Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» ГО Краснотурьинск Принята Принята на на заседании заседании ШМО ШМО учителей начальных классов учителей начальных классов Протокол Протокол №2 №2 от от 27.10.2022 27.10.2022 Утверждаю: Директор МАОУ «СОШ №24» _______________/А.Н. Гайдуков/ Протокол № от 27.10.2022 Дополнительная общеобразовательная образовательная программа «Школа будущего первоклассника» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 10 недель Автор-составитель: Дубских О.Ю. Вязовцева И.Ю. Ивановская Т.Л. Краснова Т.О. педагоги дополнительного образования Содержание Пояснительная записка 3 Общая характеристика программы 6 Результаты освоения программы 8 Материально-техническое обеспечение реализации программы 10 Содержание программы 11 Модуль «Веселая математика» 11 Модуль «Умелые ручки» 14 Модуль «Развитие речи» 16 Модуль «Школа для родителей» 17 Литература 22 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Информационная справка о школе Наименование учреждения. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» городского округа Краснотурьинск Свердловской области Юридический адрес: 624441, Свердловская область город Краснотурьинск, улица Попова, 76 Телефон 8 (34384) 3-11-18 E-mailschool_24@mail.ru Документы, регламентирующие осуществление образовательного процесса: Федеральный уровень: − Конституция Российской Федерации; − Конвенция прав ребёнка; − Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089; − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; − Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г., № 1643«О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (регистрационный № 35916); − Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; − Приказ Минобрнауки Россииот 15.02.2012г. №107 «Об утверждении Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения»; − Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г.); 3 − Рекомендации Минобрнауки России по использованию компьютеров в начальной школе от 28.03.2002г.; − Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»; − Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»; − Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253 «Об утверждении федеральногоперечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; − Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.10г. Приказ № 271; − Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.; − ОС «Школа России». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы. Региональный уровень: − Приказ Министерства образования Свердловской областиот 31.12.2010 г.№ 500- И «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Свердловской области»; − Приказ Министерства образования Свердловской областиот 08.05.2014г. №116-д «Об утверждении плана действий по обеспечению реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Свердловской области». Муниципальный уровень: − Приказ по муниципальному органу «Управление образования городского округа Краснотурьинск» от 22.08.2012 г. № 274-Д «О реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 4 Приказ по муниципальному органу «Управление образования городского округа Краснотурьинск» от 31.10.2011 г. № 221- Д «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Программа адресована: Дошкольникамиродителям: − успешной адаптации будущих школьников − для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов; − для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья будущих первоклассников; − для удовлетворения образовательных потребностей и интересов. Учителям: − для обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования; − для углубления понимания смыслов образования в практической образовательной деятельности по подготовке детей к обучению в первом классе в соответствии с ФГОС НОО. Администрации: − для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям успешного освоения будущими первоклассниками основной образовательной программы; − для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации). Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 20минут Перерыв между учебными занятиями – 10 минут Общее количество часов в неделю – 3 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа Общее количество часов :40 Срок освоения: 5 Общее количество недель- 10 ВВЕДЕНИЕ Рабочая программа «Школа будущего первоклассника» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, рекомендованного Министерством образования РФ. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа «Школа будущего первоклассника» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Основные задачи: • укреплениеи развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. • 6 сохранение и укрепление здоровья; • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; готовит к любой системе школьного образования. Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; • систематичность и последовательность; • вариантность и вариативность; • доступность и достаточность; • наглядность; достоверность; • комплексность; • взаимосвязь с окружающим миром; • разнообразие игровых и творческих заданий. Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии. 7 УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1. Модуль «Веселая математика» - 10 ч 2. Модуль «Развитие речи» - 10 ч. 3. Модуль «Умелые ручки»- 10 ч. 4. Модуль «Школа для родителей» - 10 ч СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: • «Веселая математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками. • «Развитие речи». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка. • «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага). Привить социально-адаптированные формы поведения и умения работать в группе. Помочь выявить творческие способности ребенка: внимание, фантазию, воображение. Создать условия для выявления творческих способностей 8 каждого ребенка. Развитие мелкой моторики. Укрепление мышц детской руки, развитие концентрации внимания, аккуратности. • «Школа для родителей». Содержание тематических встреч с родителями будущих первоклассников определяется по результатам исходной диагностики, выявляющей уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой, приложение 1), уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко, приложение 2). По итогам диагностических процедур определяются направления и темы встреч с родителями, определяются наиболее продуктивные формы сотрудничества с родителями, а также осуществляется подбор необходимого инструментария, способствующего раскрытию заявленных родителями тем. В зависимости от этого возможны изменения, как формы, так и содержания предложенных тем. Отбор материала для программы подчинен ряду условий: 1) Родительское образование (обогащение знаний, установок и умений, необходимых для общения с детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе) базируется на практико-ориентированном (от запроса родителей по результатам входящей диагностики), изучении психолого-педагогических особенностей личностного развития ребенка, знание которых является одной из составляющих воспитательного потенциала семьи. 2) Материал, отобранный для изучения, должен быть интересен родителям и доступен их восприятию, отвечать их запросам, соответствовать возрастным особенностям детей. 3) Тематические встречи с родителями должны соответствовать целевому ориентиру программы, способствовать решению обозначенных в ней задач; 4) Программа повышения воспитательного потенциала семей предполагает вариативность использования содержания, форм и методов работы Беседы-консультации с родителями проводятся в течение текущего учебного года: С февраля по апрель, по пятницам один раз в неделю (10 дней), по 1 занятию. Продолжительность одной встречи – 40 минут. В зависимости от запроса родителей проводятся планируется 9 беседы-консультации, при необходимости индивидуальной консультации дата и время. При входящей диагностике учитель-логопед выявляет фамилии, имена воспитанников ДОУ и других дошкольников, поступающих в первый класс, нуждающихся в коррекции речи, планирует и проводит индивидуальные занятия по коррекции речи в своё рабочее время, для этого вносит изменения в график работы по согласованию с администрацией школы. Примерная наполняемость коррекционной группы детей: 10-15 человек. Работа с детьми дополняется работой с родителями или законными представителями. Проводится цикл бесед-консультаций (10 занятий по модулю «Школа для родителей»), позволяющих подготовить родителей к оказанию помощи ребёнку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс. Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: • физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; • знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; • владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД 10 Мотивационные и коммуникативные, формирование Я концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению Метапредметные результаты Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД • • • • • • • • • • • • • • • • • Знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника Овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы Предметные результаты распознавать первый звук в словах; внимательно слушать литературные произведения; называть персонажей, основные события; отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; составлять элементарный рассказ по серии картинок; обсуждать нравственные стороны поступков людей; участвовать в коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; считать от 0 до 9 и в обратном направлении; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку; выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; правильно использовать кисть при рисовании; выполнять элементарный орнамент в полосе; использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прощипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.). Ребенок получит возможность научиться: • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); • 11 различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; • присчитывать и отсчитывать по одному; • использовать основные правила построения линейного орнамента. Форма аттестации: итоговое интегрированное тестирование ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в «Школе будущего первоклассника». Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объектызаместители); 2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы). Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у дошкольников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. Предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МОДУЛЬ « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА» Цель: формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом. Задачи: 12 1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях. 2. Подготовка к формированию понятия числа на основе сравнения групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар. 3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 10 и устанавливать порядковый номер предмета. 