РП Шашки 2025-2026 г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Принята на заседании
Педагогического Совета
МАОУ «СОШ № 24»
Протокол №
от
2025г.
{

Л

Утверждено:
директор МАОУ «СОШ № 24»
Приказ

$ .

Щ

Щ

2025г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шашки»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: Иод (68 часов)

Автор-составитель:
Селютина П.Г.,
педагог дополнительного образования

г. Краснотурьинск, 2025 год

Пояснительная записка
Данная

программа

является

программой

дополнительного

образования,

предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий, которая относится к
физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
1.

Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (далее - ФЗ);
2.

Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,

утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
5.

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О

национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об

утверждении

Основ

государственной

политики

по

сохранению

и

укреплению

традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
8.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»;
9.
«Об

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678
утверждении

Правил

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
10.

Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении

профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);

11.

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее -Порядок);
12.

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного

образования детей»;
13.

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства

просвещения РФ от 5августа 2020г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществлении

образовательной

деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных программ»;
14.

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
15.

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических

рекомендациях»

(вместе

с

образовательной

деятельности

«Методическими
с

рекомендациями

использованием

сетевых

по

форм

организации
реализации

образовательных программ»);
16.

Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 N АБ-3924/06"О

направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»)
17.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №

ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»;
18.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035года».
19.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».

Игра в шашки имеет значительную роль в эстетическом воспитании обучающихся.
Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое
наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила
игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой
игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться
хорошо играть в шашки - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в
себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную
полезность игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат,
как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в
школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях
дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически
мыслить.
Отличительные особенности программы
Шашки

-

игра

творческая.

В

этом,

очевидно,

заключается

секрет

её

привлекательности.
Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом,
предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих
способностей

играющих.

Поиски

комбинаций,

разбор

вариантов,

составление

оригинального плана в игре - всё это нужно отнести к категории творчества.
Программа служит для того, чтобы учащиеся смогли овладеть этой игрой в объёме
начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике. Ключевые
понятия программы:
- комбинация;
- жертва;
- атака;
- защита;
- дебют;
- окончание;
- тактика;
- стратегия;
- угроза;
- связка и др.
Адресат программы:
- обучающиеся 1-2 классов, в возрасте 7-8 лет;
- наполняемость группы - 10-12 человек;

- группы обучающихся набираются без предварительной подготовки к данному виду
деятельности (если она имеется, то это приветствуется).
Объём и срок освоения программы:
- объём программы - 68 часов;
- программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Общее количество часов в неделю - 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения - очная.
Форма организации образовательного процесса - групповая.
Форма реализации образовательной программы - традиционная.
Формы проведения занятий: рассказ, беседа, лекция, занятие-соревнование,
демонстрация позиций на доске, работа над ошибками.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: школьный
турнир по шашкам с участием обучающихся и их родителей, участие в конкурсах.
Цель программы: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого
потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- обучение основам шашечной игры;
- подготовка квалифицированных спортсменов;
- обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
В оспитательные:
- воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям,
имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности,
уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения
производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Форма аттестации (итогового контроля):
1.

Открытое занятие для педагогов школы.

2.

Открытое мероприятие для родителей и учащихся.

3.

Участие в конкурсах различного уровня.
1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя

освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм,
требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки;
- формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм
самовоспитания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Познавательные УУД:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
-

устанавливать

причинно-следственные

связи

в

ситуациях,

поддающихся

непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
Коммуникативные УУД:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
Предметные результаты:
- правила игры;
- стадии партии;
- принципы равновесия сил;
- понятия оппозиции, размена, темпа;
- наиболее простые, часто встречающиеся ловушки в начале партии;
- простейшие приемы выигрыша шашки;
- понятия «угроза», «застава», «столбняк»;
- построение «петель» в окончаниях, «треугольник Петрова»;
- три отличия международных шашек от русских;
- что такое концовка, задача, этюд;
- уметь применять правила игры на практике;
- рассчитывать соотношение сил в любой момент партии;
- производить размены, проводить простейшие комбинации;
- ставить известные ловушки и самому не попадаться на них;
- доводить до конца простые выигрышные окончания;
- выигрывать окончания построением «треугольника Петрова»;
- решать одноходовые и двухходовые концовки;
- играть в международные шашки.
2. Содержание программы

