Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углублённое изучение основных разделов русского языка и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся. Задачи: Овладение основными нормами русского литературного языка; Создание прочной, надёжной базы орфографических навыков; Совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, анализировать, оценивать; Обучение анализу текста, его интерпретации; Формирование языковой и лингвистической компетенции; Формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; Развитие ассоциативного мышления учащихся. Общая характеристика курса На каждом занятии предусматривается двусторонний подход: 1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста). 2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приёмы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации, решение тестов по типу ЕГЭ, написание текстов по заданной проблеме. Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностными результатами 1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности; 2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; 3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно технической информации; • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме; • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитыв ать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию; • разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельн ости), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устн ой и письменной форме; 2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствова ть умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе; 4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общен ия, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности. Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются: 1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа; 2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценн остям национальной и мировой культуры; 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации; • осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи; • способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально -деловых текстов, справочной литературы; • владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов , аннотаций, рефератов; говорение и письмо: • создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; • подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта; • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письм е орфографических и пунктуационных норм; • соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы; • осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов; 4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи; 5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей язы ка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвисти ческого анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания. Содержание курса. 1. Фонетика. Орфоэпия. (2 часа) Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки, их произношение. Согласные звуки, их произношение. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Варианты произношения. 2. Лексика. (2 часа) Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Прямое и переносное значение слова. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Трудности лексического анализа слов. 3. Словообразование. (1 час) Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке. Лексическое значение морфем. 4. Морфология. (3 часа) Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Трудные случаи разграничения языковых явлений. 5. Орфография. (7 часов) Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания. 6. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение. (6 часов) Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Простое осложнённое предложение. Обособленные члены. Уточняющие члены. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. 7. Прямая речь. Диалог. Цитата. (1 час) Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования. 8. Сложное предложение. (4 часа) Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. 9. Текст и его особенности. (8 часов) Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текста. Текст и его анализ. Чтение и изложение. Создание текста и его редактирование. Место предмета в учебном плане Количество часов по учебному плану на 2024-2025 учебный год 34 часов из расчета 1 час в неделю. Планируемые результаты В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст ной и письменной речи); • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом); • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее). В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать • связь языка и истории, культуры русского народа; • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; • основные единицы языка, их признаки; • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения; уметь • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; • проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; использовать основные виды чтения; • извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка; • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • соблюдать нормы речевого поведения; • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного тек ста; • использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Тематическое планирование, 11 класс. 34 часа Учебно-тематический план Количество часов Основные виды деятельности № п/п Раздел программы 10 класс Фонетика 1 2 Орфоэпия 1 3 Лексика 2 4 Словообразование 1 5 Морфология 3 6 Орфография 7 7 Синтаксис и пунктуация: Словосочетание Простое предложение 1 Прямая Цитата 1 1 8 9 речь. Диалог. 10 5 4 Сложное предложение Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности, составление устного и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия, формулировка собственной позиции Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности, Составление устного и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи Оценка правильности выполнения действия, формулировка собственной позиции Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности, составление устного и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия Восприятие речи учителя и одноклассников, оценивание собственной учебной деятельности Оценка правильности выполнения действия, формулировка собственной позиции Составление устного и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи Составление устного и письменного высказывания, структурирование, постановка учебной задачи Структурирование, постановка учебной задачи, оценка правильности выполнения действия, формулировка собственной позиции Текст и его особенности 11 ИТОГО 8 34 часа Приложение 1 Календарно-тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 Тема занятия содержание Колво часов Фонетика. Речь устная и письменная. Особенности словесного ударения в русском языке Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка 1 Лексика. Особенности лексического состава слов Основные выразительные средства лексики. Употребление тропов в художественном тексте Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования Морфология. Самостоятельные части речи 1 1 1 1 1 Характеристика основных видов деятельности 10 класс. Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов Работа с орфоэпическим словарём. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов Работа с разными типами словарей Использование средств выразительности Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словарём Различение самостоятельных и служебных частей речи. Употребление в устной и письменной речи Форма организации Лекция. Работа с тестами Лекция. Работа с тестами Лекция. Работа с тестами Лекция. Работа с тестами Презентация. Работа с тестами Презентация. Работа с тестами Дата проведения 2 10 Служебные части речи. Употребление в речи служебных частей речи Орфография. Система правил правописания. Правописание приставок 11 Виды орфограмм в корне 1 12 Правописание окончаний. Трудные случаи написания окончаний Трудные случаи правописания суффиксов 1 14 Правописание служебных частей речи. Различение не-ни 1 15 Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения Простое осложнённое предложение. Однородные, неоднородные определения Тире в простом предложении 1 7-8 9 13 16 17 18 19 Употребление служебных частей речи в устной и письменной речи Повторение основных орфографических правил Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста Словарные диктанты, тесты, исправление искажённого текста Разбор словосочетаний, выделение словосочетаний из текста Составление обобщающей таблицы 1 Синтаксический разбор. Моделирование предложений Лекция. Работа с тестами 1 Синтаксический разбор. Моделирование предложений Лекция. Работа с тестами 1 Работа с тестами Лекция. Работа с тестами 1 1 1 1 Презентация. Работа с тестами Работа со схемами и таблицами Составление карточек Работа со схемами и таблицами Работа со схемами и таблицами Работа со схемами Работа со схемами и таблицами Лекция. Работа с тестами 20 Вводные слова и предложения 1 21 Уточняющие члены предложения 1 22 Прямая речь. Диалог. Цитата 1 23 Сложное предложение. Знаки препинания в БСП 1 24 Знаки препинания в ССП 1 25 Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них 1 26 Текстоведение. Способы связи предложений в тексте Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности Текст и его анализ. Выразительные средства языка Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста Редактирование текста Итоговое занятие Итого 1 Синтаксический разбор. Моделирование предложений. Работа с тестами Синтаксический разбор. Моделирование предложений. Работа с тестами Составление предложений с прямой речью. Тренинг в оформлении цитат Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Пунктуационные диктанты, тесты Анализ текстов 1 Анализ текстов Самостоятельная работа с текстом 1 Анализ текстов Самостоятельная работа с текстом 4 Работа над сочинением Самостоятельная работа с текстом 1 1 34 Работа над сочинением Решение тестов Работа со схемами и таблицами Самостоятельная работа с текстом 27 28 29-32 33 34 Лекция. Работа с тестами Презентация. Работа с тестами Презентация. Работа с тестами Составление обобщающей таблицы Презентация. Работа с тестами Работа со схемами и таблицами. Самостоятельная работа с текстом