Рабочая программа по предмету _Грамотный читатель_ (1)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
(МАОУ «СОШ №24»)

«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ШМО
учителей начальных классов
О.В.Заклепкина
Протокол № 1 от
27.08.25года

,

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по
УВР МАОУ «СОШ №24»
4 '\ у
Л.А.Саранчук
^8.08.2025года

ПРИЛОЖЕНИЕ
К ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МАОУ «СОШ №24»
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГРАМОТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»
Срок освоения программы: 4 года

Разработчик программы:
учитель начальных классов
Заклепкина О.В., высшая КК

МО Краснотурьинск,
2025 год

Пояснительная записка
Рабочая программа «Грамотный читатель» разработана и составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина

России,

Основной

образовательной

программы

начального

общего

образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №24», на основе авторской
программы О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом».
Программа реализуется в рамках учебного плана, из части формируемой
участниками образовательного процесса.
Место курса в учебном плане
Программа данного курса предназначена для учащихся 2-3 классов и рассчитана на
три года обучения (68 часов, 33 по 34 часа во 2-3 классах на каждый учебный год). Урок
проводятся один раз в неделю.
Цель курса – формирование информационно – коммуникативной и читательской
компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное
приобретение знаний с использованием различных по характеру и знаковым системам
источников информации. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
 формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной
читательской деятельности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого
и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников
- смысловое чтение) и приёмов понимания и анализа текста– правильного типа
читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому
процессу чтения, потребности читать;
 формирование первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией
в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций;
 формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения
познавательного интереса, освоения и использования информации;
 создание условий для овладения элементарными навыками чтения информации,
представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с
текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;
 развитие таких читательских действий, как поиск информации, выделение нужной
для решения практической или учебной задачи информации, систематизация,

сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их
интерпретация и преобразование;


формирование умения использовать полученную из разного вида текстов
информацию для установления несложных причинно-следственных связей и
зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в
простых учебных и практических ситуациях;

 создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать поиск
информации. Приобретение первичного опыта критического отношения к
получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом;
 обогащение нравственного опыта младших школьников (оценивание усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор);
 создание условий для освоения коммуникативной культуры: умению высказывать
оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в
коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
контролировать свою деятельность;

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:
2

класс
 Оценивать (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки
зрения общепринятых норм и ценностей;
 Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

3

класс
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – чувствовать красоту художественного слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих иокружающих
людей;
 этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебного
пособия, вопросы и задания к ним, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
2

класс
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Планировать (проговаривать) последовательности шагов алгоритма для достижения
цели (поиска необходимой информации);
 Учиться строить и высказывать свои умозаключения на основе работы с текстом
задания и иллюстрацией рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться находить ошибки в плане действий и вносить в него изменения.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.

3

класс
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средство достижения этих результатов - технология продуктивного чтения и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
2класс
 ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
3

класс
 вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
 пользоваться

разными

видами

чтения:

изучающим,

просмотровым,

ознакомительным;
 извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебного
пособия, вопросы и задания к ним, технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
2класс
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 выразительно читать и пересказывать текст;

 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидераисполнителя).
3

класс
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.


высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного
чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
 воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
 осознанно, правильно, выразительно читать вслух любой незнакомый текст;
 самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
 самостоятельно находить ключевые слова;
 самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию
(чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование
ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
 формулировать основную мысль текста (в целом текста или его фрагмента);
 составлять простой и сложный план текста;
 создавать

текст

собственного

сочинения

на

материале

прочитанного

с

предварительной подготовкой;
 аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать
и определять свои эмоции;
 понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
 иметь

собственные

читательские

приоритеты, уважительно

относиться

к

предпочтениям других;
 самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки,
речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
 видеть языковые средства, использованные автором.

Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения курса «Грамотный читатель» на уровне начального общего
образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах
информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных,
научно-познавательных текстов, инструкций.
Научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного
интереса, освоения и использования информации. У обучающихся будут развиты такие
читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения
практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и
обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.
Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для
установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения
обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических
ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать
поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к
получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
 находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
 определять тему и главную мысль текста;
 делить тексты на смысловые части, составлять план текста;


вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

 сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных
признака;
 понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте

несколько

примеров,

доказывающих

приведенное

утверждение;

характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы
элементов);
 понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся
в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

 использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;


ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:
 использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
 работать с несколькими источниками информации;


сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
 пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
 соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, непоказанные
в тексте напрямую;
 формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
 сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
 составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая
на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
 делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
 составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
 высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
 оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определятьместо
и роль иллюстративного ряда в тексте;
 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых
сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
 участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
 сопоставлять различные точки зрения;

 соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
 в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Содержание учебного предметаУмение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них
коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное
увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её
особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать
сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование

содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать
с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с
помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер,
выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе
анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой
части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной
мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде
назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить
данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача
информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:

установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текстас
опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ
текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями,
обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку
зрения

по

обсуждаемому

произведению

(художественному,

учебному,

научно-

познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм
речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета
на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему.
Календарно – тематическое планирование во 2 классе.

№ Тема урока

Основные виды
учебной деятельности учащихся

1

Работа с текстом И.Соколова Чтение по слогам.
– Микитова «В лесу».

2

Работа с текстом В.Осеевой Вести
«Плохо»

3

Определение темы текста. Работа с иллюстрацией.
диалог.

Определять

последовательность.

Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы.

Работа с текстом Л.Толстого Определять главную мысль. Делить слова для
«Два товарища»

переноса.

Подбирать

синонимы.

Работать

с

пословицами.

Определять

последовательность

событий.
4

Работа с текстом В. Бурлакова Устанавливать последовательность пунктов плана.
«На рассвете»

Восстанавливать деформированные предложения.
Находить

абзац.

Подбирать

заголовок

текста.

Работать с иллюстрациями.
5

Работа с текстом А.Тихонова Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к
«Где вода, там жизнь»

6

тексту. Работать с иллюстрацией.

Работа с текстом С.Михалкова Выделять главную мысль текста. Участвовать в
«Аисты и лягушки».

7

диалоге. Находить вопросительные предложения.

Работа с текстом И.Пузанова Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы.
«На рыбалке».

8

Работать с кроссвордом, с иллюстрацией.

Итоговая работа за 1 четверть Оценивать
по тексту:

свои

результаты

и

достижения.

Анализировать ошибки.

«Медведко»

Д.Н.Мамина-

Сибирика
9

Работа над ошибками. Работа Подбирать
с

текстом

заголовок

к

тексту.

В.Бехревского Восстанавливать

«Мишка под деревом»
10

синонимы,

последовательность событий.

Работа с текстом И.Соколова- Восстанавливать деформированные предложения.
Микитова «На лесной дороге» Определять лексическое значение слова. Давать
характеристику герою. Подбирать заголовок к
тексту.

11

Работа с текстом Л.Яхнина

Ставить ударение в словах. Деление текста на части.

«Силачи».

Определять основную мысль текста. Работать с
таблицей. Классифицировать слова.

12

13

Работа с текстом А.Тихонова

Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять

«Сороки».

знаки препинания.

Работа с текстом из детской

Подбирать

энциклопедии.

предложением. Определять главную мысль текста.

заголовок

вопросительным

Восстановление деформированного предложения.
14

Работа

с

К.Ушинского
«Играющие собаки»

текстом Находить

абзац.

Оформлять

Работать с кроссвордом.

обложку

книги.

15

Итоговая работа

Обобщение и систематизация полученных знаний.

за 2 четверть по
«Четыре

тексту: Оценить результату своих достижений.

желания»

К.Д.Ушинского
16

17

Работа с текстом И. Соколова Анализировать

ошибки.

Применять

прием

– Микитова

сравнения.

«Утром в лесу»

Восстанавливать предложения.

Работа с текстом Е.Пермяка

Различать стиль речи. Определять главную мысль

«Первая рыбалка»

текста, последовательность пунктов плана. Работать
с иллюстрацией.

