Программа коррекционного курса _Тропина добра_

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
(МАОУ «СОШ №24»)

СОГЛАСОВАНО

РАССМОТРЕНО

Заместитель директора по

Руководитель ШМО
учителей начальных классов
/0 ^ - -

О.В. Заклепкина

Протокол № 1 от

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ «СОШ

УВР МАОУ «СОШ №
’.В.Зайдулина

C & jf'' Л.А
^5.08.2025года

25.08.25года

ПРИЛОЖЕНИЕ
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МАОУ «СОШ №24»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ТРОПИНКА ДОБРА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Срок освоения программы: 5 лет

Разработчик программы:
социальный педагог
Закирзянова И.С.

МО Краснотурьинск,
2025 г

Пояснительная записка
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие нарушения здоровья
и развития различной степени. Для получения образования этими детьми действует система
специального (коррекционного) образования, активно развивается система интегрированного
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в
организациях системы общего образования.
В обязанности социального педагога неразрывно связана с основной стратегической
миссией ПМПК – выявлением детей с особыми потребностями, в координации
взаимодействия

субьектов

образовательного

процесса.

Осуществляет

диагностику

социальной адаптации обучающихся, имеющих отклонения в развитии, изучает психологопедагогические особенности личности и ее микросоциума, условия жизни, интересы и
потребности, положение в коллективе, трудности и проблемы, выступает посредником
между обучающемся и школой, семьей, социальными партнерами. Способствует созданию
комфортной и безопасной обстановки, обеспечению полноценного личностного развития
обучающихся, имеющих специальные образовательные потребности в пределах выполнения
учеником индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, утвержденного
ПМПК. Проводит консультативную и просветительскую работу в пределах своей
компетенции с обучающимися, их родителями и педагогами образовательных организаций.
В последнее время проблема девиантного поведения детей с ограниченными
возможностями здоровья находится в центре внимания педагогов, социальных педагогов,
психологов, медицинских работников.
Негативное поведение детей в специальной литературе называют отклоняющимся или
девиантным. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не
соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб
самой личности или окружающим людям.
Девиантное поведение – это система поступков, противоречащих принятым в обществе
нормам, проявляющееся в виде несбалансированности психических процессов у подростков
и ведущее к дезадаптации. Такие подростки рассматриваются как дисгармоничные личности,
неспособные отвечать за свою судьбу и совершаемые поступки. Они не самостоятельны и не
автономны в принятии решений.
Для того чтобы стать законопослушным гражданином и успешно социализироваться,
необходимо выполнить следующие условия:

· осознать нормы общества;
· осознать себя частью общества;
· принять нормы общества как свои.
Есть обучающиеся с ОВЗ испытывающие затруднения по всем пунктам, и к этому нужно
отнестись с большим вниманием.
Сложности социальной адаптации детей с ОВЗ связаны с их эмоциональной незрелостью и
нарушениями эмоциональной регуляции поведения - синдром психического инфантилизма.
Отмечается:
- преобладание игровых интересов над познавательными;
- эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная
весёлость;
- неумение контролировать свои действия и поступки, эгоизм;
-отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание
подчиняться правилам.
Дети с инфантильным поведением нередко попадают под влияние сверстников или детей
старше возрастом с асоциальными установками, без раздумий присоединяются к
противоправным действиям и поступкам.
Данная программа разработана на основе документов, регламентирующих работу с
детьми ОВЗ:
1.

Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3.

Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации».
Цель программы: формирование единого социально-педагогического пространства в сфере
профилактики правонарушений, девиантного поведения обучающихся с ОВЗ и их семей по
вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания;
коррекции, развития и социализации обучающихся.
Задачи:
1. Обеспечение

сохранения

здоровья,

несовершеннолетних имеющих ОВЗ;

защиты

прав

и

законных

интересов

Создание условий по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий

2.

несовершеннолетних имеющих ОВЗ:
3. Своевременное

выявление

детей

с

трудностями

адаптации,

обусловленными

ограниченными возможностями здоровья;
4. Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки
необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми
5. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на
здоровый образ жизни.
6. Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в
процессе трудового, социально бытового обучения.
7.Воспитать у несовершеннолетнего уважения к Закону, правопорядку, нравственноправовым нормам, правовой компетентности, ответственного поведение, присущего
законопослушному гражданину;
8.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов
9.Формировать умений и навыков применения правовых знаний на практике, устойчивой
привычки действовать в соответствии с правовыми нормами и предписаниями;
10.Развить социально-правовой активности, умения подростков действовать в рамках
общепринятые норм и правил, грамотно отстаивать свои права;
11.Формировать умения конструктивно выражать свое мнение и эффективно разрешать
конфликтные ситуации;
10.Формировать навыков здорового образа жизни и ценностного отношения к своему
здоровью.
Таким образом правовое просвещение, формирование законопослушного поведения
обучающихся с ОВЗ, выявление и устранение причин и условий, способствующих развитию
деструктивного поведения – одно из приоритетных направлений деятельности системы
профилактики.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программа

