Профилактика бытового и уличного травматизма у детей школьного возраста
27.01.2025
Уважаемые родители!
Одной из
первоочередных задач школы, семьи является активная борьба с детским
травматизмом, его предупреждение.
Профилактика бытового травматизма
Травматизм занимает
значительное место в структуре общей заболеваемости и смертности среди детей.
Характер и причины детского травматизма
имеют возрастную специфику. Если травмы у детей дошкольного возраста чаще всего
результат недосмотра взрослых, то у школьников они являются следствием грубых
шалостей, опасных игр, неумелого отношения с предметами быта и т. д.
По результатам статистических исследований
основное число травм возникает у детей школьного возраста. Этому способствуют
существенные изменения образа жизни, связанные с поступлением в школу, и
снижением контроля со стороны взрослых.
На первом месте по распространенности
находятся бытовые травмы, т. е. полученные во дворе, дома, во время
игр и спортивных развлечений и т. д. Это – падение с высоты (крыши,
деревья), ранения острыми предметами; огнестрельные ранения из самопалов и
пугачей; травмы, связанные с неправильным обращением с электричеством
и электроприборами. Нередко травмы у школьников возникают при
неорганизованных занятиях спортом у детей младшего и среднего школьного
возраста – при падении с качелей, при нарушении правил катания на санках,
прыжках с трамплина, при катании на лыжах с крутых склонов, при езде на
велосипеде и т. д.
Второе место занимает транспортный
травматизм. Несчастные случаи на улицах и дорогах занимают первое место среди
причин смертности от травм детей старше 4 лет.
Одно из ведущих мест среди причин
смертности детей школьного возраста занимают несчастные случаи на воде. Они
являются следствием безнадзорности детей во время купания, неумения их плавать,
несоблюдения правил купания, а также нарушения взрослыми правил катания с
детьми на лодках и других плавательных средствах.
Кроме того, достаточно часто
регистрируются и отравления среди детей. Причинами отравления детей бывают
различные ядовитые грибы, ягоды, листья стеблей, корневища растений, а также
небрежно хранящиеся лекарственные вещества, ядохимикаты и др.
Опыт показывает, что детский травматизм
связан, в основном, с отсутствием у детей прочных навыков правильного поведения
в различных жизненных ситуациях, поэтому травматизму наиболее подвержены дети
младшего школьного возраста.
Регистрируются несчастные случаи и
в школе. Чаще всего они возникают во внеурочное время в классе, коридоре,
во дворе. Большинство травм – результат недисциплинированности детей (падения с
лестниц, парт, подоконников, подножки и т. д.). Вместе с тем причиной
этих случаев могут стать нарушения санитарно-гигиенических норм и правил
эксплуатации школьных помещений.
Случаются травмы, получаемые
на уроках физкультуры или на занятиях в спортивных секциях . В целях их
профилактики преподаватели строго придерживаются последовательности в освоении
учебной программы, обучают ребят необходимым навыкам при занятии спортом,
постепенно увеличивая физическую нагрузку, следят за соблюдением правила
страховки при выполнении упражнений, связанных с риском падения, обеспечивают
контроль за поведением детей на занятиях. Важно следить за тем, чтобы снаряды
соответствовали по размерам гигиеническим нормам; были исправны.
Наблюдаются травмы и во время
учебно-производственных занятий школьников. Их причины – свойственная детям
любознательность, шалости, отсутствие практического опыта, незнание правил
техники безопасности при работе в мастерских, химических лабораториях и др.
На основании бесед с детьми, получившими
травмы, можно выделить два основных типа причин повреждений:
1 тип – причина травмы – неадекватное
поведение ребенка, т. е. его действия заведомо чреваты возможностью
получения травмы (игры на крышах, стройках, лазание по деревьям
и т. д.).
Причины этого типа в свою очередь делятся
на две группы:
§
неадекватное поведение ребенка на фоне
полной неосведомленности о возможности получения травмы;
§
неадекватное поведение на фоне имеющихся
знаний о возможности получения травмы.
2 тип – причина травмы –
неблагоустроенность внешней среды, халатность и недосмотр взрослых
и т. д.
При данном типе причин травм неадекватное
поведение детей отсутствует, или оно играет минимальную роль.
В каждой возрастной группе школьников
преобладает тот или иной тип причин травм. У школьников младшего и среднего
возраста преобладает 1-й тип причин травм, при этом у младших школьников
преобладает низкий уровень осведомленности о возможности получения травм,
несформированность навыков и умений безопасного поведения. У школьников
среднего возраста учащаются травмы, возникающие из-за пренебрежения имеющимися
знаниями, часто в силу неверного толкования таких понятий, как «смелость»,
«трусость», «геройство» и т. д. Иными словами, и в этой возрастной
группе также отсутствует навык безопасного поведения. В старшем школьном
возрасте число детей, неосведомленных о травматических последствиях
определенных вариантов поведения и игр, наименьшее. При этом относительно
большим становится число случаев травм с причинами 2-го типа, в основном в
результате роста спортивного травматизма.
Анализ данных об оказании доврачебной
помощи пострадавшим детям показывает, что взрослое население слабо
ориентированно в этих вопросах. В 50 % случаев помощь детям и их
транспортировка в медицинское учреждение проводятся неправильно. Это усугубляет
тяжесть повреждений, затрудняет лечение.
Работа по профилактике детского
травматизма должна вестись в трех основных направлениях:
1. Создание травмобезопасной среды, в
которой пребывают дети;
2. Выработка у детей безопасного поведения
в различных жизненных ситуациях;
3. Закаливание и физическое развитие
детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку
координации движений.
