Сделай сам

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: техническая
Актуальность программы: Основным предназначением кружка
«Сделай сам» в системе внеурочной деятельности ФГОС основного
общего образования является формирование трудовой и технологической
культуры школьника, системы технологических знаний и умений,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его
личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда,
формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Данная программа ориентирована на обеспечение условий для
конкретного творческого труда, для развития художественно-прикладного
творчества.
Рабочая программа кружка «Сделай сам» составлена
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия
реализации программ дополнительного образования закреплены в
следующих нормативных документах:  Федеральный Закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей»
 Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей»
 Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
Основным предназначением кружка «Сделай сам» в системе
общего образования является формирование трудовой и технологической
культуры школьника, системы технологических знаний и умений,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его
личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка
труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Данная программа ориентирована на обеспечение условий для
конкретного творческого труда, для развития художественно-

прикладного творчества
и рассчитана на один год обучения. В пятом
классе 102 часа (3 часа в неделю), в шестом классе –204 часа в неделю (6
часов в неделю). Программа реализуется в рамках дополнительного
образования.
Отличительной особенностью программы является использование
современных
учебно–практических
технологий,
личностноориентированных, дифференцированного обучения, здоровье-сберегающим.
Адресат программы. Возраст обучающихся участвующих в
реализации программы:
Программа «Сделай сам» предназначена для детей от 11 до 12 лет.
Максимальная простота курса, учёт психофизиологических особенностей
детей позволяет организовывать занятия с подготовительной к школе
группе, Кружок могут посещать мальчики и девочки проявляющие
интерес.
Программа курса рассчитана на 1 год обучения. Для погружения в
мир правил работы с различными технологиями обработки материалов
занятия проводятся в 5-6 классах. В группах 12-15 человек и группы
формируются на основе свободного выбора обучающихся согласованного
с родителями.,
- для 5 классов знакомство с ручной обработкой древесины и
металла, для 6 классов общее знакомство со станками
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 9 часов.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа.
Объём программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
рассчитана на 1 год. В реализации программы участвуют дети 11-12
лет,учитель.
Образовательный процесс по реализации данной программы
рассчитан на 38 недель, форма обучения очная. Объем обучения
составляет 306 часов.
Срок освоения программы.
Объем программы - 306 часа
Программа рассчитана на 1 год обучения (38 недель)
Особенности организации образовательного процесса:
Уровень программы - начальный. Программа позволяет усваивать
материал постепенно и качественно.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая.
В группу зачисляются дети, не имеющие специальной подготовки и
желающие заниматься, при наличии разрешения родителей.

Состав занимающихся может меняться, в зависимости от
поставленных целей и задач того или иного периода обучения и
индивидуальных успехов каждого ребёнка.
Виды занятий:
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, просмотра и
обсуждения видеоматериалов.
Практические занятия
Учебные занятия проводятся по схеме:
1.Подготовительная часть – ознакомление
2.Основная часть – выполнение практической работы.
3.Заключительная часть – уборка рабочих мест, обсуждение о
выполненной работе
Занятия
проводятся
в
Муниципальном
автономном
образовательном учреждении «Средняя образовательная школа 24» 12 - 15
человек, 3 раза в неделю по 3 часа в день, в форме бесед, практической
работы, обсуждений.
На занятиях могут быть использованы технические средства
обучения (видео, аудио - записи), наглядные пособия, схемы.
Обучение школьников строится на основе освоения конкретных
процессов преобразования и использования материалов, энергии,
информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы носит практико-ориентированный характер.
При
проведении
занятий
используются
беседы,
практикумы,
интегрированные уроки, работы в группах,
деловые игры и т.д.
Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям
являются практические работы, выполнение творческих проектов. Все
практические работы направлены на освоение различных технологий
обработки материалов, древесины, выполнение графических и расчётных
операций, выполнение проектов.
В условиях сельской школы программа по освоению навыков
обработки древесины и металла становится жизненно необходимой для
школьников.
«Сделай сам» имеет четкую практику – ориентированную
направленность.
Он
способствует
формированию
регулятивных
универсальных учебных действий путем «приобретения навыков
самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной
обработки материалов; усвоение правил техники безопасности». В то же
время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре
как продукте предметно - преобразующей деятельности человека»
обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.
Формируя представления «о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности
правильного выбора профессии», данный кружок обеспечивает личностное
развитие ученика.

