РП право 10-11 классы

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего
образования (базовый уровень) составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учетом
федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа по
обществознанию на уровне среднего общего образования реализует принцип
преемственности примерных рабочих образовательных программ основного
общего и среднего общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов
по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и
разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся,
определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых
обучающимися.
Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на
правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом
принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание
основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование
правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное
правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение
права, создает условия
реализации индивидуальных образовательных
программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе
более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся,
создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их
интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в
отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение
направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.
Правовая информация, представленная в содержании примерной программы
расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает
преемственность между общим и юридическим профессиональным
образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы
к освоению программ высшего профессионального образования.
Основные
содержательные линии примерной
образовательной
программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы
(профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы
юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе
образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений
права и государства; система и структура права; правотворчество и
2

правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая
ответственность; право и личность; основные правовые системы
современности; конституционное право; гражданское право; семейное право;
трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое
право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Цели
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на
достижение следующих целей:
•
развитие
личности,
направленное
на
формирование
правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности,
внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на
осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные
законом права и свободы; содействие развитию профессиональных
склонностей;
•
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого
человека, демократическим правовым ценностям и институтам,
правопорядку;
•
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах
и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом
нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных
интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической
деятельности и основными юридическими профессиями;
•
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных
знаний и способов деятельности для решения практических задач в
социально-правовой
сфере,
продолжения
обучения
в
системе
профессионального образования;
•
формирование способности и готовности к сознательному и
ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в
том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к
самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской
позиции и несению ответственности.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного
изучения учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего
образования, а именно в Х классе, из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного
предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области
познавательной деятельности являются:

умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки
результата);
3


участие в проектной деятельности, в организации и проведении
учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их
проверки,
владение
приемами
исследовательской
деятельности,
элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос:
«Что произойдет, если…»).
В
области
информационно-коммуникативной
деятельности
предполагается

поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;

извлечение необходимой информации из источников, созданных
в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной
информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности
полученной информации, передача содержания информации адекватно
поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

умения развернуто обосновать суждения, давать определения,
приводить доказательства; объяснение изученных положений на
самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными
навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается

понимание
ценности образования как средства развития
культуры личности;

объективное оценивание своих учебных достижений, поведения,
черт своей личности, учет мнения других людей при определении
собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и
участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение
средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей,
определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои
мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование
в старшей школе на базовом уровне
ориентировано на формирование
умений
осмысленно употреблять
правовые понятия и категории,
характеризовать основные правовые
институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь
государства, права и других социальных норм; различать виды
судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры,
нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений,
урегулированных правом.
Выпускник старшей школы должен уметь использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

поиска, первичного анализа и использования правовой
информации;

обращения в надлежащие органы за квалифицированной
юридической помощью;
4


анализа норм права с точки зрения конкретных условий их
реализации.
Требования направлены на реализацию

личностно
ориентированного,
деятельностного
и
практикоориентированного подходов;

освоение учащимися интеллектуальной и практической
деятельности;

овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире,
значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности,
поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения
профессии юриста.

5

II. Учебно-тематический план
10 класс
№
п/п

Тематический блок

Тема 1. Право и государство
Тема 2. Форма и структура права
Тема 3. Становление и развитие отечественного права
Тема 4. Правотворчество и правореализация
Тема 4. Право и личность
Тема 5. Основы конституционного права Российской
Федерации
Итоговое повторение по курсу
Всего часов
11 класс
№
п/п

Тематический блок

Тема 1. Гражданское право
Тема 2. Семейное право
Тема 3. Правовое регулирование трудовых отношений
Тема 4. Административное право
Тема 4. Уголовное право
Тема 5. Финансовое право, налоговое право,
экологическое право, международное право
Тема 6. Процессуальное право
Итоговое повторение по курсу
Всего часов

Количество
часов (в год)
6
5
3
8
4
7
1
34
Количество
часов (в год)
10
2
5
3
3
4
4
3
34

III. Содержание тем учебного курса
Тема 1. Право и государство
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды
социальных норм при первобытно-общинном строе. Ранние формы права и
государства.
Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки,
определение. Основные направления учения о праве.
Сущность государства. Государство как публичная политическая
власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат)
государственной власти.
Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления,
формы государственного устройства, политический режим.
Функции государства. Понятие функций государства. Классификация
функций государства. Внутренние и внешние функции государства.

