2. Основные характеристики
2.1 Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
«Познай себя» - социально-гуманитарная.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы
«Познай себя». Одной из актуальных проблем в настоящее время является
изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость
темы определяется тем, что в настоящее время общество нуждается в людях,
гармонично развитых во всех отношениях. Это касается любой сферы жизни.
Современные школьники стремятся узнать о себе больше для успешного
выбора жизненных целей. Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий по
данной Программе - это увлекательное занятие и одновременно существенный
элемент изучения психологии.
Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной
программы «Познай себя». Основная идея программы заключается в том,
чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим
собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей,
т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о
собственной
значимости,
формирование
мотивации
самовоспитания
и
саморазвития.
Программа посвящена тому, как помочь ребенку найти правильную
дорогу в школе. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на
тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Однако
забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но
чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И
помогать ему надо, прежде всего в понимании самого себя и своего места в
школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителями. Помогать в
поисках ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении
к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет
познавать не только внешний мир, но и самого себя. В этой гармонии его
школьный путь будет более успешным и радостным.
Адресат программы.
Данная программа предполагает работу с
подростками среднего школьного возраста (12–16 лет). Занятия проводятся в
группе по расписанию, утвержденному директором по 14 человек, в
соответствии
с
требованиями
СанПиН
2.4.4.3172-14
"Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей"
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа -45 мин.
Перерыв между учебными занятиями -10 мин.
Общее количество часов в неделю-2 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Упор делается на пробуждении интереса и развитии доверия к самому себе,
на постепенном понимании своих возможностей, способностей, особенностей
характера и пр. Этот возраст является благоприятным временем для работы над
развитием и укреплением у подростков уверенности в себе, чувства
собственного достоинства.
Данная программа предлагает методический подход к проведению занятий
по развитию личностных ресурсов, основанных на активных методах
социально-психологического
обучения.
Они
обучают
действовать
целенаправленно, быстро, решительно и настойчиво, а также конструктивно
вести себя в конфликтных ситуациях и противостоять нежелательному
влиянию.
Объем
срок
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Познай
себя»
рассчитана на 68 часов.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы.
На 1 год обучения.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Краткие сведения о коллективе:
˗ работает 1 группа;
˗ набор – свободный;
˗ форма занятий – групповые.
Перечень форм обучения:
˗ лекции;
˗ беседа;
˗ практические занятия;
˗ демонстрация;
Перечень форм подведения итогов реализации программы:
˗ беседа;
˗ тест;
˗ практические задание.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
˗ Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);
˗ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г. №
11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
˗ Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ
«Об образовании в Оренбургской области» (c изменениями на 29/10/2015);
˗ Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
˗ Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013 – 2020 годы»;
˗ Государственная
программа
«Развитие
системы
образования
Оренбургской
области»
на
2014-2020гг.
(Постановление
правительства
Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);
˗ Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
˗ Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей"»;
˗ Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(утв.
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
˗ Письмо
Минобрнауки
«Методические
рекомендации
России
по
от
18.11.2015г.
проектированию
№
09-3242
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
˗ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ
от 30.12.2015г. № 1493).
2.2. Цели и задачи программы
Цель
программы:
развитие
личностных
ресурсов^
самооценки,
уверенности в себе и своих возможностях, умение управлять своим поведением
и занимать активную позицию по отношению к жизненным событиям и
проблемам, коммуникативной компетентности.
Задачи программы:
˗ расширять формы общения со сверстниками;
˗ сформировать потребность в самореализации;
˗ побуждать отстаивать и защищать свою точку зрения и позиции;
˗ развивать навыки уверенности в себе и принятия ответственного
решения.
2.3. Содержание дополнительной общеобразовательной программы
«Познай себя»
Учебный (тематический) план
№
п/п
Название раздела тема
Что такое психология?
Вводное занятие.
Королевство внутреннего
мира человека.
1.3 Игра «Мифы о психологии»
2
Психические процессы
2.1. Ощущения. Виды ощущений.
2.2. Восприятия и его свойства
2.3 Память и её развитие.
2.4 Внимание и его развитие.
2.5 Мышление. Виды мышления.
Развитие.
2.6 Речь. Развитие речи
2.7 Воображение. Развитие
воображения.
3.
Личностные особенности
3.1 Темперамент.
3.2 Характер и его особенности.
3.3 Самооценка.
3.4 Воля. Волевое поведение.
