ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовнонравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественнонаучных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Целями изучения учебного курса являются: — формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; — идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; — развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; — становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; — формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; — обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; — воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; — содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; — формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; — воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; — осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; — формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России» является обязательной для изучения. Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 5—6 классах. В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Россия - наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нрав- ственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов. России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимо- помощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. 6 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2. Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием куль- тур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3. История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимо- действие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей. Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность. Тема 11. Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14. Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15. Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда. Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества. Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий. Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовнонравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных. Тема 24. Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина. Тема 26. Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма. Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть. Тема 28. Государство. Россия — наша Родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Россий- ская гражданская идентичность. Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Тема 32. Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержатель-ную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1.Патриотическоговоспитания Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2.Гражданскоговоспитания Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3.Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4.Духовно-нравственного воспитания Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: воспритие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); — умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); — формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: — умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по ОДНКНР: Тематический блок 1. "Россия - наш общий дом". Тема 1. Зачем изучать курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России"? Знать цель и предназначение курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России", понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях "мораль и нравственность", "семья", "традиционные ценности", об угрозах духовнонравственному единству страны; понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением. Тема 2. Наш дом - Россия. Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость. Тема 3. Язык и история. Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры; понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; обосновывать свое понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4. Русский язык - язык общения и язык возможностей. Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; понимать, что русский язык - не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5. Истоки родной культуры. Иметь сформированное представление о понятие "культура"; осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы, знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6. Материальная культура. Иметь представление об артефактах культуры; иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. Тема 7. Духовная культура. Иметь представление о таких культурных концептах как "искусство", "наука", "религия"; знать и давать определения терминам "мораль", "нравственность", "духовные ценности", "духовность" на доступном для обучающихся уровне осмысления; понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны. Тема 8. Культура и религия. Иметь представление о понятии "религия", уметь пояснить ее роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; осознавать связь религии и морали; понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9. Культура и образование. Характеризовать термин "образование" и уметь обосновать его важность для личности и общества; иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости; понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики; обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. "Семья и духовно-нравственные ценности". Тема 11. Семья - хранитель духовных ценностей. Знать и понимать смысл термина "семья"; иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; осознавать значение термина "поколение" и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями ее существования; понимать и обосновывать такие понятия, как "счастливая семья", "семейное счастье"; осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и ее воспитательную роль; понимать смысл терминов "сиротство", "социальное сиротство", обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Тема 12. Родина начинается с семьи. Знать и уметь объяснить понятие "Родина"; осознавать взаимосвязь и различия между концептами "Отечество" и "Родина"; понимать, что такое история семьи, каковы формы ее выражения и сохранения; обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; уметь обосновывать свое понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала. Тема 15. Труд в истории семьи. Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей; характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи; обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. "Духовно-нравственное богатство личности". Тема 17. Личность - общество - культура. Знать и понимать значение термина "человек" в контексте духовно-нравственной культуры; уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело века и общества, человека и культуры; понимать и объяснять различия между обоснованием термина "личность" в быту, в контексте культуры и творчества; знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. Тема 18. Духовный мир человека. Человек - творец культуры. Знать значение термина "творчество" в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в творчестве; обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека; доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как "взаимопомощь", "сострадание", "милосердие", "любовь", "дружба", "коллективизм", "патриотизм", "любовь к близким". Тематический блок 4. "Культурное единство России". Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Понимать и уметь объяснять суть термина "история", знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; иметь представление о значении и функциях изучения истории; осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота. Тема 21. Литература как язык культуры. Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. Тема 22. Взаимовлияние культур. Иметь представление о значении терминов "взаимодействие культур", "культурный обмен" как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества; понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Понимать принципы федеративного устройства России и концепт "полиэтничность"; называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; уметь объяснить значение словосочетаний "многонациональный народ Российской Федерации", "государствообразующий народ", "титульный этнос"; понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; различать основные типы праздников; уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи; анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; понимать основной смысл семейных праздников; определять нравственный смысл праздников народов России; осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов России. Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ; осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России; устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства; знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; знать, что такое национальная литература и каковы ее выразительные средства; оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом. Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учетом их возрастных особенностей); понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии; понимать, что такое культурная карта народов России; описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны - залог будущего России. Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования ее территориального, политического и экономического единства; понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов. К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по ОДНКНР. Тематический блок 1. "Культура как социальность". Тема 1. Мир культуры: его структура. Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления; понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества; понимать зависимость социальных процессов от культурно-исторических процессов; уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума. Тема 2. Культура России: многообразие регионов. Характеризовать административно-территориальное деление России; знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России; понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины. Тема 3. История быта как история культуры. Понимать смысл понятия "домашнее хозяйство" и характеризовать его типы; понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода; находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях. Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе; осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды; демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности; понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе; осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества. Тема 5. Образование в культуре народов России. Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития; понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания; понимать специфику каждого уровня образования, ее роль в современных общественных процессах; обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания; характеризовать образование как часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека. Тема 6. Права и обязанности человека. Знать термины "права человека", "естественные права человека", "правовая культура"; характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами; понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека; понимать необходимость соблюдения прав человека; понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе; приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России. Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Знать и понимать смысл терминов "религия", "конфессия", "атеизм", "свободомыслие"; характеризовать основные культурообразующие конфессии; знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития; понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества. Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры; понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия; называть и характеризовать основные источники этого процесса, уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России. Тематический блок 2. "Человек и его отражение в культуре". Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека. Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь; обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; характеризовать взаимосвязь таких понятий как "свобода", "ответственность", "право" и "долг"; понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России. Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза; характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития существования на каждом из этапов; обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; знать и уметь демонстрировать свое понимание самостоятельности, ее роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми. Тема 11. Религия как источник нравственности. Характеризовать нравственный потенциал религии; знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России; знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества. Тема 12. Наука как источник знания о человеке. Понимать и характеризовать смысл понятия "гуманитарное знание"; определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре; характеризовать понятие "культура" как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию; осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания. Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Характеризовать многосторонность понятия "этика"; понимать особенности этики как науки; объяснять понятия "добро" и "зло" с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом; обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности. Тема 14. Самопознание (практическое занятие). Характеризовать понятия "самопознание", "автобиография", "автопортрет", "рефлексия"; уметь соотносить понятия "мораль", "нравственность", "ценности" с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне; доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения. Тематический блок 3. "Человек как член общества". Тема 15. Труд делает человека человеком. Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; соотносить понятия "добросовестный труд" и "экономическое благополучие"; объяснять понятия "безделье", "лень", "тунеядство"; понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя; оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда; осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд; объяснять важность труда и его экономической стоимости; знать и объяснять понятия "безделье", "лень", "тунеядство", с одной стороны, и "трудолюбие", "подвиг труда", "ответственность", с другой стороны, а также "общественная оценка труда". Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Характеризовать понятия "подвиг", "героизм", "самопожертвование"; понимать отличия подвига на войне и в мирное время; уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; знать и называть героев современного общества и исторических личностей; обосновывать разграничение понятий "героизм" и "псевдогероизм" через значимость для общества и понимание последствий. Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Характеризовать понятие "социальные отношения"; понимать смысл понятия "человек как субъект социальных отношений" в приложении к его нравственному и духовному развитию; осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; обосновывать понятия "дружба", "предательство", "честь", "коллективизм" и приводить примеры из истории, культуры и литературы; обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности; понимать и характеризовать понятие "этика предпринимательства" в социальном аспекте. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания. Характеризовать понятие "социальные проблемы современного общества" как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовнонравственных идеалов и ценностей; приводить примеры таких понятий как "бедность", "асоциальная семья", "сиротство", знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне; обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества. Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Характеризовать понятия "благотворительность", "меценатство", "милосердие", "волонтерство", "социальный проект", "гражданская и социальная ответственность", "общественные блага", "коллективизм" в их взаимосвязи; анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий; уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтерских и социальных проектах в регионе своего проживания. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России. Характеризовать понятие "гуманизм" как источник духовно-нравственных ценностей российского народа; находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России; знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе; находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре. Тема 21. Социальные профессии, их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. Характеризовать понятия "социальные профессии", "помогающие профессии"; иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий; осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий; приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения. Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Характеризовать понятие "благотворительность" и его эволюцию в истории России; доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената; характеризовать понятие "социальный долг", обосновывать его важную роль в жизни общества; приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России; понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтерской деятельности, аргументированно объяснять ее важность. Тема 23. Выдающиеся ученые России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Характеризовать понятие "наука"; уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать ее связь с научно-техническим и социальным прогрессом; называть имена выдающихся ученых России; обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания; характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства; обосновывать важность морали и нравственности в науке, ее роль и вклад в доказательство этих понятий. Тема 24. Моя профессия (практическое занятие). Характеризовать понятие "профессия", предполагать характер и цель труда в определенной профессии; обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать ее вклад в общество, называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда. Тематический блок 4. "Родина и патриотизм". Тема 25. Гражданин. Характеризовать понятия "Родина" и "гражданство", объяснять их взаимосвязь; понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина. Тема 26. Патриотизм. Характеризовать понятие "патриотизм"; приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре; уметь обосновывать важность патриотизма. Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Характеризовать понятия "война" и "мир"; доказывать важность сохранения мира и согласия; обосновывать роль защиты Отечества, ее важность для гражданина; понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре; характеризовать понятия "военный подвиг", "честь", "доблесть", обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений. Тема 28. Государство. Россия - наша родина. Характеризовать понятие "государство"; уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с использованием исторических фактов и духовно-нравственные ценностей; характеризовать понятие "закон" как существенную часть гражданской идентичности человека; характеризовать понятие "гражданская идентичность", соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека. Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие). Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, ее составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности; обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники. Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Характеризовать понятие "добрые дела" в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера; находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса. Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Характеризовать понятие "человек" как духовно-нравственный идеал; приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре; формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи. Тема 32. Человек и культура (проект). Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние; характеризовать основные признаки понятия "человек" с использованием исторических и культурных примеров, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС. № п/п Количество часов Наименование разделов и тем Контрольные программы Всего работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2868042?men uReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2320891?men uReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/267377?menuReferrer=catalogue 1 Россия – наш общий дом https://uchebnik.mos.ru/material/app/198243?menuReferrer=catalogue 1 1 1 1 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7790120?menu Referrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7747379?menu Referrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/257126?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10759242?menu Referrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/245438?menuReferrer=catalogue 2 Семья и духовнонравственные ценности. https://uchebnik.mos.ru/material/app/70055?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/248466?menuReferrer=catalogue 6 0 1 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/721541?menuR eferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/323280?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/246059?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7464917?menuRe ferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/29119?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/60191?menuReferrer=catalogue 3 Духовнонравственное богатство личности. https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523454?menu Referrer=catalogue 3 0 0 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2577038?men uReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7464802?menu Referrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/293252?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/1777?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/1777?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9840859?menuR eferrer=catalogue 4 Культурное единство России. 1 4 https://uchebnik.mos.ru/material/app/260994?menuReferrer=catalogue 1 2 https://uchebnik.mos.ru/material/app/244977?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/201097?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/267440?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/351659?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/324662?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/69915?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/21250?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/189512?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9029258?menuR eferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/83493?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/281180?menuReferrer=catalogue ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 4 2 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п Количество часов Наименование разделов и тем Контрольные программы Всего работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523454?menuReferrer =catalogue 1 Культура как социальность. https://uchebnik.mos.ru/material/app/299992?menuReferrer=catalogue 8 0 1 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9840859?menuReferrer =catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/182657?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523905?menuReferrer =catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/250501?