РП Технический рисунок 7 класс

Рабочая программа курса «Технический рисунок» была разработана для
учащихся 7-х классах в рамках реализации ФГОС ООО. Является связующим
звеном между курсом изобразительного искусства, черчения и технологии, так
как знакомит с правилами построения чертежей геометрических фигур,
различных углов, окружностей, эллипсов и других плоских и объёмных фигур
без помощи инструментов, а также способы передачи светотени на рисунке,
рисование деталей с натуры и по чертежу.
Нормативные документы.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования», зарегистрирован Минюстом России 1
февраля 2011 г., № 19644 с внесенными изменениями;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №
1897»;
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта
2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования» с изменениями, внесенными: приказом
Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки
России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26
января 2016 года № 38;.
Цель курса:
Технический рисунок, наряду с черчением, является обучение правилам
и способам графического построения различных объектов, а также
рациональному, грамотному, изящному их оформлению.
Задачи курса сводятся к следующему:

дать знания о способах технического проектирования, изображении в
перспективе;
обучать анализировать форму и конструкцию предметов;
научить
выполнять
основные
геометрические
построения,
аксонометрических построений;
проводить разного рода аналогии между способами и средствами
изображения предметов в черчении и рисовании, а также показывать процессы
и конечные формы такого взаимодействия. техники и технологии
современного производства; содействует развитию технического мышления,
познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия техническим
рисунком оказывают большое влияние на воспитание у школьников
самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе,
являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно
воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что
способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Место учебного предмета в учебном плане
Освоение предмета связано с черчением, рисунком, изобразительным
искусством. Приступая к овладению приемами технического рисования,
ученик должен иметь представления о методах изображения, принятых в
техническом рисунке, черчении, знать некоторые особенности декоративной
и проектной деятельности, владеть чертежными принадлежностями и др.
художественными материалами, понимать принципы образования тона, цвета.
Овладение техническим рисунком необходимо для дальнейшего
освоения курсов черчения, начертательной геометрии, рисунка, графики,
проектирования. Занятия организованы 1 час в неделю, всего за год 35 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Программа по техническому рисунку составлена на основе
фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и
Концепции художественного образования как фундамента системы
эстетического воспитания школьников. Программа технического рисунка
является связующим элементом между изобразительным искусством,
черчением и технологией.
Художественно-эстетическое развитие - важное условие социализации
личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры, а
также самоидентификации и утверждению уникальной индивидуальности.
Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной

форме в процессе личностного художественного творчества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные и метапредметные результаты
проявление
познавательных
интересов
и
активности
в
изобразительной области деятельности;
определение соответствующих условиям способов решения учебной
задачи на основе заданных алгоритмов;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по
принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения
противоречий в работе.
Предметные результаты
По окончанию курса ученики должны знать/понимать
роль технического рисунка в инженерной и художественной
деятельности:
принципы и методы построения технического рисунка;
правила построения аксонометрических проекций;
основы технического рисования по правила аксонометрических и
перспективных проекций.
Универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные,
коммуникативные.
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых
образовательных результатов;
идентифицировать
препятствия, возникающие
при
достижении
собственных запланированных образовательных
результатов;

выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы,
в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной
деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих
возможностей;
обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для
достижения образовательных результатов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия
для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять
целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл
выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
алгоритма решения практических задач;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты
для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
3.
находить необходимые и достаточные средства для выполнения
учебных действий в изменяющейся ситуации;
4.
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик/показателей результата;
5.
устанавливать связь между полученными характеристиками
результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик результата;
соотносить свои действия с целью обучения.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее
успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить
способы выхода из критической ситуации;

принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные
последствия принятого решения;
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
демонстрировать
приемы
регуляции
собственных
психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов
или явлений и объяснять их сходство или отличия;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или
событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и
от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом их общие признаки и различия;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе познавательной и исследовательской деятельности;
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения
решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на
основе заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный
смысл
текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к
содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный,
информационный);
критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде
обитания;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ различных
экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора
на другой фактор;
распространять экологические знания и участвовать в практических
мероприятиях по защите окружающей среды.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей, справочников, открытых источников информации и электронных
поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать
корректные поисковые запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
базами знаний, справочниками;
формировать множественную выборку из различных источников
информации для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей
деятельности.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и
совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать
в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить
позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
критически относиться к собственному мнению, уметь признавать
ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и
использовать речевые средства;
представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные тексты различных типов с использованием
необходимых речевых средств;
использовать средства логической связи для выделения смысловых
блоков своего выступления;
использовать вербальные и невербальные средства в
соответствии с коммуникативной задачей;
оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
—
ИКТ).
Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные
языки в соответствии с условиями коммуникации;
оперировать данными при решении задачи;
выбирать адекватные задаче инструменты и использовать
компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания
презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Выпускник научится:
выполнять технический рисунок тех или иных геометрических фигур
от руки, соблюдая пропорциональность отдельных ее частей;
строить рисунки плоских фигур, геометрических тел;
выполнять рисунки деталей и сборочных единиц с натуры и по чертежу;
передавать на рисунке светотень, используя разные способы оттенений.
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать
свою точку зрения в процессе изучения технического рисунка;
выбирать рациональные графические средства отображения
информации о предметах;
выполнять технический рисунок и эскизы, состоящие из нескольких
проекций с преобразованием формы в перспективе;
производить анализ геометрической формы предмета.
Содержание учебного предмета
Введение в графический дизайн. (5ч)
Краткая история графического общения человека. Значение графической
подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.
Области
применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений:
эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема.

Диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и
принадлежностей. Правила построения
композиции. Практическая работ. Выполнить композицию из геометрических
фигур.
Элементарные построения в техническом рисовании (4 ч.)
Графические способы решения геометрических задач на плоскости.
Практические работы Построение параллельных и перпендикулярных
прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и
деление углов. Построение овала. Сопряжения.
Изображения различных вариантов геометрических построений.
Проецирование. Аксонометрические проекции (19ч.)
Виды аксонометрических проекций. Прямоугольные и косоугольные
аксонометрические проекции. Построение окружности в аксонометрии.
Аксонометрические проекции
плоских фигур и геометрических тел. Практические работы. Рисунок проекции
геометрических фигур и тел.Передача светотени в техническом рисунке.
Рисование детали с натуры и по чертежу ( 7ч.)
Общие рекомендации по выполнению рисунка с натуры. Практическая
работа. Выполнения рисунка с натуры, оттенение. Выполнение рисунка по
чертежу.
Форма контроля и оценивая
-опрос;
-беседа;
-практическая работа;
Практическая работа - графические упражнения по заданной тематике,
позволяющие освоить принципы выполнения технического рисунка. Текущие
аттестации фиксируют процент выполнения объема упражнений и графических
работ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС.
Количество часов
№

1

Наименование разделов и тем программы

Введение в графический дизайн.

2

Элементарные построения в техническом
рисовании

3

Проецирование. Аксонометрические
проекции

4

Рисование детали с натуры и по чертежу

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Всего

Из них
контрольных работ

5

0

4

0

19

0

7

0

35

0

Из них
практических
работ

0

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№

Тема урока
Всего

Контрольные

Практические

работы

работы

Дата
изучения

История технического рисунка.
1

Понятие о техническом

1

04.09.2025

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

История графики от пещерной до
компьютерной;

образовательные ресурсы
https://nbs2.ru/cherch/wp-

рисунке.

2

Электронные цифровые

https://nbs2.ru/cherch/wp1

11.09.2025

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Инструменты и принадлежности
3

для рисования;

https://nbs2.ru/cherch/wp1

18.09.2025

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Композиция: определение,
4

свойства.

https://nbs2.ru/cherch/wp1

25.09.2025

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

14

Подготовка к рисованию.
5

Рисование линий.

https://nbs2.ru/cherch/wp1

02.10.2025

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Деления отрезка на равные
6

части.

https://nbs2.ru/cherch/wp1

09.10.2025

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Деления угла на равные части.
7

https://nbs2.ru/cherch/wp1

16.10.2025

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Построение сопряжений.
8

https://nbs2.ru/cherch/wp1

23.10.2025

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Проецирование.
9

https://nbs2.ru/cherch/wp1

06.11.2025

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Построение аксонометрических
10

проекции плоских фигур.

https://nbs2.ru/cherch/wp1

13.11.2025

Квадрат.

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

15

Построениеаксонометрических
11

проекции плоских фигур.
Треугольника. Правильного

https://nbs2.ru/cherch/wp1

20.11.2025

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

шестиугольника.
Построение аксонометрических
12

проекции плоских фигур.

https://nbs2.ru/cherch/wp1

27.11.2025

Окружности.
Посторенние
13

8_botvinnikov.pdf
рисунков

геометрических тел. Куб.

https://nbs2.ru/cherch/wp1

04.12.2025

Пирамида.

геометрических тел. Призма.

