Будущий чемпион

2. Основные характеристики
2.1. Пояснительная записка
Направленность:
Общеобразовательная,
общеразвивающая
программа "Будущий чемпион" (самбо) имеет
физкультурноспортивную направленность. Занятия самбо, как один из видов
спортивных единоборств позволяют приобщить детей к занятиям
спортом, в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья и
всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической
подготовленности, формирование жизненно-важных двигательных
умений и навыков, составляющих основу техники и тактики борьбы, а
также необходимых в быту, трудовой и обороной деятельности.
Актуальность программы в том, что программа даёт возможность
помочь наиболее полно раскрыть способности каждого отдельно взятого
ребёнка. Она способствует сохранению физического и психического
здоровья учащегося, успешности, адаптации в обществе; формированию
устойчивой привычки к систематическим занятиям; выявлению
перспективных детей и подростков для дальнейшего прохождения
обучения в специализированных спортивных школах.
Отличительные особенности, новизна заключается в том, что в ней
чётко прописаны требования к обучающимся по каждому году обучения
от момента начала занятий до окончания обучения, и представляет
целостный курс обучения борьбе самбо в условиях общеобразовательной
школы. Программа
способствует
повышению
эффективности
воспитательной деятельности в системе образования, физической
культуры и спорта, способствует совершенствованию и эффективной
реализации воспитательного компонента федеральных государственных
образовательных стандартов, развивает формы включения детей в
физкультурно-спортивную, игровую деятельность.
Адресат: Участниками
возрасте от 7-17 лет.

программы

являются обучающиеся

в

Режим занятий:
Занятия групповые. Проводятся 3 часа в неделю на 1 и 2-ом годах
обучения (108 часов в год).
Объем:
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения – 108 часов в год.
Срок освоения
Программа рассчитана на 2 года обучения. Программа
ориентирована на детей 7-17 лет без специальной подготовки, дети
должны иметь допуск врача в спортивном кружке.

Особенности
организации
образовательного
процесса
представлен в форме традиционной модели реализации программы, т.е.
программа представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течение двух лет обучения в образовательной организации.
Перечень
форм
обучения:
Теоретическая,
практическое,
соревнование.
Перечень видов занятий: Беседа, лекция, практическое занятие,
мастер-класс и т. д.
Перечень
форм
подведения
общеразвивающей программы:
- соревнование
- сдача контрольных нормативов

итогов

реализации

Первый год обучения
Задачи:
1. Познакомить с историей самбо.
2. Привить интерес к регулярным занятиям физкультурой и спортом.
3. Ознакомить с правилами безопасности при проведении тренировок
и привить необходимые на занятиях гигиенические навыки.
4. Развить простейшие двигательные навыки.
5. Обучить основам техники борьбы
2.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель: Разностороннее физическое развитие, укрепление здоровья,
воспитание гармоничной, социально-активной личности по средствам
обучения борьбе самбо
Задачи:
Обучающие
- научить основам спортивного мастерства в избранном виде спорта.
- научить техническим приёмам, тактическим действиям и правилам
борьбы;
- научить приёмам и методам контроля физической нагрузки на занятиях;
- сформировать навыки регулирования психического состояния.
Развивающие
- развить двигательные способности;
- развить представления о мире спорта;
- развивать волю, выносливость, смелость, дисциплинированность;
- развивать социальную активность и ответственность.
- развить физическое и нравственное развитие детей и подростков,
Воспитательные
- воспитывать нравственные и волевые качества;
2

