Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе авторской программы («Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых). Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020 №304 –ФЗ); - Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г. N 61573). Цель преподавания психологии в школе — это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром. Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка: - формирование общих представлений о психологии как науке; - пробуждение интереса к другим людям и самому себе; - развитие интеллектуальной сферы; - развитие самосознания, эмоциональной сферы. Общая характеристика учебного предмета Преподавание курса психологии представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности. Обучающиеся знакомятся с видами жизненного самоопределения человека: личностным, профессиональным, социальным; усваивают сущность понятия психологической готовности к самоопределению, осознают, что юношеский возраст является наиболее благоприятным и ответственным периодом самоопределения. Обучающиеся знакомятся с основными областями применения психологических знаний, получают представление о различных аспектах психологической культуры как части общей культуры и ее роли в повседневной жизни человека. Распределение нагрузки по классам Класс Всего часов в неделю Всего часов в год 7 1 35 8 1 35 Тематический план (1 год обучения) № п\п 1 2 3 дата 02.0913.09 16.0920.09 23.0930.09 Тема занятия сентябрь Эмоции и чувства. Радость. Что такое мимика. Как ее доставить другому человеку... Страх. Его относительность. Как справиться со страхом и как его преодолеть. Кол-во часов 1 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 01.1004.10 07.1011.10 14.1018.10 21.1025.10 28.1031.10 04.1108.11 11.1115.11 18.1122.11 25.1129.11 02.1206.12 09.1213.12 16.1220.12 23.1227.12 08.0115.01 16.0123.01 24.0131.01 03.0207.02 10.0214.02 17.0221.02 октябрь Обида. Как простить обиду? 1 Игры для развития мозга. 1 Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу. Стресс. Выработка адаптивной стратегии поведения в стрессовой ситуации. Страх. Обобщение опыта и знаний об эмоциональных проявлениях в общении. ноябрь Что такое конфликт? 1 Причины конфликтов. 1 Конфликт. Разрешение конфликтов. 1 Умение сказать «нет». Развитие навыков уверенного отказа. декабрь Темперамент 1 Характер человека. 1 Стили общения. Подходящий стиль общения. 1 Дружба. Модели общения. 1 январь Вербальные средства общения. 1 Невербальные средства общения. 1 Манипулирование. Приемы манипуляции, противостояние. февраль Приемы расположения к себе. 1 Барьеры в общении. Развитие навыков преодоления барьеров. Психологические особенности публичного выступления. 1 1 1 1 1 1 1 23 24.0228.02 Свобода от…Свобода для… 1 март 24 25 26 27 28 29 30 31 03.0307.03 10.0314.03 17.0321.03 24.0331.03 01.0404.04 07.0411.04 14.0418.04 21.0425.04 28.0402.05 33 05.0509.05 34 12.0516.05 35 19.0523.05 Всего 32 Я выбираю… 1 Ощущение и восприятие (Понятие об ощущениях.). 1 Ощущение и восприятие (Как мы ощущаем окружающий мир). Самопрезентация 1 Апрель Память (Понятие о памяти. Процессы и виды памяти. Особенности). Мышление (Мышление и его характеристика. Особенности). Воображение (Воображение и его характеристика). 1 1 1 1 Внимание (Понятие о внимании. Свойства и виды внимания. Особенности). май Виртуальный мир: возможности и опасности. 1 Зависимость от гаджетов. 1 Ценностные ориентации. Первое впечатление о человеке. Подведение итогов. 1 1 1 35 Тематический план (2 год обучения) № п\п 1 2 3 Дата 02.0913.09 16.0920.09 23.0930.09 Тема занятия Колво часов сентябрь Предмет и задачи курса 1 Способности. Интеллект 1 Творческие способности. Креативность 1 октябрь 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 01.1004.10 07.1011.10 14.1018.10 21.1025.10 28.1031.10 04.1108.11 11.1115.11 18.1122.11 25.1129.11 02.1206.12 09.1213.12 16.1220.12 23.1227.12 08.0115.01 16.0123.01 24.0131.01 03.0207.02 10.0214.02 17.0221.02 Темперамент 1 Характер 1 Саморегуляция 1 Профилактика аддиктивного поведения 1 Способы урегулирования конфликтных ситуаций 1 ноябрь Общение. Структура и средства общения 1 Невербальные средства общения 1 Речевые средства общения 1 Стили общения 1 декабрь Психологические защиты 1 Барьеры общения 1 Конструктивное общение. Контроль эмоций 1 Приёмы и расположение к себе. Самопрезентация. 1 январь Конфликт. Стили разрешения конфликтов 1 Управление конфликтом 1 Лидерство 1 Февраль Виртуальный мир: возможности и опасности. 1 Зависимость от гаджетов. 1 Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? 1 23 24.0228.02 24 03.0307.03 10.0314.03 17.0321.03 24.0331.03 25 26 27 28 29 30 31 01.0404.04 07.0411.04 14.0418.04 21.0425.04 28.0402.05 33 05.0509.05 34 12.0516.05 35 19.0523.05 Всего 32 Конструктивное реагирование на агрессию. Учимся договариваться март Мы и наши привычки 1 Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире 1 Приемы расположения к себе. 1 Моя индивидуальность 1 апрель Профессиональные интересы и склонности 1 Мое место в мире профессий 1 Самопрезентация. 1 Ценностные ориентации. Первое впечатление о человеке. 1 май Деловая культура и деловой этикет 1 Психология успешного публичного выступления 1 Психологическая профилактика экзаменационного стресса. 1 Подведение итогов. 