РП Агопромышленный комплекс Урала и Свердловской области 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному курсу составлена на основе требований к
результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
федеральной рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы
основного общего образования.
Программа по предмету «Агропромышленный комплекс Урала и
Свердловской области» отражает основные требования ФГОС ООО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ.
Программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение учебных
часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с
учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для
реализации требований к результатам освоения программы основного общего
образования, требований к результатам обучения географии, а также основных
видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС УРАЛА И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся
систему комплексных социально ориентированных знаний о сельском хозяйстве
(агропромышленном комплексе) Урала, Свердловской области, об основных
закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об
особенностях и о динамике основных природных, экологических и социальноэкономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества,
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса является к основной школе дополнением для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических
закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в

системе непрерывного географического образования, основой для последующей
уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение курса
в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа Урала, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием
географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях
в ПК, об основных географических особенностях природы, сельского хозяйства
Урала, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников
географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания,
характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и
процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала.
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы географических знаний
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана учебным предметом,
который входит в состав предметной области «Общественно-научные
предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с
опорой на географические знания и умения, сформированные ранее.
Учебным планом на изучение предмета отводится 34 часа: по одному часу в
неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел. Агропромышленный комплекс (далее - АПК)
Тема 1. Сельское хозяйство Урала.
Состав и уровень развития, проблемы. Агропромышленный комплекс
Уральского федерального округа в экономике России.
Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других
отраслей хозяйства.
Земельные,
почвенные
и
агроклиматические
ресурсы.
Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Агроклиматическое
районирование Урала. Зональная специализация сельского хозяйства
Растениеводство и животноводство (рыбное хозяйство) Урала и Свердловской
области, география основных отраслей сельского хозяйства. Сельское хозяйство
и окружающая среда. Перспективы развития сельского хозяйства. Роль
государства в поддержке аграрного сектора Стратегия развития Сельского
хозяйства Урала и Свердловской области на период до 2030 года».
Межотраслевые связи сельского хозяйства.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы
размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая
промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры.
Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.
«Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного
комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». Особенности АПК
своего края.
Практическая работа
1. Определение влияния природных и социальных факторов на размещение
отраслей АПК.
Тема 2. Лесопромышленный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место Урала в производстве
продукции
лесного
комплекса
России.
Лесозаготовительная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей:
основные районы и лесоперерабатывающие комплексы.
Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы развития.
Основные положения «Стратегии развития лесного комплекса Российской
Федерации до 2030 года».

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Всего

Раздел 1. Агропромышленный комплекс Урала
1.
2.

Тема сельское хозяйство Урала и
Свердловской области
Пищевая и легкая промышленность

3.
Лесопромышленный комплекс
4
Обобщение знаний
Итого по разделу

Поурочное планирование
№

1.
2.
3.
4
5.
6.

8
4
4
1
14

Тема урока

Колво
час
Состав и уровень развития, проблемы. Агропромышленный 1
комплекс Уральского федерального округа в экономике России.
Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия 1
от других отраслей хозяйства
Земельные,
почвенные
и
агроклиматические
ресурсы. 1
Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура.
Агроклиматическое
районирование
Урала.
Зональная 1
специализация сельского хозяйства
1
Растениеводство Урала и Свердловской области, География
основных отраслей
1
Животноводство и рыбное хозяйство Урала и Свердловской
области. География основных отраслей

7.

Сельское хозяйство и окружающая среда

1

Стратегия развития сельского хозяйства Урала и Свердловской 1
области на период до 2030 года». Межотраслевые связи
9. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.
1
Факторы размещения предприятий. География важнейших
отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и
охрана окружающей среды.
10.
Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в 1
хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География
8.

11.

12.

13.

14.

15.
16
17

важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая
промышленность и охрана окружающей среды.
«Стратегия
развития
агропромышленного
и
рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период
до 2030 года». Особенности АПК своего края.
Практическая работа
1. Определение влияния природных и социальных факторов на
размещение отраслей АПК.
Лесопромышленный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место Урала в производстве
продукции лесного комплекса России.
Лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлознобумажная промышленность. Факторы размещения предприятий.
География
важнейших
отраслей:
основные
районы
и
лесоперерабатывающие комплексы.
Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы
развития.
Основные положения «Стратегии развития лесного комплекса
Российской Федерации до 2030 года».
Обобщение по курсу Агропромышленный комплекс Урала и
Свердловской области

1

1

1

1

1
1
1

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения
опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного
наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной
стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед
Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности
(«экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего
и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений географических наук об основных
закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с
природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности

в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно
относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических
знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

 выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых
для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических
объектов, процессов и явлений;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
 Использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
 проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и
зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
 оценивать достоверность информации, полученной в ходе
географического исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;

 выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
 оценивать надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
 систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных
географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в
групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с другими членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с
исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
 владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
 Выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства
России;
 представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
 находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую
отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства
Урала и Свердловской областидля решения практико-ориентированных
задач;
 применять понятия «экономико-географическое положение», «состав
хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная
структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль
хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики»,
характеризовать основные особенности хозяйстваУрала и Свердловской













области; влияние географического положения Урала на особенности
отраслевой и территориальной структуры АПК ; проблемы и
перспективы развития отраслей сельского хозяйства Урала и
Свердловской области;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из
различных источников географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных
отраслей хозяйства на окружающую среду;
различать изученные географические объекты, процессы и явления:
хозяйство
России
(состав,
отраслевая,
функциональная
и
территориальная структура, факторы и условия размещения
производства, современные формы размещения производства);
использовать знания об особенностях компонентов природы Урала и её
отдельных территорий
оценивать влияние географического положения специализацию
сельского хозяйства отдельных регионов Урала;
объяснять хозяйственные различия регионов Урала;
формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой
деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в
целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического
развития России, месте и роли России в мире;
приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и
описывать их местоположение на географической карте;
характеризовать место и роль АПК Урала в хозяйстве России

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. География Свердловской области В.Г. Капустин, И.Н. Коренев Екатеринбург
«Издательство
«Сократ»,2026г.
2.
География 9 класс/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельев. «Издательство
«Просвещение»,2024г.
3.География 8 класс/А.А. Алексеев, В.В.Николина, «Просвещение»,2023г.
4.География 9 класс/В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, «Просвещение»,
5. Атлас Свердловской области
6.Атлас 9 класс

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Большой
географический
атлас.-М,:
Олма-Пресс,
Энциклопедия "Мир на ладони",ООО "И.М.П.", 2011 год.

2002

год.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru/
САЙТ «ИНТЕРНЕТ УРОК» https://interneturok.ru/
YOU TUBE
ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
http://school-collection.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/08/
• Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/4/
• ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/geografiya
• Internetурок https://interneturok.ru/subject/geografy
• Инфоурок. Видеоуроки и презентации
https://school.infourok.ru/videouroki?predmet=geografiya
• videouroki.net Видеоуроки по географии https://videouroki.net/video/geografiya
• Тесты, опросы, кроссворды https://app.onlinetestpad.com
• Презентации к урокам https://www.geomania.net/presentations/
• Фильмы https://www.geomania.net/films/
• Карты https://www.geomania.net/maps/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».