4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач. 5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах. 6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления. Основное содержание • Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. • Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами. • Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше. • Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок. • Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым. • Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми. • Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один). Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке. • Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. • Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий. 13 Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в • клетку. Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация • в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев. Планируемые результаты: - называть числа от 1 до 10; -продолжить заданную закономерность; -производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию; -устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра; -сравнивать предметы непосредственно по длине, (визуально, ширине, приложением, высоте, массе, наложением), так вместимости и с как помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.); -распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; -составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?; -обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»; - ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета. Календарно-учебный график занятий «Веселая математика» № 1. 2. 3. 14 Тема занятия Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки Представления об элементарных геометрических фигурах Количество часов 1 1 1 Содержание деятельности Учиться выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей Объединять группы предметов, устанавливать взаимосвязь между частью и целым Знать названия геометрических фигур и уметь их отличать № 4. 5. 6. Тема занятия Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под) Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе Сравнение количества предметов на наглядной основе Количество часов 1 Овладеть навыками ориентировки по времени 1 Научиться соотношение предметов группами Овладеть навыками порядкового и ритмического счета Конструирование фигур по заданному образцу Прямой и обратный счет в пределах 10 1 8. Составление фигур из частей и деление фигур на части Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много 1 Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно) 1 10. Овладеть навыками пространственного ориентирования по клеткам 1 7. 9. Содержание деятельности 1 определять количества между двумя Научиться определять соотношение количества предметов между разными группами Учиться сравнивать предметы в группах разного количества МОДУЛЬ « УМЕЛЫЕ РУЧКИ» Цель: развитие двигательной ловкости и мелкой моторики. Задачи: 1. развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности; 2. воспитывать трудолюбие, усидчивость; 3. воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, к собственной деятельности, к её результату; 4. формировать у детей позицию созидателя и воспитывать чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда; Планируемые результаты: - уметь использовать в работе различные цвета, подбирать; - использовать в работе различные средства (акварель, цветные карандаши, свечи, восковые мелки и т.д.); 15 - уметь вырезать, подбирать необходимые детали, приклеивать; - уметь правильно и аккуратно работать с клеем, ножницами, бумагой; - уметь работать с пластилином (делать объемные фигуры и плоские изображения), используя различные приемы и способы; - развитие мелкой моторики; - развитие детского творчества; - развитие стремления изготавливать работы в сотрудничестве с товарищами. Календарно-учебный график занятий «Умелые ручки» Количество часов 1 Содержание деятельности № Тема занятия 1 Аппликация «Павлин» 2 Лепка «Магазин игрушек» Лепка героев сказок 1 Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру. Уметь применять творчество при оформлении Развитие творческой инициативы 1 Развитие творческой инициативы 4 Ориентировка на линованной бумаге 1 5 А у нас - капустник! Штриховка (овощи) 1 Штриховка копирование 1 7 Знакомство с разлиновкой тетради 1 Развитие пространственного представления на линованной бумаге. Определение правой и левой сторон предмета Знакомство с правилами штриховки. Укрепление мышц детской руки, развитие концентрации внимания, аккуратности Развитие мелкой моторики. Укрепление мышц детской руки, развитие концентрации внимания, аккуратности Познакомить с разлиновкой тетради, узкая линейка и клетка 8 Письмо коротких и длинных линий 1 9 Рисование мультяшных героев по шаблону Аппликация по шаблону «Грибы на поляне» (коллективная работа) 1 Формировать умения ориентироваться на странице, выполнять графические упражнения по образцу Техника росписи на бумаге 1 Умение работать в группе 3 6 10 МОДУЛЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа. 16 Задачи: 1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря. 2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. 3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей. 4. Обучение звуко-слоговому анализу слов. 5. Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру). Основное содержание Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст. 1. Лексическая и грамматическая работа: • обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи; • употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений). 