ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую
значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании,
необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми
требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка
важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А
для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации
необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся
функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей
умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и
зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления
данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к
общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации
перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с
основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций
в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности
обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его
исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой
информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность
и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательнометодические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность»,
«Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой
для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации,
представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа
данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с
данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать,
аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами,
2
вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и
процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей
и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое
значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными
моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При
изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления
вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами,
вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В
учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых
характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и
основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для
решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят
разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы
комбинаторики», «Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе
– 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
3
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение
и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных
процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация
данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и
наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль
маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и
игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин.
Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь).
Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
8 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество,
объединение,
элемент
пересечение,
переместительное,
множества,
подмножество.
дополнение.
сочетательное,
Свойства
распределительное,
Операции
операций
над
над
включения.
множествами:
множествами:
Использование
графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при
решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых
наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий.
Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между
маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины,
связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью
графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий.
Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило
4
умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач
на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.
9 КЛАСС
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных.
Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля.
Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из
отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний
Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и
дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения
величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в
серии испытаний Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и
значение закона больших чисел в природе и обществе.
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ВЕРОЯТНОСТЬ
И
СТАТИСТИКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и
статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к
использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений,
процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению
этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием
важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической
направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений,
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в
искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием
математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости
для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как
6
средством
познания
мира,
овладением
простейшими
навыками
исследовательской
деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения
здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием
своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов,
понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий,
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
7
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать
собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать
искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта,
зависимостей объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённог о
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов,
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
8
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных
текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный
результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат
работы, обобщать мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с
другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
9
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать
оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные
в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам
значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах,
на диаграммах, графиках.
Использовать
для
описания
данных
статистические
характеристики:
среднее
арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин,
антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.
К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм,
графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер
рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам
измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных
событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы
Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств,
применять свойства множеств.
10
Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания
процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в
виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием
комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том
числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами
проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с
равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в
сериях испытаний Бернулли.
Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в
случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.
Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе по вероятности
и статистики.
11
Рабочая программа воспитания МАОУ «СОШ №24» реализуется в том числе и через
использование воспитательного потенциала уроков вероятности и статистики. Эта работа
осуществляется в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила
общения
со
старшими
(педагогическими
работниками)
и
сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания
обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий
через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности — обращение внимания на ярких деятелей
культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они
внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на
мотивы их поступков; — использование на уроках информации, затрагивающей важные
социальные, нравственные, этические вопросы
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у
обучающихся
российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям художественной литературы и
искусства.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания.
12
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся
приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного
выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы
Количество часов
Всего
1
Представление данных
7
2
Описательная статистика
9
3
Случайная изменчивость
6
4
Введение в теорию графов
4
5
6
Вероятность и частота случайного
события
Обобщение, систематизация знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
5
Контрольные
Практические
работы
работы
2
1
1
1
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
Библиотека ЦОК
3
34
Электронные (цифровые)
https://m.edsoo.ru/7f415fdc
2
5
14
8 КЛАСС
№ п/п
1
2
Наименование разделов и тем
программы
Повторение курса 7 класса
Описательная статистика.
