ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Педагог помогает обучающемуся: – в формировании его российской идентичности; – в формировании интереса к познанию; – в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других; – в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм; – в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности; – в развитии у школьников общекультурной компетентности; – в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор; – в осознании своего места в обществе; – в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей; – в формировании готовности к личностному самоопределению. Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы: 1. Указ «Об Президента утверждении Основ Российской Федерации государственной политики по от 9.11.2022 № 809 сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». 2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. №2/20). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675). 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034). 9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован12.07.2023 № 74229). 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023). 12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228). 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства и науки Российской образования Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331). 14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830). Программа может быть реализована в работе с обучающимися 5–7, 8–9 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов. Занятия по программе проводятся в формах, особенностям обучающихся и позволяющих соответствующих возрастным им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной организации, поэтому назначения и тематика и содержание должны работы обеспечить образовательной реализацию их целей. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи. Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать. Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиесярасходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть – заключительная. Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия. Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество). В заключительной части подводятся итоги занятия. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь ориентир, направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная и независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас. Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё местов обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где каждый может реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны. Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и функции – быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их. Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Российские железные дороги вносят огромный вклад в совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый всепогодный, безопасный и стратегически круглогодичный. и надёжный Развитие для пассажиров: транспортной сферы важно для будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективны и востребованы. Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами. Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.). День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны. Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовнонравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Финансовая самостоятельность и финансовая грамотность. Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем. Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухнии кулинарных традиций. Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело? С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих. День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. У России женское лицо, образ «Родины-матери». Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита материнства на государственном уровне. Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д. День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья, спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себяволевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны. Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие молодёжив законотворческом процессе. Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год. День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника. Информационные источники формируют общественное мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные средства массовой информации. День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и самореализации. Перспективы получения высшего образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический прорыв. БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира. Бизнес и технологическое предпринимательство. Экономика: от структуры хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается для успешного развития экономики России? Цифровая экономика – это деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями. Какое значение имеет использование цифровой экономики для развития страны? Механизмы цифровой экономики. Технологическое предпринимательство как особая сфера бизнеса. Значимость технологического предпринимательства для будущего страны и её технологического суверенитета. Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает ИИ. Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование. Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория развития страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная база России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики. Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию. Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития массового спорта в России. День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и самореализации. Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога междупоколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством. Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и культуру. Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий. Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков- испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и профессия человека: семейные династии врачей России. Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту? 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать. Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами. Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно -нравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; формирование ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к государственным символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуальногои общественного пространства. В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества. В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет- среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и эмоциональное состояние и других, не эмоциональное осуждая; умение состояние осознавать других, умение своё управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, поступков и оценки их возможных планирования последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление наблюдений, пути поступков и стремление совершенствовать опыта, достижения индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального соответствующих ведущей деятельности опыта, основных возраста, норм и социальных ролей, правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно, систематизировать информацию. В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивноев произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте, извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею. Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному. Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и традициях народов России и других стран. Информатика: освоение технических средств и соблюдение требований информационно-коммуникационных умения соблюдать сетевой права при работе с этикет, безопасной эксплуатации технологий; развитие базовые нормы информационной этики и приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети. История: формирование умений соотносить события истории разных стран народов с историческими периодами, событиями и региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России, определять современников исторических событий, явлений, процессов; развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; развитие умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов, устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́ е связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX – начала XXI вв.; формирование умения определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: демократических ценностей, идей гуманистических и мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов России. Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института, о характерных чертах общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества , об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего), образования в Российской о системе Федерации, об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; развитие умения характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, служение Отечеству, нормы созидательный труд, морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи экономических политических потрясений и социально- кризисов в государстве; развитие умения использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; развитие умений с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; развитие умений оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России. География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; формирование умения устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5–7 и 8–9 классы) № п/п 1 Темы занятий Образ будущего. Ко Дню знаний Количество часов 1 Виды Основное содержание деятельности Электронные ресурсы обучающихся Иметь образ будущего – значит Эвристическая иметь ориентир, направление беседа, просмотр движения, позитивный образ видеофрагментов, будущего задаёт жизни выполнение определённость и наполняет её интерактивных смыслами. заданий, работа Образ будущего страны – сильная в группах, и независимая Россия. Будущее выполнение страны зависит от каждого из нас творческих уже сейчас. заданий https://razgovor.edsoo.ru Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё место в обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где каждый может реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны. 18 Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд 2 Век информации. Информационное телеграфное Эвристическая 120 лет агентство России (ИТАР-ТАСС) – беседа, просмотр Информационному это крупнейшее мировое агентство, видеофрагментов, агентству России одна из самых цитируемых выполнение ТАСС новостных служб страны. Агентство интерактивных неоднократно меняло названия, но заданий, работа всегда неизменными оставались его в группах, государственный статус и функции – выполнение быть источником достоверной творческих информации о России для всего заданий 1 https://razgovor.edsoo.ru мира. В век информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений 3 Дорогами России 1 «Российские железные дороги» – Эвристическая крупнейшая российская компания, беседа, просмотр https://razgovor.edsoo.ru 19 с большой историей, видеофрагментов, обеспечивающая пассажирские выполнение и транспортные перевозки. интерактивных Российские железные дороги заданий, работа вносят огромный вклад в группах, в совершенствование экономики выполнение страны. Железнодорожный творческих транспорт – самый устойчивый заданий и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы стратегически важно для будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективны и востребованы. Формирующиеся ценности: коллективизм, патриотизм, единство народов России 4 Путь зерна 1 Российское сельское хозяйство – Эвристическая ключевая отрасль промышленности беседа, просмотр нашей страны, главной задачей видеофрагментов, которой является выполнение https://razgovor.edsoo.ru 20 производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами. Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность отрасли 21 (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.). Формирующиеся ценности: созидательный труд 5 День учителя 1 Учитель – одна из важнейших Эвристическая в обществе профессий. Назначение беседа, просмотр учителя – социальное служение, видеофрагментов, образование и воспитание выполнение подрастающего поколения. интерактивных В разные исторические времена труд заданий, работа учителя уважаем, социально значим, в группах, оказывает влияние на развитие выполнение образования членов общества. творческих Учитель – советчик, помощник, заданий https://razgovor.edsoo.ru участник познавательной деятельности школьников. Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность 6 Легенды о России 1 Любовь к Родине, патриотизм – Эвристическая качества гражданина России. Знание беседа, просмотр истории страны, историческая видеофрагментов, правда, сохранение исторической выполнение https://razgovor.edsoo.ru интерактивных 22 памяти – основа мировоззренческого заданий, работа суверенитета страны. в группах, Попытки исказить роль России выполнение в мировой истории – одна творческих из стратегий информационной войны заданий против нашей страны. Формирующиеся ценности: патриотизм 7 Что значит быть взрослым? 1 Быть взрослым – это нести Эвристическая ответственность за себя, своих беседа, просмотр близких и свою страну. видеофрагментов, Активная жизненная позиция, выполнение созидательный подход к жизни, интерактивных умение принимать решения заданий, работа и осознавать их значение, жить в группах, в соответствии с духовно- выполнение нравственными ценностями творческих общества – основа взрослого заданий https://razgovor.edsoo.ru человека. Финансовая самостоятельность и финансовая грамотность. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы 23 8 Как создать крепкую 1 семью Семья как ценность для каждого Эвристическая гражданина страны. Знания и навыки беседа, просмотр для построения крепкой семьи видеофрагментов, в будущем. Почему важна крепкая выполнение семья? интерактивных Преемственность поколений: заданий, работа семейные ценности и традиции в группах, (любовь, взаимопонимание, участие выполнение в семейном хозяйстве, воспитании творческих детей). заданий https://razgovor.edsoo.ru Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Формирующиеся ценности: крепкая семья 9 Гостеприимная Гостеприимство – качество, Эвристическая Россия. Ко Дню объединяющее все народы России. беседа, просмотр народного единства Семейные традиции встречи гостей, видеофрагментов, кулинарные традиции народов выполнение России. интерактивных 1 https://razgovor.edsoo.ru 24 Путешествие по России – это заданий, работа знакомство с культурой, историей в группах, и традициями разных народов. выполнение Гастрономический туризм – это вид творческих путешествий, основой которого заданий являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций. Формирующиеся ценности: единство народов России, крепкая семья 10 Твой вклад в общее дело 1 Уплата налогов – это коллективная Эвристическая и личная ответственность, вклад беседа, просмотр гражданина в благополучие видеофрагментов, государства и общества. выполнение Ни одно государство не может интерактивных обойтись без налогов, это основа заданий, работа бюджета страны, основной источник в группах, дохода. выполнение Своим небольшим вкладом мы творческих создаём будущее страны, заданий https://razgovor.edsoo.ru 25 процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело? Формирующиеся ценности: гражданственность, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России 11 С заботой к себе 1 и окружающим Доброта и забота – качества Эвристическая настоящего человека, способного беседа, просмотр оказывать помощь и поддержку, видеофрагментов, проявлять милосердие. Добрые дела выполнение граждан России: интерактивных благотворительность заданий, работа и пожертвование как проявление в группах, добрых чувств и заботы выполнение об окружающих. творческих Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих. заданий https://razgovor.edsoo.ru Формирующиеся ценности: жизнь, взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм 12 День матери 1 Мать, мама – главные в жизни Эвристическая человека слова. Мать – хозяйка беседа, просмотр в доме, хранительница семейного видеофрагментов, https://razgovor.edsoo.ru 26 очага, воспитательница детей. выполнение У России женское лицо, образ интерактивных «Родины–матери». заданий, работа Материнство – это счастье в группах, и ответственность. Многодетные выполнение матери: примеры из истории творческих и современной жизни. заданий «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита материнства на государственном уровне. Формирующиеся ценности: крепкая семья 13 Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра) 1 Кто такой волонтёр? Деятельность Эвристическая волонтёров как социальное служение беседа, просмотр в военное и мирное время: примеры видеофрагментов, из истории и современной жизни. выполнение Милосердие и забота – качества интерактивных волонтёров. заданий, работа Направления волонтёрской в группах, деятельности: экологическое, выполнение https://razgovor.edsoo.ru 27 социальное, медицинское, творческих цифровое и т. д. заданий Формирующиеся ценности: милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение 14 День Героев Отечества 1 Герои Отечества – это Эвристическая самоотверженные и мужественные беседа, просмотр люди, которые любят свою Родину видеофрагментов, и трудятся во благо Отчизны. выполнение Качества героя – человека, ценою интерактивных собственной жизни и здоровья, заданий, работа спасающего других: смелость в группах, и отвага, самопожертвование выполнение и ответственность за судьбу других. творческих Проявление уважения к героям, заданий https://razgovor.edsoo.ru стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны. 28 Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу 15 Как пишут законы? 