Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАОУ «СОШ № 24»
Протокол № •/ от19 0%. 2025г.
№ 24»
'JMMJCL М ®
Я. 2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Баскетбол»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: Иод (102 часа)
Автор-составитель:
Мельник Н.В.,
педагог дополнительного образования
г. Краснотурьинск, 2025 год
Пояснительная записка
Данная
программа
является
программой
дополнительного
образования,
предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий, которая относится к
физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
едеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
едеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
едеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
онцепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
каз Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
каз Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
остановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
остановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм»;
остановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678 «Об утверждении
Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»
риказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
риказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее –Порядок);
риказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
риказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от
5августа 2020г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
исьмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
исьмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности
с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);
исьмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 N АБ-3924/06"О направлении
методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»)
исьмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»;
риказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035года».
риказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной
услуги
в
социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».
Баскетбол является одним из ведущих видов спорта в организации секционной
работы в общеобразовательном учреждении. Кроме того, спортивные игры, в том числе
баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития
физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и
эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост
и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует
созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними. В баскетболе постоянно
изменяется игровая ситуация. Действовать приходится в зависимости от ситуации.
Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных
навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических
задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе
простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения
создают неограниченные возможности для развития координационных способностей:
ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий,
точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и
временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные
комбинации. В возрасте 11-15 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные
и простые командные взаимодействия в нападении и защите.
Отличительные особенности программы
Естественность движений: в основе баскетбола лежат естественные движения – бег,
прыжки, броски, передачи.
Коллективность действий: эта особенность имеет большое значение для воспитания
дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.
Соревновательный характер: стремление превзойти соперника в быстроте действий,
направленных на достижение победы, при участии обучающихся мобилизовать свои
возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности,
возникающие в процессе спортивной борьбы.
Адресат программы:
- обучающиеся 5-9 классов, в возрасте 11-15 лет;
- наполняемость группы – 10-15 человек;
- группы обучающихся набираются без предварительной подготовки к данному виду
деятельности.
Объём и срок освоения программы:
- объём программы – 102 часа;
- программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 3 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Формы проведения занятий: рассказ, тренировка, проводимая в виде групповых и
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: соревнования,
товарищеские встречи, учет и тестирование физической подготовленности
воспитанников.
Цель программы – углубление знаний воспитанников на основе их интересов и
склонностей, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков,
достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных
качеств, приобщение их к регулярным тренировкам, овладение основами игры в баскетбол,
мотивация к здоровому образу жизни, создание условий для оздоровления детей.
Задачи программы:
Обучающие:
- снабдить воспитанников знаниями о специальных приемах и действиях;
- обучить основным элементам игры в баскетбол;
- научить воспитанников применять полученные знания в игровой деятельности;
Развивающие:
- развить двигательные качества детей,
Воспитательные:
- воспитать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- воспитать мужество и умение преодолевать физические трудности;
- воспитать морально-волевые, эстетические качества детей.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие основных двигательных качеств – силы, выносливости, ловкости и быстроты.
Метапредметные результаты:
- выполнение упражнений и применение технико-тактических приемов в различных
условиях и ситуациях;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических
-
упражнений,
активное использование в самостоятельных занятиях;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений;
- умение вести познавательную деятельность в группе.
Предметные результаты:
- формирование устойчивого интереса к занятиям;
- формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
- овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия в соревнованиях
по баскетболу.
Содержание программы
Тема 1. Развитие баскетбола в России (1ч)
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2. Техника безопасности на занятиях.
Тема 2. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях (1ч) Сведение о строение
и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие
сведения о нервной системе.
Влияния физических упражнений на организм занимающимся баскетболом. Влияние
занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма
занимающихся баскетболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма.
Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях
закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно – гигиенической
профилактики, общие санитарно- гигиенические требования к занятиям баскетболом.
Основы методики обучения в баскетбол. Понятие об обучении и тренировке в баскетболе.
Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по
баскетболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной
подготовке юных баскетболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Тема 3. Общая и специальная физическая подготовка (44ч)
Общая физическая подготовка
Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с
партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими
палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах
(перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
Подвижные игры.
Эстафеты.
Полосы препятствий.
Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Тема 4. Основы техники и тактики игры (44 ч)
Упражнения без мяча
Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
с разной скоростью;
в одном и в разных направлениях.
Передвижение правым – левым боком.
Передвижение в стойке баскетболиста.
Остановка прыжком после ускорения.
Остановка в один шаг после ускорения.
Остановка в два шага после ускорения.
Повороты на месте.
Повороты в движении.
Имитация защитных действий против игрока нападения.
