ПОЯСНИТЕЈІЬНАЯ ЗАПИСКА Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества. Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов является логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности, нашедшей своё отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для учащихся 2–9 классов. Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы. В выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. В основе курса «Финансовая грамотность» для 10–11 классов лежит системнодеятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой грамотности. Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни. Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебнометодического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности. Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя. В качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные пособия, подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой грамотности: «Страхование», «Фондовый рынок», «Банки», «Финансовые риски и финансовая безопасность», «Пенсия и пенсионные накопления». Цели и планируемые результаты изучения курса. Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния. Планируемые результаты обучения Требования к личностным результатам освоения курса: • способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами; • сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами; • понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами; • готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания; • готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни; • сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия; • способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности. Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса: • умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; • умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей; • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем; • умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; • умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования; • умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности. Требования к предметным результатам освоения курса: владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды; владение знанием: об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств; об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов; о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета; о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике; о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них; об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов; об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии; об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнесплана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования; о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов. Содержание программы курса «Финансовая грамотность» (10-11 класс) Программа курса рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в 10 классе в год, 33 часа в 11 классе в год) 10 класс Тема 1. Банковская система: услуги и продукты (6ч.) Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.) Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности. Тема 3. Страхование: что и как надо страховать. (4ч). Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности. Тема 4. Собственный бизнес. (4ч) Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. Тема 5. Основы налогообложения. (6ч.) Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Тема 6. Личное финансовое планирование. (7ч) Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов. Итоговый контроль по курсу. Итоговое обобщение 1 час Содержание программы курса «Финансовая грамотность» (10-11 класс) 11 класс Тема 1. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» (8 ч) Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии. Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям. Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле. Тема 2. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» (10 ч.) Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи. Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент. Тема 3. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч) Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения. Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников. Тема 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (8 ч) Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования. Итоговое обобщение 1 час Тематический план курса «Финансовая грамотность» (10-11 класс) Название раздела Банковская система: услуги и продукты Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. Страхование: что и как надо страховать Собственный бизнес. Основы налогообложения. Личное финансовое планирование. Итоговое занятие Итого: Название раздела Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления Собственный бизнес: как создать и не потерять Риски в мире денег: как защититься от разорения Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду Итоговое занятие Итого: Всего: 10 класс 6 6 4 4 6 7 1 34 11 класс 8 10 6 8 1 33 ч 67 ч Календарно – тематическое планирование 10 класс № 1 2 3 4 5 6 7 Наименование раздела Банковская система: услуги и продукты Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Страхование: что и как надо страховать Собственный бизнес. Основы налогообложения. Личное финансовое планирование. Тема урока Кол-во ч Основные понятия кредитования. Виды кредитов. Основные понятия кредитования. Виды кредитов. Основные понятия кредитования. Виды кредитов. Условия кредитов. Условия кредитов. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. 1 1 1 1 1 1 1 Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов. Виды депозитов. Условия депозитов. Виды страхования в России. 1 Страхование имущества. Личное страхование. Страховые продукты. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Валютный курс. Валютный курс. Банковские карты. Банковские карты. Налоговый кодекс РФ. 1 1 1 1 Виды налогов в РФ. Налоговые льготы в РФ. Обязанность и ответственность налогоплательщиков. Налоговый инспектор. Экскурсия в налоговую инспекцию. Роль денег в нашей жизни. 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 Семейный бюджет. Личный бюджет. Личные финансовые цели. Составление личного финансового плана. Защита своего личного финансового плана Обобщение изученного материала Итоговое обобщение 1 1 1 1 1 1 1 Тестирование Календарно – тематическое планирование 11 класс № Наименование раздела Тема урока Колво ч 1 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Собственный бизнес: как создать и не потерять Что такое пенсия и кому она положена От чего зависит размер пенсии и как его увеличить Как выбрать программу пенсионного накопления Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах Творческое занятие – эссе «Пенсионеры — это самое дорогое, что есть у государства». (М. Гуськов) Решение практических задач и тестов Диспут «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь её потерять». (Г. Форд) Как создать стартап Как разработать реальный бизнес-план Расходы и доходы в собственном бизнесе Налогообложение малого и среднего бизнеса Кто может помочь в создании стартапа С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен Игра «Создаём свой бизнес», часть I: подготовительный этап Игра «Создаём свой бизнес», часть II: этап игрового моделирования Коммуникативный семинар «Легко ли создать свой бизнес сегодня?» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 19 Риски в мире денег: как защититься от разорения 20 21 22 23 24 25 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду 26 27 28 29 30 31 32 33 Итоговое обобщение Круглый стол «Ключ к успеху бизнеса — в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью». (Д. Гуднайт) Какие бывают финансовые риски. 1 Что такое финансовое мошенничество. И как строятся финансовые пирамиды. Как управлять инвестиционными рисками Коммуникативный семинар «Как избежать мошенничества в сфере финансов?» Семинар «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство». (Б. Авербах) Решение практических задач и тестов. Обобщение по теме «Риски в мире денег: как защититься от разорения» Управление рисками и страхование 1 О правильном страховании Идентификация рисков и выбор страховой защиты Как правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование Как правильно заключить договор страхования и защитить свои права при страховом случае Коммуникативный семинар «Критерии выбора страховой компании». Игра «Хочу застраховать жизнь и здоровье» Обобщение изученного материала Тестирование 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Список рекомендуемой литературы н источников Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся . 10-11 классы общеобразоват. Орг., социально-экономический профиль. – М.:ВАКО, 2020. Киреев А.П. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10-11 классы общеобразоват. Орг., социально-экономический профиль. – М.:ВАКО, 2020. Управление личными финансами. теория и практика: учеб. пособие для будущііх профессионалов в сфере финансов / под ред. А, П. Алмоюва, Ю. В. Бреховой. Волгоград: Шш-вo Волгоградсого филиала ФГБОУ BПO PAH- XJC, 2018. Энциклопедия личных финансов. популярное издание / под ред. А. П. Алмоюва, Ю. В. Бреховой. Волтград: Шд-во Волгоградского филиала ФГБОУ BПO РАНХиГС, 2018 Брехова Ю. В. Как распознать фlінапсовую птірамиду / Ю. В. Брехова. . Волгоград: Изд-во ФГОУ BПO ВАГС, 2011. 24 с. (Простите финансы). Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А П. Алмосов, Ю. В Брехова. Волгоград: Шд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. 28 с. (Простые финансы). Интернет-ресурсы www.erepon.ru . обзорная информация по мировой экономике. www.cmmarket.ru . обзоры мировых товарных рынков. www.гЬс.гu Росбизнес информационное аналитическое агентство. www.stat.hse.ru статистический портал Высшей школы экономики www. cefir. ru . ЦЭФНР Центр экономических и финансовых исследований. www.beafnd.org . Фонд Бюро экономического анализа. www economy gov.ru/minec/ma Министерство экономического развития РФ www minpromtorg.gov.ru Министерство торговли и промышленности РФ. www fas.gov ru . Федеральная антимонопольная служба РФ http://www.minfin.ru/ru Министерство финансов РФ. www. cbr.ru - Центральный банк РФ. www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики. www.nalog.ru Федеральная налоговая служба РФ