1 Для чего нужны законы? Как Эвристическая менялся свод российских законов беседа, просмотр от древних времён до наших дней. видеофрагментов, Законодательная власть в России. выполнение От инициативы людей до закона: как интерактивных появляется закон? Работа депутатов: заданий, работа от проблемы – к решению в группах, (позитивные примеры). Участие выполнение молодёжи в законотворческом творческих процессе. заданий https://razgovor.edsoo.ru Формирующиеся ценности: жизнь и достоинство 16 Одна страна – одни традиции 1 Новогодние традиции, Эвристическая объединяющие все народы России. беседа, просмотр Новый год – любимый семейный видеофрагментов, праздник. История возникновения выполнение новогоднего праздника в России. интерактивных Участие детей в подготовке заданий, работа и встрече Нового года. Подарки в группах, https://razgovor.edsoo.ru выполнение 29 и пожелания на Новый год. История творческих создания новогодних игрушек. заданий О чём люди мечтают в Новый год. Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России 17 День российской печати 1 Праздник посвящён работникам Эвристическая печати, в том числе редакторам, беседа, просмотр журналистам, издателям, видеофрагментов, корректорам, – всем, кто в той выполнение или иной степени связан с печатью. интерактивных Российские традиции издательского заданий, работа дела, история праздника. в группах, Информационные источники выполнение формируют общественное мнение. творческих Профессиональная этика заданий https://razgovor.edsoo.ru журналиста. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные средства массовой информации. 30 Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, гуманизм 18 День студента 1 День российского студенчества: Эвристическая история праздника и его традиции. беседа, просмотр История основания Московского видеофрагментов, государственного университета выполнение имени М.В. Ломоносова. интерактивных Студенческие годы – это путь заданий, работа к овладению профессией, в группах, возможность для творчества выполнение и самореализации. творческих Перспективы получения высшего заданий https://razgovor.edsoo.ru образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический прорыв. Формирующиеся ценности: служение Отечеству и ответственность за его судьбу, коллективизм 19 БРИКС (тема Роль нашей страны в современном Эвристическая о международных мире. БРИКС – символ беседа, просмотр отношениях) многополярности мира. Единство видеофрагментов, и многообразие стран БРИКС. выполнение 1 https://razgovor.edsoo.ru 31 Взаимная поддержка помогает интерактивных государствам развивать торговлю заданий, работа и экономику, обмениваться знаниями в группах, и опытом в различных сферах жизни выполнение общества. Россия успешно развивает творческих контакты с широким кругом заданий союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира. Формирующиеся ценности: многонациональное единство 20 Бизнес Экономика: от структуры хозяйства Эвристическая и технологическое к управленческим решениям. беседа, просмотр предпринимательство Что сегодня делается для успешного видеофрагментов, развития экономики России? выполнение Цифровая экономика – это интерактивных деятельность, в основе которой заданий, работа лежит работа с цифровыми в группах, технологиями. Какое значение имеет выполнение использование цифровой экономики творческих для развития страны? Механизмы заданий 1 https://razgovor.edsoo.ru цифровой экономики. 32 Технологическое предпринимательство как особая сфера бизнеса. Значимость технологического предпринимательства для будущего страны и её технологического суверенитета. Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд 21 Искусственный Искусственный интеллект – Эвристическая интеллект и человек. стратегическая отрасль в России, беседа, просмотр Стратегия оптимизирующая процессы видеофрагментов, взаимодействия и повышающая эффективность выполнение производства. Искусственный интерактивных интеллект – помощник человека. заданий, работа ИИ помогает только при условии, в группах, если сам человек обладает хорошими выполнение знаниями и критическим творческих мышлением. заданий 1 https://razgovor.edsoo.ru Степень ответственности тех, кто обучает ИИ. 33 Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие нравственные идеалы 22 Что значит служить День защитника Отечества: Эвристическая Отечеству? 280 лет исторические традиции. Профессия беседа, просмотр со дня рождения военного: кто её выбирает сегодня. видеофрагментов, Ф. Ушакова Защита Отечества – обязанность выполнение гражданина Российской Федерации, интерактивных проявление любви к родной земле, заданий, работа Родине. Честь и воинский долг. в группах, 280-летие со дня рождения великого выполнение русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. творческих Качества российского воина: заданий 1 https://razgovor.edsoo.ru смелость, героизм, самопожертвование. Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу 23 Арктика – территория развития 1 Арктика – стратегическая Эвристическая территория развития страны. беседа, просмотр Почему для России важно осваивать видеофрагментов, Арктику? Артика – ресурсная база выполнение России. интерактивных https://razgovor.edsoo.ru 34 Российские исследователи Арктики. заданий, работа Россия – мировой лидер атомной в группах, отрасли. Атомный ледокольный выполнение флот, развитие Северного морского творческих пути. заданий Знакомство с проектами развития Арктики. Формирующиеся ценности: патриотизм 24 Международный 1 женский день Международный женский день – Эвристическая праздник благодарности и любви беседа, просмотр к женщине. видеофрагментов, Женщина в современном обществе – выполнение труженица, мать, воспитатель детей. интерактивных Великие женщины в истории России. заданий, работа Выдающиеся женщины ХХ века, в группах, прославившие Россию. выполнение Формирующиеся ценности: творческих приоритет духовного над заданий https://razgovor.edsoo.ru материальным 25 Массовый спорт в России 1 Развитие массового спорта – вклад Эвристическая в благополучие и здоровье нации, беседа, просмотр будущие поколения страны. видеофрагментов, https://razgovor.edsoo.ru 35 Здоровый образ жизни, забота выполнение о собственном здоровье, спорт как интерактивных важнейшая часть жизни заданий, работа современного человека. Условия в группах, развития массового спорта в России. выполнение Формирующиеся ценности: жизнь творческих заданий 26 День воссоединения История и традиции Артека. После Эвристическая Крыма и Севастополя воссоединения Крыма и Севастополя беседа, просмотр с Россией. 