Пояснительная записка Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 102 часа: 34 часа в 5 классах, 34 часа в 6 классах, 34 часа в 7 классе. Место курса в образовательной системе: • курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению; • курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации; • курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является основной. Цели изучения курса «Финансовая грамотность»: • удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; • приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области; • воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи. Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»: • деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет; • экономические отношения семьи и государства; • человек и финансовые организации; • собственный бизнес. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например, «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают: • задачи с элементарными денежными расчётами; • кейсы по экономике семьи; ∙ игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; • построение графиков и диаграмм; • мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах. Планируемые результаты обучения Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: • осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные: • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; • умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах; • установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); • умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами; • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе). Регулятивные: • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев; • применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные: • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; • использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; • применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. В результате изучения курса учащийся научится: • определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; • осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; • выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; • находить актуальную финансовую информацию; информацию о страховых компаниях и их услугах; нужную информацию на социальных порталах; • обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; • приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; примеры выплат различных видов социальных пособий; • актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности; • понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи; • • • • • • • • • • • • • описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности; поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности; оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи; как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач; самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности. составлять задачи, требующие денежных расчётов; объяснять от чего зависит финансовое благосостояние человека; проблемы бартерного (товарного) обмена, назначение денег, в том числе историю их возникновения; как формируется семейный бюджет; из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета; что такое страхование и для чего оно необходимо; как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; что такое налоги и почему их нужно платить; описывать свойства предмета, играющего роль денег; называть основные источники доходов семьи; функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); виды социальных пособий и указывать их примерную величину; подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах; • понимать, при каких условиях можно одалживать деньги; финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; соотносить вид страхования и его цель; рассчитывать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности; стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете; сумму налога; долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; долю социальных пособий в доходах семейного бюджета; описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; виды страхования; • • • • приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; различать прямые и косвенные налоги; проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; Содержание учебного предмета № Тема занятия Кол-во часов 5 класс 6 класс Введение в курс «Финансовая грамотность» 4 3 1. Почему важно развивать свою финансовую 1 0,5 грамотность 2. От чего зависит благосостояние семьи 1 0,5 3. Учимся оценивать финансовое поведение людей 1 1 4. Учимся оценивать своё финансовое поведение 1 1 Модуль 1. Доходы и расходы семьи 21 13 1. Деньги: что это такое 1 1 2. Доходы семьи 4 2 3. Расходы семьи 4 2 4. Семейный бюджет 3 3 5. Учебные мини-проекты и игры по теме «Доходы и 9 5 расходы семьи. Семейный бюджет». Модуль 2. Страхование 6 16 1. Риски потери денег и имущества и как от этого 1 2 защититься 2. Страхование 3 3 3. Страховые компании 5 4. Учебные мини-проекты и игры по теме «Страховые 2 4 компании» Модуль 3. Человек и государство: как они 2 взаимодействуют 1. Налоги 2 2. Социальные пособия 3. Учебные мини-проекты и игры по теме «Налоги и социальные пособия» Модуль 4. Финансовые организации и собственный бизнес 1. Банки, вклады и кредиты 2. Бизнес 3. Валюта и игры по теме 4. Учебные мини-проекты «Финансовые организации и собственный бизнес» Повторение 2 1 Итоговый контроль 1 1 Итого 34 34 7 класс 16 7 3 6 15 7 4 2 2 2 1 34 Календарно тематическое планирование курса «Финансовая грамотность» для 5 класса. Дата № Тема урока урока Введение в курс «Финансовая грамотность» (4 часа) 07.09 1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность 14.09 2. От чего зависит благосостояние семьи 21.09 3. Учимся оценивать финансовое поведение людей 28.09 4. Учимся оценивать своё финансовое поведение Доходы и расходы семьи (21 часов) 04.10 5. Деньги: что это такое 11.10 6. Учебный мини проект по теме «Деньги» 18.10 7. Защита мини проекта по теме «Деньги» 25.10 8. Из чего складываются доходы семьи 08.11 9. Учимся считать доход семьи 15.11 10. Исследуем семейный доход 22.11 11. Решение практических задач по теме «Доходы семьи» 29.11 12. Учебный мини-проект по теме «Доходы семьи» 06.12 13. Защита мини-проекта по теме «Доходы семьи» 13.12 14. Как появляются расходы семьи 20.12 15. Учимся считать семейные расходы 27.12 16. Исследуем расходы семьи 10.01 17. Решение практических задач по теме «Расходы семьи» 17.01 18. Учебный мини-проект по теме «Расходы семьи» 24.01 19. Защита мини-проекта по теме «Расходы семьи» 31.01 20. Семейный бюджет 07.02 21. Как сформировать семейный бюджет 14.02 22. Решение практических задач по формированию семейного бюджета. 