РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность и (профиль) общеразвивающей программы: данная дополнительная образовательная программа кружка имеет социальногуманитарную направленность. Направление деятельности - изучение и пропаганда правил дорожного движения. Программа привлекает внимание обучаемых к необходимости знаний правил дорожного движения, соблюдения правил безопасного поведения на улицах и на дорогах, укрепляет психологическую и эмоциональную устойчивость, а также ускоряет время реакции в критических ситуациях на дороге. Кружок однопрофильный. Актуальность программы Актуальность общеразвивающей программы (своевременность, современность, соответствие потребностям времени) раскрывается через соответствие образовательной программы: нормативно-правовые и экономические основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Федеральный Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.)»; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками дорожного движение, особенно с детьми. Это происходит из-за того, что дети не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах или нарушают их, не осознавая опасных последствий этих нарушений. В связи с тенденцией роста данных показателей особо актуальной задачей становится воспитание у детей дисциплинированности на улицах и дорогах, в общественном транспорте, что должно стать естественной и неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Решающая роль дополнительного образования в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил дорожного движения, определяется тем, что именно здесь обучающиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми к пассажирам и водителям, приобретают умения, навыки и привычки законопослушного безопасного поведения на улице. Очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и на дорогах стало для них привычкой. В программе особое внимание уделяется поведению пешеходов на дороге, в городе, взаимопомощи на дорогах, правилам дорожного движения. Актуальность, заключается в том, что она направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма. Педагогическая целесообразность программы заключается в использовании форм и методов, соответствующих возрасту и уровню развития участников кружка, а именно: рассказ-беседа, проведение ролевых игр, имитирующих жизненные ситуации, практические занятия, встречи с представителями ГИБДД, а также другие с использованием современных ТСО (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат), как в группах, так и индивидуально. Занятия в кружке учат ребят основам ПДД, умению правильно вести себя в качестве пешеходов на дорогах и на улицах, в общественном транспорте. Отличительные особенности программы, новизна: особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Отличительными особенностями данной общеразвивающей программы являются конкурсы по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность обучающимся проявить свои творческие способности. Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 6-7 классов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Новизна данной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с последней редакцией утверждённых постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 Правила дорожного движения Российской Федерации (с изменениями на 31 декабря 2020 года), (редакция, действующая с 1 января 2022 года). Новизна программы «Дорожный эрудит» заключается в возможности учащихся общаться с сотрудниками ГИБДД, принимать участие в городских конкурсах, беседовать и играть на данную тему в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче, поэтому полезно устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма. Адресат общеразвивающей программы: программа рассчитана на школьников 12 - 14 лет (разновозрастная группа). Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий. Основная форма организации образовательного процесса дополнительного образования - учебное занятие. Учебный год в объединении по интересам начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. В период каникул кружок работает по специальному расписанию с переменным составом. Для учебных занятий в корпусе используются специально предусмотренные распорядком дня часы во второй половине дня. Режим занятий: продолжительность одного часа - 40 мин; перерыв между учебными занятиями 10 минут; общее количество в неделю 2 часа; занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Объём общеразвивающей программы - 68 часов, программа рассчитана на 1 год обучения. Срок освоения: объём программы - 68 часов; программа рассчитана на 1 год обучения. Особенности организации образовательного процесса: в кружке занимаются