Учебный план Начального общего образования

М униципальное автоном ное общ еобразовательное учреж дение
«С редняя общ еобразовательная ш кола № 24»

РАССМОТРЕНО:
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 24
Протокол №1 от «30» августа 2024 г.

И.О.д:
Приказ №

РЖДАЮ
Ш № 24»
ухарина
т а 2024 г.

УЧЕБНЫЙ п л а н
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №24»
на 2024-2026 учебные года

2024 год

Учебный план
начального общего образования для обучающихся 1-4 классов

Учебный тан начального общего образования Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24» (далее учебный тан) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Обутверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования») и
ФООП НОО ( приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 №
992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71762 с учетом Приказа Министерства
просвещения Российской Федерации №31 от 22.01.2024г. «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства

Просвегцения

Российской

Федерации,

касающиеся

федеральных

государственных образовательных стандартов начального общего образования и
основного общего образования»,
Федерации

от

Приказ Министерства просвещения Российской
19.03.2024

№

171

"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования,

основного

общего

образования

и

среднего

общего

образования"

(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830)), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№24», разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом
Федеральной

образовательной

программой

начального

общего

образования,

и

обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и
гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
,

Реализация Учебного плана начального общего образования подчинена следующим

задачам:
- обеспечить организацию и осуществление образовательных отношений в МАОУ
«СОШ № 24» в соответствии с ФГОС НОО в 1-4-х классах;
- обеспечить базовый уровень освоения обучающимися образовательных программ
по всем образовательным областям, определенным учебным планом;

- создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей,
познавательных

интересов

обучающихся,

расширения

знаний

в

различных

образовательных областях путем дифференциации и индивидуализации обучения через
систему индивидуальных и групповых занятий по выбору обучающихся;
- организовать внеурочную деятельность и ее направленность на социализацию,
интеллектуально-личностное развитие и духовно нравственное воспитание школьников;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитания
сознательного и ответственного отношения к безопасности своей жизни и личному
здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих в условиях увеличения остроты
проблемы на современном этапе развития общества.
Учебный

план

МАОУ

СОШ

№

24

обеспечивает

выполнение

санитарно-

эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований
СанПиН 1.2.3685-21 и предусматривает для учащихся 1-4 классов продолжительность
учебной

недели

-

5

дней.

В

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным стандартом начального общего образования и Порядком организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным

программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и
науки РФ от 22 марта 2021 г. N 115 учебный план предусматривает организацию обучения
при использовании учебной и внеурочной деятельности в соответствии с образовательной
программой школы.

Режим работы общ еобразовательного учреждения:

Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели, во 2-4 классах - 34
учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1
классе - 21 час, во 2 - 4 классах - 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для
обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков, для
обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (ши) среду. На эти дни в расписание уроков
включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо
со средним баллом и наименьшим баллом по шкапе трудности, но в большем количестве,
чем в остальные дни недели.

Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в
середине учебной недели. Продолжительность выполнения домашних заданий составляет
во 2-3 классах -1,5ч., в 4 классах -2 ч.

Особенности организации образовательного процесса в 1 классе
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
- начало занятий в 8.00; учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и
только в первую смену;
- в 1 классе используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в
день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый);
- обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
В сентябре - 3 урока по 35 минут каждый, со второй недели сентября вводится
динамическая пауза. В течение 1 четверти - проведение четвертых (по расписанию) уроков
в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки - игры и т. д. Уроки в
нетрадиционной форме распределяются в рамках учебного плана следующим образом: 24
урока

физической

культуры,

4-5

экскурсий

по

окружающему

миру,

3-4

по

изобразительному искусству, 4-6 по технологии, 4-5 по музыке и 6-7 по математике. Уроки
физической культуры и музыки в адаптационный период проходят в середине учебного дня,
замещают динамическую паузу, их содержание направлено на развитие и повышение
двигательной активности детей. В течение 1 четверти 1 класса уроки «Изобразительное

искусство», «Музыка», «Труд(техыологыя)», «Физическая культура» проводятся в
нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки - игры и т. д.
В ноябре - декабре в 1-х классах - по 4 урока по 35 минут каждый и обязательная
динамическая пауза, в январе - мае - по 4 урока 40 минут каждый и динамическая пауза.
Данный режим работы МАОУ «СОШ№24», осуществляющей образовательную
деятельность, обеспечивает выполнение учебного плана в соответствии с интересами и
потребностями

обучающихся,

способствуя реализации

идеи развития личности

в

культурно-нравственном и интеллектуальном плане в условиях информатизации общества,
создавая условия для самовыражения и самоопределения школьников.

Особенности учебного п лан а в соответствии с требованиям и Ф ГО С H 0 Q

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой

участниками

образовательных отношений.

Обязательная

часть учебного

плана

определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые
должны

быть

реализованы

во

всех

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.

Вариативность

содержания

образовательных программ

начального

общего

образования реализуется через возможность формирования программ начального общего
образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных
потребностей и способностей обучающихся (согласно ФОП НОО п. 25.5).
В обязательную часть учебного плана входят следующие предметные области и
учебные предметы:
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» включает в себя
учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение».

