2. Основные характеристики 2.1 Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Познай себя» - социально-гуманитарная. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Познай себя». Одной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общество нуждается в людях, гармонично развитых во всех отношениях. Это касается любой сферы жизни. Современные школьники стремятся узнать о себе больше для успешного выбора жизненных целей. Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий по данной Программе - это увлекательное занятие и одновременно существенный элемент изучения психологии. Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной программы «Познай себя». Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Программа посвящена тому, как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Однако забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителями. Помогать в поисках ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. В этой гармонии его школьный путь будет более успешным и радостным. Адресат программы. Данная программа предполагает работу с подростками среднего школьного возраста (12–16 лет). Занятия проводятся в группе по расписанию, утвержденному директором по 14 человек, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" Режим занятий. Продолжительность одного академического часа -45 мин. Перерыв между учебными занятиями -10 мин. Общее количество часов в неделю-2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Упор делается на пробуждении интереса и развитии доверия к самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера и пр. Этот возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Данная программа предлагает методический подход к проведению занятий по развитию личностных ресурсов, основанных на активных методах социально-психологического обучения. Они обучают действовать целенаправленно, быстро, решительно и настойчиво, а также конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях и противостоять нежелательному влиянию. Объем срок реализации дополнительной общеобразовательной программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Познай себя» рассчитана на 68 часов. Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы. На 1 год обучения. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса: Краткие сведения о коллективе: ˗ работает 1 группа; ˗ набор – свободный; ˗ форма занятий – групповые. Перечень форм обучения: ˗ лекции; ˗ беседа; ˗ практические занятия; ˗ демонстрация; Перечень форм подведения итогов реализации программы: ˗ беседа; ˗ тест; ˗ практические задание. Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: ˗ Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.); ˗ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»; ˗ Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29/10/2015); ˗ Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»; ˗ Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»; ˗ Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.); ˗ Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; ˗ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»; ˗ Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); ˗ Письмо Минобрнауки «Методические рекомендации России по от 18.11.2015г. проектированию № 09-3242 дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; ˗ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493). 2.2. Цели и задачи программы Цель программы: развитие личностных ресурсов^ самооценки, уверенности в себе и своих возможностях, умение управлять своим поведением и занимать активную позицию по отношению к жизненным событиям и проблемам, коммуникативной компетентности. Задачи программы: ˗ расширять формы общения со сверстниками; ˗ сформировать потребность в самореализации; ˗ побуждать отстаивать и защищать свою точку зрения и позиции; ˗ развивать навыки уверенности в себе и принятия ответственного решения. 2.3. Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Познай себя» Учебный (тематический) план № п/п Название раздела тема Что такое психология? Вводное занятие. Королевство внутреннего мира человека. 1.3 Игра «Мифы о психологии» 2 Психические процессы 2.1. Ощущения. Виды ощущений. 2.2. Восприятия и его свойства 2.3 Память и её развитие. 2.4 Внимание и его развитие. 2.5 Мышление. Виды мышления. Развитие. 2.6 Речь. Развитие речи 2.7 Воображение. Развитие воображения. 3. Личностные особенности 3.1 Темперамент. 3.2 Характер и его особенности. 3.3 Самооценка. 3.4 Воля. Волевое поведение. 3.5 Эмоции. Развитие. 3.6 Саморегуляция. Самоконтроль. 4 Общение и взаимодействие 4.1 Виды общения. 4.2 Учимся управлять собой. 4.3 Учимся понимать себя и других. 4.4 Знаки внимания при общении. 4.5 Как научиться общаться лучше. 4.6 Качества, важные для межличностного общения. 4.7 Конфликт. Разрешения конфликтов. 1 1.1 1.2 Количество часов Всего Теория Практика 6 3 3 2 2 1 1 1 1 2 14 2 2 2 2 2 1 4 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 10 1 1,5 1,5 1,5 1,5 2 2 0,5 0,5 1,5 1,5 12 2 2 2 2 2 2 3 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 9 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 28 2 2 2 9,5 1 0,5 0,5 18,5 1 1,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 1 1 2 0,5 1,5 Формы аттестации/ контроля Тестирование Диагностика Психологиче ский опрос 4.8 4.9 4.1 0 4.1 1 4.1 2 4.1 3 4.1 4 5 5.1 5.2 5.3 5.4 Мои права и права других людей. Как узнать другого человека и легко с ним общаться? Обратная связь в общении. Откровенность, искренность, «общение без масок». Позиции в общении. 2 1 1 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 1 1 Правила ведения дискуссии. 2 1 1 Учимся чувствовать и наблюдать. Эспатия и рефлексия. Способы восприятия и понимания людьми друг друга. Потребности. Мотивы Знания. Умения. Навыки. Привычки. Потребности человека. Учебная деятельность. Мотивы учения. Заключительное занятие. Итого часов 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 8 2 2,5 0,5 5,5 1,5 2 2 0,5 0,5 1,5 1,5 2 68 1 22 1 46 Стол откровений Содержание учебного (тематического) плана дополнительной общеразвивающей программы «Познай себя» 1. Что такое психология? 1.1. Вводное занятие. Теория: Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса. Знакомство с правилами работы на занятиях. Практика: ˗ Игра «Снежный ком». ˗ Знакомство с правилами работы группы. ˗ Игра «Поменяйтесь местами». 1.2. Королевство внутреннего мира человека. Теория: Знакомство с психологическими терминами, понятиями. Работа с дневником. Практика: ˗ Сказка о «Королевстве внутреннего мира человека». ˗ Игра «Волшебный круг». ˗ Задание « Мой дневник». ˗ Игра «Попробуй удержи». 1.3. Игра «Мифы о психологии». Теория: Закрепление знаний о психических процессах, состояниях, индивидуальных особенностях человека. Практика: ˗ Игра «Мифы о психологии». ˗ Упражнение «Автобус». 2. Психические процессы. 2.1. Ощущения. Виды ощущений. Теория: Рассмотреть психический процесс – ощущение как первоисточник знаний об окружающем мире. Определить виды ощущений. Практически испытать различные виды ощущений. Осознать роль ощущений в познании предметов и явлений окружающего мира. Практика: ˗ Практические упражнения ˗ Упражнение «Енотов круг». ˗ Упражнение «Минутка». 2.2. Восприятия и его свойства. Теория: Рассмотреть процесс восприятия и его характеристики. Практически исследовать особенности процесса восприятия. Практика: ˗ Упражнение «Внимательные руки». ˗ Упражнение «Круг в квадрате». ˗ Практические задания. ˗ Упражнение «Чувство времени». ˗ Диагностика объёма зрительного восприятия. 2.3. Память и её развитие. Теория: Знакомство с понятием память. Развитие зрительной, слуховой, кинестетической, логической памяти. Практика: ˗ Упражнение «Живая картинка». ˗ Упражнение «Восстановить пропущенное слово». ˗ Упражнение «Слова-признаки». ˗ Упражнение «Слова-действия». ˗ Упражнение «Шесть пар». ˗ Упражнение «Запомни рисунок». ˗ Упражнение «Слова-антонимы». ˗ Упражнение «Слова-синонимы». ˗ упражнение «Смысловые пары». ˗ Практическая работа. 