I. Планируемые предметные результаты освоения ООП В дополнение к общим базисным умениям и навыкам реализация предлагаемой программы в образовательной практике позволит выпускникам развить следующие читательские умения: • • • • • • • анализировать произведение, учитывая основные литературно-критические работы; применять различные способы интерпретации лирических, драматических и эпических произведений; представлять жизнь художника в широком историко-литературном контексте, в том числе опираясь на воспоминания современников, литературные произведения других писателей; рецензировать (оценивать) прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности писательского мастерства; характеризовать изобразительно-выразительные средства литературного произведения в связи и в сравнении с эстетическими манифестами литературных направлений и эстетическими тенденциями различных эпох; работать с литературно-критическим материалом, следить за литературными новинками, пользоваться электронными версиями новых книг и литературных журналов; использовать ресурсы Интернета и создавать свои сайты. II. Содержание учебного предмета Упор делается на самостоятельную и творческую работу учащихся, разнообразные виды (жанры) устных и письменных работ, в частности усложненные изложения, сочинения-рассуждения, эссе, критические статьи, рецензии, страницы из дневника. Особое внимание уделяется развитию умений дискутировать, доказывать свою точку зрения и опровергать оппонентов. Отбирая произведения для включения в программу, мы использовали следующие критерии: • литературная и общественная значимость произведений, их литературно-критическая оценка; • репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя; • методическая и культурная традиция, например, отражение «военной темы» и прослеживание судеб реализма в современной литературе; • интересность, актуальность литературного произведения для «вступающих в жизнь»; • стилистическая оригинальность и лексическая «нормативность». Некоторые постмодернистские произведения, неприемлемые для текстуального изучения в классе из-за радикальности языка, сцен насилия или откровенно эротического содержания, могут быть упомянуты учителем в обзоре. В программу включены произведения, написанные позже 1984 г, т. е. начиная с эпохи «перестройки» и утверждения «гласности», а также свободы творчества как основы современного литературного процесса. Программа построена на сочетании и взаимодополнении традиционных критико-литературоведческих и методических принципов: проблемнотематического, историко-литературного, теоретико-литературного, семиотического и деятельностного. Главная особенность программы, как следует из названия, — включение в круг школьного изучения произведений современной литературы. Однако изучение современной литературы, современного литературного процесса, современником и свидетелем которого является ученик, становится благотворным и по другим соображениям. Если основной курс литературы изучается в контексте литературоведения, то курс «Современная русская литература» — в контексте литературной критики, что значительно изменяет ракурс учебной деятельности учеников. Сокращается дистанция между временем опубликования произведения и его общественной оценкой, читательским признанием. Ни об одном произведении современной литературы нельзя сказать, что оно — «классическое», ибо современная литература не может быть таковой по определению. Должно пройти время, литературная критика должна взвесить новаторство и традиционные элементы, отследить влияние на других писателей, должен сложиться общественный консенсус, чтобы в читательской, литературнокритической атмосфере, наконец, в общественном мнении произведение утвердилось в качестве классического. Как складывается литературная репутация Понятие о социологии литературы. Система «писатель — критик — читатель». Чтение в современной России. Появление новых литературных премий и конкурсов, литературных клубов, новых издательств, читательских клубов при издательствах, интернет-форумов при издательских сайтах. Автобиографизм современной прозы Авторское «я» в автобиографической литературе. Личностный взгляд на недавнюю историю. Можно ли говорить о «лирическом герое» в автобиографической прозе? Реальный автор и повествователь, персонажи и их прототипы. Неореализм Черты современного реализма. Человек — общество — человечество в представлении современных писателей-реалистов. Идейно-философская общность и творческое многообразие современного реализма. Образ автора и формы проявления авторского мировоззрения в современной литературе. Военная тема Кто побеждает на войне? Герои военной прозы: от солдата до генерала. Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в экстремальных условиях войны? Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной военной прозы. Судьбы литературы русской эмиграции Литературные и публицистические работы писателей. Эволюция их эстетических и мировоззренческих позиций. Возвращение С. Довлатова: «Последняя книга». Довлатов как «культовый писатель» 90-х годов. Появление новой, «четвертой волны» русской эмиграции. Творчество А. Гольдштейна («Расставание с Нарциссом»), Д. Рубиной («Вот идет Мессия»), Ю. Дружникова («Русские мифы»), М. Веллера («Ножик Сережи Довлатова»). Трансформация истории Литература в поисках «подлинной» истории. Мифологизация отечественной истории. Приемы занимательного сюжетосложения в современном историческом романе. Ирония как средство оценки исторических событий. Патриотизм или интеллектуальная игра: подходы к восприятию псевдоисторических произведений. Фантастическая и утопическая литература Понятия о фантастике, научно-фантастической литературе, фэнтези, утопии и антиутопии. Утопическая литература как прогноз развития будущего. Роль фантастики в познании альтернативных возможностей развития человечества. Остросюжетность антиутопической литературы. Борьба между добром и злом, изменчивость и постоянство этических норм в литературе о будущем. Постмодернизм Основные черты русского постмодернизма: слом эстетической иерархии, поэтика «перечней и каталогов», альтернативность развязок и финалов. Цитатность постмодернистских произведений. Представление о литературном творчестве как об интеллектуальной игре. Концептуализм в современной поэзии А. Пригов. Пародийность творчества, сквозные темы поэзии: «милицанер», философская риторика, абсурдизм. Эволюция приговской поэтики: 1) языковая игра в раннем творчестве, 2) описание «механического мира» и остранение поэтического взгляда, 3) разноголосица современного мира. Л. Рубинштейн. Цитатная поэтика, роль графического элемента, изобретение «каталожной поэзии», обрывки разговоров, цитаты и шаблоны как составляющие элементы текста (сборник «Регулярное письмо», 1996). Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в потоке времени, поэтические цитаты в творчестве. Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Гандлевского, Д. Новикова. Метареализм Понятие о метареализме (на примере творчества И. Жданова, А. Еременко, А. Парщикова, В. Кальпиди и др.). Современная эссеистика Обращение к проблемам постсоветской и современной культуры. Основная тема — человек в изменяющемся современном мире. Культура и цивилизации на рубеже веков. Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике. Этические и эстетические проблемы: их взаимосвязь и взаимозависимость. Современная драматургия Жизнь современника на современной сцене: взгляд на самих себя со стороны. Экзистенциальные проблемы в современной драматургии. Герой, язык и драматургическое пространство в современной пьесе. Сокращение числа действующих лиц как тенденция современной драматургии. Возрождение детектива Преступник и сыщик в современном детективе. Стилизация и драматизация в жанре. Особенности детективного сюжета. Разновидности современного детектива: стилизованный псевдостаринный, иронический, полицейский детективы. Русская литература в Интернете Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Национальный бестселлер». Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Максима Мошкова и др. «Бумажные» журналы в сети. III. Тематическое планирование 10 класс (34 часа) Тема раздела Количество часов Основные виды деятельности обучающихся Как складывается литературная репутация 3 Автобиографизм современной прозы 2 Неореализм 5 Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают, оценивают эпическое литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Сопоставляют героев двух и более произведений XX века; изображенные события двух и более произведений XX века; темы двух и более произведений XX века; идейнохудожественное содержание эпического произведения и театральную постановку; идейно-художественное содержание эпического произведения и экранизацию произведения; идейно-художественное содержание эпического произведения и иллюстрации художников к произведению; идейно-художественное содержание эпического произведения и его музыкальную интерпретацию. Выражают свое личное отношение к событию, герою, авторской позиции; свое личное отношение к творчеству поэта XX века. Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают, оценивают эпическое литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризуют сюжет, фабулу и композицию эпического произведения XX века; тематику, проблематику, идею, пафос произведения XX века; художественное время и пространство литературного произведения XX века; авторское «я» в автобиографической литературе, способы ее выражения в произведении XX века; авторскую концепцию мира и человека; традицию и новаторство в творчестве писателя. Выражают свое личное отношение к событию, герою, авторской позиции; свое личное отношение к творчеству поэта XX века. Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают, оценивают лирическое литературное произведение XX века в единстве формы и содержания, черты современного реализма, человек — общество — человечество в представлении современных писателей-реалистов, идейнофилософская общность и творческое многообразие современного реализма., образ автора и формы проявления авторского мировоззрения в современной литературе. Характеризуют сюжет, фабулу и композицию эпического произведения XX века; тематику, проблематику, идею, пафос произведения XX века; художественное время и пространство литературного произведения XX века; систему персонажей произведения XX века; Выражают свое личное отношение к событию, герою, авторской позиции; свое личное отношение к творчеству поэта XX века. Военная тема Тема раздела Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают, оценивают эпическое литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризуют сюжет, фабулу и композицию эпического произведения XX века; тематику, проблематику, идею, пафос произведения XX века; художественное время и пространство литературного произведения XX века; систему персонажей произведения XX века. Сопоставляют героев двух и более произведений XX века; изображенные события двух и более произведений XX века. Выражают свое личное отношение к событию, герою, авторской позиции; свое личное отношение к творчеству поэта XX века. Количество Основные виды деятельности обучающихся часов 8 Судьбы литературы русской эмиграции 5 Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают, оценивают эпическое литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризуют сюжет, фабулу и композицию эпического произведения XX века; тематику, проблематику, идею, пафос произведения XX века, эволюция их эстетических и мировоззренческих позиций. Выражают свое личное отношение к событию, герою, авторской позиции; свое личное отношение к творчеству поэта XX века. Трансформация истории 5 Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают, оценивают эпическое литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризуют сюжет, фабулу и композицию эпического произведения XX века; тематику, проблематику, идею, пафос произведения XX века, эволюция их эстетических и мировоззренческих позиций. Литература в поисках «подлинной» истории. Мифологизация отечественной истории. Приемы занимательного сюжетосложения в современном историческом