Особенностью «Сделай сам» является введение учащихся в
мир духовной и материальной культуры, возможность овладения основами
ручного и механизированного труда, применять в практической
деятельности полученные знания.
Цель и задачи программы
Цель программы: развивать эстетический вкус и интерес к
изготовлению изделий своими руками.
Задачи программы:• Развивать творческий интерес учащихся,
формировать и закреплять на практике политехнические знания,
вырабатывать навыки работы с различными инструментами для ручной
обработки материала, а также работе на станках.
• Обеспечить педагогические условия для развития волевых
качеств, творческой самореализации, личностного роста школьников.
• Формировать знания о конструкционных материалах, развивать
пространственное мышление, логического мышления, обучать навыкам
конструирования и моделирования.
• Воспитывать в человеке и развивать понимание прекрасного,
творчески самостоятельно действовать и приобщать тем самым к
художественным
ценностям.
• Посредством вовлечения в коллективно-творческую деятельность
воспитывать чувство товарищеского взаимопонимания и взаимовыручки.
Содержание общеразвивающей программы:
№

Темы

1

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Столярная обработка древесины.

2

Прим
Рабоча
ерная
я программа
программа
5
6
класс
класс
6
2
4
44

4
4

3
Обработка древесины на токарном
станке СТД – 120
4
Прорезная резьба по дереву.

1

112

12

18

1
8

5

Слесарные работы

30

1
0

6
Обработка материалов на ТВ и
фрезерном станке
7
КТД

0
6

68
28

2

8
8

2
0

Итого

306

8
2

2
24

Учебно- тематический план
№ Название
раздела

Темы

в
сего

т

1. Вводное
Вводное занятие.
занятие.
Инструктаж по ТБ.
Инструктаж по
ТБ.
.
2
2.Столярн
4
ая
обработка
древесины.
Древесина
как
природный
материал,
пороки
древесины.
Искусственные
пиломатериалы.
Выбор материала.
Разметка
древесины.
Планирование работы.
Пиление
древесины с помощью
ножовки и лучковой
пилы.
Подготовка
заготовок.
Строгание
древесины с помощью
шерхебеля и рубанка.
Отработка
приемов
строгания.
Изготовление
корыта для кроликов
(цыплят). Планирование
работ,
подготовка
заготовок.

еори
я

6

рак
тик
а

п
Ф
ормы
аттест
ации,к
онтрол
я
з

6
ачёт

4

2
2

2
2

1

1
б
еседа

1

1
п
рактик
а
1
т
екущи
й

1

1

1
т
екущи
й

1

1
р
езульт
ат

Соединение
деталей на гвоздях и
шурупах.
Сборка
корыта.
Изготовление
разделочной
доски:
выбор
заготовки,
разметка, выпиливание.
Изготовление
разделочной
доски:
отделка, художественное
оформление
(выжигания).
Изготовление
ручки
для
молотка:
выбор
материала
и
изготовление.
Изготовление
топорища:
выбор
материала,
разметка,
выполнение столярных
операций.
Изготовление
топорища:
доработка
изделия, отделка, сборка
топора.
Сверление
отверстий. Виды сверл.
Устройство коловорота,
механической
и
электрической дрелей.
Изготовление
мышеловки. Разработка
конструкций.
Изготовление
мышеловки:
выбор
заготовки,
столярная
обработка, разметка и
сверление
отверстий,
сборка изделия.
Изготовление
скамейки:
конструирование
изделия,
выбор

1

1
п
рактик
а

2

2
п
рактик
а

2

2
п
рактик
а

1

1
п
рактик
а

1

1
п
рактик
а

1

1
п
рактик
а

2

2
п
рактик
а

2

2
р
езульт
ат

2

2
т
екущи
й

заготовки,
разметка,
выпиливание деталей.
Изготовление
скамейки:
строгание
пласти и кромок, сборка
изделия.
Изготовление
скамейки: отделка и
художественное
оформление (нанесение
рисунка,
выжигание,
лакирование).
3
3.Обработ
ка древесины
на
токарном
станке СТД –
120

