ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей. Педагог помогает обучающемуся: – в формировании его российской идентичности; – в формировании интереса к познанию; – в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других; – в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм; – в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности; – в развитии у школьников общекультурной компетентности; – в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор; – в осознании своего места в обществе; – в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей; – в формировании готовности к личностному самоопределению. Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы: 1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». 2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. №2/20). 3. Приказ 31.05.2021 № Министерства 286 «Об просвещения утверждении Российской федерального Федерации от государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). 4. Приказ 31.05.2021 № Министерства 287 «Об просвещения утверждении Российской федерального Федерации от государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676). 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675). 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034). 9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023). 12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228). 13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331). 14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830). Программа может быть реализована в работе с обучающимися 10–11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов. Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность ориентировать её не только на педагога, интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи. Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать. Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного (исполнением) Государственного флага Российской гимна Федерации, Российской слушанием Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть – заключительная. Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия. Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество). В заключительной части подводятся итоги занятия. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь ориентир, направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная и независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас. Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё место в обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где каждый может реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны. Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и функции –быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их. Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Российские железные дороги вносят огромный вклад в развитие экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы стратегически важно для будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективныи востребованы. Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными цифровыми технологиями: устройствами. сельскохозяйственных роботами, информационными Разноплановость профессий, и технологичность системами, востребованность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.). День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны. Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Финансовая самостоятельность и финансовая грамотность. Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем. Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций. Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело? С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих. День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. У России женское лицо, образ «Родины-матери». Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита материнства на государственном уровне. Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д. День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья, спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны. Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие молодёжи в законотворческом процессе. Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год. День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника. Информационные источники формируют общественное мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные средства массовой информации. День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и самореализации. Перспективы получения высшего образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический прорыв. БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира. Бизнес и технологическое предпринимательство. Экономика: от структуры хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается для успешного развития экономики России? Цифровая экономика – это деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями. Какое значение имеет использование цифровой экономики для развития страны? Механизмы цифровой экономики. Технологическое предпринимательство как особая сфера бизнеса. Значимость технологического предпринимательства для будущего страны и её технологического суверенитета. Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает ИИ. Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование. Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория развития страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная база России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики. Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию. Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития массового спорта в России. День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества, саморазвития и самореализации. Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством. Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и культуру. Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий. Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и профессия человека: семейные династии врачей России. Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту? 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать. Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские общественные объединяют активных, организации разных целеустремлённых поколений ребят. объединяли и Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами. Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно -нравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися следующих личностных, образовательных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ метапредметных и предметных Осознание обучающихся к самоопределению; российской гражданской саморазвитию, ценность идентичности; самостоятельности самостоятельности и и готовность личностному инициативы; наличие мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического эмоционального воспитания, формирования благополучия, трудового культуры воспитания, здоровья и экологического воспитания, осознания ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям универсальными учебными социальной и природной среды. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В сфере овладения познавательными действиями: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; проявлять готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной навыками получения необходимой деятельности, владеть информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм безопасности; определять назначение и информационной функции различных социальных институтов. В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского литературного языка и развитие умения применять знания о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; формирование умений учитывать исторический, историко-культурный процессе контекст и контекст творчества писателя в анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях. Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. Информатика: формирование представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; формирование базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. История: формирование представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение функциональные, процессов; умениями иерархические формирование выявлять и другие представлений причинно-следственные, связи социальных об основных объектов и тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; развитие навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. География: формирование представлений о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; формирование системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; владение умениями проведения наблюдений явлениями, за отдельными их изменениями географическими объектами, в результате природных и процессами и антропогенных воздействий; владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о процессах и природных явлениях; владение социально-экономических и экологических умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; формирование представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания; формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10–11 классы) № п/п Темы занятий Количество часов Основное содержание Виды деятельности обучающихся Электронные ресурсы 1 Образ будущего. Ко Дню знаний 1 Иметь образ будущего – Эвристическая значит иметь ориентир, беседа, просмотр направление движения, видеофрагментов, позитивный образ будущего выполнение задаёт жизни определённость интерактивных и наполняет её смыслами. заданий, работа Образ будущего страны – в группах, сильная и независимая выполнение Россия. Будущее страны творческих зависит от каждого из нас уже заданий сейчас. Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё место в обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где каждый может реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны. https://razgovor.edsoo.ru 2 Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд Информационное телеграфное Эвристическая информации. 120 агентство России (ИТАР-ТАСС) беседа, просмотр лет – это крупнейшее мировое видеофрагментов, Информационно агентство, одна из самых выполнение му агентству цитируемых новостных служб интерактивных России ТАСС страны. Агентство неоднократно заданий, работа меняло названия, но всегда в группах, неизменными оставались его выполнение государственный статус и творческих функции – быть источником заданий Век 1 достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не https://razgovor.edsoo.ru распространять их. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений 3 Дорогами России 1 «Российские железные дороги» – Эвристическая крупнейшая российская компания, беседа, просмотр https://razgovor.edsoo.ru с большой историей, видеофрагментов, обеспечивающая выполнение пассажирские и интерактивных транспортные перевозки. заданий, работа Российские железные дороги в группах, вносят огромный вклад выполнение в совершенствование творческих экономики страны. заданий Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы стратегически важно для будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективны и востребованы. Формирующиеся ценности: коллективизм, патриотизм, единство народов России 4 Путь зерна 1 Российское сельское Эвристическая хозяйство – ключевая беседа, просмотр отрасль видеофрагментов, промышленности нашей выполнение страны, главной задачей https://razgovor.edsoo.ru которой является производство продуктов интерактивны питания. х заданий, Агропромышленный работа в комплекс России выполняет группах, важнейшую миссию по выполнение обеспечению всех россиян творческих продовольствием, а его заданий мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными системами, цифровыми устройствами. Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.). Формирующиеся ценности 5 День учителя 1 : созидательный труд Учитель – одна из важнейших Эвристическая в обществе профессий. Назначение беседа, просмотр учителя – социальное служение, видеофрагментов, образование и воспитание выполнение подрастающего поколения. интерактивных В разные исторические времена заданий, работа труд учителя уважаем, социально в группах, значим, оказывает влияние на выполнение развитие образования членов творческих общества. заданий Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность https://razgovor.edsoo.ru 6 Легенды о России 1 Любовь к Родине, патриотизм – Эвристическая качества гражданина России. беседа, просмотр Знание истории страны, видеофрагментов, историческая правда, сохранение исторической выполнение интерактивных https://razgovor.edsoo.ru памяти – основа заданий, мировоззренческого суверенитета работа в страны. группах, Попытки исказить роль выполнение России в мировой истории – творческих одна заданий из стратегий информационной войны против нашей страны. Формирующиеся ценности: патриотизм 7 Что значит быть взрослым? 1 Быть взрослым – это нести Эвристическая ответственность за себя, беседа, просмотр своих близких и свою страну. видеофрагментов, Активная жизненная позиция, выполнение созидательный подход к интерактивных жизни, умение принимать заданий, работа решения в группах, и осознавать их значение, выполнение жить в соответствии с творческих духовно- нравственными заданий ценностями общества – основа взрослого человека. Финансовая самостоятельность и финансовая грамотность. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы https://razgovor.edsoo.ru 8 Как создать крепкую семью 1 Семья как ценность для каждого Эвристическая гражданина страны. Знания и беседа, просмотр навыки для построения крепкой видеофрагментов, семьи выполнение в будущем. Почему важна крепкая интерактивных семья? заданий, работа Преемственность поколений: в группах, семейные ценности и традиции выполнение (любовь, взаимопонимание, творческих участие в семейном хозяйстве, заданий воспитании детей). Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Формирующиеся ценности: крепкая семья https://razgovor.edsoo.ru 9 Гостеприимная 1 Гостеприимство – качество, Эвристическая Россия. Ко Дню объединяющее все народы России. беседа, просмотр народного единства Семейные традиции встречи видеофрагментов, гостей, кулинарные традиции выполнение интерактивных народов России. https://razgovor.edsoo.ru Путешествие по России – это заданий, знакомство с культурой, работа в историей и традициями группах, разных народов. выполнение Гастрономический туризм – это творческих вид путешествий, основой заданий которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных традиций. Формирующиеся ценности: единство народов России, крепкая семья 10 Твой вклад в общее дело 1 Уплата налогов – это Эвристическая коллективная и личная беседа, просмотр ответственность, вклад видеофрагментов, гражданина в благополучие выполнение государства и общества. Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа интерактивных бюджета страны, основной выполнение источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, творческих заданий заданий, работа в группах, https://razgovor.edsoo.ru процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело? Формирующиеся ценности: гражданственность, взаимопомощь и 11 взаимоуважение, единство народов России Доброта и забота – качества Эвристическая себе и настоящего человека, беседа, просмотр окружающим способного оказывать помощь и видеофрагментов, поддержку, проявлять выполнение милосердие. Добрые дела интерактивных граждан России: заданий, работа благотворительность в группах, и пожертвование как проявление выполнение добрых чувств и заботы об окружающих. Здоровый образ жизни как творческих С заботой к 1 забота о себе и об окружающих. Формирующиеся ценности: жизнь, заданий https://razgovor.edsoo.ru взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм 12 День матери 1 Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного Эвристическая https://razgovor.edsoo.ru беседа, просмотр видеофрагментов, очага, воспитательница выполнение детей. У России женское интерактивны лицо, образ «Родины–матери». Материнство – это счастье х заданий, и ответственность. Многодетные выполнение матери: примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. творческих Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита материнства на государственном уровне. Формирующиеся ценности: крепкая семья работа в группах, заданий 13 Миссиямилосердие (ко Дню волонтёра) 1 Кто такой волонтёр? Эвристическая Деятельность волонтёров как беседа, просмотр социальное служение в военное видеофрагментов, и мирное время: примеры из выполнение истории и современной жизни. интерактивных Милосердие и забота – качества заданий, работа в группах, выполнение волонтёров. Направления волонтёрской деятельности: экологическое, https://razgovor.edsoo.ru социальное, медицинское, творческих цифровое и т. д. заданий Формирующиеся ценности: 14 День Героев Отечества 1 милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение Герои Отечества – это самоотверженные и Эвристическая беседа, просмотр мужественные люди, которые видеофрагментов, любят свою Родину и трудятся выполнение во благо Отчизны. интерактивных Качества героя – человека, ценою заданий, работа собственной жизни и здоровья в группах, спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность за судьбу выполнение других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны. творческих заданий https://razgovor.edsoo.ru Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству 15 Как пишут законы? 