РП Современная русская литература

I. Планируемые предметные результаты освоения ООП
В дополнение к общим базисным умениям и навыкам реализация
предлагаемой программы в образовательной практике позволит выпускникам
развить следующие читательские умения:
•
•
•

•
•

•

•

анализировать произведение, учитывая основные литературно-критические
работы;
применять различные способы интерпретации лирических, драматических
и эпических произведений;
представлять жизнь художника в широком историко-литературном
контексте, в том числе опираясь на воспоминания современников,
литературные произведения других писателей;
рецензировать (оценивать) прочитанные произведения, отмечая и учитывая
особенности писательского мастерства;
характеризовать изобразительно-выразительные средства литературного
произведения в связи и в сравнении с эстетическими манифестами
литературных направлений и эстетическими тенденциями различных эпох;
работать
с
литературно-критическим
материалом,
следить
за
литературными новинками, пользоваться электронными версиями новых
книг и литературных журналов;
использовать ресурсы Интернета и создавать свои сайты.
II. Содержание учебного предмета

Упор делается на самостоятельную и творческую работу учащихся,
разнообразные виды (жанры) устных и письменных работ, в частности
усложненные изложения, сочинения-рассуждения, эссе, критические статьи,
рецензии, страницы из дневника.
Особое внимание уделяется развитию умений дискутировать, доказывать
свою точку зрения и опровергать оппонентов.
Отбирая произведения для включения в программу, мы использовали
следующие критерии:
•
литературная и общественная значимость произведений, их
литературно-критическая оценка;
•
репрезентативность произведения для творчества изучаемого
писателя;
•
методическая и культурная традиция, например, отражение «военной
темы» и прослеживание судеб реализма в современной литературе;
•
интересность, актуальность литературного произведения для
«вступающих в жизнь»;
•
стилистическая оригинальность и лексическая «нормативность».

Некоторые постмодернистские произведения, неприемлемые для
текстуального изучения в классе из-за радикальности языка, сцен насилия или
откровенно эротического содержания, могут быть упомянуты учителем в обзоре.
В программу включены произведения, написанные позже 1984 г, т. е. начиная с
эпохи «перестройки» и утверждения «гласности», а также свободы творчества как
основы современного литературного процесса.
Программа построена на сочетании и взаимодополнении традиционных
критико-литературоведческих и методических принципов: проблемнотематического,
историко-литературного,
теоретико-литературного,
семиотического и деятельностного.
Главная особенность программы, как следует из названия, — включение в
круг школьного изучения произведений современной литературы. Однако
изучение современной литературы, современного литературного процесса,
современником и свидетелем которого является ученик, становится благотворным
и по другим соображениям. Если основной курс литературы изучается в контексте
литературоведения, то курс «Современная русская литература» — в контексте
литературной критики, что значительно изменяет ракурс учебной деятельности
учеников. Сокращается дистанция между временем опубликования произведения
и его общественной оценкой, читательским признанием. Ни об одном
произведении современной литературы нельзя сказать, что оно —
«классическое», ибо современная литература не может быть таковой по
определению. Должно пройти время, литературная критика должна взвесить
новаторство и традиционные элементы, отследить влияние на других писателей,
должен сложиться общественный консенсус, чтобы в читательской, литературнокритической атмосфере, наконец, в общественном мнении произведение
утвердилось в качестве классического.
Как складывается литературная репутация
Понятие о социологии литературы. Система «писатель — критик —
читатель». Чтение в современной России. Появление новых литературных премий
и конкурсов, литературных клубов, новых издательств, читательских клубов при
издательствах, интернет-форумов при издательских сайтах.
Автобиографизм современной прозы
Авторское «я» в автобиографической литературе. Личностный взгляд на
недавнюю историю. Можно ли говорить о «лирическом герое» в
автобиографической прозе? Реальный автор и повествователь, персонажи и их
прототипы.
Неореализм
Черты современного реализма. Человек — общество — человечество в
представлении
современных
писателей-реалистов.
Идейно-философская