3.5 Эмоции. Развитие.
3.6 Саморегуляция.
Самоконтроль.
4
Общение и взаимодействие
4.1 Виды общения.
4.2 Учимся управлять собой.
4.3 Учимся понимать себя и
других.
4.4 Знаки внимания при
общении.
4.5 Как научиться общаться
лучше.
4.6 Качества, важные для
межличностного общения.
4.7 Конфликт. Разрешения
конфликтов.
1
1.1
1.2
Количество часов
Всего Теория Практика
6
3
3
2
2
1
1
1
1
2
14
2
2
2
2
2
1
4
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
10
1
1,5
1,5
1,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
12
2
2
2
2
2
2
3
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
9
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
28
2
2
2
9,5
1
0,5
0,5
18,5
1
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
1
1
2
0,5
1,5
Формы
аттестации/
контроля
Тестирование
Диагностика
Психологиче
ский опрос
4.8
4.9
4.1
0
4.1
1
4.1
2
4.1
3
4.1
4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
Мои права и права других
людей.
Как узнать другого человека
и легко с ним общаться?
Обратная связь в общении.
Откровенность, искренность,
«общение без масок».
Позиции в общении.
2
1
1
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
1
1
Правила ведения дискуссии.
2
1
1
Учимся чувствовать и
наблюдать.
Эспатия и рефлексия.
Способы восприятия и
понимания людьми друг
друга.
Потребности. Мотивы
Знания. Умения. Навыки.
Привычки.
Потребности человека.
Учебная деятельность.
Мотивы учения.
Заключительное занятие.
Итого часов
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
8
2
2,5
0,5
5,5
1,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
2
68
1
22
1
46
Стол
откровений
Содержание учебного (тематического) плана дополнительной
общеразвивающей программы «Познай себя»
1. Что такое психология?
1.1. Вводное занятие.
Теория: Установление контакта с детьми, создание положительной
мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса.
Знакомство с правилами работы на занятиях.
Практика:
˗
Игра «Снежный ком».
˗
Знакомство с правилами работы группы.
˗
Игра «Поменяйтесь местами».
1.2. Королевство внутреннего мира человека.
Теория: Знакомство с психологическими терминами, понятиями. Работа с
дневником.
Практика:
˗ Сказка о «Королевстве внутреннего мира человека».
˗ Игра «Волшебный круг».
˗ Задание « Мой дневник».
˗ Игра «Попробуй удержи».
1.3. Игра «Мифы о психологии».
Теория: Закрепление знаний о психических процессах, состояниях,
индивидуальных особенностях человека.
Практика:
˗
Игра «Мифы о психологии».
˗
Упражнение «Автобус».
2.
Психические процессы.
2.1. Ощущения. Виды ощущений.
Теория:
Рассмотреть
психический
процесс
–
ощущение
как
первоисточник знаний об окружающем мире. Определить виды ощущений.
Практически испытать различные виды ощущений. Осознать роль ощущений в
познании предметов и явлений окружающего мира.
Практика:
˗
Практические упражнения
˗
Упражнение «Енотов круг».
˗
Упражнение «Минутка».
2.2. Восприятия и его свойства.
Теория: Рассмотреть процесс восприятия и его характеристики. Практически
исследовать особенности процесса восприятия.
Практика:
˗
Упражнение «Внимательные руки».
˗
Упражнение «Круг в квадрате».
˗
Практические задания.
˗
Упражнение «Чувство времени».
˗
Диагностика объёма зрительного восприятия.
2.3. Память и её развитие.
Теория: Знакомство с понятием память. Развитие зрительной, слуховой,
кинестетической, логической памяти.
Практика:
˗
Упражнение «Живая картинка».
˗
Упражнение «Восстановить пропущенное слово».
˗
Упражнение «Слова-признаки».
˗
Упражнение «Слова-действия».
˗
Упражнение «Шесть пар».
˗
Упражнение «Запомни рисунок».
˗
Упражнение «Слова-антонимы».
˗
Упражнение «Слова-синонимы».
˗
упражнение «Смысловые пары».
˗
Практическая работа.
2.4. Внимание и его развитие.
Теория: Знакомство с понятием внимание. Развитие концентрации,
устойчивости, объёма, переключаемости, распределения, помехоустойчивости
внимания; наблюдательности.
Практика:
˗ Игра «Кто внимательнее?».
˗ Игра «Опаздывающее зеркало».
