Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее —
ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих
развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к
общечеловеческим
ценностям.
Программа
соответствует
примерной
программе
внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным
образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом,
реализующим интересы обучающихся 5–6 классов в сфере экономики семьи. Курс
рассчитан на 34 часа: 17 часов в 5 классах, 17 часа в 6 классах.
Место курса в образовательной системе:
• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной
программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования
подростков в общеобразовательной организации;
• курс может быть использован как программа дополнительного образования в
образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является
основной.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области
финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых
знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически
грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере
финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области
экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими
учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и
литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в
курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами,
содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования
финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например, «Банк и его
услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение
праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
∙ игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; •
построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и
обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и
публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.
Планируемые результаты обучения Личностные результаты изучения курса
«Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений
на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный
бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние
семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного
бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об
основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о
социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину
подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с
валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая
информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование
экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные:
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих
возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий
по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные:
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по
элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических
отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять
результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических
отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги,
товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги,
социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения,
бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения
результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций
на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение
путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
В результате изучения курса учащийся научится:
•
определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать
способы их достижения;
•
осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми
(учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития
собственной финансовой грамотности;
•
выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений
семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
•
находить актуальную
финансовую информацию; информацию о страховых
компаниях и их услугах; нужную информацию на социальных порталах;
•
обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
•
приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные
варианты поведения в аналогичных ситуациях; примеры налогов, которые
выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; примеры выплат
различных видов социальных пособий;
•
актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой
грамотности;
•
понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том
числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся
финансовых знаний и навыков; значения банковских услуг для увеличения
(сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных
ситуаций; преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; что всё в
современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на
экономике страны и бюджете семьи;
•
описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения
финансовой грамотности;
•
поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;
•
оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи; как своё
финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении
повседневных финансовых задач;
•
самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
•
составлять задачи, требующие денежных расчётов;
•
объяснять от чего зависит финансовое благосостояние человека; проблемы
бартерного (товарного) обмена, назначение денег, в том числе историю их
возникновения; как формируется семейный бюджет; из чего могут складываться
планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета; что такое страхование
и для чего оно необходимо; как сбережение и страхование могут смягчить
последствия особых жизненных ситуаций; что такое налоги и почему их нужно
платить;
•
описывать свойства предмета, играющего роль денег;
•
называть основные источники доходов семьи; функции Центрального банка РФ в
управлении денежной системой страны; регулярные и нерегулярные источники
дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом
региона проживания; основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог,
налог на прибыль, косвенные налоги); виды социальных пособий и указывать их
примерную величину;
•
подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой
необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); в
общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
•
анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых
решений о расходах; • понимать, при каких условиях можно одалживать деньги;
финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
•
соотносить вид страхования и его цель;
•
рассчитывать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его
сбалансированности; стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни,
здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; долю годовых
страховочных выплат в семейном бюджете; сумму налога; долю годовых налоговых
выплат в семейном бюджете; долю социальных пособий в доходах семейного
бюджета;
•
описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению
благосостояния семьи; виды страхования;
•
приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость
страховки;
•
различать прямые и косвенные налоги;
•
проверять
на
сайте
Федеральной
налоговой
службы
наличие
налоговой
задолженности членов семьи;
•
перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской
Федерации;
Содержание учебного предмета 5 класс
№
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
1
Введение в курс «Финансовая грамотность»
2
2
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
11
3
Модуль 2. Страхование
2
4
Повторение
1
5
Итоговый контроль
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17
Содержание учебного предмета 6 класс
№
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
1
Введение в курс «Финансовая грамотность»
1
2
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
7
3
Модуль 2. Страхование
6
4
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
1
5
Повторение
1
6
Итоговый контроль
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17
Календарно тематическое планирование курса «Финансовая грамотность» для 5 класса
Тема урока
№
Количество часов
Дата
Всего Контрольные Практические изучения
работы
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
работы
https://моифинансы.рф
https://disk.yandex.ru/i/1Laj
2UfwvDVyjA
2. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать
1
финансовое поведение людей.
https://моифинансы.рф
https://disk.yandex.ru/i/1Laj
2UfwvDVyjA
3
Деньги: что это такое. Учебный мини проект по теме
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
«Деньги»
4
Защита мини проекта по теме «Деньги»
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
5
Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
доход семьи. Исследуем семейный доход. Решение
практических задач по теме «Доходы семьи».
