Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
(МАОУ «СОШ №24»)
СОГЛАСОВАНО
РАССМОТРЕНО
Заместитель директора по
Руководитель ШМО
учителей начальных классов
/0 ^ - -
О.В. Заклепкина
Протокол № 1 от
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ «СОШ
УВР МАОУ «СОШ №
’.В.Зайдулина
C & jf'' Л.А
^5.08.2025года
25.08.25года
ПРИЛОЖЕНИЕ
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МАОУ «СОШ №24»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ТРОПИНКА ДОБРА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Срок освоения программы: 5 лет
Разработчик программы:
социальный педагог
Закирзянова И.С.
МО Краснотурьинск,
2025 г
Пояснительная записка
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие нарушения здоровья
и развития различной степени. Для получения образования этими детьми действует система
специального (коррекционного) образования, активно развивается система интегрированного
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в
организациях системы общего образования.
В обязанности социального педагога неразрывно связана с основной стратегической
миссией ПМПК – выявлением детей с особыми потребностями, в координации
взаимодействия
субьектов
образовательного
процесса.
Осуществляет
диагностику
социальной адаптации обучающихся, имеющих отклонения в развитии, изучает психологопедагогические особенности личности и ее микросоциума, условия жизни, интересы и
потребности, положение в коллективе, трудности и проблемы, выступает посредником
между обучающемся и школой, семьей, социальными партнерами. Способствует созданию
комфортной и безопасной обстановки, обеспечению полноценного личностного развития
обучающихся, имеющих специальные образовательные потребности в пределах выполнения
учеником индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, утвержденного
ПМПК. Проводит консультативную и просветительскую работу в пределах своей
компетенции с обучающимися, их родителями и педагогами образовательных организаций.
В последнее время проблема девиантного поведения детей с ограниченными
возможностями здоровья находится в центре внимания педагогов, социальных педагогов,
психологов, медицинских работников.
Негативное поведение детей в специальной литературе называют отклоняющимся или
девиантным. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не
соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб
самой личности или окружающим людям.
Девиантное поведение – это система поступков, противоречащих принятым в обществе
нормам, проявляющееся в виде несбалансированности психических процессов у подростков
и ведущее к дезадаптации. Такие подростки рассматриваются как дисгармоничные личности,
неспособные отвечать за свою судьбу и совершаемые поступки. Они не самостоятельны и не
автономны в принятии решений.
Для того чтобы стать законопослушным гражданином и успешно социализироваться,
необходимо выполнить следующие условия:
· осознать нормы общества;
· осознать себя частью общества;
· принять нормы общества как свои.
Есть обучающиеся с ОВЗ испытывающие затруднения по всем пунктам, и к этому нужно
отнестись с большим вниманием.
Сложности социальной адаптации детей с ОВЗ связаны с их эмоциональной незрелостью и
нарушениями эмоциональной регуляции поведения - синдром психического инфантилизма.
Отмечается:
- преобладание игровых интересов над познавательными;
- эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная
весёлость;
- неумение контролировать свои действия и поступки, эгоизм;
-отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание
подчиняться правилам.
Дети с инфантильным поведением нередко попадают под влияние сверстников или детей
старше возрастом с асоциальными установками, без раздумий присоединяются к
противоправным действиям и поступкам.
Данная программа разработана на основе документов, регламентирующих работу с
детьми ОВЗ:
1.
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3.
Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».
Цель программы: формирование единого социально-педагогического пространства в сфере
профилактики правонарушений, девиантного поведения обучающихся с ОВЗ и их семей по
вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания;
коррекции, развития и социализации обучающихся.
Задачи:
1. Обеспечение
сохранения
здоровья,
несовершеннолетних имеющих ОВЗ;
защиты
прав
и
законных
интересов
Создание условий по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий
2.
несовершеннолетних имеющих ОВЗ:
3. Своевременное
выявление
детей
с
трудностями
адаптации,
обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
4. Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки
необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми
5. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на
здоровый образ жизни.
6. Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в
процессе трудового, социально бытового обучения.
7.Воспитать у несовершеннолетнего уважения к Закону, правопорядку, нравственноправовым нормам, правовой компетентности, ответственного поведение, присущего
законопослушному гражданину;
8.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов
9.Формировать умений и навыков применения правовых знаний на практике, устойчивой
привычки действовать в соответствии с правовыми нормами и предписаниями;
10.Развить социально-правовой активности, умения подростков действовать в рамках
общепринятые норм и правил, грамотно отстаивать свои права;
11.Формировать умения конструктивно выражать свое мнение и эффективно разрешать
конфликтные ситуации;
10.Формировать навыков здорового образа жизни и ценностного отношения к своему
здоровью.