Рассеивание данных
Количество часов
Всего
4
4
Вероятность случайного события
6
5
Введение в теорию графов
4
6
Случайные события
8
знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
работы
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
Библиотека ЦОК
4
Множества
Обобщение, систематизация
Практические
4
3
7
Контрольные
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
4
2
34
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417fb2
1
15
9 КЛАСС
Количество часов
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы
Всего
Электронные
Контрольные
Практические
работы
работы
Повторение курса 8 класса
4
2
Элементы комбинаторики
4
3
Геометрическая вероятность
4
4
Испытания Бернулли
6
5
Случайная величина
6
6
Обобщение, контроль
10
1
34
1
ПРОГРАММЕ
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
(цифровые)
https://m.edsoo.ru/7f41a302
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a302
2
16
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
Тема урока
Всего
Из них
Из них
Электронные цифровые
контрольных
практических
образовательные ресурсы
работ
работ
Раздел 1. Представление данных
1
2
3
4
5
6
Представление данных в таблицах
Практические вычисления по табличным
данным
Извлечение и интерпретация табличных
данных
Практическая работа "Таблицы"
Графическое представление данных в виде
круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм
Чтение и построение диаграмм. Примеры
демографических диаграмм
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863ec1f8
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863ec324
Библиотека ЦОК
1
1
1
1
https://m.edsoo.ru/863ec78e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed18e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed602
17
7
Практическая работа "Диаграммы"
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed72e
Раздел 2. Описательная статистика
8
Числовые наборы. Среднее арифметическое
1
9
Числовые наборы. Среднее арифметическое
1
10
11
12
13
14
15
Медиана числового набора. Устойчивость
медианы
Медиана числового набора. Устойчивость
медианы
Практическая работа "Средние значения"
Наибольшее и наименьшее значения числового
набора. Размах
Наибольшее и наименьшее значения числового
набора. Размах
Наибольшее и наименьшее значения числового
набора. Размах
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed846
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ed846
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863edb3e
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863edc6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee07a
1
1
18
Контрольная работа по темам
16
"Представление данных. Описательная
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863ee390
статистика"
Раздел 3. Случайная изменчивость
17
Случайная изменчивость (примеры)
1
18
Частота значений в массиве данных
1
19
Группировка
1
20
Гистограммы
1
21
Гистограммы
1
22
Практическая работа "Случайная
1
изменчивость"
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee4bc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee69c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ee9d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eee1c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eecc8
Раздел 4. Введение в теорию графов
23
24
Граф, вершина, ребро. Представление задачи с
помощью графа
Степень (валентность) вершины. Число рёбер и
суммарная степень вершин. Цепь и цикл
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863eef52
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef0ba
19
25
26
Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о
связности графа
Представление об ориентированных графах
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863ef236
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863ef3b2
Раздел 5. Вероятность и частота случайного события
27
Случайный опыт и случайное событие
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863ef4d4
Вероятность и частота события. Роль
28
маловероятных и практически достоверных
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863ef646
событий в природе и в обществе
29
30
Монета и игральная кость в теории
вероятностей
Практическая работа "Частота выпадения
орла"
1
1
1
Контрольная работа по темам "Случайная
31
изменчивость. Графы. Вероятность
1
1
случайного события"
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ef8a8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0186
Раздел 6. Обобщение, систематизация знаний
32
Повторение, обобщение. Представление
данных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863efa24
20
33
34
Повторение, обобщение. Описательная
статистика
Повторение, обобщение. Вероятность
случайного события
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863efbaa
Библиотека ЦОК
1
34
https://m.edsoo.ru/863efec0
2
5
21
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Из них
Из них
Электронные цифровые
контрольных
практических
образовательные ресурсы
работ
работ
Раздел 1. Повторение курса 7 класса
1
2
3
4
Представление данных. Описательная
статистика
Случайная изменчивость. Средние числового
набора
Случайные события. Вероятности и частоты
Классические модели теории вероятностей:
монета и игральная кость
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f029e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f03fc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0578
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f076c
Раздел 2. Описательная статистика. Рассеивание данных
5
Отклонения
1
6
Дисперсия числового набора
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0a50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0a50
22
7
Стандартное отклонение числового набора
1
8
Диаграммы рассеивания
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0bfe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f0ea6
Раздел 3. Множества
9
10
Множество, подмножество
Библиотека ЦОК
1
Операции над множествами: объединение,
пересечение, дополнение
https://m.edsoo.ru/863f1180
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863f143c
Свойства операций над множествами:
11
переместительное, сочетательное,
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863f1784
распределительное, включения
12
13
Графическое представление множеств
Контрольная работа по темам
1
"Статистика. Множества"
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863f198c
1
Раздел 4. Вероятность случайного события
14
15
Элементарные события. Случайные события
Благоприятствующие элементарные события.