6

Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского
общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в
развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского
общества, права и государства.
Тема 2. Форма и структура права
Место права в системе социального регулирования общества. Понятие
нормы. Социальные и технические нормы.
Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы.
Право и обычай. Корпоративные нормы.
Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как
социального регулятора. Структура правовой нормы.
Формы (источники) права. Понятие и система источников права.
Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые
акты: основные виды. Законные интересы. Действие нормативно-правовых
актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Система права. Понятие и структурные элементы системы права.
Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на
отрасли и институты. Частное и публичное право. Нормы и основные
отрасли права в России.
Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых
систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы
традиционного типа.
Тема 3. Правотворчество и правореализация
Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие,
виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса.
Законодательная техника.
Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение,
соблюдение. Общие правила применения права. Применение права как
особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права:
понятие и виды.
Правовые отношения. Правоотношения как особый вид общественных
отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений
(правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений.
Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности.
Правопорядок. Гарантии законности и правопорядка.
Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы)
правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования.
Правомерное поведение. Эффективность права.
Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания.
Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития
правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.

7

Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие и виды
правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность:
основания и виды. Юридический конфликт.
Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние
преступности в современной России. Организованная преступность.
Международный терроризм. Правоохранительные органы, их виды и
полномочия.
Тема 4. Право и личность
Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный
неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в
истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав
человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека.
Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы
правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового
статуса человека и гражданина.
Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты
прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ.
Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система
защиты прав человека.
Конституционная жалоба. Административно-правовые способы
защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои
права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Правозащитные общественные организации.
Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и
региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по
правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов.
Региональная система защиты прав человека.
Тема 5. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное
право
Российской
Федерации.
Понятие
конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность,
особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории
всего государства.
Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация —
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность
государства.
Система органов государства. Президент — глава государства.
Федеральное собрание — представительный и законодательный орган РФ.
Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы.
Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в
Российской Федерации. Конституционные права и свободы граждан РФ.
Конституционные
обязанности
граждан,
права
и
обязанности
8

налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную
гражданскую службу.
Гражданство
Российской
Федерации.
Понятие
гражданства,
приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев
и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ.
Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России.
Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ.
Избирательная система.
Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса.
Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение
законодательства о выборах.
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
•
систему и структуру права, современные правовые системы;
общие правила применения права; содержание прав и свобод человека;
понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой
защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
•
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему
законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и
свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты;
избирательный и законодательный процессы в России; принципы
организации и деятельности органов государственной власти; порядок
рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров;
порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной
защиты и социального обеспечения; порядок получения платных
образовательных услуг;
•
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь;
механизм правового регулирования; содержание основных понятий и
категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и
ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений
(избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя,
супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых
публичным и частным правом;
•
различать: формы (источники) права, субъектов права; виды
судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия
органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных
органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота;
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные
виды гражданско-правовых договоров;
•
приводить примеры: различных видов правоотношений,
правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных
9

конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за
причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм
международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
•
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой
информации;
•
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки
зрения конкретных условий их реализации;
•
изложения и аргументации собственных суждений о
происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
•
применения правил (норм) отношений, направленных на
согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
•
осуществления учебных исследований и проектов по правовой
тематике;
•
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в
типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения
способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
способы и порядок разрешения споров;
•
обращения в надлежащие органы за квалифицированной
юридической помощью.

