РП Баскетбол 2025-2026 г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Принята на заседании
Педагогического Совета
МАОУ «СОШ № 24»
Протокол № •/ от19 0%. 2025г.

№ 24»
'JMMJCL М ®
Я. 2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Баскетбол»
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Срок реализации: Иод (102 часа)

Автор-составитель:
Мельник Н.В.,
педагог дополнительного образования

г. Краснотурьинск, 2025 год

Пояснительная записка
Данная

программа

является

программой

дополнительного

образования,

предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий, которая относится к
физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
едеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
едеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
едеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
онцепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
каз Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
каз Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
остановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
остановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм»;
остановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678 «Об утверждении
Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»
риказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
риказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее –Порядок);
риказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
риказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от
5августа 2020г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
исьмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе
с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
исьмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности
с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);
исьмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 N АБ-3924/06"О направлении
методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»)
исьмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»;
риказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035года».
риказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной

услуги

в

социальной

сфере

«Реализация

дополнительных

образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».

Баскетбол является одним из ведущих видов спорта в организации секционной
работы в общеобразовательном учреждении. Кроме того, спортивные игры, в том числе
баскетбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития
физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и

эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом на рост
и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует
созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними. В баскетболе постоянно
изменяется игровая ситуация. Действовать приходится в зависимости от ситуации.
Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных
навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических
задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе
простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения
создают неограниченные возможности для развития координационных способностей:
ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий,
точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и
временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные
комбинации. В возрасте 11-15 лет необходимо учить детей согласовывать индивидуальные
и простые командные взаимодействия в нападении и защите.
Отличительные особенности программы
Естественность движений: в основе баскетбола лежат естественные движения – бег,
прыжки, броски, передачи.
Коллективность действий: эта особенность имеет большое значение для воспитания
дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.
Соревновательный характер: стремление превзойти соперника в быстроте действий,
направленных на достижение победы, при участии обучающихся мобилизовать свои
возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности,
возникающие в процессе спортивной борьбы.
Адресат программы:
- обучающиеся 5-9 классов, в возрасте 11-15 лет;
- наполняемость группы – 10-15 человек;
- группы обучающихся набираются без предварительной подготовки к данному виду
деятельности.
Объём и срок освоения программы:
- объём программы – 102 часа;
- программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:

Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 3 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Формы проведения занятий: рассказ, тренировка, проводимая в виде групповых и
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: соревнования,
товарищеские встречи, учет и тестирование физической подготовленности
воспитанников.
Цель программы – углубление знаний воспитанников на основе их интересов и
склонностей, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков,
достижение более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных
качеств, приобщение их к регулярным тренировкам, овладение основами игры в баскетбол,
мотивация к здоровому образу жизни, создание условий для оздоровления детей.
Задачи программы:
Обучающие:
- снабдить воспитанников знаниями о специальных приемах и действиях;
- обучить основным элементам игры в баскетбол;
- научить воспитанников применять полученные знания в игровой деятельности;
Развивающие:
- развить двигательные качества детей,
Воспитательные:
- воспитать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- воспитать мужество и умение преодолевать физические трудности;
- воспитать морально-волевые, эстетические качества детей.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие основных двигательных качеств – силы, выносливости, ловкости и быстроты.
Метапредметные результаты:

- выполнение упражнений и применение технико-тактических приемов в различных
условиях и ситуациях;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических

-

упражнений,

активное использование в самостоятельных занятиях;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений;
- умение вести познавательную деятельность в группе.
Предметные результаты:
- формирование устойчивого интереса к занятиям;
- формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
- овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия в соревнованиях
по баскетболу.
Содержание программы
Тема 1. Развитие баскетбола в России (1ч)
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2. Техника безопасности на занятиях.
Тема 2. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях (1ч) Сведение о строение
и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие
сведения о нервной системе.
Влияния физических упражнений на организм занимающимся баскетболом. Влияние
занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма
занимающихся баскетболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма.
Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях
закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно – гигиенической
профилактики, общие санитарно- гигиенические требования к занятиям баскетболом.
Основы методики обучения в баскетбол. Понятие об обучении и тренировке в баскетболе.
Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по
баскетболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной
подготовке юных баскетболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Тема 3. Общая и специальная физическая подготовка (44ч)


Общая физическая подготовка



Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с
партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими

палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах
(перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).


Подвижные игры.



Эстафеты.



Полосы препятствий.



Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).



Специальная физическая подготовка



Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.



Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.



Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.



Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Тема 4. Основы техники и тактики игры (44 ч)


Упражнения без мяча



Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.



Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:



с разной скоростью;



в одном и в разных направлениях.



Передвижение правым – левым боком.



Передвижение в стойке баскетболиста.



Остановка прыжком после ускорения.