Вводное занятие. Инструктаж по технике и противопожарной безопасности (2 ч)
Шахматная доска и фигуры (12 ч)
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности.
Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе
жизни. Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
Ходы и взятие фигур (8 ч)
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие
с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения
по закреплению знаний о шахматной доске.
Цель и результат шашечной партии (8 ч)
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья,
виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Общие принципы разыгрывания партии (6 ч)
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила
поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая
практика.
Особенности хода «Дамки» (6 ч)
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с
учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения
по закреплению знаний о шахматной доске.
Тактические приемы и особенности их применения (10 ч)
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и
защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение
пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций,
содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Шашечный турнир (4 ч).
Игры в парах. Игры в командах.
Игра «Уголки» (4 ч).
Правила игры «Уголки». Игровая практика «Уголки».
Игра «Поддавки» (4 ч).
Правила игры «Поддавки». Игровая практика «Поддавки».
Подведение итогов года (4 ч)
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов
с приглашением родителей учащихся.
3. Организационно-педагогические условия

3.1. Материально-техническое обеспечение:
- кабинет для занятий;
- столы, стулья;
- ноутбук;
- демонстрационная доска;
- наборы для игры в шашки (шашечная доска с набором шашек);
- настольные дидактические игры;
- тематические карточки: дебютные комбинации, миттельшпиль, эндшпиль;
- программное обеспечение;
- шашечная литература для педагога.
3.2. Учебно-методические условия
1. Маньшин С.С., Громов Г.В. Программа подготовки юных шашистов. 1 часть.
Русские шашки. - СПб., 1992
2. Султанов Р.А. Шашки (Интегрированный курс подготовки шашистов для групп
подготовки, учебно-тренировочных совершенствования, групп высшего спортивного
мастерства). - Нижний Тагил, 2009 - 46
3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844)
4. Адамович В.К. Позиционные приемы борьбы в русских шашках. М.,
“Физкультура и спорт”, 1976
5. Литвинович В.С., Перченок И.Р. Школа позиционной игры. Русские шашки.- М.:
Физкультура и спорт, 1984 - 190 с.
6. Берлинков Б.Л., Рокитницкий А.В. Шашечные партии белорусских мастеров. Минск.: Полымя, 1983 - 272 с.
7. Пак Н.М. Популярный шашечный практикум. - Донецк: АСТ, 2004
8. Маламед В.Р., Барский Ю.П. Курс шашечных окончаний; Международные и
русские шашки: Энциклопедическое изд.- М.: Физкультура и спорт, 1989 - 464 с.
9. Герцензон. Б.М. Напреенков А.А. Шашки - это интересно. Учебник шашечной игры.
- СПб.: Литература, 1989 - 256 с.
10. Громов Г.В., Свечников А. А.. На старт, новички! - СПб., 2003
11. Юровский Е.М, Кондратьева Л.П.. Зайкины шашки. - СПб., 2001
12. Блиндер. Б.М. Избранные партии, окончания, этюды. - М., 1960
13. Куличихин А.И. История развития русских шашек. - М.: ФиС, 1982 1989, вып. 5 с. 1-7.11

14.

Цирик З.И. Шашечный эндшпиль. Учебник по шашечным окончаниям. -

Черкассы, 2010 - 183 с.
3.3. По окончании обучения обучающийся должен знать:
- шашечные термины - белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д. Это выявляется путем
опроса, демонстрацией на шашечной доске;
- правила игры - выявляется путем опроса и игры с педагогом;
- стадии игры - выявляется путем опроса и игры с педагогом;
- основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция - выявляются путем
решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
- ориентироваться на шашечной доске;
- правильно помещать доску между партнерами;
- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
- применять на практике правила игры;
- следить за ходами противника;
- решать простейшие комбинации;
- расставлять позиции с заданными условиями;
- рассчитывать соотношение сил.

4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

С о д е р ж а н и е зан я ти й . Т ем а

В сего ч асов

Т еор и я

1

Вводное занятие. И нструктаж по технике и противопож арной безопасности

1

1

2

Вводное занятие. И нструктаж по технике и противопож арной безопасности

1

1

3

М есто ш аш ек в мировой культуре.

1

1

4

М есто ш аш ек в мировой культуре.

1

5

Роль ш аш ек в воспитании и развитии личности.

1

6

Роль ш аш ек в воспитании и развитии личности.

1

7

О собенности психологической подготовки юного ш аш иста.

1

1

8

О собенности психологической подготовки юного ш аш иста.

1

1

9

Понятие о здоровом образе жизни.

