Для родителей

10.12.2024

Информационно-методические материалы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике употребления ПАВ

в образовательной среде для родителей.

По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ (далее ПАВ), за исключением курящих табак, составляет более 200 млн. человек.

Подростки и молодежь в периоде от 11 до 17 лет составляют возрастную группу риска.

По данным Центра социологических исследований Минобразования России:
1. Доля курящих среди несовершеннолетних и молодежи 11- 24 лет - 61,3 %, т.е. 6 млн. 720 тыс. чел. Средний возраст начала курения - 11,5 лет.
2. Употребляют алкоголь 81,8 % несовершеннолетних и молодежи 11- 24- лет т.е. 8 млн. 968 тыс. чел. Средний возраст начала потребления алкоголя - 13 лет.
3. Потребляющих наркотические средства, или пробовавшие их хотя бы один раз, среди несовершеннолетних и молодежи 11- 24 лет – 44,8%.

          Данные статистических исследований показывают, что проблема употребления наркотических веществ остается одной из наиболее острых и актуальных в нашей стране.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, так как учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса, а в дальнейшем в подростковом, юношеском возрасте может привести к первым пробам психоактивных веществ.

 

Основные направления, цели и задачи работы

 с родителями школьников

 

Несмотря на понимание большинством родителей их основополагающей роли в воспитании и развитии своих детей, в современном обществе имеют место следующие группы проблем:

1.      Значительная часть родительской общественности склонна рассматривать употребление психоактивных веществ как сугубо индивидуальную проблему отдельных людей. К сожалению, среди населения велика доля равнодушия, позиционной нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка.

2.      Вторая группа проблем связана с отсутствием знаний, навыков и современных социально адаптированных стратегий поведения у взрослой части населения, не позволяющим им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям.

2.1.   По оценкам специалистов большинство современных семей характеризуются неблагоприятным психологическим климатом, неустойчивым типом взаимоотношений, дезориентациями ближайших и перспективных семейных целей, сведением смысла жизни к парадигме прагматичности. К сожалению, значительная часть современных родителей занята, прежде всего, проблемой зарабатывания денег и не уделяет достаточного времени общению со своими детьми, не обладает высоким уровнем психолого-педагогической и правовой культуры, в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи со старшим поколением.

2.2.   Обращает на себя внимание недостаточная информированность детей и родителей о квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. По материалам Центра социологических исследований Минобразования России и ведомственных отчетов о состоянии наркоситуации в молодежной среде в Российской Федерации около 60% опрошенных детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Непосредственно столкнувшись в семье с наркотизацией своего ребенка, родители часто дают аффективные или даже панические реакции, не знают, что делать и в результате остаются один на один со своей проблемой.

3. Большинство родителей стремится скрыть факт употребления ребенком психоактивных веществ. Многие родители либо скрывают, либо стремятся прибегать к услугам частнопрактикующих специалистов, что в целом иногда только загоняет проблему в тупиковое положение. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности, в результате чего фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.

Таким образом, родители, даже серьезно обеспокоенные волной раннего употребления психоактивных веществ, являются практически беспомощными и мало организованными в осуществлении конкретных профилактических воздействий и относятся к ним негативно или безучастно, равнодушно, поэтому профилактика употребления психоактивных веществ молодого поколения требует информирования  взрослых.

 

В системе образования и здравоохранения к настоящему времени накоплен значительный опыт системной профилактической работы с родителями, которая строится с учетом следующих целей и задач:

 

Цель работы с родителями: формирование у родителей установки на актуальность проблемы употребления психоактивных веществ детьми и подростками, непримиримого отношения к употреблению и распространению психоактивных веществ.

 

Задачи работы с родителями:

1. Дать определённые знания родителям о психологических особенностях ребенка, подростка, факторах, способствующих формированию зависимого поведения, признаках наличия негативной зависимости, особенностях семейных взаимоотношений.

2. Помочь осознать собственные личностные, семейные и социально-средовые ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье.

3. Определить направление и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов.

4. Определить направления и стратегии развития личностных ресурсов у детей. (Как взаимодействовать с ребенком так, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись? Как делать семью социально-поддерживающей, а не социально-подавляющей системой?)