Остановка в один шаг после ускорения.



Остановка в два шага после ускорения.



Повороты на месте.



Повороты в движении.



Имитация защитных действий против игрока нападения.



Имитация действий атаки против игрока защиты.



Ловля и передача мяча



Двумя руками от груди, стоя на месте.



Двумя руками от груди с шагом вперед.



Двумя руками от груди в движении.



Передача одной рукой от плеча.



Передача одной рукой с шагом вперед.



То же после ведения мяча.



Передача одной рукой с отскоком от пола.



Передача двумя руками с отскоком от пола.



Передача одной рукой снизу от пола.



То же в движении.



Ловля мяча после полуотскока.



Ловля высоко летящего мячя.



Ловля катящегося мяча, стоя на месте.



Ловля катящегося мяча в движении.



Ведение мяча



На месте.



В движении шагом.



В движении бегом.



То же с изменением направления и скорости.



То же с изменением высоты отскока.



Правой и левой рукой поочередно на месте.



Правой и левой рукой поочередно в движении.



Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.



Броски мяча



Одной рукой в баскетбольный щит с места.



Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.



Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.



Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в
баскетбольную корзину после ведения.



Одной рукой в баскетбольную корзину с места.



Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.



Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.



В прыжке одной рукой с места.



Штрафной.



Двумя руками снизу в движении.



Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.



В прыжке со средней дистанции.



В прыжке с дальней дистанции.



Вырывание мяча.



Выбивание мяча.



Тактическая подготовка



Защитные действия при опеке игрока без мяча.



Защитные действия при опеке игрока с мячом.



Перехват мяча.



Борьба за мяч после отскока от щита.



Быстрый прорыв.



Командные действия в защите.



Командные действия в нападении.



Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Тема 5. Учебные и товарищеские игры и соревнования (11ч)
Тема 6. Тестирование (1ч)
Материально-техническое обеспечение:
- спортзал (баскетбольная площадка);
- баскетбольные мячи – 20 шт;
- баскетбольный щит – 4 шт;
- набивные мячи – 10 шт;
- скакалки – 15 шт;
- фишки– 20 шт
основные
правила
техникиобучающийся
безопасности должен
при занятии
баскетболом;
По окончании
обучения
знать:
упражнения
на освоение навыков и развития
3. Организационно-педагогические
условиякоординационных способностей;
работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека;
основную разметку на баскетбольной площадке, основные правила игры в баскетбол, какие
бывают нарушения правил, жесты судей;
гигиенические требования к одежде и обуви для занятий по баскетболу;
способы подсчёта пульса, способы регулирования и контроля физических нагрузок во
время занятий физическими упражнениями.
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
- применять правила игры в баскетбол;
применять на практике основные правила безопасности при организации игры в баскетбол;
вести и останавливать мяч;
перехватывать мяч;
уметь применять технику владения мячом;
уметь применять технику движений в баскетболе;
выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку;
выполнять приёмы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот,
перевод мяча перед собой;

бросать мяч одной и двумя руками в прыжке, бросать мяч после двух шагов, в прыжке с
близкого расстояния и среднего. Бросать мяч в корзину со средних и дальних дистанций
одной и двумя руками от головы;
- вырывать и выбивать, перехватывать, накрывать;
применять в игре командное нападение, взаимодействовать с заслоном, а также применять
индивидуальные, групповые и командные действия в защите в игре баскетбол.

4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Содержание занятий. Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях.

1

2

Стойка игрока.

1

1

3

Передвижение в стойке приставными шагами левым и правым боком.

1

1

4

Передвижение в стойке приставными шагами левым и правым боком.

1

1

5

Повороты на месте.

1

1

6

Остановка прыжком.

1

1

7

Ловля и передача мяча 2-мя руками от груди на месте, в парах.

1

1

8

Ловля и передача мяча 2-мя руками от груди в движении, в парах и тройках.

1

1

9

Ловля и передача мяча 2-мя руками от груди в движении, в парах и тройках.

1

1

10

Ловля и передача мяча 2-мя руками в парах и кругу.

1

1

11

Ловля и передача мяча со сменой мест.

1

1

12

Ловля и передача мяча со сменой мест.

1

1

13

Передача мяча с отскоком от пола.

1

1

14

Передача одной рукой от плеча.

1

1

15

Передача одной рукой снизу.

1

1

16

Взаимодействие двух игроков с передачами мяча.

1

1

1

Форма подведения
итогов

17

Взаимодействие двух игроков с передачами мяча.

1

1

18

Взаимодействие двух игроков с передачами .мяча

1

1

19

Ведение мяча на месте правой и левой рукой.

1

1

20

Ведение мяча шагом и бегом правой и левой рукой.

1

1

21

Ведение мяча шагом и бегом правой и левой рукой.

1

1

22

Ведение мяча с изменением направления и скорости движения.

