РП основы смыслового чтения 5-7 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальный орган «Управление образования ГО Краснотурьинск»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

Директор МАОУ «СОШ №24»

Приказ №18 от 18.08.2023

Гайдуков А. Н.
Приказ №302-Д от 21.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы смыслового чтения»
для обучающихся 5-7 классов

2023 год

Пояснительная записка
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом
их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей,
образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания
благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в
дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Данная программа является составной частью основной образовательной программы МАОУ «СОШ № 24»
Цель программы: воспитание грамотного компетентного читателя, воспитание человека, имеющего стойкую
привычку к познаниюмира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Задачи программы на ступени основного общего образования:
1.
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и
интеллектуальную потребность читать.
2.
Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов
различного уровня сложности.
3.
Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.
4.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и
письма дляполучения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
5.
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Данная программа является одним из разделов образовательной программы ООО и логическим продолжением
образовательной программы НОО. В ходе реализации ООП НОО при изучении всех учебных предметов выпускники
начальной школы приобретут в процессе чтения первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией.
Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и
использования информации, овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядносимволической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения
практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте
идей и информации, их интерпретация и преобразование.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации и приобретут
первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Как часть образовательной области УУД «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» тесно связана с
учебными образовательными программами и способствует формированию следующих умений:
1.
Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным,
просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2.
Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.
3.
Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
4.
Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоциональнооценочногоотношения).
5.
Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6.
Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста.
Для формирования данных умений важно овладеть следующими видами деятельности:

Предтекстовая деятельность.

Текстовая деятельность.

Послетекстовая деятельность.
Для получения обучающимися организованной информации при чтении учителю важно выработать навыки
логико-смысловой структуры текста, представляющей собой шесть фреймов:
1.










Понятие и его определение
«Аналогия. Графический организатор»
«Бортовой журнал»
«Возможные предложения текста»
«Карта осмысления содержания текста»
«Классификация информации»
«Магнитная карточка текста»
«Мозговой штурм»
«Межпредметные связи текста»
«Обсуждение текста в парах»








2.





3.















4.

«Обзор словаря»
«Организатор ведения записей»
«Пирамида»
«Расшифровка текста»
«Создание представления»
«Словарное дерево»
«Шаблоны»
Проблема и её решения
«Проблемная ситуация»
«Схема изменений»
«Узелок на память»
«Бортовой журнал»
«Расшифровка текста»
Причина и следствие
«Обсуждение текста в парах»
«Узелок на память»
«Бортовой журнал»
Сравнение / сопоставление
а) «Аналогия. Графический организатор»
б) «Бортовой журнал»
в) «Организатор ведения записей»
г) «Паутина обсуждений»
д) «Пирамида»
е) «Различный взгляд на явления»
ё) «Схема изменений»
ж) «Таблица исследования»
з) «Шаблон»
Суждение и его аргументация





5.











«Паутина обсуждений»
«Мозговой штурм»
«Критическая оценка текста»
«Таблица исследования»
Цель – действие – результат
«Бортовой журнал»
«З – Х – У»
«Карта рассказа»
«Мозаика»
«Организатор ведения записей»
«Отношение между вопросом и ответом»
«Путешествие по главам книги»
«Спроси автора»
«Чтение с пометками»
«Чтение с вопросами»

Планируемые результаты освоения обучающимися стратегии смыслового чтения
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени общего образования выпускник
—
приобретёт навыки работы с текстовой информацией в процессе чтения литературных, учебных, научнопознавательныхтекстов, инструкций, соответствующих возрасту;
—
научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования
информации;
—
овладеет элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме,
приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;
—
овладеет такими читательскими действиями, как поиск информации, выделение нужной для решения практической
или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и
информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.