1

1

10

Понятие о здоровом образе жизни.

1

11

Ш ахматная доска.

1

12

Ш ахматная доска.

1

13

Поля, линии, их обозначение.

1

14

Поля, линии, их обозначение.

1

15

Л егенда о возникновении шашек.

1

16

Л егенда о возникновении шашек.

1

17

У праж нения на выполнение ходов пешками.

1

18

У праж нения на выполнение ходов пешками.

1

19

Дидактические игры по м арш руту и их взятие с учетом контроля полей, на

1

П рактика

1
1
1

1

Дидактические игры по м арш руту и их взятие с учетом контроля полей, на
ограничение подвиж ности фигур.

1

викторина

1
1
1
1

опрос

1
1
1
1
1

ограничение подвиж ности фигур.
20

Ф о р м а п од в еден и я
и тогов

1

игры в парах

21

Тренировочные упраж нения по закреплению знаний о ш ахматной доске.

1

1

22

Тренировочные упраж нения по закреплению знаний о ш ахматной доске.

1

1

23

Способы защиты.

1

24

Способы защиты.

1

25

О ткрытые и двойны е ходы.

1

26

О ткрытые и двойны е ходы.

1

27

Обучение алгоритму хода.

1

28

Обучение алгоритму хода.

1

29

Вы игрыш , ничья, виды ничьей.

1

30

Вы игрыш , ничья, виды ничьей.

1

31

Реш ение упраж нений н а вы игры ш в различное количество ходов.

1

32

Реш ение упраж нений н а вы игры ш в различное количество ходов.

1

33

Понятие о ш аш ечном турнире.

1

1

34

Понятие о ш аш ечном турнире.

1

1

35

П равила поведения при игре в ш аш ечны х турнирах.

1

1

36

П равила поведения при игре в ш аш ечны х турнирах.

1

1

37

П равила поведения в соревнованиях.

1

1

38

П равила поведения в соревнованиях.

1

39

Спортивная квалификация.

1

1

40

Спортивная квалификация.

1

1

41

А нализ учебны х партий, игровая практика.

1

1

42

А нализ учебны х партий, игровая практика.

1

1

43

У праж нения на выполнение ходов дамкой.

1

44

У праж нения на выполнение ходов дамкой.

1

1

45

Дидактические игры по м арш руту и их взятие с учетом контроля полей, на

1

1

ограничение подвиж ности фигур.

тестирование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

игры в парах

1

промеж уточны й
турнир

1

46

Дидактические игры по м арш руту и их взятие с учетом контроля полей, на

1

1

ограничение подвиж ности фигур.
47

Тренировочные упраж нения по закреплению знаний о ш ахматной доске.

1

48

Тренировочные упраж нения по закреплению знаний о ш ахматной доске.

1

49

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды

1

1
1
1

связок и защ ита от неё.
50

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды

1

1

связок и защ ита от неё.
51

Завлечение, отвлечение, разруш ение пеш ечного перекрытия, освобождение

1

1

пространства, уничтож ение защиты.
52

Завлечение, отвлечение, разруш ение пеш ечного перекрытия, освобождение

1

1

пространства, уничтож ение защиты.
53

Понятие о комбинации.

1

54

Понятие о комбинации.

1

55

Реш ение тестовы х позиций, содерж ащ их тактические удары н а определенную и на

1
1
1

неизвестную темы.
56

Реш ение тестовы х позиций, содерж ащ их тактические удары н а определенную и на

1

1

неизвестную темы.
57

И гры в парах. И гры в командах.

1

1

П равила игры «Уголки».
58

И гры в парах. И гры в командах.

1

1

П равила игры «Уголки».
59

И гровая практика «Уголки».

1

1

60

И гровая практика «Уголки».

1

1

61

П равила игры «Поддавки».

1

62

П равила игры «Поддавки».

1

1

63

И гровая практика «Поддавки».

1

1

1

викторина

64

И гровая практика «Поддавки».

1

1

65

П оказательны е вы ступления опы тны х спортсменов.

1

1

турнир

66

П оказательны е вы ступления опы тны х спортсменов.

1

1

турнир

67

П резентация успехов ю ны х ш аш истов с приглаш ением родителей учащихся.

1

1

итоговы й турнир

1

1

итоговы й турнир

О бщ ий турнир.
68

П резентация успехов ю ны х ш аш истов с приглаш ением родителей учащихся.
О бщ ий турнир.
И ТОГО

68 ч

32 ч

36 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».