2.4. Внимание и его развитие. Теория: Знакомство с понятием внимание. Развитие концентрации, устойчивости, объёма, переключаемости, распределения, помехоустойчивости внимания; наблюдательности. Практика: ˗ Игра «Кто внимательнее?». ˗ Игра «Опаздывающее зеркало». ˗ Упражнение «Счёт по командам». ˗ Упражнение «Примеры и текст». ˗ Упражнение «Каждой руке своё дело». ˗ Игра «Испорченный телефон». ˗ Упражнение «4 формы». ˗ Упражнение «Что в кулаке?» 2.5. Мышление, виды мышления. Развитие. Теория: Знакомство с понятием мышление. Развитие образного, логического, ассоциативного мышления, развитие гибкости, оригинальности, скорости мыслительных операций. Практика: ˗ Упражнение «Перцептивное моделирование». ˗ Упражнение «Логические закономерности». ˗ Упражнение «Бег ассоциаций». ˗ Упражнение «Закодированные слова». ˗ Упражнение «Закодированные примеры». ˗ Упражнение «Думаем глазами». ˗ Упражнение «Универсальный предмет». ˗ Упражнение «Классификации». ˗ Упражнение «Правильный вывод». 2.6. Речь. Развитие речи. Теория: Изучить роль речевого развития в жизни человека. Рассмотреть понятие о языке и речи, участие речи в общении людей. Практика: ˗ Упражнение «Иностранец». ˗ Упражнение «Сказка по кругу». ˗ Упражнение «Попробуй говорить быстрее». ˗ Упражнение «Координация». ˗ Упражнение «30 слов». ˗ Упражнение «Чего на свете не бывает». 2.7. Воображение. Развитие воображения. Теория: Знакомство с понятием воображения в жизни человека. Практика: ˗ Диагностика воображения. ˗ Упражнение «Две линии». воображение. Рассмотреть роль ˗ Упражнение «Ассоциации». ˗ Упражнение «Дорисуй». ˗ Упражнение «Кляксы». ˗ Упражнение «Продолжи рисунок». ˗ Упражнение «10 непохожих человечка». 3. Личностные особенности. 3.1. Темперамент. Теория: Познакомиться с понятием «темперамент». Рассмотреть типы темпераментов. Практика: ˗ Сказка о «Рыцарях – темпераментах». ˗ Дискуссия. ˗ Упражнение «Нарисуй свой темперамент». ˗ Диагностика темперамента. ˗ Упражнение «Определяем темперамент». 3.2. Характер и его особенности. Теория: Познакомиться с понятием характера. Рассмотреть жизненные проявления характера, индивидуальные различия в характерах людей, изменение характера в течение жизни. Практика: ˗ Сказка «Деревья-Характеры». ˗ Упражнение «Противоположные черты». ˗ Упражнение «Черты характера сказочных героев». ˗ Дискуссия. ˗ Практическая работа. 3.3. Самооценка. Теория: Рассмотреть понятие самооценки, понять влияние самооценки на становление личности человека и его деятельность. Показать влияние самооценки на процесс общения. Определить самооценку учащихся. Способствовать формированию адекватной самооценки, снизить зависимость самооценки от мнения других людей. Практика: ˗ Сказка о «Волшебных зеркалах». ˗ Проигрывание ситуаций. ˗ Дискуссия. ˗ Упражнение «Саморисование». ˗ Упражнение «Назови свои сильные стороны». ˗ Диагностика. 3.4. Воля. Волевое поведение. Теория: Получить представление о воле и волевом поведении человека. Рассмотреть взаимосвязь воли и поведения, воли и сознания человека, воли и эмоций, изучить волевые качества человека. Практика: ˗ Притча «Вставай». ˗ Проигрывание ситуаций. ˗ Дискуссия. ˗ Диагностика «Степень развития воли». ˗ Упражнение «Хочу. Могу. Надо». ˗ Упражнение «Как справиться с ленью?». ˗ Практическая работа. 3.5. Эмоции. Развитие. Теория: Изучить роль эмоций, чувств, настроений в жизни человека. Рассмотреть виды эмоций. Отработать навыки распознания эмоций и чувств. Практика: ˗ Разбор ситуаций. ˗ Дискуссия. ˗ Упражнение «Скульптор». ˗ Упражнение «Лица». ˗ Упражнение «Передай рисунок». ˗ Практическая работа «Рисуем настроение». ˗ Создание рисунка «Мой страх». ˗ Создание рисунка «Обида». 