Вероятности событий
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1dec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f1dec
23
16
17
18
Благоприятствующие элементарные события.
Вероятности событий
Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор
Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863f1f72
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863f21ca
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863f21ca
Практическая работа "Опыты с
19
равновозможными элементарными
1
событиями"
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f235a
Раздел 5. Введение в теорию графов
20
Дерево
1
Свойства дерева: единственность пути,
21
существование висячей вершины, связь
1
между числом вершин и числом рёбер
22
Правило умножения
1
23
Правило умножения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2a4e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2bac
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2cd8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2e36
Раздел 6. Случайные события
24
24
25
26
27
28
29
30
31
Противоположное событие
1
Диаграмма Эйлера. Объединение и
пересечение событий
Несовместные события. Формула сложения
вероятностей
Несовместные события. Формула сложения
вероятностей
Правило умножения вероятностей. Условная
вероятность. Независимые события
Правило умножения вероятностей. Условная
вероятность. Независимые события
Представление случайного эксперимента в
виде дерева
Представление случайного эксперимента в
виде дерева
1
1
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f2f8a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3214
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3372
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3764
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f38ae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3b06
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3cbe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f3f20
Раздел 7. Обобщение, систематизация знаний
32
33
Повторение, обобщение. Представление
данных. Описательная статистика
Повторение, обобщение. Графы
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4128
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4312
25
Контрольная работа по темам
34
"Случайные события. Вероятность.
1
1
34
2
Графы"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
26
9 КЛАСС
Количество часов
№
Тема урока
Всего
Из них
Из них
Электронные цифровые
контрольных
практических
образовательные ресурсы
работ
работ
Раздел 1. Повторение курса 8 класса
1
Представление данных
1
2
Описательная статистика
1
3
Операции над событиями
1
4
Независимость событий
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f47ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f47ea
Раздел 2. Элементы комбинаторики
5
6
7
Комбинаторное правило умножения
Перестановки. Факториал. Сочетания и
число сочетаний
Треугольник Паскаля
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4e16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f4e16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5014
27
Практическая работа "Вычисление
8
вероятностей с использованием
1
комбинаторных функций
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5208
электронных таблиц"
Раздел 3. Геометрическая вероятность
Геометрическая вероятность.
9
Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка, из дуги
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5884
окружности
Геометрическая вероятность.
10
Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка, из дуги
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5a50
окружности
Геометрическая вероятность.
11
Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка, из дуги
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5bfe
окружности
Геометрическая вероятность.
12
Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка, из дуги
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f5e10
окружности
Раздел 4. Испытания Бернулли
28
13
14
15
16
17
18
Испытание. Успех и неудача. Серия
Библиотека ЦОК
1
испытаний до первого успеха
Испытание. Успех и неудача. Серия
https://m.edsoo.ru/863f6162
Библиотека ЦОК
1
испытаний до первого успеха
Испытание. Успех и неудача. Серия
https://m.edsoo.ru/863f6356
1
испытаний до первого успеха
Испытания Бернулли. Вероятности
событий в серии испытаний Бернулли
Испытания Бернулли. Вероятности
событий в серии испытаний Бернулли
Практическая работа "Испытания
https://m.edsoo.ru/863f64d2
Библиотека ЦОК
1
1
Бернулли"
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863f6680
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f67de
Раздел 5. Случайная величина
19
20
Случайная величина и распределение
вероятностей
Математическое ожидание и дисперсия
случайной величины
1
1
Примеры математического ожидания
21
как теоретического среднего значения
величины
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6b44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6da6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f6f86
29
22
23
24
Понятие о законе больших чисел
1
Измерение вероятностей с помощью
1
частот
Применение закона больших чисел
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f72c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7652
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7116
Раздел 6. Обобщение, контроль
25
26
Обобщение, систематизация знаний.