учащиеся разного возраста, являющиеся основным, постоянным составом кружка. Группа для занятия в кружке формируется из обучающихся учебных классов по потокам на добровольной основе с учетом интересов подростков. Программа предполагает последовательное изучение тем с повышением их трудности и информативности, а также учебнотренировочные практические занятия на регулируемых и нерегулируемых пешеходных перекрёстках. Формы реализации образовательной программы: модульная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающие в себя относительно самостоятельно дидактические единицы - модули, позволяющие увеличить её гибкость, индивидуальность, формирующие определённую компетенцию или группу компетенций в ходе освоения содержания в течение 1 года в образовательной организации. Модульность, как и разноуровневость, помогает более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся. Использование в обучении модульного принципа построения программ положительно влияет на коэффициент обученности подростков, повышает уровень качества образования в учреждении дополнительного образования. Перечень форм обучения: индивидуальная, мелкогрупповые, групповые, крупногрупповые (репетиция), с использованием дистанционных технологий. Перечень видов занятий: беседа, экскурсия, лекция, практическое занятие, игр-состязаний; отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах; тестирование. Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы: беседа, практическое занятие, выставки, праздники, театрализованные представления, соревнования, конкурсы, агитбригады. 1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. В ходе реализации программы дополнительного образования решаются следующие задачи: обучающие: сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение; отрабатывать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения; обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи; развивающие: развивать у учащихся умения ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях; повышать интерес школьников к велоспорту; воспитательные: воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах; выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику. Методическое обеспечение программы кружка «Дорожный эрудит». Деятельность кружка «Дорожный эрудит» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД). Конкретные методы, используемые при реализации программы: в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки…); словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение); в воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения). Работа по программе «Дорожный эрудит» основывается на различных видах деятельности: создание уголка безопасности дорожного движения; изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах; встречи и беседы с инспектором ГИБДД; встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике; проведение практических занятий по вождению велосипеда; участие в различных конкурсах по профилактике дорожнотранспортной безопасности; проведение игр, конкурсов, соревнований в школе. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия, где в образовательной организации имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДТП. В работе кружка участвуют учащиеся 6-7 класса. Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования. В учебном плане кружка предусмотрены и другие формы работы: участие в конкурсах, фестивалях, агитбригадах, смотрах. № п/п 1 1.1 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный (тематический) план Формы Количество часов аттестации/контроля Название раздела, темы Все Теор Прак го ия тика Первый модуль 1 1 «Введение» Тема: Вводное занятие 1 Лекция (объяснительноиллюстративный расс каз) Тема: Задачи, цели ЮИД 1 1 Анализ работ с видео на учебный год просмотром Второй модуль «История 3 2 1 ПДД» Беседа «Как появились 1 1 Опрос первые ПДД» Беседа «Интересные факты 1 1 Опрос из истории ПДД» Конкурс рисунков «Первые 1 1 Выставка работ Правила дорожного движения» Третий модуль 36 19 17 «Участники дорожного движения» Подготовка к проведению 1 1 Взаимоанализ работ акции Акция «Принимаем 1 1 Взаимоанализ работ первоклассников в пешеходы» Конкурс рисунков «Первые 1 1 Выставка работ Правила дорожного движения» Чтение информации для 1 1 Самоанализ. стенда «Добрая Дорога Коллективный анализ Детства» Беседа «ПДД РФ 1 1 Опрос государственный нормативный документ» Разработка занятия 1 1 Самоанализ. «Безопасная дорога-ДомШкола-Дом» 3.7 Беседа «Обязанности пешеходов и пассажиров» 3.8 Инструктаж. Будь осторожен на каникулах. «Осторожно на дороге!» 3.9 Экскурсия с целью наблюдения за движением пешеходов через дорогу 3.10 Создание ситуации выбора 3.11 Составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД 3.12 Составление схемы «Безопасный маршрут Дом-школа-дом» 3.13 Отгадывание кроссвордов, загадок и ребусов о ПДД 3.14 Чтение и обсуждение информации для стенда «ДДД» 3.15 Беседа «ПДД для велосипедистов» 3.16 Беседа «Как изобрели велосипед. Виды велосипедов» 3.17 Поиграем «Как правильно дорогу переходить» 3.18 Разработка занятия для начальной школы «Правила движения - закон улиц и дорог» 3.19 Репетиция занятиясценарий 3.20 Репетиция для школы занятия 3.21 Инструктаж «Скользкая дорога!» 3.22 Разработка занятия «Дисциплина на улице залог безопасного движения» Коллективный анализ 1 1 - Опрос 1 1 - Самоанализ. Коллективный анализ 1 - 1 Самоанализ. Коллективный анализ 1 1 - 1 - 1 Самоанализ. Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ 1 - 1 Самоанализ. Коллективный анализ 1 1 - 1 1 - Самоанализ. Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ 1 1 - Опрос 1 1 - Опрос 1 - 1 Практические задания 1 1 - Самоанализ. Коллективный анализ 1 - 1 1 - 1 1 1 - 1 - 1 Самоанализ. Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ 3.23 Репетиция занятия 1 - 1 3.24 Делаем макет для малышей 1 - 1 3.25 Макет улиц и дорог 1 - 1 Самоанализ. Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ Выставка работ 3.26 Беседа «Дорожный этикет» 1 1 - Опрос 3.27 Разработка занятиясценарий 3.28 Дорожный этикет 1 - 1 1 1 - 3.29 Беседа «Что значит словоДорога?» 3.30 Беседа «Улица, тротуар» 3.31 Стенгазета «Правила дорожного движения» 3.32 Беседа «Грамотный пассажир» 3.33 Экскурсия наблюдения за дорогой 3.34 КВН (отгадывание кроссвордов, загадок и ребусов о ПДД) 3.35 Час вопросов и ответов. Встреча с сотрудником ГИБДД 3.36 Акция «Юный пешеход» (вручение памяток учащимся школы) Четвёртый модуль «Наш друг - светофор» 4.1 Конкурс рисунков о ПДД «Наш друг светофор» 4.2 Беседа «Сигналы светофоров» 4.3 Работа агитбригады с учащимися 1 класса 4.4 Развлечение «Весёлый светофор» 4.5 Инструктаж Правила безопасного поведения на весенних каникулах 4.6 Работа агитбригады с 1 1 - Самоанализ. Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ Опрос 1 1 1 1 - Опрос Выставка работ 1 - 1 Опрос 1 - 1 1 1 - Самоанализ. Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ 1 1 - Самоанализ. Коллективный анализ 1 - 1 Самоанализ. Коллективный анализ 7 2 5 1 - 1 Выставка работ 1 1 - Опрос 1 - 1 1 - 1 1 1 - Самоанализ. Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ 1 - 1 Самоанализ. 4.7 5.1 5.2 5.3 5.4 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 учащимися 2 класса Игра «Да - нет» Пятый модуль «Знаки дорожные» Беседа «Как появились дорожные знаки». Беседа «Группы дорожных знаков» Викторина «Как мы знаем ПДД?» Работа агитбригады с учащимися Шестой модуль «Транспорт и пассажиры» Беседа «История появления автомобиля» Беседа «Виды транспорта. Велосипед» Беседа «Я - пассажир в автобусе» Акция «Правила посадка и высадка пассажиров» Тренировка-Вождение велосипеда Вождение велосипеда. Спортивное соревнование Седьмой модуль «Грамотный пешеход и пассажир» Инструктаж «Как вести себя на улице, дороге летом» Беседа-инструктаж «Как вести себя на улице, дороге летом» Вождение велосипеда Работа агитбригады с учащимися 4 класса Практическое занятие. Игра «Грамотный Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ 1 - 1 4 2 2 1 1 - Опрос 1 1 - Опрос 1 - 1 1 - 1 Самоанализ. Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ 6 4 2 1 1 - Опрос 1 1 - Опрос 1 1 - Опрос 1 1 - 1 - 1 1 - 1 Самоанализ. Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ Самоанализ. Коллективный анализ 8 2 6 1 1 - Памятка 1 - 1 Опрос. Презентация «Грамотный пешеход» 1 1 - 1 1 Велосипед Методическая копилка 1 - 1 Сценарий. Игра 7.6 7.7 7.8 8.1 8.2 пассажир «Правила дорожного движения» - тест Час вопросов и ответов «Оказание доврачебной помощи» Игра «Грамотный пешеход» Восьмой модуль «Лучший знаток ПДД» Викторина «Знатоки ПДД» Выступление агитбригады. Подведение итогов работы за год 1 1 - Онлайн-тест 1 - 1 Методическая копилка 1 - 1 Сценарий. Игра 3 1 2 1 - 1 2 1 1 Методическая копилка, коллективны й анализ работ Компьютер презентация Мы - друзья дороги коллективный анализ работ 1.3.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА рефератное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным (тематическим) планом, включая описание теоретических и практических частей. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА Первый модуль «Введение» Теория: Вводное занятие. Задачи, цели кружка «Дорожный эрудит» на учебный год. Второй модуль «История ПДД» Теория: Интересные факты из истории ПДД. Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Как появились первые ПДД. Чтение и обсуждение информации для стенда «Добрая Дорога Детства». Практика: Принимаем первоклассников в пешеходы. Конкурс рисунков «Первые Правила дорожного движения» Третий модуль «Участники дорожного движения» Теория: Дорога - не место для игр. Дисциплина на улице - залог безопасного движения. Дорожный этикет. Что значит слово «Дорога». Улица, тротуар. Перекрёстки и их виды. Железнодорожный переезд: правила перехода и переезда. Погодные условия, влияющие на безопасность дорожного движения. Предметы, мешающие обзору дороги). ПДД РФ государственный нормативный документ. Обязанности пешеходов и пассажиров. Обязанности водителей. ПДД для велосипедистов. Как изобрели велосипед. Виды велосипедов. Выполнение требований ПДД пешеходами, пассажирами, водителями - показатель уровня культуры и воспитания. Условия, обеспечивающие пешеходу безопасность на дорогах. Особенности безопасного передвижения в зависимости от времени года; в дневное и вечернее время суток. Инструктаж «Будь осторожен на каникулах». Инструктаж о соблюдении ПДД во время осенних каникул «Безопасная дорога». Анализ причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Чтение и обсуждение информации для стенда «Добрая Дорога Детства». «Как правильно переходить дорогу». Инструктаж «Осторожно! Скользкая дорога!» Встреча с сотрудником ГИБДД. Практика: Акция: «Принимаем первоклассников в пешеходы». Конкурс рисунков «Первые Правила дорожного движения». Составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД. Составление схемы «Безопасный маршрут Дом - школа - дом». Грамотный пассажир. Макет улиц и дорог. Репетиция занятия. Практическое занятие. Экскурсия с целью наблюдения за движением пешеходов через дорогу. Подготовка к акции «Юный пешеход» (сочинение - обращение). Акция «Юный пешеход» (вручение памяток учащимся школы). Практическое занятие (отгадывание кроссвордов, загадок и ребусов о ПДД). Четвёртый модуль «Наш друг - светофор» Теория: История создания средств организации дорожного движения. Светофор: создание и совершенствование. Современные конструкции светофора. История появления светофора. Сигналы светофоров. Инструктаж «Правила безопасного поведения на дорогах во время весенних каникул». Правила поведения пешеходов в соответствии с требованиями регулировщика и сигналов светофора. Экскурсия к светофору. Практика: Конкурс рисунков о ПДД - «Наш друг светофор». Работа агитбригады с учащимися 1 класса «Весёлый светофор» (изготовление закладки). Работа агитбригады с учащимися 2 класса. Игра «Да - нет». Практическое занятие Пятый модуль «Знаки дорожные» Теория: Как появились дорожные знаки. Группы дорожных знаков. Классификация дорожных знаков. Вандализм на дорогах и транспорте. Повреждение дорожных знаков и указателей. Последствия их повреждений для участников дорожного движения. Административная и уголовная ответственность Практика: «Как мы знаем ПДД?». Работа агитбригады с учащимися 3 класса. Практическое занятие. Шестой модуль «Транспорт и пассажиры» Теория: История появления автомобиля. Виды транспорта. Автомобильный транспорт (Транспорт как средство передвижения. Легковой, грузовой, специальный транспорт. Государственный и технический осмотр). Общественный транспорт (Правила поведения в общественном транспорте. Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров. Чтение и обсуждение информации для стенда «Добрая Дорога Детства». Аварийная ситуация для пешеходов, находящихся на остановках общественного транспорта. Что такое ДТП. Велосипед - механический вид транспорта. Практика: Тренировка - Вождение велосипеда. Вождение велосипеда - Практическое итоговое занятие. Спортивное соревнование «Юный велосипедист» (проезд на велосипеде по полосе препятствий, фигурное вождение). Седьмой модуль «Грамотный пешеход и пассажир» Теория: Инструктаж «Как вести себя на улице, дороге летом, весной, осенью, зимой». Практика: Акции: Посвящение в пешеходы. Пристегнись и улыбнись. Шагающий автобус. Практическое вождение велосипеда. Выступление агитбригады. Восьмой модуль «Лучший знаток ПДД» Теория: Мы на страже БЕЗОПАСНОСТИ. Инструктаж «Правила безопасного поведения на дорогах во время летних каникул». Итоговое занятие. Конкурсно-развлекательная программа «Как ты знаешь правила дорожного движения». Фигурное вождение велосипеда. Подведение итогов работы за год. Практика: Выступление агитбригады. 