Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Принята на заседании
Педагогического Совета
МАОУ «СОШ № 24»
Протокол № У от
2025г.
Утверждено:
директор МАОУ «СОШ № 24»
MS.
Приказ №
/ 5 -У -Л
от
2025г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Робототехника LEGOTRONIC»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1год (136 часов)
Автор-составитель:
Грачев П.И.,
педагог дополнительного образования
г. Краснотурьинск, 2025 год
Пояснительная записка
Данная
программа
является
программой
дополнительного
образования,
предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий, которая относится к
технической направленности.
Актуальность
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ
дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении
Основ
государственной
политики
по
сохранению
и
укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»;
9.
«Об
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023№ 1678
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
10.
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
11.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее -Порядок);
12.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного
образования детей»;
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5августа 2020г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществлении
образовательной
деятельности
при
сетевой
форме
реализации
образовательных программ»;
14.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
15.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях»
(вместе
с
образовательной
деятельности
«Методическими
с
рекомендациями
использованием
сетевых
по
форм
организации
реализации
образовательных программ»);
16.
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 N АБ-3924/06"О
направлении методических рекомендаций" (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»)
17.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий»;
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035года».
19.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»».
Введение лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс
обусловлено
требованиями
ФГОСДО
формированию
развивающей
предметно
пространственной среде, востребованностью развития широкого кругозора младших
школьников.
Актуальность
лего-технологии
и робототехники значима
в свете
внедрения ФГОСДО, так как:
- определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную
осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности,
генерировать и реализовывать новые идеи.
- является великолепным средством для интеллектуального развития школьников,
обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие школьников в
режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формирует познавательную активность, способствуют воспитанию социально
активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментально
- проектной
деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой
собственный мир, где нет границ.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности программы выражаются в реализации задач по развитию
творчества и конструктивных навыков детей через такие формы работы как проектную
деятельность с использованием конструкторов LEGO. Новый виток интереса к проекту как
способу
организации
жизнедеятельности
детей
объясняется
его
потенциальной
интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением
активности детей в образовательном процессе.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и,
играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Обучаясь по программе, дети
проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом,
более
сложном творческом уровне.
Развитие
способностей к конструированию
активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению
поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление
к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию индивидуальности
личности ребёнка, умению эффективно работать вместе, в команде. В непринуждённой
игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный
интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию
задатков одарённости. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами,
схемами и моделями, формируется логическое, проектное мышление.
Адресат программы:
- обучающиеся 2-4 классов, в возрасте 8-10 лет;
- наполняемость группы - 12-14 человек;
- группы обучающихся набираются без предварительной подготовки к данному виду
деятельности (если она имеется, то это приветствуется).
Объём и срок освоения программы:
- объём программы - 136 часов.
- программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Общее количество часов в неделю - 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения - очная.
Форма организации образовательного процесса - групповая.
Форма реализации образовательной программы - традиционная.
Формы проведения занятий: рассказ, беседа, лекция, практические занятия,
презентация
Формы
подведения
итогов
реализации
общеразвивающей
программы:
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном
педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм
работы:
- самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для
выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
- контрольно-познавательные игры;
- табло достижений.
Цель: создать условия для развития интеллектуальной активности воспитанников
через
формирование навыков
проектно-исследовательской деятельности,
развитие
экономического образа мышления
Задачи:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его
возрастом и способностями;
- научиться применять на практике полученные знания;
- повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
- развивать творческие способности младших школьников;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к
людям.
Форма аттестации (итогового контроля):
1.
Открытое занятие для педагогов школы.
2.
Открытое мероприятие для родителей и учащихся.
3.
Участие в конкурсах различного уровня.
1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- проявлять такие коммуникативные качества как готовность к сотрудничеству и
взаимопомощи и умение к созидательной коллективной деятельности;
.
