РП решение экспериментальных задач по химии 10 - 11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальный орган «Управление образования ГО Краснотурьинск»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

Директор МАОУ «СОШ №24»

Приказ №18 от 18.08.2023

Гайдуков А. Н.
Приказ №302-Д от 21.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Решение экспериментальных задач по химии»
для обучающихся 10-11 классов

2023 год

Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10-х и 11х классов «Решение экспериментальных задач по химии» обусловлена тем,
что в соответствии с базисным учебным планом среднего (полного) общего
образования химии за 2 года выделяется всего 70 часов. В содержании курса
химии в 10-11-х классах представлены только основополагающие
химические теоретические знания, включающие самые общие сведения.
Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение.
Особенностью данного курса является то, что занятия идут параллельно с
изучением курса органической химии в 10-ом классе, и с изучением курса
общей химии в 11-ом классе. Это даёт возможность постоянно и
последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а
учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса
послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии,
необходимых для конкретизации основных вопросов органической, общей и
неорганической химии и для общего развития учеников.
Цель курса:
 расширение знаний, формирование умений и навыков у
учащихся
по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие
познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса:
 углубление и расширение знаний по химии
 закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их
применению при решении задач и упражнений;
 исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач,
находить способы решения комбинированных задач;
 формировать
целостное
представление
о
применении
математического аппарата при решении химических задач;
 развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать
выводы;
 способствовать
формированию
навыков
сотрудничества
в
процессе совместной работы;
 развить интересы учащихся, увлекающихся химией.
Курс базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении химии в
основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за
рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого
элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими
вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических
задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и
химические законы.
В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается
проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение
2

теоретического материала, а так же решение задач и упражнений по данной
теме.
Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления
изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению
схем превращений, отражающих генетическую связь между классами
неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с
указанием способов их решения.
При разработке программы элективного предмета акцент делался на те
вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы
рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но
входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения
подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с
изучаемым материалом на уроках.
Элективный курс «Решение экспериментальных задач по химии»
совместим с программой Н.Н.Гары. (Программа курса химии для 1011классов) и учебно-методическим комплектом Г.Е Рудзитиса и Ф.Г.
Фельдмана.
Элективный курс «Решение экспериментальных задач по химии»
предназначен для учащихся 10-11-ых классов и рассчитан на 35часов в
10классе и 34 часа в 11 классе (1 час в неделю в 10 и 11 классах).

3

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения элективного предмета ученик должен
Знать/понимать
 Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент,
атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса,
молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз,
электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота
образования, химическое равновесие, константа равновесия,
углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и
пространственная изомерия;
 Основные законы химии: закон сохранения массы веществ,
периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро,
закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических
соединений;
Уметь
 Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной
номенклатуре;
 Определять: валентность и степень окисления химических элементов,
характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель,
направление смещения равновесия под влиянием различных
факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным
классам органических соединений;
 Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
 Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с
использованием различных источников (справочных, научных и
научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность
4

вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания
и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
 неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
5

 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя
из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

6

Календарно-тематическое планирование 10класс 35 часов (1 час в неделю)
№
Наименование темы
п/
п
1
Введение. Роль и место расчетных задач в
системе обучения химии и практической
жизни. Типы задач.
2
Вычисления с использованием понятий
«количество вещества», «число Авогадро»,
молярная масса, молярный объем.
3
Установление простейшей формулы вещества
по массовым долям элементов с
использованием абсолютной и относительной
плотности вещества.

