Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАОУ «СОШ № 24»
Протокол № £ от Х.%,0%. 2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: Нод (68 часов)
Автор-составитель:
Бархатов С.Д.,
педагог дополнительного образования
г. Краснотурьинск, 2025 год
Пояснительная записка
Данная
программа
является
программой
дополнительного
образования,
предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий, которая относится к
физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
1.
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в
2.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
3.
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
4.
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
5.
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
6.
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению
и
укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
7.
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
8.
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678
9.
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
10.
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
11.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее –Порядок);
12.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития региональных
систем
дополнительного
образования детей»;
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5августа 2020г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ»;
14.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
15.
Письмо
методических
Минобрнауки
рекомендациях»
России
(вместе
с
от
28.08.2015
«Методическими
№
АК-2563/05
«О
рекомендациями
по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ»);
16.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 N АБ-3924/06"О
направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы
в
субъектах Российской Федерации»)
17.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020
№ ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»;
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035года».
19.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».
Так как формирование разносторонне развитой личности – сложная задача,
преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и
обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе
дополнительного образования общеобразовательной школы, выявляя и развивая
индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности,
способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Отличительные особенности программы
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими
занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
Программа интегрирована с ежегодным графиком районных и школьных соревнований,
что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на
практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей
форме - помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по
пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по
решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику,
учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на
ответственных турнирах партий.
Адресат программы:
- обучающиеся 1-4 классов, в возрасте 7-11 лет;
- наполняемость группы – 10-12 человек;
- группы обучающихся набираются без предварительной подготовки к данному виду
деятельности (если она имеется, то это приветствуется).
Объём и срок освоения программы:
- объём программы – 68 часов;
- программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Формы проведения занятий: рассказ, беседа, лекция, турнир, практикум,
демонстрация позиций на доске, сеанс одновременной игры, блиц -турнир.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
школьный турнир по шахматам с участием обучающихся и их родителей, участие в
соревнованиях.
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития
учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы, раскрытие умственного, нравственного,
эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей шахмат;
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о
правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
Воспитательные:
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них,
выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою
деятельность, работать самостоятельно ;
- научить уважать соперника.
Развивающие:
- развить
логическое
мышление, память, внимание, усидчивость и другие
положительные качества личности.
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить
представления об окружающем мире.
1.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение
рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку
зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр;
- правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- сравнивать, находить общее и различия;
- уметь ориентироваться на шахматной доске;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат,
ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;
- правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки;
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- значение терминов: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые
поля;
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
2. Содержание программы
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила
техники безопасности 1 ч
Шахматы - спорт, наука, искусство. 4 ч
Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований
Правила игры. 9 ч
Правила турнирного поведения. Правила «тронул-ходи».
Первоначальные понятия 8 ч
Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия:
упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором
фигур, простейшие этюды.
Тактика игры 8 ч
Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические
занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
Стратегия игры 8ч
Определение
стратегии.
Целесообразное
развитие
фигур,
выбор
плана,
централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально
подобранных позиций.
Эндшпиль 8 ч
Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило
квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с
партнером специально подобранных позиций, решение задач.
Дебют 8 ч
Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические
занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее
часто повторяющихся ошибок.
Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения
конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
Сеансы
одновременной
игры.
Проведение
руководителем
одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.
кружка
сеансов
Соревнования 12 ч
Итоговое занятие 2 ч
Подведение итогов года. Планы на следующий год.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Материально-техническое обеспечение:
1. Комплекты шахматных фигур с досками - 10 шт.
2. Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах - 1шт.
3. Часы шахматные - 2 шт.
4. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.
3.2. По окончании обучения обучающийся должен знать:
- историю происхождения шахмат;
- нормы этикета при игре в шахматы;
- правила игры и турнирного поведения;
- основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические
приемы;
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
- владеть фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля ;
- применять полученные теоретические знания на практике;
- записывать партии;
- с удовольствием играть в шахматы;
- видеть и осознавать свои ошибки.
4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
Содержание занятий. Тема
Всего часов
Теория
Практика
Форма подведения
итогов
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила
2
2
2
2
2
1
1
опрос
2
1
1
т/б.
2
Шахматы — спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы
проведения шахматных соревнований.
3
Азы комбинации. Основные методы шахматной борьбы. Общие понятия о
комбинации.
4
Атакующие комбинации. Комбинации, имеющие целью сохранение материального
перевеса.
5
Матовые комбинации. Защитительные комбинации.
2
1
1
6
Комбинации, предотвращающие матовую угрозу. Комбинации, предотвращающие
2
1
1
материальный урон.
7
Ничейные комбинации. Комбинации, закрепляющие позиционное преимущество.
2
1
1
8
Ферзь и король против короля. .Ладья и король против короля.
2
1
1
9
Два слона и король против короля.
2
1
1
10
Два коня и король против короля.
2
1
1
11
Слой и конь с королём против короля.
2
1
1
12
Король с пешкой против короля.
2
1
1
13
Двухходовые и многоходовые комбинации.
2
1
1
14
Ловушки, угрозы.
2
1
1
15
Некоторые эндшпили. Король против пешки и слона. Король против пешки и коня.
2
1
1
16
Различные типы пешек. Король и две пешки против короля.
2
1
1
17
Пешка против пешки. Две пешки против пешки.
2
1
1
Промежуточный
турнир
викторина
опрос
Промежуточный
турнир
18
Примеры «Пешечного прорыва».
2
1
1
19
Ферзь против пешки. Ферзь против ладьи.
2
1
1
20
Ладья против пешки, против двух пешек, против трёх пешек.
2
1
1
21
Ладья и пешка против пешки. Вынуждение пата при помощи ладьи.
2
1
1
22
Одноцветные слоны. Разноцветные слоны
2
1
1
23
Конь против слона. Два слона против слона и коня.
2
1
1
24
Партия в целом. Общие понятия о дебюте.
2
1
1
25
Дебют четырёх коней.
2
1
1
26
Симметричная защита.
2
1
1
27
Другие защиты в дебюте четырёх коней. Сицилианская защита.
2
1
1
28
Дебют. Предварительное замечание. Дебют четырёх коней.
2
1
1
29
Сицилийская защита. Перевес в центре. Атака на ферзевом фланге. Большая
2
1
1
игры в парах
Промежуточный
турнир
игры в парах
подвижность белых фигур.
30
Центр. Ценность полей, занимаемых разными фигурами. Слон. Конь. Ладья.
2
1
1
31
Центр. Ферзь. Король. Пешка. Различные структуры центра. Подрыв центра.
2
1
1
32
Мнимые жертвы в дебюте.
2
1
1
33
Промедления с рокировкой. Современные воззрения.
2
1
1
34
Итоговое занятие. Проведение турнира.
2
1
1
68 ч
36ч
32ч
ИТОГО
Итоговый турнир
5. Список использованной литературы и информационных источников
1 . Г и к Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
2. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М, 1986
3. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. - Рязань, 1994
4. Журнал «64» - М, 1983-2004
5. Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере - М, 1980
6. Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. -Казань: Мастер
Лайн,2000
Предметная литература
1 . Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М . , 1997
2. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981
3. Спутник
шахматиста:
Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. -
М.:Воениздат,1992
4. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР»,1997
5. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.:Наука,1983
6. Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.:Наука,1975