1 1 35 Ожидаемые, планируемые результаты. Предметные результаты: По окончании курса дети должны знать/понимать: - нормы и правила, существующие в мире; - основные понятия социальной психологии; - основные понятия конфликтологии; - важность эмоциональной сферы в жизни человека, соблюдение психогигиены эмоциональной жизни; - важность положительного самоотношения, самопринятия; - основные состояния человека и их поведенческие проявления; - правила эффективного общения с окружающими; - свои индивидуальные особенности (характер, темперамент, мотивы, интересы) - важность профессионального и жизненного самоопределения; Личностные УУД: - оценивать свои и чужие поступки, выбирать, как поступить, отвечать за свой выбор - осознавать важность саморазвития, использовать это знание в жизненных ситуациях - осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции - понимать чувства других людей - идти на взаимные уступки в разных ситуациях - осознавать свои эмоции, мысли, черты характера, адекватно выражать и контролировать их в общении Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы в различных источниках информации - анализировать свои и чужие поступки (действия, чувства; изменения в самом себе) - обобщать (делать выводы, доказывать), устанавливать причинноследственные связи (поступков, ситуаций) - обогатить представления о собственных ценностях, эмоциональном мире человека, их роли в жизни Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в учебной деятельности (на занятии) - выдвигать версии в группе и индивидуально - определять цель, проблему в жизненно-практической деятельности, оценивать степень и способы достижения цели в жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки - планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуациях - прогнозировать последствия собственных и чужих поступков Коммуникативные УУД: - излагать свое собственное мнение и позицию с аргументами, фактами - понимать позицию другого (выраженную в явном и неявном виде: чувства, причины действий, поступков), корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность - самостоятельно решать проблемы в общении с взрослыми и друзьями - преодолевать конфликты, толерантно относиться к другому человеку Метапредметные результаты: -умение анализировать; -умение работать с текстом; -развитие воображения; -развитие внимания и памяти. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетаний: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, и самостоятельная работа учащихся. 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, творческие задания. 3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы. В процессе изучения курса используются следующие формы контроля: тестовый контроль, проверочные работы, эссе. Применяются следующие способы обучения: индивидуальный, индивидуально-групповой, групповой, коллективный. В качестве средств обучения используются: учебно-наглядные пособия (таблицы), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), мультимедийные средства, электронные образовательные ресурсы. В процессе обучения применятся следующие формы организации работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся Примерные нормы оценки знаний учащихся. Отметка «5» ставится, если обучающийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «4» ставится, если обучающийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «3» ставится, если обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «2» ставится, если обучающийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя. Примерные нормы оценки эссе Критерии оценки. Оценка за творческое эссе выводится из трех показателей: соответствие содержания текста выбранной теме; наличие четкой и логичной структуры текста; наличие в эссе авторской позиции по рассматриваемой проблематике; обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора. Нормы оценки эссе по психлогии. Оценка "5" ставится, если содержание текста соответствует выбранной теме; наличие четкой и логичной структуры текста; наличие в эссе авторской позиции по рассматриваемой проблематике; обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора, показаны умения анализировать и делать выводы по итогам своей работы. Работа выполнена самостоятельно. Оценка "4" ставится, если содержание текста соответствует выбранной теме; наличие четкой и логичной структуры текста; наличие в эссе авторской позиции по рассматриваемой проблематике; обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора, показаны умения анализировать и делать выводы по итогам своей работы. Могут быть допущены незначительные ошибки в изложении содержания. Работа выполнена самостоятельно. Оценка "3" ставится, если допущены значительные ошибки в содержании эссе, непоследовательно и не в полном объеме излагается материал, неправильно. Самостоятельность в работе была низкой. Оценка "2" ставится, если обучающийся полностью не усвоил содержание эссе и не смог привести конкретный и основной материалы изложении эссе, самостоятельность в работе отсутствовала. Оценка тестовых работ Отметка «5» - если правильно выполнено от 90% работы. Отметка «4» - если правильно выполнено 70 - 89% работы. Отметка «3» - если правильно выполнено 50 - 69% работы. Отметка «2» - если правильно выполнено менее 50% работы. Оценка самостоятельных, проверочных работ Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок; допустил не более одного недочета. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы. Оборудование кабинета Кабинет комплектуется следующим оборудованием: — ноутбук — телевизор. Список литературы 1. «Психология» 10-11 класс А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых, 2007. 2. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В, Основы психологии для старшеклассников: пособие для преподавателя: в 2 ч. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002 3. Преподавание психологии в школе (3-11 кл.) учебно-методическое пособие под ред.И.В.Дубровиной. М. , 2007г. .А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых. 4. Я.Коломенский «Основы психологии» Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений.