Калейдоскоп

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Программа позволяет дать основные представления обучающимся о театральном
искусстве, его роли в современном мире и о пользе общения с театром для развития
гармоничной и культурной личности.
Театр врывается в нашу жизнь всё более настойчиво и разнообразно. У этого
процесса есть весьма веские основания. О них лучше всего сказал Шекспир: «Весь мир –
театр. В нём женщины, мужчины – все актёры». В последнее время написано множество
книг о ролевых функциях человека и связанных с ними психологических проблемах. Но, по
тому же Шекспиру, справедливо и обратное: театр – это мир.
Направленность программы – художественная.
Вид программы:
- по степени авторства – модифицированная (составлена на основе авторских программ:
Ю.А. Алисиной; Л.А. Палышевой; В.В.Верст).
- по уровню сложности – базовая.
Язык реализации программы – русский.
Актуальность программы:
Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой
профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность, управление вниманием,
способность работать в условиях росскультурности, творчество и креативность,
способность к (само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из
востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью.
Театральное искусство предоставляет все возможности для развития
разносторонней личности нового времени, умеющей нестандартно мыслить, быть
уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, способную
слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его разнообразии, различать
оттенки эмоций и говорить о своих чувствах. Театр с его широчайшим спектром
художественно-выразительных и воспитательных возможностей – это ещё и искусство
общения.
Выбор театральной профессии не является конечным результатом программы, но
она даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия
для проведения профориентационной работы. В процессе обучения в объединении
художественного слова, обучающиеся разовьют эстетический вкус, кругозор, лексический
запас, умение логически и образно мыслить, сильный голос, хорошую дикцию, знание
законов орфоэпии, артистизм и коммуникативные навыки. Всё это, безусловно, полезно
каждому образованному человеку, и жизненно важно людям «речевых профессий»:
педагогам, юристам, менеджерам, лекторам, актёрам и т.д.
Новизна программы заключается в том, что обучающиеся не только овладевают навыками
исполнительской деятельности, но и в обязательном порядке закрепляют их на практике в
процессе обучения работе над творческим продуктом, как индивидуальным (номера
художественного слова), так и коллективным (постановки литературно-музыкальных
1

композиций). Таким образом, на протяжении всего времени обучения постоянно получают
опыт сценических выступлений.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, так как органично вписывается в
единое образовательное пространство учреждений, становится важным и неотъемлемым
компонентом, способствующим формированию творческой личности, воспитанию
духовно-нравственных качеств, зрительской культуры, готовности к коммуникации.
Сценическое творчество имеет незаменимые возможности духовно-нравственного
воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции артиста-исполнителя, может пройти многие
этапы художественно-творческого осмысления мира, развить навыки общения и
взаимодействия с другими людьми, преодолеть психологическую инертность, научиться
контролировать свои эмоции, почувствовать свою значимость в процессе индивидуального
и совместного коллективного творчества, раскрепоститься и избавиться от внутренних
«зажимов» и комплексов, развить речь и голос, научиться быстро принимать решения,
находить выход из нестандартных ситуаций, общаться с большим количеством людей.
Адресат программы: Программа рассчитана на учащихся 12 –15 лет,
заинтересованных в изучении театральных дисциплин. Объединение комплектуется на
основании заявлений законных представителей обучающихся.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (вторник, четверг с
14.00).
Продолжительность одного академического часа - 45 минут
Перерыв между учебными занятиями -15 минут
Общее количество часов в неделю – 2 часа
Объём программы – 68 часов
Срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения: 68 часов
Состав группы, особенности набора: состав группы постоянный, группы
формируются из обучающихся разного возраста на добровольной внеконкурсной основе.
Условия реализации программы: К занятиям в студии допускаются все желающие
ученики школы 12 –15 лет, без предъявления специальных требований.
Формы обучения – очная, программа может быть реализована в очно-заочной форме
и дистанционно с помощью интернет-ресурсов.
Форма организации образовательной деятельности - групповая.
Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические,
репетиционные и др.
Минимальный состав группы – 10 человек, максимальный состав группы - 15
человек.