- проявлять трудолюбие, ответственность по отношению к осуществляемой
деятельности;
- проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям;
- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть детали конструктора, конструировать по
условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и
самостоятельно строить схему;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе;
- уметь рассказывать о постройке;
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметные результаты:
- знать виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, принципы
работы простейших механизмов, виды механических передач;
- владеть основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO;
- уметь собирать базовые модели роботов и совершенствовать их для выполнения
конкретного задания;
- уметь демонстрировать технические возможности.
2. Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Задачи кружка на новый учебный год.
Обсуждение программ и планов. Организационные вопросы. Режим работы группы.
Раздел 2. Обзор набора Lego WeDo 2.0 (2 часа)
Теория: Знакомство с компонентами конструктора Lego WeDo 2.0.
Практика: Конструирование по замыслу.
Раздел 3. Программное обеспечение Lego WeDo 2.0 (4 часа)
Теория: Знакомство со средой программирования (блоки, палитра, пиктограммы,
связь блоков программы с конструктором).
Практика: Конструирование по замыслу. Составление программ.
Раздел 4. Работа над проектом «Механические конструкции» (46 часов)
Теория: Измерения, расчеты, программирование модели. Решение задач.
Практика: Сборка конструкций. Сборка моделей по замыслу с использованием
датчиков перемещения и наклона. Создание новых программ для выбранных моделей.
Конструирование модели по схеме. Измерения, расчеты, программирование модели.
Раздел 5. Работа над проектом «Транспорт» (30 часа)
Теория: Измерения, расчеты, программирование модели. Решение задач.
Практика: Сборка конструкций. Конструирование модели. Соревнование команд.
Создание моделей и написание новых программ для них.
Раздел 6. Работа над проектом «Мир живой природы (50 часа)
Теория: Измерения, расчеты, программирование модели. Решение задач.
Практика:
Сборка конструкций.
Программирование
проектов.
Презентация
проектов. Сборка моделей по замыслу с использованием датчиков перемещения и наклона.
Создание новых программ для выбранных моделей. Практическая работ. Соревнование
команд.
Раздел 7. Итоговая работа. (2 часа)
Теория: Программирование. Презентация.
3. Организационно-педагогические условия
3. 1. Материально-техническое обеспечение:
- кабинет для занятий;
- столы, стулья;
- ноутбуки;
- наборы Lego;
- программное обеспечение.
3.2. Учебно-методические условия
Литература, используемая педагогом:
1. «Перворобот LegoWedo». Книга для учителя
2. Сайт «Мир LEGO»: http://www.lego-le.ru/
3. Журналы LEGO: http://www.lego-le.ru/mir-lego/iurnali-lego.html
4. Интерактивная книга учителя Lego WeDo 2.0
Литература, рекомендуемая для обучающихся:
1. «Перворобот LegoWedo». Книга для учителя
2. Буклет «Лего. Простые механизмы»
3. Сайт «Мир LEGO»: http://www.lego-le.ru/
4. Журналы LEGO: http://www.lego-le.ru/mir-lego/iurnali-lego.html
3.3. По окончании обучения обучающийся должен знать:
- значение основных научно-технических понятий и терминов;
- виды техники;
- правила безопасной работы с конструкторами LEGO;
- несложные приемы конструирования;
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
- создавать мысленный образ в процессе конструирования моделей;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей
(выбор материала, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять
полученные знания, приемы и опыт конструирования модели и других объектов и т.д.);
- самостоятельно выполнять рабочие программы на графическом языке «WEDO».
4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
С о д е р ж а н и е зан я ти й . Т ем а
В сего часов
Т еор и я
1
Вводное занятие. И нструктаж по технике и противопож арной безопасности
1
1
2
Вводное занятие. И нструктаж по технике и противопож арной безопасности
1
1
3
Обзор набора Lego W eD o 2.0
1
1
4
Знакомство с компонентами конструктора Lego W eD o 2.0
1
5
П рограммное обеспечение Lego W eD o 2.0
1
1
6
Знакомство со средой программирования (блоки, палитра, пиктограммы,
1
1
П рактика
1
связь блоков программы с конструктором)
7
Конструирование по замыслу. Составление программ
1
1
8
Конструирование по замыслу. Составление программ
1
1
9
Работа над проектом «М еханические конструкции». И змерения, расчеты ,
1
1
программирование модели. Реш ение задач
10
Работа над проектом «М еханические конструкции». И змерения, расчеты ,
1
1
программирование модели. Реш ение задач
11
Д атчик перемещ ения. Д атчик наклона.