Таким образом правовое просвещение, формирование законопослушного поведения
обучающихся с ОВЗ, выявление и устранение причин и условий, способствующих развитию
деструктивного поведения – одно из приоритетных направлений деятельности системы
профилактики.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программа
Рабочая программа социального педагога для обучающихся с
ОВЗ
Основные разработчики
Социальный педагог
программы
Цель программы
Построение системной образовательной деятельности по
формирования всесторонне развитой, гармоничной,
самостоятельной, зрелой и законопослушной личности.
Формирование и развитие у обучающихся устойчивого
поведения к нарушению социальных норм и правил поведения,
по профилактике коррекция асоциального (девиантного)
поведения, нарушений эмоционально-волевой сферы и
типичных отклонений в поведении детей ОВЗ
Срок реализации программы
2025-2030 гг.
Исполнители мероприятий
социальный педагог, классные руководители, обучающиеся
программы
МАОУ «СОШ №24»
Ожидаемые конечные
-сформированность у подростков основ законопослушного
результаты реализации
поведения, правового самосознания, нравственных качеств,
программы
позитивных представлений об общечеловеческих ценностях,
здоровом образе жизни.
-усвоение
обучающимися
противодействие
норм
экстремизму,
толерантности,
нетерпимости
к
навыков
любому
проявлению жестокости, и агрессивности.
позитивной
-сформированность
самооценки,
навыков
принятия решений, устойчивости к групповому давлению и
избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ, умения
сказать «нет».
- создание условий для обеспечения защиты прав детей, их
социальной реабилитации и адаптации в обществе;
- повышение образовательного уровня родителей и детей по
вопросам профилактики правонарушений;
-информационное
участников
и
методическое
образовательного
взаимодействие
процесса,
направленное
всех
на
профилактику правонарушений;
-формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в
социально-опасном положении.
-повышение
уровня
информированности
школьников
об
ответственности за совершение правонарушений;
-
оказание
практической
помощи
родителям
при
возникновении проблемных ситуаций; обучение родителей
навыкам
социально-поддерживающего
и
развивающего
поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком
(подростком).
условий
-создание
для
развития
личности
учащегося,
формирование позитивной аутоидентификации, ценностных
ориентаций и установок, усвоении основных жизненных
навыков, необходимых для успешной самореализации и
противостояния
возможному
давлению
со
стороны
правонарушителей.
Условия реализации
-комплексная диагностика причин и условий, способствующих
программы
совершению правонарушений среди несовершеннолетних.
межведомственного
-развитие
субъектами
профилактики,
взаимодействия
педагогическим
между
коллективом
образовательного учреждения родителями и учащимися.
-удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей и
педагогов во внеурочное время.
Прогнозируемые результаты
Критерии
Повышать
уровень
Показатели
познавательной
активности и расширять объем имеющихся
Должны уметь ориентироваться в окружающем
мире, знать мир профессий.
знаний и представлений об окружающем мире
Развить
у
обучающихся
способность
к
Должны соблюдать нормы поведения в
профессиональной адаптации, умения, навыки
общественных местах и различных жизненных
необходимые для общения и взаимодействия с
ситуациях, конструктивно взаимодействовать с
другими людьми
окружающими.
Сохранять и укреплять здоровье обучающихся
Иметь представления о позитивных факторах,
и формировать мотивацию у них на здоровый
влияющих на здоровье, умение самостоятельно
образ жизни
поддерживать свое здоровье.
Формировать навыки и умения необходимые
Должны уметь применять полученные знания в
для успешного вхождения в общество в
практической жизнедеятельности, знать
процессе
доступные приемы труда и технку
трудового,
социально
бытового
обучения
безопасности
Схема социально –педагогической поддержки обучающегося с ОВЗ:
Администрация школы
Классный руководитель
Социальный педагог
Координация действий служб
Сопровождение и
Защита законных прав и
сопровождения образовательной
ежедневный контроль
интересов. Формирование
организации. Контроль за
несовершеннолетнего
позитивных интересов.
соблюдением прав ребенка
(посещение школы,
Формирование
поведение на уроках,
нравственных понятий:
внеурочная деятельность,
развитие эмоционально-
занятость и посещение
волевой сферы.
дополнительных занятий,
Изучение
элективных курсов).
психологического
Помощь в формировании
своеобразия, особенностей
взаимоотношений между
жизни и воспитания,
педагогами,
отношения к учению,
одноклассниками и
волевого развития
сверстниками.