˗ Упражнение «Счёт по командам».
˗ Упражнение «Примеры и текст».
˗ Упражнение «Каждой руке своё дело».
˗ Игра «Испорченный телефон».
˗ Упражнение «4 формы».
˗ Упражнение «Что в кулаке?»
2.5. Мышление, виды мышления. Развитие.
Теория: Знакомство с
понятием
мышление.
Развитие
образного,
логического, ассоциативного мышления, развитие гибкости, оригинальности,
скорости мыслительных операций.
Практика:
˗
Упражнение «Перцептивное моделирование».
˗
Упражнение «Логические закономерности».
˗
Упражнение «Бег ассоциаций».
˗
Упражнение «Закодированные слова».
˗
Упражнение «Закодированные примеры».
˗
Упражнение «Думаем глазами».
˗
Упражнение «Универсальный предмет».
˗
Упражнение «Классификации».
˗
Упражнение «Правильный вывод».
2.6. Речь. Развитие речи.
Теория: Изучить роль речевого развития в жизни человека. Рассмотреть
понятие о языке и речи, участие речи в общении людей.
Практика:
˗
Упражнение «Иностранец».
˗
Упражнение «Сказка по кругу».
˗
Упражнение «Попробуй говорить быстрее».
˗
Упражнение «Координация».
˗
Упражнение «30 слов».
˗
Упражнение «Чего на свете не бывает».
2.7. Воображение. Развитие воображения.
Теория:
Знакомство
с
понятием
воображения в жизни человека.
Практика:
˗ Диагностика воображения.
˗ Упражнение «Две линии».
воображение.
Рассмотреть
роль
˗ Упражнение «Ассоциации».
˗ Упражнение «Дорисуй».
˗ Упражнение «Кляксы».
˗ Упражнение «Продолжи рисунок».
˗ Упражнение «10 непохожих человечка».
3. Личностные особенности.
3.1. Темперамент.
Теория: Познакомиться с понятием «темперамент». Рассмотреть типы
темпераментов.
Практика:
˗ Сказка о «Рыцарях – темпераментах».
˗ Дискуссия.
˗ Упражнение «Нарисуй свой темперамент».
˗ Диагностика темперамента.
˗ Упражнение «Определяем темперамент».
3.2.
Характер и его особенности.
Теория: Познакомиться с понятием характера. Рассмотреть жизненные
проявления
характера, индивидуальные различия в характерах людей,
изменение характера в течение жизни.
Практика:
˗ Сказка «Деревья-Характеры».
˗ Упражнение «Противоположные черты».
˗ Упражнение «Черты характера сказочных героев».
˗ Дискуссия.
˗ Практическая работа.
3.3.
Самооценка.
Теория: Рассмотреть понятие самооценки, понять влияние самооценки на
становление личности человека и его деятельность. Показать влияние
самооценки
на
процесс
общения.
Определить
самооценку
учащихся.
Способствовать формированию адекватной самооценки, снизить зависимость
самооценки от мнения других людей.
Практика:
˗ Сказка о «Волшебных зеркалах».
˗ Проигрывание ситуаций.
˗ Дискуссия.
˗ Упражнение «Саморисование».
˗ Упражнение «Назови свои сильные стороны».
˗ Диагностика.
3.4.
Воля. Волевое поведение.
Теория: Получить представление о воле и волевом поведении человека.
Рассмотреть взаимосвязь воли и поведения, воли и сознания человека, воли и
эмоций, изучить волевые качества человека.
Практика:
˗ Притча «Вставай».
˗ Проигрывание ситуаций.
˗ Дискуссия.
˗ Диагностика «Степень развития воли».
˗ Упражнение «Хочу. Могу. Надо».
˗ Упражнение «Как справиться с ленью?».
˗ Практическая работа.
3.5.
Эмоции. Развитие.
Теория: Изучить роль эмоций, чувств, настроений в жизни человека.
Рассмотреть виды эмоций. Отработать навыки распознания эмоций и чувств.
Практика:
˗ Разбор ситуаций.
˗ Дискуссия.
˗ Упражнение «Скульптор».
˗ Упражнение «Лица».
˗ Упражнение «Передай рисунок».
˗ Практическая работа «Рисуем настроение».
˗ Создание рисунка «Мой страх».
˗ Создание рисунка «Обида».
3.6.
Саморегуляция. Самоконтроль.
