Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАОУ «СОШ № 24»
Протокол № / от/ У С • 2025г.
Утверждено;
директор МАОУ «СОШ № 24»
_______ Л Г _______ к
{JUlthUZ jL /./Ь
Приказ/рг 154Л от Л
V й 1 1 \ '; О ш Л г 2 4 .; '
‘
2025г.
..
’vas?Tooeo^
4 > v
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Школьный хор»
Возраст обучающихся: 9-11лет
Срок реализации: 1год (68 часов)
Автор-составитель:
Селютина П.Г..
педагог дополнительного образования
г. Краснотурьинск, 2025 год
Пояснительная записка
Данная
программа
является
программой
дополнительного
образования,
предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий, которая относится к
художественной направленности.
Актуальность
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению
и
укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»;
9.
«Об
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
10.
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
11.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «ОБ
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее -Порядок);
12.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного
образования детей»;
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5августа 2020г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ»;
14.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
15.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»
(вместе
с
образовательной
деятельности
«Методическими
с
рекомендациями
использованием сетевых
по
форм
организации
реализации
образовательных программ»);
16.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 N АБ-3924/06"О
направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»)
17.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»;
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035года».
19.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».
Хоровое
пение
-
коллективный
вид
исполнительства,
воспитывающий
дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий результат, стремление
поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности
со слушателями. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и
освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к
дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и
несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».
На уроках музыки возрос интерес учащихся к хоровому пению. Для полной
реализации творческого потенциала детей была создана модифицированная программа
дополнительного
образования.
музыкально-творческой
Программа
деятельности,
ориентирована
формирование
на
расширение
устойчивого
опыта
интереса
к
отечественным и мировым песенным традициям.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является целенаправленная организация и
планомерное формирование творческой деятельности, способствующая личностному
развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё
отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной
самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников
формируются духовно-нравственные основания.
Адресат программы:
- обучающиеся 3-4 классов, в возрасте 9-11 лет;
- наполняемость группы - 10-12 человек;
- группы обучающихся набираются без предварительной подготовки к данному виду
деятельности (если она имеется, то это приветствуется).
Объём и срок освоения программы:
- объём программы - 68 часов.
- программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Общее количество часов в неделю - 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения - очная.
Форма организации образовательного процесса - групповая.
Форма реализации образовательной программы - традиционная.
Формы проведения занятий: групповые занятия включают в себя вокально-хоровую
работу (работу по партиям, сводные репетиции, ансамблевую работу).
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: школьные
и городские концерты, конкурсы, мероприятия.
Цель программы: через хоровую деятельность сформировать у обучающихся
устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, приобщить их
к вокально-песенному искусству, развитие музыкально-эстетической культуры.
Задачи:
Обучающие:
- расширить знания обучающихся об искусстве вокала, различных жанрах и стилевом
многообразии
вокального
искусства,
выразительных
средствах,
особенностях
музыкального языка.
Воспитательные:
- воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного
наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству.
Развивающие:
- развить и закрепить вокально-хоровые навыки;
- развить музыкальный слух, чувство ритма, внимание, воображение, музыкальную
память и восприятие, способность сопереживать.
Форма аттестации (итогового контроля):
1.
Открытое занятие для педагогов школы.
2.
Открытое мероприятие для родителей и учащихся.
3.
Участие в конкурсах различного уровня.
1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- способность к самооценке на основе критериев успешности творческой
деятельности;
- эмоциональное отношение к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
музицирования;
- знание основ здоровьесберегающих технологий;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях
- готовность к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватная позитивная самооценка и Я-концепция.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
- оценивать собственную музыкальную деятельность и деятельность своих
сверстников;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
Познавательные УУД:
- исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;
- понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов;
- рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и
литературы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города,
региона и др.);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
-
применять
знаково-символические
и
речевые
средства
для
решения
коммуникативных задач;
- делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками,
родителями;
- использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки
и литературы.