общность и творческое многообразие современного реализма. Образ автора и
формы проявления авторского мировоззрения в современной литературе.
Военная тема
Кто побеждает на войне? Герои военной прозы: от солдата до генерала.
Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и милосердное в
человеке: как эти феномены проявляются в экстремальных условиях войны?
Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной
военной прозы.
Судьбы литературы русской эмиграции
Литературные и публицистические работы писателей. Эволюция их
эстетических и мировоззренческих позиций. Возвращение С. Довлатова:
«Последняя книга». Довлатов как «культовый писатель» 90-х годов.
Появление новой, «четвертой волны» русской эмиграции. Творчество А.
Гольдштейна («Расставание с Нарциссом»), Д. Рубиной («Вот идет Мессия»), Ю.
Дружникова («Русские мифы»), М. Веллера («Ножик Сережи Довлатова»).
Трансформация истории
Литература в поисках «подлинной» истории. Мифологизация
отечественной истории. Приемы занимательного сюжетосложения в современном
историческом романе. Ирония как средство оценки исторических событий.
Патриотизм
или
интеллектуальная
игра:
подходы
к
восприятию
псевдоисторических произведений.
Фантастическая и утопическая литература
Понятия о фантастике, научно-фантастической литературе, фэнтези, утопии
и антиутопии. Утопическая литература как прогноз развития будущего. Роль
фантастики в познании альтернативных возможностей развития человечества.
Остросюжетность антиутопической литературы. Борьба между добром и злом,
изменчивость и постоянство этических норм в литературе о будущем.
Постмодернизм
Основные черты русского постмодернизма: слом эстетической иерархии,
поэтика «перечней и каталогов», альтернативность развязок и финалов.
Цитатность постмодернистских произведений. Представление о литературном
творчестве как об интеллектуальной игре.
Концептуализм в современной поэзии
А. Пригов. Пародийность творчества, сквозные темы поэзии: «милицанер»,
философская риторика, абсурдизм. Эволюция приговской поэтики: 1) языковая

игра в раннем творчестве, 2) описание «механического мира» и остранение
поэтического взгляда, 3) разноголосица современного мира.
Л. Рубинштейн. Цитатная поэтика, роль графического элемента,
изобретение «каталожной поэзии», обрывки разговоров, цитаты и шаблоны как
составляющие элементы текста (сборник «Регулярное письмо», 1996).
Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в потоке времени,
поэтические цитаты в творчестве.
Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Гандлевского, Д.
Новикова.
Метареализм
Понятие о метареализме (на примере творчества И. Жданова, А. Еременко,
А. Парщикова, В. Кальпиди и др.).
Современная эссеистика
Обращение к проблемам постсоветской и современной культуры. Основная
тема — человек в изменяющемся современном мире. Культура и цивилизации на
рубеже веков.
Взаимосвязь частной жизни и информационного общества в эссеистике.
Этические и эстетические проблемы: их взаимосвязь и взаимозависимость.
Современная драматургия
Жизнь современника на современной сцене: взгляд на самих себя со
стороны. Экзистенциальные проблемы в современной драматургии. Герой, язык и
драматургическое пространство в современной пьесе. Сокращение числа
действующих лиц как тенденция современной драматургии.
Возрождение детектива
Преступник и сыщик в современном детективе. Стилизация и
драматизация в жанре. Особенности детективного сюжета. Разновидности
современного детектива: стилизованный псевдостаринный, иронический,
полицейский детективы.
Русская литература в Интернете
Литературные конкурсы «Тенета», «Дебют», «Национальный бестселлер».
Лучшие литературные сайты и сетевые журналы: «Русский журнал»,
библиотека Максима Мошкова и др. «Бумажные» журналы в сети.

