ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Резкое возрастание в последние годы водителей автомобилей в городах порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан. Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. Согласно Международной конвенции о правах ребенка (принята ООН 5 декабря 1989г. и ратифицирована Верховным Советом СССР в декабре 1989г.) ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Однако статистика часто выделяет категорию детей - до 12 лет, и подростков - от 12 до 16 лет. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения (далее – ПДД) и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования. Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по винедетей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах. Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы обучения и воспитания школьников, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. А охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения. Главной целью педагогов является - формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улице города. Средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является внеклассная работа. Поэтому была разработана Программа по формированию у обучающихся навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Данная программа составлена на основе Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения». Цели программы - повышение эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений города. Задачи программы: - повысить у учащихся уровень знаний по ПДД; - помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД для пешеходов, пассажиров и велосипедистов; - оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи; - развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; - воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге; - выработать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия надороге; - сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ: 1. Конституция РФ. 2. Закон РФ «Об образовании». 3. Конвенция «О правах ребенка». 4. Правила дорожного движения. 5. Устав образовательного учреждения. 6. Учебный план. 2 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 1. Государственный образовательный стандарт. 2. Учебный план школы. 3. Планы воспитательной работы. 4. Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков по ПДД. 5. Учебно-методическое пособие «Дорожная безопасность». Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как: - неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; - неспособность адекватно оценивать обстановку; - быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; - преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; - преобладание потребности в движении над осторожностью; - стремление подражать взрослым; - недостаток знаний об источниках опасности; - отсутствие способности отделять главное от второстепенного; - переоценка своих возможностей в реальной ситуации; - неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др. Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности. Эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей. Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения. В рабочих материалах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ), подготовленных сотрудниками ГИБДД, приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и не верно принимает решение». Для профилактики большое значение имеет формирование у учащихся знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности. Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для учащихся целесообразно проводить по пяти направлениям: • Информационное - обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах. • Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. • Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере. • Методическое - методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ. Настоящая программа является примерной, определяющей вариативный компонент содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Окружающий мир» с 1 по 4 классы (9 часов). С 5 по 11 класс (9 часов) в курсе ОБЖ как вариативный компонент и обучение правилам дорожного движения на классных часах с 1 по 11 классы (9 часов). В программе даны перечни практических работ, 3 игр, которые учитель может заменить или дополнить другими, выполняющими те же задачи обучения, развития и воспитания учащихся. Рекомендуется равномерно распределять темы в учебном году, некоторые занятия приурочивать к концу четверти и проводить в виде урока-инструктажа перед каникулами, а также освещать правила дорожного движения и на уроках изобразительного искусства, математики, русского языка, литературы. В рабочих программах возможны изменения и дополнения с учетом местных условий, учебноматериальной базы. С учетом познавательных возможностей школьников Программа строится на основе «спирального» развертывания системы знаний, что позволяет на каждом этапе обучения с 1 по 11 класс формировать целостную картину изучения Правил дорожного движения, довести до сознания учащихся важность соблюдения этих правил, постепенно воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, умение контролировать свое поведение. При построении программы по изучению ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города: - ребенок - пешеход; - ребенок - пассажир городского транспорта; - ребенок - водитель детских транспортных средств. Как правило, занятия по обучению Правилам дорожного движения проводятся классными руководителями и контролируются ответственным за изучение ПДД в школе и администрацией. Для проведения занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. классный руководитель может привлекать преподавателя ОБЖ, работников дорожной полиции, водителей транспортных средств. В процессе обучения и внеклассной работы демонстрируются видеофильмы, слайд-шоу, организуются КВНы, викторины, конкурсы, соревнования по безопасности движения пешеходов и велосипедистов и т.