Рабочая программа социального педагога для обучающихся с
ОВЗ

Основные разработчики

Социальный педагог

программы
Цель программы

Построение системной образовательной деятельности по

формирования всесторонне развитой, гармоничной,
самостоятельной, зрелой и законопослушной личности.
Формирование и развитие у обучающихся устойчивого
поведения к нарушению социальных норм и правил поведения,
по профилактике коррекция асоциального (девиантного)
поведения, нарушений эмоционально-волевой сферы и
типичных отклонений в поведении детей ОВЗ
Срок реализации программы

2025-2030 гг.

Исполнители мероприятий

социальный педагог, классные руководители, обучающиеся

программы

МАОУ «СОШ №24»

Ожидаемые конечные

-сформированность у подростков основ законопослушного

результаты реализации

поведения, правового самосознания, нравственных качеств,

программы

позитивных представлений об общечеловеческих ценностях,
здоровом образе жизни.
-усвоение

обучающимися

противодействие

норм

экстремизму,

толерантности,
нетерпимости

к

навыков
любому

проявлению жестокости, и агрессивности.
позитивной

-сформированность

самооценки,

навыков

принятия решений, устойчивости к групповому давлению и
избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ, умения
сказать «нет».
- создание условий для обеспечения защиты прав детей, их
социальной реабилитации и адаптации в обществе;
- повышение образовательного уровня родителей и детей по
вопросам профилактики правонарушений;
-информационное
участников

и

методическое

образовательного

взаимодействие

процесса,

направленное

всех
на

профилактику правонарушений;
-формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в
социально-опасном положении.
-повышение

уровня

информированности

школьников

об

ответственности за совершение правонарушений;
-

оказание

практической

помощи

родителям

при

возникновении проблемных ситуаций; обучение родителей

навыкам

социально-поддерживающего

и

развивающего

поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком
(подростком).
условий

-создание

для

развития

личности

учащегося,

формирование позитивной аутоидентификации, ценностных
ориентаций и установок, усвоении основных жизненных
навыков, необходимых для успешной самореализации и
противостояния

возможному

давлению

со

стороны

правонарушителей.
Условия реализации

-комплексная диагностика причин и условий, способствующих

программы

совершению правонарушений среди несовершеннолетних.
межведомственного

-развитие
субъектами

профилактики,

взаимодействия

педагогическим

между

коллективом

образовательного учреждения родителями и учащимися.
-удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей и
педагогов во внеурочное время.
Прогнозируемые результаты
Критерии
Повышать

уровень

Показатели
познавательной

активности и расширять объем имеющихся

Должны уметь ориентироваться в окружающем
мире, знать мир профессий.

знаний и представлений об окружающем мире
Развить

у

обучающихся

способность

к

Должны соблюдать нормы поведения в

профессиональной адаптации, умения, навыки

общественных местах и различных жизненных

необходимые для общения и взаимодействия с

ситуациях, конструктивно взаимодействовать с

другими людьми

окружающими.

Сохранять и укреплять здоровье обучающихся

Иметь представления о позитивных факторах,

и формировать мотивацию у них на здоровый

влияющих на здоровье, умение самостоятельно

образ жизни

поддерживать свое здоровье.

Формировать навыки и умения необходимые

Должны уметь применять полученные знания в

для успешного вхождения в общество в

практической жизнедеятельности, знать

процессе

доступные приемы труда и технку

трудового,

социально

бытового

обучения

безопасности

Схема социально –педагогической поддержки обучающегося с ОВЗ:
Администрация школы

Классный руководитель

Социальный педагог

Координация действий служб

Сопровождение и

Защита законных прав и

сопровождения образовательной

ежедневный контроль

интересов. Формирование

организации. Контроль за

несовершеннолетнего

позитивных интересов.

соблюдением прав ребенка

(посещение школы,

Формирование

поведение на уроках,

нравственных понятий:

внеурочная деятельность,

развитие эмоционально-

занятость и посещение

волевой сферы.

дополнительных занятий,

Изучение

элективных курсов).

психологического

Помощь в формировании

своеобразия, особенностей

взаимоотношений между

жизни и воспитания,

педагогами,

отношения к учению,

одноклассниками и

волевого развития

сверстниками.