3.6. Саморегуляция. Самоконтроль. Теория: Обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля, повысить уверенность в себе. Повысить сопротивляемость стрессу. Практика: ˗ Аутотренинг. Релаксация. ˗ Упражнение «Заколдованный принц». ˗ Упражнение «Таинственная дверь». ˗ Упражнение «Цепочка». ˗ Диагностика склонности к внушаемости. ˗ Упражнение «Молодец!» ˗ Упражнение «Дорисуй и передай». ˗ Упражнение «Прощай напряжение». ˗ Тест «Моё самочувствие». 4. Общение и взаимодействие. 4.1. Виды общения. Теория: Рассмотреть различные виды общения и ситуации их использования. Глубже понять свой стиль общения и поведения. Практика: ˗ Упражнение «Контакт масок». ˗ Разыгрывание ситуаций. ˗ Дискуссия. 4.2. Учимся управлять собой. Теория: Оценить свою степень общительности. Потренировать умение управлять собой. Практика: ˗ Упражнение «Мне скучно – мне нескучно». ˗ Тест «Какой я в общении». ˗ Разыгрывание ситуаций. ˗ Дискуссия. 4.3. Учимся понимать себя и других. Теория: Получить понятие о гибкости в общении и потренировать её на практике, потренировать коммуникативную гибкость в упражнениях. Практика: ˗ Упражнение «Карусель». ˗ Упражнение «Круг общения». ˗ Упражнение «Пойми меня». ˗ Дискуссия. 4.4. Знаки внимания при общении. Теория: Ознакомиться с понятиями о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания. Научиться определять знаки внимания в ситуациях общения. Практика: ˗ Упражнение «Комплимент». ˗ Упражнение «Подарок». ˗ Разыгрывание ситуаций. ˗ Дискуссия. 4.5. Как научиться общаться лучше. Теория: Повысить коммуникативный уровень учащихся. Практически опробовать упражнения, повышающие уровень компетенции. Теория: ˗ Практические задания. ˗ Дискуссия. ˗ Упражнение «Глаза в глаза». ˗ Упражнение «Прикосновение». 4.6. Качества, важные для межличностного общения. коммуникативной Теория: Определение качеств, важных для общения. Рассмотреть использование этих качеств в реальных ситуациях общения. Определение коммуникативного уровня учащихся. Практика: ˗ Диагностика. ˗ Практическое задание. ˗ Дискуссия. 4.7. Конфликт. Разрешения конфликтов. Теория: Получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения. Нахождение адекватных способов выхода из конфликта. Практика: ˗ Упражнение «Претензии». ˗ Диагностика. ˗ Разыгрывание ситуаций. ˗ Дискуссия. 4.8. Мои права и права других людей. Теория: Получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими. Найти взаимосвязь между чувством уверенности в себе и поведением человека. Сформировать у учащихся позицию уважения к своим правам и правам других людей. Практика: ˗ Упражнение «Скульптура». ˗ Упражнение «Декларация прав». ˗ Дискуссия. 4.9. Как узнать другого человека и легко с ним общаться? Теория: Показать соотношение вербального и невербального компонентов общения. Практически овладеть навыками наблюдения за внешними проявлениями внутренних переживаний. Практика: ˗ Упражнение «Я тебе доверяю». ˗ Игра «Солнечная система». ˗ Упражнение «Кролик». ˗ Дискуссия. 4.10. Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «общение без масок». Теория: Научиться давать и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного общения. Определить правила обратной связи. Дополнить свой «образ Я» информацией от окружающих людей. Практика: ˗ Упражнение «Значимые люди». ˗ Упражнение «Автопортрет инкогнито». ˗ Упражнение «Горячее место». ˗ Упражнение «На что он похож?». 4.11. Позиции в общении. Теория: Ознакомить учащихся с позициями общения, научить распознавать их в повседневных ситуациях, моделировать ситуации общения с различных позиций и выбирать оптимальную для данной ситуации. Практика: ˗ Разыгрывание ситуаций. ˗ Дискуссия. ˗ Рефлексия занятия. 4.12. Правила ведения дискуссии. Теория: Научиться грамотно дискутировать. Усвоить правила ведения дискуссии. На практике применить правила дискуссии при обсуждении темы. Практика: ˗ Практические задания. ˗ Рефлексия занятия. 