1
12
Д атчик перемещ ения. Д атчик наклона.
1
13
Сборка конструкции «П одъемный кран»
1
14
Сборка конструкции «П одъемный кран»
1
15
Сборка конструкции «М ельница»
1
16
Сборка конструкции «М ельница»
1
17
Сборка конструкции «Качели»
1
18
Сборка конструкции «Качели»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Ф о р м а п од в еден и я
и тогов
19
Сборка конструкции «Веселая карусель»
1
20
Сборка конструкции «Веселая карусель»
1
21
Сборка конструкции «Колесо обозрения»
1
22
Сборка конструкции «Колесо обозрения»
1
23
Сборка конструкции «М еханический молоток»
1
24
Сборка конструкции «М еханический молоток»
1
25
Сборка конструкции «Радар»
1
26
Сборка конструкции «Радар»
1
27
Сборка конструкции «Валли»
1
28
Сборка конструкции «Валли»
1
29
Сборка конструкции «Дрель»
1
30
Сборка конструкции «Дрель»
1
31
Сборка конструкции «Автобот»
1
32
Сборка конструкции «Автобот»
1
33
Сборка конструкции «М иниробот»
1
34
Сборка конструкции «М иниробот»
1
35
Совместная работа. Сборка конструкции в команде
1
36
Совместная работа. Сборка конструкции в команде
1
37
Сборка конструкции «Болгарка»
1
38
Сборка конструкции «Болгарка»
1
39
Сборка конструкции «Робот-наблю датель»
1
40
Сборка конструкции «Робот-наблю датель»
1
41
Сборка конструкции «П илорама»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
42
Сборка конструкции «П илорама»
1
1
43
Сборка конструкции «Ворота»
1
44
Сборка конструкции «Ворота»
1
45
Сборка конструкции «Катапульта»
1
46
Сборка конструкции «Катапульта»
1
1
47
Сборка моделей по замыслу с использованием датчиков перемещ ения и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
наклона.
48
Сборка моделей по замыслу с использованием датчиков перемещ ения и
наклона.
49
Сборка моделей по замыслу с использованием датчиков перемещ ения и
наклона.
50
Сборка моделей по замыслу с использованием датчиков перемещ ения и
наклона.
51
Создание новы х программ для вы бранны х моделей. Конструирование
модели по схеме.
52
Создание новы х программ для вы бранны х моделей. Конструирование
модели по схеме.
53
И змерения, расчеты , программирование модели. Реш ение задач.
1
1
Тест
54
И змерения, расчеты , программирование модели. Реш ение задач.
1
1
Тест
55
Работа над проектом «Транспорт». И змерения, расчеты , программирование
1
модели. Реш ение задач
56
Работа над проектом «Транспорт». И змерения, расчеты , программирование
1
1
модели. Реш ение задач
57
Сборка конструкции «П одметально-уборочная маш ина»
1
1
58
Сборка конструкции «П одметально-уборочная маш ина»
1
59
Сборка конструкции «Снегоочиститель»
1
60
Сборка конструкции «Снегоочиститель»
1
61
Сборка конструкции «Катер»
1
62
Сборка конструкции «Катер»
1
63
Сборка конструкции «Самолет»
1
64
Сборка конструкции «Самолет»
1
65
Сборка конструкции «Вертолет»
1
66
Сборка конструкции «Вертолет»
1
67
Сборка конструкции «Грузовик»
1
68
Сборка конструкции «Грузовик»
1
69
Сборка конструкции «Робот-трактор»
1
70
Сборка конструкции «Робот-трактор»
1
71
Сборка конструкции «Гончая маш ина»
1
72
Сборка конструкции «Гончая маш ина»
1
73
Сборка конструкции «Дрон»
1
74
Сборка конструкции «Дрон»
1
75
Сборка конструкции «Геликоптер»
1
76
Сборка конструкции «Геликоптер»
1
77
Сборка конструкции «Бетмобиль»
1
78
Сборка конструкции «Бетмобиль»
1
79
Сборка конструкции «Танк»
1
80
Сборка конструкции «Танк»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
81
Сборка конструкции «Бронетранспортер»
1
1
82
Сборка конструкции «Бронетранспортер»
1
1
83
Соревнование команд. Создание моделей и написание новы х программ для
1
1
1
1
них.
