РП Школа волонтера 2025-2026 г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Принята на заседании
Педагогического Совета
МАОУ «СОШ № 24»
Протокол JM i от
2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Школа волонтера»
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Срок реализации: Мод (68 часов)

Автор-составитель:
Шиморина Т.Г.,
педагог дополнительного образования

г. Краснотурьинск, 2025 год

Пояснительная записка
Данная

программа

является

программой

дополнительного

образования,

предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий, которая относится к
социально-гуманитарной направленности.
Актуальность
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

1.

Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в

2.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

3.

ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,

4.

утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О

5.

национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об

6.
утверждении

Основ

государственной

политики

по

сохранению

и

укреплению

традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

7.

сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

8.

января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678

9.
«Об

утверждении

Правил

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
10.

Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении

профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);

11.

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее –Порядок);
12.

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей»;
13.

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства

просвещения РФ от 5августа 2020г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществлении

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ»;
14.

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
15.

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических

рекомендациях»
образовательной

(вместе

с

деятельности

«Методическими
с

рекомендациями

использованием

сетевых

по

организации

форм

реализации

образовательных программ»);
16.

Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 N АБ-3924/06"О

направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»)
17.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №

ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»;
18.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035года».
19.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».

Волонтерские или добровольческие организации — это свободные союзы людей,
объединенные каким-либо общим интересом. Их деятельность связана с безвозмездной
помощью, благотворительностью и милосердием. Волонтерское (добровольческое)
движение может стать одной из таких форм работы с детьми.
В России сегодня действуют множество волонтерских объединений, которые
занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас
развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода
выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для
личности подростка, навязанной извне. К тому же, формирование компетентности
возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной
заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Отличительные особенности программы
Развитие добровольческого движения входит в число приоритетных направлений
государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных
способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной
деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Старые формы организации досуга учащихся, изменившаяся социально –
экономическая обстановка в стране требует появления новых форм активности
подростков. Именно поэтому вовлечение детей в социальную активность, призвано
способствовать формированию и совершенствованию гражданской и социальной
компетентности подрастающего поколения.
Также для проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы
досуговой деятельности. Они представляют собой коллективные дела, которые
направлены на проявление творческих способностей, умение работать в команде, активное
участие каждого.
Адресат программы:
- обучающиеся 5-11 классов, в возрасте 10-17 лет;
- наполняемость группы – 10-15 человек;
- группы обучающихся набираются без предварительной подготовки к данному виду
деятельности.
Объём и срок освоения программы:
- объём программы – 68 часов;
- программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:

Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Формы проведения занятий: групповые занятия, сборы, тренинги, мини-игры,
конкурсы, опросы, акции, дискуссии.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: участие в
акциях, волонтерских мероприятиях, конкурсах.
Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности,
активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и
самореализации личности ребенка через участие его в волонтерском движении.
Задачи:
Обучающие:
• обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам

лучше понимать себя;
• обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
• знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
• обучение основам работы с различными видами информации;
• знакомство

с

интерактивными

методами

обучения,

современными

социальными технологиями;
• обучение методике социального проектирования;
• расширение навыков работы с информацией;
• специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных

категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного
поведения).
Развивающие:
•

формирование первичных организаторских умений и навыков, дальнейшее

развитие лидерских качеств;
• развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
• развитие уверенности в себе;
• расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми

различных социальных категорий;

• развитие

рефлексивных

умений,

навыков самоанализа самооценки

своей деятельности;
• развитие активной деятельности.

Воспитательные:
• формирование и укрепление семейных ценностей;
• воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
• воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
• формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и

укреплении здоровья;
• содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье,

школе, поселке, стране;
• воспитание активной гражданской позиции;
• воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование

отношения к социальному служению как к норме жизни;
• создание

комфортной обстановки

на

занятиях,

а

также

атмосферы доброжелательности и сотрудничества;
• формирование общественной активности и самореализации в социуме.
1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
• формирование активной гражданской позиции;
• формирование положительного отношения молодежи к добровольческой

деятельности;
• формирование способности к анализу и самоанализу;
• обучение принятию своих чувств и чувств окружающих людей;
• воспитание сопереживания, сочувствия и толерантности;
• обучение самоконтролю;
• формирование адекватной самооценки;
• обучение целеполаганию и способам достижения целей;

Метапредметные:
• развитие способности

к личностному

самоопределению

и творческой

самореализации;
• развитие коммуникативных навыков, лидерских

способностей;

качеств,

организаторских

• воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно

служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости;
• формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности;
• формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении

укреплении здоровья;
• формирование и укрепление семейных ценностей;
• формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
• формирование в ходе деятельности более ответственной, здоровой личности;
• формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
• развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
• развитие творческих способностей, потребность в саморазвитии;
• развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде;
• расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми

различных социальных категорий;
• развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей

деятельности.
Предметные:
• умение при помощи реальных объектов и информационных технологий

самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной
теме;
• умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
• умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с

пониманием и по существу;
• знакомство с историей и существующей практикой реализации социально-