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В результате деятельности кружка обучающиеся должны: знать: - назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортного средства; - Правила дорожного движения, правила поведения пешеходов в городе, на дорогах, проезжей части, пассажиров в транспорте; - виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения; - основы безопасного управления транспортными средствами; - о влиянии алкоголя, медикаментов и наркотических веществ, а также состояния здоровья и усталости на безопасное управление транспортным средством; - кто такой водитель транспортного средства, каковы его права, обязанности и возможности; - значение дорожного движения как составной части деятельности общества, осознавать свое место в нем и понимать свою личную ответственность, как участника движения; - опасные ситуации, возникающие по вине пешеходов и по вине водителей; - порядок действий в случае попадания в ДТП или будучи его свидетелем; - перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение; - приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях; - порядок выполнения контрольного осмотра транспортного средства перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию; уметь: - безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и метеорологических условиях, соблюдать Правила дорожного движения; - управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения; - уверенно действовать в нештатных ситуациях; - принимать возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, соблюдать требования по их транспортировке; - оценивать и анализировать свое поведение в дорожном движении; - применять свои знания ПДД в различных дорожных ситуациях; - действовать в случае ДТП или будучи его свидетелем. Ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и способы определения их результативность: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - самостоятельность в принятии правильного решения; - убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения ПДД; - внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения; здоровый образ жизни и навык самостоятельного самосовершенствования. Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); учиться планировать практическую деятельность; с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты; учиться предлагать свои приёмы и способы решения важных жизненных ситуаций. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; добывать новые знания: находить необходимую информацию; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология продуктивной деятельности: договариваться сообща; учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек. Предметными результатами является формирование следующих умений: знать основные части улицы и дороги, общие правила ориентации, правила перехода улиц и дорог; знать названия, назначения и возможные места установки изучаемых дорожных знаков; определять наиболее опасные участки улиц и дорог, где не следует переходить улицу; знать название, назначение дорожных знаков, изучаемых за два года обучения и места их установки; знать значение сигналов светофора, регулировщиков; знать правила безопасного поведения на городских и загородных дорогах; самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог, входить и выходить из общественного транспорта; знать группы знаков и их назначение, место установки, назначение дорожной разметки и виды; знать где разрешено школьникам кататься на велосипедах; знать правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной по улице; безопасно переходить улицу, дорогу самостоятельно и с группой школьников. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном, областном смотре ЮИД. Система поощрений: благодарственные письма кружковцам и их родителям; дипломы; творческие поездки на смотры, праздники. РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 2 Количество учебных дней 3 Количество часов в неделю 4 Количество часов 5 Недель в I полугодии 6 Недель в II полугодии 7 Начало занятий 8 Каникулы 9 Выходные дни 10 Окончание учебного года № п/п Дата 1 1.1 02.09 07.09 2.1 2.2 09.09 14.09 2.3 16.09 3.1 3.2 21.09 23.09 3.3 28.09 3.4 30.09 Название раздела, темы 34 68 2 68 17 17 02 сентября 25 октября - 31 октября 31 декабря - 9 января 31 мая Количество часов Пр Все Тео ак го рия ти ка Раздел 1 «Введение» (1 ч) Тема: Вводное занятие. Тема: Задачи, цели ЮИД на учебный год. Раздел 2 «История ПДД» (3 ч) Тема Беседа «Как появились первые ПДД». Тема Беседа Интересные факты из истории ПДД Подготовка сценария «Принимаем в пешеходы» Конкурс рисунков «Первые Правила дорожного движения» Раздел 3 Участники дорожного движения: (36 ч) Подготовка к акции Акция «Принимаем первоклассников в пешеходы» Конкурс рисунков «Первые Правила дорожного движения» Чтение и обсуждение информации для стенда 1 1 1 - 1 1 1 1 - 1 - 1 1 1 - 1 1 1 - 1 1 1 - 3.5 05.10 3.6 07.10 3.7 12.10 3.8 14.10 3.9 19.10 3.10 3.11 21.10 02.11 3.12 09.11 3.13 11.11 3.14 16.11 3.15 3.16 18.11 23.11 3.17 3.18 3.19 3.20 3.21 3.22 25.11 30.11 02.12 