Работу по профилактике травматизма
необходимо проводить дифференцировано, в зависимости от возраста учащихся.
Мероприятия по профилактике травматизма
включаются в план воспитательной работы, который контролируется заведующим
учебной частью и директором школы. В планах представлен весь комплекс
мероприятий по профилактике всех видов травматизма.
Учителя физкультуры, труда включают
элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал.
В профилактике травматизма у детей
принимают участие разные категории населения. Поэтому необходимо подготавливать
по вопросам профилактики педагогический и технический персонал школ, родителей.
Выбор методов и средств для обучения и
воспитания учащихся определяется прежде всего их возрастными особенностями и
задачами профилактики травматизма среди детей каждой возрастной группы.
Для школьников младшего возраста наиболее
важным является обучение, т. е. сообщение системы знаний о мерах
безопасности и выработка на их основе осознанных навыков поведения.
Наиболее распространен традиционный способ обучения: сообщение знаний, их
запоминание, упражнения.
Основная работа, направленная на
профилактику травматизма, проводится во внеурочное время. Со школьниками
младшего возраста проводятся беседы, в которых может принять участие врач,
медицинская сестра, учитель, представитель ГИБДД, родители и др. Язык и
содержание беседы должны быть доступны для понимания ребенка, длиться не более
30-35 минут. Материал излагается в форме, предусматривающей возможность
задать детям вопросы, выслушать их ответы. Максимально следует использовать
различные наглядные пособия: картинки, иллюстрации в книгах, плакаты, листовки.
Для учащихся младших классов эти материалы доходчивы и убедительны.
Иногда бывает полезно рассказать школьнику
о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ
запомнился ребенку и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного
поведения, необходимо предоставить ему возможность самому разобраться в
причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации
избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда
можно предотвратить.
Ушибы и удары могут быть следствием не
только недисциплинированности, но и неловкости. Ребенку необходимо быть
физически развитым, такие дети реже падают, более ловки, уверенней выполняют
работу по дому. Ловкость, умение ориентироваться в окружающей обстановке
прививают ребенку систематические занятия физическими упражнениями, спортом.
Уроков физкультуры недостаточно, следует поощрять желание детей заниматься в
спортивных секциях. Такие занятия не только физически развивают, но и
дисциплинируют детей, являются хорошей разрядкой энергии, отвлекают от
рискованных шалостей на крышах, стройках и т. д.
Родители не должны равнодушно проходить
мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она
угрожает чужому ребенку.
Профилактика уличного травматизма
Уличный травматизм у
детей занимает второе место после бытового и составляет 15-16% от общего
количества травм. В большинстве своем травмы на улицах являются результатом
падений, которые чаще всего бывают в снегопад, гололед, листопад. К уличным
травмам относятся и повреждения, нанесенные средствами транспорта. Они
составляют 3-4% всех травм у детей, но тяжесть их очень велика. Вследствие
транспортных повреждений погибает детей больше, чем при всех других видах
травматизма. Инвалидность- нередкий исход этого вида травм. Наибольшее
количество транспортных травм наносится автомобилями, меньше- трамваями,
троллейбусами, велосипедами, мотоциклами. Причины транспортных травм можно
разделить на три группы:
ü Неправильное поведение самих детей.
ü Вина водителей транспорта.
ü Вина взрослых, сопровождающих детей.
В деле профилактики уличного травматизма
необходима помощь семьи.
Мы просим Вас:
1. Обучайте детей правилам дорожного движения всегда, когда для этого
предоставляется возможность, и в первую очередь Вашим личным примером.
2. Покажите ребенку кратчайший безопасный путь в школу, в магазин и т.д.
Когда ребенок впервые отправляется в школу, следует
показать ему наиболее короткий и безопасный путь, обучить правилам перехода
через улицу. Однако нередко можно видеть, как взрослые сами подают детям пример
неправильного поведения на проезжей части улицы. В этом случае никакие
дальнейшие наставления родителей о необходимости быть осторожным не будут иметь
успеха.
3. Научите ребенка переходить улицу, дорогу, перекресток, площадь,
оборудованные и не оборудованные светофорами, с обозначенными пешеходными
переходами и без них. Ребенок должен знать различные виды светофоров, сигналы
регулировщика, правильно реагировать на них. Следует познакомить его с наиболее
распространенными дорожными знаками, рассказать, для чего они установлены,
научить ориентироваться на эти знаки при переходе улиц и дорог.
4. Обращайте внимание ребенка на сезонные особенности перехода улиц и дорог-
снегопад, дождь, туман, гололед, листопад, другие опасные погодные явления. Учите
его быть особо внимательным на дорогах в ненастные дни.
5. Обращайте внимание ребенка на ошибки, допускаемые водителями, пешеходами
при переходе улиц и дорог, указывайте на возможные последствия этих ошибок.
6. Научите ребенка правильно двигаться по загородной дороге, переходить ее.
7. Если у вашего ребенка есть велосипед, научите его правилам безопасной езды.
Помните, что ездить на велосипеде по улицам имеют право лишь дети, которым
исполнилось 14 лет. Дети младшего школьного возраста могут кататься на
велосипеде в специально отведенных для этой цели местах.
8. Объясните ребенку правила поведения в общественном транспорте, правила
поведения пешехода(по какой стороне тротуара следует идти, как обгонять
прохожих).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2025
Дата обновления: 27.01.2025
Дата публикации: 27.01.2025