2

1.2 Цель и задачи программы
Цель: развитие творческой индивидуальности и творческих способностей, обучающихся
средствами театрального искусства.
Задачи:
Образовательные:
 Ознакомить учащихся с искусством театра, его основными принципами и природой,
основными понятиями этого вида искусства;
 Обучить основам актерского мастерства;
 Ознакомить с особенностями театрального искусства;
 Сформировать умения и навыки уверенного поведения при публичных выступлениях;
 Сформировать актёрские способности – умение взаимодействовать с публикой и
партнёрами, создавать образ, работать над текстом произведения художественной
литературы;
 Сформировать практические навыки использования средств артистической
выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка, расширить
кругозор;
Развивающие:
 Развить художественный вкус и творческое воображение;
 Развить наблюдательность и образную память;
 Развить речевую культуру при помощи специальных упражнений на постановку дыхания,
дикции, интонации;
 Развить творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого
подростка;
 Развить способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию, а также
познавательный интерес;
 Развить коммуникативные компетенции, организаторские и лидерские способности,
эмпатию, способности к рефлексии.
Воспитательные:
 Сформировать культуру поведения и общения;
 Сформировать эстетические потребности и ценности;
 Воспитать исполнительскую и зрительскую культуру;

Воспитать
нравственные
коммуникабельность.

ценности,

3

целеустремленность,

активность

и

1.3. Содержание программы
Учебный план
Название

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

раздела

Всего

Теория

Практика

1.Вводное занятие.

1

1

0

Беседа, игра, инструктаж.

2. Сценическая
речь. Культура и
техника речи.

5

1

4

Беседа, наблюдение;

3. Основы
актёрской
грамоты.

7

2

5

Беседа, наблюдение;
выполнение творческих
заданий.

4. Театральные
игры.

5

1

4

Беседа, наблюдение;
выполнение творческих
заданий.

5. Художественное
чтение.

13

3

10

Беседа, наблюдение;
выполнение творческих
заданий; результативность
участия в конкурсах
художественного слова
различного уровня.

6. Основы
театральной
культуры.

36

14

22

Творческое задание;
тестирование; проблемные
ситуации; наблюдение.

7. Итоговая
аттестация.

1

0

1

Творческий отчёт.

68

22

46

Итого

Выполнение творческих
заданий.

Содержание тем учебного плана
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час)
Теоретическая часть (1 час). Знакомство. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с
творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время
посещения спектаклей. Знакомство с правилами противопожарной безопасности. Игра
на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить себя публике.
2. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ (5 часов)
Теоретическая часть (1 час). Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного
аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках.
4

Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:
 определение целей и условий выполнения;
 педагогический показ;
 просмотр упражнения;
 комплексный контроль и корректировка.

В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал –
посмотрел – сделал замечание – показал; посмотрел – показал ошибку – показал
правильный вариант – посмотрел) можно добиться максимальной эффективности в
освоении того или иного упражнения.
Практическая часть (4 часа). На занятиях преобладают игровые технологии. Игры
применяются в соответствии с возрастными интересами.
ДЫХАНИЕ
Обращать внимание на:
 соединение дыхания и движения (например, ритмические шаги, координация

движений и т.п.);
 одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами

образов (например, фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю комаров,
рисую портрет и т.п.);
 активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например,

парные упражнения – согреть дыханием партнера, перебросить воображаемые мячики
и т.п.)
АРТИКУЛЯЦИЯ
Обращать внимание на:
 обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и

нижняя челюсть находятся в покое);
 медленный темп, который увеличивает нагрузку на мышцы и делает

упражнение более эффективным;
 координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
 координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой (например,
движение языка противоположно движению и темпу движения рук, плюс к этому
движение зрачков и т.п.)
ДИКЦИЯ
Обращать внимание на:
 активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения
(например, давать творческие парные задания – диалог из простых и сложных
звукосочетаний);
5

 ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогах с
различным словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и
т.п.)
Финальным материалом могут быть индивидуальные стихи и парные этюды с
использованием упражнений по дикции и дыханию.
3. ОСНОВЫ АКТЁРСКОЙ ГРАМОТЫ (7 часов)
Теоретическая часть (2 часа). В игровой форме идет работа на развитие внимания,
воображения и фантазии. Важно также развивать физическое самочувствие,
коллективную согласованность действий. Сценическое действие. Сценическая задача и
чувство. Разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером.
Больше внимания уделять творческой дисциплине. Лаконично объяснять задачи
упражнения. Цель занятия – закрепление результата и постановка новой цели, на
следующем занятии – повторение и закрепление. Обсуждение результатов упражнения
проводятся кратко, легко, с юмором. Нужно стремиться к осознанности занятий, быть
заинтересованным в положительном результате.
Практическая часть (5 часов). Выполнение упражнений на развитие сценического
внимания. Развитие фантазии с помощью переноса в нереальные миры. Этюды на тему,
фантазии на тему картин.
Упражнения на коллективные действия: «Повтори позу», «Опаздывающее
зеркало», «Фигуры» и т.д.
Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета. Создание и
развитие сказочной ситуации на основе реального действия («…я пошел в магазин и
вдруг…»)
Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и того же
действия, но с различными задачами; одной и той же задачи, но в разных предлагаемых
обстоятельствах. Например, открыть дверь, чтобы проветрилась комната, чтобы
услышать разговор в коридоре, чтобы напугать кого-либо; собирать листья – в
солнечную погоду, под дождем, под снегом и т.д.
4. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ (5 часов)
Теоретическая часть (1 час). Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я»
в предлагаемых обстоятельствах.
Понятие «театральная игра». Общеразвивающие игры и специальные
театральные игры. Значение игры в театральном искусстве. Воображение и вера в
вымысел. Язык жестов, движений и чувств.
Практическая часть (4 часа). Выполнение упражнений на предлагаемые
обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных
играх. Упражнения: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый дом/город,
хочу понять, кто здесь живёт и т.д. Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств
(жарко, вдруг пошёл дождь, подул ветер, стало холодно, налетела вьюга и т.д.)

6

Игры, развивающие память, внимание, фантазию, воображение и
коммуникативные навыки («Крокодил», «Мафия», «Кто во что одет», «Испорченный
телефон», «Повтори фигуру», «Верю – неверю» и т.д.)
Игры на формирование партнёрских отношений в группе («В линию»,
«Сужающиеся пространство», «Пишущая машинка», «Сударыня-барыня» и т.д.),
упражнения с теннисными мячами.
Выполнение этюдов, в т.ч. по картинам художников. Обыгрывание бытовых
ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и представление этюдов
по сказкам.
5. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ (13 часов)
Теоретическая часть (3 часа). Художественное чтение как вид исполнительского
искусства. Знакомство с законами художественного чтения. Содержание, авторская
идея, настроение произведения. Ритмическая и пластическая структура произведения.
Темп речи. Интонация. Понятие текста и подтекста, произносимой фразы. Пауза,
интонация, смысловой акцент. Умение композиционно выстраивать материал,
определять свою позицию в раскрытии замысла.
Практическая часть (10 часов). Чтение вслух литературного произведения и его
разбор. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Развитие навыка
логического анализа текста на литературном материале. Овладение основами логики
речи в процессе индивидуальной работы. Отработка чистоты произношения слов и
звуков. Отработка номеров художественного слова в процессе репетиций. Подбор
сценического костюма и реквизита. Подготовка к концертным и конкурсным
выступлениям.
6. ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (36 часов)
Теоретическая часть – 14 часов
Практическая часть – 22 часа
АЗБУКА ТЕАТРА
Теоретическая часть. Театр как вид искусства. Основные театральные термины.
Практическая часть. «Театральная» викторина.
ИСТОРИЯ ТЕАТРА
Теоретическая часть. Древнегреческий театр. Древнеримский театр. Средневековый
европейский театр (миракль, мистерия, моралите). Театр эпохи Возрождения (комедия
дель арте). «Глобус» Шекспира. Русский Театр. Известные русские актеры.
Практическая часть. Просмотр видеозаписей, презентаций, учебных фильмов. Работа
проводится в диалоге и интерактивно.
ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Теоретическая часть. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет,
Мюзикл. Особенности. Театр кукол. Самые знаменитые театры мира.
Практическая часть. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок.
7

ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ
Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная, проводится в диалоге и
интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актёр,
режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.
Практическая часть. Проектные работы. Творческая мастерская: «Грим сказочных
персонажей».
ТЕАТР И ЗРИТЕЛЬ
Теоретическая часть. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля.
Практическая часть. Походы в театр. Обсуждение и анализ спектаклей.