5. Выявлять родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической, психотерапевтической, наркологической и психиатрической помощи.

В письме № 28-51-565/16 от 18.07.2003 г., подготовленном Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации

педагогическим коллективам образовательных учреждений рекомендовано создавать условия для:

- возрождения системы родительского всеобуча, развития разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей, повышения их культурно-образовательного уровня с учетом различного социального положения семей; создания системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся (воспитанников);

- выявления и использования в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;

-  оказания помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике факторов риска приобщения к употребления ПАВ, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума по-прежнему остается общеобразовательное учреждение.

 

 

Формы взаимодействия с родительской общественностью, практикуемые в системе образования

   При организации профилактической работы в школе не следует забывать, что работа, направленная на семью,  всегда имеет больший эффект, чем направленная только на родителей или только на детей. Без привлечения родителей говорить об эффективности любых проводимых профилактических мероприятий бессмысленно. Сформировать какую-либо привычку гораздо легче, если требуемая модель поведения принята в семье, так она закрепляется ежеминутно и постоянно. Поэтому прежде чем решать задачу формирования жизненных навыков у детей и подростков, необходимо обеспечивать их этими знаниями через родителей. Кроме того, если сами родители и обладают определенным жизненным опытом, то часто там, где нужны специальные знания, они оказываются не вполне компетентны. Так обстоит дело с употреблением психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотических веществ) и профилактики начала их употребления. Для того чтобы осознать всю сложность и опасность проблемы, чтобы удержать своего ребенка от первой пробы, родитель должен уметь говорить на языке подростка, понимать его интересы и стремления, наконец, он должен уметь донести до подростка информацию о возможной опасности некоторых его поступков. Для повышения общего уровня родительской компетентности в деле воспитания детей и подростков в профилактическую работу в школе необходимо в качестве составного элемента включить модули для родителей или воспитателей, соответствующие тематике подростковых программ. При  проведении лекционно-информационных форм работы родители смогут получить ответы на следующие вопросы: что такое психоактивные вещества, и какими они бывают? Какое действие они оказывают на организм? Каковы особенности поведения употребляющих различные виды психоактивных веществ? Что делать если подросток находится в неадекватном состоянии? Что представляют собой заболевания, связанные с зависимостью от психоактивных веществ? Каковы причины употребления психоактивных веществ, и в каком возрасте чаще всего это происходит? Как распознать начало беды? Что необходимо делать, чтобы уберечь ребенка от заболевания? Могут ли родители как-то помочь своему ребенку в решении его проблем?

Кроме того, желательно осветить психологические особенности возраста и способы организации его позитивного взаимодействия с семьей.

 Работа по профилактике в образовательных учреждениях требует также привлечения к ней всего педагогического коллектива в целом. Можно рекомендовать проведение в течение учебного года тематических методических объединений учителей начального и среднего звена школы по освещению возрастных особенностей младшего школьного и подросткового возраста, по проблемам взаимодействия учителя и учащихся и профилактике девиантного поведения, по различным аспектам оказания психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей и подростков. Такие собрания можно подготовить совместно с педагогами-психологами Отдела профилактики правонарушений структурного подразделения «Кабинет профилактики наркозависимости» ГБОУ ЦПМСС Выборгского района Санкт-Петербурга. Целесообразно проведение данными специалистами консультативной работы с педагогами, ведущими профилактические занятия, помощь им в разработке дополнительных отдельных занятий и в подборе методической литературы и наглядных пособий.

Участие детей во внешкольной работе в учреждениях  дополнительного образования также должно сопровождаться профилактической работой, особенно при проведении их досуга. 

Все сказанное свидетельствует о том, что в профилактическую работу с детьми и подростками должны быть привлечены максимальные усилия педагогических работников.