Теория: Обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля, повысить
уверенность в себе. Повысить сопротивляемость стрессу.
Практика:
˗ Аутотренинг. Релаксация.
˗ Упражнение «Заколдованный принц».
˗ Упражнение «Таинственная дверь».
˗ Упражнение «Цепочка».
˗ Диагностика склонности к внушаемости.
˗ Упражнение «Молодец!»
˗ Упражнение «Дорисуй и передай».
˗ Упражнение «Прощай напряжение».
˗ Тест «Моё самочувствие».
4. Общение и взаимодействие.
4.1. Виды общения.
Теория:
Рассмотреть
различные
виды
общения
и
ситуации
их
использования. Глубже понять свой стиль общения и поведения.
Практика:
˗ Упражнение «Контакт масок».
˗ Разыгрывание ситуаций.
˗ Дискуссия.
4.2. Учимся управлять собой.
Теория: Оценить свою степень общительности. Потренировать умение
управлять собой.
Практика:
˗ Упражнение «Мне скучно – мне нескучно».
˗ Тест «Какой я в общении».
˗ Разыгрывание ситуаций.
˗ Дискуссия.
4.3. Учимся понимать себя и других.
Теория: Получить понятие о гибкости в общении и потренировать её на
практике, потренировать коммуникативную гибкость в упражнениях.
Практика:
˗ Упражнение «Карусель».
˗ Упражнение «Круг общения».
˗ Упражнение «Пойми меня».
˗ Дискуссия.
4.4. Знаки внимания при общении.
Теория: Ознакомиться с понятиями о знаках внимания в процессе
коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания. Научиться
определять знаки внимания в ситуациях общения.
Практика:
˗ Упражнение «Комплимент».
˗ Упражнение «Подарок».
˗ Разыгрывание ситуаций.
˗ Дискуссия.
4.5. Как научиться общаться лучше.
Теория: Повысить коммуникативный уровень учащихся. Практически
опробовать
упражнения,
повышающие
уровень
компетенции.
Теория:
˗ Практические задания.
˗ Дискуссия.
˗ Упражнение «Глаза в глаза».
˗ Упражнение «Прикосновение».
4.6. Качества, важные для межличностного общения.
коммуникативной
Теория: Определение качеств, важных для общения. Рассмотреть
использование этих качеств в реальных ситуациях общения. Определение
коммуникативного уровня учащихся.
Практика:
˗ Диагностика.
˗ Практическое задание.
˗ Дискуссия.
4.7.
Конфликт. Разрешения конфликтов.
Теория: Получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и
путях разрешения. Нахождение адекватных способов выхода из конфликта.
Практика:
˗ Упражнение «Претензии».
˗ Диагностика.
˗ Разыгрывание ситуаций.
˗ Дискуссия.
4.8.
Мои права и права других людей.
Теория: Получить понятие о правах личности как основы адекватного
взаимодействия
с
окружающими.
Найти взаимосвязь между чувством
уверенности в себе и поведением человека. Сформировать у учащихся позицию
уважения к своим правам и правам других людей.
Практика:
˗ Упражнение «Скульптура».
˗ Упражнение «Декларация прав».
˗ Дискуссия.
4.9.
Как узнать другого человека и легко с ним общаться?
Теория:
Показать
соотношение
вербального
и
невербального
компонентов общения. Практически овладеть навыками наблюдения за
внешними проявлениями внутренних переживаний.
Практика:
˗ Упражнение «Я тебе доверяю».
˗ Игра «Солнечная система».
˗ Упражнение «Кролик».
˗ Дискуссия.
4.10. Обратная связь в общении. Открытость, искренность, «общение
без масок».
Теория: Научиться давать и получать обратную связь как необходимое
условие открытого доверительного общения. Определить правила обратной
связи. Дополнить свой «образ Я» информацией от окружающих людей.
Практика:
˗ Упражнение «Значимые люди».
˗ Упражнение «Автопортрет инкогнито».
˗ Упражнение «Горячее место».
˗ Упражнение «На что он похож?».
4.11. Позиции в общении.
Теория:
Ознакомить
учащихся
с
позициями
общения,
научить
распознавать их в повседневных ситуациях, моделировать ситуации общения с
различных позиций и выбирать оптимальную для данной ситуации.
Практика:
˗ Разыгрывание ситуаций.
˗ Дискуссия.