10

Календарно-тематический план
10 класс
№
п/п

Тематический блок

Тема 1. Право и государство
1.
Происхождение права и государства
2.
Сущность права: отличительные признаки
3.
Сущность государства
4.
Формы государства: основные элементы
5.
Функции государства: сущность и виды
6.
Гражданское общество и его основные элементы
Тема 2. Форма и структура права
7.
Право в системе социальных регуляторов
Нормы права. Структура правовой нормы и
8.
способы ее закрепления
9.
Источники права: сущность и виды
10. Система права: отрасли права
11. Правовые системы современности
Тема 3. Становление и развитие отечественного права
12. Формирование и развитие русского права
13. Эволюция советского законодательства
14. Формирование права современной России
Тема 4. Правотворчество и правореализация
15. Правотворчество
Реализация и толкование права. Правовые
16.
отношения (практикум)
17. Правовые отношения
18. Законность и правопорядок
19. Механизм правового регулирования
20. Правосознание и правовая культура
21. Правонарушение и юридическая ответственность
22. Преступление и наказание
Тема 4. Право и личность
23. Права человека: понятие, сущность, структура
24. Правовой статус человека и гражданина
Юридические механизмы защиты прав человека в
25. Российской Федерации, особенности социального
государства
26. Международная защита прав человека
Тема 5. Основы конституционного права Российской
Федерации
27. Конституционное право Российской Федерации
11

Количество
часов (в год)
6
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
7
1

28.
29.
30.
31.
32.
33.

№
п/п

Основы конституционного строя Российской
Федерации
Система органов государственной власти
Российской федерации
Система конституционных прав и свобод в
Российской Федерации
Институт гражданства. Гражданство Российской
Федерации
Избирательное право
Избирательный процесс
Итоговое повторение по курсу
Всего часов
11 класс
Тематический блок

Тема 1. Гражданское право
1. Общие положения гражданского права
2. Гражданско-правовые отношения
3. Субъекты и объекты гражданского права
Предпринимательская деятельность и ее
4.
регламентация
5. Сделки в гражданском праве
6. Гражданско – правовой договор
7. Наследование и его правовая регламентация
8. Право интеллектуальной собственности
9. Авторское право
10. Защита гражданских прав
Тема 2. Семейное право
11. Семейное право как отрасль права
Права, обязанности и ответственность членов
12.
семьи
Тема 3. Правовое регулирование трудовых отношений
13. Трудовые правоотношения
14. Трудоустройство и занятость
15. Дисциплина труда
16. Защита трудовых прав работников
Правовые основы социальной защиты и
17.
обеспечения
Тема 4. Административное право
Административно – правовые отношения:
18.
понятие и структура
19. Административно – правовой статус гражданина
Административные правонарушения и
20.
ответственность
12

1
1
1
1
1
1
1
34
Количество
часов (в год)
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1

Тема 4. Уголовное право
21. Уголовный закон
22. Преступление
23. Наказание
Тема 5. Финансовое право, налоговое право,
экологическое право, международное право
24. Финансовое право. Налоговое право.
25. Экологическое право
26. Международное право
27. Международное гуманитарное право
Тема 6. Процессуальное право
28. Гражданский процесс
29. Прохождение дела в суде
30. Уголовный процесс
31. Конституционное судопроизводство
Итоговое повторение по курсу
Всего часов

13

3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
34

VI. Используемый учебно-методический комплекс
1. Право. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил.
уровень / [Л.Н. Боголюбов, Е.А. Лукашева, А.И. Матвеев и др.]; под ред. Л.Н.
Боголюбова. 5-е изд., с изм. М.: Просвещение, 2013. – 286 с.
VII. Список литературы
1. Правоведение. 10-11 классы / А.Ф. Никитин. Базовый уровень. М.:
Просвещение, 2006.
2. Правовое образование: организация внеурочной работы. Сборник
материалов. М.: Новый учебник, 2002.
3. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная
энциклопедия практического права. СПб., 2000.
4. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Интерактивный курс
практического права. СПб., 2004.
5. Сборник методических материалов из опыта преподавания прав
человека в начальной и средней школе. М., 1999.
Образовательные инернет-ресурсы
http://www.1sentember. ru
http://www.uroki.ru
http://www.metodiki.ru
http://www.school-collection.edu.ru

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».