6
Учебный мини-проект по теме «Доходы семьи»
7
Защита мини-проекта по теме «Доходы семьи»
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
8
Как появляются расходы семьи. Учимся считать
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
семейные расходы. Исследуем расходы семьи
Решение практических задач по теме «Расходы семьи»
9
Учебный мини-проект по теме «Расходы семьи»
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
10
Защита мини-проекта по теме «Расходы семьи»
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
11
Семейный бюджет. Как сформировать семейный
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
бюджет. Решение практических задач по формированию
семейного бюджета. Ролевая игра по составлению
семейного бюджета «Семейный совет»
12
Учебный мини-проект «Семейный бюджет»
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
13
Защита мини-проекта «Семейный бюджет»
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
14
Почему возникают риски и потери денег и имущества и
1
https://disk.yandex.ru/i/1Laj
как от этого защититься. Что такое страхование и для
2UfwvDVyjA Рейтинги
чего оно необходимо. Что и как можно страховать.
финансовой надежности
страховых компаний |
(raexpert.ru)
15
Решение практических задач по теме «Страхование».
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
Ролевая игра «Страхование»
16
Повторение по теме «Что такое финансовая грамотность
и финансовое поведение людей», «Доходы и расходы
семьи», «Страхование»
17
Итоговый тест за курс 5 класса
ИТОГО
17
Календарно тематическое планирование курса «Финансовая грамотность» для 6 класса
Тема урока
№
Количество часов
Всего Контрольные Практические изучения
работы
1
Финансовая грамотность и благосостояние семьи.
1
Финансовое поведение людей
2
Дата
Деньги: что это такое. Доходы семьи.
Расходы семьи. Исследуем доходы и расходы семьи
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
работы
https://disk.yandex.ru/i/1Laj
2UfwvDVyjA
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
3
Решение практических задач по теме «Доходы и
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
расходы семьи»
4
Учебные мини-проекты по теме «Доходы и расходы
семьи»
5
Семейный бюджет. Формирование семейного бюджета.
Решение практических задач по формированию
семейного бюджета
6
Учебные мини-проекты по теме «Семейный бюджет»
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
7
Деловая игра «Семейный бюджет». Итоги деловой игры
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
1
https://disk.yandex.ru/i/1Laj
«Семейный бюджет»
8
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи.
Семейный бюджет»
9
Почему возникают риски и потери денег и имущества.
Как защититься от потерь денег и имущества. Что такое
2UfwvDVyjA
страхование и для чего оно необходимо. Что и как
Рейтинги финансовой
можно страховать.
надежности страховых
компаний | (raexpert.ru)
10
Решение практических задач по теме «Страхование»
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
11
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
стоит. Страховые компании. Как определить надежность
страховых компаний. Как работает страховая компания
12
Решение практических задач по теме «Страховые
компании»
13
Учебные мини-проекты по теме «Страхование»
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
14
Игра «СтрахOff или как защититься от рисков»
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
15
Что такое налоги и почему их нужно платить
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
1
https://disk.yandex.ru/i/1L
aj2UfwvDVyjA
1
https://disk.yandex.ru/i/1Laj
Виды налогов.
16
Повторение по теме «Семейный бюджет»,
«Страхование», «Налоги»
17
Итоговый тест за курс 6 класса
2UfwvDVyjA
ИТОГО
17
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
•
Финансовая грамотность 5-7 классы/ Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В., Корлюгова Ю. Н.,
Половникова А. В., Издательсьво «Вако»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
•
Финансовая грамотность 5-7 классы/ Учебная программа. Вигдорчик Е. А., Липсиц И.
В., Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В., Издательсьво «Вако»
•
Финансовая грамотность 5-7 классы/ Методические рекомендации для учителя.
Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В., Издательсьво «Вако»
•
Финансовая грамотность 5-7 классы/ Рабочая тетрадь. Корлюгова Ю. Н., Половникова
А. В., Издательсьво «Вако»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
•
http://government.ru/ - сайт Правительства РФ
•
https://моифинансы.рф - портал «Мои финансы»
•
https://бюджет-семьи.рф – сайт «Семейный бюджет»