РП Шахматы 2025-2026 г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Принята на заседании
Педагогического Совета
МАОУ «СОШ № 24»
Протокол № £ от Х.%,0%. 2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: Нод (68 часов)

Автор-составитель:
Бархатов С.Д.,
педагог дополнительного образования

г. Краснотурьинск, 2025 год

Пояснительная записка
Данная

программа

является

программой

дополнительного

образования,

предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий, которая относится к
физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в

1.

Российской Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в

2.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях

3.

прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,

4.

утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О

5.

национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об

6.
утверждении

Основ

государственной

политики

по

сохранению

и

укреплению

традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

7.

сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

8.

января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678

9.
«Об

утверждении

Правил

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
10.

Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении

профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);

11.

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее –Порядок);
12.

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об

утверждении

Целевой

модели

развития региональных

систем

дополнительного

образования детей»;
13.

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства

просвещения РФ от 5августа 2020г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществлении

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ»;
14.

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
15.

Письмо

методических

Минобрнауки

рекомендациях»

России

(вместе

с

от

28.08.2015

«Методическими

№

АК-2563/05

«О

рекомендациями

по

организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
16.

Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 N АБ-3924/06"О

направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,

реализующих

дополнительные

общеобразовательные

программы

в

субъектах Российской Федерации»)
17.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020

№ ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»;
18.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035года».
19.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».

Так как формирование разносторонне развитой личности – сложная задача,
преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и
обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе
дополнительного образования общеобразовательной школы, выявляя и развивая
индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности,
способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Отличительные особенности программы
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими
занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
Программа интегрирована с ежегодным графиком районных и школьных соревнований,
что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на
практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей
форме - помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по
пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по
решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику,
учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на
ответственных турнирах партий.
Адресат программы:
- обучающиеся 1-4 классов, в возрасте 7-11 лет;
- наполняемость группы – 10-12 человек;
- группы обучающихся набираются без предварительной подготовки к данному виду
деятельности (если она имеется, то это приветствуется).
Объём и срок освоения программы:
- объём программы – 68 часов;
- программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Формы проведения занятий: рассказ, беседа, лекция, турнир, практикум,
демонстрация позиций на доске, сеанс одновременной игры, блиц -турнир.

Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
школьный турнир по шахматам с участием обучающихся и их родителей, участие в
соревнованиях.
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития
учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы, раскрытие умственного, нравственного,
эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей шахмат;
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о
правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
Воспитательные:
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них,
выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою
деятельность, работать самостоятельно ;
- научить уважать соперника.
Развивающие:
- развить

логическое

мышление, память, внимание, усидчивость и другие

положительные качества личности.
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить
представления об окружающем мире.
1.

Планируемые результаты

Личностные результаты:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение
рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку
зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр;
- правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- сравнивать, находить общее и различия;
- уметь ориентироваться на шахматной доске;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат,
ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;
- правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки;
- принципы игры в дебюте;

- основные тактические приемы;
- значение терминов: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые
поля;
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
2. Содержание программы
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила
техники безопасности 1 ч
Шахматы - спорт, наука, искусство. 4 ч
Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований
Правила игры. 9 ч
Правила турнирного поведения. Правила «тронул-ходи».
Первоначальные понятия 8 ч
Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия:
упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором
фигур, простейшие этюды.
Тактика игры 8 ч
Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические
занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
Стратегия игры 8ч
Определение

стратегии.

Целесообразное

развитие

фигур,

выбор

плана,

централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально
подобранных позиций.
Эндшпиль 8 ч
Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило
квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с
партнером специально подобранных позиций, решение задач.
Дебют 8 ч
Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические
занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее
часто повторяющихся ошибок.
Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения
конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
Сеансы

одновременной

игры.