Имитация действий атаки против игрока защиты.
Ловля и передача мяча
Двумя руками от груди, стоя на месте.
Двумя руками от груди с шагом вперед.
Двумя руками от груди в движении.
Передача одной рукой от плеча.
Передача одной рукой с шагом вперед.
То же после ведения мяча.
Передача одной рукой с отскоком от пола.
Передача двумя руками с отскоком от пола.
Передача одной рукой снизу от пола.
То же в движении.
Ловля мяча после полуотскока.
Ловля высоко летящего мячя.
Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
Ловля катящегося мяча в движении.
Ведение мяча
На месте.
В движении шагом.
В движении бегом.
То же с изменением направления и скорости.
То же с изменением высоты отскока.
Правой и левой рукой поочередно на месте.
Правой и левой рукой поочередно в движении.
Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
Броски мяча
Одной рукой в баскетбольный щит с места.
Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в
баскетбольную корзину после ведения.
Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
В прыжке одной рукой с места.
Штрафной.
Двумя руками снизу в движении.
Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
В прыжке со средней дистанции.
В прыжке с дальней дистанции.
Вырывание мяча.
Выбивание мяча.
Тактическая подготовка
Защитные действия при опеке игрока без мяча.
Защитные действия при опеке игрока с мячом.
Перехват мяча.
Борьба за мяч после отскока от щита.
Быстрый прорыв.
Командные действия в защите.
Командные действия в нападении.
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Тема 5. Учебные и товарищеские игры и соревнования (11ч)
Тема 6. Тестирование (1ч)
Материально-техническое обеспечение:
- спортзал (баскетбольная площадка);
- баскетбольные мячи – 20 шт;
- баскетбольный щит – 4 шт;
- набивные мячи – 10 шт;
- скакалки – 15 шт;
- фишки– 20 шт
основные
правила
техникиобучающийся
безопасности должен
при занятии
баскетболом;
По окончании
обучения
знать:
упражнения
на освоение навыков и развития
3. Организационно-педагогические
условиякоординационных способностей;
работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека;
основную разметку на баскетбольной площадке, основные правила игры в баскетбол, какие
бывают нарушения правил, жесты судей;
гигиенические требования к одежде и обуви для занятий по баскетболу;
способы подсчёта пульса, способы регулирования и контроля физических нагрузок во
время занятий физическими упражнениями.
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
- применять правила игры в баскетбол;
применять на практике основные правила безопасности при организации игры в баскетбол;
вести и останавливать мяч;
перехватывать мяч;
уметь применять технику владения мячом;
уметь применять технику движений в баскетболе;
выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку;
выполнять приёмы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот,
перевод мяча перед собой;
бросать мяч одной и двумя руками в прыжке, бросать мяч после двух шагов, в прыжке с
близкого расстояния и среднего. Бросать мяч в корзину со средних и дальних дистанций
одной и двумя руками от головы;
- вырывать и выбивать, перехватывать, накрывать;
применять в игре командное нападение, взаимодействовать с заслоном, а также применять
индивидуальные, групповые и командные действия в защите в игре баскетбол.
4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Содержание занятий. Тема
Всего часов
Теория
Практика
1
Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях.
1
2
Стойка игрока.
1
1
3
Передвижение в стойке приставными шагами левым и правым боком.
1
1
4
Передвижение в стойке приставными шагами левым и правым боком.
1
1
5
Повороты на месте.
1
1
6
Остановка прыжком.
1
1
7
Ловля и передача мяча 2-мя руками от груди на месте, в парах.
1
1
8
Ловля и передача мяча 2-мя руками от груди в движении, в парах и тройках.
1
1
9
Ловля и передача мяча 2-мя руками от груди в движении, в парах и тройках.
1
1
10
Ловля и передача мяча 2-мя руками в парах и кругу.
1
1
11
Ловля и передача мяча со сменой мест.
1
1
12
Ловля и передача мяча со сменой мест.
1
1
13
Передача мяча с отскоком от пола.
1
1
14
Передача одной рукой от плеча.
1
1
15
Передача одной рукой снизу.
1
1
16
Взаимодействие двух игроков с передачами мяча.
1
1
1
Форма подведения
итогов
17
Взаимодействие двух игроков с передачами мяча.
1
1
18
Взаимодействие двух игроков с передачами .мяча
1
1
19
Ведение мяча на месте правой и левой рукой.
1
1
20
Ведение мяча шагом и бегом правой и левой рукой.
1
1
21
Ведение мяча шагом и бегом правой и левой рукой.
1
1
22
Ведение мяча с изменением направления и скорости движения.
1
1
23
Ведение мяча с изменением направления и скорости движения.
1
1
24
Ведение мяча с изменением высоты отскока шагом и бегом.