Каждому педагогу необходимо помнить, что:

- любая работа в области превентивного антинаркотического обучения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников образовательного учреждения в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы;

- профилактическая работа должна осуществляться в течение всего периода обучения со всеми учащимися на различных этапах их психофизиологического развития и включать в себя модули для педагогов и воспитателей, для учащихся, для родителей;

- в ходе реализации программы должна предоставляться только точная и достоверная информация;

- предоставляемая информация должна быть уместной и предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения);

- необходимо делать акцент на пропаганду здорового образа жизни и формирование жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать психоактивные вещества в момент стресса, изоляции или жизненных неудач;

- родители (законные представители) и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.

В антинаркотической  работе следует избегать:

    -  использования тактики запугивания;

- искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления психоактивными веществами;

    - разового характера действий, направленных на профилактику, т.к. такой подход не дает возможности родителям получить в полном объёме информацию о профилактике употребления ПАВ;

- ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться родителями и считаться некомпетентной;

 - оправдания употребления психоактивных веществ.

         При выборе готовой  или построении собственной профилактической программы надо учитывать факторы риска, представленные в данном образовательном учреждении и реальные ресурсы, на которые можно опираться.

 

Основные формы и средства антинаркотической помощи семье:

Концепцией профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде предусмотрены следующие формы работы с родителями:

1. Лекционная - через родительские собрания, семинары, занятия в родительском университете.

2. Индивидуальное семейное консультирование родителей и «проблемных» дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.

3. Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для «проблемных» семей.

4. Выявление родителей группы «риска» алкоголизации и наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи.

5. Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование.

6. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома.

 

Как показывает практика, в школах сегодня наиболее активно используются четыре группы форм работы с родителями:

1. Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы, конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов

2. Традиционная: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общешкольные, городские, районные, областные), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы.

3. Просветительская: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.

4. Государственно-общественная: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей.

Первые три группы форм достаточно широко используются в процессе работы, апробированы в течение десятков лет и дают хорошие результаты в области взаимодействия семьи и школы.Хочу такой сайт

На региональном уровне широкое распространение получили ежегодные родительские собрания, конференции по проблемам воспитания с широким привлечением родительской общественности, родительские собрания отцов, на которых идет обсуждение важнейших проблем воспитания, поиск новых форм совместной работы с семьей, принимаются важные документы, адресованные областным администрациям, средствам массовой информации, педагогической общественности, всем гражданам.

 

Рекомендации по проведению лекционно-информационных форм работы с родителями в аспекте первичной профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними.

 

В связи с тем, что перед сотрудниками подразделений МВП ФСКН России стоят задачи осуществления взаимодействия с органами управления образованием в сфере наркопрофилактики, непосредственного участия в организации и проведении профилактических акций, целесообразно рассмотреть особенности проведения лекционно-информационных мероприятий, проводимых с родительской аудиторией.

 

Вопросы для обсуждения с родителями проблем профилактики наркомании и информирования родителей по данной проблеме:

·        Что нужно знать родителям о возрастных психологических особенностях ребенка? Почему подростки начинают употреблять психоактивные вещества?

·        Что необходимо сделать для того, чтобы уберечь ребенка от употребления психоактивных веществ и вредных привычек?

·        Какие изменения в поведении подростка должны насторожить?

·        Как вести себя в ситуации, если вы подозреваете, что ребенок употребляет ПАВ?

·        Где можно получить квалифицированную психологическую медико-социальную помощь?

 

Доктор медицинских наук Вострокнутов Н.В. в работе «Семья и антинаркотическая профилактическая работа» дает ряд советов по организации и проведении лекций-бесед с родителями. При проведении профилактических лекций-бесед по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними требуется соблюдение особых предосторожностей, так как не вся имеющаяся информация о наркотиках и токсических веществах может быть через родителей передана детям и подросткам. Ни в коем случае не следует приводить описание путей получения, изготовления и применения наркотических средств с тем, чтобы беседа не могла служить справочным материалом для использования наркотических средств.

При проведении бесед нецелесообразно выходить за рамки представлений о наркотиках, которые практически не встречаются в регионе проживания, т.е. рассказывать о тех наркотиках (токсических веществах), которые малоизвестны. Обязательным является условие исключения описаний клинической картины наркотического (токсического) опьянения, переживаемых под влиянием наркотика (токсического вещества) эйфорических ощущений, включая использование позитивно воспринимаемых эпитетов и определений, таких как «непередаваемые ощущения», «состояние неизъяснимого блаженства, подобное экстазу», «состояние особенного блаженства и покоя».

