10.12.2024
Методические
рекомендации по пропаганде здорового образа жизни и профилактике употребления
ПАВ в образовательной среде для педагогов.
Данные
рекомендации помогут педагогам, классным руководителям в реализации и решении
вопросов, связанных с проведением занятий по профилактике потребления
психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков в образовательном
учреждении например, в период ежегодных антинаркотических месячников, декад
здорового образа жизни.
Рекомендации
раскрывают понятия психоактивных веществ (ПАВ), факторов риска потребления ПАВ
детьми и подростками и принципы оптимального подхода в осуществлении
профилактических мероприятий.
Методические
рекомендации педагогам образовательных учреждений по проведению
социально-психолого-педагогических занятий по профилактике потребления
психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.
Федеральным
законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к органам
и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием,
которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы
и методики, направленные на формирование законопослушного поведения
несовершеннолетних, и в пределах своей компетенции осуществляют
индивидуальную и групповую профилактическую работу с такими
несовершеннолетними.
Работа
проводится в соответствии с реалиями современного этапа развития общества. К
сожалению, ресурс центров ограничен, не всегда специалисты центров могут выйти
во все школы и во все классы. Часто школа вынуждена исходить из своих ресурсов.
И, когда из районных отделов образования «велят» провести профилактику ПАВ и
срочно отчитаться, педагоги из-за загруженности своим предметом, другими
важными делами, к вопросу профилактики подходят с тем материалом, который
первый попался в сети интернет. А во всемирной паутине материалы разные и не
всегда оправдано их применение. Особенно актуально встает этот вопрос, когда мы
вспоминаем о возрасте детей.
Проводить
профилактику курения в начальной школе, сообщая детям о том, что люди умирают
от сигарет, это нанести серьезную психологическую травму ребенку, потому что
часто его папа, а иногда и мама, курят. Если и проводить профилактику, то она
должна быть неспецифической, т.е не о курении, а о возможностях досуга, его
вариантах, о зож, о друзьях, о личности и т.п. В начальной школе это может
быть, например, родительское собрание на тему «Курение в семье».
Актуализация и развитие у
школьников представлений о здоровом образе жизни и потребности в нем,
формирование умения отказаться от употребления ПАВ является весьма актуальной
проблемой, что и определяет практическую значимость данных рекомендаций для
педагогов ОУ.
Психоактивные вещества –
любое химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного
происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы,
приводя к изменению психического состояния. Эти изменения могут носить как
положительный, так и отрицательный характер.
Психоактивные вещества,
влияющие на высшие психические функции, и часто используемые в медицине для
лечения психических заболеваний, называются психотропными. Психоактивные
вещества, вызывающие привыкание и запрещённые законодательством, часто
называются наркотиками.
Факторы риска –
средовые, биологические, психологические силы и силы, связанные со
взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности
поведенческого нарушения. Вероятность развития поведенческого нарушения резко
возрастает с увеличением числа факторов риска.
Факторы риска потребления
ПАВ
Их несколько, они могут
сочетаться, а может влиять и один какой-либо фактор. Перечислим их:
1. Обстановка
в семье: отчуждение в семье. Конфликты в семье неизбежны: они
могут быть в парах мать-ребенок, мать-отец и т.п. Проблемы случаются не только
в неблагополучных (асоциальных) семьях, но и в «благополучных».
Конфликтные семьи:
- Неустойчивое восприятие ребенка –
неприятие. Не нравится его голос, активность, не устраивает прическа,
увлечения и т.д. В данном варианте возможны такие родительские фразы: «Вот
бестолковый! Сколько раз нужно объяснять! Любой бы уже понял на твоем
месте».
- Деспотичная семья (диктатура
родителей). Один или оба родители – деспоты. Деспот – это человек, который
унижает достоиство другого человека, одни члены семьи подавляются другими.
При этом подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства.
Родители вторгаются на территорию ребенка, в его душу. Этого ребенка
всегда ругают, но забывают похвалить. «А зачем его хвалить, это же его
обязанность».
- Мирное сосуществование – скрытый
конфликт, равнодушие. Здесь царит позиция невмешательства. Выглядит
обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы.
Никто не нарушает границ. А ребенок считает себя ненужным. Глубокое
одиночество, отсутствие понимания со стороны взрослых, нет системы
запретов, полное равнодушие – так считает подросток. Уникальность
подросткового возраста: подросток хочет свободы с одной стороны, с другой
– хочет границ.
- Семья гиперопеки (конфликт опеки).
Опека – это забота, ограждение от трудностей, участие. В начальной школе –
это нормально. Но с наступлением подросткового возраста ответственность
передаем ребенку.
- Авторитарная семья (не путать с
авторитетом). Авторитарная семья - это семья, основанная на жестком и непререкаемом авторитете родителей.
Детей в такой семье воспитывают кропотливо: замечают любой промах,
обращают на него внимание. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение
от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье.
Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо
протест и агрессию, либо апатию и пассивность.
Ослабление родительского
начала, как и его гипертрофия способствуют формированию личности со слабым «Я».
2. Психологические
проблемы подросткового возраста.
Любопытство,
беззаботность (со мной этого не случится), эффект компании, потребность в
самоутверждении, появление чувства взрослости и желание признания своей
«взрослости» и др.
3. Личностные
особенности подростков: неумение расслабиться (ПАВ способ
ухода от проблем), опыт употребления ПАВ, слабость характера, незрелая
личность, половое созревание и неравномерное физиологическое развитие,
обуславливающее эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения.
Зрелая личность – стержень её закладывается в семье.
4. Социальные
проблемы: неорганизованность досуга. Ни родители, ни школа не
могут уследить за ребенком 24 часа в сутки. Привлекательный образ ПАВ через СМИ
и продукты массовой культуры.
Принципы, которыми
следует руководствоваться всем должностным лицам
при осуществлении комплекса профилактических мероприятий:
- Приоритет права несовершеннолетнего
на получение образования. Основная функция школы – образовательная (пока
ещё).
- Обеспечение адекватности
профилактических мероприятий реальным обстоятельствам («Не буди лихо, пока
оно тихо» и/или известный случай употребления), возрасту детей (излишне
говорить о наркотиках в 3 классе, а такие случаи бывали).
- Приоритет педагогических, воспитательно-психологических
мер над репрессивными. Поясним этот важный момент. Важнее провести
занятия, беседы классные часы на предложенные ниже темы, чем информировать
о различных ПАВ-веществах, пугать (о том, что капля никотина убивает
лошадь, все наслышаны).