ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса
«Индивидуальный проект» разработана в соответствии
с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта полного среднего
образования.
При разработке ФГОС общего образования приоритетом становится формирование
общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых
в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В
настоящее
время
все более
актуальным
в
образовательном
процессе
становится
использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно
добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать
выводы и умозаключения. Достижение этих целей возможно решать через организацию
проектной
деятельности.
Проектная
деятельность
способствует
формированию
общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также
включению обучающихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам
формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует
варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Главным достижением проектной деятельности является самореализация личности
ученика на основе полученных исследовательских навыков. Учебный проект или
исследование с точки зрения учителя – интегративное дидактическое средство развития,
обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения
проектирования и исследования
Индивидуальный
проект
представляет
собой
особую
форму
организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный
проект
выполняется
обучающимся
самостоятельно
под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
-
способность
деятельности;
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной
-
сформированность
навыков
проектной
деятельности,
а
также
самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание организационноинформационных и методических условий освоения учащимися опыта; проектной
деятельности для развития личности обучающегося, способной: адаптироваться в условиях
сложного, изменчивого мира; проявлять социальную ответственность; самостоятельно
добывать новые знания, работать над развитием интеллекта; конструктивно сотрудничать с
окружающими людьми; генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы,
постановки задач, вытекающих из этих проблем);
- развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению
гипотез, детализации и обобщению;
- развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; -обучение выбору,
освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания
из информационного поля;
- развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности
решения проблемы проекта);
- обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества;
- развитие навыков публичного выступления
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках
учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в
виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
учебного
«Индивидуальный учебный проект»
Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
предмета
широкая
мотивационная
основа
исследовательской
деятельности,
включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе основанных на
самоанализе
и
самоконтроле
результата,
на
анализе
соответствия
результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской
деятельности;
уважение к своему народу, гордости за свой край, свою
Родину, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
оздоровительной
употребления алкоголя,
наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных проблем;
сформированность
экологического
мышления,
понимания
влияния
социально-
экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение
опыта
Метапредметные
эколого-направленной
результаты
раскрываются
через
деятельности.
универсальные
учебные
действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать результаты выполнения учебного проекта;
ставить и формулировать задачи проектной деятельности, согласованные с целью
реализации проекта;
оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать пути достижения цели, планировать решение поставленных задач;
организовывать
эффективный
поиск
ресурсов,
необходимых
для
достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
осуществлять развернутый информационный поиск для достижения цели проекта и
поставленных задач;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать для представления информации различные средства: схемы, таблицы,
диаграммы, графики;
использовать различные модельно-схематические средства для представления данных;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
(материальные и ресурсные).
Коммуникативные УУД
осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и с взрослыми,
подбирать
партнеров
для
деловой
коммуникации,
исходя
из
соображений
результативности взаимодействия;
излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных)
языковых средств;
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты
философские и методологические основания научной деятельности и научных методов,
применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной
деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
история науки; новейшие разработки в разных предметных областях;
понятия: объект, предмет исследования, метод, эксперимент, модель, методы сбора и
анализ данных;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы,
отбора
и
интерпретации
необходимой
информации,
структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов;
владение умением излагать результаты проектной работы на семинарах, конференциях и
т.п.;
сформированность понятий проект, проектирование;
владение знанием этапов проектной деятельности;
владение методами поиска и анализа научной информации.
В результате выполнения проектной деятельности выпускник научится:
планировать
и
выполнять
учебный
проект,
учебное
исследование,
используя
оборудование, модели, методы и приемы адекватные проблеме;
выбирать и использовать методы;
распознавать и ставить вопросы, формировать вытекающие из исследования выводы;
использовать:
- математические методы и приемы,
- естественнонаучные методы и приемы (наблюдение, постановка проблем, моделирование,
выдвижение гипотезы и т.д.),
- методы и приемы характерные для социальных и исторических наук (описание,
наблюдение, опросы, постановка проблемы, объяснение, использование статистических
данных, интерпретация фактов);
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
отличать факты от суждений, мнений и оценок;
видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок.
выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный и социальный проект,
учебное исследование;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приемы как перебор логических
взаимосвязей, математическое моделирование;
использовать естественнонаучные методы и приемы: как абстракция от привходящих
фактов, проверка на совместимость с другими фактами;
использовать методы и приемы, характерные для социальных и исторических наук
(моделирование, анкетирование, поиск исторических образцов);
использовать приемы художественного познания мира: целостное отображение мира,
образность, органическое единство общего, особенного (типичного) и единичного,
оригинальность;
целенаправленно и осознано развивать свои коммуникативные способности;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1: Способы мыслительной деятельности. Общая характеристика проектной и
исследовательской деятельности
Основные понятия проектной деятельности.
Понятие проекта, проектной деятельности. История проектирования. Особенности и
структура проекта.
Виды проектов. Информационный проект. Творческий проект. Ролевой проект. Практикоориентированный проект. Исследовательский проект. Планирование проекта. Проекты в
современном мире.
Этапы создания проекта. Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. Учимся
сотрудничеству.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями.
Правила
оформления
списка
использованной
литературы.
Оформление
списка
использованных электронных источников.
Требования к оформлению индивидуального учебного проекта.
Обучающиеся должны знать:
основные понятия проектирования;
этапы создания проектов.
Обучающиеся должны уметь:
работать в команде.
Тема 2: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований.
Правила выбора темы исследования.
Определять проблему. Постановка проблемы.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение
задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования.
Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Гипотеза и
доказательства.
Понятия объекта и предмета исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для
учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания: «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное», «Расположи
материал в определенной последовательности».