2. Развитие связной речи: • ответы на вопросы, участие в диалоге; • подробный пересказ текста по зрительной опоре; • составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок; 3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха: • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных; • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. 4. Обучение звуко-слоговому анализу: • звуковой анализ состава слогов и слов; • дифференциация понятий «звук» и «буква»; • соотнесение букв и звуков. 5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру). Планируемые результаты -конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами; 17 -отвечать на вопросы педагога; -задавать свои вопросы; - подробно пересказывать текст по зрительной опоре; -составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; - выделять звук в начале слова; -различать звуки и буквы; -узнавать и называть буквы русского алфавита; -соединять звуки в слоги. Календарно-учебный график занятий «Развитие речи» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема занятия Знакомство со школой и друг с другом Мир слов вокруг нас. Путешествие в мир игрушек Представление о слоге. Путешествие по сказкам Звук. Слоги. Ударение. Путешествие в деревню Гласные звуки и буквы. В саду и огороде Согласные звуки и буквы. Путешествие на луг Речь устная и письменная. На реке Предложение и слово. Гуляем по зоопарку Звуковой анализ слов. Выделение всех звуков в слове. Путешествие в страну мультфильмов Гласные и согласные звуки и буквы. Путешествие в лес Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание деятельности Выявление и систематизация знаний. Загадки на тему «Школа» Дифференцирование гласных и согласных звуков. Звуковой анализ слов, состоящий из 3 звуков, с опорой на фишки. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» Звуковой анализ слов, состоящих из 4 звуков. Работа по делению слов на слоги. Пересказ любимой сказки Домашние и дикие животные. Составление рассказа - описания по картине одного животного Звуковой анализ слов. Составление рассказа «Сбор урожая» Дифференцирование согласных звуков. Сюжетно-ролевая игра на тему «Что увижу на лугу» Составление рассказа по картине «На рыбалке» Составление рассказа - описания животного по картине Подбор слов к схемам. Слогообразующая функция гласного звука. Составление рассказа о любимом мультгерое Мягкость и твердость согласных звуков. Составление рассказа о лесе в разные времена года МОДУЛЬ «ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ» Цель программы - построение системы взаимодействия с родителями будущих первоклассников в форме двустороннего сотрудничества для повышения и расширения 18 социальных и культурных компетенций как условия успешной адаптации младших школьников Задачи: 1. Актуализировать проблему психофизиологических особенностей детей, переходящих на следующую ступень обучения. Разработать тематические материалы для взаимодействия с родителями. 2. Реализовать единые требования к развивающей среде, учитывая возрастные особенности детей. 3. Продолжать осуществлять педагогическое информирование родителей о возрастных психофизиологических особенностях детей 6-7 летнего возраста, переходящих на следующую ступень обучения. 4. Развивать сотрудничество родителей и учителей школы. Реализация системы мероприятий по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; 5. Оказание консультативной и методической помощи родителям по педагогическим, психологическим и коррекционным вопросам. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ Программа отражают первоочередное право родителей на воспитание детей, т.к. именно родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей. Образовательное сопровождение родителей будущих первоклассников понимается как система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье. Сопровождение предполагает особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении и предупреждении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с поступлением в школу. Принципы формирования программы: достоверности информации; сообщаемая информация должна опираться на научные медицинские, психологические, педагогические, физиологические факты; соответствие содержания программы возрастным и индивидуальным особенностям детей младшего школьного возраста. А также вариативность, гибкость и мобильность программы, определяющаяся из анкет и беседы с родителями индивидуальных запросов; - практикоориентированности информации; информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной и способствовать гуманизации отношений и общения; 19 - взаимного сотрудничества и взаимоуважения; доверительные взаимоотношения педагогов с родителями, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей; - преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка; Подходы к формированию программы взяты из коррекционной, общей и социальной педагогики: 1.Качественный подход (Л.С. Выготский, Ж.Пиаже); 2. Генетический подход (Л.С. Выготский, Ж.Пиаже); 3. Возрастной подход ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, 4. .Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец ,Ж.Пиаже); 5. Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский); 6.Личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец); 7. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В. В. Давыдов). Эти подходы предполагают: - воспитание и развитие качеств личности младшего школьника, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава; - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей будущих первоклассников; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего образования; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Обучение в начальной школе – это особый этап в жизни ребёнка, связанный: - с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; 20 - с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; - с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; - с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности; - с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности; - с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Календарно-тематическое планирование образовательной программы дополнительного образования детей «Школа для родителей» ФЕВРАЛЬ № встречи 2 встреча Формы взаимодействия с родителями Анкетирование. Групповая беседа по презентации и практические рекомендации. Беседа, презентация. 3 встреча Беседа и анализ анкет. 4 встреча Групповое обсуждение и психолого-педагогические рекомендации. 1 встреча Темы Готовность к школе. Речевая готовность к школе. Трудности обучения чтению и письму. Воспитание и образование. Проблемы и перспективы. Общаться с ребёнком, как? МАРТ № встречи 5 встреча 6 встреча 21 Формы взаимодействия с родителями Тренинг. «Разброс мнений». Коллективная беседа и практические рекомендации. Темы Подготовка к школе. Вопрос-ответ. Делаем уроки вместе. 7 встреча 8 встреча Тренинг. «Круглый стол». Разговорная речь как средство Практические рекомендации общения с ребёнком. формулировок «активного слушания». Беседа и анализ рисунков. Развитие познавательной деятельности. Компьютер и здоровье ребёнка. АПРЕЛЬ № встречи 9 встреча 10 встреча Формы взаимодействия с родителями Тренинг в группах. Коллективное проектирование. Тренинг «Конверт дружеских вопросов». Темы Психологические причины неуспеваемости в школе. Психология семейных отношений Предполагаемые результаты освоения программы «Школа для родителей» Формирование и реализация внутрисистемного взаимодействия. - Уменьшение и предупреждение факторов риска школьной дезадаптации. - Формирование высокоэффективных поведенческих стратегий у родителей. - Развитие системного подхода к профилактике асоциального поведения несовершеннолетних. - Создание условий для адекватного развития ребенка. Овладение родителями методикой определения уровня сформированности психических и речевых процессов своего ребенка, методами контроля за динамикой развития детей в домашних условиях. - Создание положительных установок для преодоления трудностей в воспитательно-образовательном процессе. - Реализация единой линии развития и воспитания ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства в рамках реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов обучения. - Интеграция программ дошкольного, общего и дополнительного образования. - Создание методиотеки по взаимодействию с родителями 22 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Методическая разработка по теме: «Педагогическая диагностика стартовой готовности к обучению в школе». Педагогическая диагностика стартовой готовности дошкольников. Анализ результатов. Комплект диагностических материалов. Тексты заданий. Таблица диагностических данных. Бланк для выполнений заданий. Педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников Предлагаемое обследование включает следующие разделы: – обследование состояния пространственного восприятия; – выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета); – проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом, представлениями об операциях сложения и вычитания; – выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов; – выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация; – обследование фонематического слуха и восприятия; – обследование сформированности предпосылок овладению звуковым анализом и синтезом; – обследование координаций. 23 состояния моторики и к успешному зрительно-моторных После проведения групповой работы учитель получит данные об уровне сформированности у каждого ребенка: – пространственного восприятия (задание 2); – зрительного восприятия (задание 1); – умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 3); – фонематического слуха и восприятия (задание 4); – предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 5,); – мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1, 2). Данные, полученные в ходе стартовой диагностики, могут использоваться для организации индивидуальной работы с ребенком и их родителями, при создании условий для успешной адаптации первоклассников к новой учебной деятельности. Эти данные могут использоваться для оценки динамики образовательных достижений учащихся начальной школы, что позволит оценивать эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования. Анализ результатов В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок. • 3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра. Такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой – в этом случае необходимо предложить углубленную программу обучения, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий. • 2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие 2 баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие 24 оценки, способны справиться с большинством самостоятельно либо с незначительной помощью учителя. заданий • 1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. На практике чаще встречается комплексная низкая готовность (то есть низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой. Данные, полученные в ходе стартовой