1 и ответственность за его судьбу Для чего нужны законы? Как Эвристическая менялся свод российских беседа, просмотр законов от древних времён до видеофрагментов, наших дней. Законодательная выполнение власть в России. интерактивных От инициативы людей до закона: заданий, работа как появляется закон? Работа в группах, депутатов: от проблемы – к выполнение решению (позитивные примеры). творческих Участие молодёжи в заданий законотворческом процессе. Формирующиеся ценности: жизнь и достоинство https://razgovor.edsoo.ru 16 Одна страна – одни традиции 1 Новогодние традиции, Эвристическая объединяющие все народы беседа, просмотр России. Новый год – любимый видеофрагментов, семейный праздник. История выполнение возникновения новогоднего интерактивных праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки заданий, работа в группах, выполнение https://razgovor.edsoo.ru и пожелания на Новый год. творческих История создания новогодних заданий игрушек. О чём люди мечтают в Новый год. Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России 17 День российской печати 1 Праздник посвящён Эвристическая работникам печати, в том беседа, просмотр числе редакторам, видеофрагментов, журналистам, издателям, выполнение корректорам, – всем, кто в той интерактивных или иной степени связан с заданий, работа печатью. Российские традиции в группах, издательского выполнение дела, история праздника. творческих Информационные источники заданий формируют общественное мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные средства массовой информации. https://razgovor.edsoo.ru 18 День студента 1 Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, гуманизм День российского студенчества: Эвристическая история праздника и его беседа, просмотр традиции. История основания видеофрагментов, Московского государственного выполнение университета имени М.В. интерактивных Ломоносова. заданий, работа Студенческие годы – это в группах, путь к овладению выполнение профессией, возможность творческих для творчества и заданий самореализации. Перспективы высшего получения образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический прорыв. Формирующиеся ценности: служение Отечеству и ответственность за его судьбу, https://razgovor.edsoo.ru коллективизм 19 БРИКС (тема 1 Роль нашей страны в современном Эвристическая о международных мире. БРИКС – символ беседа, просмотр отношениях) многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. видеофрагментов, выполнение https://razgovor.edsoo.ru Взаимная поддержка помогает интерактивны государствам развивать торговлю х заданий, и экономику, обмениваться работа в знаниями и опытом в различных группах, сферах жизни общества. Россия выполнение успешно развивает контакты с творческих широким кругом союзников и заданий партнёров. Значение российской культуры для всего мира. Формирующиеся ценности: многонациональное единство 20 Экономика: от структуры Эвристическая и технологическое хозяйства к управленческим беседа, просмотр предпринимательств решениям. видеофрагментов, о Что сегодня делается для выполнение успешного развития экономики интерактивных России? заданий, работа Цифровая экономика – это в группах, деятельность, в основе которой выполнение лежит работа с цифровыми творческих технологиями. Какое значение заданий Бизнес 1 имеет использование цифровой экономики для развития страны? Механизмы цифровой экономики. https://razgovor.edsoo.ru Технологическое предпринимательство как особая сфера бизнеса. Значимость технологического предпринимательства для будущего страны и её 21 Искусственный 1 технологического суверенитета. Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд Искусственный интеллект – Эвристическая интеллект и человек. стратегическая отрасль в России, беседа, просмотр Стратегия оптимизирующая процессы видеофрагментов, взаимодействия и повышающая выполнение эффективность производства. интерактивных Искусственный интеллект – заданий, работа помощник человека. ИИ в группах, помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим выполнение мышлением. творческих заданий https://razgovor.edsoo.ru Степень ответственности тех, кто обучает ИИ. Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие 22 Что значит служить 1 нравственные идеалы День защитника Отечества: Эвристическая исторические традиции. Профессия беседа, просмотр Отечеству? 280 военного: кто её выбирает сегодня. видеофрагментов, лет дня Защита Отечества – обязанность выполнение рождения гражданина Российской интерактивных Ф. Ушакова Федерации, проявление любви к заданий, работа родной земле, Родине. Честь и в группах, воинский долг. выполнение 280-летие со дня рождения творческих великого русского флотоводца заданий со Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование. Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и https://razgovor.edsoo.ru ответственность за его судьбу 23 Арктика – территория развития 1 Арктика – стратегическая Эвристическая территория развития страны. беседа, просмотр Почему для России важно видеофрагментов, осваивать Арктику? Артика – выполнение интерактивных ресурсная база России. https://razgovor.edsoo.ru Российские исследователи заданий, Арктики. Россия – мировой работа в лидер атомной отрасли. группах, Атомный ледокольный флот, выполнение развитие Северного морского творческих пути. заданий Знакомство с проектами развития 24 Международный женский день 1 Арктики. Формирующиеся ценности: патриотизм Международный женский Эвристическая день беседа, просмотр – благодарности праздник и любви к женщине. видеофрагментов, выполнение Женщина в современном обществе интерактивных – труженица, мать, воспитатель заданий, работа детей. Великие женщины в в группах, истории России. Выдающиеся выполнение женщины ХХ века, прославившие творческих Россию. заданий Формирующиеся ценности: https://razgovor.edsoo.ru приоритет духовного над материальным 25 Массовый спорт в России 1 Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Эвристическая https://razgovor.edsoo.ru беседа, просмотр видеофрагментов, 26 День 1 Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт выполнение как важнейшая часть жизни х заданий, интерактивны современного человека. Условия работа в развития массового спорта в группах, России. выполнение Формирующиеся ценности: жизнь творческих заданий История и традиции Артека. Эвристическая воссоединения После воссоединения Крыма и беседа, просмотр Крыма и Севастополя с Россией Артек – видеофрагментов, Севастополя с это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих выполнение круглый год. Артек – в группах, пространство выполнение для творчества, творческих саморазвития и заданий Россией. 