84
Соревнование команд. Создание моделей и написание новы х программ для
них.
85
Работа над проектом «М ир ж ивой природы». И змерения, расчеты ,
1
1
программирование модели. Реш ение задач.
86
Работа над проектом «М ир ж ивой природы». И змерения, расчеты ,
1
1
программирование модели. Реш ение задач.
87
Сборка конструкции «Улитка»
1
88
Сборка конструкции «Улитка»
1
89
Сборка конструкции «Собака»
1
90
Сборка конструкции «Собака»
1
91
Сборка конструкции «Лев»
1
92
Сборка конструкции «Лев»
1
93
Сборка конструкции «Дракон»
1
94
Сборка конструкции «Дракон»
1
95
Сборка конструкции «Динозавр»
1
96
Сборка конструкции «Динозавр»
1
97
Сборка конструкции «О безьяна-канатоходец»
1
98
Сборка конструкции «О безьяна-канатоходец»
1
99
Сборка конструкции «Крокодил»
1
100
Сборка конструкции «Крокодил»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
101
Сборка конструкции «Олень в упряжке»
1
102
Сборка конструкции «Олень в упряжке»
1
103
Сборка конструкции «Кузнечик»
1
104
Сборка конструкции «Кузнечик»
1
105
Сборка конструкции «Черепаха»
1
106
Сборка конструкции «Черепаха»
1
107
Сборка конструкции «Краб»
1
108
Сборка конструкции «Краб»
1
109
Сборка конструкции «Стрекоза»
1
110
Сборка конструкции «Стрекоза»
1
111
Сборка конструкции «Цветок-мухоловка»
1
112
Сборка конструкции «Цветок-мухоловка»
1
113
Сборка конструкции «Дракон»,
1
114
Сборка конструкции «Дракон»,
1
115
Сборка конструкции «Лягуш ка»
1
116
Сборка конструкции «Лягуш ка»
1
117
Сборка конструкции «Паук»
1
118
Сборка конструкции «Паук»
1
119
Сборка конструкции «Змея»
1
120
Сборка конструкции «Змея»
1
121
Сборка конструкции «Птица»
1
122
Сборка конструкции «Птица»
1
123
Сборка конструкции «Кит»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
124
Сборка конструкции «Кит»
1
1
125
Сборка конструкции «Кот»
1
126
Сборка конструкции «Кот»
1
127
Сборка конструкции «Пеликан»
1
128
Сборка конструкции «Пеликан»
1
1
129
Сборка моделей по замыслу с использованием датчиков перемещ ения и
1
1
1
1
1
1
1
наклона. Создание новы х программ для вы бранны х моделей.
130
Сборка моделей по замыслу с использованием датчиков перемещ ения и
наклона. Создание новы х программ для вы бранны х моделей.
131
П рактическая работ. Реш ение задач.
1
1
Тест
132
П рактическая работ. Реш ение задач.
1
1
Тест
133
Соревнование команд. Создание моделей и написание новы х программ для
1
1
1
1
них.
134
Соревнование команд. Создание моделей и написание новы х программ для
них.
135
И тоговая работа. П рограммирование.
1
136
И тоговая работа. Презентация.
1
И ТОГО
136ч
1
Тест
1
61ч
75ч
В икторина