Представление данных
Обобщение, систематизация знаний.
Описательная статистика
1
Представление данных. Описательная
1
статистика
28
Обобщение, систематизация знаний.
Вероятность случайного события
1
Обобщение, систематизация знаний.
29
Вероятность случайного события.
1
Элементы комбинаторики
30
Обобщение, систематизация знаний.
Элементы комбинаторики
https://m.edsoo.ru/863f783c
1
Обобщение, систематизация знаний.
27
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f893a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7a4e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7c9c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863f7e54
30
Обобщение, систематизация знаний.
31
Элементы комбинаторики. Случайные
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/863f8408
величины и распределения
32
Обобщение, систематизация знаний.
Случайные величины и распределения
33
Итоговая контрольная работа
1
34
Обобщение, систематизация знаний
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
1
34
https://m.edsoo.ru/863f861a
Библиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/863f8b56
2
31
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
7 КЛАСС
№
1
Тема контрольной работы
Контрольная
работа
по
"Представление
темам
Форма
Время
проведения
проведения
КР
40 минут
данных.
Проверяемые умения
Читать информацию, представленную в таблицах,
на диаграммах, представлять данные в виде
Описательная статистика"
таблиц,
строить
диаграммы
(столбиковые
(столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать
и
интерпретировать
реальные
числовые данные, представленные в таблицах, на
диаграммах,
графиках.
Использовать
для
описания данных статистические характеристики:
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и
наименьшее значения, размах.
2
Контрольная
работа
по
темам
КР
40 минут
Иметь представление о случайной изменчивости
"Случайная изменчивость. Графы.
на
примерах
цен,
Вероятность случайного события"
антропометрических
физических
данных,
величин,
иметь
представление о статистической устойчивости
32
8 КЛАСС
№
1
Тема контрольной работы
Контрольная
работа
"Статистика. Множества"
по
темам
Форма
Время
проведения
проведения
КР
40 минут
Проверяемые умения
Извлекать
и
преобразовывать
представленную
в
виде
информацию,
таблиц,
диаграмм,
графиков, представлять данные в виде таблиц,
диаграмм,
графиков.
Описывать
данные
с
помощью статистических показателей: средних
значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и
стандартное
отклонение).
Находить
частоты
числовых значений и частоты событий, в том
числе по результатам измерений и наблюдений.
Оперировать
понятиями:
подмножество;
выполнять
множествами:
объединение,
множество,
операции
над
пересечение,
дополнение; перечислять элементы множеств,
применять свойства множеств. Использовать
графическое представление множеств и связей
между ними для описания процессов и явлений, в
том числе при решении задач из других учебных
предметов и курсов.
33
2
Контрольная
работа
по
темам
Находить вероятности случайных событий в
"Случайные события. Вероятность.
опытах, зная вероятности элементарных событий,
Графы"
в том числе в опытах с равновозможными
элементарными
событиями.
графические
модели:
эксперимента,
диаграммы
Использовать
дерево
случайного
Эйлера,
числовая
прямая.
9 КЛАСС
№
1
Тема контрольной работы
Итоговая контрольная работа
Форма
Время
проведения
проведения
КР
40 минут
Проверяемые умения
Извлекать и преобразовывать информацию,
представленную в различных источниках в
виде
таблиц,
диаграмм,
графиков,
представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
графиков. Решать задачи организованным
перебором
вариантов,
а
также
с
использованием комбинаторных правил и
методов.
Использовать
характеристики
для
описательные
массивов
числовых
данных, в том числе средние значения и меры
34
рассеивания. Находить частоты значений и
частоты события, в том числе пользуясь
результатами
проведённых
наблюдений.
