РП Финансовая грамотность 5-6 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее —
ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к
общечеловеческим

ценностям.

Программа

соответствует

примерной

программе

внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным
образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом,
реализующим интересы обучающихся 5–6 классов в сфере экономики семьи. Курс
рассчитан на 34 часа: 17 часов в 5 классах, 17 часа в 6 классах.
Место курса в образовательной системе:
• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной
программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования
подростков в общеобразовательной организации;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования в
образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является
основной.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области
финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых
знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически
грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере
финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области
экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими
учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и
литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в
курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами,
содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования
финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например, «Банк и его
услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение
праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
∙ игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; •
построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и
обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и
публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения Личностные результаты изучения курса
«Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений
на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный
бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние
семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного
бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об
основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о
социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину
подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с
валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая
информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные:
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих
возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий
по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные:
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по
элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических
отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги,
товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги,
социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения,
бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения
результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций
на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
В результате изучения курса учащийся научится:
•

определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать
способы их достижения;

•

осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми
(учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития
собственной финансовой грамотности;

•

выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений
семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

•

находить актуальную

финансовую информацию; информацию о страховых

компаниях и их услугах; нужную информацию на социальных порталах;
•

обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;

•

приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные
варианты поведения в аналогичных ситуациях; примеры налогов, которые
выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; примеры выплат
различных видов социальных пособий;

•

актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой
грамотности;

•

понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том
числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся
финансовых знаний и навыков; значения банковских услуг для увеличения
(сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных
ситуаций; преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; что всё в
современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на
экономике страны и бюджете семьи;

•

описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения
финансовой грамотности;

•

поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;

•

оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи; как своё
финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении
повседневных финансовых задач;

•

самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.

•

составлять задачи, требующие денежных расчётов;

•

объяснять от чего зависит финансовое благосостояние человека; проблемы
бартерного (товарного) обмена, назначение денег, в том числе историю их
возникновения; как формируется семейный бюджет; из чего могут складываться
планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета; что такое страхование
и для чего оно необходимо; как сбережение и страхование могут смягчить
последствия особых жизненных ситуаций; что такое налоги и почему их нужно
платить;

•

описывать свойства предмета, играющего роль денег;

•

называть основные источники доходов семьи; функции Центрального банка РФ в
управлении денежной системой страны; регулярные и нерегулярные источники
дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом
региона проживания; основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог,
налог на прибыль, косвенные налоги); виды социальных пособий и указывать их
примерную величину;

•

подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой
необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); в
общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;

•

анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых
решений о расходах; • понимать, при каких условиях можно одалживать деньги;
финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;

•

соотносить вид страхования и его цель;

•

рассчитывать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его
сбалансированности; стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни,
здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; долю годовых
страховочных выплат в семейном бюджете; сумму налога; долю годовых налоговых
выплат в семейном бюджете; долю социальных пособий в доходах семейного
бюджета;

•

описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению
благосостояния семьи; виды страхования;

•

приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость
страховки;

•

различать прямые и косвенные налоги;

•

проверять

на

сайте

Федеральной

налоговой

службы

наличие

налоговой

задолженности членов семьи;
•

перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской
Федерации;
Содержание учебного предмета 5 класс

№

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1

Введение в курс «Финансовая грамотность»

2

2

Модуль 1. Доходы и расходы семьи

11

3

Модуль 2. Страхование

2

4

Повторение

1

5

Итоговый контроль

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

Содержание учебного предмета 6 класс
№

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1

Введение в курс «Финансовая грамотность»

1

2

Модуль 1. Доходы и расходы семьи

7

3

Модуль 2. Страхование

6

4

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют

1

5

Повторение

1

6

Итоговый контроль

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

Календарно тематическое планирование курса «Финансовая грамотность» для 5 класса
Тема урока
№

Количество часов

Дата

Всего Контрольные Практические изучения
работы

1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

работы
https://моифинансы.рф
https://disk.yandex.ru/i/1Laj
2UfwvDVyjA

2. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать

1

финансовое поведение людей.