- воспитывать чувство "партнёрского плеча", дисциплинированность,
взаимопомощь;
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям спортом в
свободное время;
- формировать потребность ведения здорового образа жизни.
- содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
1. Совершенствование навыков естественных и специальных видов
движений при обучении борьбе самбо.
2. Выполнение контрольных нормативов по общей и специальной
физической подготовке.
3. Ознакомление с историей отечественной школы единоборств,
правилами проведения соревнований по борьбе самбо, основами тактики
борьбы.
4. Принимать участие в соревнованиях по борьбе самбо.
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Вводное занятие
Теория: История и развитие самбо в России, правила безопасности при
проведении тренировок, гигиенические требования, доведение плана на
год. Техника безопасности на занятиях. Соблюдение формы одежды. Тест
по технике безопасности.
Беседы по патриотическому воспитанию:
1. Выдающиеся спортсмены России
2. Успехи российских борцов на международной арене
3. Устремлённость к спортивным достижениям во имя Родины.
4. Россия – великая спортивная держава.
Тема 2: Простейшие акробатические элементы
Теория: Знакомство с простейшими акробатическими элементами:
кувырок вперёд, кувырок назад, кувырок через плечо, кувырок через
препятствие в длину и в высоту, кульбит, колесо, ходьба на руках.
Практика: Выполнение
акробатических
элементов:
кувырки,
подстраховка.
Тема 3: Техника самостраховки
Теория: Изучение техники самостраховки. Падение вперёд. Падение
назад. Падение вперёд, падение назад и на бок через партнёра, стоящего
на коленях и предплечьях. Падение вперёд, падение назад и на бок через
партнёра, стоящего на и четвереньках. Падение на спину и на бок,
кувырком вперёд, держась за руку партнёра. Перекат через плечо.
Практика: Отработка приёмов самостраховки. Выполнение падений и
перекатов. Работа в спарринге.
3

Тема 4: Техника борьбы в стойке
Теория: Изучение техники борьбы в стойке. Захваты. Выведение из
равновесия. Передвижения. Броски: задняя подножка, передняя
подножка, подсечка, задняя подножка с захватом ноги снаружи, бросок
через бедро.
Практика: Отработка техники борьбы в стойке. Выполнение бросков и
захватов. Отработка навыка выведения противника из равновесия.
Тема 5: Техника борьбы лёжа
Теория: Изучение техники борьбы лёжа. Перевороты. Удержания.
Болевые приёмы: Рычаг локтя через бедро от удержания сбоку, рычаг
локтя с захватом руки между ногами, узел ногой от удержания сбоку,
ущемление ахиллесова сухожилия.
Практика: отработка техники борьбы лёжа, работа в парах на
удержание.
Тема 6: Простейшие способы самозащиты от захватов и
обхватов
Теория: Простейшие способы защиты от захватов и обхватов. Изучение
болевых точек.
Практика: Отработка способов защиты от захватов и обхватов.
Освобождение от захватов за руки, за одежду. Освобождение от обхватов
туловища спереди и сзади. Расслабляющие удары в болевые точки.
Зачётные упражнения.
Тема 7: Подвижные спортивные игры, эстафеты
Практика: Подвижные спортивные игры, эстафеты. Футбол. Баскетбол.
Эстафеты с применением баскетбольного, набивного мячей, с элементами
акробатики.
Тема 8: Итоговое занятие
Теория: Итоги года. Обсуждение результатов: удачи и неудачи.
Второй год обучения
Задачи:
1.
Совершенствование навыков естественных и специальных
видов движений при обучении борьбе самбо.
2.
Выполнение контрольных нормативов по общей и
специальной физической подготовке.
3.
Ознакомление с историей отечественной школы единоборств,
правилами проведения соревнований по борьбе самбо, основами тактики
борьбы.
4.
Принимать участие в соревнованиях по борьбе самбо.
Ожидаемые результаты
4