Предметные результаты:
- понимать возрастные изменения голоса;
- владеть правилами охраны голоса в связи с наступлением мутационного периода;
- пользоваться разными видами дыхания;
- понимать основные типы голосов;
- держать хоровой строй и хоровую интонацию;
- петь чисто, слаженно двухголосные произведения;
- петь без инструментального сопровождения и с ним;
- владеть дикционными навыками;
- осмысленно произносить текст;
-
пользоваться
певческим
дыханием:
свободным,
экономичным,
длинным,
обеспечивающим гибкость голоса;
- петь выразительно, оптимально эмоционально.
2. Содержание программы
Дыхание.
Теория. Певческая установка. Постановка дыхания. Типы певческого дыхания
(грудной, брюшной, смешанный). В целях сохранения здоровья обучающихся в
образовательной программе предусмотрен инструктаж по технике безопасности.
Теория. Цепное дыхание.
Практика. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Практика. Упражнения на развитие певческого дыхания на медленной кантиленной
музыке. Упражнения на развитие навыка цепного дыхания. Дыхательная гимнастика
Стрельниковой.
Звукообразование.
Теория. Виды атаки звука (мягкая, твердая, придыхательная). Legato, staccato.
Способы звуковедения. Звуковысотный диапазон голоса.
Теория. Атака звука, её виды (продолжение).
Практика. Упражнения на legato и staccato. Упражнение на развитие динамического
диапазона голоса. Работа над подвижностью голоса. Пение закрытым ртом.
Практика. Упражнения на виды атаки. Упражнения, развивающие звуковысотный
диапазон. Упражнения на развитие динамического диапазона голоса. Работа над
подвижностью голосов. Пение закрытым ртом.
Дикция.
Теория. Дикция и артикуляция. Гласные и согласные. Произношение текста.
Выразительность слов в пении.
Практика. Упражнения на дикцию и артикуляцию. Скороговорки. Отработка в
медленном темпе.
Практика. Упражнения на грамотное произношение гласных и согласных звуков.
Упражнение на артикуляцию. Правильное произношение. Выразительность слов в пении.
Скороговорки.
Унисон. Элементы двухголосия.
Теория. Унисон. Чистота интонации. Элементы двухголосия.
Практика. Пение канонов.
Практика. Работа над чистотой интонации в партии. Развитие навыка самостоятельно
держать партию. Пение полифонических упражнений, канонов.
Отработка сложных интонационных мест в медленном темпе.
Художественная выразительность в пении.
Теория. Эмоциональное раскрытие произведения.
Практика. Фразировка, динамические оттенки, штрихи в работе над репертуаром.
Практика. Расстановка смысловых акцентов в произведении. Художественный образ.
Культурно-массовая деятельность.
Концерты.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Материально-техническое обеспечение:
- помещение с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией;
- достаточное количество стульев, удобных для пения;
- магнитофон, аудиоаппаратура;
- дидактические материалы:
- комплекс дыхательных упражнений М. Стрельниковой;
- упражнения для настройки голоса на правильное звукообразование;
- упражнения для развития звуковысотного диапазона;
- упражнения для развития динамического диапазона;
- упражнения на дикцию;
- упражнения для выравнивания хорового строя, ансамбля;
- партитура произведений репертуарного плана;
- аудиозаписи;
- методические пособия;
- сборники нот.
3.2. Учебно-методические условия:
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.-1983 г.
2. Вербов А.М. Техника постановки голоса. М.- 1961 г.
3. Генрих И.П. Музыкальный слух и его развитие. М.- 1978 г.
4. Кадыков Н.Ф. Удивительное о голосе и слухе. М.- 1969 г.
5. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М. - 1965 г.
6. Пигров К. Руководство хором. М.- 1964 г.
7. Стулова Г.П. Хоровой класс (теория и практика работы в детском хоре): Учеб.
пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2119 «Музыка». - .М.:
Просвещение, 1998 г.
8. Соколов Г.В. Работа с хором. М. - 1964 г.
9. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка.1983 г.
10. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М. 1999 г.
Интернет-ресурсы:
- Детям о музыке - http://www. muz-urok. ru/
- Искусство слышать - http://iskusstvo. my1.ru/
- Классическая музыка - http://classic. ru
- Музыка и я - http://musicandi.ru/
3.3. По окончании обучения обучающийся должен знать:
- правила охраны певческого голоса;
- средства музыкальной выразительности;
- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
- специфику певческого искусства;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
- правильно дышать;
- петь ровно на одном дыхании музыкальные фразы;
- петь чистым, естественным звуком, сохранять индивидуальность здорового
певческого звучания;
- правильно формировать гласные и согласные;
- эмоционально-образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и
вокальные произведения;
- исполнять свою партию в хоре.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
1
Сбор учащихся.