1
12

Токарный станок
по обработке древесины
СТД – 120: назначение,
устройство,
виды
токарных стамесок.
Токарный станок
СТД – 120: правила
подготовки
и
закрепления заготовок,
подготовка к работе, ТБ
при выполнении работы.
Токарный станок
СТД – 120: обработка
прямолинейных
цилиндрических
поверхностей.
Изготовление
скалки без ручек: выбор
и подготовка заготовки,
изготовление изделия на
станке.
Изготовление
картофелемялки: выбор
и подготовка заготовки,
изготовление изделия на
станке.
Изготовление

1

1
т
екущи
й

1

1
п
рактик
а

1

1
р
езульт

4

00

6

5
Б
еседа,
Т.Б.

6

5
б
еседа

2

5
п
рактик
а
5
п
рактик
а
5
п
рактик
а

5

р

скалки с двумя ручками:
выбор и подготовка
заготовки, изготовление
изделия на станке.
Обработка
фасонных поверхностей
на
СТД
–
120.
Изготовление игрушки
«Чебурашка».
Конструирование
изделия.
Изготовление
игрушки «Чебурашка»:
выбор
и подготовка
заготовки, изготовление
деталей
изделия
на
станке.
Изготовление
игрушки «Чебурашка»:
отделка деталей, сборка
и
художественное
оформление.
Изготовление
туалетной полочки «Три
медведя».
Конструирование
изделия.
Выбор и
подготовка
заготовок.
Столярная
обработка
древесины.
Изготовление
деталей
изделия на СТД – 120.
Изготовление
туалетной полочки «Три
медведя»:
отделка
деталей,
сборка
и
художественное
оформление.
Изготовление
подсвечника на СТД –
120. Конструирование,
выбор и подготовка
заготовки, изготовление
деталей на станке.

езульт
ат
5
п
рактик
а

5
п
рактик
а

5
р
езульт
ат
5
п
рактик
а

5
р
езульт
ат

5
п
рактик
а

Изготовление
подсвечника: разметка и
сверление
отверстий,
сборка изделия, отделка.
Лобовое точение
на токарном станке СТД
– 120. Изготовление
солонки:
выбор
и
подготовка
заготовки,
изготовление деталей на
станке.
Изготовление вазы
(тарелки,
ступы)
на
токарном станке СТД –
120. Выбор и подготовка
заготовок, изготовление
изделия на станке.
Изготовление вазы
(тарелки,
ступы):
отделка
и
художественное
оформление.
Изготовление
журнального
столика:
конструирование, выбор
и подготовка заготовки,
изготовление деталей на
станке..
Изготовление
журнального
столика:
изготовление деталей на
станке, подгонка ножек
по длине, отделка.
Изготовление
журнального
столика:
выпиливание и отделка
столешницы.
Изготовление
журнального
столика:
сборка,
отделка
и
художественное
оформление.
4
ая

4.Прорезн
резьба по

5
р
езульт
ат
5
р
езульт
ат

5
п
рактик
а

5
р
езульт
ат
5
п
рактик
а

5
п
рактик
а
5
к
онтрол
ь
5
р
езульт
ат

1
8

1
8

дереву.
Виды резьбы по
дереву.
Лобзик:
устройство, назначение,
приемы
работы.
Выполнение
тренировочных
упражнений.
Изготовление
разделочной доски из
фанеры: выбор формы
изделия,
разметка,
выпиливание
изделия
лобзиком.
Изготовление
разделочной
доски:
отделка
и
художественное
оформление.
Изготовление
шкатулки:
конструирование
изделия,
выбор
и
разметка
заготовок,
выпиливание
деталей
лобзиком.
Изготовление
шкатулки: выпиливание
деталей
лобзиком,
отделка деталей.
Изготовление
шкатулки:
сборка
и
художественное
оформление.
5
5.Слесарн
ые работы

