Для педагогов

10.12.2024

Методические рекомендации по пропаганде здорового образа жизни и профилактике употребления ПАВ в образовательной среде для педагогов.

Данные рекомендации помогут педагогам, классным руководителям в реализации и решении вопросов, связанных с проведением занятий по  профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков в образовательном учреждении например, в период ежегодных антинаркотических месячников, декад здорового образа жизни.

Рекомендации раскрывают понятия психоактивных веществ (ПАВ), факторов риска потребления ПАВ детьми и подростками и принципы оптимального подхода в осуществлении профилактических мероприятий.

Методические рекомендации педагогам образовательных учреждений по проведению социально-психолого-педагогических занятий по профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и в пределах своей компетенции осуществляют  индивидуальную и групповую профилактическую работу с такими несовершеннолетними.

Работа проводится в соответствии с реалиями современного этапа развития общества. К сожалению, ресурс центров ограничен, не всегда специалисты центров могут выйти во все школы и во все классы. Часто школа вынуждена исходить из своих ресурсов. И, когда из районных отделов образования «велят» провести профилактику ПАВ и срочно отчитаться, педагоги из-за загруженности своим предметом, другими важными делами, к вопросу профилактики подходят с тем материалом, который первый попался в сети интернет. А во всемирной паутине материалы разные и не всегда оправдано их применение. Особенно актуально встает этот вопрос, когда мы вспоминаем о возрасте детей.

Проводить профилактику курения в начальной школе, сообщая детям о том, что люди умирают от сигарет, это нанести серьезную психологическую травму ребенку, потому что часто его папа, а иногда и мама, курят. Если и проводить профилактику, то она должна быть неспецифической, т.е не о курении, а о возможностях досуга, его вариантах, о зож, о друзьях, о личности и т.п. В начальной школе это может быть, например, родительское собрание на тему «Курение в семье».

Актуализация и развитие у школьников представлений о здоровом образе жизни и потребности в нем, формирование умения отказаться от употребления ПАВ является весьма актуальной проблемой, что и определяет практическую значимость данных рекомендаций для педагогов ОУ.  

 

Психоактивные вещества – любое химическое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния. Эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер.

Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции, и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными. Психоактивные вещества, вызывающие привыкание и запрещённые законодательством, часто называются наркотиками.

Факторы риска – средовые, биологические, психологические силы и силы, связанные со взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения. Вероятность развития поведенческого нарушения резко возрастает с увеличением числа факторов риска.Хочу такой сайт

Факторы риска потребления ПАВ

Их несколько, они могут сочетаться, а может влиять и один какой-либо фактор. Перечислим их:

1.     Обстановка в семье: отчуждение в семье. Конфликты в семье неизбежны: они могут быть в парах мать-ребенок, мать-отец и т.п. Проблемы случаются не только в неблагополучных (асоциальных) семьях, но и в «благополучных».

Конфликтные семьи:

  • Неустойчивое восприятие ребенка – неприятие. Не нравится его голос, активность, не устраивает прическа, увлечения и т.д. В данном варианте возможны такие родительские фразы: «Вот бестолковый! Сколько раз нужно объяснять! Любой бы уже понял на твоем месте».
  • Деспотичная семья (диктатура родителей). Один или оба родители – деспоты. Деспот – это человек, который унижает достоиство другого человека, одни члены семьи подавляются другими. При этом подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию ребенка, в его душу. Этого ребенка всегда ругают, но забывают похвалить. «А зачем его хвалить, это же его обязанность».
  • Мирное сосуществование – скрытый конфликт, равнодушие. Здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не нарушает границ. А ребенок считает себя ненужным. Глубокое одиночество, отсутствие понимания со стороны взрослых, нет системы запретов, полное равнодушие – так считает подросток. Уникальность подросткового возраста: подросток хочет свободы с одной стороны, с другой – хочет границ.
  • Семья гиперопеки (конфликт опеки). Опека – это забота, ограждение от трудностей, участие. В начальной школе – это нормально. Но с наступлением подросткового возраста ответственность передаем ребенку.
  • Авторитарная семья (не путать с авторитетом). Авторитарная семья - это семья, основанная на жестком и непререкаемом авторитете родителей. Детей в такой семье воспитывают кропотливо: замечают любой промах, обращают на него внимание. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность.

Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия способствуют формированию личности со слабым «Я».

2.     Психологические проблемы подросткового возраста.

Любопытство, беззаботность (со мной этого не случится), эффект компании, потребность в самоутверждении, появление чувства взрослости и желание признания своей «взрослости» и др.

3.     Личностные особенности подростков: неумение расслабиться (ПАВ способ ухода от проблем), опыт употребления ПАВ, слабость характера, незрелая личность, половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающее эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения. Зрелая личность – стержень её закладывается в семье.

4.     Социальные проблемы: неорганизованность досуга. Ни родители, ни школа не могут уследить за ребенком 24 часа в сутки. Привлекательный образ ПАВ через СМИ и продукты массовой культуры.

Принципы, которыми следует руководствоваться всем должностным лицам при осуществлении комплекса профилактических мероприятий:

  • Приоритет права несовершеннолетнего на получение образования. Основная функция школы – образовательная (пока ещё).
  • Обеспечение адекватности профилактических мероприятий реальным обстоятельствам («Не буди лихо, пока оно тихо» и/или известный случай употребления), возрасту детей (излишне говорить о наркотиках в 3 классе, а такие случаи бывали).
  • Приоритет педагогических, воспитательно-психологических мер над репрессивными. Поясним этот важный момент. Важнее провести занятия, беседы классные часы на предложенные ниже темы, чем информировать о различных ПАВ-веществах, пугать (о том, что капля никотина убивает лошадь, все наслышаны).
 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».