ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Программа по труду (технологии) на уровне начального общего образования составлена на основе: 1. УМК«ШколаРоссии»для1-4 классов. 2. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 Nº 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" 4. (Зарегистрирован05.07.2021Nº64100) 5. Также при реализации ООП НОО учтены: поправки в Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования инауки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330). 6. Основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 мая 2022 г. Nº 5) 7. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №24». Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах егосозданияврамкахисторическименяющихсятехнологий)исоответствующих им практических умений. Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач: формирование общих представлений о культуре и организациитрудовой деятельности как важной части общей культуры человека; становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема); формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений; развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; развитиепознавательныхпсихическихпроцессовиприёмовумственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности; воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире; развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. Содержание программы по труду (технологии) включаетхарактеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения: 1. Технологии,профессииипроизводства. 2. Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и картоном, технологии работы с пластичнымиматериалами, технологии работы с природным материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии работы с другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома). Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей материальнотехнической базы образовательной организации). 4. Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации). В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию. В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративноприкладногоискусстваидизайна),«Окружающиймир»(природныеформыи конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей длямастера;природакакисточниксырья,этнокультурныетрадиции), «Родной язык» (использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии). Общее число часов, рекомендованных для изучения труда (технологии) – 132 часа: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). 3. СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Технологии,профессииипроизводства Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера – условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах,их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания. ТрадицииипраздникинародовРоссии,ремёсла,обычаи. Технологииручнойобработкиматериалов Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий. Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Общее представление. Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономнойи аккуратнойразметки. Рациональнаяразметка и вырезаниенесколькиходинаковыхдеталейизбумаги.Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другое. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другое). Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы,линейка,игла,гладилка,стека,шаблони другие), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и другое. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц. Картон. Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом,составление композиции,соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина). Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Использованиедополнительныхотделочныхматериалов. Конструированиеимоделирование Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и другое) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей визделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от требуемого результата (замысла). Информационно-коммуникативныетехнологии Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Информация.Видыинформации. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Изучение технологии в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательныхуниверсальныхучебныхдействий,коммуникативных универсальныхучебныхдействий,регулятивныхуниверсальныхучебных действий, совместной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовыелогическиеиисследовательскиедействия: ориентироватьсявтерминах,используемыхвтехнологии(впределах изученного); восприниматьи использоватьпредложенную инструкцию(устную, графическую); анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции; сравниватьотдельныеизделия(конструкции),находитьсходствои различия в их устройстве. Работасинформацией: Уобучающегосябудутсформированыследующиеуменияработатьс информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе; понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем). Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия Самоорганизация и самоконтроль: принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу; действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий; понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ; организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы; выполнятьнесложныедействияконтроляиоценкипопредложенным критериям. Совместнаядеятельность: проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества; принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество. 2КЛАСС Технологии,профессииипроизводства Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Средствахудожественнойвыразительности(композиция,цвет,тонидругие). Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраиваниепоследовательностипрактическихдействийитехнологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса. Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствованиеихтехнологическихпроцессов.Мастераиихпрофессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе человеку. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты. Технологииручнойобработкиматериалов Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механическихи технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание,складываниетонкогокартонаиплотныхвидовбумагиидругое), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и назначения изделия. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты – линейка (угольник, циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими (циркуль) инструментами. Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку. Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей). Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и другие). Конструированиеимоделирование Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм. Конструирование и моделирование изделий из различных материаловпо простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие. Информационно-коммуникативныетехнологии Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Поискинформации.Интернеткакисточникинформации. УНИВЕРСАЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕДЕЙСТВИЯ Изучение технологии во 2 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовыелогическиеиисследовательскиедействия: ориентироватьсявтерминах,используемыхвтехнологии(впределах изученного); выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной; выполнятьдействияанализаи синтеза,сравнения,группировкис учётом указанных критериев; строить рассуждения,делатьумозаключения,проверятьихв практической работе; воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической) задачи; осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной форме. Работасинформацией: получатьинформациюизучебника и других дидактических материалов, использовать её в работе; понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять ответы других обучающихся, высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, проявлять уважительное отношение к одноклассникам,внимание к мнению другого; делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии. Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия Самоорганизация и самоконтроль: пониматьиприниматьучебнуюзадачу; организовывать свою деятельность; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану; прогнозироватьнеобходимыедействиядляполученияпрактического результата,планироватьработу; выполнятьдействияконтроляиоценки; воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться учитывать их в работе. Совместнаядеятельность: выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь; выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу, договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению. 3КЛАСС Технологии,профессииипроизводства Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Современные производстваипрофессии,связанныесобработкойматериалов,аналогичных используемым на уроках технологии. Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее представление). Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологиивжизнисовременногочеловека.Решениечеловекоминженерных задач на основе изучения природных законов – жёсткость конструкции (трубчатыесооружения,треугольниккакустойчиваягеометрическаяформаи другие). Бережное и внимательное отношение к природе как источникусырьевых ресурсов и идей для технологий будущего. Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместнаяработавмалыхгруппах,осуществлениесотрудничества, распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер) и подчинённый). Технологииручнойобработкиматериалов Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративнохудожественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и другие), называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов,экономнаяразметкаматериалов,обработкасцельюполучения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм. Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений. Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом. Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии. Конструированиеимоделирование Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным).Способыподвижногоинеподвижногосоединениядеталейнаб ора «Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции. Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований). Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот). Информационно-коммуникативныетехнологии Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим. УНИВЕРСАЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕДЕЙСТВИЯ Изучение технологии в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовыелогическиеиисследовательскиедействия: ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного); осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и несущественных признаков; выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также графически представленной в схеме, таблице; определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий; классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки); читатьивоспроизводитьпростойчертёж(эскиз)развёрткиизделия; восстанавливатьнарушеннуюпоследовательностьвыполненияизделия. Работас информацией: анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов; на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы; осуществлять поиск необходимой информации для выполненияучебных заданий с использованием учебной литературы; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, егостроении, свойствах и способах создания; описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства; формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов испособоввыполнениязадания. Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия Самоорганизация и самоконтроль: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средствдля её решения; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата,предлагатьпландействийвсоответствииспоставленнойзадачей, действовать по плану; выполнятьдействияконтроляиоценки,выявлятьошибкиинедочёты по результатам работы, устанавливать их причины и искать способыустранения; проявлятьволевуюсаморегуляциюпривыполнениизадания. Совместнаядеятельность: выбиратьсебепартнёровпосовместнойдеятельностинетолькопосимпатии, но и по деловым качествам; справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы; выполнять роли лидера,подчинённого,соблюдать равноправие и дружелюбие; осуществлять взаимопомощь,проявлятьответственностьпри выполнении своей части работы. 4КЛАСС Технологии,профессииипроизводства Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и другие). Профессии,связанные сопасностями (пожарные,космонавты, химикии другие). Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду, способы её защиты. Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление изделий с учётом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и другое). Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного года. Использование комбинированных техник создания конструкций по заданным условиям в выполнении учебных проектов. Технологииручнойобработкиматериалов Синтетическиематериалы–ткани,полимеры(пластик,поролон).Их свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами. Использованиеизмерений,вычисленийипостроенийдлярешенияпрактиче ских задач. Внесение дополнений и изменений в условные графическиеизображениявсоответствиисдополнительными(изменёнными) требованиями к изделию. Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии сзамыслом,особенностями конструкцииизделия. Определение оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии. Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных техник. Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовымлекалам(выкройкам),собственнымнесложным.Строчкапетельного стежка и её варианты («тамбур» и другие), её назначение (соединение и отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий. Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их обработки в сравнении с освоенными материалами. Комбинированноеиспользованиеразныхматериалов. Конструированиеимоделирование Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и другие). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторскотехнологических проблем на всех этапах аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных проектных работ. Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация робота. Информационно-коммуникативныетехнологии Работа сдоступной информацией в Интернете инацифровыхносителях информации. Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое. Создание презентаций в программе PowerPoint или другой. УНИВЕРСАЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕДЕЙСТВИЯ Изучение технологии в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовыелогическиеиисследовательскиедействия: ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного); анализировать конструкции предложенных образцов изделий; конструироватьимоделироватьизделияизразличныхматериаловпо образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых условных обозначений и по заданным условиям; выстраивать последовательность практических действий и технологических операций, подбирать материал и инструменты, выполнять экономную разметку, сборку, отделку изделия; решатьпростыезадачинапреобразованиеконструкции; выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной; соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверятьизделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения; классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки); выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов (изделий) с учётом указанных критериев; анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции. Работасинформацией: находитьнеобходимую длявыполненияработыинформацию,пользуясь различными источниками, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей; на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями; осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ; использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению; описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России, высказывать своё отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов Российской Федерации; создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при работе с разными материалами; осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации и оформления праздников. Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия Самоорганизация и самоконтроль: понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определятьцели учебно-познавательной деятельности; планироватьпрактическуюработувсоответствииспоставленнойцелью и выполнять её в соответствии с планом; на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их результатами прогнозировать практические «шаги» для получения необходимого результата; выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; проявлятьволевуюсаморегуляциюпривыполнениизадания. Совместнаядеятельность: организовыватьпод руководством учителя совместную работув группе: распределять роли, выполнять функции руководителя или подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь; проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения; впроцессе анализаиоценкисовместнойдеятельности высказыватьсвои предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих достижений. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИНАУРОВНЕНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по технологии на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к сохранению окружающей среды; понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов; проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры; проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации,мотивацияктворческомутруду,работенарезультат,способност ь кразличным видам практическойпреобразующей деятельности; проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность,умениесправлятьсясдоступнымипроблемами; готовностьвступатьвсотрудничествосдругимилюдьмисучётомэтики общения, проявление толерантности и доброжелательности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальныеучебныедействия,коммуникативныеуниверсальныеучебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовыелогическиеиисследовательскиедействия: У обучающегосябудутсформированыследующие базовыелогическиеи исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях; осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия; делать обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике; использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей; понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. Работасинформацией: осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информациив учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей; анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия: вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи,аргументированноихизлагать,выслушиватьразныемнения,учитывать их в диалоге; создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России; строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах испособах создания; объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия. Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия: рациональноорганизовыватьсвою работу (подготовкарабочегоместа, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиямииихрезультатами,прогнозироватьдействиядляполучения необходимых результатов; выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; проявлятьволевуюсаморегуляциюпривыполненииработы. Совместнаядеятельность: организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество; проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь; понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии): правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда; применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при разметке); определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе; определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способыих обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; ориентироватьсявнаименованияхосновныхтехнологическихопераций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки, выделение деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку изделий с помощью клея, ниток и другое; оформлятьизделиястрочкойпрямогостежка; пониматьсмыслпонятий«изделие»,«детальизделия»,«образец», «заготовка»,«материал»,«инструмент»,«приспособление»,«конструирование»,«ап пликация»; выполнятьзаданиясопоройнаготовыйплан; обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены труда; рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму,определять взаимное расположение, виды соединения, способыизготовления; распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и другие); называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими; различатьматериалыиинструментыпоихназначению; называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; качественно выполнять операции и приёмы по изготовлениюнесложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и прочее, собирать изделия с помощью клея, пластических масс и другое, эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка; использоватьдлясушкиплоскихизделийпресс; с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон; различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий; пониматьпростейшиевидытехническойдокументации(рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку; осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя; выполнятьнесложныеколлективныеработыпроектногохарактера. К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии): пониматьсмыслпонятий«инструкционная»(«технологическая»)карта, «чертёж»,«эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической деятельности; выполнятьзаданияпосамостоятельносоставленномуплану; распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства; выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту; самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и другие); читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии); выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с помощью циркуля; выполнятьбиговку; выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней; оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; понимать смысл понятия«развёртка» (трёхмерного предмета), соотносить объёмную конструкцию с изображениями её развёртки; отличатьмакетотмодели,строитьтрёхмерныймакетизготовойразвёртки; определятьнеподвижныйиподвижныйспособсоединениядеталейи выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами; конструироватьимоделироватьизделияизразличныхматериаловпо модели, простейшему чертежу или эскизу; решатьнесложныеконструкторско-технологическиезадачи; применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности; делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения; выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество; пониматьособенностипроектнойдеятельности,осуществлятьпод руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; называтьпрофессиилюдей,работающихвсфереобслуживания. К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии): пониматьсмыслпонятий«чертёжразвёртки»,«канцелярскийнож», «шило»,«искусственныйматериал»; выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного); узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла; называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие); читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль); узнаватьиназыватьлиниичертежа(осеваяицентровая); безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом; выполнять