 

Следует исключить из бесед ссылки на примеры исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов, журналистов, употреблявших наркотик, даже если приводятся негативные последствия от их приема.

При беседах с родителями нецелесообразно пользоваться специальными медицинскими терминами при описании клинических проявлений зависимости от ПАВ, а также «жаргоном наркоманов».

Нужно достаточно твердо и настойчиво утверждать, что подросток, «экспериментирующий» с психоактивными веществами или злоупотребляющий ими, верит в то, что ему удается успешно скрывать свои эпизоды употребления от родителей. Необходимо настойчиво убеждать в том, что в настоящее время с помощью современных лабораторных методов возможна точная диагностика, предусматривающая определение конкретного наркотического вещества.

Следует также говорить о большой вероятности заражения потребителей наркотиков и больных наркоманиями и токсикоманиями ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С, венерическими заболеваниями и т.д.

В профилактических беседах столь же актуальным является обсуждение последствий правового характера: задержание милицией за употребление в общественных местах спиртных напитков и других ПАВ; угроза возбуждения уголовного дела за то или иное правонарушение.

Многие другие темы, кажущиеся убедительными для взрослых, являются малозначимыми с точки зрения антинаркотической профилактической работы. Такими являются темы, относящиеся к угрозе возникновения тяжелых соматических заболеваний, рождению неполноценных детей. Малоэффективными также являются аргументы, связанные с тем, что, употребляя алкоголь или наркотики (токсические вещества), дети и подростки доставляют огорчения родителям или подвергают риску свою будущую жизнь.

Необходимо доносить до сознания родителей тезис о том, что тактика запугивания несовершеннолетних тяжелыми осложнениями при употреблении ПАВ не приводит к желаемым результатам - отказу от приема наркотиков, а, наоборот, в некоторых случаях усиливает к ним интерес.

Эффект запугивания может срабатывать у детей и подростков, отличающихся такими характерологическими чертами, как тревожность, неуверенность; в то же время у стенических, неустойчивых и возбудимых личностей подобный эффект практически не наблюдается.

В настоящее время при проведении профилактических мероприятий часто нельзя обойтись без применения аудиовизуальных методик. Наиболее эффективными являются видеофильмы, хотя в некоторых школах их использование связано с техническими трудностями.

При обсуждении вопроса, посвященного личностно-психологическим и психофизическим особенностям подросткового периода,  следует в популярной форме дать характеристику психофизиологических особенностей подросткового возраста. Важно донести до родителей объяснение некоторых мотивов поступков детей и подростков, осуждаемых окружающими взрослыми: стремление быстрее утвердить себя как взрослого человека, отмежевание от всего детского; эмоциональные изменения, аффектация в поведении; нарочитая независимость в суждениях, негативное отношение к любым формам опеки; стремление обратить на себя внимание, демонстративность и театральность в поведении.

Следует подчеркивать, что, стремясь приобщиться к взрослой жизни, подростки легко перенимают и необходимые, с их точки зрения, но в действительности не обязательные, атрибуты поведения взрослых: употребление алкоголя и табака, интерес к сексуальным проблемам и другие особенности. Одновременно можно отметить характерные физиологические сдвиги пубертатного периода: усиленную и несбалансированную гормональную активность, неустойчивость нервной системы, восприимчивость к различным заболеваниям, включая психические и наркологические расстройства. Постоянно подчеркивается, что взрослым необходимо уметь обращаться к характерному для подростков чувству взрослости, поддерживать у подростков стремление самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

К особенностям подросткового периода, которые являются группой факторов риска в формировании аддиктивного поведения относят:

- повышенный эгоцентризм;

- тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;

- амбивалентность и парадоксальность характера;

- стремление к неизвестному, рискованному;

- обостренная страсть к взрослению;

- стремление к независимости и отрыву от семьи;

- незрелость нравственных убеждений;

- болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность;

- склонность преувеличивать степень сложности проблем;

- негативная или несформированная Я-концепция;

- гипертрофированные поведенческие реакции: эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные, детские (отказ от контактов, игр, пищи, имитация, компенсация и гиперкомпенсация) и др.