3
0
Металлы,
их
свойства, виды, прокат.
Повторный инструктаж
по ТБ.
Обработка металла
ручным инструментом.
Слесарные
ножницы,
напильник,
слесарная

6

т
естиро
вание

6

п
рактик
а

6

р
езульт
ат

6

п
рактик
а

6

р
езульт
ат

6

р
езульт
ат

1

2

0

0
1

2
т
еория

1

2
к
онроль

ножовка.
Изготовление
изделий
из
тонколистового металла.
Разметка. Изготовление
совка.
Виды соединений
деталей
машин.
Заклепочное соединение.
Рубка металла при
помощи
зубила.
Изготовление петли для
навески мебели.
Опиливание
металла при помощи
напильника.
Изготовление петли для
навески мебели.
Пиление металла
при помощи слесарной
ножовки. Изготовление
разводки для пил.
Изготовление
держателя для метчиков.
Конструирование
изделия,
выбор
материалов,
изготовление деталей.
Термическая
обработка
стали.
Изготовление кернера и
чертилки.
Резьбовые
соединения. Нарезание
наружной и внутренней
резьбы
при помощи
ручного инструмента.
6
6.Обработ
ка материалов
на
ТВ
и
фрезерном
станках

1

2
р
езульт
ат

1

2
к
онтрол
ь
2
п
рактик
а

1

1

2
п
рактик
а

1

2
р
езульт
ат

1

2
р
езульт
ат

1

2
р
езульт
ат

1

2
р
езульт
ат

6
8

Токарно
винторезный

станок.

6
8

4
б
еседа

Устройство, назначение,
правила
ТБ
при
выполнении работы.
Токарные резцы.
Их
установка.
Крепление
заготовки.
Режимы резания.
Изготовление
болтов
на
токарно–
винторезном
станке.
Выбор
заготовки,
точение и нарезание
резьбы плашкой.
Обработка
наружных
цилиндрических
поверхностей. Деление
лимба.
Изготовление
изделий с коническими
поверхностями на ТВ
станке.
Изготовление
указки.
Обработка
внутренних
поверхностей на ТВ
станке. Сверление и
растачивание.
Изготовление
стакана из древесины:
выбор
заготовки,
столярная
подготовка,
точение, сверление и
растачивание на ТВ
станке.
Обработка
материалов
на
горизонтальнофрезерном станке.
Изготовление
футляра для хранения
болтов, гаек, шурупов.
Конструирование
изделия,
выбор

6
к
онтрол
ь
6
к
онтрол
ь

7
к
онтрол
ь
7
к
онтрол
ь
7
к
онтрол
ь
7
к
онтрол
ь

6
к
онтрол
ь
6
т
екущи
й

заготовок,
столярная
обработка древесины.
Изготовление
футляра для хранения
болтов, гаек, шурупов:
фрезерование пазов для
крышки
футляра
и
угловых
ящичных
соединений.
Изготовление
футляра для хранения
болтов, гаек, шурупов:
сборка
изделия,
подгонка и отделка.
7
7.Коллект
ивно трудовая
деятельность

6
т
екущи
й

6
т
екущи
й

2

8

8
Обрезка
и
отпиливание деревьев на
территории школы.
Подготовка
к
выставке
поделок
учащихся
кружка
«Сделай
сам»:
оформление
стендов,
доработка изделий.
Уход и обрезка
кустарников, деревьев,
посадка саженцев.
Ремонт верстаков и
инструмента.

2
0

2

2

2

2

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. (2ч 5 кл,4 ч 6 кл)
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
2. Столярная обработка древесины (44ч)