романе. Ирония как средство оценки исторических событий. Патриотизм или интеллектуальная игра: подходы к восприятию псевдоисторических произведений Выражают свое личное отношение к событию, герою, авторской позиции; свое личное отношение к творчеству поэта XX века. Фантастическая и утопическая литература 6 Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают, оценивают эпическое литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризуют понятие о фантастике, научно-фантастической литературе, фэнтези, утопии и антиутопии. Утопическая литература как прогноз развития будущего. Роль фантастики в познании альтернативных возможностей развития человечества. Остросюжетность антиутопической литературы. Борьба между добром и злом, изменчивость и постоянство этических норм в литературе о будущем. Выражают свое личное отношение к событию, герою, авторской позиции; свое личное отношение к творчеству поэта XX века. 11 класс (34 часа) Тема раздела Количество часов Основные виды деятельности обучающихся Постмодернизм 6 Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают, оценивают эпическое литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризуют основные черты русского постмодернизма: слом эстетической иерархии, поэтика «перечней и ката-логов», альтернативность развязок и финалов. Цитатность постмодернистских произведений. Представление о литературном творчестве как об интеллектуальной игре. Сопоставляют героев двух и более произведений XX века, XIX и XX веков; изображенные события двух и более произведений XX века, XIX и XX веков; темы двух и более произведений XX века, XIX и XX веков; Выражают свое личное отношение к событию, герою, авторской позиции; свое личное отношение к творчеству поэта XX века. Концептуализм в современной поэзии 5 Тема раздела Количество часов Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают, оценивают литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризуют основные этапы литературного процесса XX века в России и Европе. Подбирают материал о биографии и творчестве писателя XX века, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Основные виды деятельности обучающихся Понимают ародийность творчества, сквозные темы поэзии: «милицанер», философская риторика, абсурдизм. Эволюция приговской поэтики: 1) языковая игра в раннем творчестве, 2) описание «механического мира» и остранение поэтического взгляда, 3) разноголосица современного мира. Цитатная поэтика, роль графического элемента, изобретение «каталожной поэзии», обрывки разговоров, цитаты и шаблоны как составляющие элементы текста, Выражают свое личное отношение к событию, герою, авторской позиции; свое личное отношение к творчеству поэта XX века. Метареализм Современная эссеистика 4 5 Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают, оценивают литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризуют основные этапы литературного процесса XX века в России и Европе. Характеризуют героя русской литературы XX века. Понятие о метареализме Выражают свое личное отношение к лирическому герою стихотворения, цикла, поэзии в целом автора XX века; свое личное отношение к творчеству поэта XX века; Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают, оценивают литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризуют основные этапы литературного процесса XX века в России и Европе. Сопоставляют лирических героев разных стихотворений автора XX века; лирических героев поэзии двух авторов XX, XIX и XX веков; два и более стихотворений одного автора с общей темой; два и более стихотворений двух авторов с общей темой; два и более лирических произведений XX, XIX и XX веков (комплексно); Выражают свое личное отношение к герою, свое личное отношение к творчеству писателя XX века. Современная драматургия 6 Возрождение детектива 4 Русская литература в Интернете 4 Характеризуют сюжет, фабулу, архитектонику и композицию драматического произведения XX века; тематику, проблематику, идею, пафос произведения XX века; хронотоп как способ моделирования мира произведения XX века; систему образов художественного произведения XX века; авторские изобразительно-выразительные средства создания персонажей, пространства и времени; художественную роль детали и подробности в произведении XX века; авторский стиль; лейтмотив и сквозные мотивы в произведениях XX века; символику произведения; авторскую позицию и способы ее выражения в произведении XX века; авторскую концепцию мира и человека; авторский метод; род и жанр произведения XX века; традицию и новаторство в творчестве писателя. Сопоставляют героев двух и более произведений XX века, XIX и XX веков; изображенные события двух и более произведений XX века, XIX и XX веков; Выражают свое личное отношение к герою, свое личное отношение к творчеству писателя XX века. Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают, оценивают литературное произведение XX века в единстве формы и содержания. Характеризую основные этапы литературного процесса XX века в России Характеризуют героя русской литературы XX века. Выявляют характерные для произведений русской литературы XX века темы, образы и приемы изображения человека. Характеризуют художественное событие, художественное время, художественное пространство и художественное состояние лирического героя; поэтические средства создания художественных образов лирического произведения; лирического героя стихотворения, цикла, поэзии автора; композицию лирического произведения поэта XX века; поэтический смысл лирического произведения XX века; художественную роль детали; символику произведения; авторский поэтический стиль; лейтмотив и сквозные мотивы в поэзии автора XX века; авторский метод; жанр лирического произведения XX века; Выражают свое личное отношение к герою, свое личное отношение к творчеству писателя XX века. Тема раздела КоличеОсновные виды деятельности обучающихся ство часов Узнают литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Национальный бестселлер». Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Максима Мошкова и др. «Бумажные» журналы в сети.