измерений
Находить
и
вероятности
случайных событий в изученных опытах, в том
числе
в
опытах
элементарными
с
равновозможными
событиями,
в
сериях
испытаний до первого успеха, в сериях
испытаний Бернулли. Иметь представление о
случайной
величине
и
о
распределении
вероятностей. Иметь представление о законе
больших
чисел
как
о
проявлении
закономерности в случайной изменчивости и о
роли закона больших чисел в природе и
обществе.
35
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7 КЛАСС
Код
проверяем
Проверяемые предметные результаты освоения основной
ого
образовательной программы основного общего образования
результата
5
Вероятность и статистика
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах,
5.1
представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые
(столбчатые) и круговые) по массивам значений
5.2
Описывать
и
интерпретировать
реальные
числовые
данные,
представленные в таблицах, на диаграммах, графиках
Использовать для описания данных статистические характеристики:
5.3
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее
значения, размах
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен,
5.4
физических
величин,
антропометрических
данных,
иметь
представление о статистической устойчивости
8 КЛАСС
Код
проверяем
Проверяемые предметные результаты освоения основной
ого
образовательной программы основного общего образования
результата
5
Вероятность и статистика
36
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде
5.1
таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц,
диаграмм, графиков
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних
5.2
значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное
отклонение)
5.3
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том
числе по результатам измерений и наблюдений
Находить
5.4
вероятности
случайных
событий
в
опытах,
зная
вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с
равновозможными элементарными событиями
5.5
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая
Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять
5.6
операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение;
перечислять элементы множеств, применять свойства множеств
Использовать графическое представление множеств и связей между
5.7
ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении
задач из других учебных предметов и курсов
9 КЛАСС
Код
проверяем
Проверяемые предметные результаты освоения основной
ого
образовательной программы основного общего образования
результата
5
Вероятность и статистика
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в
5.1
различных источниках в
виде таблиц, диаграмм, графиков,
представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков
37
5.2
5.3
5.4
Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с
использованием комбинаторных правил и методов
Использовать описательные характеристики для массивов числовых
данных, в том числе средние значения и меры рассеивания
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь
результатами проведённых измерений и наблюдений
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том
5.5
числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в
сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли
5.6
Иметь представление о случайной величине и о распределении
вероятностей
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении
5.7
закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших
чисел в природе и обществе
38
ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
7 КЛАСС
Код
Проверяемый элемент содержания
5
Вероятность и статистика
Представление
данных
в
виде
таблиц,
диаграмм,
графиков.
Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых
5.1
(столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов.
Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и
интерпретация данных
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах,
5.2
наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных.
Примеры случайной изменчивости
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и
5.3
частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в
природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории
вероятностей
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная
5.4
степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы.
Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об
ориентированном графе. Решение задач с помощью графов
8 КЛАСС
Код
Проверяемый элемент содержания
5
5.1
5.2
Вероятность и статистика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение
39
5.3
5.4
5.5
Свойства
операций
над
множествами:
переместительное,
сочетательное, распределительное, включения
Использование графического представления множеств для описания
реальных процессов и явлений, при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение
числовых наборов. Диаграмма рассеивания
Элементарные события случайного опыта. Случайные события.
5.6
Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и
практически достоверными событиями в природе, обществе и науке
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование
5.7
висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.