5
к
онтрол
ь
5
р
езульт
ат

5
к
онтрол
ь
5
к
онтрол
ь

Древесина как природный материал, пороки древесины. Искусственные
пиломатериалы. Выбор материала. Разметка древесины. Планирование работы.
Пиление древесины с помощью ножовки и лучковой пилы. Подготовка
заготовок.
Строгание древесины с помощью шерхебеля и рубанка. Отработка
приемов строгания. Изготовление корыта для кроликов (цыплят).
Планирование работ, подготовка заготовок. Соединение деталей на гвоздях и
шурупах. Сборка корыта.
Изготовление разделочной доски: выбор заготовки, разметка,
выпиливание.
Изготовление разделочной доски: отделка, художественное оформление
(выжигания).
Изготовление ручки для молотка: выбор материала и изготовление.
Изготовление топорища: выбор материала, разметка, выполнение столярных
операций.
Сверление отверстий.
Виды сверл. Устройство коловорота,
механической и электрической дрелей. Изготовление мышеловки. Разработка
конструкций. Изготовление мышеловки: выбор заготовки, столярная
обработка, разметка и сверление отверстий, сборка изделия. Изготовление
скамейки: конструирование изделия, выбор заготовки, разметка, выпиливание
деталей. Изготовление скамейки: строгание пласти и кромок, сборка изделия.
Изготовление скамейки: отделка и художественное оформление (нанесение
рисунка, выжигание, лакирование).
3. Обработка древесины на токарном станке СТД – 120 (112 ч)
Токарный станок по обработке древесины СТД – 120: назначение,
устройство, виды токарных стамесок. Токарный станок СТД – 120: правила
подготовки и закрепления заготовок, подготовка к работе, ТБ при выполнении
работы. Токарный станок
СТД – 120: обработка прямолинейных
цилиндрических поверхностей. Изготовление скалки без ручек: выбор и
подготовка заготовки, изготовление изделия на станке. Изготовление
картофелемялки: выбор и подготовка заготовки, изготовление изделия на
станке. Изготовление скалки с двумя ручками: выбор и подготовка заготовки,
изготовление изделия на станке. Обработка фасонных поверхностей на СТД –
120. Изготовление игрушки «Чебурашка». Конструирование изделия.
Изготовление игрушки «Чебурашка»: выбор
и подготовка заготовки,
изготовление деталей изделия на станке. Изготовление игрушки «Чебурашка»:
отделка деталей, сборка и художественное оформление. Изготовление
туалетной полочки «Три медведя». Конструирование изделия. Выбор и
подготовка заготовок. Столярная обработка древесины. Изготовление деталей
изделия на СТД – 120. Изготовление туалетной полочки «Три медведя»:
отделка деталей, сборка и художественное оформление. Изготовление
подсвечника на СТД – 120. Конструирование, выбор и подготовка заготовки,
изготовление деталей на станке. Изготовление подсвечника: разметка и
сверление отверстий, сборка изделия, отделка. Лобовое точение на токарном

станке СТД – 120. Изготовление солонки: выбор и подготовка заготовки,
изготовление деталей на станке. Изготовление вазы (тарелки, ступы) на
токарном станке СТД – 120. Выбор и подготовка заготовок, изготовление
изделия на станке. Изготовление вазы (тарелки, ступы): отделка и
художественное
оформление.
Изготовление
журнального
столика:
конструирование, выбор и подготовка заготовки, изготовление деталей на
станке. Изготовление журнального столика: изготовление деталей на станке,
подгонка ножек по длине, отделка. Изготовление журнального столика:
выпиливание и отделка столешницы. Изготовление журнального столика:
сборка, отделка и художественное оформление.

4. Прорезная резьба по дереву (18)5кл
Виды резьбы по дереву. Лобзик: устройство, назначение, приемы работы.
Выполнение тренировочных упражнений. Изготовление разделочной доски из
фанеры: выбор формы изделия, разметка, выпиливание изделия лобзиком.
Изготовление разделочной доски: отделка и художественное
оформление.
Изготовление шкатулки: конструирование изделия, выбор и разметка
заготовок, выпиливание деталей
лобзиком. Изготовление шкатулки:
выпиливание деталей лобзиком, отделка деталей. Изготовление шкатулки:
сборка и художественное оформление.
5. Слесарное дело (30) 10-5кл,20-6 кл
Металлы, их свойства, виды, прокат. Повторный инструктаж по ТБ.
Обработка металла ручным инструментом. Слесарные ножницы,
напильник, слесарная ножовка. Изготовление изделий из тонколистового
металла. Разметка. Изготовление совка. Виды соединений деталей машин.
Заклепочное соединение.
Рубка металла при помощи зубила. Изготовление петли для навески
мебели.
Опиливание металла при помощи напильника. Изготовление петли для
навески мебели. Пиление металла при помощи слесарной ножовки.
Изготовление разводки для пил. Изготовление держателя для метчиков.
Конструирование изделия, выбор материалов, изготовление деталей.
Термическая обработка стали. Изготовление кернера и чертилки. Резьбовые
соединения. Нарезание наружной и внутренней резьбы при помощи ручного

инструмента.