˗ Рефлексия занятия.
4.12. Правила ведения дискуссии.
Теория: Научиться грамотно дискутировать. Усвоить правила ведения
дискуссии. На практике применить правила дискуссии при обсуждении темы.
Практика:
˗ Практические задания.
˗ Рефлексия занятия.
4.13. Учимся чувствовать и наблюдать.
Теория: Развить сенсорную остроту, овладеть начальными навыками
визуальной, аудиальной и кинестетической калибровки.
Практика:
˗ Упражнение «Видеть, слышать, чувствовать».
˗ Тренировка слуховой чувствительности.
˗ Тренировка ощущений.
˗ Упражнение «Штирлиц».
˗ Рефлексия занятия.
4.14. Эспатия и рефлексия. Способы восприятия и понимания людьми
друг друга.
Теория: Овладеть навыками эспатии и рефлексии как способов
восприятия и понимания собеседника. Освоить навыки саморефлексии.
Практика:
˗ Упражнение «Угадай эмоциональное состояние».
˗ Упражнение «Я в лучах солнца».
˗ Упражнение «Футболка».
˗ Рефлексия занятия.
5. Потребности. Мотивы.
5.1. Знания. Умения. Навыки. Привычки.
Теория: Получить понятие о действиях, знаниях, умениях, навыках
человека.
Практика:
˗ Упражнение «Ярмарка умений».
˗ Упражнение «Аукцион привычек».
˗ Дискуссия.
5.2.
Потребности человека.
Теория:
Получить
представление
о
деятельности
человека.
Познакомиться с видами потребностей. Определить влияние потребностей на
развитие эмоционально-волевой сферы человека.
Практика:
˗ Сказка о «Волшебницах - Потребностях».
˗ Дискуссия.
˗ Практические задания.
5.3. Учебная деятельность. Мотивы учения.
Теория: Получить понятие о учебной деятельности и мотивах учения.
Рассмотреть типы мотивов учения. Увидеть взаимосвязь познавательных и
социальных мотивов учения с возрастными особенностями человека.
Практика:
˗ Упражнение «Незнайка».
˗ Упражнение «Идеальный ученик».
˗ Упражнение «Идеальный учитель».
˗ Дискуссия.
˗ Упражнение «Что важно для меня».
˗ Упражнение «Легко – трудно».
5.4. Заключительное занятие.
Теория: Проведение оценки занятий (эмоциональном и смысловом),
формулирование основных результатов. Рефлексия – как этот курс может
помочь в жизни?
Практика:
˗ Упражнение «Мой путь».
˗ Диагностика.
˗ Рефлексия занятия.
2.4 Планируемые результаты
К
концу
учебного
года
обучающиеся
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Познай себя», должны
иметь следующие результаты:
Метапредметные результаты:
˗ уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности;
˗ определится в выборе успешной стратегии в различных ситуациях;
˗ овладеть навыками познавательной,
учебно-исследовательской и
проектной деятельности, уметь разрешать свои проблемы;
˗ приобрести способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач.
Личностные результаты:
˗ развить культуру общения: умение высказывать своё мнение;
˗ развить интеллектуальные способности;
˗ анализировать и обобщать информацию, полученные данные о себе,
делать по ним выводы;
˗ использовать полученные знания для саморазвития и самовоспитания.
Предметные результаты:
˗ понимать термин «психология» и, что изучает психология;
˗ иметь начальные психологические знания о человеке в процессе
социализации личности;
˗ иметь представление о роли своих возможностей и способностей в
развитии личности человека;
˗ освоить приемы и методы организации и планирования деятельности;
˗ приобрести навыки социальной активности;
˗ получить конкретные социальные и профильные знания и умения,
предусмотренные данной программой.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов в учебном году
Начало занятий
Каникулы
Осенние
Количество
34
34
2
68
05.09.2022
с 29.10.22 по
06.11.22
7
Зимние
9
Весенние
с 28.12.22 по
10.01.23
с 25.03.23 по
02.04.2023
с 30.05.23 по
31.08.23
30.05.23
10 Летние
11 Окончание учебного года
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий используется учебный класс, в котором есть
необходимое пространство для групповой тренинговой работы. Необходимо
наличие
компьютера,
принтера,
мультимедийной
аппаратуры
для
демонстрации фильмов, канцтовары (бумага, ручки, цветные карандаши, папки
с файлами).