—
сможет использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинноследственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых
учебных и практических ситуациях;
—
получит возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
—
приобретёт первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией
из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
—
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
—
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
—
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
—
тезис, выражающий общий смысл текста;
—
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
—
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
—
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и
его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т. д.;
—
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,
сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными
или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
—
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания
текста:
—
определять назначение разных видов текстов;
—
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
—
различать темы и подтемы специального текста;
—
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
—
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
—
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
—
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

—
—

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
—
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки
полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
—
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку
правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
—
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного
представления данных к другому;
—
интерпретировать текст:
—
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
—
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
—
делать выводы из сформулированных посылок;
—
выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
—
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией
текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
—
откликаться на содержание текста:
—
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
—
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
—
находить доводы в защиту своей точки зрения;
—
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его
исполнения;

—
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации,
обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов;
—
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую,
конфликтную информацию;
—
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
— критически относиться к рекламной информации;
— находить способы проверки противоречивой информации;
— определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Пути достижения планируемых результатов освоения обучающимися стратегии смыслового чтения
Урочная деятельность

Возрастная
группа

Чему учить

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
5-6
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный
классы
смысл:
 определять главную тему, общую цель или назначение
текста;
 выбирать из текста или придумать заголовок,
соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в
тексте;
 находить в тексте требуемую информацию.
Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,
требующие полного и критического понимания текста:
 определять назначение разных видов текстов;
 ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на
полезную в данный момент информацию;
 различать темы и подтемы специального текста;
 выделять не только главную, но и избыточную информацию;
 прогнозировать последовательность изложения идей
текста;
 сопоставлять разные точки зрения и разные источники
информации по заданной теме;
 понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.

Предметы

Литература,
русский язык,
история,
основы
безопасности и
защиты Родины,
география,
ИЗО,
технология,
математика,
биология,
музыка,
иностранный язык,
информатика,
обществознание

Стратегии

Интерактивные
подходы
(упражнения,
задания).Развитие
критического
мышления через
чтение и письмо .
«Бортовойжурнал»,
таблица «З – Х – У»,
«Чтение про себя»,
«Чтение про себя с
вопросами»,
«Чтение с
остановками»

7 класс

Предвосхищать содержание предметного плана текста по
заголовку и с опорой на предыдущий опыт.
Сопоставлять разные точки зрения и разные источники
информации по заданной теме.
Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов имыслей.
Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для
обоснования определённой позиции.
Понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать
им.
Организовывать поиск информации: приобрести первичный опыт
критического отношения к получаемой информации,
сопоставления её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом.
Овладеть элементарными навыками чтения информации,
представленной в наглядно-символической форме, приобретёт
опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы,
диаграммы, схемы.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
5-6
Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки,
классы ссылки, оглавление.
Проводить проверку правописания; использовать в тексте
таблицы, изображения.
Преобразовывать текст, используя новые формы представления
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том
числе динамические, электронные, в частности в практических
задачах),переходить от одного представления данных к другому.
Интерпретировать текст:
 сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера;
 обнаруживать в
тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов;

Литература,
русский язык,
история,
основы безопасности
и защиты Родины,
география,
ИЗО,
технология,
математика,
биология,
музыка,
иностранный язык,
информатика,
обществознание

Словарная карта,
групповая работа,
инсерт,
кластер,
организация дискуссий,
«Чтение про себя с
пометками»,
«Отношения между
вопросом и ответом»,
«Тайм - аут»

Литература, русский
язык, история, основы
безопасности и
защиты Родины,
география, ИЗО,
технология,
математика, биология,
музыка, иностранный
язык, информатика,
обществознание

Развитие критического
мышления черезчтение и
письмо.
«Чтение с остановками»,
«Список тем книги»,
«Черты характера»,
«Синквейн»

7 класс

 делать выводы из сформулированных посылок;
 выводить заключение о намерении автора или главной
мысли текста.
Выявлять имплицитную информацию текста на основе
сопоставления иллюстративного материала с информацией текста,
анализа подтекста (использованных языковых средств и
структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации
5-6
Откликаться на содержание текста:
классы
 связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со
знаниями из других источников;
 оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире;
 откликаться на форму текста;
 оценивать не только содержание текста, но и его форму,
а в целом - мастерство его исполнения.

7 класс

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать

Литература,
русский язык,
история,
основы безопасности
и защиты Родины,
география,
ИЗО,
технология,
математика,
биология,
музыка,
иностранный язык,
информатика,
обществознание

Визуальные методы
организации материала,
таблица «Кто? Что?
Когда?
Где? Почему?»,
«Бортовой
журнал»

Литература, русский
язык, история,
основы безопасности
и защиты Родины,
география, ИЗО,
технология,
математика,
биология, музыка,
иностранный язык,
информатика,
обществознание
Литература,
русский язык,

Интерактивные
подходы,
логические цепочки,
инсерт,
«Тайм – аут»,
вопросы после текста,
проверочный лист

Кластеры,
логические цепочки,

недостоверность получаемой информации, пробелы в
информации и находить пути восполнения этих пробелов.
В процессе работы с одним или несколькими источниками
выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную
информацию.
Использовать полученный опыт восприятия информационных
объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать
оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте). Критически относиться к
рекламной информации.
Находить способы проверки противоречивой информации.
Определять достоверную информацию.

история,
основы безопасности
и защиты Родины,
география,
ИЗО,
технология,
математика,
биология,
музыка,
иностранный язык,
информатика,
обществознание

инсерт,
приём «Плюс – минус
– Интересно»,
стратегия решения
проблем «Идеал»

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность предполагает расширение образовательного пространства (т.е.
создание
дополнительных условий, обеспечивающих применение УУД на другом материале, способствующих развитию
школьников).
Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически
воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное,
устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из
основополагающих умений для человека.
Главная обучающая задача смыслового чтения во внеурочной деятельности состоит в том, чтобы
совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке,
какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст,
привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучение пониманию текста решает также развивающие
задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании
(внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие
интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с
формированием общей культуры ученика, растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному

воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет
речью.
Формы
работы
Предметные
недели

Факультативные
занятия

Работа кружков

Возрастные Формирование общеучебных умений и навыков
смыслового чтения
группы
5-7 классы Ориентироваться в содержании текста и понимать его
целостный смысл:
 находить в тексте требуемую информацию;
 решать учебно-познавательные и
учебнопрактические задачи, требующие полного и
критического понимания текста.
5-6 классы Проводить проверку правописания.
Использовать в тексте таблицы, изображения.
Преобразовывать
текст,
используя
новые
формы
представления информации: формулы, графики, диаграммы,
таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах).
Переходить от одного представления данных к другому.
Интерпретировать текст.
7 класс
Сопоставлять разные точки зрения и разные
источники информации по заданной теме.
Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и
мыслей.
Формировать на основе текста систему аргументов (доводов)
для обоснования определённой позиции.
Организовывать поиск информации.
5-7 классы Овладеть элементарными навыками чтения информации,
представленной в наглядно-символической форме.
Опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы,
диаграммы, схемы.

Способы деятельности, приёмы
Групповая
мозговая
атака,
обучающие игры,
инсерт

Постановка целей в процессе
знакомства
с
новой
информацией,
кластер,
таблицы,
инсерт

Постановка целей в процессе
знакомства
с
новой
информацией, кластеры,
таблицы,
инсерт,
бортовой журнал
Приём «Плюс – минус –
Интересно»?
визуальные методы,
приём
«Выглядит,
как….
Звучит, как…»

Олимпиады,
НПК

5-6 классы

7 класс

Классные часы

5-7 классы

Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников.
Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя изсвоих
представлений о мире.
Структурировать текст, используя нумерацию страниц,
списки, ссылки, оглавление.
Проводить проверку правописания; использовать в тексте
таблицы, изображения.
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению
достоверность
имеющейся информации,
обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов.
В процессе работы с одним или несколькими источниками
выявлять
содержащуюся
в
них
противоречивую,
конфликтную информацию.
Использовать
полученный
опыт
восприятия
информационных объектов для обогащения чувственного
опыта.
Высказывать
оценочные суждения и свою точку зрения
о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Критически относиться к рекламной информации.
Находить способы проверки противоречивой информации.
Определять достоверную информацию.
Свободно ориентироваться и воспринимать тексты
художественного, публицистического,
научного
и
официально-делового стилей.
Искать и выделять необходимую информацию, применяя
методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств.

Приём «Фишбоун» или «Рыбий
скелет»,
таблица «З – Х – У»;
концептуальная таблица;
кластер

Инсерт,
поиск
ключевых
слов,
перепутанные
логические
цепочки,
установление
причинноследственных
связей
между
блоками информации,
исследования по вопросам темы

Чтение с остановками,
ключевые
слова,
таблицы,
дискуссия «Совместный поиск»

Конкурсы

5-7 классы

Осознанно и произвольно строить речевое
Стратегия «Зигзаг»,
высказывание в устной и письменной речи, строить ключевые слова,
логические цепочки рассуждений.
игра «Как вы думаете»,
исследования по вопросам темы

Система оценки достижения планируемых результатов
Из требований к метапредметным результатам:

демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

составлять тексты в устной и письменной формах;
Усложнение требований от начальной школы к основной

в ожидаемых умениях (новых, более сложных на уровне основной школы);

в усложнении содержания (состава, структуры) предлагаемых для чтения текстов при сохранении одинаковых
(наформальном уровне) требований.
Для этого необходимы следующие аспекты работы:
Для учителей
1.
Анкетирование для определения читательской компетентности педагогов.
2.
Мониторинг с целью выявления уровня сформированности смыслового чтения.
3.
Практикум по подготовке заданий с включением аспектов по смысловому чтению.
Для учеников
1.
Мониторинг чтения с целью определения качества чтения.
2.
Развитие навыков смыслового чтения через самостоятельную работу с текстом.
3.
Показатели участия в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах и др.
Содержательный аспект
В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который
предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,

инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур.
В основной школе при изучении всех предметов будет продолжена работа по формированию и развитию основ
читательской компетенции:
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования
и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий
компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые блоки)
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат
возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения:
ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным
чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения
художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной
задаче.
В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования
способствуют:
• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая
поддержка любознательности и избирательности интересов;
• реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных
программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации
содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и
повышенных уровнях);
• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы
оценки;
• организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт

использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых
образовательным учреждением; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебноисследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной
ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей
образовательного учреждения;
• целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых
различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;
• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе
соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями
профессиональной деятельности.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется
формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их
реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей,
контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и
психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать
многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и
техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной
деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной

компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры,
соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к
использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и
операций.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы
с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в
готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей;
представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме
(в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках
информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся
осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном
компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и
анализировать результаты поиска.
Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной
познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном
компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и
организации собственного информационного пространства.
Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в
письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными
компонентами).
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей,

объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и
проектирования.
Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно
полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её
сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Смысловое чтение»
5 класс
2023-2024 учебный год
№
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Тема

Характеристика УУД

Введение в специальный учебный курс
«Основы смыслового чтения и работа с
текстом».
1 модуль
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный
Текст
смысл:
Заглавие текста
 определять главную тему, общую цель или назначение текста;
Тема и подтемы текста
 выбирать из текста или придумать заголовок,
Идея текст
соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
Смысловые части текста
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
Ключевые слова и их назначение
 объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в
Логические средства связи в тексте
тексте.
Находить
в тексте требуемую информацию;
План текста
Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,
Пересказ
требующие полного и критического понимания текста:
Строение текста и его структура
 определять назначение разных видов текстов;
Изобразительно-выразительные средства
 ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на
полезную в данный момент информацию;
 различать темы и подтемы специального текста;

Дата
проведения

 выделять не только главную, но и избыточную информацию;
 прогнозировать последовательность изложения идей текста;
 сопоставлять
разные
точки зрения и
разные
источники информации по заданной теме;
 понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
2 модуль
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
14.
15.
16.
17.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
20.
21.
21.
22.
23.
24.

26.

Структура текста
Преобразование текста
Использование в тексте графических средств,
их назначение
Аргументация и выводы
Аннотация
Отзыв
Цитирование
Эпиграф
Составление вопросов по тексту
Стилевые особенности текста
Аннотация
Отзыв
Отзыв.
Цитирование.
Эпиграф.

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки,
ссылки, оглавление.
Проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения.
Преобразовывать текст, используя новые формы представления
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе
динамические, электронные, в частности в практических задачах),
переходить от одного представления данных к другому.
Интерпретировать текст:
 сравнивать и
противопоставлять заключённую в тексте
информацию разного характера;
 обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых
тезисов;
 делать выводы из сформулированных посылок;
 выводить заключение о намерении автора или главной мысли
текста.

Составление вопросов по тексту.

Содержание текста

3 модуль
Работа с текстом: оценка информации
Откликаться на содержание текста:

Языковые особенности текста

27.
28.
29.

Авторская мысль в тексте
Учебный диалог как способ понимания
прочитанного
Точка зрения (позиция) автора и читателя

30.
31.
32.

Типы речи. Описание
Повествование

33.
34-35.

 связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из
других источников;
 оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих
представлений о мире;
 откликаться на форму текста: оценивать не только содержание
текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Рассуждение
Анализ текста. Итоговая проверочная
работа.

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Смысловое чтение»
6 класс
2023-2024 учебный год
№
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема

Характеристика УУД

Введение в специальный учебный курс
«Основы смыслового чтения и работа с
текстом». Особенности обучения в 6 классе.

1 модуль
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Текст. Виды текста
Ориентироваться в содержании текста и понимать его
целостный смысл:
Назначение текста
 определять главную тему, общую цель или назначение
Основная тема и микротемы
текста;
Композиция текста
 выбирать из текста или придумать заголовок,
Проблемы, их формулировка
соответствующий содержанию и общему смыслу
Поиск информации в тексте
текста;

Дата
проведения

8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

 формулировать тезис, выражающий общий смысл
текста;
 объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в
тексте;
Находить в тексте требуемую информацию.
Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,
требующие полного и критического понимания текста:
 определять назначение разных видов текстов;
 ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на
полезнуюв данный момент информацию;
 различать темы и подтемы специального текста;
 выделять не только главную, но и избыточную
информацию;
 прогнозировать последовательность изложения идей
текста;
 сопоставлять разные точки зрения и разные источники
информации по заданной теме;
 понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
2 модуль
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Оглавление
Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки,
ссылки, оглавление.
Ссылки и сноски в тексте
Проводить проверку правописания.
Нумерация страниц
Использовать в тексте таблицы, изображения.
Преобразование текста
Преобразовывать текст, используя новые формы представления
Интерпретация текста
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе
Обобщение информации, данной в
динамические, электронные, в частности в практических задачах),
тексте
переходить от одного представления данных к другому.
Рецензия
Интерпретировать текст:
 сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте
Отзыв
информацию разного характера;
Эссе
 обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых
Сюжет текста
Избыточная информация в тексте
Идеи текста, последовательность
изложения идей
Авторская мысль и точка зрения
читателя
Изобразительно-выразительные
средства, их функции
Стилевые особенности текста

Сочинение

тезисов;
 делать выводы из сформулированных посылок;
 выводить заключение о намерении автора или главной мысли
текста.
3 модуль
Работа с текстом: оценка информации

24.
25.

Изложение
Статья

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34-35.

Форма и содержание текста
Читатель и его жизненный опыт
Авторская мысль в тексте
Дебаты
Критерии оценки текста
Логические связи в тексте
Особенности авторской лексики
Авторские ремарки, их назначение
Комплексный анализ текста.
Итоговая проверочная работа

Откликаться на содержание текста:
 связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников;
 оценивать утверждения,
сделанные в тексте, исходя
из своих представлений о мире.
Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание
текста,но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Календарно-тематическое планирование специального учебного курса «Смысловое чтение»
7 класс
2023-2024 учебный год
№
1.