рицовку; выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками; решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной задачей; понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций, использовать их при решении простейших конструкторских задач; конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; изменятьконструкциюизделияпозаданнымусловиям; выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции; называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения обучающихся); понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации; выполнять основные правила безопасной работы на компьютере; использоватьвозможностикомпьютераиинформационнокоммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий; выполнять проектные задания в соответствии с содержаниемизученного материала на основе полученных знаний и умений. К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):: формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах; на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса; самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов (например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу; решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия; на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественно-конструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией; создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст(выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца); работатьсдоступной информацией, работатьв программах Word, Power Point; решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно представлять продукт проектной деятельности; осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС №п/п Наименованиеразделовитем программы Количество часов Всего Дата План Факт Электронные(цифровые) образовательныересурсы 1 Природноеитехническоеокружение человека 2 https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market 2 Природныематериалы.Свойства. Технологии обработки 5 https://myschool.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 3 Способысоединенияприродных материалов 1 https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 4 Композициявхудожественнодекоративных изделиях 2 https://myschool.edu.ru/ https://urok.apkpro.ru/ 5 Пластическиемассы.Свойства. Технология обработки 1 https://myschool.edu.ru/ https://rusneb.ru/ 6 Изделие.Основаидеталиизделия. Понятие «технология» 1 https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ 7 Получениеразличныхформдеталей изделия из пластилина 2 https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 8 Бумага.Ееосновныесвойства.Виды бумаги 1 https://myschool.edu.ru/ https://www.prlib.ru/ 9 Картон.Егоосновныесвойства.Виды картона 1 https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market 10 Сгибаниеискладываниебумаги 3 https://myschool.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 11 Ножницы – режущий инструмент. Резание бумаги и тонкого картона ножницами.Понятие«конструкция» 3 https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ 12 13 Шаблон–приспособление.Разметка бумажных деталей по шаблону Общеепредставлениеотканяхи нитках 5 https://myschool.edu.ru/ https://www.prlib.ru/ 1 https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market 14 Швейныеиглыи приспособления 1 https://myschool.edu.ru/ 15 Вариантыстрочкипрямогостежка (перевивы). Вышивка 3 https://myschool.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main 16 Резервноевремя 1 https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ 33 2КЛАСС №п/п Наименованиеразделовитем программы Количество часов Всего Дата План Факт Электронные(цифровые) образовательныересурсы 1 Повторениеиобобщениепройденного в первом классе 1 https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 2 Средствахудожественной выразительности(композиция,цвет, форма, размер, тон, светотень, симметрия)вработахмастеров 4 https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market 3 Биговка.Сгибаниетонкогокартонаи плотных видов бумаги 4 https://myschool.edu.ru/ 4 Технологияитехнологические операцииручнойобработкиматериалов (общее представление) 1 https://myschool.edu.ru/ https://urok.apkpro.ru/ 5 Элементыграфическойграмоты 2 https://myschool.edu.ru/ 6 Разметкапрямоугольныхдеталейот двух прямых углов по линейке 3 https://myschool.edu.ru/ 7 Угольник–чертежный(контрольноизмерительный)инструмент.Разметка прямоугольных деталей по угольнику 1 https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market 8 Циркуль – чертежный (контрольноизмерительный)инструмент.Разметка круглыхдеталей циркулем 2 https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 9 Подвижноеинеподвижноесоединение деталей. Соединение деталей изделия «щелевымзамком» 5 https://myschool.edu.ru/ 10 Машинынаслужбеучеловека 2 https://myschool.edu.ru/ Натуральныеткани.Основныесвойства натуральных тканей Видыниток.Ихназначение, использование 1 https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market 1 https://myschool.edu.ru/ https://urok.apkpro.ru/ 13 Технологияизготовленияшвейных изделий. Лекало. Строчка косого стежка и ее варианты 6 https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 14 Резервноевремя 1 https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 11 12 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ 34 3КЛАСС № п/п Наименованиеразделовитем программы Количество часов Всего Повторениеиобобщениепройденногово втором классе Дата План Факт Электронные(цифровые) образовательныересурсы 1 https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market 3 https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 4 https://myschool.edu.ru/ https://rusneb.ru/ 4 Способыполученияобъемных рельефных формиизображенийФольга.Технология обработки фольги 1 https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market 5 Архитектураистроительство. Гофрокартон.