4

5
6

Вывод формулы вещества по относительной
плотности и массе (объему или количеству)
продуктов сгорания.
Изомерия и номенклатура органических
соединений
Урок-упражнение по отработке навыков
составления изомеров и их названий

Элемент содержания
Условные обозначения, названия и единицы измерения физических
величин, их взаимосвязь. Приближенные вычисления, правила
округления.
Общие рекомендации к решению и оформлению расчетных задач.
Анализ химической задачи.
Химические формулы: простейшая (эмпирическая), молекулярная
(истинная, брутто-формула),графическая, структурная, электронная.
(DН2,Dвозд.,DО2,D N2 и др.) Вывод формулы вещества на основе
массовой доли элемента, относительной плотности по другому газу,
массе, объему общей формуле гомологического ряда органических
соединений.
Вывод формулы вещества по количеству вещества продуктов
сгорания, общей формуле гомологического ряда органических
соединений.
Виды изомерии: пространственная и структурная. Пространственная
изомерия и её виды. Номенклатура: тривиальная, современная.
Правила систематической номенклатуры. Написание структурных
формул изомеров

7

Расчет объемных отношений газов при
химических реакциях

Вычисления массы (количества, объема)
вещества по известному количеству (массе,
объему) одного из вступивших в реакцию или
получившихся веществ.
9
Вычисление массы, количества или объема
продукта реакции по известной массе,
количеству или объему исходного вещества,
содержащего примеси.
10 Вычисление массовой или объемной доли
выхода продукта реакции от теоретически
возможного.
11 Расчеты по химическим уравнениям, связанные
с массовой долей растворенного вещества
12 Вычисление массы (объема или количества)
продукта реакции, если одно из реагирующих
веществ дано в избытке.
8

13 Расчеты по термохимическим уравнениям
14 Химические реакции в органической химии

Решение задач
Расчеты по химическим уравнениям с использованием различных
величин. (Задачи с использованием материала по органической
химии)
Степень чистоты основного вещества(вещества, вступающего в
реакцию), содержащего примеси, определяется массовой долей
данного вещества в навеске смеси. Решение задач
Массовая доля практического выхода. Объемная доля практического
выхода. Решение задач
Массовая доля растворенного вещества. Решение задач
Если одно из реагирующих веществ взято в избытке, то расчет массы
(объема, количества вещества) продукта реакции осуществляют по
массе (объему, количеству вещества) того реагента, который вступил в
реакцию полностью. Решение задач
Термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции.
Понятие о реакциях соединения. Понятие о реакциях отщепления.
Реакции изомеризации. Правило Марковникова. Реакции
ароматической системы и углеводородного радикала.
Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце

8

(ориентанты I и II рода). Выполнение упражнений
15 Понятие о циклоалканах

Циклоалканы. Строение, изомерия,
номенклатура и свойства. Выполнение заданий

16 Алкадиены

Алкадиены. Строение молекул. Изомерия и номенклатура.
Химические свойства алкадиенов. Выполнение заданий

17 Каучук
18
19

20

21

22
23

Каучук в природе. Свойства каучука. Состав и строение натурального
каучука.
Бензол и его гомологи
Электронное строение бензола и его гомологов. Химические свойства
гомологов бензола Выполнение заданий
Химические свойства углеводородов и способы Характерные химические свойства углеводородов: алканов,
их получения.
циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических
углеводородов (бензола и толуола). Выполнение заданий
Схемы превращений отражающих
Химические свойства углеводородов и способы их получения. Схемы
генетическую связь между углеводородами:
превращений, отражающие генетическую связь между
открытые, закрытые, смешанные.
углеводородами: открытые, закрытые смешанные
Выполнение заданий
Урок-практикум по составлению схем
превращений, отражающих генетическую связь (Работа в группах и парах)
между углеводородами
Переработка углеводородного сырья
Перегонка нефти. Крекинг нефтепродуктов. Коксохимическое
производство.
Характерные химические свойства предельных Химические свойства кислородосодержащих органических соединений
одноатомных и многоатомных спиртов; фенола и способы их получения.
и способы их получения
Выполнение заданий

9

24 Характерные химические свойства альдегидов,
предельных карбоновых кислот, сложных
эфиров и способы их получения.
25 Схемы превращений отражающих
генетическую связь между углеводородами и
кислородсодержащими органическими
соединениями: открытые, закрытые,
смешанные.
26 Урок-практикум (Эксперимент)
27 Сложные эфиры. Жиры. Углеводы.