Правило умножения. Решение задач с помощью графов
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и
5.8
пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения
вероятностей
5.9
Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события
Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на
5.10
нахождение
вероятностей
с
помощью
дерева
случайного
эксперимента, диаграмм Эйлера
9 КЛАСС
Код
5
Проверяемый элемент содержания
Вероятность и статистика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация
5.1
данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным
данным
5.2
Перестановки и факториал
5.3
Сочетания и число сочетаний
40
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка и из дуги окружности
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха
Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний
Бернулли
Случайная величина и распределение вероятностей
Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического
ожидания как теоретического среднего значения величины
Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число
успехов в серии испытаний Бернулли»
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью
частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе
41
ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Код
Проверяемые требования к предметным результатам освоения
проверяемог
основной образовательной программы основного общего
о требования
образования на основе ФГОС
Умение оперировать понятиями: множество, подмножество, операции
над множествами; умение оперировать понятиями: граф, связный граф,
1
дерево, цикл, применять их при решении задач; умение использовать
графическое представление множеств для описания реальных процессов
и явлений, при решении задач из других учебных предметов
Умение оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема,
2
доказательство;
умение
высказывания,
приводить
распознавать
примеры
и
истинные
и
контрпримеры,
ложные
строить
высказывания и отрицания высказываний
Умение оперировать понятиями: натуральное число, простое и
составное число, делимость натуральных чисел, признаки делимости,
целое число, модуль числа, обыкновенная дробь и десятичная дробь,
3
стандартный вид числа, рациональное число, иррациональное число,
арифметический квадратный корень; умение выполнять действия с
числами, сравнивать и упорядочивать числа, представлять числа на
координатной прямой, округлять числа; умение делать прикидку и
оценку результата вычислений
Умение оперировать понятиями: степень с целым показателем,
арифметический квадратный корень, многочлен, алгебраическая дробь,
тождество; знакомство с корнем натуральной степени больше единицы;
4
умение выполнять расчёты по формулам, преобразования целых,
дробно-рациональных выражений и выражений с корнями, разложение
многочлена на множители, в том числе с использованием формул
разности квадратов и квадрата суммы и разности
42
Умение оперировать понятиями: числовое равенство, уравнение с одной
переменной, числовое неравенство, неравенство с переменной; умение
решать линейные и квадратные уравнения, дробно-рациональные
уравнения с одной переменной, системы двух линейных уравнений,
5
линейные
неравенства
и
их
системы,
квадратные
и
дробно-
рациональные неравенства с одной переменной, в том числе при
решении задач из других предметов и практических задач; умение
использовать координатную прямую и координатную плоскость для
изображения решений уравнений, неравенств и систем
Умение оперировать понятиями: функция, график функции, нули
функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания,
убывания, наибольшее и наименьшее значения функции; умение
оперировать
6
функция,
понятиями:
квадратичная
прямая
функция,
пропорциональность,
обратная
линейная
пропорциональность,
парабола, гипербола; умение строить графики функций, использовать
графики для определения свойств процессов и зависимостей, для
решения задач из других учебных предметов и реальной жизни; умение
выражать формулами зависимости между величинами
Умение оперировать понятиями: последовательность, арифметическая
7
и
геометрическая
прогрессии;
умение
использовать
свойства
последовательностей, формулы суммы и общего члена при решении
задач, в том числе задач из других учебных предметов и реальной жизни
Умение решать задачи разных типов (в том числе на проценты, доли и
части, движение, работу, цену товаров и стоимость покупок и услуг,
8
налоги, задачи из области управления личными и семейными
финансами); умение составлять выражения, уравнения, неравенства и
системы по условию задачи, исследовать полученное решение и
оценивать правдоподобность полученных результатов
Умение оперировать понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч,
ломаная,
9
угол, многоугольник, треугольник, равнобедренный
и
равносторонний треугольники, прямоугольный треугольник, медиана,
биссектриса и высота треугольника, четырёхугольник, параллелограмм,
ромб,
прямоугольник,
квадрат,
трапеция;
окружность,
круг,
43
касательная; знакомство с пространственными фигурами; умение
решать задачи, в том числе из повседневной жизни, на нахождение
геометрических величин с применением изученных свойств фигур и
фактов
Умение
оперировать
понятиями:
равенство
фигур,