100-летие Артека самореализации. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений интерактивных заданий, работа https://razgovor.edsoo.ru 27 Служение Искусство – это способ Эвристическая творчеством. общения и диалога между беседа, просмотр Зачем людям поколениями видеофрагментов, и народами. Роль музыки в жизни выполнение человека: музыка сопровождает интерактивных человека с рождения до конца искусство? 185 лет со дня 1 https://razgovor.edsoo.ru рождения П. И. Чайковского жизни. Способность слушать, заданий, воспринимать и понимать работа в музыку. Россия – страна с группах, богатым культурным наследием, выполнение страна творческих великих композиторов, писателей, заданий художников, признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством. Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным 28 Россия – великая и Эвристическая (региональный уникальная страна, каждый беседа, просмотр и местный из её регионов прекрасен и видеофрагментов, компонент) неповторим своими выполнение природными, интерактивных экономическими и другими заданий, работа ресурсами. в группах, Любовь к родному краю, выполнение способность любоваться творческих заданий Моя малая Родина 1 природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей https://razgovor.edsoo.ru страны, уважает её историю и культуру. Формирующиеся ценности: патриотизм, приоритет духовного над материальным 29 Герои космической отрасли 1 Исследования космоса Эвристическая помогают нам понять, как беседа, просмотр возникла наша Вселенная. видеофрагментов, Россия – лидер выполнение в развитии космической интерактивных отрасли. заданий, работа Полёты в космос – это результат в группах, огромного труда большого выполнение коллектива учёных, рабочих, творческих космонавтов, которые заданий обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий. https://razgovor.edsoo.ru 30 Гражданская авиация России 1 Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству Значение авиации для жизни Эвристическая общества и каждого человека. беседа, просмотр Как мечта летать изменила видеофрагментов, жизнь человека. выполнение Легендарная история развития интерактивных российской гражданской заданий, работа авиации. Героизм в группах, конструкторов, инженеров и выполнение лётчиков-испытателей первых творческих российских самолётов. заданий Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией. Формирующиеся ценности: служение Отечеству https://razgovor.edsoo.ru 31 Медицина России 1 Охрана здоровья граждан Эвристическая России – приоритет беседа, просмотр государственной политики видеофрагментов, страны. Современные выполнение поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. интерактивных заданий, работа https://razgovor.edsoo.ru Технологии будущего в области в группах, медицины. выполнение Профессия врача играет творческих ключевую роль в поддержании и заданий улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и профессия человека: семейные династии врачей России. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, милосердие 32 Что такое успех? (ко Дню труда) 1 Труд – основа жизни Эвристическая человека и развития беседа, просмотр общества. видеофрагментов, Человек должен иметь выполнение знания и умения, быть интерактивных заданий, работа терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – https://razgovor.edsoo.ru однокоренные слова), находить в группах, пути их преодоления. Чтобы выполнение добиться долгосрочного успеха, творческих нужно много трудиться. заданий Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту? Формирующиеся 33 ценности: созидательный труд День Победы – священная Эвристическая Победы в дата, память о которой беседа, просмотр Великой Отечественной войне передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память видеофрагментов, о подвиге нашего народа в заданий, работа годы Великой в группах, Отечественной войны. выполнение Важно помнить нашу творческих историю и чтить память всех заданий 80-летие 1 людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы выполнение интерактивных https://razgovor.edsoo.ru героического прошлого, которые нельзя забывать. Формирующиеся ценности: единство народов России, 34 Жизнь в Движении 1 историческая память и преемственность поколений 19 мая – День детских Эвристическая общественных организаций. беседа, просмотр Детские общественные видеофрагментов, организации разных поколений выполнение объединяли и объединяют интерактивных активных, целеустремлённых заданий, работа ребят. Участники детских в группах, общественных организаций выполнение находят друзей, вместе делают творческих полезные дела и ощущают себя заданий частью большого коллектива. Участие в общественном движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами. Формирующиеся ценности: дружба, коллективизм https://razgovor.edsoo.ru 35 Ценности, которые нас объединяют 1 Ценности – это важнейшие Эвристическая нравственные ориентиры беседа, просмотр для человека и общества. Духовно- видеофрагментов, нравственные ценности России, выполнение объединяющие всех граждан интерактивных страны. заданий, работа в группах, https://razgovor.edsoo.ru Формирующиеся ценности: выполнение традиционные российские духовно- творческих нравственные ценности заданий ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 35 ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 69 70