обучающие будут знать:
2.
- уровни контрольных нормативов
3.
- технику выполнения бросков, захватов
4.
- правила проведения соревнований по самбо
обучающиеся будут уметь:
- выполнять приёмы борьбы самбо
- применять приёмы самостраховки
5.
- проявлять себя, как организаторы и судьи соревнований.
Вводное занятие:
Теория: Профилактика травматизма. План работы на год. Беседа по
технике безопасности и гигиеническим требованиям во время
тренировок.
Беседы по патриотическому воспитанию:
1. Выступление российских спортсменов на Олимпиадах.
2. Олимпиада в Сочи – триумф России.
3. Гимн, флаг России для страны и для спортсмена.
4. Беседа о службе в армии.
Тема 2: Техника самостраховки
Теория: Техника самостраховки и простейшие акробатические приёмы.
(Содержание тем идентично темам первого года обучения)
Практика: Выполнение кувырков, техническая отработка подстраховки
и самостраховки.
Тема 3: Тактика спортивного самбо
Теория: Основы тактики спортивного самбо. Разведка. Оценка
обстановки. Принятие решения. Реализация решения.
Тема 4: Техника борьбы в стойке
Теория: Техника борьбы в стойке. Дистанция. Захваты. Стойки и
передвижения. Подготовка бросков. Боковая подножка. Передняя
подножка с захватом разноимённой и одноимённой ноги. Выведение из
равновесия рывком, скручиванием. Подсечки: передняя боковая, задняя.
Бросок через спину с захватом рукава и куртки соперника.
Практика: Соблюдение дистанции в стойке и при передвижении.
Отработка бросков и подсечек.
Тема 5: Техника борьбы лёжа
Практика: Техника борьбы лёжа. Переворачивания. Удержания. Болевые
приёмы: узел руки поперёк, рычаг локтя при помощи ноги сверху, рычаг
колена, ущемление икроножной мышцы голенью.
Теория: спарринг лёжа, отработка болевых приёмов. Соблюдение
техники безопасности при выполнении приёмов.
Тема 6: Правила проведения соревнований по самбо
Практика: Основные положения правил проведения соревнований по
борьбе
самбо.
Возрастные
группы
и
весовые
категории.
Продолжительность схватки. Одежда участников. Результат схватки.
Оценка технических действий.
5

Тема 7: Техника освобождения от удушения
Теория: Приёмы освобождения от удушений. Предварительный
расслабляющий удар - условие освобождения от удушения.
Освобождения от удушения: сбиванием рук, загибом руки противника,
броском через себя и через спину.
Практика: отработка приёмов от удушения, спарринг
Тема 8: Простейшие приёмы защиты и обхватов
Теория: Приёмы защиты и обхватов. Знакомство с расслабляющим
ударом.
Практика: Защита от захватов и обхватов. Предварительный
расслабляющий удар - условие освобождения от захватов и обхватов.
Освобождение от захватов за одежду, конечности и обхватов за корпус
сзади и спереди: сбиванием рук, с помощью бросков, с помощью загиба
руки.
Зачётный спарринг.
Тема 9: Подвижные спортивные игры.
Практика: Подвижные спортивные игры. Футбол. Баскетбол. Регби с
набивным мячом
Тема 10: Итоги года
Теория: Подведение итогов за год. Обсуждение результатов.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Обще подготовительные упражнения.
Строевые упражнения.
Строевые приемы.
-Выполнение команд
-Повороты на месте: направо, налево, кругом, пол-оборота.
-Понятия: "строевая стойка", "стойка ноги врозь", "основная стойка",
"интервал", "дистанция".
-Построение в колонну по одному (по два, по три), в одну шеренгу (две,
три, четыре).
-Перестроения: из одной шеренги в две и обратно, из шеренги уступом, из
шеренги в колонну захождением отделений плечом.
-Передвижения. Строевой шаг, походный (обычный) шаг. Движение
бегом. Перемена направления фронта захождением плечом. Движение в
обход, по диагонали, противоходом, змейкой, по кругу.
-Размыкание и смыкание: приставным шагом, от направляющего, от
середины (вправо, влево).
-Разминка самбиста. Разминка в движении по ковру. Варианты ходьбы,
бега, прыжков.
Общеразвивающие упражнения.
-Упражнения для мышц и суставов туловища и шеи.
-Упражнения для мышц и суставов рук и ног.
-Упражнения с отягощением весом собственного тела для воспитания
физических качеств: силы, гибкости, быстроты, ловкости, выносливости.
6