7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ) (1 час)
Практическое занятие – 1 час
Практическая часть. Творческий отчёт. Проведение мероприятия. Обсуждение.
Рефлексия. Подведение итогов. Анализ работы.
1.4. Планируемые результаты
Полный курс обучения по программе предполагает достижение следующих
результатов.
Предметные:
 выразительно читать и правильно интонировать;
 различать произведения по жанру;
 читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
 освоить базовые навыки актёрского мастерства и сценической речи;
 использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
 ориентироваться в сценическом пространстве;
 выполнять простые действия на сцене;
 взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
 произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
 создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.

Личностные:
 умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной

задачи и правильность ее выполнения;
 приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного

отношения к собственным поступкам;
 способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;

8

 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его

мнению и мировоззрению;
 стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные:
1) Регулятивные универсальные учебные действия (УУД):
 приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
 понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
 планирование своих действий на отдельных этапах работы;
 осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
 анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью
педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое
смогу».
2) Познавательные УУД позволяют:
 развить интерес к театральному искусству;
 освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
 сформировать представления о театральных профессиях;
 освоить правила проведения рефлексии;
 строить логическое рассуждение и делать вывод;
 выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение);
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого
текста.
3) Коммуникативные УУД позволяют:
 организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом
и сверстниками;
 работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
 формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей.

9

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№

Дата

Тема занятия

Количество
часов
1
5

4

Вводное занятие.
Сценическая речь.
Культура и техника речи.
Основы актёрской
грамоты.
Театральные игры

5

Художественное чтение.

13

6

Основы театральной
культуры.

36

7

Итоговое занятие

1

1
2
3

7
5

Форма
занятия
Беседа
Игра, круглый
стол, лекция
Игра, лекция,
упражнения
Игра, лекция,
упражнения
Игра, лекция,
упражнения
Игра, лекция,
упражнения,
репетиция
Опрос

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Обязательными
условиями
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Калейдоскоп» на занятиях
являются:
1. наличие у коллектива собственного репетиционного зала;
2. наличие в репетиционном зале оборудования:
 стулья (не менее 20 ед.),
 мобильные столы (не менее 6 ед.),
 элементы декораций (кубы, скамейки, журнальный столик и др.),
 аппаратура для воспроизведения фонограмм,
 аппаратура для воспроизведения видеозаписей и слайд-шоу,
 классная доска;
3. наличие на занятиях материалов (в т.ч. и дидактических):
 карточки с заданиями,
 иллюстрации,
 разножанровые музыкальные записи,
 видеозаписи номеров художественного слова,
 теннисные мячи,
 элементы реквизита и театрального костюма.
Для проведения сценических выступлений необходимы:
1. сценическая площадка с хорошим освещением,
2. аппаратура для воспроизведения музыкального оформления,
3. бутафория и реквизит,
4. театральные костюмы,
5. грим, постижерные изделия.
10

Информационное обеспечение:
 театральная и справочная литература;
 аудио и видеоаппаратура;
 видеозаписи с тренингами, упражнениями и другими видами актёрского
мастерства и техники речи;
 интернет;
 методические пособия по сценическим этюдам, сценарному мастерству,
 книги по театральному искусству
 книги по художественному чтению и технике речи
Кадровое
обеспечение:
педагог
дополнительного
образования,
реализующий данную программу, должен иметь среднее профессиональное или
высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению
данной программы), и отвечать квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2.3 Формы аттестации (контроля)
Способы определения результативности
Реализация программы «Калейдоскоп» предусматривает текущий контроль и
итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического
наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа
этюдов, выступлений на мероприятиях, конкурсах и фестивалях.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по
окончании освоения программы «Пятый элемент» в форме творческого отчета –
проведения литературного концерта.
Время проведения

Цель проведения

Форма контроля

Входной контроль
В начале учебного
года

Определение уровня развития
учащихся, их способностей

Беседа, опрос,
тестирование,
анкетирование

Текущий контроль
В течение всего
учебного года

Определение степени усвоения
обучающимися учебного
материала. Определение
готовности детей к восприятию
нового материала. Повышение
ответственности и
заинтересованности обучающихся
в обучении. Выявление
отстающих и опережающих
обучение. Подбор наиболее
11

Педагогическое
наблюдение, опрос,
контрольное занятие.
Самостоятельная
работа.