4.13. Учимся чувствовать и наблюдать. Теория: Развить сенсорную остроту, овладеть начальными навыками визуальной, аудиальной и кинестетической калибровки. Практика: ˗ Упражнение «Видеть, слышать, чувствовать». ˗ Тренировка слуховой чувствительности. ˗ Тренировка ощущений. ˗ Упражнение «Штирлиц». ˗ Рефлексия занятия. 4.14. Эспатия и рефлексия. Способы восприятия и понимания людьми друг друга. Теория: Овладеть навыками эспатии и рефлексии как способов восприятия и понимания собеседника. Освоить навыки саморефлексии. Практика: ˗ Упражнение «Угадай эмоциональное состояние». ˗ Упражнение «Я в лучах солнца». ˗ Упражнение «Футболка». ˗ Рефлексия занятия. 5. Потребности. Мотивы. 5.1. Знания. Умения. Навыки. Привычки. Теория: Получить понятие о действиях, знаниях, умениях, навыках человека. Практика: ˗ Упражнение «Ярмарка умений». ˗ Упражнение «Аукцион привычек». ˗ Дискуссия. 5.2. Потребности человека. Теория: Получить представление о деятельности человека. Познакомиться с видами потребностей. Определить влияние потребностей на развитие эмоционально-волевой сферы человека. Практика: ˗ Сказка о «Волшебницах - Потребностях». ˗ Дискуссия. ˗ Практические задания. 5.3. Учебная деятельность. Мотивы учения. Теория: Получить понятие о учебной деятельности и мотивах учения. Рассмотреть типы мотивов учения. Увидеть взаимосвязь познавательных и социальных мотивов учения с возрастными особенностями человека. Практика: ˗ Упражнение «Незнайка». ˗ Упражнение «Идеальный ученик». ˗ Упражнение «Идеальный учитель». ˗ Дискуссия. ˗ Упражнение «Что важно для меня». ˗ Упражнение «Легко – трудно». 5.4. Заключительное занятие. Теория: Проведение оценки занятий (эмоциональном и смысловом), формулирование основных результатов. Рефлексия – как этот курс может помочь в жизни? Практика: ˗ Упражнение «Мой путь». ˗ Диагностика. ˗ Рефлексия занятия. 2.4 Планируемые результаты К концу учебного года обучающиеся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Познай себя», должны иметь следующие результаты: Метапредметные результаты: ˗ уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; ˗ определится в выборе успешной стратегии в различных ситуациях; ˗ овладеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, уметь разрешать свои проблемы; ˗ приобрести способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Личностные результаты: ˗ развить культуру общения: умение высказывать своё мнение; ˗ развить интеллектуальные способности; ˗ анализировать и обобщать информацию, полученные данные о себе, делать по ним выводы; ˗ использовать полученные знания для саморазвития и самовоспитания. Предметные результаты: ˗ понимать термин «психология» и, что изучает психология; ˗ иметь начальные психологические знания о человеке в процессе социализации личности; ˗ иметь представление о роли своих возможностей и способностей в развитии личности человека; ˗ освоить приемы и методы организации и планирования деятельности; ˗ приобрести навыки социальной активности; ˗ получить конкретные социальные и профильные знания и умения, предусмотренные данной программой. 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов в учебном году Начало занятий Каникулы Осенние Количество 34 34 2 68 05.09.2022 с 29.10.22 по 06.11.22 7 Зимние 9 Весенние с 28.12.22 по 10.01.23 с 25.03.23 по 02.04.2023 с 30.05.23 по 31.08.23 30.05.23 10 Летние 11 Окончание учебного года 3.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Для проведения занятий используется учебный класс, в котором есть необходимое пространство для групповой тренинговой работы. Необходимо наличие компьютера, принтера, мультимедийной аппаратуры для демонстрации фильмов, канцтовары (бумага, ручки, цветные карандаши, папки с файлами). Методические материалы: Для реализации программы активно используется интернет-ресурс: просмотр видеороликов по изучаемым темам. Дидактические материалы: разработки бесед по темам, презентации, тематическая подборка видеороликов, пособия по темам, буклеты, конспекты занятий. Основными видами деятельности являются: информационно- рецептивная, репродуктивная, творческая. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. В ряде занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников, коммуникативных навыков. Для поддержания групповой динамики на занятиях используются различные виды работ: ритуал приветствия и прощания, упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д. 3.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Фонд оценочных средств: ˗ начальная диагностика - проводится в начале года в форме беседы, с целью выявления способностей детей; ˗ промежуточная диагностика - проводится в форме психологического опроса, который позволяет узнать степень усвоения данного материала; ˗ итоговая аттестация проводится в форме игры, беседы, стола откровений, которые позволяют узнать степень сформированных практических умений и навыков и умение видеть свои сильные и слабые стороны. 4. Список литературы 1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: «ФОЛИО», 2002. 2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка. М., 1988. 3. Вахрушина В.С. развитие и коррекция внимания в практике школьного психолога. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994. 4. Грецов, А. Г. и др. Научись преодолевать конфликты : информационнометодические материалы для подростков / А. Г. Грецов, Е. Г. Попова, Т. А. Бедарева ; под общ. ред. проф. Евсеева С. П. – СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2008. – 80 с. 5. Грецов, А. Г. Будь уверенным в себе. Практикум : информационнометодические материалы для подростков / А. Г. Грецов, Е. Г. Попова ; под общ. ред. проф. Евсеева С. П. – СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2008. – 76 с. 6. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. – М. : Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. 7. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Российское педагогическое агентство. 2002. 8. Кинчер, Дж. Книга о тебе. 40 тестов-самоисследований. – СПб. : Питер Пресс, 1996. – 224 с. – (Серия «Азбука психологии»). 9. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003. 10. Минаева В.М. Развитие эмоций. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 1999. 11. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: «Экзамен», 2007. 12. Пайвина, Е. Ю. Первичная профилактика аддитивного поведения подростков : учебное пособие / Е. Ю. Пайвина. – Ижевск : изд-во ООО «РИК», – 2003. – 249 с. 13. Прихожан, А. М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе : кн. для учащихся / А. М. Прихожан. – М. : Просвещение, 1994. – 191 с. 14. Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов. – 2-е изд., испр. и допол. / А. С. Прутченков. – М. : МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. – 192 с. 15. Развивающие игры: Пособие для практических психологов, воспитателей и родителей / Под общ. ред. Н. Я. Большуновой; " Бердск, 1998. 16. Ромек, Владимир. Социальная психология личности в вопросах и ответах : учебн. пособие / под ред. В. А. Лабунской. – М. : Гардарики, 1999. – с. 207–226. 17. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Г. Ромек. – СПб. : Речь, 2008. – 175 с. 18. Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999. 19. Шишова Т.Л. эмоционально развивающие игры и упражнения. М., 1997. Литература для обучающихся и родителей 1. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М.: «ГНОМ и Д», 2003. 2. Тейлор, Роз. Уверенность в моих руках : 7-дневная программа по привлечению друзей и обретению веры в себя / Роз Тейлор ; пер. с англ. И. Александрова. – М. : РИПОЛ классик, 2005. – 224 с. – (Психологический бестселлер). 3. Элкин, Грецов, А. Г. Будь уверенным в себе. Практикум : информационно-методические материалы для подростков / А. Г. Грецов, Е. Г. Попова ; под общ. ред. проф. Евсеева С. П. – СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2008. – 76 с.