РП Я-Ты-Он-Она-Вместе целая страна 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации начинает
действовать Федеральная образовательная программа основного общего образования
(далее — ФОП ООО), структурным элементом которой является федеральная рабочая
программа воспитания.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются традиционные
российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и укрепление является одной
из стратегических целей системы образования, что закреплено Указом президента
Российской Федерации от 09.11.2022 № 8091 и Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, ФОП ООО реализуется посредством урочной и
внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с
семьей и другими институтами воспитания.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана
программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов
«Я-ты-он-она — вместе целая страна» (далее — Программа) с целью приобщения
обучающихся 5 классов к российским традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям. Данная Программа является преемственной по отношению
к программе социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята
России».
Актуальность Программы
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из
которых является внеурочная деятельность обучающегося. Под внеурочной
деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение
планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных,
метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий, посвященных
актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира. Данные занятия
должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся. Основная цель занятий — развитие важных для жизни подрастающего
человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою собственную
деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение психологического
благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий
для развития ответственности за формирование макро и микрокоммуникаций,
складывающихся в образовательной организации, понимания обучающимися зон личного
влияния на уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного возраста к
подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и еще «психологических
младшекласников», и одновременно младших подростков. Пятиклассника уже не
удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в начальных классах. У него

появляется возможность к построению обобщений в более сложной деятельности по
усвоению норм взаимоотношений, что выражается в активизации интимно-личностного и
стихийно-группового общения. Фактически в пятом классе происходит переход ведущей
деятельности ребенка от учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется характер
обучения по сравнению с начальной школой, поэтому особое внимание в Программе
уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям. Происходит активное
формирование ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы. Дети
осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у них
формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В этом
возрасте актуализируются потребности в установлении доверительных отношений,
признании и самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они
начинают осознавать и нести ответственность за свои поступки, внешняя регуляция
активности смещается к внутренней регуляции. Деятельность с одной стороны должна
отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать условия
для развертывания отношений с товарищами и признания его реальной значимости как
полноправного члена общества. Участие в такой деятельности обеспечивает признание
взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений
со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под которыми
понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого и ребенка, в которых
активность взрослого способствует овладению представлениями о какой-либо ценности,
формированию отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта ее
переживания. В событиях ребенок преобразовывает персональный социальный опыт на
личные установки и позиции, включается в многообразные социальные связи, является
исполнителем разных ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и
себя. Участие ребенка в такого рода событиях обеспечивает активную социализацию
ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х
классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с учетом указанных выше
возрастных особенностей пятиклассников, социальной ситуации развития детей в
образовательной организации и направлена на их активную социализацию.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его
возрастных и психологических особенностей.
Задачи Программы:
- создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовнонравственных ценностей, традиций;
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений;
- развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания,
ответственности, умения работать в коллективе;
- обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5 -х классов при

переходе на следующий уровень образования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Методологическими основаниями Программы являются аксиологический,
антропологический и системно-деятельностный подходы:
- аксиологический подход предполагает, что воспитание представляет собой
социальную деятельность, направленную на передачу ценностей от старшего поколения
к младшему. Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях,
приобретают социокультурный опыт; у них формируется моральная рефлексия,
нравственноесамосознание и нравственная культура;
- антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во
всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание
человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений в
событийных общностях, в которых происходит зарождение нравственного сознания,
обретается опыт нравственного поведения, что в совокупности с личностными
особенностями составляет основу субъектности ребенка;
- системно-деятельностный подход обуславливает системную
реализацию
воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у
обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъектной личностной
позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.
В основе Программы лежит понятие образовательного события, которое было
введено в педагогическую систему А. С. Макаренко и закреплено классической
традиционной педагогикой. Образовательное событие — это особая форма организации
совместной деятельности детей и взрослых,которая предполагает инициативные формы
включения и создание «продукта совместной деятельности», позволяющая ребенку
приобретать собственный опыт переживания той или иной ценности. В воспитательном
событии осуществляется взаимное обогащение всех субъектов воспитательного
процесса.
Оно
способствует
развитию
самостоятельности,
ответственности,
инициативности пятиклассников.
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Активность — это деятельное отношение личности к миру, способность
производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на
основе освоения исторического опыта человечества. Активность ребенка направлена на
получение новых знаний, умений, навыков, на успешное вхождение в коллектив
сверстников.
Воспитание — социальная деятельность, направленная на передачу общественных
ценностей от старшего поколения к младшему. Обучающиеся присваивают ценности в
событийных общностях, приобретают социокультурный опыт, у них формируется
моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура.
Общность — устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая
единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность —
реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи,
при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального
действия.
Событие (в контексте воспитания) — субъект-субъектная форма взаимодействия
взрослого и ребенка, в которой активность взрослого способствует овладению
представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к

приобретению ребенком собственного опыта ее переживания.
Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру
общества, посредством овладения им социальными правилами, ценностями,
ориентациями, традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом
общества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/ п
1