Егостроениесвойства, сферы использования 1 https://myschool.edu.ru/ https://urok.apkpro.ru/ 6 Объемныеформыдеталейиизделий. Развертка. Чертеж развертки 6 https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 7 Технологииобработкитекстильных материалов 4 https://myschool.edu.ru/ https://rusneb.ru/ 8 Пришиваниепуговиц.Ремонтодежды 3 https://myschool.edu.ru/ 9 Современныепроизводстваипрофессии 4 https://myschool.edu.ru/ 10 Подвижноеинеподвижноесоединение деталей из деталей наборов типа «Конструктор».Конструированиеизделий изразных материалов 6 https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 1 2 3 Информационно-коммуникативные технологии Способыполученияобъемныхрельефных форм и изображений (технология обработкипластическихмасс,креповой бумаги 11 Резервноевремя ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ 1 34 https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 4КЛАСС №п/п Наименованиеразделовитем программы Повторениеиобобщениеизученногов третьем классе 1 Информационно-коммуникативные технологии Конструированиеробототехнических моделей 2 3 Количество часов Всего Дата План Факт Электронные(цифровые) образовательныересурсы 1 https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market 3 https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 5 https://myschool.edu.ru/ 4 Конструированиесложныхизделийиз бумаги и картона 5 https://myschool.edu.ru/ https://www.prlib.ru/ 5 Конструированиеобъемныхизделийиз разверток 3 https://myschool.edu.ru/ 6 Интерьерыразныхвремен.Декор интерьера 3 https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 7 Синтетическиематериалы 5 https://myschool.edu.ru/ 5 https://myschool.edu.ru/ https://www.prlib.ru/ Историяодеждыитекстильных материалов 8 9 Подвижныеспособысоединения деталейусложненныхконструкций 3 https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market 10 Резервноевремя 1 https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ 34 ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Темаурока 1 Мирвокругнас(природныйи рукотворный) 2 Техниканаслужбечеловека(в воздухе, на земле и на воде) 3 Природаитворчество.Природные материалы 4 Дата План Факт Воспитательный урок Виртуальная экскурсиявмир техники Сборлистьевиспособыих засушивания 5 Семенаразныхрастений.Составление композиций из семян 6 Объемныеприродныематериалы (шишки, жёлуди, каштаны). Конструированиеобъемныхизделий из них 7 Объемныеприродныематериалы (шишки, жёлуди, каштаны). Конструированиеобъемныхизделий из них 8 Способысоединенияприродных материалов 9 Понятие «композиция». Центровая композиция.Точечноенаклеивание листьев Виртуальная экскурсия «Удивительные шишки» Электронные(цифровые) образовательныересурсы 10 «Орнамент».Разновидности композиций,Композициявполосе https://myschool.edu.ru/ Виртуальная экскурсияна выставку «Пластилиновый мир» 11 Материалыдлялепки(пластилин, пластические массы) 12 Изделие.Основаидеталиизделия. Понятие «технология» https://myschool.edu.ru/ 13 Формообразованиедеталейизделияиз пластилина https://myschool.edu.ru/ 14 Объемнаякомпозиция.Групповая творческая работа – проект («Аквариум»,«Морскиеобитатели») https://myschool.edu.ru/ 15 Бумага.Ееосновныесвойства.Виды бумаги 16 Картон.Егоосновныесвойства.Виды картона https://myschool.edu.ru/ 17 Сгибаниеискладываниебумаги. (Cоставление композиций из несложной сложенной детали) https://myschool.edu.ru/ https://urok.аpkpro.ru/ 18 Сгибаниеискладываниебумаги (Основныеформыоригамииих преобразование) https://myschool.edu.ru/ 19 Складываниебумажнойдетали гармошкой https://myschool.edu.ru/ Виртуальная экскурсия на производство бумаги https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/mаrket Виртуальныйтур «Знакомствос предметамибыта. Ножницы» 20 Режущийинструментножницы.Их назначение, конструкция. Правила пользования 21 Приемы резания ножницами по прямой,кривойиломанойлиниям https://myschool.edu.ru/ 22 Резанаяаппликация https://myschool.edu.ru/ 23 Шаблон–приспособлениедля разметкидеталей.Разметкапо шаблону 24 25 26 27 28 https://myschool.edu.ru/ https://urok.apkpro.ru/ Разметкапошаблонуивырезание нескольких деталей из бумаги https://myschool.edu.ru/ Преобразованиеправильныхформв неправильные Составлениекомпозицийиздеталей разных форм https://myschool.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market Изготовлениедеталейпошаблонуиз тонкого картона https://myschool.edu.ru/ Общеепредставлениеотканяхи нитках 29 Швейныеиглыиприспособления. Назначение. Правила обращения. Строчка прямого стежка 30 Вышивка – способ отделки изделий. Мережка(осыпаниекраязаготовкииз ткани) 31 Строчкапрямогостежка,ее варианты https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ Виртуальная экскурсия«Мир ткачества и вышивки» https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ – перевивы https://urok.apkpro.ru/ 32 Отделкашвейногоизделия(салфетки, закладки) строчками прямого стежка https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market 33 Резервныйурок https://myschool.edu.ru/ ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ 2КЛАСС № п/п Темаурока Дата План Факт Воспитательный урок Электронные(цифровые) образовательныересурсы Мастера и их профессии. Повторениеиобобщениепройденногов первом классе https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/mark et 2 Средствахудожественной выразительности:цвет,форма,размер. Общее представление https://myschool.edu.ru/https://lib .myschool.edu.ru/market 3 Средствахудожественной выразительности:цветвкомпозиции 4 Видыцветочныхкомпозиций (центральная, вертикальная, горизонтальная) 1 5 6 Виртуальная экскурсия«Цвета природы» https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ Светотень.