РП Легкая атлетика 2025-2026 г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Принята на заседании
Педагогического Совета
МАОУ «СОШ № 24»
Протокол № j отl$ .0 L 2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Легкая атлетика»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: Нод (68 часов)

Автор-составитель:
Бархатов С.Д.,
педагог дополнительного образования

г. Краснотурьинск, 2025 год

Пояснительная записка
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий, которая относится к физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в

1.

Российской Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в

2.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях

3.

прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,

4.

утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О

5.

национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об

6.
утверждении

Основ

государственной

политики

по

сохранению

и

укреплению

традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

7.

сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

8.

января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678

9.
«Об

утверждении

Правил

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
10.

Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении

профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об

11.

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее –Порядок);
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об

12.
утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей»;
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства

13.

просвещения РФ от 5августа 2020г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществлении

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ»;
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

14.

информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических

15.

рекомендациях»
образовательной

(вместе

с

«Методическими

деятельности

с

рекомендациями

использованием

сетевых

по

организации

форм

реализации

образовательных программ»);
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 N АБ-3924/06"О

16.

направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций,

реализующих

дополнительные

общеобразовательные

программы

в

субъектах Российской Федерации»)
17.
ВБ-976/04

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
«Рекомендации

по

реализации

внеурочной

деятельности,

программы

воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий»;
18.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035года».
19.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».

Программа «Легкая атлетика» ориентирована на приобретение теоретических,
практических навыков в легкой атлетике, а также на укрепление здоровья и правильное
физическое развитие учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, организацию их свободного времени.
Физкультурно-спортивное
направлений

дополнительного

направление
образования,

является

одним

представляющее

из
собой

универсальных
совокупность

ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического,
интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития человека.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в том, что при ее освоении
широко используется интенсивное практическое обучение. Программа ориентирована на
значительное количество практических учебно-тренировочных занятий с учащимися с
обязательным выполнением контрольных нормативов и участие обучающихся в спортивных соревнованиях. Учащимся дается большой объем информации, которая осваивается
ими и в теоретической, и в практической деятельности.
Адресат программы:
- обучающиеся 3-5 классов, в возрасте 10-12 лет;
- наполняемость группы – 10-12 человек;
- группы обучающихся набираются без предварительной подготовки к данному виду
деятельности (если она имеется, то это приветствуется).
Объём и срок освоения программы:
- объём программы – 68 часов;
- программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Формы проведения занятий: рассказ, беседа, лекция, занятие-соревнование.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: школьный
турнир по шашкам с участием обучающихся и их родителей, участие в конкурсах.

Цель программы: развивать физические и морально-волевые качества у учащихся
посредством занятий по легкой атлетике.
Задачи:
Обучающие:
- формирование представления о методике организации самостоятельных занятий
физической культурой и спортом, в частности легкой атлетикой;
- формирование основы знаний, умений вида спорта легкая атлетика;
- обучить приемам и методам контроля физической нагрузки самостоятельных занятий легкой атлетики.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся нравственных качеств: целеустремленности, воли, дисциплинированности.
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
Развивающие:
- развитие тактических навыков и умений;
- развитие физических качеств;
- расширение функциональных возможностей организма;
- создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности,
сотрудничества, включение в активную деятельность, ситуации успеха.
1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
• развиты физические качества характерные для легкой атлетики;
• сформированы у учащихся нравственные качества: целеустремленность

и воля,

дисциплинированность.
• сформирована потребность к ведению здорового образа жизни.
Метапредметные:
• развиты тактические навыки и умения;
• развиты физические и специальные качества;
• расширены функциональные возможности организма;
• создана комфортная обстановка, атмосфера доброжелательности, сотрудничества,
ситуация успеха.
Предметные:
• имеют представление о методике организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом, в частности легкой атлетикой;
• сформированы основы знаний, умений вида спорта легкая атлетика;

• обучены приемам и методам контроля физической нагрузки самостоятельных занятий легкой атлетики.
Форма аттестации (итогового контроля):
Для оценки результативности программы применяется текущий и итоговый
контроль.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала
посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение), индивидуальный устный
опрос, фронтальный опрос, тестирование, выступления на соревнованиях.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня
знаний - проводятся контрольно-переводные нормативы.
2. Содержание программы
Вводное занятие 2 ч
Раздел 1. Общая физическая подготовка
Понятие об общей физической подготовке (ОФП) 6 ч
Значение ОФП в подготовке легкоатлетов. 6 ч
Раздел 2. Техническая подготовка
Понятие о технической подготовке легкоатлетов 18 ч
Характеристика видов спорта и его разделы: ходьба, бег, прыжки, метания и
многоборья 22 ч
Игры, развивающие физические способности. Развитие скоростных, скоростносиловых, координационных способностей, выносливости, гибкости 12 ч
Итоговое занятие. Контрольные испытания 2 ч
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Материально-техническое обеспечение:
Для полноценных занятий легкой атлетикой необходимы спортивные сооружения,
оснащенные соответствующим инвентарем и оборудованием. В летнее время ими могут
быть стадион или пришкольная площадка с беговой дорожкой, местами для прыжков и
метаний. В зимнее время следует следующим образом оборудовать спортивный зал, где
должны быть места для бега, прыжков и метаний.
ПК и доступ к сети Интернет, доступ к электронным образовательным ресурсам.
Информационное обеспечение:
 литература для детей и педагогов;
 методические разработки.
3.2. По окончании обучения обучающийся должен знать:

- правила техники безопасности при проведении тренировочных занятий по легкой
атлетике;
- правила поведения в спортивном зале;
- правила гигиены и режим дня;
- правила проведения соревнований по видам легкой атлетики: прыжок в длину с
разбега, бег на короткие и средние дистанции.
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
- выполнять разминку;
- выполнять специально-беговые упражнения;
- выполнять бег с низкого старта;
- выполнять технику прыжка в длину с разбега.

4. Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Содержание занятий. Тема

Всего часов

Теория

Практика

Форма подведения
итогов
беседа

1

Вводный инструктаж. Техника безопасности. Физические качества человека.

2

1

1

2

Обучение технике бега. Бег в медленном и быстром темпе.

2

1

1

3

Прямолинейный бег и бег с изменением направления.

2

1

1

4

Упражнения на развитие силовых способностей.

2

1

1

5

Бег на короткие дистанции.

2

1

1

6

Подвижные игры с бегом.

2

1

1

7

Упражнения на развитие координационных способностей.

2

1

1

8

Бег с изменением направления.

2

1

1

9

Техника прыжков в длину с места.

2

1

1

10

Бег с изменением скорости и направления.

2

1

1

11

Прыжки в длину с места.

2

1

1

12

Упражнения на развитие силовых способностей.

2

1

1

13

Эстафеты.

2

1

1

14

Подвижные игры с бегом.

2

1

1

Сдача норматива

15

Бег на короткие дистанции

2

1

1

16

Прыжки в длину с места.

2

1

1

17

Бег 100, 200м

2

1

1

18

Бег в медленном и быстром темпе с изменением направления.

2

1

1

19

Подвижные игры с прыжками.

2

1

1

20

Прыжки в длину с разбега.

2

1

1

21

Развитие силовых способностей.

2

1

1

22

Прыжки в высоту с разбега.

2

1

1

23

Метание малого мяча. Техника.

2

1

1

24

Подвижные игры с мячом.

2

1

1

25

Прыжки в высоту. Перешагивание.

2

1

1

26

Метание малого мяча «из-за спины через плечо».

2

1

1

27

Развитие гибкости.

2

1

1

28

Прыжки в высоту. Перешагивание.

2

1

1

29

Метание малого мяча в цель.

2

1

1

30

Прыжки в высоту с разбега.

2

1

1

Сдача нормативов
на время

Демонстрация умений

31

ОРУ. Упражнения на развитие гибкости.

2

1

1

32

Метание мяча.

2

1

1

33

Подвижные игры с мячом.

2

1

1

34

Прием нормативов

2

1

1

68 ч

34 ч

34 ч

ИТОГО

Контрольное тестирование

5. Список использованной литературы
1.
Байбородова, Л. В. Дополнительное образование детей. Психологопедагогическое сопровождение: учебник для среднего профессионального образования /
Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —
363 с.
2.
Байбородова, Л. В. Методика преподавания по программам
дополнительного образования в избранной области деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с.
3.
Воспитание как целевая функция дополнительного образования детей:
методические рекомендации. — URL: http://vcht.center/wp-content/uploads/MR_Vospitaniekak-tselevaya-funktsiya-DOD.pdf
4.
Ивочкин, В. В., Травин Ю. Г. Легкая атлетика (бег на средние и длинные
дистанции, спортивная ходьба) Примерная программа спортивной подготовки для дюсш,
сдюшор «Советский спорт» / В. В. Ивочкин., Ю. Г. Травин. – Москва, 2019.- 340 с.
5.
Ильин, И. С., Черкашин, В. П. Легкая атлетика (барьерный бег) Примерная
программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский спорт» / И. С. Ильин.,
В. П. Черкашин. – Москва, 2022. – 320 с.
6.
Модульные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие
программы: особенности и структура / Методические рекомендации. – Новосибирск: ГАУ
ДО НСО «ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2022. – 22 с.
7.
Никитушкин, В.Г., Зеличенок В.Г. Легкая атлетика (бег на короткие
дистанции) Примерная программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский
спорт» / Никитушкин, В.Г., Зеличенок В.Г. – Москва, 2021.- 215 с.
8.
Пьянзин, А. И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов «Теория и
практика физической культуры» / А. И. Пьянзин. – Москва, 2020.- 256 с.
9.
Родионов, А. В. Подготовка педагога дополнительного образования в
области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском
спорте: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Родионов. —
Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 251 с.
10.
Селуянов, В. Н. Подготовка бегуна на средние дистанции «ТВТ Дивизион» /
В. Н. Селуянов – Москва, 2021.-220 с.
11.
Ушаков, А. А., Радчич, И. Ю. Легкая атлетика (многоборье) Примерная
программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский спорт» / А.А. Ушаков,
И.Ю. Радчич – Москва, 2020. - 236


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».