 

При обсуждении отрицательного влияния на организм разовых, однократных приемов ПАВ, целесообразно рассмотреть мотивацию единичных случаев употребления несовершеннолетними ПАВ, что, как правило, связано с влиянием компании сверстников либо со стремлением изменить свое душевное состояние, например, вызвать у себя повышенное настроение. В беседах следует обращать внимание на то, что спровоцированное алкоголем или наркотиком (токсическим веществом) повышение настроения обязательно сопровождается заметными нарушениями мышления, внимания, утратой критичности поведения. Кроме того, всякая стимуляция положительных эмоций неизбежно влечет за собой последующее снижение настроения, сопровождающееся понижением жизненного тонуса, падением работоспособности (эффект маятника). Существенно в беседах раскрывать опасность даже однократного приема алкоголя или иного ПАВ, могущего привести к передозировке, требующей неотложных лечебных мер, а в некоторых случаях заканчивающейся смертельным исходом.

При проведении беседы особое внимание следует уделять токсическому влиянию ПАВ на головной мозг. Поскольку для части подростков одним из мотивов употребления ПАВ является снятие «внутреннего напряжения», такой эффект ПАВ надо прокомментировать. Состояние внутреннего напряжения, тревожность свойственны определенной части детей и подростков и обычно отражают наличие внутреннего психологического конфликта. Психоактивные вещества, обладая расслабляющими свойствами, способны в ряде случаев приносить временное облегчение, за которое в последующем человек расплачивается еще большим углублением внутреннего конфликта. Привычка снимать напряжение алкоголем или наркотическим средством препятствует формированию навыков разрешения психологических конфликтов адекватными способами и несет опасность возникновения пристрастия к ПАВ.

При обсуждении отрицательного влияния на организм систематического употребления ПАВ, следует говорить о формах поведения подростков, наиболее опасных с точки зрения формирования зависимости от ПАВ (учащение приемов, увеличение доз, учащение выраженных опьянений и др.). Следует подчеркивать, что на начальных этапах своего развития алкоголизм или наркомания (токсикомания) проявляются, скрыто, их признаки незаметны или не выражены. В популярной форме можно рассказывать о таких тяжелых проявлениях зависимости от ПАВ, как о синдроме зависимости, судорожных припадках, расстройствах личности и психозах.

Важную часть лекции-беседы рекомендуется посвящать описаниям поражения различных органов и систем при систематическом употреблении ПАВ (печени, поджелудочной железы, сердца, почек, сексуальной сферы и других). Необходимо особо подчеркивать особенности формирования наркологических заболеваний в детском и подростковом возрасте: укороченные сроки формирования их основных проявлений, задержанное умственное и физическое развитие, ухудшение состояния здоровья, особенно тяжелые социальные последствия.

Отметить связанные с приемом ПАВ, отрицательные последствия: снижение успехов в учебе, угасание интереса к спорту, крушение планов, касающихся различных целей.

При этом можно подчеркивать характеристику типичной для зависимости от ПАВ цепочки последствий для служебной карьеры: снижение качества работы,  вынужденные смены мест работы - увольнения по соответствующим статьям трудового кодекса - деквалификация и потеря работы, вплоть до инвалидности.

Дается характеристика влияния ПАВ на взаимоотношения несовершеннолетних с родителями и другими родственниками, а также приятелями и приятельницами, не разделяющими их склонности к употреблению алкоголя и наркотиков (токсических веществ). Можно приводить примеры утраты подростками, склонными к приему ПАВ, интересов и увлечений, прежде заполнявших их досуг; можно анализировать влияние асоциальных компаний сверстников, складывающихся по месту жительства, возможности противостоять влиянию таких компаний.