диагностики, могут использоваться для организации индивидуальной работы с первоклассниками и их родителями, при создании условий для успешной адаптации первоклассников к новой учебной деятельности. Эти данные могут использоваться для оценки динамики образовательных достижений учащихся начальной школы, что позволит оценивать эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования. Для проведения стартовой диагностики предлагается комплект материалов. Тексты заданий Задание 1 Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки. Текст задания. «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку). Оценка выполнения задания: 25 0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия; 1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо; 2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена; 3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены. Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус». Задание 2 Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки. Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетчатом поле черную клеточку. 1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом. 2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом. 26 3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом. 4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом». Оценка выполнения задания: 0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции; 1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета; 2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания; 3 балла – все пункты задания выполнены верно. Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус». Задание 3 Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета). Текст задания. «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник». Оценка выполнения задания: 0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник); 27 3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг). Задание 4 Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях. Текст задания. «Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания». Оценка выполнения: 0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания; 1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]); 2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет; 3 балла – правильное выполнение задания. Задание 5 Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Текст задания. «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним – картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки 28 и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком». (Напечатать слово) Оценка выполнения: 0 баллов – полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек»; 2 балла – наличие ошибок в один звук (отмечено слово волк); 3 балла – правильное выполнение задания. Диагностические данные на группу Педагогическая диагностика стартовой готовности к школе . Учитель: Группа: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 29 Звуковой анализ Фонематичес. слух восприятие Умение сравнивать Пространств. Фамилия Имя Зрительное восприятие № Всег о Уровень готовности к обучению 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДИАГНОСТИКИ Всего в группе - ____ чел. Высокий уровень -____ чел. ____ % Средний уровень - ____ чел. ____ % Низкий уровень -_____ % 30 чел. ____ ФИ ___________________________ 31 ЛИТЕРАТУРА 1. О. В. Бочкарева «Развитие речи», Волгоград, «Корифей», 2008 г. 2. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с. 3. С. Е. Гаврина «Развиваем внимание», Москва «Росмэн», 2009 г. 4. С. Е. Гаврина «Развиваем мышление», Москва «Росмэн», 2009 г. 5. С. И. Гин С, И. Е. Прокопенко. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с. 6. О. Д. Горшкова «Учимся, играем, размышляем, познаем» Волгоград, «Учитель», 2008 7. Л. Г. Горькова Л, Л. А. Обухова. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.– (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). М.: Вако, 2005 8. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004 9. Е. В. Колесникова «Я начинаю читать», Москва, «Ювента», 2009 г. 32 10. Е. В. Колесникова «Я уже считаю», Москва, «Сфера», 2009 г. 11. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников», Ярославль, Академия развития, 2000 г. Для проведения занятий используется учебно-методический комплект: − В. Загвоздкин. Готовность к школе и эмоциональный интеллект, 2008; − М. Аромштам. Готовы ли дети учиться, в 3-х частях, 2010; − И. Павлов. Первый класс – это класс! 2010; − Н. Семаго, М. Семаго. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения, 2005; − И. Артюхова. В первом классе без проблем, 2008 и т.д. Интернет ресурсы: − www.1september.ru − http://numi.ru/fullview.php?id=19070 − http://numi.ru/fullview.php?id=19110 − http://www.labirint.ru/screenshot/goods/172983/9/ − http://ikt-aim.ucoz.ru/load/budushhim_pervoklassnikam/reshi_primer_raskras/11- − 1-0-56 − http://detsad-kitty.ru/ras/981-labirinty-dlya-detej.html − http://numi.ru/fullview.php?id=18617 − http://www.proshkolu.ru/download/1259877/961dfc79ab210b7b/ 33 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА» Учебных недель:10 Начало занятий: 03 февраля 2023г Окончание занятий: 07 апреля 2023 ФЕВРАЛЬ 2 ПН ВТ 6 13 20 27 7 14 21 28 СР ЧТ ПТ СБ ВС 1 8 15 22 2 9 16 23 3 10 17 24 4 11 18 25 5 12 19 26 АПРЕЛЬ 4 ПН 3 10 17 24 ВТ 4 11 18 25 34 СР 5 12 19 26 ЧТ 6 13 20 27 ПТ СБ ВС 7 14 21 28 1 8 15 22 29 2 9 16 23 30 МАРТ 3 ПН 6 13 20 27 ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС 7 14 21 28 1 8 15 22 29 2 9 16 23 30 3 10 17 24 31 4 11 18 25 5 12 19 26