Способыее получения формообразованиембелыхбумажных деталей Биговка–способсгибаниятонкого картона и плотных видов бумаги https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ https://myschool.edu.ru/ 7 Биговкапокривымлиниям https://myschool.edu.ru/ 8 Изготовлениесложныхвыпуклыхформ на деталях из тонкого картона и плотныхвидовбумаги https://myschool.edu.ru/https://lib .myschool.edu.ru/market 9 Конструированиескладнойоткрыткисо вставкой Виртуальная экскурсия «Профессия https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ флорист» 10 Технологияитехнологические операцииручнойобработкиматериалов (общее представление) https://myschool.edu.ru/ https://rusneb.ru/ 11 Линейка – чертежный (контрольноизмерительный)инструмент.Понятие «чертеж».Линиичертежа(основная толстая,тонкая,штрихидва пунктира) https://myschool.edu.ru/https://lib .myschool.edu.ru/market 12 Понятие«чертеж».Линиичертежа (основнаятолстая,тонкая,штрихидва пунктира) 13 Разметкапрямоугольныхдеталейот двух прямых углов по линейке https://myschool.edu.ru/ 14 Конструированиеусложненныхизделий из полос бумаги https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ 15 Конструированиеусложненныхизделий из полос бумаги https://myschool.edu.ru/ 16 Угольник–чертежный(контрольноизмерительный)инструмент.Разметка прямоугольных деталей по угольнику https://myschool.edu.ru/https://lib .myschool.edu.ru/market 17 Циркуль.Егоназначение,конструкция, приемы работы. Круг, окружность, радиус 18 Чертежкруга.Делениекруглыхдеталей на части. Получение секторов из круга https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 19 Подвижноеисоединениедеталей. https://myschool.edu.ru/ Виртуальныйтур «История чертежных инструментов» Виртуальная экскурсия «Историяодного циркуля» https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ Шарнир.Соединениедеталейна шпильку https://nb.yanao.ru/ 20 Подвижноесоединениедеталей шарнирна проволоку https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/mark et 21 Шарнирныймеханизмпотипу игрушки-дергунчик https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 22 23 «Щелевойзамок»-способразъемного соединения деталей Разъемноесоединениевращающихся деталей (пропеллер) https://myschool.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ Виртуальная экскурсия «Наблюдение за движениеммашин и работой водителя» 24 Транспортимашиныспециального назначения 25 Макетавтомобиля https://myschool.edu.ru/ Натуральныеткани,трикотажное полотно, нетканые материалы Видыниток.Ихназначение, использование https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 26 27 28 Строчкакосогостежка.Назначение. Безузелковое закрепление нитки на ткани.Зашиванияразреза 29 Разметкаивыкраивание прямоугольногошвейногоизделия. Отделка вышивкой https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ Виртуальная экскурсияна швейнуюфабрику https://myschool.edu.ru/https://lib .myschool.edu.ru/market 30 Сборка,сшиваниешвейного изделия https://myschool.edu.ru/ 31 Лекало.Разметкаи выкраивание деталейшвейногоизделияпо лекалу https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ 32 Изготовлениешвейногоизделияс отделкой вышивкой https://myschool.edu.ru/ 33 Изготовлениешвейногоизделияс отделкой вышивкой https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 34 Резервныйурок https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ 3КЛАСС № п/п 1 2 3 4 Темаурока Дата План Факт Воспитательный урок Технологии, профессии и производство. Повторениеиобобщениепройденногово втором классе Знакомимсяскомпьютером.Назначение, основные устройства Электронные(цифровые) образовательныересурсы https://myschool.edu.ru/ https://rusneb.ru/ Виртуальное путешествиев страну ЭВМ Компьютер–твойпомощник. Запоминающиеустройства–носители информации Работастекстовойпрограммой https://myschool.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/mаrke t https://myschool.edu.ru/ Виртуальная экскурсия«Воту Коли, например, мама – милиционер» 5 Какработаетскульптор.Скульптуры разных времен и народов 6 Рельеф.Приданиеповерхностифактуры и объема https://myschool.edu.ru/ https://www.prlib.ru/ 7 Какработаетхудожник-декоратор. Материалыхудожника,художественные технологии https://myschool.edu.ru/ 8 Свойствакреповойбумаги.Способы получение объемных форм https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 9 Способыполученияобъемных рельефныхформиизображенийФольга. Технология обработки фольги https://myschool.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://rusneb.ru/ Виртуальная экскурсияпо памятникам архитектуры 10 Архитектураистроительство. Гофрокартон.Егостроениесвойства, сферы использования 11 Плоскиеиобъемныеформыдеталейи изделий.Развертка.Чертежразвертки. Рицовка https://myschool.edu.ru/ https://www.prlib.ru/ 12 Плоскиеиобъемныеформыдеталейи изделий.Развертка.Чертежразвертки. Рицовка https://myschool.edu.ru/ https://rusneb.ru/ 13 Разверткакоробкис крышкой https://myschool.edu.ru/ 14 Оклеиваниедеталейкоробкис крышкой https://myschool.edu.ru/ 15 Конструированиесложныхразверток https://myschool.edu.ru/ 16 Конструированиесложныхразверток https://myschool.edu.ru/ 17 Строчкакосогостежка (крестик, стебельчатая).Узелковоезакрепление ниткинаткани.Изготовлениешвейного изделия 18 Строчкакосогостежка (крестик, стебельчатая). Узелковое закрепление ниткинаткани.Изготовлениешвейного изделия 19 20 Строчкапетельногостежкаиее варианты.Изготовлениемногодетального швейного изделия Строчкапетельногостежкаиее варианты.Изготовлениемногодетального швейного изделия Виртуальныйтур «Очемрасскажет вышивка?» https://myschool.edu.ru/https://lib. myschool.edu.ru/market https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/https://lib. myschool.edu.ru/market https://myschool.edu.ru/ Виртуальная экскурсиявмузей «Удивительный мир пуговиц» https://myschool.edu.ru/ https://rusneb.ru/ 21 Пришиваниепуговиц.Ремонтодежды 22 Конструированиеиизготовлениеизделия (из нетканого полотна) с отделкой пуговицей https://myschool.edu.ru/ https://www.prlib.ru/ 23 Проект.