РП агрохимия 10 класс

Пояснительная записка
Актуальность программы «Агрохимия» связана с
ростом
познавательных интересов учащихся лицея к предмету «Химия» и его
разделам в связи с развитием естественнонаучного направления в
профильных классах. Кроме этого данный курс способствует
профессиональной ориентации и личностное становление подростков в
области химических технологий.
Цель курса: знакомство школьников с основами химического анализа,
формирование развитие навыков работы с современным лабораторным
оборудованием, вовлечение школьников в активную исследовательскую
деятельность.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
• формирование умений обращения с химическими веществами, химическими
приборами и оборудованием
• развитие представлений о различных методах исследования в аналитической
химии, интерпретации получаемых данных через законы и формулы
• формирование начальных навыков исследовательской деятельности,
развитие навыков критического мышления
Планируемые результаты:
Личностные:
• Формирование
осознанной
и
целенаправленной
познавательной деятельности
• Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению
• Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Метапредметные:
• Формирование умения самостоятельно ставить новые задачи в
познавательной деятельности;
• Развитие умения применять гражданское мышление в познавательной
деятельности;
• Развитие
умений
устанавливать
причинно-следственные связи,
устанавливать аналогии, строить логические рассуждения;
• Развитие умений самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы деятельности; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;

• Развитие умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности;
• Формирование
готовности
и
способности
к
самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, критической оценке и
интерпретации информации, получаемую из различных источников.
Предметные:
• Освоение различных видов химического анализа;
• Формирование и развитие умений в адаптации и трансформации
информации,
полученной
в
ходе
экспериментов,
проведения
математических расчетов;
• Развитие
умений
обращаться
с
химической
посудой, цифровыми лабораториями;
• Получение
учащимися опыта
специфической деятельности,
предпрофессиональных компетенций.
Формы и режим занятий
Занятия по данной программе могут проходить в следующих формах:
• Фронтальные лекции и беседы
• Лабораторные и практические работы
• Решение расчётных задач
• Презентация результатов экспериментов
Результаты данной программы оцениваются по выполнению ряда
практических работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Агрохимия», ее значение и задачи. Связь аналитической
химии с другими дисциплинами. Объекты и методы аналитического анализа.
Методы химического анализа. Области применения, достоинства и недостатки.
Гравиметрические методы. Методы осаждения и отгонки.
Цели и задачи качественного анализа. Признаки качественных реакций.
Качественное определение катионов металлов главных и аммония.
Качественное определение катионов металлов побочных подгрупп.
Исследование цвета пламени различных катионов. Качественное определение
анионов бескислородных кислот и анионов кислородсодержащих кислот.
Качественная реакция на углекислый газ.
Кислотно-основное равновесие. Развитие представлений о кислотах и
основаниях. Расчет рН растворов сильных и слабых кислот и оснований,
смесей кислот или оснований, буферных смесей.

Титриметрические методы Сущность и классификация методов.
Выражение концентраций растворов в титриметрии. Расчет молярной массы
эквивалента в разных методах титрования. Стандартные растворы. Первичные
и вторичные стандартные растворы. Способы титрования. Кривые титрования.
Точка эквивалентности, конечная точка титрования. Кислотно-основное
титрование в водных и неводных средах. Индикаторы. Индикаторные
погрешности.
Окислительно-восстановительное
титрование.
Комплексометрическое титрование. Сущность метода. Использование
аминополикарбоновых кислот (комплексонометрия).
Электрохимические методы. Кинетика электрохимических процессов.
Классификация методов. Потенциометрия. Равновесные электрохимические
системы и их характеристики. Процессы, протекающие в растворе и на
поверхности электрода. Индикаторные электроды и электроды сравнения.
Обратимые и необратимые электрохимические системы. Ионометрия.
Мембранное равновесие и мембранный потенциал.
Кулонометрия. Теоретические основы кулонометрического метода анализа
и его классификация. Условия проведения кулонометрических измерений.
Прямая
потенциостатическая
и
гальваностатическая
кулонометрия.
Кулонометрическое титрование, его возможности и преимущества.
Кондуктометрия.
Прямая
низкочастотная
кондуктометрия
и
кондуктометрическое титрование. Использование кондуктометрических
датчиков в хроматографии и других методах анализа.
Физические методы анализа. Природа электромагнитного излучения.
Взаимодействие вещества с электромагнитным излучением, потоками частиц,
магнитным полем. Основные характеристики излучения (частота, длина волны,
волновое число).
Компьютерные методы в аналитической химии Применение цифровых
датчиков в аналитической химии. Многомерные данные в химическом анализе.
Автоматизация анализа. Датчики мутности, углекислого газа, кислорода. Ионселективные датчики на ионы кальция, аммония, хлора.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

1.

Основные
правила
по
технике безопасности при
работе
в
химической
лаборатории.
Классификация удобрений и
приемы их применения.
Химический
состав
и 1
свойства
удобрений:
азотных,
фосфорных,
калийных.
Изучение
коллекции.

2

3

4

5

6

7

8

Методы
химического
анализа. Качественный и
количественный
анализ
удобрений.
Проведение
качественного
анализа
химического
состава
удобрений.
Известковые
удобрения.
Качественные реакции на
известковые удобрения.
Кислотность почвы и виды
почвенной
кислотности.
Влияние
почвенной
кислотности на растения и
микроорганизмы почвы.
Известкование кислых почв
как фактор
коренного
улучшения почвенного
плодородия.
Способы
внесения
удобрений:
основное,
предпосевное, подкормки.
Приготовление питательных
растворов для подкормки.

Количество часов
теория практика
1

1

Формы
проведения
Лекция

1

Беседа,
практическая
работа

1

Практическое
занятие

1

Лекция,
практическое
занятие
Лекция

1

Практическое
занятие,
расчетные
задания
Лекция

1

Практическое
занятие

1

1

9

Приготовление
растворов
различной концентрации.

2

10

Потенциометрический
метод анализа. Определение
pH растворов.
Изменение pH раствора в
ходе реакции нейтрализации
Титриметрический
метод
анализа. Кислотно-основное
титрование.
Состав
почвы. 1
Потенциальные
эффективные запасы почвы
Определение механического
состава
образца
почвы мокрым
методом
Определение
гранулометрического
состава образца почвы и ее
структуры мокрым методом
Определение
содержания
воздуха в образце почвы.
Определение
водопроницаемости почвы.
Определение
водоподъемности почвы.
Исследование кислотности
почвы.
Определение
содержания
органического
вещества
(гумуса) в образце почвы.
Методы
диагностики
1
питания
растений:
визуальная и химическая
диагностика.

1

11
12

13

14

15

16
17

18
19

20

1
1

Практическое
занятие,
расчетные
задания
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Лекция

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие
Практическое
занятие

2

2
2

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Лекция

21

22

23
24

25

Химическая
диагностика
питания растений по
Магницкому.
Метод
функциональной
диагностики
питания
растений.
Метод
инъекций и
опрыскивания.
Составление
диагностических
заключений
по
корректировке питания
растений.
Обобщение и повторение
изученного материала

2

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие,
расчетные
задания

2

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».