100-летие с Россией Артек – это уникальный видеофрагментов, Артека и современный комплекс выполнение из 9 лагерей, работающих круглый интерактивных год. Артек – пространство заданий, работа для творчества, саморазвития в группах, и самореализации. выполнение Формирующиеся ценности: историческая память и творческих 1 https://razgovor.edsoo.ru заданий преемственность поколений 27 Служение Искусство – это способ общения Эвристическая творчеством. Зачем и диалога между поколениями беседа, просмотр людям искусство? и народами. Роль музыки в жизни видеофрагментов, 185 лет со дня человека: музыка сопровождает выполнение человека с рождения до конца интерактивных 1 https://razgovor.edsoo.ru 36 рождения жизни. Способность слушать, заданий, работа П. И. Чайковского воспринимать и понимать музыку. в группах, Россия – страна с богатым выполнение культурным наследием, страна творческих великих композиторов, писателей, заданий художников, признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством. Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным 28 Моя малая Родина Россия – великая и уникальная Эвристическая (региональный страна, каждый из её регионов беседа, просмотр и местный прекрасен и неповторим своими видеофрагментов, компонент) природными, экономическими выполнение и другими ресурсами. интерактивных Любовь к родному краю, заданий, работа способность любоваться в группах, природой и беречь её – часть любви выполнение к Отчизне. Патриот честно трудится, творческих заботится о процветании своей заданий 1 https://razgovor.edsoo.ru 37 страны, уважает её историю и культуру. Формирующиеся ценности: патриотизм, приоритет духовного над материальным 29 Герои космической отрасли 1 Исследования космоса помогают Эвристическая нам понять, как возникла наша беседа, просмотр Вселенная. Россия – лидер видеофрагментов, в развитии космической выполнение отрасли. интерактивных Полёты в космос – это результат заданий, работа огромного труда большого в группах, коллектива учёных, рабочих, выполнение космонавтов, которые обеспечили творческих первенство нашей Родины заданий https://razgovor.edsoo.ru в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий. 38 Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству 30 Гражданская авиация 1 России Значение авиации для жизни Эвристическая общества и каждого человека. беседа, просмотр Как мечта летать изменила жизнь видеофрагментов, человека. выполнение Легендарная история развития интерактивных российской гражданской авиации. заданий, работа Героизм конструкторов, инженеров в группах, и лётчиков-испытателей первых выполнение российских самолётов. творческих Мировые рекорды российских заданий https://razgovor.edsoo.ru лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. Формирующиеся ценности: служение Отечеству 31 Медицина России 1 Охрана здоровья граждан России – Эвристическая приоритет государственной беседа, просмотр политики страны. Современные видеофрагментов, поликлиники и больницы. выполнение Достижения российской медицины. интерактивных https://razgovor.edsoo.ru заданий, работа 39 Технологии будущего в области в группах, медицины. выполнение Профессия врача играет ключевую творческих роль в поддержании и улучшении заданий здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и профессия человека: семейные династии врачей России. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, милосердие 32 Что такое успех? (ко Дню труда) 1 Труд – основа жизни человека Эвристическая и развития общества. беседа, просмотр Человек должен иметь знания видеофрагментов, и умения, быть терпеливым выполнение и настойчивым, не бояться интерактивных трудностей (труд и трудно – заданий, работа https://razgovor.edsoo.ru 40 однокоренные слова), находить пути в группах, их преодоления. Чтобы добиться выполнение долгосрочного успеха, нужно много творческих трудиться. заданий Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту? Формирующиеся ценности: созидательный труд 33 80-летие Победы День Победы – священная дата, Эвристическая в Великой память о которой передаётся беседа, просмотр Отечественной войне от поколения к поколению. видеофрагментов, Историческая память: память выполнение о подвиге нашего народа в годы интерактивных Великой Отечественной войны. заданий, работа Важно помнить нашу историю в группах, и чтить память всех людей, выполнение перенёсших тяготы войны. творческих Бессмертный полк. Страницы заданий 1 https://razgovor.edsoo.ru героического прошлого, которые нельзя забывать. Формирующиеся ценности: единство народов России, 41 историческая память и преемственность поколений 34 Жизнь в Движении 1 19 мая – День детских общественных Эвристическая организаций. Детские общественные беседа, просмотр организации разных поколений видеофрагментов, объединяли и объединяют активных, выполнение целеустремлённых ребят. Участники интерактивных детских общественных организаций заданий, работа находят друзей, вместе делают в группах, полезные дела и ощущают себя выполнение частью большого коллектива. творческих Участие в общественном движении заданий https://razgovor.edsoo.ru детей и молодежи, знакомство с различными проектами. Формирующиеся ценности: дружба, коллективизм 35 Ценности, которые нас объединяют 1 Ценности – это важнейшие Эвристическая нравственные ориентиры беседа, просмотр для человека и общества. Духовно- видеофрагментов, нравственные ценности России, выполнение объединяющие всех граждан страны. интерактивных https://razgovor.edsoo.ru заданий, работа в группах, 42 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО Формирующиеся ценности: выполнение традиционные российские духовно- творческих нравственные ценности заданий 35 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 43