07.12 09.12 14.12 3.23 3.24 3.25 3.26 3.27 3.28 3.29 3.30 3.31 16.12 21.12 23.12 21.12 13.01 18.01 20.01 25.01 27.01 3.32 3.33 3.34 01.02 03.02 08.02 «Добрая Дорога Детства» Беседа «ПДД РФ - государственный нормативный документ» Разработка занятия. «Безопасная дорога - Дом Школа -Дом» Беседа «Обязанности пешеходов и пассажиров» Инструктаж. Будь осторожен на каникулах. «Осторожно на дороге!» Экскурсия с целью наблюдения за движением пешеходов через дорогу Создание ситуации выбора Составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД Составление схемы «Безопасный маршрут Дом - школа - дом» Отгадывание кроссвордов, загадок и ребусов о ПДД Чтение и обсуждение информации для стенда «ДДД» Беседа «ПДД для велосипедистов» Беседа «Как изобрели велосипед. Виды велосипедов» Поиграем «Как правильно дорогу переходить» Разработка занятия для начальной школы Репетиция занятия - сценарий Репетиция для школы занятия Инструктаж «Скользкая дорога!» Разработка занятия «Дисциплина на улице залог безопасного движения» Репетиция занятия Делаем макет для малышей Макет улиц и дорог Беседа «Дорожный этикет» Разработка занятия - сценарий Дорожный этикет Беседа «Что значит слово - Дорога?» Беседа «Улица, тротуар» Чтение и обсуждение газеты «ДДД» Грамотный пассажир Экскурсия наблюдения за дорогой Отгадывание кроссвордов, загадок и ребусов о 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 - 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 1 - 1 1 - 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 - 3.35 10.02 3.36 15.02 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 17.02 22.02 24.02 01.03 03.03 4.6 4.7 10.03 15.03 5.1 5.2 5.3 5.4 17.03 22.03 24.03 29.03 6.1 6.2 6.3 6.4 31.03 05.04 07.04 12.04 6.5 6.6 14.04 19.04 7.1 21.04 7.2 7.3 7.4 7.5 26.04 28.04 03.05 05.05 7.6 7.7 10.05 12.05 7.8 17.05 8.1 8.2 19.05 24.05 ПДД Час вопросов и ответов Встреча с сотрудником ГИБДД Акция «Юный пешеход» (вручение памяток учащимся школы). 4.Наш друг - светофор (7 ч) Конкурс рисунков о ПДД. Наш друг светофор Беседа «Сигналы светофоров» Работа агитбригады с учащимися 1 класса «Весёлый светофор» Инструктаж Правила безопасного поведения на весенних каникулах Работа агитбригады с учащимися 2 класса Игра «Да - нет» 5. Знаки дорожные (4 ч) Беседа «Как появились дорожные знаки». Беседа «Группы дорожных знаков» Викторина «Как мы знаем ПДД?» Работа агитбригады с учащимися 3 класса 6. Транспорт и пассажиры (6 ч) Беседа «История появления автомобиля» Беседа «Виды транспорта. Велосипед» Беседа «Я - пассажир в автобусе» Акция «Правила посадки и высадка пассажиров» Тренировка - Вождение велосипеда Вождение велосипеда. Спортивное соревнование 7. Грамотный пешеход и пассажир (8 ч) Инструктаж «Как вести себя на улице, дороге летом» «Как вести себя на улице, дороге летом» Вождение велосипеда Работа агитбригады с учащимися 4 класса Практическое занятие. Игра «Грамотный пассажир «Правила дорожного движения» - тест Час вопросов и ответов «Оказание доврачебной помощи» Игра «Грамотный пешеход» 8. Лучший знаток ПДД (3 ч.) Викторина «Знатоки ПДД» Выступление агитбригады Подведение итогов 1 1 - 1 - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 1 1 - 1 1 1 1 - 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 2 1 1 1 работы за год. Выступление агитбригады «У светофора нет каникул» Итого часов 68 35 33 2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2.1.1 Материально-техническое обеспечение Техническое оснащение: ноутбук; в актовом зале - экран с проектором; плакаты по ПДД, информационный стенд «Добрая дорога детства». Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. Правила дорожного движения РФ; 2. Данченко С.П., Форштат М.Л. Дорожная безопасность. Учебное пособие по правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 7-х классов государственных общеобразовательных учреждений. - СПб, «Лики России», 2018. 3. Мерзликина В.В. «Методическая рекомендации со сценариями занятий и мероприятий», 2017 г. 4. Мерзликина В.В. «Сценарии для проведения занятий», 2018 г. 5. Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1 - 9 классы». Дополнительные источники: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ (последняя редакция) Интернет-ресурсы: http://deti.gibdd.ru/ Сайт ГИБДД детям - ГИБДД МВД России Наглядный материал: плакаты по ПДД. 2.1.2 Кадровое обеспечение Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование. Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям: среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы; дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы. При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. 