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2674165?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523672?menuReferrer =catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/261872?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10304590?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2577038?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/75211?menuReferrer=catalogue 2 Человек и его отражение в культуре. https://uchebnik.mos.ru/material/app/261857?menuReferrer=catalogue 6 0 1 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7687220?menuReferrer =catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7747466?menuReferrer =catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/315774?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/314933?menuReferrer=catalogue 3 Человек как член общества. 1 0 0 1 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10024362?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9624063?menuReferrer =catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10655210?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/305831?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/82586?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9851719?menuReferre r=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2584623?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/264217?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1920416?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7005297?menuReferrer =catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11080717?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1963259?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7439473?menuReferrer =catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7464863?menuReferre r=catalogue 4 Родина и патриотизм. 1 0 1 4 https://uchebnik.mos.ru/material/app/192584?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2571845?menuRefe rrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/82605?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9417933?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8892464?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8839713?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/276751?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7647902?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7477759?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523535?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7747379?menuReferr er=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2285289?menuRefe rrer=catalogue ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 4 2 4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п / п Тема урока Количе ство часов В Конс Пракные е кие работ г работы ы о Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» - 10ч. 1 Зачем изучать курс "Основы духовнонравственной культуры народов России"? 1 04.09.2024 2 Наш дом - Россия. 1 11.09.2024 3 Язык и история. 1 18.09.2024 4 Русский язык язык общения и язык возможностей 1 25.09.2024 1 02.10.2024 1 09.10.2024 1 16.10.2024 5 6 7 Истоки родной культуры Материальная культура Духовная культура https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2868042?menuRefe rrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/23208 91?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/267377?menuReferrer=ca talogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7274133 ?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/198243?menuReferrer=ca talogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7790120 ?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7747379 ?menuReferrer=catalogue 8 9 1 0 1 1 Культура и религия Культура и образование Многообразие культур России (практическое занятие) Контрольная работа по теме «Россия – наш общий дом» 1 23.10.2024 1 06.11.2024 1 1 1 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/257126?menuReferrer=ca talogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/113832?menuReferrer=ca talogue 13.11.2024 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1075924 2?menuReferrer=catalogue 20.11.2024 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/1075924 2?menuReferrer=catalogue Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» - 6 ч. 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 Семья — хранитель духовных ценностей Родина начинается с семьи Традиции семейного воспитания в России Образ семьи в культуре народов России Труд в истории семьи 1 27.11.2024 https://uchebnik.mos.ru/material/app/245438?menuReferrer=ca talogue 1 04.12.2024 https://uchebnik.mos.ru/material/app/70055?menuReferrer=cat alogue 1 11.12.2024 https://uchebnik.mos.ru/material/app/248466?menuReferrer=ca talogue 1 18.12.2024 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/721541? menuReferrer=catalogue 1 25.12.2024 https://uchebnik.mos.ru/material/app/323280?menuReferrer=ca talogue Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» - 3 ч. 1 7 Семья в современном мире 1 (практическое занятие) 1 09.01.2025 https://uchebnik.mos.ru/material/app/246059?menuReferrer=ca talogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7464917 ?menuReferrer=catalogue 1 8 1 9 Личность — общество — 1 культура Духовный мир человека. Человек 1 — творец культуры 15.01.2024 https://uchebnik.mos.ru/material/app/29119?menuReferrer=cat alogue 22.01.2024 https://uchebnik.mos.ru/material/app/60191?menuReferrer=cat alogue Тематический блок 4. «Культурное единство России» - 16ч 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 Личность и духовнонравственные ценности Историческая память как духовнонравственная ценность Литература как язык культуры Взаимовлияние культур Духовнонравственные ценности российского народа Регионы России: культурное многообразие Праздники в культуре народов России https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523454 ?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/25770 38?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7464802 ?menuReferrer=catalogue 1 29.01.2024 1 05.02.2025 1 12.02.2025 1 19.02.2025 1 26.02.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9840859 ?menuReferrer=catalogue 1 05.03.2025 https://uchebnik.mos.ru/material/app/260994?menuReferrer=ca talogue 12.03.2025 https://uchebnik.mos.ru/material/app/244977?menuReferrer=ca talogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/201097?menuReferrer=ca talogue 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/293252?menuReferrer=ca talogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/1777?menuReferrer=catal ogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/1777?menuReferrer=catal ogue 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Памятники в культуре народов России Музыкальная культура народов России Изобразительное искусство народов России 1 19.03.2025 https://uchebnik.mos.ru/material/app/267440?menuReferrer=ca talogue 1 02.04.2025 https://uchebnik.mos.ru/material/app/351659?menuReferrer=ca talogue 1 09.04.2025 Фольклор и литература народов 1 России Бытовые традиции народов России: 1 пища, одежда, дом Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) Культурная карта России (практическое занятие) Итоговая проверочная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://uchebnik.mos.ru/material/app/324662?menuReferrer=ca talogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/69915?menuReferrer=cat alogue 16.04.2025 https://uchebnik.mos.ru/material/app/21250?menuReferrer=cat alogue 23.04.2025 https://uchebnik.mos.ru/material/app/189512?menuReferrer=ca talogue 1 1 07.05.