равенство
треугольников; параллельность и перпендикулярность прямых, угол
10
между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур,
подобные треугольники, симметрия относительно точки и прямой;
умение распознавать равенство, симметрию и подобие фигур,
параллельность и перпендикулярность прямых в окружающем мире
Умение оперировать понятиями: длина, расстояние, угол (величина
угла, синус и косинус угла треугольника), площадь; умение оценивать
размеры предметов и объектов в окружающем мире; умение применять
11
формулы периметра и площади многоугольников, длины окружности и
площади круга, объема прямоугольного параллелепипеда; умение
применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов
треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения
для вычисления длин, расстояний, площадей
Умение
12
изображать
пространственные
плоские
фигуры
от
фигуры
руки,
с
и
их
помощью
комбинации,
чертёжных
инструментов и электронных средств по текстовому или символьному
описанию
Умение оперировать понятиями: прямоугольная система координат;
координаты точки, вектор, сумма векторов, произведение вектора на
13
число, скалярное произведение векторов; умение использовать векторы
и координаты для представления данных и решения задач, в том числе
из других учебных предметов и реальной жизни
Умение оперировать понятиями: столбиковые и круговые диаграммы,
таблицы, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее
14
значения,
размах
числового
набора;
умение
извлекать,
интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в
таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики
44
реальных процессов и явлений; умение распознавать изменчивые
величины в окружающем мире
Умение
оперировать
понятиями:
случайный
опыт
(случайный
эксперимент), элементарное событие (элементарный исход) случайного
опыта, случайное событие, вероятность события; умение находить
вероятности случайных событий в опытах с равновозможными
элементарными
15
событиями;
умение
решать
задачи
методом
организованного перебора и с использованием правила умножения;
умение оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать
роль
практически
достоверных
и
маловероятных
событий
в
окружающем мире и в жизни; знакомство с понятием независимых
событий; знакомство с законом больших чисел и его ролью в массовых
явлениях
Умение выбирать подходящий изученный метод для решения задачи,
приводить примеры математических закономерностей в природе и
16
жизни, распознавать проявление законов математики в искусстве,
описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе
развития математики как науки, приводить примеры математических
открытий и их авторов в отечественной и всемирной истории
45
ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫХ НА ОГЭ ПО
МАТЕМАТИКЕ
Код
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2
2.1
2.2
Проверяемый элемент содержания
Числа и вычисления
Натуральные и целые числа. Признаки делимости целых чисел
Обыкновенные и десятичные дроби, проценты, бесконечные периодические
дроби
Рациональные числа. Арифметические операции с рациональными числами
Действительные числа. Арифметические операции с действительными
числами
Приближённые вычисления, правила
Алгебраические выражения
Буквенные выражения (выражения с переменными)
Степень с целым показателем. Степень с рациональным показателем. Свойства
степени
Многочлены
2.4
Алгебраическая дробь
3
3.1
3.2
3.3
4
оценка
результата вычислений
2.3
2.5
округления, прикидка и
Арифметический корень натуральной степени. Действия с арифметическими
корнями натуральной степени
Уравнения и неравенства
Целые и дробно-рациональные уравнения. Системы и совокупности уравнений
Целые и дробно-рациональные неравенства. Системы и совокупности
неравенств
Решение текстовых задач
Числовые последовательности
4.1
Последовательности, способы задания последовательностей
4.2
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула сложных процентов
5
Функции
46
Функция, способы задания функции. График функции. Область определения и
5.1.
множество значений функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.
Промежутки монотонности функции. Максимумы и минимумы функции.
Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке
6
Координаты на прямой и плоскости
6.1
Координатная прямая
6.2
Декартовы координаты на плоскости
7
Геометрия
7.1
Геометрические фигуры и их свойства
7.2
Треугольник
7.3
Многоугольники
7.4
Окружность и круг
7.5
Измерение геометрических величин
7.6
Векторы на плоскости
8
Вероятность и статистика
8.1
Описательная статистика
8.2
Вероятность
8.3
Комбинаторика
8.4
Множества
8.5
Графы
47
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика. Вероятность и статистик: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях
/ И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко; под ред. И.В. Ященко. – 2-е изд., Москва: Просвещение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Математика. Вероятность и статистик: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях
/ И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко; под ред. И.В. Ященко. – 2-е изд., Москва: Просвещение.
Задачник
Методическое пособие
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция ЦОР
Библиотека ЦОК
48