1
1
25
Ведение мяча с изменением высоты отскока шагом и бегом.
1
1
26
Ведение шагом и бегом с обводкой стоек.
1
1
27
Ведение шагом и бегом с обводкой стоек и с броском.
1
1
28
Взаимодействие трех игроков с передачами и ведением мяча.
1
1
29
Взаимодействие трех игроков с передачами и ведением мяча.
1
1
30
Взаимодействие трех игроков со встречным ведением мяча.
1
1
31
Бросок мяча в кольцо 2-мя руками от груди на месте.
1
1
32
Бросок мяча в кольцо после ловли.
1
1
33
Бросок мяча в кольцо после ловли.
1
1
34
Бросок мяча в кольцо после ведения.
1
1
35
Бросок мяча в кольцо после ведения.
1
1
36
Бросок мяча в кольцо с заданных точек.
1
1
37
Бросок мяча в кольцо с заданных точек.
1
1
38
Бросок мяча в кольцо с разных точек.
1
1
39
Бросок мяча в кольцо с разных точек
1
1
40
Бросок мяча в кольцо после ведения с двух шагов.
1
1
41
Бросок мяча в кольцо после ведения с двух шагов.
1
1
42
Бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча с места.
1
1
43
Бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча после ловли.
1
1
44
Бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча после ведения.
1
1
45
Штрафной бросок.
1
1
46
Штрафной бросок.
1
1
47
Штрафной бросок.
1
1
48
Бросок одной рукой сверху на месте.
1
1
49
Бросок одной рукой сверху на месте.
1
1
50
Бросок одной рукой сверху в движении
1
1
51
Бросок «крюком».
1
1
52
Бросок от головы в прыжке.
1
1
53
Бросок от головы в прыжке.
1
1
54
Разыгрывание спорного мяча
1
1
55
Разыгрывание спорного мяча
1
1
56
Индивидуальная защита.
1
1
57
Индивидуальная защита.
1
1
58.
Подбор мяча в защите.
1
1
59
Подбор мяча в защите.
1
1
60
Вырывание и выбивание мяча после подбора.
1
1
61
Выбивание мяча сзади.
1
1
62
Добивание мяча в нападении.
1
1
63
Добивание мяча в нападении.
1
1
64
Перехваты мяча.
1
1
65
Перехваты мяча.
1
1
66
Накрывание мяча, взятие отскоков от щита (подбор).
1
1
67
Накрывание мяча, взятие отскоков от щита (подбор).
1
1
68
Командная защита.
1
1
69
Командная защита.
1
1
70
Зонная защита.
1
1
71
Зонная защита.
1
1
72
Личная защита.
1
1
73
Личная защита.
1
1
74
Смешанная защита.
1
1
75
Личная защита.
1
1
76
Заслоны для игрока с мячом, без мяча.
1
1
77
Заслоны для игрока с мячом, без мяча.
1
1
78
Противодействие быстрому прорыву.
1
1
79
Противодействие быстрому прорыву.
1
1
80
Противодействие центровому игроку.
1
1
81
Защита вблизи корзины.
1
1
82
Защита при вбрасывании мяча.
1
1
83
Нападение против зонной защиты.
1
1
84
Нападение против зонной защиты.
1
1
85
Взаимодействие при вбрасывании мяча из-за боковой линии.
1
1
86
Взаимодействие при вбрасывании мяча из-за боковой линии.
1
1
87
Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «Заслон».
1
1
88
Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «Заслон».
1
1
89
Отвлекающие действия. Финт на бросок – проход к щиту.
1
1
90
Отвлекающие действия. Финт на бросок – проход к щиту.
1
1
91
Выполнение конкретных задач в процессе учебно-тренировочной игры.
1
1
92
Контроль, разбор выполненного задания или его элементов.
1
1
93
Прием нормативов по технической и специальной подготовке.
1
1
94
Прием нормативов по технической и специальной подготовке.
1
1
95
Тестирование
1
1
96
Судейство.
1
1
97
Учебная игра.
1
1
1
1
Итоговые
соревнования
Соревнования по баскетболу.
1
1
Итоговые
соревнования
Соревнования по баскетболу.
1
1
Итоговые
соревнования
Соревнования по баскетболу.
1
1
Итоговые
соревнования
Соревнования по баскетболу.
1
1
Итоговые
соревнования
98
Соревнования по баскетболу.
99
100
101
102
Итого
102 ч
1ч
101 ч
5. Список использованной литературы
1. Организация работы спортивных секции в школе: программы и рекомендации/ авт.сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель 2010.
2. Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе.
3. Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. – М.: Советский 4. спорт,2007.
4. Ковалько В.И. Индивидуальная тренировка
5. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячом, 2009.