РП решение задач по физике 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальный орган «Управление образования ГО Краснотурьинск»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

Директор МАОУ «СОШ №24»

Приказ №18 от 18.08.2023

Гайдуков А. Н.
Приказ №302-Д от 21.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Решение текстовых задач по физике»
для обучающихся 10-11 классов

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внутри предметный модуль «Решение текстовых задач по физике» является
одним из элементов реализации ФГОС нового поколения. Он способствует
развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности физикоматематического образования, дает возможность расширить и углубить знания и
умения и создает условия для всестороннего развития личности. Воспитание
творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является
одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в рамках ФГОС.
Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся
являются экспериментальные исследования и задачи. Решение нестандартных
задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует
пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Рабочая программа по физике «Решение текстовых задач по физике »
составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 10 -11 классы.
Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г. И
авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А.
Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г., и программы элективного курса «Решение задач по
физике повышенной сложности» автор Марчук Э.В., сборник программ
элективных курсов составитель В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007»
Курс рассчитан на учащихся 10 -11 классов и предполагает
совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов
физики. Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к
подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество часов,
предусмотренных на изучение предмета, сократилось. Разбираются особенности
решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения, и
рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач.
Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание
того или иного физического явления физическими законами.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются
следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление
знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со
справочной и учебной литературой различных источников информации;
развитие творческих способностей учащихся.
Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов,
Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «ВентанаГраф», 2010 г.
Курс рассчитан на 2 года обучения.
Цели курса:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного
приобретения новых знаний;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
2

- формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и
методах решения физических задач;
- применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств
вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и
оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
- углубление и систематизация знаний учащихся;
- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
- овладение основными методами решения задач.
Общая характеристика курса
Курс физики «Решение текстовых задач по физике» выступает в роли
дополнения к содержанию физики базового уровня, направлен на
удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее
совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Данный курс
дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе
логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую
работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач.
Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся.
Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также
– творческие экспериментальные. На занятиях элективного курса изучаются
теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а
также – вопросы, связанные с профессиональной деятельностью: физика вокруг
нас, физика в жизни, физика и наука, физика в различных профессиях.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые
формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму,
владение основными приемами решения, владение основными приемами
решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и
самооценка, моделирование физических явлений.
В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности
действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения,
анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации
используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то
в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал,
так и приемы решения задач.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике
главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на
накопление опыта решения задач различной трудности.
В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная
физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме
проверочных работ.
Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский
подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной
3

деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся
по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору
цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации
(задачи) четкое формулирование физической части проблемы (задачи)
выдвижение гипотез
разработка моделей (физических, математических)
прогнозирование результатов развития во времени экспериментально
наблюдаемых явлений
проверка и корректировка гипотез → нахождение
решений
проверка и анализ решений → предложения по использованию
полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по
изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам
других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- соответствие содержания задач уровню классической физики,
выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной
физики, с возможностью построения в процессе решения физических и
математических моделей изучаемых объектов с различной степенью
детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов
физических
теорий,
фундаментальных
физических
законов,
методологических
принципов
физики,
а
также
методов
экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;
- соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям
государственных программ по физике;
- возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых
явлений, рассматриваемых в задаче;
- возможность формирования посредством содержания задач и методов их
решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений
природы, адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть
решена задача;
- жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.
Общие рекомендации к проведению занятий
При изучении курса могут возникнуть методические сложности, связанные с
тем, что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной
школы недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых
вопросов и задач.
Большая часть материала, составляющая содержание прикладного курса,
соответствует государственному образовательному стандарту физического
образования на профильном уровне, в связи, с чем курс не столько расширяет
круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления
непредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания.
Методы и организационные формы обучения
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать
следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная
4

работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные
и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения
задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и
составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних
заданий по решению задач. Доминантной же формой учения должна стать
исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как
на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия
должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную
работу.
Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны
быть достаточно разнообразными. Прежде всего, это исследовательская работа
самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита
учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана
учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач
различного уровня сложности.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частичнопоискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационноиллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся
отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:
•
Физические приборы.
•
Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
•
Дидактические материалы.
•
Учебники физики для старших классов средней школы.
•
Учебные пособия по физике, сборники задач.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса
задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов
физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических
принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и
вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на
профильное образование учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного курса
1.
Предметные результаты
Учащийся научится:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным
и лабораторным оборудованием;
- понимать смысл основных физических терминов: физическое тело,
физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
5

- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов;
- анализировать отдельные этапы проведения исследований и
интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических
свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать
проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного
оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
-понимать роль эксперимента в получении научной информации;
- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние,
масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха,
напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при
этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие
методы оценки погрешностей измерен
- проводить исследование зависимостей физических величин с
использованием прямых измерений: при этом конструировать установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении
измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной
инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные
результаты с учетом заданной точности измерений;
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера,
узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей
и применять имеющиеся знания для их объяснения;
- понимать принципы действия машин, приборов и технических
устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
2.
Личностные результаты:
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
3.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
6

Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и
объяснять их
сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;


критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;


выделять общую точку зрения в дискуссии;


организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
7

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Входной контроль - тестирование.
Промежуточный контроль – тестирование.
Итоговый контроль – тестирование.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: входной,
текущий и промежуточный контроль знаний, которые позволяют:
●
определить фактический уровень знаний, умений и навыков, обучающихся
по предмету (согласно учебного плана);
●
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального
компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
●
осуществить контроль за реализацией образовательной программы
(учебного плана) и программ учебных курсов.
Формы организации образовательного процесса:
Для организации занятий используются следующие формы:
- лекционное изложение материала;
- эвристические беседы;
- практикумы по решению задач;
- уроки-исследования;
- работа в малых группах.
Виды деятельности
- работа с дополнительной литературой
- семинары по решению задач
- конференции
- тестирование
Технологии обучения:
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности
обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, урокпрактикум, урок-семинар и т.д.; дифференцированные задания и личностноориентированные технологии. Использование ИКТ.
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебнопознавательной деятельности; - обозначать свое понимание или непонимание по
отношению к изучаемой проблеме; - ставить познавательные задачи и выдвигать
гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы; - выступать устно и
письменно о результатах своего исследования.
Содержание курса
10 -11 классы
Физическая задача.
8

Классификация задач (4 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и
решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания
и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач.
Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач (6 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической
задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка
идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой
расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения
и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.
Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения:
алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей,
графические решения и т. д.
Динамика и статика (8 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные
законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения,
сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек,
твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические
характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач:
занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и
краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Законы сохранения (8 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики,
динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на
определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения
механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты
или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами
решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель
маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным
устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для
наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (6 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение
молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения
9

идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул,
характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона,
характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений
поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные
явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение
характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и
относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила
упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении
качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового
содержания.
Основы термодинамики(6 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые
двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра;
модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты
использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой
машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Электрическое и магнитное поля (5 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы
решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами:
законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями,
напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание
систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия:
магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием
электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Постоянный электрический ток в различных средах(9 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических
цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного
электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля
— Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.
Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение
фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при
изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение
сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи,
имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме,
газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных
явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи
10

с техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на
заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным
реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на
полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».
Электромагнитные колебания и волны(14 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон
электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного
электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость,
отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по
геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по
СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»:
конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное
решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового
генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств
электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной
емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения
освещенности, модель передачи электроэнергии и др.
Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач.
Требования к уровню освоения содержания курса:
По выполнению программы учащиеся должны знать:
•
основные понятия физики
•
основные законы физики
•
вывод основных законов
•
понятие инерции, закона инерции
•
виды энергии
•
разновидность протекания тока в различных средах
•
состав атома
•
закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах
По выполнению программы учащиеся должны уметь производить
расчеты:
•
производить расчеты по физическим формулам
•
производить расчеты по определению координат тел для любого вида
движения
•
производить расчеты по определению теплового баланса тел
•
решать качественные задачи
•
решать графические задачи
11

•
снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые
расчеты
•
писать ядерные реакции
•
составлять уравнения движения
•
по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение,
скорость
•
давать характеристики процессам происходящие в газах
•
строить графики процессов
•
описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса
•
применять закон сохранения механической энергии
•
применять закон сохранения импульса
•
делать выводы
•
анализировать физическое явление;
•
проговаривать вслух решение;
•
анализировать полученный ответ;
•
классифицировать предложенную задачу;
•
составлять простейших задачи;
•
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи
средней трудности;
•
выбирать рациональный способ решения задачи;
•
решать комбинированные задачи;
•
владеть различными методами решения задач: аналитическим,
графическим, экспериментальным и т.д.;
•
владеть методами самоконтроля и самооценки.
Календарно – тематическое планирование
10 класс
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Введение (1 час)
Физическая задача.
Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.
Кинематика (4 часа)
Основные законы и понятия кинематики.
2
Решение расчетных и графических задач на равномерное движение.
3
Решение задач на равноускоренное движение.
4
Движение по окружности. Решение задач.
5
Динамика и статика (6 часов)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на
основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения,
6
упругости, трения, сопротивления.
Решение задач на движение материальной точки, системы точек,
7
твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических
8
систем.
1

12

1
1
1
1
1

1
1
1

Дата

Задачи на принцип относительности: кинематические и
динамические характеристики движения тела в разных
инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение задач по интересам.
10
Физическая олимпиада.
11
Законы сохранения (7 часов)
Классификация задач по механике: решение задач средствами
12
кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.
13
Задачи на определение работы и мощности.
14
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
15
Решение задач несколькими способами.
Составление задач на заданные объекты или явления.
16
Взаимопроверка решаемых задач.
Знакомство с примерами решения задач по механике
17
республиканских и международных олимпиад.
Физическая олимпиада.
18
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5 часов)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение
19
молекулярно-кинетической теории (МКТ).
Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение
МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа
20
в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—
21
Клапейрона, характеристика критического состояния.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и
относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности,
22
сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Графические и
23
экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Основы термодинамики (4 часа)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.
24
Задачи на тепловые двигатели.
25
Конструкторские задачи и задачи на проекты:
26
Физическая олимпиада.
27
Электрическое поле (4 часа)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и
28
приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными
средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона,
29
силовыми линиями, напряженностью.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными
30
средствами: разностью потенциалов, энергией.
Решение задач на описание систем конденсаторов.
31
Постоянный электрический ток в различных средах (4 часа)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных
32
электрических цепей.
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Постановка и
решение фронтальных экспериментальных задач на определение
33
показаний приборов.
9

13

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34
35

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах,
1
вакууме, газах, полупроводниках.
Итоговое занятие.
1

Физика 11 класс
Магнитное поле (2 часа)
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его
действия на проводник с током: магнитная индукция и магнитный
1
поток, сила Ампера.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его
2
действия на движущийся заряд: сила Лоренца.
Электромагнитные колебания и волны (14 часов)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной
индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца,
3
индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики
4
переменного электрического тока.
Задачи на переменный электрический ток: электрические машины,
5
трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн:
6, 7 скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция,
поляризация.
8, 9, Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.
10
11, Классификация задач по СТО и примеры их решения.
12
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном
13
ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
14
Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с
15
использованием приборов.
Физическая олимпиада.
16
Механика (7 часов)
Общие методы решения задач по кинематике.
17
Задачи на основные законы динамики.
18
Задачи на принцип относительности.
19
Задачи на закон сохранения импульса.
20
Задачи на закон сохранения энергии.
21
Задачи на определение характеристик равновесия физических
22
систем.
Механика жидкостей.
23
Молекулярная физика. Термодинамика. (6 часов)
Задачи на описание поведения идеального газа.
24
Задачи на свойства паров.
25
Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
26
Задачи на первый закон термодинамики.
27
Задачи на тепловые двигатели.
28
Задачи на уравнение теплового баланса.
29
Электричество. (5 часов)
Задачи разных видов на описание электрического поля различными
30
средствами.
14

1
1

1
1
1
2
3
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34
35

Общая характеристика решения задач по электростатике.
Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических
цепей.
Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного тока в различных средах.
Обобщающее занятие.

15

1
1
1
1
1

Программа ориентирована на использование УМК:
1.
Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.
Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. - М.
Просвещение, 2014. – 416с.
2.
Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных
учреждений /авт. А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2016.
3.
Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций с
прил. на электронном носителе: базовый уровень/ Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев,
В.М.Чаругин; под ред. Н.А.Парфентьевой - М.: Просвещение, 2014. – 432с.
4.
Физика. Астрономия.
7-11
классы:
общеобразовательных учреждений. М: Дрофа 2014.

Программы

для

5.
Физика: Учебник для 10 класса с углубленным изучением физики.
Под ред. Пинского А.А. М.: Просвещение, 2017.
6.
Физика. 11 класс. Учебник для школ с углубленным изучением:
Профильный уровень. Академический школьный учебник. Кабардин О.Ф.,
Пинский А.А., Малинин А.Н., Орлов В.А., Глазунов А.Т. М: Просвещение,
2018.
7.
Грачёв А.В. Физика: 10 класс: базовый уровень; профильный
уровень. М.: Вентана-Граф, 2016.
8.
Кирик Л.А. «Самостоятельные и контрольные работы по
физике. Разноуровневые дидактические материалы 10 класс».
«Илекса», 2013.
9.
Л.А. Кирик «Физика 10. (Физика 11). Разноуровневые
самостоятельные и контрольные работы» М.: «Илекса»,2013.
10.
Н.И. Павленко «Тестовые задания по физике 11 класс». М.:
«Школьная пресса», 2015.
11.
Е.А. Марон «Опорные конспекты и дифференцированные задачи
по физике10кл (11кл)» М.: Просвещение, 2013.
12.
А.Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. 10 класс: дидактические
материалы. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013.
13.
Физика. Тесты. 10 – 11 классы: Учебно-методическое пособие.
Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский и др. – М.: Дрофа,
2015
14.

ЕГЭ- 2019. Физика: контрольные измерительные материалы.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».