2.

Тема

Характеристика УУД

Введение в специальный учебный курс
«Основы смыслового чтения и работа с
текстом». Особенности обучения в 7 классе

Текст. Виды текста

1 модуль
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и

Дата
проведения

3.

Назначение текста

4.

Основная тема и микротемы

5.

Композиция текста

6.

Проблемы, их формулировка

7.

Поиск информации в тексте

8.

Сюжет текста. Фабула

9.

Избыточная информация в тексте и её
интерпретация
Последовательность изложения в тексте
авторских идей

10.

11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Авторская мысль и точка зрения
читателя
Критические статьи
Чтение рисунков, таблиц, схем,
диаграмм.

с опорой на предыдущий опыт.
Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации
по заданной теме.
Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для
обоснования определённой позиции.
Понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Организовывать поиск информации: приобрести первичный опыт
критического отношения к получаемой информации, сопоставления
её с информацией из других источников и имеющимся жизненным
опытом.
Овладеть элементарными навыками чтения информации,
представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт
работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы,
схемы.

2 модуль
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Оглавление
Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки,
ссылки, оглавление.
Ссылки и сноски в тексте
Проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
Нумерация страниц. Главы и
изображения.
параграфы
Преобразовывать текст, используя новые формы представления
Преобразование текста в таблицы и
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе
схемы
динамические, электронные, в частности в практических задачах),
Иллюстрирование текста
переходить от одного представления данных к другому.
Обобщение информации, данной в
Интерпретировать текст.
тексте
Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
Рецензия. Особенности жанра
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
Отзыв
Эссе
Буктрейлер

24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Литературоведческий анализ
текста
Лингвистический анализ текста

Форма и содержание текста
Читатель и его жизненный опыт
Мировоззрение автора и
исторический экскурс в тексте
Герои и персонажи в тексте
Критерии оценки текста
Логические связи в тексте
Особенности авторской лексики
Авторские ремарки, их назначение
Комплексный анализ текста. Итоговая
проверочная работа

3 модуль
Работа с текстом: оценка информации
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов.
В процессе работы с одним или с несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
Использовать полученный опыт восприятия информационных
объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать
оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении
(прочитанном тексте).Критически относиться к рекламной
информации.
Находить способы проверки противоречивой информации.
Определять достоверную информацию.

ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2022.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие
для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
3. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
5. Григорьева А.К., Московкина И.И. УМК Смысловое чтение. Тренажёр 5 класс. ФГОС (Экзамен). 2021.
6. Григорьева А.К., Московкина И.И. УМК Смысловое чтение 6 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС (Экзамен). 2020.
7. Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста: теория и практика: учеб. пособие / А.К. Григорьева,
И.И. Московкина. — 3-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА : Наука. 2017. 176 с.
8. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений. – 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011.
9. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся.
5-8 классы. М.: Просвещение, 2013.
10.Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной грамотности в образовании / Т. С.
Назарова // Педагогика. 2017. В10. С. 14-24.
11.Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. М.: Форум, 2015.
12.Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной грамотности школьника / Е. А.
Седова, С. А. Седов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. В 3. С. 25-32.
13.Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л. М. Стефанова // Педагогическая
мастерская. Всё для учителя. 2019. В 5/6. С. 71-74.
14.Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность", принятые в инновационном
обществе / И. И. Трубина // Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. В 2. С. 44-53.
15.Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы:
1. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся. ФГБНУ «Институт стратегии
развития
образования
российской
академии
образования».
Демонстрационные
материалы

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
2. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
3. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ; http://school-collection.edu.ru
4. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для издательства «Просвещение»:
https://myshop.ru/shop/product/4539226.html.
5. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru
6. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы).
ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/.
7. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
8. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/.
9. Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной
10.грамотности: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».