Схемы превращений, отражающие генетическую связь между
веществами: открытые, закрытые смешанные.
Выполнение заданий
Жиры как питательные вещества. Гидролиз и гидрирование жиров.
Моющие средства. Охрана окружающей среды. Крахмал
как
питательное вещество. Строение углеводов. Применение углеводов.
Ацетатное волокно. Выполнение заданий

свойства
азотсодержащих Химические свойства азотсодержащих соединения и способы их
28 Химические
соединения и способы их получения.
получения.
Выполнение заданий
29 Генетическая связь аминов с другими классами
органических соединений
30 Генетическая связь аминокислот с другими
классами органических соединений
31 Азотсодержащие гетероциклические
соединения
32 Схемы превращений по теме «
Азотсодержащие соединения»
33 Понятие о высокомолекулярных соединениях.
Основные методы синтеза полимеров.

Схемы превращений,
отражающие генетическую связь
между веществами: открытые,
закрытые смешанные
Выполнение заданий
Синтез органических соединений в лаборатории, на производстве.
Получение органического соединения определенного строения из
10

Полиэтилен. Полипропилен.
Фенолформальдегидные смолы.
34 Синтетические каучуки и синтетические
волокна. (решение задач и упражнений)
35 Подведение итогов

отличающегося от него по строению соединения посредством одной
или нескольких химических реакций. Цепочки превращений
(решение зачетных задач и упражнений)
Выступление учащихся

11

Календарно-тематическое планирование 11класс 34 час (1 час в неделю)
№
Наименование темы
п/п
1
Строение атома. Изотопы.

Элемент содержания

2

Основные понятия и законы химии

3

Расчёты с применением уравнения Менделеева –
Клайперона
Особенности размещения электронов по орбиталям в
атомах малых и больших периодов

4

5

Структура периодической системы химических элементов
Д. И. Менделеева.

6

Валентность и степень окисления

12

Ядро и электронная оболочка. Электроны и протоны.
Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.
Решение задач
Решение задач с применением закона сохранения
массы вещества, закона постоянства состава, закона
сохранения энергии .
Решение задач
Физический смысл квантовых чисел (главное,
орбитальное, магнитное спиновое квантовые числа).
Понятие атомной орбитали. Заселение атомных
орбиталей электронами. Принцип минимума энергии,
принцип Паули и правило Хунда.
Выполнение заданий
Структура периодической системы химических
элементов Д. И. Менделеева. Определение строения
атома по их координатам. Выполнение заданий
Валентные электроны. Валентность. Валентные
возможности атомов. Причина высшей валентности
атомов, валентность элементов при образовании химической связи по донорно-акцепторному механизму,
графические схемы строения внешних электронных слоев

7

Основные виды химической связи, механизмы их образования

8

Типы кристаллических решеток и свойства веществ

9

Характеристики химической связи.

10

Пространственное строение молекул неорганических и
органических веществ.
13

атомов химических элементов в возбужденном и
невозбуждённом состоянии. Выполнение заданий
Вид химической связи в простых и сложных веществах,
схемы образования веществ с различными видами связи,
механизм образования донорно-акцепторной, ковалентной
связи, особенности водородной связи
Ионная химическая связь и ионные кристаллические
решетки. Ковалентная химическая связь и ее
классификация: по механизму образования (обменный
и донорно-акцепторный), по электроотрицательности
(полярная и неполярная), по способу перекрывания
электронных орбиталей (сигма и пи), по кратности
(одинарная, двойная, тройная, полуторная). Полярность
связи и полярность молекулы. Кристаллические
решетки для веществ с этой связью: атомная и
молекулярная. Металлическая химическая связь и
металлическая кристаллическая решетка. Водородная
связь: межмолекулярная и внутримолекулярная.
Механизм образования этой связи и ее значение.
Ионная связь как предельный случай ковалентной
полярной связи; переход одного вида связи в другой;
разные виды связей в одном веществе.
Выполнение тестовых заданий
основные характеристики химической связи
(Насыщаемость, поляризуемость, направленность).
Выполнение заданий
sp3 - гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза.

11

Дисперсные системы.

12

Задачи с использованием разных способов выражения
концентрации растворов.
Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило
смешения растворов, («правило креста»).
Кристаллогидраты
Классификация химических реакций в органической и
неорганической химии.