18

Работа с текстом И.Соколова– Определять тип текста. Списывать текст.
Микитова «Белка»

19

Работа с текстом С.Михалкова Ставить ударение в словах. Составлять диалог.
«Не стоит благодарности».

Работать с кроссвордом. Подбирать прилагательные
к существительному.

20

Работа с текстом Г.Цыферова Выполнять
«Жил на свете слоненок».

21

фонетический

разбор.

Перечислять

качества героя.

Работа с текстом В.Кологрива Работать с таблицей. Ставить ударение в словах.
«Жизнь кузнечика»

22

23

Работа с текстом С.Аксакова

Определять стиль текста, лексическое значение

«Щенок».

слова. Находить абзац.

Работа с текстом Ш.Перро

Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом.

«Золушка»
24

Итоговая работа за 3 четверть Обобщение и систематизация полученных знаний.
Оценить результаты своих достижений. Умение
работать с текстом: подбирать заголовок, выделять
тему текста, определять главную мысль текста,
восстанавливать последовательность событий.

25

Работа с текстом Н.Юрцевича Определять стиль текста, лексическое значение
«Красавица русских лесов»

слова. Находить абзац. Уметь определять стиль
текста, лексическое значение слова, подбирать
антонимы,

восстанавливать

последовательность

событий.
26

Работа с текстом С.Юцзунь

Работать

с

пословицами.

Составлять

диалог.

«Светлячок и Муравей»

Определять главную мысль текста, подбирать
заголовок к тексту, оформлять обложку.

27

Работа

с

текстом Определять стиль текста. Работать с кроссвордом.

В.Танасийчука

Находить границы предложения.

«Лосось».
28

Работа с текстом В.Коржикова Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы,
«Прогулка по лесу»

определять

стиль

текста.

Восстанавливать

предложения. Работать с иллюстрацией.
29

Работа с текстом арабской Называть
народной

сказки

«Хлеб и произведения,

золото»
30

Работа

героев

сказки.

лексическое

Определять

жанр

значение

слова,

подбирать синонимы.
с

текстом Определять жанр произведения, подбор синонимов.

с

текстом Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы,

К.Ушинского
«Гадюка»
31

32

Работа
М.Садовского

определять

«Зима на колесах»

предложения.

стиль

текста,

восстанавливать

Работа с текстом В.Осеевой Определять главную мысль текста, подбирать
«Кто хозяин?»

заголовок к тексту, оформлять обложку. Уметь
составлять диалог.

33

34

Работа с текстом И.Соколова – Обобщение и систематизация полученных знаний.
Микитова «Лоси».

Оценить результаты своих достижений.

Работа с текстом И.Крылова

Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы,

«Кукушка и Петух»

определять

стиль

текста,

восстанавливать

предложения.
Календарно – тематическое планирование
в 3 классе.

№
п/п

Тема урока

Основные виды
учебной деятельности учащихся

1

Вводное занятие

Ориентироваться в учебнике. Применять систему
условных обозначений при выполнении заданий.
Предполагать на основе названия содержание текста.
Пользоваться

словарём.

Составлять

связное

высказывание по иллюстрациям и оформлению
учебника;

умение

с

достаточной

полнотой

и

точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
2

Работа с текстом «Синица» по Определять главную мысль произведения, логику
Г.Скребицкому.

повествования, смысловые и их интонационные связи
в тексте.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Объяснение значения некоторых слов с опорой на
текст

или

пользуясь

словарём.

Работа

с

иллюстративным материалом.
3

Работа с текстом «Птицы» по Читать
А.Тихонову.

выразительно

и

осознанно

текст

художественного произведения и выделять главное в
прочитанном;

оценивать

события,

героев

произведения.тему текста, делить предложенный
текст на части, озаглавливать их, определять тип
текста, находить в тексте сравнения, подбирать к
словам синонимы, проверочные слова, выписывать из
текста

вопросительные

предложения,

находить

грамматические
формулировать

и
в

основы,.
цель

восклицательные
предложениях
Определять

деятельности

на

и

уроке

с

помощью учителя, преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
4

Работа с текстом

Читать

выразительно

и

осознанно

текст

« Фламинго» по Э.Бауэру.

