Рабочая программа Грамотный читатель 2023-2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 24 "
(МАОУ СОШ № 24)

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО учителей начальных
классов (протокол № 1 от 15 августа 2023г)

приказом директора
от 21 августа 2023 г № 302-

Пояснительная записка
Рабочая программа «Грамотный читатель» разработана и составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Основной образовательной программы начального общего
образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №24», на основе авторской
программы О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом».
Программа реализуется в рамках учебного плана, из части формируемой
участниками образовательного процесса.
Место курса в учебном плане
Программа данного курса предназначена для учащихся 1-3 классов и рассчитана на
три года обучения (101 час, 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-3 классах на каждый
учебный год). Урок проводятся один раз в неделю.
Цель курса – формирование информационно – коммуникативной и читательской
компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное
приобретение знаний с использованием различных по характеру и знаковым системам
источников информации. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
 формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной
читательской деятельности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого
и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников
- смысловое чтение) и приёмов понимания и анализа текста– правильного типа
читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому
процессу чтения, потребности читать;
 формирование первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией
в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций;
 формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения
познавательного интереса, освоения и использования информации;
 создание условий для овладения элементарными навыками чтения информации,
представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с
текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;
 развитие таких читательских действий, как поиск информации, выделение нужной
для решения практической или учебной задачи информации, систематизация,
сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их
интерпретация и преобразование;
 формирование умения использовать полученную из разного вида текстов
информацию для установления несложных причинно-следственных связей и
зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в
простых учебных и практических ситуациях;
 создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать поиск
информации. Приобретение первичного опыта критического отношения к
получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом;
 обогащение нравственного опыта младших школьников (оценивание усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор);
 создание условий для освоения коммуникативной культуры: умению высказывать
оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в

коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
контролировать свою деятельность;
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:
1-2 класс
 Оценивать (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с
точки зрения общепринятых норм и ценностей;
 Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
класс
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – чувствовать красоту художественного слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к
предпочтениям других людей;
 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и
окружающих людей;
 этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального
поведения.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из
учебного пособия, вопросы и задания к ним, технология продуктивного чтения.
3

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1-2 класс
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Планировать (проговаривать) последовательности шагов алгоритма для достижения
цели (поиска необходимой информации);
 Учиться строить и высказывать свои умозаключения на основе работы с текстом
задания и иллюстрацией рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться находить ошибки в плане действий и вносить в него изменения.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
3 класс
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средство достижения этих результатов - технология продуктивного чтения и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1-2 класс
 ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
3 класс
 вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
 извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из
учебного пособия, вопросы и задания к ним, технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
1-2 класс
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера
исполнителя).
3 класс
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного
чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
 воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
 осознанно, правильно, выразительно читать вслух любой незнакомый текст;
 самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
 самостоятельно находить ключевые слова;
 самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию
(чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование
ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
 формулировать основную мысль текста (в целом текста или его фрагмента);
 составлять простой и сложный план текста;
 создавать текст собственного сочинения на материале прочитанного с
предварительной подготовкой;
 аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям,
понимать и определять свои эмоции;
 понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
 иметь собственные читательские приоритеты, уважительно
относиться к
предпочтениям других;
 самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки,
речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
 видеть языковые средства, использованные автором.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения курса «Грамотный читатель» на уровне начального общего
образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах
информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных,
научно-познавательных текстов, инструкций.
Научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного
интереса, освоения и использования информации. У обучающихся будут развиты такие
читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения
практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и
обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.
Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для
установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения
обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических
ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать
поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к
получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
 находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
 определять тему и главную мысль текста;
 делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
 вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
 сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных
признака;
 понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы
элементов);
 понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся
в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

 использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
 ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
 работать с несколькими источниками информации;
 сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
 пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
 соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
 формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
 сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
 составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая
на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
 делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
 составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
 высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
 оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых
сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
 участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
 сопоставлять различные точки зрения;
 соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
 в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Содержание учебного предмета
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского
стиля.

Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них
коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению
целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное
увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её
особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать
сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать
с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с
помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер,
выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе
анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой
части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной
мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде
назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить
данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков
героев.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача
информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с
опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ
текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями,
обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку
зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм
речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета
на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств
языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему.
Тематическое планирование 1 класс
№
п/п

Тема урока

Основные виды
учебной деятельности учащихся

1

Работа с текстом «Спала
кошка на крыше…»
Л.Толстого

2

Работа с текстом «Спала
кошка на крыше…»
Л.Толстого (продолжение)

3

Работа с текстом «Была у
Насти кукла…» Л.Толстого

Слушание текста. Определение количества
предложений. Анализ содержания текста. Поиск
информации в тексте по вопросам и на основе
иллюстрации.
Самостоятельное чтение текста. Определение
количества предложений. Анализ содержания
текста. Поиск информации в тексте по вопросам и
на основе иллюстрации.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
текста. Поиск информации в тексте по вопросам и
на основе иллюстрации.

4

Работа с текстом «Медведь»
по Е.Чарушину

Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на
основе иллюстрации. Нахождения значения слова.

5

Работа с текстом «Хотела
галка пить…» Л.Толстого

6

Работа с текстом «Старик
сажал яблони…» Л.Толстого

7

Работа с текстом «Лиса» по
Е.Чарушину

8

Комплексная работа
№1

9

Работа с текстом «Весной
скворец весь горит…»
А.Тихонова

10

Работа с текстом «Весной
скворец весь горит…»
А.Тихонова( продолжение)

11

Работа с текстом «Хороша
весна в лесу…» А.Тихонова

12

Работа с текстом «Пошла
Катя по утру по грибы…» по
Л.
Толстому

13

Комплексная работа
№2

Самостоятельное чтение текста. Соотносить
заглавие рассказа с темой и главной мыслью,
отвечать на вопросы по содержанию.
Последовательность событий. Деление слов для
переноса.
Определять главную мысль произведения
Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Поиск информации в тексте
по вопросам и на основе иллюстрации.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
текста. Поиск информации в тексте по вопросам и
на основе иллюстрации. Деление слов для переноса.
Определение значения слова.
Определение уровня овладения ключевыми
умениями (сформированность навыков чтения,
умение работать с текстом, понимать и выполнять
инструкции), позволяющие успешно продвигаться в
освоении учебного материала на следующем этапе
обучения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
текста, озаглавливание. Нахождение предложений
по цели высказывания. Описание и характеристика
героев.
Соотношение слова и картинки.
Совершенствование навыков чтения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
текста, озаглавливание. Нахождение предложений
по цели высказывания. Описание и характеристика
героев. Соотношение слова и картинки.
Совершенствование навыков чтения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
текста Определение главной мысли произведения.
Выписывать из текста вопросительные
предложения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
текста. Поиск информации в тексте по вопросам и
на основе иллюстрации. Написание имен
собственных. Подбор к словам синонимов.
Определение последовательности событий.
Демонстрировать свои знания; уметь работать по
плану; проверять полученный результат.

14

Работа с текстом «Слон»
Е.Чарушина

Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
текста. Отработка правильного чтения слов. Поиск
информации в тексте по вопросам. Соотношение
картинок с содержанием текста. Образование новых
слов с новым значением. Определение
последовательности событий по картинкам.

15

16

17

18

19

20

21

Работа с текстом «Надя
Самостоятельное чтение текста.Анализ содержания
приехала к
текста. Поиск информации в тексте по вопросам и
бабушке в колхоз…» Я.Тайца на основе иллюстрации. Определение главного
героя произведения. Определение
последовательности событий по картинкам.
Работа с текстом «Издали
Самостоятельное чтение текста. Анализ
горы кажутся строгими…»
содержания текста. Определение заголовка текста
А.Тихонова
по содержанию . Написание слов с ъ знаком.
Работа с текстом «Охотился Самостоятельное чтение текста. Анализ
кит как-то близ устья реки…» содержания текста. Нахождение предложений по
С.Сахарнова
цели высказывания. Определение участников
разговора, запись диалога.
Работа с текстом «Всё здесь» Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
Я.Тайца
текста. Отработка навыка правильного чтения.
Выбор названия. Отвечать на вопросы по
содержанию, словами текста.
Работа с текстом «Просто
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
старушка» В.Осеевой
текста. Определение главной мысли текста.
Отработка навыка правильного чтения. Составление
предложения по схеме, запись. Работа с
пропущенными буквами на изученные правила.
Работа с текстом «По пояс»
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
по Я.Тайцу
текста. Определение главной мысли текста.
Отработка
навыка правильного чтения.
Работа с текстом «По пояс»
Составление предложения по схеме, запись. Работа
по Я.Тайцу
с пропущенными буквами на изученные правила.
( продолжение)

22

Комплексная работа
№3

Демонстрировать свои знания; уметь работать по
плану; проверять полученный результат.

23

Работа с текстом «Зимой»
С.Редозубова и др.

24

Работа с текстом «Почему с
тополей падает снег?» По

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Определение главной мысли
текста. Отработка навыка правильного чтения.
Работа с пропущенными буквами на изученные
правила. Определение последовательности событий
по картинкам.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
текста. Работа с пропущенными буквами на
изученные правила. Подбор к словам синонимов.

материалам энциклопедии
«Хочешь знать почему?»

25

Работа с текстом «Дома у
бабушки были куры…»
Я.Тайца

26

Работа с текстом «Что
касается
сообразительности…»
А.Тихонова

Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
текста. Отработка навыка правильного чтения.
Выделение участников диалога, запись. Краткие
ответы на вопросы. Составление предложения из
группы слов, запись. Образование новых слов,
противоположных по значению. Нахождение
главных членов в предложении. Главная мысль
текста.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
текста. Отработка навыка правильного чтения.
Определение последовательности событий по
картинкам. Поиск информации в тексте по
вопросам и на основе иллюстрации.

27

28

29

30

Работа с текстом «По грибы» Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
Я.Тайца
текста. Нахождение слов антонимов. Работа с
пропущенными буквами на изученные правила.
Определение главной мысли текста.
Работа с текстом «Три
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
товарища» В.Осеевой
текста. Отработка навыка правильного чтения.
Определение последовательности событий по
картинкам. Определение темы и главной мысли
текста. Ответы на вопросы. Нахождение
вопросительных предложений. Выбор слов близких
по значению. Работа с пропущенными буквами на
изученные правила.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
Работа с текстом «Собака –
текста. Отработка навыка правильного чтения.
близкий родственник
Работа с пропущенными буквами на изученные
волку…»
правила. Подбор к словам синонимов. Выбор
по И.Шустовой
названия произведения.
Работа с текстом «Издали на Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания
лесной опушке…» по
текста. Определение темы и главной мысли текста.
Н.Юрцевичу

31

Работа с текстом «Дедушка
рассказывал…»
по Н.Юрцевичу

32

Контрольная работа по
промежуточной аттестации

33

Итоговое занятие.

Самостоятельное чтение текста. Анализ
содержания текста. Отработка навыка правильного
чтения. Работа с пропущенными буквами на
изученные правила. Понимать текст, опираясь на
содержащуюся в нём информацию. Формулировать
несложные выводы, основываясь на тексте;
находить аргументы, подтверждающие вывод.
Демонстрировать свои знания; уметь работать по
плану; проверять полученный результат. Проверка
предметных и универсальных учебных умений.
Выделение и осознание обучающимся того, что уже
усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.

Календарно – тематическое планирование
во 2 классе.
№

Тема урока

Основные виды
учебной деятельности учащихся

1

Работа с текстом
И.Соколова – Микитова «В
лесу».

Чтение по слогам.
Определение темы текста. Работа с
иллюстрацией.

2

Работа с текстом В.Осеевой
«Плохо»

Вести диалог. Определять последовательность.
Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы.

3

Работа с текстом Л.Толстого
«Два товарища»

4

Определять главную мысль. Делить слова для
переноса. Подбирать синонимы. Работать с
пословицами. Определять последовательность
событий.
Работа с текстом В. Бурлакова Устанавливать последовательность пунктов плана.
«На рассвете»
Восстанавливать деформированные предложения.
Находить абзац. Подбирать заголовок текста.

Работать с иллюстрациями.

5
6
7

8

9

10

11

12
13

14

15

16

17

18

19

20
21

Работа с текстом А.Тихонова
«Где вода, там жизнь»
Работа с текстом
С.Михалкова «Аисты и
лягушки».
Работа с текстом И.Пузанова
«На рыбалке».

Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к
тексту. Работать с иллюстрацией.
Выделять главную мысль текста. Участвовать в
диалоге. Находить вопросительные предложения.

Подбирать заголовок к тексту. Подбирать
антонимы. Работать с кроссвордом, с
иллюстрацией.
Итоговая работа за 1 четверть Оценивать свои результаты и достижения.
по тексту:
Анализировать ошибки.
«Медведко» Д.Н.МаминаСибирика
Работа над ошибками.
Подбирать синонимы, заголовок к тексту.
Работа с текстом
Восстанавливать
В.Бехревского «Мишка под
последовательность событий.
деревом»
Работа с текстом
Восстанавливать деформированные предложения.
И.Соколова- Микитова «На Определять лексическое значение слова. Давать
лесной дороге»
характеристику герою. Подбирать заголовок к
тексту.
Работа с текстом Л.Яхнина
Ставить ударение в словах. Деление текста на
«Силачи».
части. Определять основную мысль текста. Работать
с таблицей. Классифицировать слова.
Работа с текстом А.Тихонова Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять
«Сороки».
знаки препинания.
Работа с текстом из детской
Подбирать заголовок вопросительным
энциклопедии.
предложением. Определять главную мысль текста.
Восстановление деформированного предложения.
Работа с текстом
Находить абзац. Оформлять обложку книги.
К.Ушинского
Работать с кроссвордом.
«Играющие собаки»
Итоговая работа
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Оценить результату своих достижений.
за 2 четверть по тексту:
«Четыре желания»
К.Д.Ушинского
Работа с текстом И. Соколова Анализировать ошибки. Применять прием
– Микитова
сравнения.
«Утром в лесу»
Восстанавливать предложения.
Работа с текстом Е.Пермяка
Различать стиль речи. Определять главную мысль
«Первая рыбалка»
текста, последовательность пунктов плана. Работать
с иллюстрацией.
Работа с текстом
Определять тип текста. Списывать текст.
И.Соколова– Микитова
«Белка»
Ставить ударение в словах. Составлять диалог.
Работа с текстом
Работать с кроссвордом. Подбирать прилагательные
С.Михалкова «Не стоит
к существительному.
благодарности».
Работа с текстом Г.Цыферова Выполнять фонетический разбор. Перечислять
«Жил на свете слоненок».
качества героя.
Работа с текстом
Работать с таблицей. Ставить ударение в словах.
В.Кологрива
«Жизнь кузнечика»

22
23
24

Работа с текстом С.Аксакова
«Щенок».
Работа с текстом Ш.Перро
«Золушка»
Итоговая работа за 3 четверть

25

Работа с текстом
Н.Юрцевича
«Красавица русских лесов»

26

Работа с текстом С.Юцзунь
«Светлячок и Муравей»

27

Работа с текстом
В.Танасийчука
«Лосось».
Работа с текстом
В.Коржикова
«Прогулка по лесу»

28

29

30

31

32

33
34

Работа с текстом арабской
народной сказки «Хлеб и
золото»
Работа с текстом
К.Ушинского
«Гадюка»
Работа с текстом
М.Садовского
«Зима на колесах»
Работа с текстом В.Осеевой
«Кто хозяин?»
Работа с текстом И.Соколова
– Микитова «Лоси».
Работа с текстом И.Крылова
«Кукушка и Петух»

Определять стиль текста, лексическое значение
слова. Находить абзац.
Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом.
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Оценить результаты своих достижений. Умение
работать с текстом: подбирать заголовок, выделять
тему текста, определять главную мысль текста,
восстанавливать последовательность событий.
Определять стиль текста, лексическое значение
слова. Находить абзац. Уметь определять стиль
текста, лексическое значение слова, подбирать
антонимы, восстанавливать последовательность
событий.
Работать с пословицами. Составлять диалог.
Определять главную мысль текста, подбирать
заголовок к тексту, оформлять обложку.
Определять стиль текста. Работать с
кроссвордом. Находить границы
предложения.
Подбирать заголовок к тексту, подбирать
синонимы, определять стиль текста.
Восстанавливать предложения. Работать с
иллюстрацией.
Называть героев сказки. Определять жанр
произведения, лексическое значение слова,
подбирать синонимы.
Определять жанр произведения, подбор синонимов.
Подбирать заголовок к тексту, подбирать
синонимы, определять стиль текста,
восстанавливать предложения.
Определять главную мысль текста, подбирать
заголовок к тексту, оформлять обложку. Уметь
составлять диалог.
Обобщение и систематизация полученных знаний.
Оценить результаты своих достижений.
Подбирать заголовок к тексту, подбирать
синонимы, определять стиль текста,
восстанавливать предложения.