эффективных методов и средств
обучения
Итоговый контроль
В конце учебного
года или курса

Определение изменения уровня
развития детей, их творческих
способностей. Определение
результатов обучения.
Ориентирование обучающихся на
дальнейшее обучение. Получение
сведений для совершенствования
образовательной программы и
методов обучения.

Выставка, конкурс,
концерт, фестиваль,
праздник,
соревнование,
творческая работа,
опрос, фестиваль,
открытое занятие,
взаимозачет, играиспытание,
переводные и итоговые
занятия, эссе,
коллективная
рефлексия,
коллективный анализ
работы, отзыв,
самоанализ,
контрольное занятие,
зачет, олимпиада,
самостоятельная
работа, защита
рефератов,
презентация
творческих работ,
демонстрация моделей,
тестирование,
анкетирование.

*Данная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.
2.4 Оценочные материалы
Входящий контроль проводится в начале изучения программы в целях определения
степени готовности к освоению программы, выявления недостатков подготовки учащихся.
Входное тестирование (Приложение 1).
Текущий контроль учащихся является постоянным. Основной целью текущего
контроля является повышение качества и прочности знаний учащихся, приобретение и
развитие навыков самостоятельной работы, упрочение обратной связи между педагогом и
учащимся. Текущий контроль предусматривает проверку полученных знаний.
(Приложение 2).
Итоговый контроль позволяет установить уровень конкретных результатов
обучения, выявить степень усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков,
полученных в процессе изучения программы. Итоговое тестирование (Приложение 3).
12

2.5 Методические материалы
методические особенности организации
образовательного процесса

методы обучения и воспитания

педагогические технологии

Изучение
учебного
материала
предполагает следующие этапы:
- изучение нового материала;
- применение знаний на практике,
формирование практических умений;
- контроль знаний.
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический,
игровой.
Методы воспитания:
стимулирование, мотивация, создание
реальных ситуаций.
Технология разноуровневого обучения, т.к.
в группе предполагаются учащиеся разных
возрастов, а соответственно возможно
разного языкового уровня, развивающего
обучения, проблемного обучения, т.к.
учащиеся сначала предполагают, каким
должен быть алгоритм действий, ищут
наиболее оптимальный для каждого
задания, и лишь потом приступают к его
выполнению.

Педагогические принципы
В основе данной программы лежат следующие важные педагогические принципы:
 принцип преемственности, последовательности и систематичности, который
направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств,
их последовательное развитие и совершенствование;
 принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и
самостоятельности обучающихся;
 принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
 принцип ориентации на духовно-нравственные ценности современного общества;
 принцип гуманизации труда, требующий, чтобы любая работа обучающегося
становилась его личной задачей, пробуждала его интерес и интеллектуальную активность,
а также создавала перспективу успеха;
 принцип практикоориентированности, который предполагает разработку и
реализацию значимых творческих проектов (номера художественного слова).
Индивидуальный учебный план. В случае если в период обучения по программе
обучающемуся исполняется 18 лет, он имеет право на ускоренное обучение по
индивидуальному плану.

13

Список литературы
Нормативные документы
Программа разработана в соответствии с государственными требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей на
основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
14

12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».

Литература, использованная при составлении программы
1. Бутенко Э.В. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. 3- е издание. – М.:
ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2021. – 160 с.
2. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,
2018. – 377, [7] с.
3. Гуткина Э.И. Дети и стихи: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир
искусств»), 2015. – 160 с.
4. Збруева Н.П. Ритмическое воспитание актера: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ
(«Я вхожу в мир искусств»), 2023. – 144 с.: нот.
5. Иванов И.С. 250 гимнастических упражнений: индивидуальная гимнастика для
актера. Морозова Г.В. Биомеханика: наука и театральный миф. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в
мир искусств»), 2019. – 160 с.
6. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг // Театр:
практические занятия в детском театральном коллективе. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир
искусств»), 2021. – С. 70-112.
7. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. Вып. II. Метод актера. – М.: ВЦХТ
(«Я вхожу в мир искусств»), 2022. – 160 с. – Перепеч. – М.: Сов. Россия, 2021.
8. Методическое пособие «Магия театра» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
9. Никитина А.Б. Ребенок на сцене: Научно-методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я
вхожу в мир искусств»), 2021. – 160 с.
10. Петрова Л.А. Техника сценической речи. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир
искусств»), 2020. – 144 с.: ил.
11. Попов П.Г. О методе. Театральная педагогика. Режиссура. – М.: ВЦХТ («Я вхожу
в мир искусств»), 2005. – 160 с.
12. Савостьянов А.И. Рождение артиста. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»),
2016. – 144 с.
13. Студия художественного слова. Образовательная программа / Составитель Р.В.
Вейс // Поэтический театр: Программа. Репертуар. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»),
2012. – С. 3-21.
15

