РП Акварельки 2025-2026 г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Принята на заседании
Педагогического Совета
МАОУ «СОШ № 24»
Протокол .N» j от 1 9 М - 2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Акварельки»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации: 1год (68 часов)

Автор-составитель:
Шиморина Т.Г.,
педагог дополнительного образования

г. Краснотурьинск, 2025 год

Пояснительная записка
Данная

программа

является

программой

дополнительного

образования,

предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий, которая относится к
художественной направленности.
Актуальность
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в

1.

Российской Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в

2.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях

3.

прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,

4.

утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О

5.

национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об

6.
утверждении

Основ

государственной

политики

по

сохранению

и

укреплению

традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

7.

сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

8.

января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678

9.
«Об

утверждении

Правил

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
10.

Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении

профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об

11.

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее –Порядок);
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об

12.
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей»;
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства

13.

просвещения РФ от 5августа 2020г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществлении

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ»;
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

14.

информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических

15.

рекомендациях»
образовательной

(вместе

с

«Методическими

деятельности

с

рекомендациями

использованием

сетевых

по

организации

форм

реализации

образовательных программ»);
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 N АБ-3924/06"О

16.

направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,

реализующих

дополнительные

общеобразовательные

программы

в

субъектах Российской Федерации»)
17.
ВБ-976/04

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
«Рекомендации

по

реализации

внеурочной

деятельности,

программы

воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»;
18.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035года».
19.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».

Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти,
мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс
обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием
обучения при изучении других предметов. Традиционная классификация методов
обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо
проводить нетрадиционные занятия, сочетание разных способов изображения предметов и
явлений действительности, использование методов развивающего обучения.
Для развития творчества важно все, что значимо для ребенка, что ему интересно,
вызывает положительное отношение.
Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания,
овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без
помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение
детей, освоение ими художественного опыта.
Опыт показывает, что занятия рисованием способствуют активному развитию у
ребёнка:
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- воображения;
- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
- художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки и опыт рисования.
Создавая красивые картинки своими руками, видя результаты своей работы, дети
ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают удовольствие,
хорошее настроение.
Отличительные особенности программы заключаются в создании условий для
детского художественного творчества, позволяющие педагогу естественно создать
атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый
ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть
пространство свободы, поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что
ребенок самореализует себя.
Адресат программы:
- обучающиеся 2-4 классов, в возрасте 8-11 лет;
- наполняемость группы – 10-12 человек;

- группы обучающихся набираются без предварительной подготовки к данному виду
деятельности.
Объём и срок освоения программы:
- объём программы – 68 часов;
- программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Формы проведения занятий: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа,
анализ.
Формы

подведения

итогов

реализации

общеразвивающей

программы:

школьные тематические выставки, участие в конкурсах.
Цель программы: создание условий для раскрытия и развития творческих
способностей ребёнка средствами рисования.
Задачи:
Обучающие:
- обучить некоторым приемам рисования, научить рисовать самостоятельно;
- дать знания по основам композиции, цветоведения;
- познакомить с различными видами и техниками рисования;
Воспитательные:
- сформировать устойчивый интерес к рисованию и творчеству;
- воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь
детям в их желании сделать свою работу общественно значимой;
- воспитать

усидчивость, аккуратность, трудолюбие,

дисциплинированность,

привить навыки работы в коллективе;
Развивающие:
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда,

учить

аккуратности, бережливости, содержать в порядке рабочее место, ценить результаты
своего и чужого труда;

- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение и внимание;
- развивать у детей способность работать кистью, карандашом, развивать глазомер,
образное мышление;
- обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.
Форма аттестации (итогового контроля):
1.

Тематические выставки рисунков.

2.

Участие в конкурсах
1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате обсуждения, рассуждения, созерцания, самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию);
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
- учиться
работу

готовить

рабочее

место и

выполнять

практическую

по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую

– изделия,

художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных
для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
- иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический
вкус, мера, соотношение, часть и целое, торжество, гармония;
- по художественно-творческой изобразительной деятельности: знать особенности
материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей
деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, симметрия,
рисунок, пятно, узор, орнамент,симметрияЮ плоскостное и объёмное изображение,
рельеф, мозаика;
- уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на занятиях
изобразительного искусства знаний.
2. Содержание
Вводное занятие (2 часа).
Знакомство с программой объединения. Цели и задачи курса. Техника безопасности.
Правила внутреннего распорядка учреждения
Осень - золотая пора (20 часов). Знакомство с различными художественными
материалами, приёмами работы с ними. Основы цветоведения. Основные цвета.
Смешение цветов. Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних
фруктов и овощей. Упражнение на смешивание красок. Техника работы с гуашью
(набивка). Беседа «Осень в картинах русских художников-пейзажистов». Экскурсии.
«Знакомство с королевой Кисточкой».
«Что могут краски?»