Календарно – тематическое планирование
в 3 классе.
№
п/п
1

Тема урока

Вводное занятие

Основные виды
учебной деятельности учащихся

Ориентироваться в учебнике. Применять систему
условных обозначений при выполнении заданий.
Предполагать на основе названия содержание
текста. Пользоваться словарём. Составлять связное
высказывание по иллюстрациям и оформлению
учебника; умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации.

2

3

4

5

6

7

8

Работа с текстом «Синица» по Определять главную мысль произведения, логику
Г.Скребицкому.
повествования, смысловые и их интонационные
связи в тексте.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Объяснение значения некоторых слов с опорой на
текст или пользуясь словарём. Работа с
иллюстративным материалом.
Работа с текстом «Птицы» по Читать выразительно и осознанно текст
А.Тихонову.
художественного произведения и выделять главное в
прочитанном; оценивать события, героев
произведения.тему текста, делить предложенный
текст на части, озаглавливать их, определять тип
текста, находить в тексте сравнения, подбирать к
словам синонимы, проверочные слова, выписывать из
текста вопросительные и восклицательные
предложения, находить в предложениях
грамматические основы,. Определять и
формулировать цель деятельности на уроке с
помощью учителя, преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Работа с текстом
Читать выразительно и осознанно текст
« Фламинго» по Э.Бауэру.
художественного произведения и выделять
главное в прочитанном
пересказывать делить текст на смысловые части,
составлять его простой план. Подбирать
проверочные слова. , Восстанавливать порядок
пунктов плана. Выписывать из текста
побудительные предложения. Подбирать к словам
антонимы.
Работа с текстом
Определять главную мысль произведения, логику
«Грызуны» по материалам
повествования, смысловые и их интонационные
энциклопедии.
связи в тексте.
Определение различных средств выразительности.
Работа с текстом
Определение стиля текста
«Бактерии» по материалам
Осмысление содержания прочитанного. Умение
энциклопедии.
размышлять над содержанием произведений Делать
выписки из прочитанных текстов с учётом
цели их дальнейшего использования, заполнять
таблицы.
Работа с текстом
Составлять на основании текста небольшое
«Волчиха» по А.Чехову.
монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Отвечать на вопросы по содержанию, словами
текста Нахождение и чтение слов и выражений,
которые можно использовать при написании
сочинения.
Работа с текстом «Ответ»
Делить тексты на смысловые части, составлять
С.Михалкова.
план текста. Осмысление содержания
прочитанного.

9

10

11

12

13

Работа с текстом
«Диковинное дерево» по
А.Солженицыну.

Использовать формальные элементы текста
(например, подзаголовки, сноски) для поиска
нужной информации. Ориентироваться в
соответствующих возрасту словарях и
справочниках. Объяснение значения некоторых
слов с опорой на текст или, пользуясь словарём.
Работа с научно- популярным Чтение по готовому плану. Понимать текст, опираясь
не только на содержащуюся в нём информацию, но и
текстом «Воздух» по
на структуру.
материалам энциклопедии.
Осознанное и произвольное построение речевого
высказывания.
Комплексный анализ текста
Высказывать своё предположение, составлять
(продолжение).
небольшое монологическое высказывание с опорой
на авторский текст, поиск и выделение необходимой
информации. Учиться работать по предложенному
учителем плану, делать выводы в результате
индивидуальной работы и совместной работы всего
класса, умение слушать других, формировать свои
мысли вслух.
Работа с текстом
Определение характеристик героев с опорой на текст,
«Олени» А.Старостина
иллюстрации. Участвовать в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного или прослушанного
текста. Определять достоверную информацию в
случае наличия конфликтной ситуации. Объяснение
значения некоторых слов с опорой на текст или
пользуясь словарём
Работа с текстом «Змеи» по
Определение стиля текста. Понимать текст, опираясь
материалам энциклопедии.
не только на содержащуюся в нём информацию, но и
на жанр, структуру, выразительные средства текста
Умение размышлять над содержанием произведений.

14

Работа с текстом
«Синички» по Э.Шиму

15

Работа с текстом
Нахождение по данному началу или концу
«Дрессировка» по материалам предложения всего предложения
энциклопедии.
Нахождение логического отрывка.
Осознанное и произвольное построение речевого
высказывания. Работа с иллюстративным
материалом. Работа со словарём.
Работа с текстом «И так
Чтение отрывка, к которому можно подобрать
бывает» по Л.Киселёвой.
пословицу.
Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных
частях текста информацию. Осознанное и
произвольное построение речевого высказывания.
Составление предложений по схеме.
Работа с научно- популярным Нахождение и чтение образных слов и описаний.
текстом «Радуга» по
Составлять на основании текста небольшое
материалам энциклопедии.
монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос
Комплексный анализ текста
Умение размышлять над содержанием
(продолжение) по
произведений. Осознанное и произвольное
материалам энциклопедии.
построение речевого высказывания.

16

17

18

Определение заголовка к тексту. Формулировать
несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод. Осознанное и
произвольное построение речевого высказывания.

19

Работа с текстом «Конец
лета» по А.Тихонову.

20

Работа с текстом
«Сосновый бор» по
И.Соколову-Микитову.

21

Комплексный анализ текста
(продолжение)

22

Работа с текстом
«Дельфины» по материалам
энциклопедии.

23

24

25

26

27

28

Нахождение в тексте ответа на заданный вопрос
Смысловое чтение как осмысление цели чтения,
извлечение необходимой информации. Сравнивать
между собой объекты, описанные в тексте, выделяя
два-три существенных признака.
Нахождение предложения, с помощью которого
можно дать ответ на вопрос. Понимать информацию
представленную в неявном виде (например, находить
в тексте несколько примеров, доказывающих
приведённое утверждение).
Смысловое чтение как осмысление цели чтения,
извлечение необходимой информации.

Нахождение и чтение в тексте слов, близких по
значению данным. Описывать по определенному
алгоритму объект наблюдения, сравнивать между
собой два объекта, выделяя два-три существенных
признака. Умение размышлять над содержанием
произведений. Осознанное и произвольное
построение речевого высказывания.
Работа с текстом
Определение последовательности рисунков согласно
«Башмачки» по Л.Киселёвой. содержанию текста. Вычленять содержащиеся в
тексте основные события и сопоставлять их с
иллюстративным материалом. Извлечение
необходимой информации из прочитанного текста.
Работа со словарём.
Работа с текстом
Осмысление замысла и главной мысли произведения.
«Немецкая овчарка» по
Понимать текст, опираясь не только на
Э.Бауэру.
содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения,
извлечение необходимой информации.
Работа с текстом « Осёл и
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
бобр» С.Михалкова.
Понимать текст, опираясь не только на
содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста.
Извлечение необходимой информации из
прочитанного текста.
Работа с текстом «Весна» по Определение заголовка к тексту. Формулировать
записям В.Васильева.
несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод.
Комплексный анализ текста
Нахождение по данному началу или концу
(продолжение)
предложения всего предложения
Нахождение логического отрывка.
Осознанное и произвольное построение речевого
высказывания. Работа с иллюстративным
материалом.
Работа с текстом «На катке» Чтение отрывка, к которому можно подобрать
В.Осеевой.
иллюстрацию.
Группировать, систематизировать объекты, выделяя
один-два признака. Самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового
характера.

29

30

31

32

Работа с научно- популярным
текстом «Растения» по
материалам энциклопедии.
Комплексный анализ текста
(продолжение)

Поисковое чтение. По результатам наблюдений
находить и формулировать правила,
закономерности и т. п.
Извлечение необходимой информации из
прочитанного текста.

Работа с текстом «Калина» по Нахождение в тексте отрывка, который поможет
И.Соколову-Микитову.
ответить на вопрос. Понимать информацию,
представленную в неявном виде: например, выделять
общий признак группы элементов, характеризовать
явление по его описанию; находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведенное
утверждение.
Комплексный анализ текста
Извлечение необходимой информации из
(продолжение)
прочитанного текста.

33

Контрольная работа по
промежуточной аттестации.

34

Итоговое занятие.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Определять тему и главную мысль произведения;
озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и
второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.
Оценка — выделение и осознание обучающимся
того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения.

Система оценивания знаний обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы
«Грамотный читатель» направлены на достижение личностных результатов освоения
программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный
результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание
ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного
выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные
справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие
способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде
индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны
и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или
события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Оценивается по пятибальной системе.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета по пятибальной
системе. Оценк выставляется в электронный журнал в дату, когда проводился контроль.
В итоговый контроль относятся и комплексные работы. Структура контрольноизмерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку
к тестовым заданиям уже с первого класса. Данные работы позволяют быстро проверить
усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты
работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся.
На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности
класса). На контрольную работу отводится весь урок.

Учебное пособие: Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1-4 классы. ФГОС. М.:
Издательство «Экзамен», 2019.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».