13
14
15

14

sp2 - гибридизация у соединений бора, алкенов, аренов,
диенов, графита.
sp - гибридизация у соединений бериллия, алкинов,
карбина. Геометрия молекул названных веществ.
Выполнение заданий
Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда
и дисперсная фаза. Девять типов систем и их значение
в природе и жизни человека. Дисперсная система с
жидкой средой: взвеси, коллоидные системы, их
классификация. Золи и гели. Эффект Тиндаля.
Коагуляция. Синерезис. Молекулярные и истинные
растворы.
Решение задач
Решение задач
Решение задач
Понятие о химической реакции, её отличие от ядерной
реакции. Реакции аллотропизации и изомеризации.
Реакции, идущие с изменением состава вещества: по
числу и характеру реагирующих и образующихся
веществ (разложения, замещения, обмена, соединения);
по изменению степеней окисления (ОВР и не ОВР); по
тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по
фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению
(обратимые и необратимые); по использованию
катализатора (каталитические и некаталитические); по
механизму (радикальные и ионные); по виду энергии,

16

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на
скорость реакций.

17

Химическое равновесие.

18

Производство серной кислоты контактным способом.

19

Окислительно-восстановительные реакции(ОВР).

15

инициирующей реакцию (фотохимические,
радиационные, электрохимические, термохимические).
Выполнение заданий
Понятие о скорости. Скорость гомо- и гетерогенной
реакций. Энергия активации. Факторы, влияющие на
скорость реакций: природа реагирующих веществ,
катализаторы, температура, концентрация. Катализ
гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их
сравнение с неорганическими катализаторами.
Ингибиторы и каталитические яды. Поверхность
соприкосновения реагирующих веществ.
Выполнение заданий.
Понятие о химическом равновесии. Равновесные
концентрации. Динамичность равновесия. Константа
равновесия. Факторы, влияющие на смещение
равновесия: концентрация, давление, температура.
Принцип Ле Шателье. Выполнение заданий.
Промышленное получение химических веществ на
примере производства серной кислоты. Принципы
химического производства
Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия
Степень окисления. Классификация реакций в свете
электронной теории. Основные понятия ОВР. Методы
составления уравнений ОВР: метод электронного
баланса, метод полуреакций. Влияние среды на
протекание ОВР. Классификация ОВР. ОВР в
органической химии. Выполнение заданий.

20

Электролитическая диссоциация. (Э.Д.)

21

Водородный показатель.

22

Гидролиз.

23

Металлы.

Электролиты и неэлектролиты. Механизм
электролитической диссоциации с различным видом
связи. Свойства катионов и анионов. Кислоты, соли,
основания в свете Э.Д. Степень Э.Д.и её зависимость от
природы электролита и его концентрации. Константа
диссоциации. Ступенчатая диссоциация. Свойства
растворов электролитов. Выполнение заданий
Диссоциация воды. Константа её диссоциации. Ионное
произведение воды, Водородный показатель - рН.
Среды водных растворов электролитов. Значение
водородного показателя для химических и
биологических процессов.
Понятие гидролиза. Гидролиз органических и
неорганических веществ (галогеналканов, сложных
эфиров, углеводов, белков, АТФ) и его значение.
Гидролиз солей - три случая. Ступенчатый гидролиз.
Необратимый гидролиз. Практическое значение
гидролиза. Выполнение заданий
Положение металлов в периодической системе и
строение их атомов. Простые вещества-металлы:
строение кристаллов и металлическая химическая
связь. Аллотропия. Общие физические свойства
металлов и восстановительные свойства их:
взаимодействие с неметаллами (кислородом,
галогенами, серой, азотом, водородом), с водой,
кислотами, растворами солей, органическими
веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом,
кислотами), со щелочами. Оксиды и гидроксиды
16

24

Коррозия металлов

25
26

Расчёты по теме «Электролиз»
Неметаллы.