Проведение

руководителем

одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

кружка

сеансов

Соревнования 12 ч
Итоговое занятие 2 ч
Подведение итогов года. Планы на следующий год.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Материально-техническое обеспечение:
1. Комплекты шахматных фигур с досками - 10 шт.
2. Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах - 1шт.
3. Часы шахматные - 2 шт.
4. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.
3.2. По окончании обучения обучающийся должен знать:
- историю происхождения шахмат;
- нормы этикета при игре в шахматы;
- правила игры и турнирного поведения;
- основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические
приемы;
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
- владеть фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля ;
- применять полученные теоретические знания на практике;
- записывать партии;
- с удовольствием играть в шахматы;
- видеть и осознавать свои ошибки.

4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1

Содержание занятий. Тема

Всего часов

Теория

Практика

Форма подведения
итогов

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила

2

2

2

2

2

1

1

опрос

2

1

1

т/б.
2

Шахматы — спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы
проведения шахматных соревнований.

3

Азы комбинации. Основные методы шахматной борьбы. Общие понятия о
комбинации.

4

Атакующие комбинации. Комбинации, имеющие целью сохранение материального
перевеса.

5

Матовые комбинации. Защитительные комбинации.

2

1

1

6

Комбинации, предотвращающие матовую угрозу. Комбинации, предотвращающие

2

1

1

материальный урон.
7

Ничейные комбинации. Комбинации, закрепляющие позиционное преимущество.

2

1

1

8

Ферзь и король против короля. .Ладья и король против короля.

2

1

1

9

Два слона и король против короля.

2

1

1

10

Два коня и король против короля.

2

1

1

11

Слой и конь с королём против короля.

2

1

1

12

Король с пешкой против короля.

2

1

1

13

Двухходовые и многоходовые комбинации.

2

1

1

14

Ловушки, угрозы.

2

1

1

15

Некоторые эндшпили. Король против пешки и слона. Король против пешки и коня.

2

1

1

16

Различные типы пешек. Король и две пешки против короля.

2

1

1

17

Пешка против пешки. Две пешки против пешки.

2

1

1

Промежуточный
турнир

викторина

опрос
Промежуточный
турнир

18

Примеры «Пешечного прорыва».

2

1

1

19

Ферзь против пешки. Ферзь против ладьи.

2

1

1

20

Ладья против пешки, против двух пешек, против трёх пешек.

2

1

1

21

Ладья и пешка против пешки. Вынуждение пата при помощи ладьи.

2

1

1

22

Одноцветные слоны. Разноцветные слоны

2

1

1

23

Конь против слона. Два слона против слона и коня.

2

1

1

24

Партия в целом. Общие понятия о дебюте.

2

1

1

25

Дебют четырёх коней.

2

1

1

26

Симметричная защита.

2

1

1

27

Другие защиты в дебюте четырёх коней. Сицилианская защита.

2

1

1

28

Дебют. Предварительное замечание. Дебют четырёх коней.

2

1

1

29

Сицилийская защита. Перевес в центре. Атака на ферзевом фланге. Большая

2

1

1

игры в парах

Промежуточный
турнир

игры в парах

подвижность белых фигур.
30

Центр. Ценность полей, занимаемых разными фигурами. Слон. Конь. Ладья.

2

1

1

31

Центр. Ферзь. Король. Пешка. Различные структуры центра. Подрыв центра.

2

1

1

32

Мнимые жертвы в дебюте.

2

1

1

33

Промедления с рокировкой. Современные воззрения.

2

1

1

34

Итоговое занятие. Проведение турнира.

2

1

1

68 ч

36ч

32ч

ИТОГО

Итоговый турнир

5. Список использованной литературы и информационных источников
1 . Г и к Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
2. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М, 1986
3. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. - Рязань, 1994
4. Журнал «64» - М, 1983-2004
5. Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере - М, 1980
6. Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. -Казань: Мастер
Лайн,2000
Предметная литература
1 . Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М . , 1997
2. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981
3. Спутник

шахматиста:

Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. -

М.:Воениздат,1992
4. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР»,1997
5. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.:Наука,1983
6. Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.:Наука,1975


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».