Образовательная программа ДОП

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Целевой раздел образовательной программы
дополнительного образования…………………………………………стр. 3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………стр. 3
1.2. Цели и задачи дополнительного образования………………….стр. 5
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования……….стр. 5
2.
Содержательный радел образовательной программы
дополнительного образования………………………………………….стр. 7
2.1. Содержание дополнительного образования……………………стр. 7
2.2. Условия реализации дополнительного образования…………..стр. 10
2.3. Планируемые результаты освоения программы……………….стр. 12
3.
Организационный раздел образовательной
программы дополнительного образования…………………………...стр. 13
3.1. Учебный план МАОУ «СОШ №24»
по реализации образовательной программы дополнительного
образования на 2021 – 2022 учебный год……………………………..стр. 13

2

1.

Целевой раздел образовательной программы дополнительного
образования
1.1.

Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за
пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся МАОУ «СОШ
№24» (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам
осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. №
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726 - р);
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству и содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г.
№ 996 – р;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом
Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106;
- Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 – р «План
мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития
дополнительного образования детей»;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению
дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
- Устав МАОУ «СОШ №24»;
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75
Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие
3

творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни
в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку
детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного
образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных
способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для
оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения
образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно,
поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.
Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации
процесса становления личности, разностороннего развития личности в
разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей
является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового
образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам
направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и
спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение образовательных потребностей и
интересов
обучающихся.
1.2. Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся
Учреждения соответствуют Концепции развития дополнительного
образования обучающихся.
Целью дополнительного образования является формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
4

потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного
образования программ, имеющих техническую, естественнонаучную,
физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и
социально-педагогическую направленности, и внедрения современных
методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся
являются:
- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном
образовании детей;
- обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного
образования по общеразвивающим программам;
- обеспечение необходимых условий для личностного, духовнонравственного, трудового развития и воспитания обучающихся;
- формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование общей культуры личности обучающихся, их
социализации и адаптации к жизни в обществе;
- формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и
культуре своего народа.
1.3. Концептуальная основа дополнительного образования Учреждения
Актуальность и педагогическая целесообразность организации
дополнительного образования в Учреждении заключается в том, что оно,
дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает
обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в
полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования.
Деятельность гимназии по дополнительному образованию детей
строится на следующих принципах:
- природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа
сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого
свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а
развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет;
- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в
различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха
каждого ребенка;
5

- демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных
институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение
каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного,
интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и
образовательных потребностей;
- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание
проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) –
творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;
- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности:
свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение,
отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование
привлекательным для обучающихся любого возраста;
- дифференциация образования с учетом реальных возможностей
каждого
обучающегося:
существующая
система
дополнительного
образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и
педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить
свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в
коллективе, учитывая интересы других.
Функции дополнительного образования:
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным
общеобразовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения,
формирование в гимназии культурной среды, определение на этой основе
четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их
приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может
усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное
время;
- рекреационная- организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства
школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений
деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование
и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания
общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий
достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком эмоционального опыта,
приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных
качеств, необходимых для жизни;
6

- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
Перечисленные
позиции
составляют
концептуальную
основу
дополнительного образования детей, которая соответствует главным
принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и
самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его
интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
2.

Содержательный раздел образовательной программы
дополнительного образования
2.1. Содержание дополнительного образования

Дополнительное образования обучающихся Учреждения реализуется
через техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную,
художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую
направленности.
Целью технической направленности дополнительного образования
является развитие интереса детей к технике как объекту творчества,
формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии,
обогащение личности, содействие приобретению практических умений,
творческих способностей талантливой молодёжи.
Целью художественной направленности является: нравственное и
художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе
дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами
объединений являются:
- развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов
чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие
творческих способностей;
- развитие эстетического восприятия произведений музыкальной
культуры, произведений искусства, природы;
- способствование социальной адаптации обучающихся посредством
приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности
при общении в коллективе;
- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного
образования является воспитание и привитие навыков физической культуры
обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа
собучающимися предполагает решение следующих задач:
-создание условий для развития физической активности с соблюдением
гигиенических норм и правил;
7

- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к
победе и проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
Программы
естественнонаучной
направленности
в
системе
дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной
активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и
углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии,
химии, способствуют формированию интереса к научно-исследовательской
деятельности обучающихся.
Естественнонаучная направленность включает следующие группы
программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами
учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика,
информатика, геология, география, природоведение, медицина и др. Большое
внимание уделяется экологическому просвещению и повышению уровня
экологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных и
правовых принципов природопользования.
Задачи:
-формирование системы знаний об экологических проблемах
современности и путей их разрешения;
-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически
целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-развитие интеллектуального стремления к активной деятельности по
охране окружающей среды(способности к анализу экологических ситуаций).
Целью
туристско-краеведческой
направленности
является
совершенствование системы образования на основе изучения родного края с
использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей
воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей,
любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.
Задачи:
-усвоение комплекса краеведческих знаний о природе, истории и
культуре родного края в процессе внеучебной деятельности;
-создание условий в образовательном пространстве для проявления и
развития ключевых компетентностей школьников;
-формирование потребности в активной жизненной позиции по
сохранению и преобразованию родного края;
Социально-педагогическая направленность в системе дополнительного
образования ориентирована на изучение психологических особенностей
личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик
самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем
как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию
в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской
социальной инициативы является одной из главных задач социальнопедагогического направления, которая актуальна прежде всего потому, что
сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной
8

действовать
универсально,
владеющей
культурой
социального
самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в
социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Содержание образовательных программ соответствует:
 достижениям мировой культуры, российским традициям;
 определенному уровню образования;
 направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
 современным образовательным технологиям, которые отражены:
- в принципах обучения;
- в формах и методах обучения;
- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в
системе дополнительного образования Учреждения:
 практические (упражнения, самостоятельные задания)
 наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)
 демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических
учреждений)
 дидактические (использование обучающих пособий)
 иллюстративные
(использование
иллюстративного
материала
художественной и периодической печати)
 словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
 игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)
 ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций
головного мозга)
 технологические
(использование
различных
педагогических
технологий в организации работы с детьми)
 репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на
воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении,
закреплении.
 Объяснительно-иллюстративные
(объяснение,
описание
на
иллюстративном фактическом материале)
 проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)
 частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения,
постановка отдельных проблемных вопросов)
 исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские
задания)
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные
Виды занятий:
 Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и
т.д.)
 Конкурс
 Фестиваль
9







Соревнование
Экскурсия
Концерт
Выставка
Викторина и т.д.

2.2.Условия реализации образовательной программы дополнительного
образования
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от
успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового,
материально-технического, программно-методического, психологического
характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие
системы дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют
созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для
этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются
интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в
дополнительном образовании. Важно также учесть особенности Учреждения,
его приоритетные направления работы, основные задачи, которые оно
призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические
и кадровые возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения,
интеграции основного и дополнительного образования детей.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети
в возрасте от 6,6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или
нескольких группах. Однако в соответствии с СанПиН, посещение ребенком
занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не
рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и
неспортивного профиля.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 –
45 минут.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается
с 14 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного
процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные,
групповые, массовые. Виды занятий по программе определяются
содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и
семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной
работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды
учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет)
определяется
содержанием программы и обеспечивает возможность
10

достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность
занятий определяется содержанием программы.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся
(родителей (законных представителей)).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и
учебным планом дополнительного образования.
В МАОУ «СОШ №24» созданы необходимые условия для организации
дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов
дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество
педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками,
классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех
проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной
обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей,
способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об
успехах
в
области
дополнительного
образования
Учреждения
информируются все участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1)
возможность достижения обучающимися определенных
результатов;
2)
соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований
пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и
охраны труда работников.
Кабинеты Учреждения оборудованы интерактивными досками,
экранами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и
наглядной деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет».
Для занятий по художественной направленности имеется кабинет
музыки, изобразительного искусства, актовый зал, кабинет швейного дела.
Кабинет изобразительного искусства оснащен необходимыми
материалами: наглядные наборы муляжей, репродукций, мультимедийное
оборудование.
Кабинет музыки обеспечен следующим оборудованием: музыкальный
центр, синтезатор, музыкальные инструменты, компьютер с выходом в сеть
«Интернет», фонотека.
Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи
волейбольные, мячи баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты,
канат, скамейки, а также спортивные комплексы для лазания, подтягивания.
Актовый зал имеет оборудование для проведения массовых
мероприятий: микрофоны, колонки, ноутбук, микшерный пульт.
2.3. Планируемые результаты освоения программы
Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее
11

освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих
целевых установок освоения всех элементов, составляющих содержательнодеятельностную
основу
программы,
письменную
формулировку
предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет
продемонстрировать. При проектировании и реализации дополнительных
программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и
личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные
обучающимися
способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного
процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены
в виде совокупности способов
универсальных учебных действий и
коммуникативных
навыков,
которые
обеспечивают
способность
обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть
представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными
(потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании,
мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания,
рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний,
самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему
формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на их применение и преобразование; могут включать
теоретические
знания
по
программе
и
практические
умения,
предусмотренные программой.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты
оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и
познавательных интересов в дополнительном образовании, а также
возможности диагностировать мотивацию достижений личности.
Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по
дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает
проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может
проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль
достижений, концерт и т.д.)
Реализация дополнительной общеразвивающей программы МАОУ
«СОШ №24» позволит достичь следующих результатов:
1.
Нормативно-правовое обеспечение:
– сохранить государственные гарантии доступности дополнительного
образования детей;
– совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую
развитию дополнительного образования.
2.
Ресурсное обеспечение:
12

– создать единое информационно-образовательное пространство
основного и дополнительного образования детей;
- улучшить материально-техническое оснащение дополнительного
образования детей;
- создать условия для поддержки профессионального развития
педагогических кадров;
- создать условия, стимулирующие развитие разных видов
направленности дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного
образования детей:
- организовать дополнительное образование в соответствии с
социальным заказом;
- содействовать развитию инновационного движения
в
дополнительном образовании детей;
внедрять
интегрированные
программы
дополнительного
образования, направленные на социально-педагогическую поддержку
детей.
3.

Организационный раздел образовательной программы
дополнительного образования

3.1. Учебный план МАОУ «СОШ №24» по реализации
образовательной программы дополнительного образования
на 2021 – 2022 учебный год
Учебный
план
по
реализации
образовательной
программы
дополнительного образования Учреждения направлен на обеспечение
доступности, эффективности и качества дополнительного образования,
создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных
способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого
потенциала личности школьников.
Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и
составлен с учетом кадрового, программно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса.
Содержание учебного плана дополнительного образования детей
включает в себя следующие направленности:
1. Техническая направленность
2. Естественнонаучная направленность
3. Художественная направленность
4. Физкультурно-спортивная направленность
5. Туристско-краеведческая направленность
13

6. Социально-педагогическая направленность
Учебный план по реализации образовательной программы
дополнительного образования на 2021 – 2022 учебный год

Направленность

Название
объединения

Ф.И.О. педагога

Количес
тво
групп

«Робототехника»

Бондарец И.В.

1

«Бумагопластика»
«Волшебный
карандаш»
«Волшебный
карандаш»

Демьяненко Е.О.
Пестерникова
Н.В.
Антонова А.И.

«Волшебный
карандаш»

Мальцева А.Н.

«Волшебный
карандаш»
«Как стать
успешным»
«Как стать
успешным»
«Как стать
успешным»
«Мини-футбол»

Шепелева А.А.

Техническая

Художественная

Естественнонаучная

Физкультурно –
спортивная
«Юный чемпион»

Техническое

Социально –
педагогическая

Чиганцева С.С.
Гуляева А.А.
Вязовцева И.Ю.

1

34

1

1

33

1

1

34

1

1

34

1

4

34

1

1

34

1

1

33

1

1

34

1

34

1

1

34

1

1

34

1

1

34

1

1

34

1

1

34

1

1

34

1

18

612

1

Романова А.А.
Романова А.А.

«Копилка идей»

Краснова Т.О.

«Финансовая
грамотность»

Киреева Н.В.

«Читаем вместе»

Ивановская Т.Л.

«Школа добрых
дел»

Титова И.А.

«Я – спасатель»

Нецветаева Е.Н,
Аскадулина Л.Д.