14. Театр-студия «ДАЛИ». Образовательные программы. Игровые уроки. Репертуар
/ Составитель и консультант А.Б. Никитина. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2021.
– 296 с.
15. Учебно-методическое пособие, практикум «Культура и техника речи»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-imetodologii
16. Учебно-методическое пособие, практикум «Основы актёрского мастерства»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-imetodologii
17. Царенко Л.И. От потешек к Пушкинскому балу: Методика. Репертуар. – М.:
ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2002. – 176 с.
18. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред.
В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 624 с.: ил.
Литература для обучающихся и родителей
1. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,
2009. – 377, [7] с.
2. Михайлова А. Ребёнок в мире театра. Беседы о воспитании Зрителя. – М., 2004. –
208 с.
3. Петрова Л.А. Техника сценической речи. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»),
2010. – 144 с.: ил.
4. Театр детства, отрочества и юности: Сборник статей о театре для детей. – М.: ВТО,
2021. – 284 с.
5. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред.
В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2011. – 624 с.: ил.
6. Русская поэзия (Стихи русских поэтов XIX-XX вв.) [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://ruspoeti.ru
7. РуСтих (Произведения отечественных и зарубежных поэтов- классиков)
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rustih.ru

16

Приложение 1
Входное тестирование
1. Что означает слово «театр»?
В переводе с греческого «зрелище» +
В переводе с латинского «вид»
В переводе с древнеегипетского «соревнование»
2. В какой стране в конце третьего тысячелетия до н.э. устраивалась
театральные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников – боге Осирисе?
В Индии
В Греции
В Древнем Египте +
3. Что послужило прообразом театра?
Охота на животных
Обрядовые игры +
Природные явления
4. В какой стране родилось высокое искусства театра, на основе которого
возник европейский театр?
В Древней Греции +
В Древнем Риме
Во Франции
5. Какие виды театров вы знаете?
Ответ: театр комедии, театр музыкальной комедии, театр драмы, оперный театр,
театр миниатюр, театр балета, камерный театр…
6. Какие виды театров для детей вы знаете?
Ответ: театр кукол, театр юного зрителя, детский театр, театр на льду…
7. Какой театр был создан в 1898 году К.С.Станиславским и В.И.НемировичемДанченко?
Московский Художественный театр +
Большой театр
Театр комедии
8. Какой театр из ныне действующих является старейшим театром в России?
Московский театр на Арбатской площади
Большой каменный театр Санкт-Петербурга
Ярославский академический драматический театр имени Ф.Г.Волкова +
17

