Пояснительная записка Общая характеристика по предмету «Финансовая грамотность» для 8 класса. В 8 классе обучаются дети в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8 класса способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию обще интеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни, показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения финансовых проблем семьи. В данном курсе рассматриваются вопросы бюджетирования, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Рабочая программа предмета «Финансовая грамотность» для учащихся 8 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и составлена на основе: 1. Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ; 3. Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ»; 4. УМК: Финансовая грамотность. 8 – 9 класс общеобразовательных организаций. Е.Б.Лавренова, О.Н. Лаврентьева. Авторская программа конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Цель изучения: - формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 класса, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др. Задачи: - освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами; - овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные ; - формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами: - формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики; - воспитывать ответственность за экономические решения. Место учебного предмета в учебном плане ОУ. На преподавание курса «Финансовая грамотность» в 8 классе отведен 1 час в неделю, всего 34 часов в год, из которых практических занятий (создание проекта) - 5, итоговых занятий (контроль знаний и умений) – 5. Содержание курса: Раздел 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождает Происхождение денег, что делают деньги деньгами. Какие они современные деньги. Знать, как справляться с особыми жизненными ситуациями с финансовой точки зрения. Риски в мире денег. Уметь пользоваться с дебетовой картой. Раздел 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе Современная семья и ее финансы. Источники денежных средств семьи. Как разумно совершать покупки. Знать способы увеличения семейных доходов. Способы увеличения семейных доходов с привлечением услуг финансовых организаций. Как грамотно составлять семейный бюджет. Раздел 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования Что такое источники личного дохода подростка. Как может работать и заработать подросток. Какие налоги надо платить, когда работаешь. Дискуссии по вопросу. Раздел 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку Какие бывают финансовые организации, что нужно знать современному подростку о них. Как грамотно выбрать вклад, банковскую карту и безопасно ею пользоваться, как накопить на свою мечту. Что такое страховой продукт и как грамотно его выбрать. Можно ли отправиться в путешествие, минимизируя свои расходы, финансовые затраты. Как защищать свои права потребителя финансовых услуг. Дискуссия по теме «Услуги финансовых организаций», «Учимся защищать свои права- потребителя финансовых услуг». Раздел 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения. Финансы современного государства. Какие налоги платят люди, проживающие в РФ, как рассчитать размер налогов, как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет. Уплата налогов- обязанность гражданина РФ. Раздел 6. Современный человек: как инвестировать в себя. Что такое человеческий капитал, как инвестировать в человеческий капитал, практические выводы. Дискуссия на тему «Как инвестировать в себя». Раздел 7. Подведем итоги. Проверяем свой уровень финансовой грамотности, диагностическая работа по финансовой грамотности в формате ОГЭ. Планируемые результаты освоения учебного предмета Планируемые результаты освоения курса основ финансовой грамотности в 8 классе включают: Личностные: — сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; — готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере, исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. Метапредметные: - сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; - владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; - владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; - сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; - умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; - сформированность коммуникативной компетенции: - вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; - анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников. Предметные: - владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; - владение знанием: структуры денежной массы, структуры доходов населения страны и способов её определения, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, статей, семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, возможных норм сбережения, способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации, видов страхования, видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, способов определения курса валют и мест обмена, способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ. Тематическое планирование № п/п Раздел Тема Вводный 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. Кол-во часов Основы 1 Предмет и задачи курса» финансовой грамотности» Современные деньги. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождает. Семейный бюджет. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе. Личный доход Личный доход подростка: какие подростка. возможности есть в современном обществе для его формирования. Финансовые Услуги финансовых организаций: что организации и их нужно современному подростку. услуги. Человек и Человек и государство: как наладить государство. взаимовыгодные финансовые отношения. Современный человек: Что такое человеческий капитал, как как инвестировать в инвестировать в себя. себя. Подведем итоги. Проверяем свой уровень финансовой грамотности. 5 6 4 8 5 3 2 34 часа Календарно – тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Тема урока Содержание Вводный урок. Основы Предмет и задачи курса. Знакомство финансовой грамотности» с учебником и планом работы. Деньги и их функции. Как работают деньги. Как деньги стали деньгами. История появления бумажных денег. Что делает деньги деньгами. Что позволяет деньгам выполнять свои функции. Двухуровневая банковская система в РФ. Денежнокредитная политика. Эмиссия денег. Основные функции коммерческих банков. Какие они современные Деньги наличные и безналичные. деньги. Электронные и цифровые деньги. Конвертируемость валюты. Риски в мире денег. Что такое финансовые риски и какие они бывают. Виды финансовых рисков: инфляционные, валютные, Часы 1 1 1 1 1 Дата 6. Повторение и обобщение по разделу 1. 7. Современная финансы. 8. Что входит в расходную часть семейного бюджета. 9. Как разумно покупки 10. Откуда берутся доходы семейном бюджете. 11. Как грамотно составлять семейный бюджет. 12. Проектная работа: Бюджет моей семьи » 13. Источники личного дохода подростка. 14. Как может подросток. 15. Какие налоги необходимо платить, когда работаешь. семья и ее совершать в » работать процентные. Девальвация и ревальвация. Закрепить знания, полученные по теме. Творческая мастерская. Проверка знания теоретического материала. Объяснение ключевых финансовых аспектов тематики раздела. Особенности семейных финансов. Современная семья и домашнее хозяйство. Что такое потребление. Отличие семьи от других социальных институтов. Какие бывают расходы семьи. Как оптимизировать семейные расходы. Статьи расходов семьи. Понятие обдуманные и эмоциональные покупки. Особенности дистанционных покупок. Маленькие хитрости при планировании покупок. Какие бывают доходы по форме, по регулярности, по усилиям, по содержанию. Как увеличить семейный доход. Что значит грамотно вести семейный бюджет. Какими способами можно вести семейный бюджет. Чем можно пользоваться при ведении семейного бюджета. Семейный бюджет. Приходные и расходные статьи бюджета. Дефицитный и профицитный бюджет. Особенности правового статуса ребенка. Полная дееспособность, эмансипация. Права и ответственность детей до достижения 18 лет. Основные различия трудовых и гражданско- правовых отношений. Особенности трудовых прав подростков. На что нужно обращать внимание при устройстве на работу. Трудовой договор и его особенности. Что надо знать о налогах. Подоходный налог и его особенности в нашей стране. ИНН, СНИЛС, МФЦ. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Творческая Проект. мастерская. Как можно заработать. Работа по составлению тестовых заданий по изучаемой теме. Финансовые организации и их Финансовые организации,какие они услуги. бывают. Финансовые услуги и потребности. Микрофинансовые организации- польза или вред? Инвестиционные компании, страховые компании и их деятельность. Услуги финансовых организаций. Что надо знать о негосударственном пенсионном фонде. Как грамотно выбрать вклад. Банковский счет и для чего он нужен. Что такое банковский вклад и каковы его основные параметры, как рассчитать доход по вкладу. Как грамотно выбрать Понятие что такое банковская карта. банковскую карту и безопасно Карта дебетовая, кредитная. ею пользоваться. Пластиковые, виртуальные. Льготный период по кредитной карте, как не переплатить. ПИН-код карты, какие риски существуют. Каковы выгоды и издержки пользования банковской картой. Как накопить на свою мечту. Формирование знаний как правильно определять цели накопления, грамотно составлять план накоплений. Как не сбиться с пути и воплотить свой план в жизнь. Как грамотно выбрать Что такое страхование и для чего страховой продукт. оно нужно. Формирование страхового фонда. Виды страхования, азбука страхования. Взаимосвязь объектов и видов страхования. Как отправиться в Как организовать путешествие, путешествие, минимизируя минимизируя все расходы. Выбор финансовые затраты. туроператора, места для посещения, оформить страховой полис. Как защитить свои права Потребители финансовых услуг, потребителя финансовых права потребителей финансовых услуг. услуг. Как защищать права, в какой суд надо обращаться. Как нужно вести себя, если нарушаются твои права- потребителя финансовых услуг. Урок путешествие в Сбербанк как финансовая отделение Сбербанка. организация на территории сельского поселения. Знакомство с 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25. Финансы государства. современного 26. Какие налоги платят люди, проживающие в РФ. 27. Как рассчитать размер налогов , уплачиваемых жителями страны. 