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9029258 ?menuReferrer=catalogue 1 1 14.05.2025 https://uchebnik.mos.ru/material/app/83493?menuReferrer=cat alogue 21.05.2024 https://uchebnik.mos.ru/material/app/281180?menuReferrer=ca talogue 1 1 0 3 4 2 4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п / п Тема урока Количе ство часов В Конс Пракные е кие г работы работы о Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч. 1 2 3 4 5 6 7 Мир культуры: его структура Культура России: многообразие регионов История быта как история культуры Прогресс: технический и социальный Образование в культуре народов России Права и обязанности человека Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие 1 04.09.2024 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523454?menuRefer rer=catalogue 1 11.09.2024 https://uchebnik.mos.ru/material/app/299992?menuReferrer=catalogue 1 18.09.2024 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9840859?menuRefer rer=catalogue 1 25.09.2024 https://uchebnik.mos.ru/material/app/182657?menuReferrer=catalogue 1 02.10.2024 1 09.10.2024 1 16.10.2024 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523905?menuRefer rer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/250501?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2674165?menuRef errer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523672?menuRefer rer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/261872?menuReferrer=catalogue 8 Современный мир: самое важное (практическое занятие) 1 0 1 23.10.2024 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10304590?menuRef errer=catalogue Тематический блок 2. Человек и его отражение в культуре» - 6 ч. 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека Взросление человека в культуре народов России Религия как источник нравственности Наука как источник знания о человеке и человеческом Этика и нравственность как категории духовной культуры Самопознание (практическое занятие) 1 06.11.2024 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2577038?menuRef errer=catalogue 1 13.11.2024 https://uchebnik.mos.ru/material/app/75211?menuReferrer=catalogue 1 20.11.2024 https://uchebnik.mos.ru/material/app/261857?menuReferrer=catalogue 1 27.11.2024 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7687220?menuRefer rer=catalogue 1 04.12.2024 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7747466?menuRefer rer=catalogue 11.12.2024 1 0 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/315774?menuReferrer=catalogue Тематический блок 3. «Человек как член общества» - 10 ч. 1 5 Труд делает человека человеком 18.12.2024 1 25.12.2024 1 6 Подвиг: как узнать героя? 1 https://uchebnik.mos.ru/material/app/314933?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10024362?menuRef errer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9624063?menuRefer rer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10655210?menuRef errer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material/app/305831?menuReferrer=catalogue 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания Духовнонравственные ориентиры социальных отношений Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного об лика общества Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг https://uchebnik.mos.ru/material/app/82586?menuReferrer=catalogue 1 09.01.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9851719?menuRefer rer=catalogue 1 15.01.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2584623?menuRef errer=catalogue 1 22.01.2025 https://uchebnik.mos.ru/material/app/264217?menuReferrer=catalogue 1 29.01.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1920416?menuRef errer=catalogue 1 05.02.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7005297?menuRefer rer=catalogue 1 12.02.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11080717?menuRef errer=catalogue 2 3 2 4 Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества 1 Моя профессия (практическое занятие) 1 19.02.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1963259?menuRef errer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7439473?menuRefer rer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7464863?menuRefer rer=catalogue 1 26.02.2025 https://uchebnik.mos.ru/material/app/192584?menuReferrer=catalogue Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» - 11 ч. 2 5 2 6 2 7 Гражданин 1 05.03.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2571845?menuRef errer=catalogue Патриотизм 1 12.03.2025 https://uchebnik.mos.ru/material/app/82605?menuReferrer=catalogue Защита Родины: подвиг или долг? 1 19.03.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9417933?menuRefer rer=catalogue 2 8 Государство . Россия — наша родина 1 02.04.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8892464?menuRefer rer=catalogue 2 9 Гражданская идентичность (практическое занятие) 1 09.04.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/8839713?menuRefer rer=catalogue 1 16.04.2025 https://uchebnik.mos.ru/material/app/276751?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7647902?menuRefer rer=catalogue 1 23.04.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7477759?menuRefer rer=catalogue 07.05.2025 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7523535?menuRefer rer=catalogue 3 0 3 1 3 2 Моя школа и мой класс 1 (практическое занятие) Человек: какой он? (практическое 1 занятие) Человек и культура 1 1 3 3 3 4 Человек и культура (проект) Итоговая проверочная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 3 4 14.05.2025 21.05.2024 1 7 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7747379?menuRefer rer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2285289?menuRef errer=catalogue УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Виноградова Н.Ф., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2. Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э., Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Виноградова Н.Ф., Методическое пособие для учителя. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. 2. Бутримова И. В., к. филол. н., старший методист, Самойлова И. С., методист отдела начального общего образования Адресные методические рекомендации «О преподавании учебных предметов “Основы религиозных культур и светской этики”, «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 2023- 2024 учебном году» 3. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф.Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Российский учебник : Вентана – Граф, 2018. – 288 с. 4. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010. 5. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. 6. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. - 398 с.: ил. 7. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп.-М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука). 8. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обученияи воспитания. – М., 2005. 9. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014. 10. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2017. 1. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://pedsovet.su/load/27 https://lib.myshool.edu.ru/market ФГИС «Моя школа» https://proshkolu.ru/ https://resh.edu.ru/subject/13/5/ https://www.yaklass.ru/ http://old-rozental.ru/ https://uchi.ru/ https://rusyaz-online.ru/ https://znanierussia.ru/ https://uchitel.pro https://edu.skysmart.ru https://uchebnik.mos.ru/ http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа http://www.td.gov.ru – Сайт Рособразования http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека http://ihtik.lib.ru – электронная библиотека http://www.lib.ru – электронная библиотека http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал www.hrono.ru - Всемирная история в интернете www.istorya.ru- История стран и цивилизаций http://сyrill.newma.ru - Библиотека античной литературы http://artclassic.edu.ru - Коллекция: мировая художественная культура https://culture. ru/ literature? https://culture. ru/s/detyam/ https://clever-lab.pro/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Учебники Тетрадь Мультимедийный проектор, интерактивная доска, персональный компьютер Электронные пособия