художественного произведения и выделять главное в
прочитанном
пересказывать делить текст на смысловые части,
составлять его простой план. Подбирать проверочные
слова. , Восстанавливать порядок пунктов плана.

Выписывать из текста побудительные предложения.
Подбирать к словам антонимы.
Работа с текстом

5

«Грызуны»

по

Определять главную мысль произведения, логику
материалам повествования, смысловые и их интонационные связи

энциклопедии.

в тексте.
Определение различных средств выразительности.

Работа с текстом

6

«Бактерии»

по

Определение стиля текста
материалам Осмысление

энциклопедии.

содержания

прочитанного.

Умение

размышлять над содержанием произведений Делать
выписки из прочитанных текстов с учётом
цели их дальнейшего использования, заполнять
таблицы.

7

Работа с текстом

Составлять

на

«Волчиха» по А.Чехову.

монологическое

основании

текста

высказывание,

небольшое

отвечая

на

поставленный вопрос.
Отвечать на вопросы по содержанию, словами текста
Нахождение и чтение слов и выражений, которые
можно использовать при написании сочинения.
Работа с текстом «Ответ» Делить тексты на смысловые части, составлять план

8

С.Михалкова.

текста. Осмысление содержания прочитанного.

Работа с текстом «Диковинное Использовать

9

дерево» по А.Солженицыну.

формальные

элементы

текста

(например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации. Ориентироваться в соответствующих
возрасту словарях и справочниках. Объяснение
значения некоторых слов с опорой на текст или,
пользуясь словарём.

10

Работа с научно- популярным Чтение по готовому плану. Понимать текст, опираясь
текстом

«Воздух»

материалам энциклопедии.

по не только на содержащуюся в нём информацию, но и
на структуру.
Осознанное и произвольное построение речевого
высказывания.

11

Комплексный анализ текста Высказывать
(продолжение).

своё

предположение,

составлять

небольшое монологическое высказывание с опорой на
авторский текст, поиск и выделение необходимой
информации. Учиться работать по предложенному
учителем

плану,

делать

выводы

в

результате

индивидуальной работы и совместной работы всего
класса, умение слушать других, формировать свои
мысли вслух.
12

Работа с текстом

Определение характеристик героев с опорой на текст,

«Олени» А.Старостина

иллюстрации. Участвовать в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Определять достоверную информацию в случае
наличия

конфликтной

ситуации.

Объяснение

значения некоторых слов с опорой на текст или
пользуясь словарём
13

Работа с текстом «Змеи» по Определение стиля текста. Понимать текст, опираясь
материалам энциклопедии.

не только на содержащуюся в нём информацию, но и
на жанр, структуру, выразительные средства текста
Умение размышлять над содержанием произведений.

14

Работа с текстом

Определение заголовка к тексту. Формулировать

«Синички» по Э.Шиму

несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод. Осознанное и
произвольное построение речевого высказывания.

15

Работа с текстом

Нахождение

по

«Дрессировка» по материалам предложения
энциклопедии.

данному

всего

началу

предложения

или

концу

Нахождение

логического отрывка.
Осознанное и произвольное построение речевого
высказывания. Работа с иллюстративным материалом.
Работа со словарём.

16

Работа с текстом «И так Чтение отрывка, к которому можно подобрать
бывает» по Л.Киселёвой.

пословицу.
Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных
частях

текста

информацию.

Осознанное

и

произвольное построение речевого высказывания.

Составление предложений по схеме.

17

Работа с научно- популярным Нахождение и чтение образных слов и описаний.
текстом

«Радуга»

материалам энциклопедии.

по Составлять

на

монологическое

основании

текста

высказывание,

небольшое

отвечая

на

поставленный вопрос
18

Комплексный анализ текста Умение размышлять над содержанием произведений.
(продолжение) по материалам Осознанное и произвольное построение речевого
энциклопедии.

19

высказывания.