В беседе следует определенное место отводить обсуждению неблагоприятной роли, которую сыграет употребление ПАВ в будущей семейной жизни подростка. При этом можно дать характеристику нарушений эмоциональной, воспитательной функций семьи, показать нарастающие в семье наркомана процессы дезорганизации семьи: одинокий, неустроенный образ жизни потребителей ПАВ. Здесь же можно давать информацию о законодательстве, направленном на охрану прав семьи от одного из ее членов, употребляющего ПАВ.

При обсуждении («Правовые последствия приема ПАВ») родителей следует информировать о таких возможных правовых мерах, как задержание подростка за употребление алкоголя и других ПАВ в общественных местах, доставление таких несовершеннолетних, особенно в случаях выраженного опьянения, в отделение милиции. Одновременно можно дать представление о принципах проведения экспертизы алкогольного и наркотического опьянения, о праве на увольнения с работы в случаях злоупотребления ПАВ, об ограничении дееспособности, направлении на принудительное лечение.

При рассмотрении («Методы профилактики приема ПАВ и лечения зависимости от них») до сведения родителей доводится информация о возможностях получения детьми и подростками, столкнувшимися с наркотиками, профилактической и реабилитационной помощи в случае возникновения наркологических проблем. Предлагается давать характеристику учреждений наркологической и другой медицинской помощи, находящихся в районе проживания, и существующих методов профилактики, лечения и реабилитации. Родители должны также информироваться об общественных организациях, оказывающих помощь лицам, склонным к употреблению ПАВ.

При проведении бесед по данной тематике всегда необходимо формировать представления об эффективности своевременно предпринятого лечения.

В лекциях для родителей необходимо также рассмотреть способы и возможности диагностики наркомании и токсикомании, причем не столько сформировавшейся болезни, сколько начальных ее проявлений. Следует обратить их внимание на изменение внешнего вида подростка, употребляющего наркотики, его поведения, характера, привычек, общения, круга знакомых, среди которых появляются наркоманы, и др.

В заключение данного раздела отметим, что при подготовке и проведении информационного проекта важно учитывать, что:

1) его длительность должна составлять не более одного академического часа;

2) обязательной является «обратная связь» с аудиторией. Чем большую долю времени занимает свободная дискуссия и чем меньшую – изложение специалистом заранее подготовленного материала, - тем выше эффект.

Вообще отступление от рутинных форм лекций-бесед позволяет глубже воздействие. К таким более эффективным типам мероприятий относятся «круглые столы», семинары, цикл встреч, вечера вопросов и ответов.

Качество педагогического, психологического и правового просвещения родителей зависит:

·        от актуальности выбранных тем,

·        уровня организации и ведения встреч (приглашение на информационные проекты с родителями авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков и т.д.),

·        использования мультимедийных технологий.

 

Заключение

Семья, родители, микросоциальное окружение - это очень важный участник профилактического процесса. Конфликтные ситуации, непонимание между детьми и родителями могут явиться причиной возникновения зависимостей у детей - употребления алкоголя, наркотических веществ.

Работа с семьей должна быть направлена на формирование ее ресурсов, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения.

Для решения проблем по предупреждению потребления детьми и членами их семей психоактивных веществ необходимо в первую очередь:

·        повысить психологическую, педагогическую, валеологическую компетентность широких слоев населения, семьи;

·        активизировать государственный механизм, ориентированный на выгоду создания здоровой семьи,

·        развивать социально-поддерживающую инфраструктуру, включающую семью в микросоциальное окружение ребенка.

На наш взгляд, в профилактической работе с родительской общественностью первостепенное значение имеют социальные и социокультурные меры.

Иными словами меры профилактической работы с родителями должны быть направлены на повышение их психолого-педагогической компетентности, правовой культуры, формирование ресурсов и навыков преодоления стрессовых ситуаций, на устранение факторов риска развития социально-психологической дезадаптации и психологическую поддержку семей, входящих в группу риска.

Успешное решение задач воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Эффективным сотрудничество институтов государственной власти, педагогической и родительской общественности будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды.

Важным итогом системной, комплексной и многоаспектной профилактической антинаркотической работы становится то, что в профилактическом процессе значительную роль начинают играть родители учащихся, что позволяет активизировать внутренний воспитательный потенциал семьи.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».