Приложение 2
Текущий контроль
Вопрос 1 Что такое «предлагаемые обстоятельства»?
А) Жизненная ситуация, условия жизни действующего лица театральной
постановки, в которые должен себя в своём воображении поместить актёр,
исполняющий роль этого лица.
Б) Внешний вид героя
В) Отличительные особенности пьесы
Г) Перечень необходимого реквизита, декораций и музыкального оформления
спектакля.
Вопрос 2 Что такое пантомима?
А) Разновидность театра танца
Б) Разновидность театра теней
В) Театр «без слов»
Г) Юмористическая театральная зарисовка
Вопрос 3 Беспредметное действие – это…
А) Сцена в спектакле, где актёры взаимодействуют между собой, не используя
предметов и реквизита
Б) Это действие с «воображаемыми предметами», т.е. обыгрывание актёром
несуществующих предметов
Вопрос 4 Что такое мимика?
А) Выразительные движения лицевых мышц соответственно переживаемым
чувствам, эмоциям, настроениям
Б) От слова «мимикрия» - умение подстраиваться под обстоятельства (предлагаемые
обстоятельства)
В) Основные эмоции человека: гнев, радость, грусть, испуг и удивление
Г) Искусство выражать чувства и мысли движениями мускулов лица и
соответствующими жестами
Вопрос 5 Какими видами внимания актёр пользуется на сцене?
А) Произвольное и непроизвольное
Б) Внутреннее и внешнее
В) Оба ответа верны
Вопрос 6 Сценическое отношение – это…
А) Отношение актёра к своему образу, его личное восприятие
Б) Комплекс взаимосвязей персонажей внутри сюжета пьесы
В) Умение воспринимать (т.е. видеть, слышать, осязать и т.д.) всякий объект таким,
каким он реально ему дан, относиться же к этому объекту он должен так, как ему
задано
Вопрос 7 Что такое «оценка факта»?
А) Это все отношения, сложившиеся в процессе жизни героя до начала пьесы
Б) Отношения, возникающие в процессе сценической жизни героя
В) Умение актёра выдать своё понимание ситуации спектакля за понимание героя

18

Приложение 3
Итоговое тестирование
1. Выберите правильный ответ:
а) Приспособление;
б) Штамп;
в) Оценка;
Определение: Приемы сценической игры, раз и навсегда зафиксированные актером в своем
творчестве. Готовые механические приемы актера, которые входят в привычку и становятся
его второй натурой, заменяющей на подмостках человеческую природу.
2. Выберите правильный ответ:
а) Эксперимент;
б) Этюд;
в) Анализ;
Метод исследования произведения, состоящий в расчленении целого явления на составные
элементы, характеризующие место и время происходящих событий, предлагаемые
обстоятельства, картину мира, атмосферу, мотивацию физического и словесного действия
персонажей и т.д.
3. Укажите в предложенной ниже цифровой последовательности
соответствующие им названия в буквенном обозначении:

определений

а) Апарте;
б) Мизансцена;
в) Труакар;
1) расположение на сцене, пластический рисунок тела или группы актеров, по отношению
друг к другу и к зрителю, композиционная единица пластической партитуры спектакля;
2) движение по диагонали сцены, ракурс корпуса, поворот головы актера в три четверти по
отношению к залу;
3) сценические монологи или реплики, произносимые в сторону, для публики, и якобы, не
слышные партнерам на сцене.
4. Выберите правильный ответ:
а) Мистерия;
б) Гротеск;
в) Пантомима;
Определение: Изображение явления в фантастическом, уродливо-комическом стиле,
основанное на резких контрастах и преувеличениях. Вид художественной образности,
обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством замысловатого и
контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.
19

5. Укажите правильный ответ:
а) Задача;
б) Импровизация;
в) Система;
Определение: Условие творческого характера; то, что требует исполнения, разрешения. Она
является основой выполнения любого действия на сцене, с ее помощью актер знает, чего
добивается и к чему стремится.
6. Расположите в цифровой последовательности цепочку действий, указанных
буквенными обозначениями, из цитаты М. Чехова: «В процессе внимания вы внутренне
совершаете одновременно четыре действия...»
а) сами устремляетесь к нему; б) вы проникаете в него; в) вы держите незримо объект
вашего внимания; г) вы притягиваете его к себе.
7. Укажите в предложенной ниже цифровой последовательности определений
соответствующие им названия в буквенном обозначении:
а) Зона молчания; б) Внутренний монолог; в) Приспособление;
1) внутренняя речь, произносимая не вслух, а про себя, ход мыслей, выраженный словами,
который сопровождает человека всегда, кроме времени сна;
2) как внутренние, так и внешние приёмы, способы актерской игры. Внутренние и внешние
ухищрения в достижении цели; психологические ходы, изобретательность в воздействии
одного человека на другого;
3) органический процесс восприятия и накопления эмоциональной энергии. Короткие и
длинные паузы, где актер не говорит, а наблюдает, слушает, воспринимает, оценивает,
накапливает информацию, готовится к возражению и т.д..
8. Укажите в предложенной ниже цифровой последовательности определений
соответствующие им названия в буквенном обозначении:
а) Память эмоциональная; б) Предлагаемые обстоятельства; в) Наблюдения;
1) это фабула, эпоха, место и время действия, события, факты, обстановка,
взаимоотношения, явления, а также условия жизни, наше актерское и режиссерское
понимание пьесы; мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория,
освещение, шумы, звуки и т.д.;
2) один из способов формирования сценического образа. Данный способ основан на
копировании и подражательности реально существующей действительности, вызывающей
неподдельный интерес, с перспективой художественного осмысления образа;
3) один из методов освоения элементов актерского мастерства, основанный на острых
переживаниях, воспоминаниях, сильных впечатлениях в жизни, т.е. на ощущениях. Это
материал, который питает творчество актера в сочетании с фантазией и воображением. Дает
мощный толчок творчеству.
9. Выберите правильный ответ: а) Замысел; б) Зажим; в) Второй план;
20