Методические материалы:
Для реализации программы активно используется интернет-ресурс:
просмотр видеороликов по изучаемым темам.
Дидактические материалы: разработки бесед по темам, презентации,
тематическая подборка видеороликов, пособия по темам, буклеты, конспекты
занятий.
Основными
видами
деятельности
являются:
информационно-
рецептивная, репродуктивная, творческая.
Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и
совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются
в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой.
В ряде занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории
«вплетены»
игры
и
психотехнические
упражнения,
направленные
на
коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы,
навыков адекватного социального поведения школьников, коммуникативных
навыков. Для поддержания групповой динамики на занятиях используются
различные виды работ: ритуал приветствия и прощания, упражнения, игры,
требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска
решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.
3.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
˗ начальная диагностика - проводится в начале года в форме беседы, с
целью выявления способностей детей;
˗ промежуточная диагностика - проводится в форме психологического
опроса, который позволяет узнать степень усвоения данного материала;
˗ итоговая аттестация проводится в форме игры, беседы, стола откровений,
которые позволяют узнать степень сформированных практических умений и
навыков и умение видеть свои сильные и слабые стороны.
4. Список литературы
1. Барташникова
И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков:
«ФОЛИО», 2002.
2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики
развития личности ребёнка. М., 1988.
3. Вахрушина В.С. развитие и коррекция внимания в практике школьного
психолога. Киров: Кировский государственный педагогический институт, 1994.
4. Грецов, А. Г. и др. Научись преодолевать конфликты : информационнометодические материалы для подростков / А. Г. Грецов, Е. Г. Попова, Т. А.
Бедарева ; под общ. ред. проф. Евсеева С. П. – СПб. : СПбНИИ физической
культуры, 2008. – 80 с.
5. Грецов, А. Г. Будь уверенным в себе. Практикум : информационнометодические материалы для подростков / А. Г. Грецов, Е. Г. Попова ; под общ.
ред. проф. Евсеева С. П. – СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2008. – 76 с.
6. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. – М. :
Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России»,
1999.
7. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка.
Российское педагогическое агентство. 2002.
8. Кинчер, Дж. Книга о тебе. 40 тестов-самоисследований. – СПб. : Питер
Пресс, 1996. – 224 с. – (Серия «Азбука психологии»).
9. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше.
М.: «ГНОМ и Д», 2003.
10.
Минаева В.М. Развитие эмоций. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 1999.
11.
Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.:
«Экзамен», 2007.
12.
Пайвина, Е. Ю. Первичная профилактика аддитивного поведения
подростков : учебное пособие / Е. Ю. Пайвина. – Ижевск : изд-во ООО «РИК»,
– 2003. – 249 с.
13.
Прихожан, А. М. Психологический справочник, или Как обрести
уверенность в себе : кн. для учащихся / А. М. Прихожан. – М. : Просвещение,
1994. – 191 с.
14.
Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки
социально-психологических тренингов. – 2-е изд., испр. и допол. / А. С.
Прутченков. – М. : МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество
России, 2000. – 192 с.
15.
Развивающие
игры:
Пособие
для
практических психологов,
воспитателей и родителей / Под общ. ред. Н. Я. Большуновой; " Бердск, 1998.
16.
Ромек, Владимир. Социальная психология личности в вопросах и
ответах : учебн. пособие / под ред. В. А. Лабунской. – М. : Гардарики, 1999. – с.
207–226.
17.
Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях /
В. Г. Ромек. – СПб. : Речь, 2008. – 175 с.
18.
Синицина Е.И. Умные занятия. М: «Лист», 1999.
19.
Шишова Т.Л. эмоционально развивающие игры и упражнения. М.,
1997.
Литература для обучающихся и родителей
1. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше.
М.: «ГНОМ и Д», 2003.
2. Тейлор, Роз. Уверенность в моих руках : 7-дневная программа по
привлечению друзей и обретению веры в себя / Роз Тейлор ; пер. с англ. И.
Александрова. – М. : РИПОЛ классик, 2005. – 224 с. – (Психологический
бестселлер).
3. Элкин, Грецов, А. Г. Будь уверенным в себе. Практикум :
информационно-методические материалы для подростков / А. Г. Грецов, Е. Г.
Попова ; под общ. ред. проф. Евсеева С. П. – СПб. : СПбНИИ физической
культуры, 2008. – 76 с.