

16

10

11

12

13

14

15

16

14

15

16

17

18

19

20

17

18

19

20

21

22

23

17

18

19

20

21

22

23

21

22

23

24

25

26

27

24

25

26

27

28

29

30

24

25

26

27

28

29

30

28

29

30

17

Обучение

участников

образовательной

программы

«Школа

будущего

первоклассника» организовано 1 раз в неделю, по пятницам. Занятия начинаются в 17.00.
Используется «ступенчатый» режим обучения: 3 урока в день по 30 минут каждый.
Обучение проводится без балльного оценивания и домашних заданий. Для профилактики
переутомления для участников программы предусмотрены перемены с организацией
подвижных игр.
1 занятие

17.00-17.30

2 занятие

17.40-18.10

3 занятие

18.20-18.50

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в «Школе
будущего первоклассника». Главную роль играют средства обучения, включающие
наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объектызаместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы,
таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных
демонстраций (компьютер, медиапроектор).
Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в
соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми
объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические
умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных
моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается
проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию,
развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное
требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе
заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть
представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный
раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал,
карточки с моделями чисел, счетные палочки).
18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».