Работа с текстом «Конец лета» Нахождение в тексте ответа на заданный вопрос
по А.Тихонову.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения,
извлечение необходимой информации. Сравнивать
между собой объекты, описанные в тексте, выделяя
два-три существенных признака.

20

Работа с текстом
«Сосновый

Нахождение предложения, с помощью которого
бор»

И.Соколову-Микитову.

по можно дать ответ на вопрос. Понимать информацию
представленную в неявном виде (например, находить
в

тексте

несколько

примеров,

доказывающих

приведённое утверждение).
21

22

Комплексный анализ текста Смысловое чтение как осмысление цели чтения,
(продолжение)

извлечение необходимой информации.

Работа с текстом

Нахождение и чтение в тексте слов, близких по

«Дельфины» по материалам значению данным. Описывать по определенному
энциклопедии.

алгоритму объект наблюдения, сравнивать между
собой два объекта, выделяя два-три существенных
признака. Умение размышлять над содержанием
произведений.

Осознанное

и

произвольное

построение речевого высказывания.
23

Работа с текстом

Определение последовательности рисунков согласно

«Башмачки» по Л.Киселёвой. содержанию текста. Вычленять содержащиеся в
тексте основные события и сопоставлять их с
иллюстративным

материалом.

Извлечение

необходимой информации из прочитанного текста.

Работа со словарём.

24

Работа с текстом
«Немецкая

овчарка»

Э.Бауэру.

Осмысление замысла и главной мысли произведения.
по Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся
в нём информацию, но и на жанр, структуру,
выразительные средства текста. Смысловое чтение
как

осмысление

цели

чтения,

извлечение

необходимой информации.
25

Работа с текстом « Осёл и Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
бобр» С.Михалкова.

Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся
в нём информацию, но и на жанр, структуру,
выразительные средства текста.
Извлечение

необходимой

информации

из

прочитанного текста.
26

Работа с текстом «Весна» по Определение заголовка к тексту. Формулировать
записям В.Васильева.

несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод.

27

Комплексный анализ текста Нахождение
(продолжение)

предложения

по

данному

всего

началу

предложения

или

концу

Нахождение

логического отрывка.
Осознанное и произвольное построение речевого
высказывания. Работа с иллюстративным материалом.
28

Работа с текстом «На катке» Чтение отрывка, к которому можно подобрать
В.Осеевой.

иллюстрацию.
Группировать, систематизировать объекты, выделяя
один-два

признака.

Самостоятельное

создание

способов решения проблем творческого и поискового
характера.
29

Работа с научно- популярным Поисковое чтение. По результатам наблюдений
текстом

«Растения»

материалам энциклопедии.
30

по находить и формулировать правила, закономерности и
т. п.

Комплексный анализ текста Извлечение
(продолжение)

необходимой

прочитанного текста.

информации

из

31

Работа с текстом «Калина» по Нахождение в тексте отрывка, который поможет
И.Соколову-Микитову.

ответить

на

вопрос.

Понимать

информацию,

представленную в неявном виде: например, выделять
общий признак группы элементов, характеризовать
явление по его описанию; находить в тексте несколько
примеров, доказывающих приведенное утверждение.
32

Комплексный анализ текста Извлечение
(продолжение)

33

Контрольная

необходимой

информации

из

прочитанного текста.
работа

по Проверять себя и самостоятельно оценивать свои

промежуточной аттестации.

достижения.
Определять тему и главную мысль произведения;
озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и
второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

34

Итоговое занятие.

Оценка — выделение и осознание обучающимся того,
что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.
Система оценивания знаний обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Грамотный
читатель» направлены на достижение личностных результатов освоения программы.
Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный
результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание
ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного
выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные
справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие
способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде
индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и
небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или
события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Оценивается по пятибальной системе.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета по пятибальной
системе. Оценк выставляется в электронный журнал в дату, когда проводился контроль.
В итоговый контроль относятся и комплексные работы. Структура контрольноизмерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку
к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить
усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты
работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся.
На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности
класса). На контрольную работу отводится весь урок.
Учебное пособие: Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1-4 классы. ФГОС. М.:
Издательство «Экзамен», 2019.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».