Стретчинг. Анатомические и физиологические особенности стретчинга.
Ознакомление с зонами растяжения. Использование различных
упражнений стретчинга для увеличения подвижности в суставах,
предотвращения травм.
Упражнения с партнером.
-Упражнения в различных положениях: в стойке, в партере, лежа, на
мосту и др.
-Упражнения для развития силы: поднимание, наклоны, повороты,
приседания, ходьба, бег, переползание, отжимание в упоре лежа,
отжимание лежа на спине, в положении на "борцовском мосту".
-Упражнения с сопротивлением партнера: в положении стоя, в положении
сидя, в положении лежа на спине, в положении лежа на животе.
-Упражнения для развития гибкости, силы с помощью партнера.
-Упражнения в положении на "борцовском мосту"
-Упражнения на гимнастической стенке.
-Упражнения с гимнастической палкой.
-Упражнения
с
мячом
(набивным,
теннисным
и
др.).
Общеподготовительные упражнения для ОФП.
-Упражнения с самбистским поясом (скакалкой).
-Прыжки с продвижением вперед и назад, влево и вправо - с подскоками
и без подскоков, вращая скакалку вперед или назад. Бег с прыжками через
скакалку, вращая ее вперед: по кругу, по восьмерке, по гимнастической
скамейке или бревну. Продвижение вперед прыжками на одной ноге с
горизонтальным вращением скакалки. Галоп с продвижением вперед,
влево, вправо и вращением скакалки вперед и назад.
-Упражнения с партнером и в группе.
-Акробатика. Особенности обучения и совершенствование элементов
акробатики и акробатических прыжков в условиях зала борьбы.
-Стойки
-"Седы": ноги вместе, ноги врозь, углом, согнув ноги, в группировке, на
пятках.
- Упоры: присев; присев на правой, левую в сторону на носок; стоя; лежа;
лежа на согнутых руках; лежа сзади; лежа сзади, согнув ноги; лежа
правым боком; на коленях.
-Перекаты: вперед, назад, влево (вправо)
-Прыжки: прогибаясь, ноги врозь, согнув ноги.
-Кувырки: в группировке - вперед, назад; согнувшись - вперед, назад;
назад перекатом; назад через стойку на руках; вперед прыжком
(длинный); кувырок-полет.
-Осуществление страховки преподавателем при проведении занятий
самбо в зале
Специально-подготовительные упражнения для защиты от бросков
(самостраховки).
Классификация падений самбиста по способу приземления или по частям
тела, которые раньше всего соприкасаются с ковром (на руки, ноги,
7

туловище, голову), по направлению движения падающего (вперед, назад,
в сторону), по сложности и трудности выполнения (прямое, вращательное
движение, высота полета, перекатом, прыжком, с партнером или без
него).
Падение с опорой на руки.
Падение с опорой на ноги.
Падение с приземлением на колени:
Падение с приземлением на туловище.
Падение на спину.
Падение на живот.
Специально-подготовительные упражнения для бросков.
Упражнения для выведения из равновесия.
Упражнения для бросков захватом ног (ноги).
Упражнения для подножек.
Упражнения для подсечки.
Упражнения для зацепов.
Упражнения для бросков через спину.
Упражнения для бросков прогибом
Специально-подготовительные
упражнения
для
технических
действий в положении лежа.
Упражнения для удержаний.
Для ухода от удержаний.
Из положения лежа
Методическое обеспечение
№ Тема
Формы
Приемы и методы Дидактический
занятий
организации
материал
образовательного
процесса
1 Вводное занятие Лекции,
Словесный
метод, Инструкции по
практическое метод показа, парный технике
занятие
спарринг
безопасности
2 Общая
Лекции,
Словесный
метод, Нормативы,
физическая
практическое метод
показа. комплексы
подготовка
занятие
индивидуальный,
упражнений
круговой,
попеременный,
дифференцированный,
игровой методы.

3
8

Специальная

Лекции,

Повторный,

Нормативы,

Фор
подв
итог

конт
норм

Кон

физическая
подготовка

демонстрация
технического
действия,
практическое
занятие

дифференцированный,
игровой,
соревновательный
методы.
Идеомоторный метод.
Метод расчленённого
разучивания. Метод
целостного
упражнения.
Метод
подводящих
упражнений

комплексы
упра
упражнений,
спар
презентации,
подвижные игры
с
элементами
волейбола.

4

Техническая
подготовка

Лекция,
беседа,
практическое
занятие

Групповой,
повторный, игровой,
соревновательный,
просмотр
видео
материала
и
последующее
обсуждение

Нормативы,
Кон
комплексы
упра
упражнений,
подвижные игры

5

Тактическая
подготовка

Лекция,
беседа,
просмотр
соревнований
практическое
занятие

Групповой,
Нормативы,
Бесе
повторный, игровой комплексы
учащ
рассказ,
просмотр упражнений,
аудио
и
видео презентации,
материалов
подвижные игры

6

Правила борьбы

7

9

Лекции,
практическое
занятие
Психологическая Беседы,
подготовка
практическое
занятие

Рассказ,
просмотр
аудио
и
видео
материалов
Метод
психорегуляции
Аутогенная

Правила борьбы.
Тестовые
вопросы.
Комплекс
упражнений,
презентации

Опр
прак
упра
Наб
учащ
Вып

тренировка.

8

Итоговое
занятие

Лекция,
беседа,

Словесный
метод показа.

спец
зада
Наб
пове
врем
спар
Резу
учас
соре

метод,

Учебный (тематический план)
№
п/п

Тема занятий

Количество часов
теория
1

практика
-

1

9

1,5

-

2
2
1,5

30
30

7. Освобождение от удушений

1

9

8. Защита от захватов и обхватов
.
9. Подвижные и спортивные игры
.
10 Итоговое занятие

1

9

1. Вводные занятия
2. Техника самостраховки и простейшие акробатические
элементы.
3. Основы тактики спортивного самбо.
4. Техника борьбы в стойке.
5. Техника борьбы лежа.
6. Основные положения правил проведения соревнований
по борьбе самбо.

Итого:

8
1

1

12

96

Всего часов: 108
2.4. Планируемые результаты
обучающие будут знать:
2. - уровни контрольных нормативов
3. - технику выполнения бросков, захватов
4. - правила проведения соревнований по самбо
10

5. -правила и основные термины, используемые в самбо;
6. - значение тактической подготовки борьбы;
обучающиеся будут уметь:
- выполнять приёмы борьбы самбо
- применять приёмы самостраховки
- выполнять простейшие приёмы самостраховки;
-выполнять простейшие броски и приёмы борьбы в партере.
- проявлять себя, как организаторы и судьи соревнований.
3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Год
Дата
Дата
Кол-во
Кол-во
обучения начала окончания учебных учебных
обучения обучения недель
часов
2023
180 часов
2024
180 часов
3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
 мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)
 гимнастические стенки
 гимнастические палки
 маты
 резиновые и набивные мячи
 скакалки
 канат
 гантели
 утяжелители
 тренажеры
 растяжки с волейбольными мячами.
Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение: осуществляют педагоги, отвечающие всем
требованиям квалификационной характеристики, опыт работы с детьми.
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Приложение
Контрольно-измерительные нормативы
Мальчики
11

Девочки

Контрольные упражнения

Оценка
5

4

3

4

5

3

Общая физическая подготовка
«Челночный бег» 3x10 м, с
Подтягивание на высокой
перекладине
из виса (раз)
Подтягивание на низкой
перекладине из виса лежа (кол-во
раз)
Отжимание в упоре лежа (кол-во
раз)
Упор утлом на брусьях, с
Поднимание туловища из
положения лежа на спине с
фиксированными стопами (кол-во
раз)
Прыжок в длину с места, см

8,5

9,3

10,0

8,9

9,5

10,1

6

4

3

-

-

-

-

-

-

15

10

8

15

12

7

8

7

5

4

3

2

-

-

-

11

8

5

155

130

9,5

8,5

190

165

140

Метание набивного мяча
13,5
12,0
10,7
(1 кг) из-за головы с места, м
Техническая подготовка
5
Исходное положение «борцовский мост». Забегания
вокруг головы
(по 5 раз в каждую сторону)

Варианты самостраховки

12

Выполнение
в одном темпе в
обе стороны
без прыжков

4

18
0
10,
5

3

Нару
Выполнение в
шение одну сторону, мелкие
темпа,
шаги,
смеще
значительное
ние смещение головы и рук
голов
относительно и.п
ыи
рук
относ
ительн
о и.п.
Высокий
Недос
Падение через
полет, мягкое таточн
сторону, удар
приземление,
о
туловищем о
правильная
высок
ковер, жесткое
амортизация ий поприземление,
руками
лет,
ошибки при

паден
группировке
ие
с
касани
ем
голово
й
Владение техникой самбо
Демонстрация Демон
Демонстрация
из всех основных
без ошибок с страци
с серьезными
классификационных групп
названием
яс
ошибками,
приемов
некото
неправильно
рыми
назван прием
ошибк
ами и
назван
ием
прием
ов
Таблица 1. Оценка уровня подготовленности начинающих самбистов
№

Тест

Методические указания
Физическая подготовка
Скоростные качества

1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
13

Бег 30 метров, секунды
С высокого старта
Броски на протяжении 10 секунд,
Стандартный приём, с партнером без
количество раз
сопротивления
5 бросков, секунды
Темп максимальный
Силовые качества
Прыжок в длину, сантиметры
С места
Удержание ног в положении угла
В висе на перекладине (кольцах,
0
90 , секунды
гимнастической стенке)
Прыжок в высоту, сантиметры
С места
Подтягивание на перекладине
До уровня подбородка
(кольцах), количество раз
Борьба за владение мячом,
Стоя на коленях, по сигналу тренера
количество раз
Кистевая динамометрия,
Максимальное усилие левой и правой рук
килограммы
Выносливость
Бег 400 метров, минуты, секунды

На стадионе или по месту (в лесу)

2.
3.

1.
2.
3.
4.
5.

1.

2.

3.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
14

Броски манекена 2 минуты,
Тренер определяет стандартный прием
количество раз
Броски партнера 3 минуты,
Тренер определяет стандартный прием
количество раз
Гибкость
Гимнастический мост
На ковре
Борцовский мост
На ковре
Наклон вперед
Стоя на ковре
Наклон вперед
Стоя на гимнастической скамье
Подъем ноги (пятки) к голове (за Сидя на ковре, с захватом ступни (левой,
голову)
правой ноги) руками посередине
Координационные способности
Общего и вспомогательного характера
Комплекс упражнений
(10–12), составляются тренером,
выполняются вместе
Тренером составляются 2–3 комбинации
Имитация технико-тактических
(стандартные) с двумя-тремя техникодействий (комбинаций), секунды
тактическими действиями
Тренер использует в эстафетах кроме
бега, прыжков, бросков элементы
Эстафета с элементами техникотехнико-тактических действий (имитация)
тактических действий, секунды
или выполнение их на спарринг-партнерах
(без сопротивления)
Техническая подготовленность
Выполнение отдельных технико- Стоя на месте и в движении по ковру без
тактических приемов
сопротивления
Выполнение отдельных техникоСтоя на месте и в движении по ковру без
тактических комплексов (2–3
сопротивления
приема), секунды
Выполнение отдельных приемов Стоя на месте и в движении по ковру (с
(имитация)
воображаемым партнером)
Выполнение отдельных техникоСтоя на месте и в движении по ковру (с
тактических комплексов (2–3
воображаемым партнером)
приема), секунды
Выполнение отдельных элементов Стоя на месте и в движении по ковру без
технико-тактических действий
сопротивления
Выполнение отдельных техникоСтоя возле гимнастической стенки (с
тактических приемов (имитация с
воображаемым партнером)
резиновым бинтом)
Выполнение комплекса
Комплексы подбираются тренером к

специально-подготовительных основным технико-тактическим приемам.
(подводящих) упражнений (10–12)
Подводящие упражнения должны
соответствовать приему по форме,
структуре и механизму воздействия на
организм.
Таблица 2. Примерная процедура контроля подготовленности и
соревновательной деятельности самбистов
Регистрируемые
Тесты, единицы измерения
Методические указания
показатели
Выполнение стандартных
Манекены соответствующих
бросков манекена 10 секунд,
размеров
количество раз
Выполнение стандартных
Скоростные
бросков партнера 10 секунд,
Без сопротивления
количество раз
10 повторений стандартных
Без сопротивления
бросков, секунды
Выполнение стандартных
С сопротивлением 25%
бросков партнера 15 секунд,
максимального (слева и
количество раз
справа)
Скоростно-силовые
Удержание с боку,
Уход от удержания 15 секунд,
сопротивление 25%
количество раз
максимального (слева и
справа)
Освобождение от
Захваты: рукава, отвороты, за
Максимальная сила
стандартных захватов 10
пояс (сопротивление
секунд, количество раз
максимальное)
Выведение партнера из
Сопротивление до 80%
Взрывная сила
равновесия 10 секунд,
максимального (влево,
количество раз
вправо)
Выполняется до отказа:
комбинационный тип – вес
Приседание с партнером на
Силовая выносливость
партнера до 50% от
плечах, количество раз
собственного; темповой и
силовой – до 80%
«Высота» борцовского моста,
сантиметры
Гибкость
Перевороты через голову стоя
Выполняется с и без опоры
на борцовском мосту,
руками в ковер
количество раз
Выполнение 5 логических
Выполняется во время
Координационные
приемов от одного приема к
передвижения по ковру
способности
другому, баллы
вперед, назад, вбок
15