Диагностика. Прослушивание детских голосов.
Строение голосового аппарата. Правила охраны детского голоса.
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Вокально
певческая установка.
Прослушивание и распределение по голосам.
Вокально-певческая установка.
Совершенствование вокальных навыков
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Разучивание народной песни.
Разучивание народной песни.
Разучивание народной песни.
Разучивание народной песни.
Вокально-хоровая работа. Унисон. Звуковысотное интонирование мелодии.
Дыхание во фразах и в произведении целиком.
Звукообразование. Единая манера звукообразования.
Развитие динамического диапазона голоса. Двухголосие. Работа над чистотой
интонации в партии.
Дыхание. Развитие певческого дыхания на медленной кантиленой музыке.
Дикция. Выразительность слов в пении.
Разучивание произведения современных композиторов.
Разучивание произведения современных композиторов.
Разучивание произведения современных композиторов.
Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона. Фиксированное звучание
высоких нот.
Дыхание во фразах и в произведении целиком.
Художественная выразительность в пении.
Фразировка, динамические оттенки.
Вокально-хоровая работа. Работа над подвижностью голосов.
Дыхание. Развитие навыка цепного дыхания.
Художественная выразительность в пении.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Всего
часов
1
Теория
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Форма подведения
итогов
33
Расстановка смысловых акцентов в произведении.
Разучивание песни композиторов - классиков.
Разучивание песни композиторов - классиков.
Вокально-хоровая работа. Звукообразование.
Legato, способ звуковедения.
Дикция. Выразительность слов в пении.
Унисон. Элементы двухголосия.
Вокально-хоровая работа. Звукообразование.
Развитие звуковысотного диапазона.
Дикция. Выразительность слов в пении.
Художественная выразительность в пении.
Расстановка смысловых акцентов в произведении. Художественный образ.
Концертно-исполнительская деятельность.
34
35
36
37
38
39
40
41
42
25
26
27
28
29
30
31
32
43
44
45
46
47
48
49
50
51
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Концертно-исполнительская деятельность.
1
1
Разучивание народной песни.
Разучивание народной песни.
Разучивание народной песни.
Разучивание народной песни.
Вокально-хоровая работа. Унисон. Звуковысотное интонирование мелодии.
Дыхание во фразах и в произведении целиком.
Звукообразование. Единая манера звукообразования.
Вокально-хоровая работа. Звукообразование. Развитие звуковысотного
диапазона.
Дыхание. Развитие навыка цепного дыхания.
Двухголосие. Развитие навыка самостоятельно держать партию.
Дикция. Правильное произношение слов.
Разучивание произведения современных композиторов.
Разучивание произведения современных композиторов.
Разучивание произведения современных композиторов.
Разучивание произведения современных композиторов.
Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона. Фиксированное звучание
высоких нот.
Дыхание во фразах и в произведении целиком.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Выступление на
новогоднем празднике
Выступление на
новогоднем празднике
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Художественная выразительность в пении.
Фразировка, динамические оттенки.
Вокально-хоровая работа. Звукообразование. Отработка разных атак звука.
Двухголосие. Работа над чистой интонацией в партии.
Художественная выразительность в пении. Расстановка смысловых акцентов
в произведении.
Разучивание песни композиторов- классиков.
Разучивание песни композиторов- классиков.
Разучивание песни композиторов- классиков.
Разучивание песни композиторов- классиков.
Вокально-хоровая работа. Унисон. Звуковысотное интонирование мелодии.
Дикция. Выразительность слов в пении.
Художественная выразительность в пении.
Фразировка, динамические оттенки.
Вокально-хоровая работа. Развитие динамического диапазона голоса.
Дикция. Выразительность слов в пении.
Дыхание. Развитие певческого дыхания на медленной кантиленой музыки.
Художественная выразительность в пении. Художественный образ.
Концертно-исполнительская деятельность.
Концертно-исполнительская деятельность.
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
42
1
26
Выступление в день
Защитника Отечества и
8 марта
Выступление на 9 мая