III. Тематическое планирование
10 класс (34 часа)

Тема раздела

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся

Как
складывается
литературная
репутация

3

Автобиографизм
современной
прозы

2

Неореализм

5

Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают,
оценивают эпическое литературное произведение XX века
в единстве формы и содержания.
Сопоставляют героев двух и более произведений XX века;
изображенные события двух и более произведений XX
века; темы двух и более произведений XX века; идейнохудожественное содержание эпического произведения и
театральную постановку; идейно-художественное
содержание эпического произведения и экранизацию
произведения; идейно-художественное содержание
эпического произведения и иллюстрации художников к
произведению; идейно-художественное содержание
эпического произведения и его музыкальную
интерпретацию.
Выражают свое личное отношение к событию, герою,
авторской позиции; свое личное отношение к творчеству
поэта XX века.
Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают,
оценивают эпическое литературное произведение XX века в
единстве формы и содержания.
Характеризуют сюжет, фабулу и композицию
эпического произведения XX века; тематику,
проблематику, идею, пафос произведения XX века;
художественное время и пространство литературного
произведения XX века; авторское «я» в
автобиографической литературе, способы ее выражения в
произведении XX века; авторскую концепцию мира и
человека; традицию и новаторство в творчестве писателя.
Выражают свое личное отношение к событию, герою,
авторской позиции; свое личное отношение к творчеству
поэта XX века.
Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают,
оценивают лирическое литературное произведение XX
века в единстве формы и содержания, черты современного
реализма, человек — общество — человечество в
представлении современных писателей-реалистов, идейнофилософская общность и творческое многообразие
современного реализма., образ автора и формы проявления
авторского мировоззрения в современной литературе.
Характеризуют сюжет, фабулу и композицию эпического
произведения XX века; тематику, проблематику, идею,
пафос произведения XX века; художественное время и
пространство литературного произведения XX века;
систему персонажей произведения XX века;

Выражают свое личное отношение к событию, герою,
авторской позиции; свое личное отношение к творчеству
поэта XX века.

Военная тема

Тема раздела

Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают,
оценивают эпическое литературное произведение XX века
в единстве формы и содержания.
Характеризуют сюжет, фабулу и композицию эпического
произведения XX века; тематику, проблематику, идею,
пафос произведения XX века; художественное время и
пространство литературного произведения XX века;
систему персонажей произведения XX века.
Сопоставляют героев двух и более произведений XX века;
изображенные события двух и более произведений XX века.
Выражают свое личное отношение к событию, герою,
авторской позиции; свое личное отношение к творчеству
поэта XX века.
Количество
Основные виды деятельности обучающихся
часов
8

Судьбы
литературы
русской
эмиграции

5

Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают,
оценивают эпическое литературное произведение XX века
в единстве формы и содержания.
Характеризуют сюжет, фабулу и композицию эпического
произведения XX века; тематику, проблематику, идею,
пафос произведения XX века, эволюция их эстетических и
мировоззренческих позиций.
Выражают свое личное отношение к событию, герою,
авторской позиции; свое личное отношение к творчеству
поэта XX века.

Трансформация
истории

5

Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают,
оценивают эпическое литературное произведение XX века
в единстве формы и содержания.
Характеризуют сюжет, фабулу и композицию эпического
произведения XX века; тематику, проблематику, идею,
пафос произведения XX века, эволюция их эстетических и
мировоззренческих позиций. Литература в поисках
«подлинной» истории. Мифологизация отечественной
истории. Приемы занимательного сюжетосложения в
современном историческом романе. Ирония как средство
оценки исторических событий. Патриотизм или

интеллектуальная игра: подходы к восприятию
псевдоисторических произведений
Выражают свое личное отношение к событию, герою,
авторской позиции; свое личное отношение к творчеству
поэта XX века.

Фантастическая
и утопическая
литература

6

Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают,
оценивают эпическое литературное произведение XX века
в единстве формы и содержания. Характеризуют понятие
о фантастике, научно-фантастической литературе, фэнтези,
утопии и антиутопии. Утопическая литература как прогноз
развития будущего. Роль фантастики в познании
альтернативных возможностей развития человечества.
Остросюжетность антиутопической литературы. Борьба
между добром и злом, изменчивость и постоянство
этических норм в литературе о будущем. Выражают свое
личное отношение к событию, герою, авторской позиции;
свое личное отношение к творчеству поэта XX века.

11 класс (34 часа)

Тема раздела

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся

Постмодернизм

6

Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают,
оценивают эпическое литературное произведение XX века в
единстве формы и содержания.
Характеризуют основные черты русского постмодернизма:
слом эстетической иерархии, поэтика «перечней и ката-логов»,
альтернативность развязок и финалов. Цитатность
постмодернистских произведений. Представление о
литературном творчестве как об интеллектуальной игре.
Сопоставляют героев двух и более произведений XX века,
XIX и XX веков; изображенные события двух и более
произведений XX века, XIX и XX веков; темы двух и более
произведений XX века, XIX и XX веков;
Выражают свое личное отношение к событию, герою,
авторской позиции; свое личное отношение к творчеству поэта
XX века.

