13.12.2021
06.05.2022
Пользователями сети «Интернет» активно распространяется
информация о ходе специальной военной операции в Донбассе, объявленной
президентом РФ 24.02.2022, в том числе информация, не соответствующая
действительности.
Использование
термина «война» при распространении информации о ходе специальной военной
операции является необоснованным.
Обращаю внимание, что Федеральным законом от
04.03.2022 № 32-ФЗ введена статья 207.3 Уголовного кодекса РФ,
предусматривающая уголовную ответственность за публичное распространение под
видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об
использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов
Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и
безопасности, а равно содержащей данные об исполнении государственными органами
Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской
Федерации.
Федеральным законом от 04.03.2022 № 31-ФЗ введены
статьи 20.3.3 и 20.3.4 Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях, предусматривающие административную ответственность за публичные
действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил
Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее
граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные
призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации
в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения
государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами
территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не
содержат признаков уголовно наказуемого деяния (а именно признаков состава
преступления, предусмотренного ст. 280.3 УК РФ), а также административную
ответственность за призывы к осуществлению иностранным государством,
государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным
(межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного
объединения и (или) союза мер ограничительного характера, выражающихся во
введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении
Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических
лиц, совершенные гражданином Российской Федерации и (или) российским
юридическим лицом, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого
деяния (а именно признаков состава преступления, предусмотренного ст. 284.2 УК
РФ).
С 27 апреля 2022 введена ответственность за нарушение
запретов по распространению информации, касающейся роли СССР во Второй мировой
войне, а именно за публичное отождествление целей, решений и действий
руководства, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и
действиями руководства, командования и военнослужащих нацистской Германии и
европейских стран оси, а также отрицание решающей роли советского народа в
разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран
Европы (ст. 13.48 КоАП РФ).
Кроме того, действующим законодательством
предусмотрена ответственность за экстремистскую деятельность, под которой среди
прочего понимается насильственное изменение основ конституционного строя и
(или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичное
оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, возбуждение
социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда
исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его
социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или
отношения к религии, воспрепятствование законной деятельности государственных
органов, органов местного самоуправления, соединенное с насилием либо угрозой
его применения, использование нацистской атрибутики или символики, либо
атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до
степени смешения (ст.ст. 280, 282, 282.1 УК РФ, ст.ст. 13,37, 20.3, 20.29 КоАП
РФ).
Прокуратура г. Краснотурьинска
29.04.2022
В наше время интернет прочно вошел в жизнь человека, и
вопросы психологической и нравственной безопасности становятся всё более
актуальны, особенно когда пользователями сети становятся дети.
Публикуя информацию о себе, вступая в переписки с
незнакомыми людьми, просматривая запрещенный контент, дети подвергаются риску стать
жертвой преступлений.
Кроме того, бесконтрольная активность в интернете
негативно сказывается на развитии детей, игры вызывают зависимость, просмотр
сцен жестокости, насилия, а также сайтов, несоответствующих возрастной
категории, увеличивают вероятность деструктивного, асоциального поведения,
проявления суицидального настроения.
Наивность детей делает их особенно уязвимыми перед
киберпреступностью, а также совершением в отношении них преступлений против
половой неприкосновенности.
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о
детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Аналогичное положение также содержится в ст. 63
Семейного кодекса РФ, которая при этом закрепляет обязанность родителей
заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном
развитии своих детей, а также предусматривает ответственность родителей за
воспитание и развитие своих детей.
Информационная безопасность детей - состояние
защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением
информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному,
нравственному развитию (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
Защита ребенка от информации включает защиту от
пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному
развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от
рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей
продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного
неравенства, от информации порнографического характера, информации,
пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, насилие и жестокость,
наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Со стороны родителей защита детей от информации должна
среди прочего выражаться в воздержании от совместного просмотра с детьми
кинопродукции, несоответствующей возрастным ограничениям, а значит, содержащей
вредные для ребенка факторы, которые не всегда могут быть распознаны законными
представителями из-за отсутствия специальных познаний в области психологии.
Способность информации формировать у ребенка
бессознательные потребности, ценностные ориентации, убеждения и предпочтения
требует особого внимания со стороны законных представителей несовершеннолетних.
Защита от деструктивного информационного воздействия, в
первую очередь должна осуществляться именно родителями, которые имеют
возможность определять, как продолжительность и периодичность использования
детьми интернета, так и качество просматриваемого ими контента, основываясь на
запретах и ограничениях, а также родительском авторитете.
Бездействие родителей в данной сфере может
трактоваться как противоправное деяние, допуск либо равнодушное отношение к
потреблению информационной продукции, не соответствующей возрасту ребенка, самоустранение
от заботы о его психическом и нравственном развитии.
Российским законодательством предусматриваются
различные виды юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанностей по воспитанию детей (гражданско-правовая (ст. 69, 73 СК
РФ), административная (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях), уголовная (ст. 156, 125 Уголовного кодекса
Российской Федерации).
Основания для привлечения родителей к административной
ответственности за неисполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию
детей, предусмотренной ст. 5.35 КоАП РФ, могут быть применимы и в случае
действий или бездействия родителей или лиц, их заменяющих, выраженных в
неисполнении или ненадлежащем исполнении ими обязанностей по обеспечению
информационной безопасности детей в форме недостаточной заботы об их здоровье и
развитии при потреблении информационной продукции, допуска к потреблению
информационной продукции, не соответствующей их возрасту, допущению нахождения ребенка
в месте распространения или демонстрации информационной продукции, способной
причинить вред, что можно квалифицировать как оставление ребенка в опасном для здоровья
и нормального развития состоянии, лишенного возможности самостоятельно критически
оценить полученную информацию.
Таким образом, обращаю внимание законных
представителей, о наличии в административной практике Свердловской области
случаев привлечения родителей к ответственности, предусмотренной ст. 5.35 КоАП
РФ, за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, выразившееся в
неосуществлении в полной мере обязанностей по воспитанию, присмотру и контролю
за времяпрепровождением несовершеннолетних детей, зарегистрировавшихся в
социальных сетях, имеющих возрастные ограничения, выкладывающих фотографии
интимного характера, в результате чего ставших жертвами преступлений против
половой неприкосновенности.
Забота об информационной безопасности детей, их
здоровье, психическом и нравственном развитии является общей задачей
государства, общества и в первую очередь родителей, которая требуют особого
внимания и бдительности.
Прокуратура г. Краснотурьинска