значимых проектов субъектами волонтерской деятельности;
• обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и

технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и
оценка достигнутых результатов), методикам проведения некоторых досуговых форм;
• специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных
категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного
поведения и т.д.).
2. Содержание

1. Вводное занятие. Инструктажи (3часа)
2. Возникновение и развитие волонтерского движения (3ч.)
3. Я – волонтер (3)
4. Культура общения (4)
5. Психологическая подготовка волонтеров (4)
6. Лидерство в волонтерском объединении (4)
7. Игровые технологии в работе волонтера (4)
8. Информационные технологии в работе волонтера (5)
9. Основы проведения социальных дел (5)
10. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (6)
11. Событийное волонтерство (6)
12. Эко - волонтеры (5)
13. Семейное добровольчество. Социальное волонтерство (6)
14. Волонтеры Победы (6)
15. Впереди лето (2)
16. Итоговое занятие (2)
Организационно-педагогические условия
3.1. Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- столы;
- стулья;
- компьютер (ноутбук);
- доступ к интернету.
3.2. По окончании обучения обучающийся должен знать:

• историю развития волонтерского движения;
• основные добровольческие организации России;
• понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
• методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной
игры;
• возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей
младшего школьного возраста;
• правила выхода из конфликтной ситуации;
• влияние психоактивных веществ на организм человека;
• способы отказа от употребления психоактивных веществ.

К концу учебного года обучающийся должен уметь:
• владеть навыками планирования и самоанализа;
• организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
• разрабатывать игровые программы на различные темы;
• устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать
разговор на заданную тему;

• владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.

4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Содержание занятий. Тема

Всего часов

Теория

1

Вводное занятие. Вводные инструктаж по технике безопасности.

1

1

2

Понятия: «волонтер», «добровольчество».

1

1

3

История возникновения волонтерского движения.

1

1

4

Возникновение и развитие добровольческого движения

1

1

5

Добровольчество в современной России.

1

1

Распределение поручений.
Совместное обсуждение составление плана работы на год.

1

6
7

Качества волонтера, развитие личностных качеств, внешний вид.

1

1

8

Ораторское искусство, коммуникации.

1

1

Практика

Форма подведения
итогов

1
Составление плана.

1

1

Опрос, наблюдение,
выступления
обучающихся

Тренинги на развитие личностных качеств.
9
10

Современный человек–грамотный человек. Что значит?

1

1

11

«Культура общения». Современный мир и книга. Ораторское искусство.

1

1

12

Викторина «Грамотей».

1

1

викторина

1

1

эссе

13

Конкурс эссе «Кто такой доброволец».

14

Особенности работы с людьми разного возраста.

1

1

15

Неформальные молодежные объединения.

1

1

16

Просмотр и обсуждение видеороликов.

1

1

17

Тренинги для личностного роста.

1

1

Доброволец – это лидер. Что значит быть лидером. Типы лидеров:
деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства.

1

18

Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей.
Неформальное и формальное лидерство.

1

1

19
20

Тренинг лидерских навыков.

1

1

21

Подготовка к участию в конкурсе «Доброволец года».

1

1

1

1
1

Тренинги

1

22

Роль и сфера применения игр.

23

Игровая программа.

1

24

Принципы отбора игроков.

1

25

Алгоритм построения игровых заданий.

1

26

Виды информационной подачи.

1

1

27

Объекты внешней среды и взаимодействие с ними.

1

1

28

Показ видеороликов.

1

1

29

Написание новостных заметок.

1

1

30

Анализ новостных статей.

1

1

31

Понятия «социальная акция», «социальный проект».

1

1

32

Этапы социального проектирования.

1

1

33

Разработка и проведение социальных акций.

1

1
1

1

Ролевая игра
«Свои и чужие».

34

Разработка социального проекта.

1

1

35

Реализация проектов. Мастерство защиты проекта.

1

1

36

Вредные привычки-что это такое.

1

1

37

Виды зависимостей.

1

1

38

Психологические
зависимость.

39

Виды тренингов.

1

40

Акция «Здоровье - это выбор жизни»

1

1

41

Видеолекторий «Здоровье-национальная программа»

1

1

42

Знакомство с движением «Событийное волонтерство»

1
1

1

43

Особенности направления. Знакомство с коллективами, работающими в
данном направлениями.

44

Помощь в проведении мероприятий в учреждении.

1

1

45

Подготовка к мероприятию.

1

1

46

Подготовка к мероприятию.

1

1

47

Участие в городском мероприятии.

1

1

48

Знакомство с движением «Эко-волонтеры».

1

1

49

Особенности направления.

1

1

50

Знакомство с основными экологическими понятиями и терминами.

1

1

51

Знакомство с экологическими акциями.

1

1

52

Участие в экологических акциях и проектах.

1

особенности

работы

с

людьми,

имеющими

видеоролик

1
1
1

1

1

53

Понятие «Семейное добровольчество».

1

1

54

Особенности данного вида добровольчества.

1

1

55

Моя семья – мое богатство.

1

1

56

Встреча с представителями направления.