Классные
события
«Моя школа мои
возможности»

Темы занятий
Занятие 1. «Какие мы?»
Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»

Коли
чество
часов
1
2

Занятие 4. «Школьные старты»(подготовка)
Занятие 5. «Школьные старты»

1
1

Занятия 6–7. «Мы — команда»

2
ИТОГО: 7

2

3

«Моя семья —
моя опора»

«Мой выбор моя
ответственнос
ть»

Занятие 8. «История моей семьи»
Занятие 9. «Семья — начало всех начал»
Занятие 10. «Правила счастливой семьи»
(подготовка)
Занятия 11–12. «Правила счастливой семьи»
Занятие 13. «Моя гражданская позиция:
почему важно выбирать»
Занятие 14. «Свобода и ответственность»
Занятие 15. «Цифровая грамотность и
безопасность в сети»
Занятие 16. «Безопасное использование
цифровых ресурсов»
Занятие 17. «Финансовая безопасность»
Занятие 18. «Планируем бюджет»
Занятие 19. «5 правил финансовой
грамотности»
Занятия 20–21. «Мы выбираем»

4

«Мои знания —
моя сила»

1
1
1
2
ИТОГО: 5
1
1
1
1
1
1
1
2
ИТОГО: 9

Занятия 22–23. «Чудеса науки»
2
Занятие 24. «Правильные привычки:
здоровое
1
питание»
Занятие 25. «Правильные привычки: правила
1
безопасности»
Занятия 26–27. «В здоровом теле —
2
здоровый дух»
ИТОГО: 6

5 «Моя страна—
моя история»

6 Итоговое
занятие

Занятие 28. «Аллея памяти»
Занятие 29. «Живет герой на улице родной»
Занятие 30. «Через года, через века
помните…»
Занятия 31–32. «Зарница»
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ
СТРАНА»

1
1
1
2
ИТОГО: 5
2

ИТОГО: 34 часа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых
отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации.
Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях,
нормах и правилах поведения в обществе; формирование ценностного отношения к
окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения
в соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие
представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его
индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в
коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь,
дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных
ценностей и традиций, актуализирует у детей представленияо семье как важнейшем
социальном институте. Событие актуализируеттакие ценности, как крепкая семья,
милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения
ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события
лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и
ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным,
высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру
научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие
строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических
чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие
способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех
частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую
у него представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе
события.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку
предлагаются практические задания, выполнение которых способствует формированию
отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и
проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о
полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют
приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным
опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости
всего события для группы (см. рис. 1).
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют
им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце учебного года у
каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра, иллюстрирующая его путь в

Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети
демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения, подводят
коллективные и индивидуальные итоги.
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической цепочки от
собственного опыта проживания каждого занятия к ознакомлению с опытом других детей
и к формированию общего отношения классного коллектива к прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-ты- он-она-вместе
целая страна» и наглядно демонстрирует особенности протекания активной социализации
на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с одной стороны, интегрируются в
общее социальное пространство, а с другой стороны, дополняют и обогащают опыт
самого субъекта новыми коллективными знаниями.
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются:
классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые направлены на
формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только учебный
кабинет, закрепленный за классом, но и другие помещения образовательной организации
(спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а также пришкольную территорию. Кроме того,
Программа предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов и других занятий за
пределами школы на территории социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и проведении
занятий Программы, а также старшеклассников (наставников), других педагогов школы,
родителей и социальных партнёров школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений школьниками
следующих личностных и метапредметных образовательных результатов с учетом
рабочей программы воспитания в общеобразовательных организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских
гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов
или исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности
исследователя; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать
себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное со- стояние себя и
других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях
неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и
связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об
истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и
запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести

переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять
результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно
выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов; понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной
работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять
свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего
вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять
проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных
подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и
предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
различать; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения
эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на
ошибку и такое же право другого; принимать себя и других без осуждения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых подходов к ее

реализации разработан учебно-методический комплект, состоящий из отдельных тетрадей
по каждому событию, в которых содержатся методические рекомендации педагогу,
помогающие ему грамотно организовать деятельность школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт. Технологическая
карта представляет собой документ, регламентирующий деятельность педагога по
планированию и организации образовательного процесса на занятии в соответствии с
требованиями ФОП ООО. Технологическая карта является обобщенно-графическим
выражением сценария урока, основой его проектирования, средством представления
индивидуальных методов работы педагога. В каждой технологической карте представлено
описание необходимого для проведения занятия материально- технического обеспечения,
а также обозначено пространство, соответствующее условиям проведения занятия.
В приложениях к соответствующим технологическим картам размещены
необходимые для проведения занятий демонстрационные и раздаточные материалы.
При разработке методических материалов к занятиям использовался принцип
вариативности, позволяющий педагогу самостоятельно выбрать задания, формы занятий в
зависимости от имеющихся в образовательной организации материально-технических и
кадровых ресурсов, а также уровня сформированности классного коллектива.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».