Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАОУ «СОШ № 24»
Протокол № j отl$ .0 L 2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Легкая атлетика»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: Нод (68 часов)
Автор-составитель:
Бархатов С.Д.,
педагог дополнительного образования
г. Краснотурьинск, 2025 год
Пояснительная записка
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий, которая относится к физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
1.
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в
2.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
3.
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
4.
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
5.
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
6.
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению
и
укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
7.
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
8.
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678
9.
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
10.
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
11.
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее –Порядок);
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
12.
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
13.
просвещения РФ от 5августа 2020г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ»;
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
14.
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
15.
рекомендациях»
образовательной
(вместе
с
«Методическими
деятельности
с
рекомендациями
использованием
сетевых
по
организации
форм
реализации
образовательных программ»);
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 N АБ-3924/06"О
16.
направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные
программы
в
субъектах Российской Федерации»)
17.
ВБ-976/04
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
«Рекомендации
по
реализации
внеурочной
деятельности,
программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»;
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035года».
19.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».
Программа «Легкая атлетика» ориентирована на приобретение теоретических,
практических навыков в легкой атлетике, а также на укрепление здоровья и правильное
физическое развитие учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, организацию их свободного времени.
Физкультурно-спортивное
направлений
дополнительного
направление
образования,
является
одним
представляющее
из
собой
универсальных
совокупность
ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического,
интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития человека.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что при ее освоении
широко используется интенсивное практическое обучение. Программа ориентирована на
значительное количество практических учебно-тренировочных занятий с учащимися с
обязательным выполнением контрольных нормативов и участие обучающихся в спортивных соревнованиях. Учащимся дается большой объем информации, которая осваивается
ими и в теоретической, и в практической деятельности.
Адресат программы:
- обучающиеся 3-5 классов, в возрасте 10-12 лет;
- наполняемость группы – 10-12 человек;
- группы обучающихся набираются без предварительной подготовки к данному виду
деятельности (если она имеется, то это приветствуется).
Объём и срок освоения программы:
- объём программы – 68 часов;
- программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Формы проведения занятий: рассказ, беседа, лекция, занятие-соревнование.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: школьный
турнир по шашкам с участием обучающихся и их родителей, участие в конкурсах.
Цель программы: развивать физические и морально-волевые качества у учащихся
посредством занятий по легкой атлетике.
Задачи:
Обучающие:
- формирование представления о методике организации самостоятельных занятий
физической культурой и спортом, в частности легкой атлетикой;
- формирование основы знаний, умений вида спорта легкая атлетика;
- обучить приемам и методам контроля физической нагрузки самостоятельных занятий легкой атлетики.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся нравственных качеств: целеустремленности, воли, дисциплинированности.
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
Развивающие:
- развитие тактических навыков и умений;
- развитие физических качеств;
- расширение функциональных возможностей организма;
- создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности,
сотрудничества, включение в активную деятельность, ситуации успеха.
1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
• развиты физические качества характерные для легкой атлетики;
• сформированы у учащихся нравственные качества: целеустремленность
и воля,
дисциплинированность.
• сформирована потребность к ведению здорового образа жизни.
Метапредметные:
• развиты тактические навыки и умения;
• развиты физические и специальные качества;
• расширены функциональные возможности организма;
• создана комфортная обстановка, атмосфера доброжелательности, сотрудничества,
ситуация успеха.
Предметные:
• имеют представление о методике организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом, в частности легкой атлетикой;
• сформированы основы знаний, умений вида спорта легкая атлетика;
• обучены приемам и методам контроля физической нагрузки самостоятельных занятий легкой атлетики.
Форма аттестации (итогового контроля):
Для оценки результативности программы применяется текущий и итоговый
контроль.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала
посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение), индивидуальный устный
опрос, фронтальный опрос, тестирование, выступления на соревнованиях.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня
знаний - проводятся контрольно-переводные нормативы.
2. Содержание программы
Вводное занятие 2 ч
Раздел 1. Общая физическая подготовка
Понятие об общей физической подготовке (ОФП) 6 ч
Значение ОФП в подготовке легкоатлетов. 6 ч
Раздел 2. Техническая подготовка
Понятие о технической подготовке легкоатлетов 18 ч
Характеристика видов спорта и его разделы: ходьба, бег, прыжки, метания и
многоборья 22 ч
Игры, развивающие физические способности. Развитие скоростных, скоростносиловых, координационных способностей, выносливости, гибкости 12 ч
Итоговое занятие. Контрольные испытания 2 ч
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Материально-техническое обеспечение:
Для полноценных занятий легкой атлетикой необходимы спортивные сооружения,
оснащенные соответствующим инвентарем и оборудованием. В летнее время ими могут
быть стадион или пришкольная площадка с беговой дорожкой, местами для прыжков и
метаний. В зимнее время следует следующим образом оборудовать спортивный зал, где
должны быть места для бега, прыжков и метаний.