Коллективноедидактическое пособие для обучения счету (с застежкаминапуговицы) https://myschool.edu.ru/ Виртуальная экскурсия по выставке«От древнейиглыдо швейной машинки» https://myschool.edu.ru/https://lib. myschool.edu.ru/mаrket 24 Историяшвейноймашины.Способ изготовления изделий из тонкого трикотажа стяжкой 25 Историяшвейноймашины.Способ изготовленияизделийизтонкого трикотажа стяжкой https://myschool.edu.ru/ https://www.prlib.ru/ 26 Пришиваниебусинынашвейноеизделие https://myschool.edu.ru/ 27 Пришиваниебусинынашвейноеизделие https://myschool.edu.ru/ 28 Подвижноеинеподвижноесоединение деталей из деталей наборов типа «Конструктор» https://myschool.edu.ru/ https://rusneb.ru/ 29 Проект«Военнаятехника» https://myschool.edu.ru/ 30 Конструированиемакетаробота https://myschool.edu.ru/ 31 Конструированиеигрушки-марионетки https://myschool.edu.ru/ 32 Механизмустойчивогоравновесия Виртуальная https://myschool.edu.ru/ (кукла-неваляшка) экскурсия «Неваляшкаиз детства» https://www.prlib.ru/ 33 Конструированиеигрушкиизноскаили перчатки https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/marke t 34 Резервныйурок https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ 4КЛАСС № п/п 1 Темаурока Дата План Факт Воспитательный урок Повторениеиобобщениеизученногов третьем классе. Современные синтетические материалы. Электронные(цифровые) образовательныересурсы https://myschool.edu.ru/ https://urok.apkpro.ru/ Виртуальная экскурсия«Много есть профессий разных» 2 Информация.Интернет 3 Графическийредактор https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 4 Проектноезаданиепоисторииразвития техники https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ Виртуальная экскурсия«Музей роботов» https://myschool.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://edcommunity.ru/lessons /virtualnaya-ekskursiya-vmuzey-robotov/ 5 Робототехника.Видыроботов 6 Конструированиеробота. Преобразованиеконструкцииробота https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/marke t 7 Электронныеустройства.Контроллер, двигатель https://myschool.edu.ru/ 8 Программированиеробота https://myschool.edu.ru/ https://urok.apkpro.ru/ 9 Испытанияипрезентацияробота Виртуальная экскурсия«Быть нужнымлюдям» https://myschool.edu.ru/ 10 Конструированиесложнойоткрытки https://myschool.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/mаrke t 11 Конструированиепапки-футляра https://myschool.edu.ru/ 12 Конструированиеальбома(например, альбом класса) https://myschool.edu.ru/ https://nb.yаnаo.ru/ Виртуальная экскурсияпо музею вооруженныхсил вМоскве 13 Конструированиеобъемногоизделия военной тематики 14 Конструированиеобъемногоизделия– подарок женщине, девочке https://myschool.edu.ru/ https://urok.аpkpro.ru/ 15 Изменениеформдеталей объемных изделий.Изменениеразмеровдеталей развертки (упаковки) https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 16 Построениеразверткиспомощью линейки и циркуля (пирамида) https://myschool.edu.ru/ 17 18 Разверткамногограннойпирамиды циркулем Декоринтерьера.Художественная техника декупаж https://myschool.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://nb.yаnаo.ru/ Виртуальныйтур по интерьеру https://myschool.edu.ru/ 19 Природныемотивывдекореинтерьера https://myschool.edu.ru/ https://urok.аpkpro.ru/ 20 Конструированиеимоделирование изделий из различных материалов. Подвижное соединение деталей на проволоку (толстую нитку) https://myschool.edu.ru/https://lib. myschool.edu.ru/mаrket Виртуальная экскурсия «Производство полимеров.Завод пластмассовых изделий» 21 Полимеры.Видыполимерных материалов, их свойства 22 Технологияобработкиполимерных материалов (на выбор, например) https://myschool.edu.ru/ 23 Конструированиесложныхформиз пластиковых трубочек https://myschool.edu.ru/ https://urok.apkpro.ru/ 24 Конструированиеобъемных геометрическихконструкцийизразных материалов https://myschool.edu.ru/ 25 Синтетическиеткани.Ихсвойства https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ 26 Мода,одеждаитканиразныхвремен. Тканинатуральногоиискусственного происхождения 27 Способдрапировкитканей. Исторический костюм 28 ОдежданародовРоссии.Составныечасти костюмовиплатьев,ихконструктивныеи декоративные особенности 29 Строчкакрестообразногостежка. Строчка петлеобразного стежка. Аксессуарыв одежде https://myschool.edu.ru/ https://urok.apkpro.ru/ 30 Строчкакрестообразногостежка. https://myschool.edu.ru/ https://nb.yanao.ru/ Путешествиев мир тканей https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ Виртуальная экскурсия «Профессия швеи» https://myschool.edu.ru/https://lib. myschool.edu.ru/market Строчка петлеобразного стежка.Аксессуарыводежде 31 Конструкция«пружина»изполоскартона или металлических деталей наборов типа «Конструктор» https://myschool.edu.ru/ 32 Качающиесяконструкции https://myschool.edu.ru/ 33 Конструкциисосдвижнойдеталью https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 34 Резервныйурок https://myschool.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА • Технология:1-йкласс:учебник/ЛутцеваЕ.А.,ЗуеваТ.П.,Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Технология:2-йкласс:учебник,2класс/ЛутцеваЕ.А.,ЗуеваТ.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Технология:3-йкласс:учебник,3класс/ЛутцеваЕ.А.,ЗуеваТ.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Технология:4-йкласс:учебник,4класс/ЛутцеваЕ.А.,ЗуеваТ.П., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ Лутцева Е. А.Технология. Методическое пособие с поурочными разработками.1-4классы:пособиедляучителейобщеобразоват. организацийЕ.А.Лутцева,Т.П.Зуева. —2-еизд.—М.:Просвещение, 2024. — 204 с. — ISBN 978-5-09-034287-2. Методическоепособиедляучителя.Технологическаякарта. ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИ ИНТЕРНЕТ https://myschool.edu.ru/ https://uchi.ru/teachers/lk/main https://resh.edu.ru/ https://lib.myschool.edu.ru/market https://urok.apkpro.ru/ https://rusneb.ru/ https://nb.yanao.ru/ https://www.prlib.ru/