28. Как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет. 29. Круглый стол « Нужны ли государству налоги». 30. Что такое капитал. 31. Как инвестировать человеческий капитал. 32. Повторение и обобщение по теме « современный человек: как инвестировать в себя». 33. Повторение и обобщение пройденного материала за курс «Основы финансовой грамотности» 8 кл. человеческий в механизмом оказания финансовых услуг. Структура финансовой системы государства. Государственный бюджет и из чего он состоит. Понятие консолидированного бюджета. Доходы и расходы госу3дарственного бюджета. Устройство налоговой системы РФ. Три уровня налогов: федеральные, региональные, местные. Имущественный и земельный налоги. Налоговая ставка на личные автомобили. Что такое НДФЛ. Как рассчитать НДФЛ, налог на имущество. Виды налогов - прямые и косвенные. Прогрессивное налогообложение. Понятие что такое налоговый вычет и как его оформить. Стандартные, социальные профессиональные, имущественные налоговые вычеты. Инвестиционный налоговый вычет. Повторение и обобщение пройденного материала. Закрепление теоретических терминов и понятий, повторение пройденного материала. Решение практических задач. Индивидуальный человеческий капитал, факторы, влияющие на формирование человеческого капитала. Понятие ИЧР - индекса человеческого развития. Что такое инвестиции в человеческий капитал, инвестиции в образование и свое здоровье. Как накапливать опыт и налаживать деловые связи. Что значит быть современным человеком. Творческая мастерская. Вопросы на знание теоретических аспектов тематики раздела, вопросы на объяснение ключевых финансовых аспектов. Решение тестовых заданий ОГЭ. Проверяем свой уровень финансовой грамотности. Решение ситуационных и тестовых заданий. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34. Диагностическая проверочная работа в формате ОГЭ. 1 Виды и методы контроля знаний Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах: • текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении; • промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент); • итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности. Базовые понятия и знания: Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений. В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий: • Лекция-беседа. В 8 классах такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности должна быть использована с применением педагогического метода проблематизации. Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно 10–15% всего учебного времени. • Практикум. Данная форма занятий является ведущей для учащихся 8 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисковоисследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников. Таким образом, практикум может быть проведен в следующих формах: – поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств; – поиск и анализ правовых документов по теме; – разработка индивидуальных или групповых проектов; – проведение мини-исследований; – составление и решение финансовых кроссвордов. • Игра. Наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной ситуации осуществить конкретные финансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях. Семинар. В 8 классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен самоопределиться возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности. Структура семинара для 8 классов будет выглядеть так: 1. Определение цели семинара 2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений) 3. Представление результатов обсуждения группами 4. Общее обсуждение Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний иумений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных: – письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями); – устный опрос; – викторина; – конкурс; – творческий отчёт; – защита проекта; – защита исследовательской работы; – написание эссе; – решение практических задач; – выполнение тематических заданий. Список литературы и интернет – источников: 1. .Лавренова Е.Б., Лаврентьева О.Н. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. М.; Просвещение, 2019. 2. Кишенкова О.В. диагностические тестовые материалы по курсу «Основы финансовой грамотности», М.:Интеллект-Центр, 2018. 3. 4. 5. http://fincult.info/ - сайт Банка России по фин.просвещению http://ncfg.ru/ - национальный центр финграмотности http://wellf.ru/ - финансовое здоровье 6. 7. 8. http://www.testfin.ru/ - практические финансы http://fgramota.org/ - проект РЭШ вашифинансы.рф - сайт национальной програмы