2.1.3 Методические материалы Система работы кружка включает в себя теоретические и практические занятия. При проведении занятий активно используются компьютерные технологии. Практические учебно-тренировочные занятия проводятся на регулируемых и нерегулируемых перекрёстках. Представляют педагогу значительно большие возможности для формирования практических навыков и реализации на практике теоретических знаний. Основное назначение практических занятий - дать обучающимся представление о правилах дорожного движения. Методические материалы № Название МатериальноФормы, методы, Формы раздела, техническое приёмы обучения. учебного тема оснащение, Педагогические занятия дидактикотехнологии методический материал 1 Первый Наглядный Коллективный анализ Теоретическая: модуль материал: работ, словесный, лекция, «Введение» иллюстрации, поисковый, наглядный беседа видео практический 2 Второй Показ Коллективный анализ Групповая, модуль педагогом, работ, объяснительно- практическая «История наглядный иллюстративный работа ПДД» материал, индивидуальный показ видео, видеоматериалов настольные игры, презентация «Как появились первые ПДД» 3 Третий Показ Самоанализ, Групповая, модуль педагогом, коллективный анализ практическая «Участники наглядный работ, словесный показ работа дорожного материал, видеоматериалов, движения» видео, иллюстраций работа по настольные образцу: создание игры ситуации выбора 4 Четвёртый Ноутбук, Самоанализ, Теоретическая: модуль проектор, коллективный анализ лекция, «Наш друг - экран, плакаты работ, индивидуальнобеседа светофор» 5 Пятый модуль «Знаки дорожные» по ПДД, презентация, альбом, цветные карандаши, стенд «ДДД», памятка Ноутбук, проектор, экран, плакаты по ПДД фронтальный показ, видео метод (просмотр, обучение) выступление агитбригады, словесный метод Самоанализ, коллективный анализ работ, индивидуальнофронтальный показ, видео метод (просмотр, обучение) выступление агитбригады, словесный метод 6 Шестой Ноутбук, Иллюстрации, модуль проектор, видеоматериал, «Транспорт экран, плакаты спортивные игры с и по ПДД элементами ПДД, пассажиры» велосипед, индивидуальнофронтальный показ, видео метод (просмотр, обучение) выступление агитбригады, словесный метод 7 Седьмой Показ Встреча с инспектором модуль педагогом, ГИБДД, и с «Грамотный наглядный медицинской сестрой, пешеход и материал, работа в группах, пассажир» видео, индивидуальнонастольные фронтальный показ, игры видео метод (просмотр, обучение) выступление агитбригады, словесный метод 8 Восьмой Показ Самоанализ, модуль педагогом, коллективный анализ «Лучший использование работ, уроки творчества, знаток видеоматериал выступление ПДД» а агитбригады, иллюстрац ии, раздаточный материал, словесный, создание ситуации выбора Теоретическая: лекция, беседа Групповая, практическая работа Групповая, практическая работа Групповая, практическая работа Конкретные методы, используемые при реализации программы: в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); - наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки); - словесный (как ведущий-инструктаж, беседы, разъяснения); - работа с книгой (чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); - видеометод (просмотр, обучение). в воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); - методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения). В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности: 1. Викторина «Знатоки ПДД» - Олимпиада авто эрудитов (по истории ПДД). 2. Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных происшествий). 3. Уроки творчества (составление викторин, сочинение писем водителю, стихов по ПДД, рисование рисунков, плакатов, выступление с агитбригадами) 4. Соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП). 5. Час вопросов и ответов (встречи с инспектором ГИБДД, медсестрой, работа в группах). 6. Викторины, конкурсы, кроссворды. 7. Игра «Да - нет» (при проверке знаний по правилам ДД). 8 Проведение «минуток» по профилактике несчастных случаев на дороге в группе, в своих классах. 9 Составление схемы «Безопасный маршрут Дом - школа - дом» в начальных классах. 10 Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов, викторин по ПДД Занятия проводятся в кабинете. Методическая копилка: билеты по ПДД, страхованию, медицине; рисунки ребят с конкурсов по ПДД; сценарии, разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений; методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно- транспортного травматизма; методические пособия для изучения ПДД по программе в классах; видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах. Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности. 