1

1

23

Ведение мяча с изменением направления и скорости движения.

1

1

24

Ведение мяча с изменением высоты отскока шагом и бегом.

1

1

25

Ведение мяча с изменением высоты отскока шагом и бегом.

1

1

26

Ведение шагом и бегом с обводкой стоек.

1

1

27

Ведение шагом и бегом с обводкой стоек и с броском.

1

1

28

Взаимодействие трех игроков с передачами и ведением мяча.

1

1

29

Взаимодействие трех игроков с передачами и ведением мяча.

1

1

30

Взаимодействие трех игроков со встречным ведением мяча.

1

1

31

Бросок мяча в кольцо 2-мя руками от груди на месте.

1

1

32

Бросок мяча в кольцо после ловли.

1

1

33

Бросок мяча в кольцо после ловли.

1

1

34

Бросок мяча в кольцо после ведения.

1

1

35

Бросок мяча в кольцо после ведения.

1

1

36

Бросок мяча в кольцо с заданных точек.

1

1

37

Бросок мяча в кольцо с заданных точек.

1

1

38

Бросок мяча в кольцо с разных точек.

1

1

39

Бросок мяча в кольцо с разных точек

1

1

40

Бросок мяча в кольцо после ведения с двух шагов.

1

1

41

Бросок мяча в кольцо после ведения с двух шагов.

1

1

42

Бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча с места.

1

1

43

Бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча после ловли.

1

1

44

Бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча после ведения.

1

1

45

Штрафной бросок.

1

1

46

Штрафной бросок.

1

1

47

Штрафной бросок.

1

1

48

Бросок одной рукой сверху на месте.

1

1

49

Бросок одной рукой сверху на месте.

1

1

50

Бросок одной рукой сверху в движении

1

1

51

Бросок «крюком».

1

1

52

Бросок от головы в прыжке.

1

1

53

Бросок от головы в прыжке.

1

1

54

Разыгрывание спорного мяча

1

1

55

Разыгрывание спорного мяча

1

1

56

Индивидуальная защита.

1

1

57

Индивидуальная защита.

1

1

58.

Подбор мяча в защите.

1

1

59

Подбор мяча в защите.

1

1

60

Вырывание и выбивание мяча после подбора.

1

1

61

Выбивание мяча сзади.

1

1

62

Добивание мяча в нападении.

1

1

63

Добивание мяча в нападении.

1

1

64

Перехваты мяча.

1

1

65

Перехваты мяча.

1

1

66

Накрывание мяча, взятие отскоков от щита (подбор).

1

1

67

Накрывание мяча, взятие отскоков от щита (подбор).

1

1

68

Командная защита.

1

1

69

Командная защита.

1

1

70

Зонная защита.

1

1

71

Зонная защита.

1

1

72

Личная защита.

1

1

73

Личная защита.

1

1

74

Смешанная защита.

1

1

75

Личная защита.

1

1

76

Заслоны для игрока с мячом, без мяча.

1

1

77

Заслоны для игрока с мячом, без мяча.

1

1

78

Противодействие быстрому прорыву.

1

1

79

Противодействие быстрому прорыву.

1

1

80

Противодействие центровому игроку.

1

1

81

Защита вблизи корзины.

1

1

82

Защита при вбрасывании мяча.

1

1

83

Нападение против зонной защиты.

1

1

84

Нападение против зонной защиты.

1

1

85

Взаимодействие при вбрасывании мяча из-за боковой линии.

1

1

86

Взаимодействие при вбрасывании мяча из-за боковой линии.

1

1

87

Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «Заслон».

1

1

88

Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «Заслон».

1

1

89

Отвлекающие действия. Финт на бросок – проход к щиту.

1

1

90

Отвлекающие действия. Финт на бросок – проход к щиту.

1

1

91

Выполнение конкретных задач в процессе учебно-тренировочной игры.

1

1

92

Контроль, разбор выполненного задания или его элементов.

1

1

93

Прием нормативов по технической и специальной подготовке.

1

1

94

Прием нормативов по технической и специальной подготовке.

1

1

95

Тестирование

1

1

96

Судейство.

1

1

97

Учебная игра.

1

1

1

1

Итоговые
соревнования

Соревнования по баскетболу.

1

1

Итоговые
соревнования

Соревнования по баскетболу.

1

1

Итоговые
соревнования

Соревнования по баскетболу.

1

1

Итоговые
соревнования

Соревнования по баскетболу.

1

1

Итоговые
соревнования

98

Соревнования по баскетболу.

99
100
101
102
Итого

102 ч

1ч

101 ч

5. Список использованной литературы
1. Организация работы спортивных секции в школе: программы и рекомендации/ авт.сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель 2010.
2. Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе.
3. Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. – М.: Советский 4. спорт,2007.
4. Ковалько В.И. Индивидуальная тренировка
5. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячом, 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».