металлов. Зависимость свойств этих соединений от
степеней окисления металлов. Значение металлов в
природе и жизни организмов.
Понятие коррозии. Химическая коррозия.
Электрохимическая коррозия. Способы защиты
металлов от коррозии.
Общие способы получения металлов. Металлы в
природе. металлургия и ее виды: пиро- и гидроэлектрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов
соединений металлов и его значение.
Выполнение заданий
Положение неметаллов в периодической системе,
строение их атомов. Электроотрицательность.
Инертные газы. Неметаллы - простые вещества.
Атомное и молекулярное строение их. Аллотропия.
Химические свойства неметаллов. Окислительные
свойства: взаимодействие с металлами, водородом,
менее электроотрицательными неметаллами,
некоторыми сложными веществами.
Восстановительные свойства неметаллов в реакциях со
фтором, кислородом, сложными веществамиокислителями (азотной и серной кислотами и др.).
Водородные соединения неметаллов. Получение их
синтезом и косвенно. Строение молекул и кристаллов
этих соединений. Физические свойства. Отношение к
воде. Изменение кислотно-основных свойств в
периодах и группах Несолеобразующие и
солеобразующие оксиды. Кислородные кислоты.
17

27

Кислоты органические и неорганические.

28

Амфотерные органические и неорганические соединения.

29

Понятие о комплексных соединениях

30

Генетическая связь между классами органических и
неорганических соединений.

18

Изменение кислотных свойств высших оксидов и
гидроксидов неметаллов в периодах и группах.
Зависимость свойств кислот от степени окисления
неметалла.
Кислоты в свете протолитической теории.
Сопряженные кислотно-основные пары.
Классификация органических и неорганических кислот.
Общие свойства кислот: взаимодействие органических
и неорганических кислот с металлами, основными и
амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями,
образование сложных эфиров. Особенности свойств
концентрированной серной и азотной кислот.
Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.
Выполнение заданий
Амфотерные соединения в свете протолитической
теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов
переходных металлов: взаимодействие с кислотами и
щелочами
Комплексообразователь, лиганды, координационное
число, внутренняя сфера, внешняя сфера.
Номенклатура данных соединений. Примеры
соединений. Амфотерность аминокислот:
взаимодействие аминокислот со щелочами, кислотами,
спиртами, друг с другом (образование полипептидов),
образование внутренней соли (биполярного иона
Понятие о генетической связи и генетических рядах в
неорганической и органической химии. Генетические
ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла

32

Цепочки превращений, отражающие генетическую связь
между классами неорганических и органических веществ.
Химия и экология.

33

Химия и повседневная жизнь человека

34

Подведение итогов

31

19

(серы и кремния), переходного элемента (цинка).
Генетические ряды и генетическая связь в
органической химии (соединения двухатомного
углерода). Единство мира веществ.
Выполнение заданий
Выполнение заданий
Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана
гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы
от химического загрязнения. Охрана атмосферы от
химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от
химического загрязнения. Биотехнология и генная
инженерия.
Выступления учащихся
Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства.
Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства
личной гигиены и косметики. Химия и пища.
Маркировка упаковок пищевых и гигиенических
продуктов и умение их читать. Экология жилища.
Химия и генетика человека.
Выступления учащихся
Выступления учащихся

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Дополнительная литература для обучающихся
1. Радецкий М.А. Дидактические материалы по химии. 10-11 класс. Издательство: Просвещение. 2018 год.
2. Доронькин В.Н. Химия. ЕГЭ. Раздел «Органическая химия». 10-11 класс. Тренировочная тетрадь. Задания и решения. Издательство:
Легион. 2018 год.
3. Доронькин В.Н. Химия. ЕГЭ. Раздел «Общая химия». 10-11 класс. Тренировочная тетрадь. Задания и решения. Издательство: Легион.
2018 год.

Дополнительная литература для учителя
1. Рябов М.А. Сборник задач, упражнений и тестов по химии 10-11 классы. К учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс»,
«Химия. 11 класс». ФГОС. Издательство: Экзамен. 2018 год.
2. Доронькин В.Н. Химия. ЕГЭ. 10-11 класс. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности. Издательство:
Легион. 2018 год.
3. Доронькин В.Н. Химия. ЕГЭ. 10-11 класс. Задания высокого уровня сложности. Издательство: Легион. 2018 год.
4. Бойко Л.П., Иванова Е.А., Пильникова Н.Н. Предметные олимпиады. Химия. 8-11 классы. ФГОС. Издательство: Учитель. 2018 год.

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».