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Обучающиеся должны знать:
отличие цели от задач;
понятие гипотезы, актуальности.
Обучающиеся должны уметь:
правильно формулировать цели и задачи;
распределять этапы проектов;
искать и структурировать информацию.
Раздел 2: Практический блок
Тема 3: Мы - исследователи
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения.
Выполнение проекта.
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в
работе над проектом.
Навыки делового партнерского общения.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме
исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме
проекта.
Изготовление продукта проекта.
Раздел 3: Мониторинг исследовательской деятельности
Основы риторики. Публичное выступление. Работа над проектом. Особенности
краткосрочных и долгосрочных проектов.
Оформление проекта в программе Мicrosoft Word.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление
презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации.
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать
сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура
выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад»,
«Как отвечать на вопросы».
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в
рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Обучающиеся должны знать:
правила публичного выступления;
правила создания презентации.
Обучающиеся должны уметь:
структурировать полученные данные;
строить грамотную речь защиты.
проводить оформлять презентацию.
Приложение 2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Количество часов
Всего
Из них
Дата
Из них
изучения
контрольные практические
1
Введение. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Особенности
1
работы
работы
0
0
02.09.25
проектной деятельности. Основные требования к исследованию
Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности (12 часов)
Тема 1: Способы мыслительной деятельности. Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности (4 часа)
2
1. Понятие проекта, проектной деятельности. История проектирования.
1
0
0
08.09.25
3
2. Виды проектов. Проекты в современном мире. Просмотр презентаций.
1
0
0
15.09.25
4
3. Этапы создания проекта. Сотрудничество.
1
0
0
22.09.25
5
4. Требования к оформлению индивидуального учебного проекта. Информация.
1
0
1
29.09.25
Источники информации. Библиографический
список в
соответствии
с
требованиями ГОСТа
Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (8 часов)
6
1. Структура исследовательской работы. Алгоритм исследования. Выбор темы
1
0
1
06.10.25
исследования.
7
2. Постановка проблемы.
1
0
1
13.10.25
8
3. Актуальность темы проекта. Цель исследования.
1
0
1
20.10.25
9
4. Определение задач
1
0
1
05.11.25
для достижения поставленной цели. Соответствие цели и
задач теме исследования.
10 5. Консультация по определению целей и задач проекта.
1
0
0
10.11.25
11 6. Формулирование гипотезы. Объект, предмет исследования.
1
0
1
17.11.25
12 7. Исследование как форма познания. Методы исследования.
1
0
1
24.11.25
13 8. Зачётная работа по теме №1,2.
1
0
0
01.12.25
1
0
1
08.12.25
15 2. Подбор литературы и материала с использованием технологий сети Интернет.
1
0
1
15.12.25
16 3. Отбор литературы по теме исследования. Представление теоретической части
1
0
1
22.12.25
1
0
0
12.01.26
18 5. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
1
0
1
19.01.26
19 6. Консультация по систематизации и обобщению материалов.
1
0
0
26.01.26
20 7. Технологический этап. Разработка конструкции и технологии изготовления
1
0
0
02.02.26
21 8. Нормы и правила оформления материалов и выводов.
1
0
0
09.02.26
22 9. Консультация по правилам оформления документов, материалов и выводов
1
0
0
16.02.25
1
0
1
24.03.26
Раздел 2. Практический блок (10 часов)
Тема 3: Мы - исследователи (10 часов)
14 1. Планирование работы. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление
списка литературы по теме исследования.
проекта.
17 4. Навыки делового партнерского общения. Учебное взаимодействие с взрослыми
- вступать в диалог.
изделия. Изготовление продукта проекта.
проекта.
23 10. Способы иллюстрации результатов проектной деятельности: рисунки, схемы,
графики, таблицы.
Раздел 3. Представление результатов проектной работы. Мониторинг исследовательской деятельности (11 часов)
24
1. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций,
1
0
0
02.03.26
защиты). Формы и виды презентаций.
25
2. Сценарии презентации.
1
0
0
10.03.26
26
3. Подготовка доклада: актуальность темы, содержание проекта, результаты.
1
0
1
16.03.26
Составление защитного слова.
27
4. Способы воздействия на аудиторию. Основные правила ведения дискуссий.
1
0
0
24.03.26
28
5. Консультация по доработке проектов с учетом замечаний и предложений.
1
0
0
06.04.26
29
6. Предварительная защита проекта.
1
0
1
13.04.26
30
7. Предварительная защита проекта.
1
0
1
20.04.26
31
8. Публичная защита проекта. Отчетная конференция.
1
0
1
27.04.26
32
9. Публичная защита проекта. Отчетная конференция.
1
0
1
04.05.26
33
10. Публичная защита проекта. Отчетная конференция. Экспертная оценка работ.
1
0
1
11.05.26
1
0
0
18.05.26
34 Итоги года
Итого: 34 часа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Индивидуальный проект, 10-11 классы/ Половкова М.В., Носов А.В., Половкова Т.В.,
Майсак М.В., Москва, «Просвещение», 2021.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Индивидуальный проект, 10-11 классы/ Половкова М.В., Носов А.В., Половкова Т.В.,
Майсак М.В., Москва «Просвещение» 2021.
2. Индивидуальный проект, 10-11 классы. Методическое пособие. Тематическое
планирование. / Спиридонова, Комаров, Маркова, Москва «Каро», 2021.
3. Индивидуальный проект, 10-11 классы. Рабочая тетрадь. / Спиридонова, Комаров,
Маркова, Москва «Каро», 2021.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/
2. Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
3. Образовательный интернет-проект России, для учеников и учителей.
https://infourok.ru/
4. Библиотека МЭШ https://uchebnik.mos.ru/mai