ПК и доступ к сети Интернет, доступ к электронным образовательным ресурсам.
Информационное обеспечение:
литература для детей и педагогов;
методические разработки.
3.2. По окончании обучения обучающийся должен знать:
- правила техники безопасности при проведении тренировочных занятий по легкой
атлетике;
- правила поведения в спортивном зале;
- правила гигиены и режим дня;
- правила проведения соревнований по видам легкой атлетики: прыжок в длину с
разбега, бег на короткие и средние дистанции.
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
- выполнять разминку;
- выполнять специально-беговые упражнения;
- выполнять бег с низкого старта;
- выполнять технику прыжка в длину с разбега.
4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Содержание занятий. Тема
Всего часов
Теория
Практика
Форма подведения
итогов
беседа
1
Вводный инструктаж. Техника безопасности. Физические качества человека.
2
1
1
2
Обучение технике бега. Бег в медленном и быстром темпе.
2
1
1
3
Прямолинейный бег и бег с изменением направления.
2
1
1
4
Упражнения на развитие силовых способностей.
2
1
1
5
Бег на короткие дистанции.
2
1
1
6
Подвижные игры с бегом.
2
1
1
7
Упражнения на развитие координационных способностей.
2
1
1
8
Бег с изменением направления.
2
1
1
9
Техника прыжков в длину с места.
2
1
1
10
Бег с изменением скорости и направления.
2
1
1
11
Прыжки в длину с места.
2
1
1
12
Упражнения на развитие силовых способностей.
2
1
1
13
Эстафеты.
2
1
1
14
Подвижные игры с бегом.
2
1
1
Сдача норматива
15
Бег на короткие дистанции
2
1
1
16
Прыжки в длину с места.
2
1
1
17
Бег 100, 200м
2
1
1
18
Бег в медленном и быстром темпе с изменением направления.
2
1
1
19
Подвижные игры с прыжками.
2
1
1
20
Прыжки в длину с разбега.
2
1
1
21
Развитие силовых способностей.
2
1
1
22
Прыжки в высоту с разбега.
2
1
1
23
Метание малого мяча. Техника.
2
1
1
24
Подвижные игры с мячом.
2
1
1
25
Прыжки в высоту. Перешагивание.
2
1
1
26
Метание малого мяча «из-за спины через плечо».
2
1
1
27
Развитие гибкости.
2
1
1
28
Прыжки в высоту. Перешагивание.
2
1
1
29
Метание малого мяча в цель.
2
1
1
30
Прыжки в высоту с разбега.
2
1
1
Сдача нормативов
на время
Демонстрация умений
31
ОРУ. Упражнения на развитие гибкости.
2
1
1
32
Метание мяча.
2
1
1
33
Подвижные игры с мячом.
2
1
1
34
Прием нормативов
2
1
1
68 ч
34 ч
34 ч
ИТОГО
Контрольное тестирование
5. Список использованной литературы
1.
Байбородова, Л. В. Дополнительное образование детей. Психологопедагогическое сопровождение: учебник для среднего профессионального образования /
Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
363 с.
2.
Байбородова, Л. В. Методика преподавания по программам
дополнительного образования в избранной области деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с.
3.
Воспитание как целевая функция дополнительного образования детей:
методические рекомендации. — URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/MR_Vospitaniekak-tselevaya-funktsiya-DOD.pdf
4.
Ивочкин, В. В., Травин Ю. Г. Легкая атлетика (бег на средние и длинные
дистанции, спортивная ходьба) Примерная программа спортивной подготовки для дюсш,
сдюшор «Советский спорт» / В. В. Ивочкин., Ю. Г. Травин. – Москва, 2019.- 340 с.
5.
Ильин, И. С., Черкашин, В. П. Легкая атлетика (барьерный бег) Примерная
программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский спорт» / И. С. Ильин.,
В. П. Черкашин. – Москва, 2022. – 320 с.
6.
Модульные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы: особенности и структура / Методические рекомендации. – Новосибирск: ГАУ
ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2022. – 22 с.
7.
Никитушкин, В.Г., Зеличенок В.Г. Легкая атлетика (бег на короткие
дистанции) Примерная программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский
спорт» / Никитушкин, В.Г., Зеличенок В.Г. – Москва, 2021.- 215 с.
8.
Пьянзин, А. И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов «Теория и
практика физической культуры» / А. И. Пьянзин. – Москва, 2020.- 256 с.
9.
Родионов, А. В. Подготовка педагога дополнительного образования в
области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском
спорте: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Родионов. —
Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 251 с.
10.
Селуянов, В. Н. Подготовка бегуна на средние дистанции «ТВТ Дивизион» /
В. Н. Селуянов – Москва, 2021.-220 с.
11.
Ушаков, А. А., Радчич, И. Ю. Легкая атлетика (многоборье) Примерная
программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский спорт» / А.А. Ушаков,
И.Ю. Радчич – Москва, 2020. - 236