Экскурсия «Красота пёстрого леса».
«Грибная осень».
«Осенние листочки»
«Силуэт дерева».
«Осенний листопад».
«Краски осени»
«Грустный дождик»
Красота зимы (24 часов). Холодные цвета. Художественный язык изобразительного
искусства: линия, штрих, мазок, пятно. Изображение зимних деревьев, снежных узоров.
Составление сюжетной композиции. Знакомство с новыми техниками изображения
(набрызг). Упражнение на смешивание красок. Экскурсии.
«Снежные узоры».
Экскурсия «Красота зимнего леса».
Дерево в зимнем уборе .
«Зимний лес».
«Портрет внучки Деда Мороза».
«К нам едет Дед Мороз»
«Дом Деда Мороза»
«Ёлочка-красавица»
«Зимние забавы»
«В птичьей столовой»
Какого цвета весна и лето? (22 часа) Рисуем весеннюю природу акварелью и
гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения – монотипией и «по сырому».
Изображение весенних цветов и птиц. Знакомство с новыми техниками изображения
(растяжка). Составление сюжетной композиции. Знакомство с симметрией при рисовании
насекомых. Экскурсии.
Экскурсия «Полюбуемся весной!»
Подснежники
Верба цветёт
«Возвращение птиц»
Ледоход на реке
Портрет красавицы Весны
«Весенний день»
«Разноцветные букашки»
«Здравствуй, лето!»

«Наша маленькая галерея».
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Материально-техническое обеспечение:
1. Бумага формата А4 и ватманы.
2. Акварельные краски.
3. Карандаши разноцветные.
4. Баночки для воды.
5. Кисти для рисования.
6. Салфетки.
7. Мягкие простые карандаши, ластики, точилки, бумага для эскизов.
8. Палитры.
9. Мольберт для рисования, компьютер.
10. Кабинет для занятий
11. Столы и стулья
3.2. По окончании обучения обучающийся должен знать:


Название всех основных цветов, получение нового цвета и более светлых (тёмных)
тонов.



Расположение изображения композиционно;



Техники и приёмы работы (монотипия, рисование гуашью, акварельные
карандаши, нетрадиционные техники рисования).



Тёплые и холодные цвета.



Понятия: натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик,
рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, сюжет;



Правила техники безопасности при работе с различными инструментами и
красками.
К концу учебного года обучающийся должен уметь:



Смешивать краски на палитре.



Получать оттенки цветов (розовый, голубой, светло-зелёный и др.).



Делать эскиз в карандаше.



Рисовать несложные предметы на основе геометрических фигур.



Располагать сюжет на всём листе бумаги.



Содержать своё рабочее место в порядке.

4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
1-2

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56

Содержание занятий. Тема
Вводное занятие.
Знакомство с программой объединения. Цели и задачи курса. Техника
безопасности. Правила внутреннего распорядка учреждения.
«Знакомство с королевой Кисточкой».
«Что могут краски?»
«Дары осени»
«Красота осеннего леса».
«Грибная осень».
«Красота осенних листьев»
«Силуэт дерева».
«Осенний листопад».
«Краски осени»
«Грустный дождик»
«Снежные узоры».
«Красота зимнего леса».
Дерево в зимнем уборе
«Зимний лес».
«Портрет внучки Деда Мороза»
«К нам едет Дед Мороз»
«Дом Деда Мороза»
Ёлочка-красавица
«Зимние забавы»
«В птичьей столовой»
«Полюбуемся весной!»
Подснежники
Верба цветёт
«Возвращение птиц»
Ледоход на реке
Портрет красавицы Весны
Букет для мамы

Всего часов

Теория

2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1

Практика

1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Форма подведения
итогов
Опрос, беседа

57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68

«Весенний день»
«Разноцветные букашки»
«Здравствуй, лето!»
«Наша маленькая галерея».
«Цветущий луг»
«Искусство своими руками».
ИТОГО

2
2
2
2
2
2
68

4

2
2
2
2
2
2
64

Выставка работ

Список литературы.
1. Алина Ланская - «Язык рисунка» - Москва: ЗАО «Центрполиграф» -2003г.- 383с.
2. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина - «Изобразительное искусство» -рабочая тетрадь - Москва:
ООО «Академия, К»-2003г.-88с.
3.Т.Д.Нуждина - «Чудо всюду»-Ярославль: «Академия развития»-1999г.-320с.
4. А.А.Плешаков - « Мир вокруг нас»-Рабочая тетрадь-Москва: ООО «Академия, К»2004г.-88с.
5. Интернет ресурсы:
а) http://say-hi.me/obuchenie/7-texnik-risovaniya-akvarelyu-dlya-nachinayushhix.html
б) https://www.syl.ru/article/181156/new_tehniki-netraditsionnogo-risovaniya-dlya-detey
в) http://www.maam.ru/detskijsad/-plastilinografija-na-kartone-master-klas.html
г) http://www.stranamam.ru/post/10436200/
д) http://www.uaua.info/ot-1-do-3/razvitie-ot-1-do-3/article-34509-originalnyie-tehnikirisovaniya-dlya-detey/
е) http://podelki-shop.ru/risovanie/master-klass-risovanie-lastikom
ж) http://kladraz.ru/blogs/blog408/master-klas-jarkii-popugai.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».