2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Текущая и промежуточная аттестация служит для определения результативности освоения программы и призваны отражать достижение цели и задач программы дополнительного образования. В данной программе предусмотрены следующие формы аттестации: - текущий контроль знаний и умений, посредством опросов и письменных тестов; - практические упражнения; - зачетное занятие с прохождением тестирования в онлайн-формате. Для текущего и промежуточного контроля созданы фонды оценочных средств поэтапного контроля освоения знаний и формирования умений: Контрольно-проверочные занятия в кружке «Дорожный эрудит» проводятся в соответствии с программой. Эта проверка осуществляется в форме тестов для контроля знаний, практические задания, практические упражнения. Контроль и оценка освоения знаниями осуществляется педагогом дополнительного образования в процессе проведения практических занятий, опросов, тестирования. Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в пропаганде, в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности. 2.3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для детей и родителей Для учащихся: 1. Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения 1-9, Учебное пособие для учащихся, 4 - е изд., - М.: Просвещение», 2014 - 95 с., ил. Рекомендовано Главным управлением школ. Пособие предназначено для проведения внеклассной работы с учащимися. Для родителей: 1. Т.Ф. Саулина «Ознакомление школьников с ППД», 2016 2. К.В. Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2017 3. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность школьника», 2011 4. Е.И. Шаланова «Правила безопасности - Дорожного движения» 5. Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено». 6. Лиходед В. «Уроки светофор», 2017 7. Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора», 2018 8. Пикулева Н. «Дорожная азбука», 2016 9. Е.Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду», 2015 10. Н.В. Елжова «ПДД в детском саду», 2017 11. «Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников» автор сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова, 2018 12. «Первая помощь». Учебник, 2017 13. «Азбука пешехода: для дошкольников». - М.: издательский Дом Третий Рим, 2017.- 60 с. 14. Кузнецова Н.М. Учебно - методическое пособие «Психологопедагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних», 2014 15. Козловская Е.А. Козловский С.А. «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника». Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2016 16. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2017.- 48 с. 17. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2017.- 48 с. 18. Сочинения - сказки по Правилам дорожного движения, 2018 19. Правила дорожного движения. - М. Эксмо, 2016.- 64 с. 20. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалева - Изд. 3-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 160 с. 21. Методические рекомендации по организации работы детских садов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Курган, 2016. 72 с. 22. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. Из опыта работы / В.А. Добрякова Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. - М.: Просвещение, 1989. - 62 с. Наглядно - методические пособия, игры: 1. Викторина «Правила дорожного движения» 2. Тесты «Дорогу осилит идущий» 3. Вохрищева С. Дидактический и демонстративный материал «Безопасность» 4. Рабочие тетради на каждого ребенка по ППД издательство «Сократ» Мальцева Е.А. 5. Демонстративный материал и раздаточный материал «Знаки на дорога» Игры: «Азбука безопасности» «Знаки на дорогах» «Азбука пешехода» «Правило дорожного движения» Игра- лото «Водитель и пассажир» «Светофор» «Правило ППД для маленьких пешеходов и будущих водителей» Макет: «Мини-улица» Демонстративные плакаты по ППД Аудио, видео по ПДД: 1. видеофильм - «Не игра!» 2. видеофильм - «Уроки живой природы» 3. видеофильм - «Первая медицинская помощь» 4. видеофильм - «Уроки хорошего поведения» 5. видеофильм - «Улица полна неожиданностей» 6. видеофильм - «Азбука безопасности на дорогах» Список интернет-ресурсов: 1. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960). 2. Материалы по повышению квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава (http://минобрнауки.рф/документы/4961). 3. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962). 4. Модульные программы повышения квалификации педагогов, работающих с отрядами ЮИД в дошкольных образовательных организациях (http://минобрнауки.рф/документы/4963). 5. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965). 6. Учебно-методический комплект для совершенствования подготовки водителей из числа лиц с ограниченными физическими возможностями (http://минобрнауки.рф/документы/4968).