личности, недостатков
эмоционального развития.
Проведение социальных
рейдов в семью с целью
обследования
- материально-бытовых
условий;
- занятость
несовершеннолетних в
каникулярный период ,
занятость во внеурочное
время, участие в
общешкольных
мероприятиях;
- разъяснительные беседы
с родителями (законными
представителями)

о

надлежащем исполнении
родительских
обязанностей, выполнение
режима дня
несовершеннолетних.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей-инвалидов с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в
условиях образовательного учреждения;
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам

реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации обучающихся.
В

процессе

консультирование

профилактики
родителей,

индивидуально-психологические

девиантного
педагогов,

поведения

позволяющее

особенности

детей

и

особое
взрослым

место
лучше

подростков,

занимает
понять

подвергнуть

критическому самоанализу свои действия. Родителям необходимо соблюдать рекомендации
педагогов и психологов, найти с ребенком общий язык, учитывая особенности психологии и
развития своего ребенка, ненавязчиво, уделять ребенку больше времени, интересоваться его
жизнью и проблемами, особенно внутренними. Эмоционально поддерживать, дарить
любовь, относиться к нему как к равноправному члену семьи, с соответствующими правами
и обязанностями.
Учебно-воспитательная направлена на разъяснительную деятельность по вопросам,
связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со
всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (имеющими, так и не
имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является организация
совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов. Сотрудничество школы и семьи,
изучение семьи являются решающим фактором воспитания ребенка с ограниченными
возможностями здоровья. В процессе профилактики и коррекции отклоняющегося поведения
необходимо обратить внимание на проблемы досуга несовершеннолетних, развитие
полезных интересов и высших духовных ценностей. Дети и подростки с девиантной
направленностью имеют много не заполненного свободного времени. Профилактика
девиаций

через

включение

несовершеннолетних

в

деятельность

класса,

школы

подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и
самоутверждения для каждого конкретного ребенка. В образовательных организациях
проводятся различные мероприятия, акции, встречи, часы общения. Обучающийся
требующий повышенного внимания должен иметь достаточно возможностей для пробы сил
в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального
опыта. Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности педагогов
является формирование будущих жизненных устремлений подростков с ограниченными
возможностями здоровья, связанных с профессиональной ориентацией, с выбором и
освоением будущей профессии.

- социально-правовая работа

План работы социального педагога
№

Направления деятельности

Сроки

Диагностическое
Исследование
1

семьи

для

выявления

общих,

социально-

педагогических сведений о семье в соответствии с социальным
паспортом семьи

Сентябрь,
октябрь

- изучение семьи (детско-родительских и родительско-детских
отношений);

по
запросу

- изучение интересов и способностей учащихся;
- вовлечение учащихся во внеурочную деятельность
-выявление
замкнутость,

нарушений
обидчивость

в

поведении
и

т.д.)

через

(гиперактивность,
анкетирование,

наблюдение во время занятий, беседы с родителями.
2

Изучение ситуации развития ребенка, условий воспитания.
Обследование жилищно-бытовых условий.

Сентябрь,
октябрь
май

3

Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов,

В течение

затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на

учебного года.

ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных

По мере

последствий.

необходимости

Учебно-воспитательное
1

Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием

В течение

ребенка.

учебного год, по

-контроль за успеваемостью детей-инвалидов с ограниченными

необходимости

возможностями здоровья.

Оказание своевременной помощи в

обучении детей.
2

Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте,

В течение

выработка единых педагогических требований в работе с детьми

учебного год

данной категории в ОУ.
3

Содействие в социальной адаптации обучающегося (экскурсии,

В течение

участие в праздниках, концертах, общешкольных и спортивных

учебного года,

мероприятиях).

по плану ВР

Оздоровительное
1

2

Обеспечение

сохранности

и

укрепление

физического,

В течение

психического, социального и нравственного здоровья личности.

учебного года

Организация совместных усилий социальной, медицинской,

В течение

педагогической поддержки.

учебного года,

-контроль за организацией питания учащихся с ограниченными

по плану

возможностями
3

Вовлечение в общешкольные мероприятия:

В течение
учебного года,
по плану

Консультационное
1

Консультирование

родителей

обучающегося

по

организационным вопросам. Контроль за соблюдением прав

В течение
учебного года

ребенка в семье и школе.

Социально-правовое

1

Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов.

Октябрь,

- помощь в организации каникулярного периода, летнего отдыха

декабрь,

и оздоровления .

март, май

2

Защита законных прав и интересов несовершеннолетнего.

3

Содействие в решении социально-правовых проблем.

По запросу
По
необходимости


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».