Концептуализм
в современной
поэзии

5

Тема раздела Количество
часов

Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают,
оценивают литературное произведение XX века в единстве
формы и содержания. Характеризуют основные этапы
литературного процесса XX века в России и Европе.
Подбирают материал о биографии и творчестве писателя XX
века, истории создания произведения, прототипах с
использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Основные виды деятельности обучающихся

Понимают ародийность творчества, сквозные темы поэзии:
«милицанер», философская риторика, абсурдизм. Эволюция
приговской поэтики: 1) языковая игра в раннем творчестве, 2)
описание «механического мира» и остранение поэтического
взгляда, 3) разноголосица современного мира. Цитатная поэтика,
роль графического элемента, изобретение «каталожной поэзии»,
обрывки разговоров, цитаты и шаблоны как составляющие
элементы текста,
Выражают свое личное отношение к событию, герою, авторской
позиции; свое личное отношение к творчеству поэта XX века.
Метареализм

Современная
эссеистика

4

5

Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают,
оценивают литературное произведение XX века в единстве
формы и содержания. Характеризуют основные этапы
литературного процесса XX века в России и Европе.
Характеризуют героя русской литературы XX века. Понятие о
метареализме Выражают свое личное отношение к лирическому
герою стихотворения, цикла, поэзии в целом автора XX века; свое
личное отношение к творчеству поэта XX века;
Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают,
оценивают литературное произведение XX века в единстве
формы и содержания. Характеризуют основные этапы
литературного процесса XX века в России и Европе.
Сопоставляют лирических героев разных стихотворений автора
XX века; лирических героев поэзии двух авторов XX, XIX и XX
веков; два и более стихотворений одного автора с общей темой;
два и более стихотворений двух авторов с общей темой; два и
более лирических произведений XX, XIX и XX веков
(комплексно);
Выражают свое личное отношение к герою, свое личное
отношение к творчеству писателя XX века.

Современная
драматургия

6

Возрождение
детектива

4

Русская
литература в
Интернете

4

Характеризуют сюжет, фабулу, архитектонику и композицию
драматического произведения XX века; тематику, проблематику,
идею, пафос произведения XX века; хронотоп как способ
моделирования мира произведения XX века; систему образов
художественного
произведения
XX
века;
авторские
изобразительно-выразительные средства создания персонажей,
пространства и времени;
художественную роль детали и подробности в произведении XX
века; авторский стиль; лейтмотив и сквозные мотивы в
произведениях XX века; символику произведения; авторскую
позицию и способы ее выражения в произведении XX века;
авторскую концепцию мира и человека; авторский метод; род и
жанр произведения XX века; традицию и новаторство в творчестве
писателя.
Сопоставляют героев двух и более произведений XX века, XIX и
XX веков; изображенные события двух и более произведений XX
века, XIX и XX веков; Выражают свое личное отношение к
герою, свое личное отношение к творчеству писателя XX века.

Читают, воспринимают, анализируют, истолковывают,
оценивают литературное произведение XX века в единстве
формы и содержания. Характеризую основные этапы
литературного процесса XX века в России Характеризуют героя
русской литературы XX века.
Выявляют характерные для произведений русской литературы
XX века темы, образы и приемы изображения человека.
Характеризуют художественное событие, художественное
время, художественное пространство и художественное
состояние лирического героя; поэтические средства создания
художественных образов лирического произведения;
лирического героя стихотворения, цикла, поэзии автора;
композицию лирического произведения поэта XX века;
поэтический смысл лирического произведения XX века;
художественную роль детали; символику произведения;
авторский поэтический стиль; лейтмотив и сквозные мотивы в
поэзии автора XX века; авторский метод; жанр лирического
произведения XX века;
Выражают свое личное отношение к герою, свое личное
отношение к творчеству писателя XX века.
Тема раздела КоличеОсновные виды деятельности обучающихся
ство
часов

Узнают
литературные
конкурсы
«Тенета»,
«Дебют»,
«Национальный бестселлер». Лучшие литературные сайты и

сетевые журналы: «Русский журнал», библиотека Максима
Мошкова и др. «Бумажные» журналы в сети.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».