https://моифинансы.рф
https://disk.yandex.ru/i/1Laj
2UfwvDVyjA

3

Деньги: что это такое. Учебный мини проект по теме

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

«Деньги»
4

Защита мини проекта по теме «Деньги»

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

5

Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

доход семьи. Исследуем семейный доход. Решение
практических задач по теме «Доходы семьи».
6

Учебный мини-проект по теме «Доходы семьи»

7

Защита мини-проекта по теме «Доходы семьи»

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

8

Как появляются расходы семьи. Учимся считать

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

семейные расходы. Исследуем расходы семьи
Решение практических задач по теме «Расходы семьи»
9

Учебный мини-проект по теме «Расходы семьи»

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

10

Защита мини-проекта по теме «Расходы семьи»

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

11

Семейный бюджет. Как сформировать семейный

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

бюджет. Решение практических задач по формированию
семейного бюджета. Ролевая игра по составлению
семейного бюджета «Семейный совет»
12

Учебный мини-проект «Семейный бюджет»

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

13

Защита мини-проекта «Семейный бюджет»

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

14

Почему возникают риски и потери денег и имущества и

1

https://disk.yandex.ru/i/1Laj

как от этого защититься. Что такое страхование и для

2UfwvDVyjA Рейтинги

чего оно необходимо. Что и как можно страховать.

финансовой надежности

страховых компаний |
(raexpert.ru)
15

Решение практических задач по теме «Страхование».

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

Ролевая игра «Страхование»
16

Повторение по теме «Что такое финансовая грамотность
и финансовое поведение людей», «Доходы и расходы
семьи», «Страхование»

17

Итоговый тест за курс 5 класса

ИТОГО

17

Календарно тематическое планирование курса «Финансовая грамотность» для 6 класса
Тема урока
№

Количество часов

Всего Контрольные Практические изучения
работы

1

Финансовая грамотность и благосостояние семьи.

1

Финансовое поведение людей
2

Дата

Деньги: что это такое. Доходы семьи.
Расходы семьи. Исследуем доходы и расходы семьи

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

работы
https://disk.yandex.ru/i/1Laj
2UfwvDVyjA

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

3

Решение практических задач по теме «Доходы и

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

расходы семьи»
4

Учебные мини-проекты по теме «Доходы и расходы
семьи»

5

Семейный бюджет. Формирование семейного бюджета.
Решение практических задач по формированию
семейного бюджета

6

Учебные мини-проекты по теме «Семейный бюджет»

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

7

Деловая игра «Семейный бюджет». Итоги деловой игры

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

1

https://disk.yandex.ru/i/1Laj

«Семейный бюджет»
8

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи.
Семейный бюджет»

9

Почему возникают риски и потери денег и имущества.
Как защититься от потерь денег и имущества. Что такое

2UfwvDVyjA

страхование и для чего оно необходимо. Что и как

Рейтинги финансовой

можно страховать.

надежности страховых
компаний | (raexpert.ru)

10

Решение практических задач по теме «Страхование»

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

11

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

стоит. Страховые компании. Как определить надежность
страховых компаний. Как работает страховая компания
12

Решение практических задач по теме «Страховые
компании»

13

Учебные мини-проекты по теме «Страхование»

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

14

Игра «СтрахOff или как защититься от рисков»

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

15

Что такое налоги и почему их нужно платить

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

1

https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA

1

https://disk.yandex.ru/i/1Laj

Виды налогов.
16

Повторение по теме «Семейный бюджет»,
«Страхование», «Налоги»

17

Итоговый тест за курс 6 класса

2UfwvDVyjA
ИТОГО

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

•

Финансовая грамотность 5-7 классы/ Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В., Корлюгова Ю. Н.,
Половникова А. В., Издательсьво «Вако»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

•

Финансовая грамотность 5-7 классы/ Учебная программа. Вигдорчик Е. А., Липсиц И.
В., Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В., Издательсьво «Вако»

•

Финансовая грамотность 5-7 классы/ Методические рекомендации для учителя.
Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В., Издательсьво «Вако»

•

Финансовая грамотность 5-7 классы/ Рабочая тетрадь. Корлюгова Ю. Н., Половникова
А. В., Издательсьво «Вако»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

•

http://government.ru/ - сайт Правительства РФ

•

https://моифинансы.рф - портал «Мои финансы»

•

https://бюджет-семьи.рф – сайт «Семейный бюджет»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».