Учебный предмет

«Русский язык » в 1 классе из 165 часов - 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам
обучения письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) - урокам русского
языка. Во 2-4 классах на изучение учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
МАОУ «СОШ№24» отведено по 5 часов в неделю в каждом классе соответственно.
Учебный предмет «Литературное чтение» изучается в 1 классе по 4 часа в неделю,
из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтения в период обучения
грамоте и 40 ч (10 учебных недель) - урокам литературного чтения. Во 2 - 4 классах урокам
Литературного чтения отводится 136 часов, по 4 часа в неделю соответственно. Содержание
предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» отражено в рабочих программах
данных учебных предметов.

Учебный план МАОУ «СОШ№24»

обеспечивает

преподавание

и изучение

государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и
изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа
государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как
родного языка. Для МАОУ «СОШ№24», в которой языком образования является русский
язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской
Федерации,

государственных

языков

республик

Российской

Федерации

может

осуществляться при наличии возможностей Организации и по заявлению обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (согласно п.22.1
ФГОСНОО).
Предметная область «Иностранные языки» включает в себя учебный предмет
«Иностранный (английский) язык» и «Второй иностранный язык».

«Иностранный

(английский) язык» представлен в объеме 2 часов в неделю во 2— 4 классах. На этапе
начального общего образования на изучение иностранного языка выделяется 204 часа: 2
класс — 68 часов, 3 класс — 68 часов, 4 класс — 68 часов. При изучении предметов

«Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» осуществляется деление учащихся на
подгруппы. Изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» из перечня,
предлагаемого МАОУ «СОШ №24», может осуществляться по заявлению обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в
Организации необходимых условий.
Предметная область «Математика и информатика» включает в себя учебный
предмет «Математика», который изучается в 1-4-х классах по 4 часа в неделю, 136 часов
в год.
Предметная область «Обществознание и естествознание» включает в себя учебный
предмет «Окружающий мир», который представлен в объеме 2 часов в неделю, является
интегрированным курсом. В содержание предмета введены развивающие модули, разделы
социально - гуманитарной направленности, основ безопасности жизнедеятельности.
Тематическое планирование составлено с учетом особенностей развития Свердловской
области

и

обеспечено

введением

разделов

краеведческого

содержания

в

курс

«Окружающий мир».
Учебные предметы «Изобразительное искусство», «Музыка», «Труд(технология)»
изучаются в 1-4 классах по 1 часу в неделю.
На изучение предмета «Физическая культура» предусмотрено 2 часа в неделю,
третий час реализован МАОУ «СОШ№24» за счет часов внеурочной деятельности и (или)

за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов,
включая использование учебных модулей по видам спорта (согласно ФОП НОО п. 25.24).
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»
выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся. На учебный предмет «Основы
религиозных культур и светской этики» - отведено 34 часа в год. В рамках учебного
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с 4 класса по выбору
обучающихся или их родителей (законных представителей) предлагается изучать модули:
основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской
культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы
светской этики.

Специфика части, формируемой участниками образовательных отношений
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного
плана,

формируемая

участниками

образовательных

отношений из перечня,

предлагаемого МАОУ «СОШ№24», включает учебные предметы, учебные курсы (в том
числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных

представителей)

несовершеннолетних

предусматривающие

углубленное

удовлетворения различных
развитии

и

изучение

интересов

совершенствовании,

обучающихся, в
учебных

обучающихся,

а

также

том

числе

предметов, с

целью

потребностей в физическом

учитывающие

этнокультурные

интересы(согласно ФОПНООп. 25.10).
Межпредментые связи, выделенные в федеральном образовательном стандарте
нового поколения позволяют сократить разрыв при изучении различных дисциплин и
облегчают формирование представлений о единой картине мира. Развитие личностных
качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта
разнообразной деятельности: учебно - познавательной, практической, социальной, поэтому
в учебном плане МАОУ «СОШ №24» особое место отведено практическому содержанию
цифрового образования, исследовательской деятельности, применению приобретенных
знаний и умений в реальных жизненных ситуациях и осуществляется через учебный курс

«Грамотный читатель» на изучение которого предусмотрено по 1 часу в неделю в 1-3
классах.

Учебно-методическое обеспечение
В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на
включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью
овладения

универсальными

учебными

действиями

и

формирования

способности

самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая
ведущую образовательную компетенцию - умение учиться.
Перечень учебников, используемых в МАОУ «СОШ№24» является составной частью
Учебного плана на текущий учебный год, соотносится с федеральным перечнем учебников
и учебных пособий на текущий год согласно, Приказу Министерства просвещения

Российской

Федерации

от

21.05.2024

№

347

"О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерагщи от 21
сентября 2022 г. Ns 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию

при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями,

осуществляющими образовательную деятельность,

и

установления предельного срока использования исключенных учебников” (Зарегистрирован
21.06.2024№ 78626).
П ромеж уточны й контроль
МАОУ «СОШ№24» самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и
периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости
обучающихся в 1-х классах осуществляется без фиксации образовательных результатов в
виде отметок.

Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются
безотметочными и оцениваются «зачет» ши «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением
о

формах,

периодичности

текущего контроля успеваемости
Муниципального

автономного

и

порядке

и промежуточной аттестации обучающихся
общеобразовательного

учреждения

«Средняя

общеобразовательная школа № 24».
Диагностика предметных

и

метапредметных

результатов

в первых

классах

основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению
в школе. Текущий контроль успеваемости обучающихся в 1-х классах осуществляется без
фиксации образовательных результатов в виде отметок. Оценивание младших школьников в

течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок
на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
В течение учебного года в 2-4 классах проводятся диагностические работы и
другие формы проверки учета качества обученности учащихся. Систематизированные
материалы

наблюдений,

которые ведут учителя начальных классов,

позволяют

проанализировать предметные умения, сравнивая и х с достижениями предыдущих
недель.

По

результатам

диагностики

ставятся

педагогические

задачи

на

межаттестационный период.
В начальной школе МАОУ «СОШ №24>> с 1-4 класс в процесс оценивания
результатов учебной деятельности учащихся включаются:
9 учитель (оценивает деятельность детей, подводит итоги);
® родители (знакомятся с результатами учебной деятельности ребенка).
® ребенок

(работает

с

«листом самооценки» достижений обучающихся);

Объектом оценки предметных результатов является способность учащихся

решать

учебно-познавательные

и

учебно-практические

задачи

на

основе

метапредметных действий.
Основным
сформированность

объектом
ряда

оценки

метапредметных

регулятивных,

результатов

коммуникативных

и

является

познавательных

универсальных действий.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, •
дисциплине, начиная со 2-го класса.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
1. установление уровня освоения обучающимися образовательной программы;
2. предупреждение проблем в освоении обучающимися образовательной программы
и учет индивидуальных образовательных потребностей;
3. оценка эффективности организации образовательной деятельности на основании
мониторинга динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится на основе принципов

объективности.

Основной формой промежуточной аттестации обучающихся во 2-4 классах является
обобщение данных текущего контроля успеваемости за определенный учебный период и
осуществляется по четвертям и учебным годам (годовая аттестация).
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по отдельным
предметам, курсам:
- посредством «удовлетворительных» и «неудовлетворительных» отметок («5» отлично, «4» - хорошо, «3»- удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно, «1» отсутствие оснований для оценки);
- посредством «н/а», если промежуточная аттестация не пройдена по уважительной
причине (болезнь или другие подтвержденные документально обстоятельства).
Аттестация во 2-4 классах проводится на основе текущего контроля, фиксируется
текущей годовой отметкой, представляет собой четвертную отметку в случае, если учебный
предмет осваивался обучающимися в течение одной четверти, и среднее арифметическое
четвертных оценок, если учебный предмет осваивался более одной учебной четверти.
В течение учебного года проводятся иные формы промежуточной аттестации в виде
итоговых контрольных работ по русскому языку, математике и окружающему миру и
метапредметной контрольной работы во 2-4 классах.
Промежуточная аттестация обучающихся 4-х классов представляет собой форму
оценки степени и уровня освоения обучающимися ООП НОО и проводится на основе
принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся в
форме ВПР.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному (или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин

признаются

академической

задолженностью.

Обучающиеся

обязаны

ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные приказом директора
школы.
Обучающиеся 1-4 классов МАОУ «СОШ №24» могут быть оставлены на повторный
год обучения:
- В соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии по
согласованию с родителями (законными представителями) ребёнка;
- С согласия родителей (законных представителей) в соответствии с мотивированным
заключением педагогического совета школы о не усвоении обучающимся программы 1
класса.
Реализация рабочих программ по предметам учебного
соответствующей

кадровой

подготовкой

педагогического

плана подкрепляется

состава

и

материально-

технической оснащенностью.

Учебный план
начального общего образования для обучающихся 1-4 классов
2024-2025 учебный год
П редм етная
область

Русский язык и
литературное
чтение

У чебный
предмет

Количество часов в неделю
4клаее
1класс
' 2класс
Зклаес
О бязательн ая часть
Русский язык
5
5
5
5
Литературное
чтение

4

4

4

4

Иностранный
язык

Иностранный
язык
(английский)

0

2

2

2

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

Обществознание
и
естествознание
("окружающий
мир")
Основы
религиозных
культур и
светской этики

Окружающий
мир
2

2

2

2

Основы
религиозных
культур и
светской этики

0

0

0

1

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

Музыка

1

1

1

1

Труд(технология)

1

1

1

1

Физическая
культура

2

2

2

2

Итого

20

20

22

22

Грамотный читатель

1

1

1

0

Итого

1

1

1

1

ИТОГО недельная нагрузка

21

23

23

23

Количество учебных недель

33

34

34

34

Всего часов в год

693

693

782

782

Искусство

Технология
Физическая
культура


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».