21.02 23. Ролевая игра по составлению семейного бюджета «Семейный совет» 28.02 24. Учебный мини-проект «Семейный бюджет» 7.03 25. Защита мини-проекта «Семейный бюджет» Модуль 2. Страхование (6 часов) 14.03 26. Почему возникают риски и потери денег и имущества и как от этого защититься 21.03 27. Что такое страхование и для чего оно необходимо электронный ресурс https://моифинансы.рф https://моифинансы.рф https://моифинансы.рф https://моифинансы.рф Рейтинги финансовой надежности страховых компаний | (raexpert.ru) Что и как можно страховать Решение практических задач по теме «Страхование» 18.04 30. Ролевая игра «Страхование» Повторение (3 часа) 25.04 31. Повторение по теме «Что такое финансовая грамотность и финансовое поведение людей» 3.05 32. Повторение по теме «Доходы и расходы семьи» 10.05 33. Повторение по теме «Страхование» 17.05 34. Итоговый тест за курс 5 класса 04.04 11.04 28. 29. Календарно тематическое планирование курса «Финансовая грамотность» для 6 класса. Дата № Тема урока урока Повторение по теме «Финансовая грамотность» (2часа) 1. Финансовая грамотность и благосостояние семьи. 2. Финансовое поведение людей Доходы и расходы семьи (13 часов) 3. Деньги: что это такое 4. Доходы семьи 5. Расходы семьи 6. Исследуем доходы и расходы семьи 7. Решение практических задач по теме «Доходы и расходы семьи» 8. Учебные мини-проекты по теме «Доходы и расходы семьи» 9. Семейный бюджет. 10. Формирование семейного бюджета 11. Решение практических задач по формированию семейного бюджета 12. Учебные мини-проекты по теме «Семейный бюджет» 13. Деловая игра «Семейный бюджет» 14. Итоги деловой игры «Семейный бюджет» 15. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи. Семейный бюджет» Страхование (16 часов) 16. Почему возникают риски и потери денег и имущества 17. Как защититься от потерь денег и имущества 18. Что такое страхование и для чего оно необходимо 19. Что и как можно страховать 20. Решение практических задач по теме «Страхование» электронный ресурс Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит 22. Страховые компании 23. Как определить надежность страховых компаний 24. Как работает страховая компания 25. Решение практических задач по теме «Страховые компании» 26. Учебные мини-проекты по теме «Страхование» 27. Игра «СтрахOff или как защититься от рисков» 28. Презентация портфолио «Страхование» 29. Что такое налоги и почему их нужно платить 30. Виды налогов. Повторение (3 часа) 31. Повторение по теме «Семейный бюджет» 32. Повторение по теме «Страхование» 33. Повторение по теме «Налоги» 34. Итоговый тест за курс 6 класса 21. Календарно тематическое планирование курса «Финансовая грамотность» для 7 класса. Дата № Тема урока п/п Человек и государство: как они взаимодействуют 1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства 2. Что такое налоги и почему из нужно платить 3. Какие бывают налоги 4. Учимся считать налоги 5. Ролевая игра «Считаем налоги» 6. Сравниваем налоги граждан разных стран 7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства 8. Как работает налоговая служба 9. Учебные мини-проекты «Налоги» 10. Игра «Блеф-клуб» по налогам 11. Что такое социальные пособия и какие они бывают 12. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования 13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди 14. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» 15. Учебные мини-проекты «Социальные пособия» 16. Презентация портфолио по теме «Человек и государство» электронный ресурс https://www.nalog.gov.ru/ fss.ru fss.ru fss.ru Финансовые организации и собственный бизнес 17. Для чего нужны банки 18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома 19. Какие бывают вклады 20. Что такое кредиты и нужно ли их брать. Изучаем сайт ЦБ России 21. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья 22. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы 23. Как работает банк 24. Что мы знаем о бизнесе 25. Как открыть фирму 26. Для чего нужны бизнес-инкубаторы 27. Что такое валюта и для чего она нужна 28. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях 29. Решение практических задач по теме «Финансовые организации и собственный бизнес» 30. Учебные мини-проекты по теме «Финансовые организации и собственный бизнес» 31. Ролевая игра «Открываем фирму» 32. Повторение по теме «Человек и государство» 33. Повторение по теме «Финансовые организации и собственный бизнес» 34. Итоговый тест по курсу 7 класса http:// www.cbr.ru/credit/CO_SitesFull.asp https://www.cbr.ru/ http://www.yandex.ru/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Финансовая грамотность 5-7 классы/ Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В., Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В., Издательсьво «Вако» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ • Финансовая грамотность 5-7 классы/ Учебная программа. Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В., Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В., Издательсьво «Вако» • Финансовая грамотность 5-7 классы/ Методические рекомендации для учителя. Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В., Издательсьво «Вако» • Финансовая грамотность 5-7 классы/ Рабочая тетрадь. Корлюгова Ю. Н., Половникова А. В., Издательсьво «Вако» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://government.ru/ - сайт Правительства РФ https://моифинансы.рф - портал «Мои финансы» https://бюджет-семьи.рф – сайт «Семейный бюджет»