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Посторенние рисунков
14

content/uploads/2018/11/cherhenie_7-

https://nbs2.ru/cherch/wp1

11.12.2025

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Посторенние рисунков
15

геометрических тел. Цилиндр.

https://nbs2.ru/cherch/wp1

18.12.2025

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Посторенние рисунков
16

геометрических тел. Шара.

https://nbs2.ru/cherch/wp1

25.12.2025

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

16

https://nbs2.ru/cherch/wp17

Построение рисунков группы
геометрических тел.

1

15.01.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf
https://nbs2.ru/cherch/wp-

18

Построение рисунков группы
геометрических тел.

1

22.01.2026

8_botvinnikov.pdf

Способы передачи светотени в
19

техническом рисунке.

content/uploads/2018/11/cherhenie_7-

https://nbs2.ru/cherch/wp1

29.01.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Способы передачи светотени в
20

техническом рисунке.

https://nbs2.ru/cherch/wp1

05.02.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Способы передачи светотени в
21

техническом рисунке.

https://nbs2.ru/cherch/wp1

12.02.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf
https://nbs2.ru/cherch/wp-

22

Штриховка.

1

19.02.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

17

https://nbs2.ru/cherch/wp23

Штриховка.

1

26.02.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf
https://nbs2.ru/cherch/wp-

24

Шрафировка.

1

05.03.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf
https://nbs2.ru/cherch/wp-

25

Шрафировка.

1

12.03.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Оттенение точками
26

https://nbs2.ru/cherch/wp1

19.03.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Оттенение точками
27

https://nbs2.ru/cherch/wp1

02.04.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf
https://nbs2.ru/cherch/wp-

28

Оттенение отмывкой.

1

09.04.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

18

https://nbs2.ru/cherch/wp29

Оттенение отмывкой.

1

16.04.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf
https://nbs2.ru/cherch/wp-

30

Общие рекомендации

1

23.04.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf
https://nbs2.ru/cherch/wp-

31

Выполнения рисунка детали с
натуры.

1

30.04.2026

8_botvinnikov.pdf

Выполнения рисунка детали с
32

натуры.

content/uploads/2018/11/cherhenie_7-

https://nbs2.ru/cherch/wp1

07.05.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

Особенности оттенений
33

технических рисунков деталей

https://nbs2.ru/cherch/wp1

12.05.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf
https://nbs2.ru/cherch/wp-

34

Рисование предметов по чертежу

1

21.05.2026

content/uploads/2018/11/cherhenie_78_botvinnikov.pdf

19

https://nbs2.ru/cherch/wp35

ИТОГО

Резерв. Рисование предметов по
чертежу.

content/uploads/2018/11/cherhenie_7-

1

8_botvinnikov.pdf
35

0

20

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учебных учреждений
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. М.: ООО
«Издательство Астрель». 2008 - 224 с
Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику А.Д.
Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С. /Вышнепольский
- М.: Изд. Оникс 21 век 2006 - 64 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник
для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008.-224с.
Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. –
М.: Просвещение, 2004.-413с.
Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 8 класса. –
М.: Просвещение, 2004.-239с.
Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 2004.-192с.
Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник для профессиональных
учебных заведений.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа; Издательский
центр «Академия», 2005.-224с
Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Кн.для учителя.-М.: Владос, 2004.
Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В.
Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с.
Левицкий В.С. Машиностроительное черчение: Учеб.для студентов высших
технических учебных заведений. – М.: Высшая школа.: 2005. – 351 с.
Методика обучения черчению и графике. Учебно-методическое пособие для
учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2004 - 96 с.
Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др.
«Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С.
Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство
АСТ», 2006.-159 с.
Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: пособие для учителей. М.:
Просвещение, 2005.-109с
Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.-144с.
Справочник по черчению.Осипов В.К. Чекмарев А.А. - М.: Издательский
центр «Академия» 2006 г. - 336 с.
Презентации по темам курса черчения.
21

Чекмерев А. А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб.для студ. высш.
учеб. заведений - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,
2004. - 472 с
Черчение: учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений
/Под ред. Проф. Н.Г.Преображенской. – М., Вентана-Граф, 2006г.
Черчение: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,
2004 - 76 с
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.Компьютер. 2.Колонки. 3.Проектор. 4.Экран.
Банк разработок Черчение.
Графические и контрольные работы учащихся.
Пособия к уроку (модели, таблицы)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Учебник «Черчение»;
Тетрадь в клетку формата А4;
Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4
Миллиметровая бумага;
Калька;
Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
Линейка 30 см.;
Чертежные угольники с углами:
90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов.
Транспортир;
Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
Ластик для карандаша (мягкий);
Инструмент для заточки карандаша.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».