6. Обработка материалов на ТВ и фрезерном станке (68)6 кл
Токарно–винторезный станок. Устройство, назначение, правила ТБ при
выполнении работы. Токарные резцы. Их установка. Крепление заготовки.
Режимы резания.
Изготовление болтов на токарно–винторезном станке. Выбор заготовки,
точение и нарезание резьбы плашкой. Обработка наружных цилиндрических
поверхностей.
Деление лимба. Изготовление изделий с коническими
поверхностями на ТВ станке. Изготовление указки. Обработка внутренних
поверхностей на ТВ станке. Сверление и растачивание. Изготовление стакана
из древесины: выбор заготовки, столярная подготовка, точение, сверление и
растачивание на ТВ станке. Обработка материалов на горизонтальнофрезерном станке. Изготовление футляра для хранения болтов, гаек, шурупов.
Конструирование изделия, выбор заготовок, столярная обработка древесины.
Изготовление футляра для хранения болтов, гаек, шурупов: фрезерование
пазов для крышки футляра и угловых ящичных соединений. Изготовление
футляра для хранения болтов, гаек, шурупов: сборка изделия, подгонка и
отделка.
7. КТД (4)(Коллективно трудовая деятельность)(8 ч 5 кл, 20 ч. 6 кл)
Обрезка и отпиливание деревьев на территории школы. Подготовка к
выставке поделок учащихся кружка «Умелые руки»: оформление стендов,
доработка изделий.
Уход за весенним садом: обрезка кустарников, деревьев, посадка
саженцев. Ремонт верстаков и инструмента.
Планируемые результаты
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и
коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной
жизни можно отнести:
 критическое отношение к информации и избирательность её
восприятия;
 уважение к информации о частной жизни и информационным
результатам других людей;
 осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с

жизненными ситуациями;
 начало профессионального самоопределения, ознакомление с
миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными
технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
 освоение способов решения проблем творческого характера в
жизненных ситуациях;
 формирование умений ставить цель – создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в
процессе работы;
 оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение
его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции
либо продукта, либо замысла,
 соотнесение целей с возможностями
 определение временных рамок
 определение шагов решения задачи
 видение итогового результата
 распределение функций между участниками группы
 планирование последовательности шагов алгоритма для
достижения цели;
 поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
 умение задавать вопросы
 умение получать помощь
 умение
пользоваться
справочной,
научно-популярной
литературой, сайтами
 построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать,
основываясь на предметном знании)
 способность принять другую точку зрения, отличную от своей
 способность работать в команде;
 выслушивание собеседника и ведение диалога.
Предметные результаты
1. В познавательной сфере:
 рациональное использование учебной и дополнительной
технической и технологической информации для проектирования и
создания объектов труда;
 оценка технологических свойств материалов и областей их
применения;

 ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и
технологиях создания объектов труда;
 владение алгоритмами и методами решения технических и
технологических задач;
 классификация видов и назначения методов получения и
преобразования материалов, энергии информации, объектов живой
природы и социальной среды, а также соответствующих технологий
промышленного производства;
 распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в техническом труде;
 владение кодами и методами чтения и способами графического
представления технической и технологической информации;
 применение общенаучных знаний по предметам естественноматематического цикла в подготовке и осуществлении технологических
процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
 владение способами научной организации труда, формами
деятельности, соответствующими культуре труда и технологической
культуре производства;
 применение элементов прикладной экономики при обосновании
технологий и проектов.
2. В трудовой сфере:
 планирование технологического процесса и процесса труда;
 подбор материалов с учетом характера объекта труда и
технологии;
 проведение необходимых опытов и исследований при подборе
материалов и проектировании объекта труда;
 подбор инструментов и оборудования с учетом требований
технологии и материально-энергетических ресурсов;
 проектирование последовательности операций и составление
операционной карты работ;
 выполнение технологических операций с соблюдением
установленных норм, стандартов и ограничений;
 соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной
безопасности;
 соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
 обоснование критериев и показателей качества промежуточных и
конечных результатов труда;
 выбор и использование кодов и средств представления
технической и технологической информации и знаковых систем (текст,
таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии
с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
 подбор и применение инструментов приборов и оборудования в
технологических процессах с учетом областей их применения;

 контроль промежуточных и конечных результатов труда по
установленным критериям и показателям с использованием контрольных и
измерительных инструментов;
 выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование
способов их исправления;
 документирование результатов труда и проектной деятельности;
 расчет себестоимости продукта труда;
 экономическая оценка возможной прибыли с учетом
сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
3. В мотивационной сфере:
 оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной
предметной деятельности;
 выбор профиля технологической подготовки в старших классах
полной средней школы или профессии в учреждениях начального
профессионального или среднего специального обучения;
 согласование своих потребностей и требований с другими
участниками познавательно-трудовой деятельности;
 осознание ответственности за качество результатов труда;
 наличие экологической культуры при обосновании объекта труда
и выполнении работ;
 стремление к экономии и бережливости в расходовании времени,
материалов, денежных средств и труда.
4. В эстетической сфере:
 дизайнерское проектирование технического изделия;
 моделирование художественного оформления объекта труда;
 разработка варианта рекламы выполненного технического
объекта;
 эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом
требований эргономики и научной организации труда;
 опрятное содержание рабочей одежды.
5. В коммуникативной сфере:
 формирование рабочей группы для выполнения технического
проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов
трудового коллектива;
 выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления
информации в процессе коммуникации;
 оформление
коммуникационной
и
технологической
документации с учетом требований действующих стандартов;
 публичная презентация и защита проекта технического изделия;
 разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
 потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
6. В психофизической сфере

 развитие способностей к моторике и координации движений рук
при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
 достижение необходимой точности движений при выполнении
различных технологических операций;
 соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к
инструменту с учетом технологических требований;
 сочетание образного и логического мышления в процессе
проектной деятельности.
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график на 2022 учебный год
№
Основные
характеристики
образовательного
п
процесса
/п
1
2
3
4
7
8
9

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I- II полугодии
Начало занятий
Каникулы

1

Выходные дни

1

Окончание учебного года

0

1

Условия реализации программы
-материально техническое обеспечение

38
114
9
306
38
5 сентября
28.10
202207.11.2022
30.12.202209.01.2023
28.03.202305.04.2023
25.05.202301.09.2023
4 ноября
31.12 – 08.01.
23.02 – 26.02.
8 марта
29.04 – 01.05.
06.05 – 09.05.
25 мая

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса
предъявляются следующие требования
К помещению- из расчета не менее 2 м2 на одного занимающегося,
при этом группа не должна превышать 12-15 человек.
К температуре в мастерских- 17-20 градусов С.
К освещенности – 600 люкс.
Для реализации программы желательно наличие умывальника,
туалета. .
Требования к оборудованию- покрытие пола допускается в виде
линолеума деревянных полов, необходимых инструментов,станков,
медицинской аптечки
- кадровое обеспечение
требуется педагог дополнительного образования, отвечающий всем
требованиям квалификационной характеристики
-методические материалы
для реализации программы необходимо:
- учебная зона (столы,стулья)
- рабочая зона 1 (верстаки столярные ,слесарные)
- рабочая зона 2 (оборудование станки)
- инструменты и приспособления
- наличие плакатов ,инструктажи по Т.Б.
Для обучающихся необходимо наличие специальной одежды
(фартук,нарукавники,головной убор)
№
Наименование объектов и средств
п/п материально-технического обеспечения
1
наборы столярного инструмента

Количество
10

.
2

токарный станок СТД – 120

5

3

токарно-винторезный станок

5

4

фрезерный станок

1

5

сверлильный станок

2

6

выжигатель

12

7

ручная дрель

4

8

наборы слесарного инструмента

10

.
.
.
.
.
.
.

9

набор резьбонарезного инструмента

5

.
0.

1
набор инструмента для выполнения
заклепочных соединений

5

Программа рассчитана на год обучения. Общая направленность
подготовки учащихся от этапов к этапу следующая:
-постепенный переход от обучения к приёмам работы с
инструментами, к их совершенствованию
-планомерное прибавление вариативности выполнения приемов
работы и взаимодействия с партнерами;
-увеличение практических работ в процессе работы
-увеличение объема практических работ, нагрузок;
-повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование
мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и
сохранения здоровья..
Данная программа логически связана, прежде всего, с
общекультурным, духовно-нравственным
направлением внеурочной
деятельности, с предметами учебного плана «технология», «черчение»,
«основы духовной культуры народов России».
Обучение творческому применению осваиваемых знаний позволяет
развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся,
стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию
нормального человеческого существования, ощущение доступности
обновления своих компетенций.
Развивает:
 чувства прекрасного и эстетических чувств,
 способности к организации своей учебной деятельности,
 самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
 целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
 готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается,
 восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления,
создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных
фундаментальных знаний и умений, способствует ориентации учащихся на
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения
к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей позволяет
формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою
позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать
партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

Формы контроля и самоконтроля в подготовке учащихся.
Контрольные нормативы учащихся
По итогам каждого полугодия обучения учащиеся проходят
контрольные тесты. Выполнение которых служит поводом для перевода в
следующую группу.
- выполнение своих творческих работ
По итогам полугодия учащиеся показывают свои творческие работы
на выставках которые служат показателем освоения учащимися
программы.
- критерии оценки результатов освоения программы
Высокий уровень освоения программы: высокая заинтересованность
в процессе. Показывают хорошие технические навыки выполнения
практических работ.
Средний уровень освоения программы: учащийся демонстрирует
достаточную заинтересованность в процессе работы. Может применять их
на практике при работе с тем или иным инструментом(станке).
Низкий уровень освоения программы: учащийся демонстрирует
слабую заинтересованность в
процессе работы. Не стремится
самостоятельно применять их на практике в своей деятельности
приобретенные знания умения и навыки.
Форма подведения итогов – участие в выставках и применение на
практике приобретённые знания ,умения навыки.
Самоконтроль в подготовке учащихся
Самоконтроль играет в подготовке учащихся важную роль. Для
самоконтроля предлагается несколько простых и доступных для
занимающихся самонаблюдений за своим творческим развитием и
умением применять их при работе с инструментами и станками. Их цель сохранить работоспособность и совершенствовать навыки ,умения и
знания. Простые методов самонаблюдения дает возможность получить
субъективные и объективные данные. Рекомендуется ежедневно учитывать
желание выполнять ту или иную определённую работу, желание
поработать без ощущения усталости. Непременным условием
самоконтроля является обязательность и постоянство самонаблюдений. а
также анализ проделанной работы в кружке.
Список литературы:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс,
1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология,
1996.

3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона
принт, 1999.
4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.:
Просвещение, 2010.
5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.
6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона
принт, 1999.
7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис
Пресс. Рольф, 1999.
10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис
Пресс. Рольф, 1999.
11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
12. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /.
- М.: Клён, 1993.
13. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.М.: Клён, 1993.
14. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова
И.А./.- М.: Просвещение, 2007.
15. Индустриальные технологии 5 класс. /Под ред. Симоненко В.Д./.
- М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2013.
16. Индустриальные технологии 6 класс. /Под ред. Симоненко В.Д./.М.: ВЕНТАНА - Граф, 2013.
17. Индустриальные технологи 7класс. /Под ред. Симоненко В.Д./.М.: ВЕНТАНА - Граф, 2014.
18. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: ВЕНТАНА - Граф,
2012.
19. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский
И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.
20. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В.,
Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.
21. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.:
Просвещение, 1990.
Нормативно-правовые основания
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014
№ 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015
№ 729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 по реализации Концепции
развития дополнительного образования детей»;

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного
образования детей».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей
7. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».