«Умелые ручки»

Всего
часов по
Количес
програм
тво часов
ме в год
в неделю
(34
недели)
4
128

14

Аннотация к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам
Название
программы

Краткое содержание программы

«Бумагопластика»

Дополнительная
программа
«Бумагопластика»,
составлена
в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования. Предназначена для детей 5- 6 классов
в возрасте от 11 до 13лет. Программа рассчитана на 68 часов в год. Занятие
проводится в среду, 2 часа в неделю. Освоение учениками дополнительной
программы по художественно-эстетическому направлению «Бумагопластика»
направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Программа обеспечивает достижение учениками следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.

«Я спасатель»

Рабочая программа дополнительного образования составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, учебного плана
Цели изучения программы:
Изучение курса внеурочной деятельности «Юные инспектора
дорожного движения» согласно авторской программе охарактеризовано
следующими целями:
 формирование у обучающихся, как у участников дорожного
движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и
дорогах;
 формирование у обучающихся сознательного и ответственного
отношения к вопросам личной безопасности и безопасности
окружающих участников дорожного движения.
Место программы в учебном плане:
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 5-6
классах, рассчитана на 34 часов в год, 1 часа в неделю.

«Волшебный
карандаш»

Цель — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой
части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые
искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е.
зоркости души ребенка.
Задачи:
 развивать представление о специфике изобразительного искусства,
первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
 развивать
практические умения и навыки в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности;
 развивать образное мышление и воображение, учебно-творческие способности;
 формировать основы анализа произведения искусства; умение проявлять
эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус;
 воспитывать гражданственность и патриотизм через постижение искусства
своей Родины, искусства других народов.
15

«Как стать
успешным»

Цель данного курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала
личности ребёнка через систему развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса.
1. Развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной
трудности;
2. Развитие творческих способностей младших школьников .
3. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
4. Формирование стремления учащихся к личностному росту.
5. Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных
ситуациях.
Курс «Как стать успешным» представляет собой комплекс специально
разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с
разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает
как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических
качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции,
воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной
координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ,
синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление
логических связей, способность к конструированию.

«Веселый карандаш»

Программа «Весёлый карандаш» для учащихся 1-4 классов составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, на основе авторской программы
«Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности
младшего
школьника, позволяет развивать его личность в рамках
общекультурного направления.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью развивать
образное
мышление
и
творческие
способности,
продолжать
общеобразовательную
программу
«Изобразительное
искусство»
(«Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов.
Практическая значимость программы заключается в развитии компетенций:
- социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом
позиций других людей;
-коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с
целью быть понятым;
-предметная компетентность – способность анализировать и действовать с
позиции отдельных областей человеческой культуры;
-автономизационная компетентность – способность к саморазвитию,
самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
-продуктивная компетентность – быть способным создать собственный
продукт,
-информационная компетентность – способность владеть информационными
технологиями, работать со всеми видами информации;
-нравственная
компетентность –
готовность,
способность
жить
по традиционным нравственным законам.)
16

«Как стать
успешным»

Рабочая программа к курсу «Как стать успешным» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Программа данного курса представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре
года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2- 4 кассах – 34 часа в
неделю. Программа реализуется в рамках дополнительного образования.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо
развиты память,
устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение,
быстрота реакции.
Новизна
данной дополнительной
образовательной
программы
определена федеральным государственным стандартом начального общего
образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов
организации деятельности учащихся, направленных на
достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены
воспитательные результаты.

ценностные ориентиры и

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую
оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы факультатива, воспитательного результата положены
методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий
деятельности учащихся по каждой теме.

прописаны виды познавательной

Цель данного курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала
личности ребёнка через систему развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса.
1. Развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной
трудности;
2. Развитие творческих способностей младших школьников .
3. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
4. Формирование стремления учащихся к личностному росту.
5. Создание условий для применения полученных знаний в нестандартных
ситуациях.
«Копилка идей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
17

«Копилка идей» (далее – Программа) технической направленности с
элементами декоративно-прикладного искусства. Программа предназначена для
обучения
школьников,
интересующихся
техническим
творчеством,
моделированием
и
декорированием.
Занимаясь
моделированием
и
декорированием, обучающиеся могут практически применять и использовать
полученные знания в жизни и учебе. Уровень Программы – ознакомительный.
Программа может быть использована при организации дистанционного
обучения.
Программа направлена на формирование и развитие творческой
индивидуальности обучающихся, способствует приобретению навыков работы с
различными поделочными материалами и инструментами. Особое внимание
уделяется развитию у учащихся образного мышления.
В процессе реализации Программы обучающиеся получают необходимые
теоретические знания о свойствах различных материалов, особенностях их
обработки. Школьники учатся сравнивать различные материалы между собой,
находить общее и различия. У обучающихся воспитывается стремление
добиваться положительного результата. Обучаясь по Программе, юные мастера
приобретают навыки изготовления поделок из природного и бросового
материала, что способствует экологическому воспитанию школьников.
«Школа добрых дел»

«Финансовая
грамотность»

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые
не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным
видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой
обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное
время.
В программе по социальному направлению «Школа добрых дел»
предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ.
Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и
помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего
социума.
Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как
основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе
социальной деятельности.
Задачи:
1. Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
2. Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
3. Формировать у школьников способности и готовности к социально
преобразующей добровольческой деятельности.
4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции,
механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы
личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основе
требований к результатам освоения дополнительной образовательной программы
начального общего образования Программа направлена на достижение планируемых
результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации
к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
18

• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в
семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебноисследовательской и проектной деятельности.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
• ситуационная игра;
• образно-ролевые игры;
• исследовательская деятельность;
• урок-практикум;
• дискуссия, обсуждение.

«Читаем вместе»

Актуальность программы обуславливается тем, что положение с чтением
учащихся в нашей стране крайне тревожное. Об этом говорят результаты
исследования. По оценке читательской грамотности российские учащиеся
заняли лишь 43 место. Они показали слабость в умении выразить свое мнение
по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного
опыта, критически отнестись к авторскому сообщению, т.е. смысловое чтение
находится на очень низком уровне. Поэтому существует необходимо создать
такие условия, чтобы учащийся владел культурой чтения. Успехи в обучении
чтению во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим
школьным предметам. Цель программы: формирование читательской
компетентности. Через реализацию программы осуществляется единство
урочной и дополнительной деятельности. Строгие рамки урока и
насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей,
показать им богатство мира книги.
Программа создает возможность для
воспитания грамотного читателя, развивается память, внимание, воображение
и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей
страны, готовый к восприятию литературы народов других стран,
овладевающий читательскими умениями. Программа является неотъемлемой
частью системы обучения в3 классе.

«Юный чемпион»

Легкая атлетика занимает одно из ведущих мест в физическом воспитании
школьников. Различные виды ходьбы, бега, прыжков и метаний входят
составной частью в каждое занятие физической культурой. На занятиях легкой
атлетикой обучающиеся далеко не всегда активно и с желанием выполняют
учебные задания, особенно когда они связаны многократным повторением
однообразных двигательных действий. В начальной школе (1-4 классы)
используются отдельные элементы легкой атлетики преимущественно в игровой
форме. Подвижные игры, игровые задания и различные варианты эстафет
помогают овладеть необходимыми двигательными умениями и навыками,
закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию физических

19

способностей. В начальных классах подвижные игры, различные варианты
эстафет включаю в каждое занятие.
Цель программы:
Содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического
воспитания.
Задачи:
1. Укрепление здоровья.
2. Обучение технике легкоатлетических упражнений и ее закрепление.
3. Развитие физических качеств.
4. Формирование теоретических знаний по физической культуре.
«Мини-футбол»

Данная рабочая программа позволяет решать задачи физического
воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о
физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и
улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к
самостоятельной, творческой деятельности.
Программа создана на основе курса обучения игре в мини-футбол.
Технические приемы, тактические действия и игра в мини-футболе таят в себе
большие возможности для формирования жизненно важных двигательных
навыков и развития физических способностей детей.
Программа решает основные задачи физического воспитания:

• укрепление здоровья и повышение работоспособности
обучающихся;
• воспитание у школьников морально-нравственных качеств;
• развитие основных двигательных качеств. Материал
программы дается в четырех разделах:
1. Основы знаний
2. Общая физическая подготовка
3. Специальная подготовка
4. Примерные показатели двигательной подготовленности.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».