Выносливость

Соревновательная
деятельность

Для комбинационного типа –
5-минутный тест:
минимальное время (секунды)
коэффициент специальной
выполнение 1–2 подходов,
выносливости
для темпового и силового – 3–
4
Количество применяемых
самбистом техникотактических действий из
разных классификационных
групп; эффективность
применения техникотактических действий
(коэффициент
эффективности); умение
навязывать сопернику свой
тип борьбы (баллы)
4. Список литературы

1.

Лукашов М.Н. Родословная самбо. - М.: ФиС, 1986.

2.

Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика,

организация тренировки.
Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. III. Методика подготовки. - М.:
Советский спорт, 1998.
3.

Гаткин Е.Я. Самбо для начинающих, - "Астрель" 2001 г.

4.

Борьба самбо: Справочник / Автор-составитель Е. М. Чумаков

- М.: Физкультура и спорт, 1985.
5.

Чумаков Е. М. Сто уроков САМБО / Под редакцией С. Е.

Табакова. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2002.
6.

Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца.- М.: РГАФК,

1996.
7.

Ваисов К.М., Кудрявцев Д.В. Борьба самбо. Техника и

методика обучения. - "ОмГТУ" 2010 г.
8.
г.

16

Харлампиев А.А Система самбо - Москва "Фаир-пресс", 2004

9.

Роль тренера в воспитании спортсмена [Электронный ресурс]

–URL:
http://avangardsport.at.ua/blog/rol_trenera_v_vospitanii_sportsmena/2012237#.VJbOvF4gB
10.

Воспитание спортсменов в учебно-тренировочном процессе.

Журнал "Теория и практика физической культуры", 2009.
11.

Алмакаева P.M. Социально-психологические особенности

учебно- тренировочных групп и их учет при организации воспитательной
работы:
Научная

библиотека

диссертаций

и

авторефератов

disserCat http://www.dissercat.com/content/sistema-vospitatelnoi-raboty-sosportsmenami#ixzz3s9NYKzDI
12.

Белорусова В.В. Исследование проблем спортивной этики и

нравственного воспитания спортсменов // Основы спортивной этики и
нравственного воспитания спортсменов. - Л.: Ленуприздат, 1977. -С . 510.
13.

Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе

- М.: W Физкультура и спорт, 1984.-102с.
14.

Ковалевский В.Ф. Организация воспитательной работы в

детских спортивных коллективах. - Краснодар. 1986.-158с.
15.
молодежи

Дамаданова Х. Д., Омаров О. Н. Патриотическое воспитание
в

условиях социальных перемен

//

Ученые

записки

университета им. П. Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал. – 2010.
– № 12 (70). – С. 63–69.
16.

Киль А. Н. Спортивно-патриотическое воспитание как одно

из приоритетных направлений государственной политики в сфере
физической культуры и спорта РФ // Теория и практика физ. культуры. –
2001. – № 3. – С. 62–63.
17.

Еганов А. В. Куликов Л. М. Воспитание патриотизма

учащейся молодежи в процессе занятий спортивной и физкультурной
17

направленности

//

Международный

журнал

прикладных

и

фундаментальных исследований. Наука и образование в современной
России: материалы междунар. науч. конф.; РАЕ. – М., 2010. – № 12. – С.
65–67.
18.

Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа

жизни – М.: Академия, 2013
19.

Физическая культура. Основы здорового образа жизни. / Под

ред. Ю.П. Кобякова. - Ростов: Феникс, 2014.
20.

Петленко П. Познай и сотвори себя: Основные проблемы

педагогической валеологии: Здоровье и образование. Концептуальные
основы педагогической валеологии. - Материалы Всерос. науч.-практ.
семинара. – (СПб., 7-9 декабря 1983) - СПб., 1994. - С. 26
21.

Родионов А.В. Влияние психологических факторов на

спортивный результат. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 111 с.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».