1

Специфика общения с пожилыми людьми. Специфика общения с
детьми.

1

57

Знакомство с движением «Волонтеры Победы», особенности
направления.

1

58.

1
1
1
Просмотр
видеороликов
«Перерыв на
войну».

1
История ВОВ.
59

1
Участие в патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Спасибо
деду за Победу» и других.

1

1

60
61

Помощь в проведении муниципальных мероприятий.

1

1

62

Экскурсия в музей на выставку, посвященную ВОВ.

1

1

63

Подготовка классных часов.

1

1

64

Обсуждение планов на лето.

1

1

65

Правила безопасности в летний период.

1

66

Составление плана акции, мероприятия.

1

1

67

Проведение тематической акции, мероприятия.

1

1

68

Итоговое занятие.

1

1

1

экскурсия

Итого:

68 ч

33ч

35 ч

5.

Список использованной литературы и информационных источников

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. –СПб.,2003
2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные
проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
3. Арсеньева

Т.Н.,

Виноградова

Н.В.,

Пелевина

И.М.,

Соколов

А.А.

Практикоориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно
- методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. –Волгоград,2006
5. Белогуров

С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании.

Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
6. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие– мой
выбор. Методическое пособие.- М., 2005
7. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка–
территория добровольчества.- Киров, 2012
8. ВачковИ.В.Основытехнологиигрупповоготренинга.Психотехники.–М.,2005
9. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления/ воспитание
школьников – 2008 - № 3
10.

Волохов

А.В., МирошкинаМ.Р., Фришман И.И. Программы деятельности

волонтеров. М., 2011
11.

Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание

школьников – 2008 - № 3
12.

Григорьев

Д.В.,

Степанов

П.В.

Программы

внеурочной

деятельности

Познавательная деятельность. Проблемно-ценностноеобщение. М., 2011
13.

ДикН.Ф. 100добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9

классов. – Ростов н/ Д ., 2007
14.

Дьячкова

Т.В.

Волонтерское

движение

подростков

как

противостояние

асоциальным группировкам / Т.В. Дьячкова, Н.В. Зарниченко // Народное образование.
– 2017- №1/2.
15.

Загладина, Х. Т. Продвижение культуры волонтерства в современной российской

школе: проблемы и перспективы / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание
школьников. – 2015 – № 10 – С. 10-14. Взаимосвязь между социальной активностью
граждан и волонтерством. Продвижение культуры добровольчества как приоритетной
задачи государственной образовательной политики. Особое значение волонтерства в
качестве одного из индивидуальных достижений абитуриентов при поступлении в вузы

России.
16.

Загладина Х. Т. С чего начинается Родина, или Воспитание добровольчеством в

российских школах / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2016
– № 3 – С. 3-8. – Библиогр.: с. 8 (4 назв.). Обоснование наличия тесной взаимосвязи
между

развитием

добровольчества

(волонтерства)

в

российской

школе

и

формированием гражданского патриотизма и социальной активности детей и
подростков.
17.

Ишбулатова Р. Волонтерство - движение души / Р. Ишбулатова // Студенчество:

Диалоги о воспитании. – 2015 – № 1 (79). – С. 23-24. Рассматривается одна из основных
черт гражданского общества – волонтерство, его история и современная волонтерская
деятельность.
18.

Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового

алкоголизма. - М., 2004
19.

Кретова У.П. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, включенных в

волонтерскую деятельность / У. П. Кретова // Психология в вузе. – 2015 – №1 – С. 5867 – Библиогр.: с. 66-67 (16 назв.). Рассматриваются теоретические аспекты волонтерской
деятельности и выявляются психологические особенности личности волонтеров.
Кузькина, Е. Волонтерство как социокультурная практика
20.

Кузькина Е. // Учитель. – 2016 – № 3 – С. 52-53. – Библиогр.: с. 53 (2 назв.).

Привлечение школьников к волонтерской работе.
21.
22.

КулиничГ.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей.-М,2008
Майорова-Щеглова С. Н. От тимуровца – к волонтеру/ С. Н. Майорова-Щеглова //

Социальная педагогика. – 2015 – № 4 – С. 33-37. Трудовой подход и экономическая
эффективность волонтерского труда.
23.

Майорова - Щеглова С. Н. От тимуровца – к волонтеру: родители о

благотворительной деятельности школьников / С. Н. Майорова-Щеглова // Народное
образование. – 2014 – № 9 – С. 220- 224: 2 табл. – Библиогр. в сносках.
24.

Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков вдетском

коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
25.

Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально

психологических тренингов.- М.,1996
26.

Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание

школьников – 2009 - № 7

Для учащихся:
1.

Амонашвили Ш.А. Школа жизни. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-

144 с.
2.

Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.-

Казань : Центр инновационных технологий, 2003-608с.
3.

Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки

противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
4.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.

Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.- СПб: Лениздат, 1992.400
с.
5.

Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового

алкоголизма.- М., 2004
6. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей.-М,2008
7. МакееваА.Г. Помогая другим, помогаю себе.М.,2003
8.

Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб. Питер, 2006 – 160

с.: - (Серия «Практическая психология»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».