личности, недостатков
эмоционального развития.
Проведение социальных
рейдов в семью с целью
обследования
- материально-бытовых
условий;
- занятость
несовершеннолетних в
каникулярный период ,
занятость во внеурочное
время, участие в
общешкольных
мероприятиях;
- разъяснительные беседы
с родителями (законными
представителями)
о
надлежащем исполнении
родительских
обязанностей, выполнение
режима дня
несовершеннолетних.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей-инвалидов с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в
условиях образовательного учреждения;
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам
реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации обучающихся.
В
процессе
консультирование
профилактики
родителей,
индивидуально-психологические
девиантного
педагогов,
поведения
позволяющее
особенности
детей
и
особое
взрослым
место
лучше
подростков,
занимает
понять
подвергнуть
критическому самоанализу свои действия. Родителям необходимо соблюдать рекомендации
педагогов и психологов, найти с ребенком общий язык, учитывая особенности психологии и
развития своего ребенка, ненавязчиво, уделять ребенку больше времени, интересоваться его
жизнью и проблемами, особенно внутренними. Эмоционально поддерживать, дарить
любовь, относиться к нему как к равноправному члену семьи, с соответствующими правами
и обязанностями.
Учебно-воспитательная направлена на разъяснительную деятельность по вопросам,
связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со
всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (имеющими, так и не
имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является организация
совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов. Сотрудничество школы и семьи,
изучение семьи являются решающим фактором воспитания ребенка с ограниченными
возможностями здоровья. В процессе профилактики и коррекции отклоняющегося поведения
необходимо обратить внимание на проблемы досуга несовершеннолетних, развитие
полезных интересов и высших духовных ценностей. Дети и подростки с девиантной
направленностью имеют много не заполненного свободного времени. Профилактика
девиаций
через
включение
несовершеннолетних
в
деятельность
класса,
школы
подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и
самоутверждения для каждого конкретного ребенка. В образовательных организациях
проводятся различные мероприятия, акции, встречи, часы общения. Обучающийся
требующий повышенного внимания должен иметь достаточно возможностей для пробы сил
в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального
опыта. Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности педагогов
является формирование будущих жизненных устремлений подростков с ограниченными
возможностями здоровья, связанных с профессиональной ориентацией, с выбором и
освоением будущей профессии.
- социально-правовая работа
План работы социального педагога
№
Направления деятельности
Сроки
Диагностическое
Исследование
1
семьи
для
выявления
общих,
социально-
педагогических сведений о семье в соответствии с социальным
паспортом семьи
Сентябрь,
октябрь
- изучение семьи (детско-родительских и родительско-детских
отношений);
по
запросу
- изучение интересов и способностей учащихся;
- вовлечение учащихся во внеурочную деятельность
-выявление
замкнутость,
нарушений
обидчивость
в
поведении
и
т.д.)
через
(гиперактивность,
анкетирование,
наблюдение во время занятий, беседы с родителями.
2
Изучение ситуации развития ребенка, условий воспитания.
Обследование жилищно-бытовых условий.
Сентябрь,
октябрь
май
3
Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов,
В течение
затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на
учебного года.
ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных
По мере
последствий.
необходимости
Учебно-воспитательное
1
Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием
В течение
ребенка.
учебного год, по
-контроль за успеваемостью детей-инвалидов с ограниченными
необходимости
возможностями здоровья.
Оказание своевременной помощи в
обучении детей.
2
Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте,
В течение
выработка единых педагогических требований в работе с детьми
учебного год
данной категории в ОУ.
3
Содействие в социальной адаптации обучающегося (экскурсии,
В течение
участие в праздниках, концертах, общешкольных и спортивных
учебного года,
мероприятиях).
по плану ВР
Оздоровительное
1
2
Обеспечение
сохранности
и
укрепление
физического,
В течение
психического, социального и нравственного здоровья личности.
учебного года
Организация совместных усилий социальной, медицинской,
В течение
педагогической поддержки.
учебного года,
-контроль за организацией питания учащихся с ограниченными
по плану
возможностями
3
Вовлечение в общешкольные мероприятия:
В течение
учебного года,
по плану
Консультационное
1
Консультирование
родителей
обучающегося
по
организационным вопросам. Контроль за соблюдением прав
В течение
учебного года
ребенка в семье и школе.
Социально-правовое
1
Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов.
Октябрь,
- помощь в организации каникулярного периода, летнего отдыха
декабрь,
и оздоровления .
март, май
2
Защита законных прав и интересов несовершеннолетнего.
3
Содействие в решении социально-правовых проблем.
По запросу
По
необходимости