Психофизический груз, с которым актер живет в роли, подспудный ход жизни,
непрерывный ход мысли и чувства образа. Это результат деятельности актера, который
сказывается, как бы «выплескивается» при исполнении роли, в отдельных местах явно, в
других – более скрыто, но он не играется, его надо иметь к моменту публичного творчества,
его надо «тащить». Выражается через «физическое самочувствие» актера. Пути и средства
воспитания в себе этих важнейших составляющих образа преимущественно через освоение
предлагаемых обстоятельств и внутренний монолог.
10. Укажите в предложенной ниже цифровой последовательности определений
соответствующие им названия в буквенном обозначении:
А) Пристройка; б) Публичное одиночество; в) Оценка;
1) психологическое состояние актера в период переживания и действия партнера, вслед за
которым должна возникнуть реакция, соответствующая этому действию. Это реакция
(видеть и слышать) на психологическое состояние партнера, новые предлагаемые
обстоятельства, события и факты. Как правило, она возникает в период паузы действий
одного из актеров;
2) начинается немедленно после оценки в тот самый момент, когда в сознании возникла
конкретная предметная цель, а также преодоление физических преград, препятствий на
пути субъекта к его цели. Бывают “снизу”, “сверху”, “наравне”;
3) произвольное внимание. Увлечение тем, что есть и событиями, происходящими на сцене,
не отвлекаясь на зрителя. Творческий круг, в котором актер сосредотачивает все свое
внимание на выполняемом действии или на партнере.
11. Подставьте буквенные значения соответственно цифровым:
а) Ритм; б) Темп; в) Энергетический центр; г) Темпо-ритм;
1) скорость развертывания сценического действия;
2) напряжение сцены, акта, спектакля, рожденное глубоким проникновением в
предлагаемые обстоятельства и присвоением их актерами, острым восприятием событий;
3) он является прямым, непосредственным, иногда даже почти механическим возбудителем
эмоциональной памяти, а, следовательно, и самого внутреннего переживания. Его нельзя
вспомнить и ощутить, не создав соответствующих видений, не представив себе мысленно
предлагаемых обстоятельств и не почувствовав задач и действий.
4) «помещенный в грудь, он делает ваше тело гармоничным, приближая его к идеальному
типу. Но, как только вы хотя бы несколько переместите его и прислушаетесь к новому
ощущению, вы тотчас же заметите, что вместо идеального тела вы обладаете телом
характерным»
12. Подставьте буквенные значения соответственно цифровым:
а) Софиты; б) Портал; в) Зеркало сцены; г) Штанкет; д) Колосники; е) Рампа;
1) металлическая труба на тросах. К ней подвешиваются кулисы, падуги, светоаппаратура
и необходимые детали декораций;
2) сооружение из монолитных или легких переносных материалов, ограничивающее
ширину сцены слева и справа от авансцены;
21

3) решетка под крышей сцены, к ней крепятся блоки подвесной системы;
4) сценическое пространство между порталами сцены по длине, и между просцениумом и
арлекином по высоте, т.е. сам квадрат сцены, видимый нами из зала после авансцены;
5) специальная световая аппаратура, помещенная над сценой и скрытая падугами;
6) низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителя осветительные приборы,
направленные на сцену. Тем же словом в театре называют осветительную аппаратуру на
полу сцены, служащая для освящения передней части сцены снизу.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».