п., которые должны способствовать воспитанию у учащихсясознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения правил дорожного движения. Таким образом, формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно- воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов, данная программа помогает решить нам эту задачу. Для успешной реализации программы необходимо: - при планировании уроков по изучению Правил дорожного движения предусмотреть большее количество часов для практических занятий по выработке навыков безопасного поведения на дороге; - организовать участие сотрудников ГИБДД в проведении как теоретических, так и практических занятий; - разработать и внедрить систему соревнований на звание ПДД с целью диагностики знаний учащихся 211 классов; - обеспечить организацию и проведение смотров - конкурсов по безопасности дорожного движения; - учреждениям дополнительного образования детей разработать схемы безопасного маршрута школьников. Основными направлениями изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются: 1. Ознакомление с окружающим миром (двор, улица, город), транспортными средствами (велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль). 2. Формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимание и наблюдательность, дисциплинированность, знание Правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, умение ориентироваться в дорожной обстановке, умение соблюдать Правила дорожного движения, развитие координации движения и реакции). 3. Воспитание дисциплинированности, основанной как на требованиях безопасности дорожнотранспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности. С целью достижения положительных результатов необходимо проводить систематическую работу в данном направлении. С учащимися-нарушителями ПДД следует организовать профилактическую деятельность по разработанному плану. Возможно, и более активное привлечение отрядов юных инспекторов движения к деятельности по пропаганде изучения правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Каждый учебный день должен оканчиваться минуткой безопасности. Причем, очень важно не относиться к этому формально. Изучая правила дорожного движения, отрабатывая изученное, на практике, дети и подростки непременно должны осознавать важность изучения и соблюдения правил дорожной безопасности. Они 4 должны твердо усвоить, что соблюдение правил дорожного движения - необходимое условие сохранения жизни и здоровья как самих обучающихся, так и окружающих их людей. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Ты и улица Безопасная дорога школу Безопасный пешеход Календарный план занятий по ПДД 1 класс Цели и задачи Сформировать у учащихся представление о необходимости специальных занятий по правилам дорожной безопасности. Ознакомить с составными частями улицы, с элементами дороги. Рассказать о том, кто является участниками дорожного движения, оразновидностях транспортных средств Дать представление об опасностях, которые могут возникнуть в результате дорогах. Усвоить общие правила поведения, внеправильного поведения на обеспечивающие пешеходу безопасность на дорогах Ознакомить с видами пешеходных переходов, условиями безопасного перехода дороги. Развивать умение пользоваться правилами перехода дорог, имеющих разную ширину (с односторонним и двусторонним движением транспорта) Мой друг- Познакомить с историей возникновения светофора, с видами светофоров. светофор Объяснить значение светофоров. Развивать умение и привычку соблюдать сигналы светофора, быть внимательным при переходе проезжей части дорог Дорожная Дать представление о дорожных знаках, их названиях, назначении и расположении азбука («Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено»). Учитьчитать дорожную азбуку Мы едем, Ознакомить с видами общественного транспорта. Научить пользоваться едем,едем общественным транспортом, правильно и безопасно вести себя в общественном транспорте, быть внимательным к окружающим людям Причины Рост числа транспортных средств в городе. Причины дорожно-транспортных дорожнопроисшествий и меры по их предупреждению транспортных происшествий Сигналы Трех секционные светофоры с одной и двумя дополнительными секциями. светофора с Значение сигналов этого типа светофоров. Положение корпуса и жесты дополнительн регулировщика, ихзначение ыми секциями. Сигналы регулировщика Повторение Повторить и обобщить полученные знания. Развивать умение применять эти знания на практике Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам ибезопасному поведению на дорогах. 1 класс: Учащиеся должны знать: 1. Опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах. 2. Безопасные участки улиц и дорог в городе. 3. Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям иавариям. 4. Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением. 5. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках. 6. Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей. Правила: 1. Переход улиц и дорог по сигналам светофора. 2. Переход улиц и дорог по пешеходным переходам. 5 3. Переход проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости. 4. Воздержание от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. 5. Движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краю проезжей части со взрослыми). 6. Движение группы детей в сопровождении взрослых. 7. Этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми. Учащиеся должны уметь: 1. Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также на проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов). 2. Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде. Вопросы итогового контроля знаний учащихся 1 класса. 1. Назови участников дорожного движения. 2. Назови части дороги. 3. Как называется место, где пересекаются улицы. 4. Какие бывают пешеходные переходы? 5. Расскажи свой путь «Дом - школа». 6. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров). 7. Что такое зебра? 8. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы? 9. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода? 10. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы, дороги? 11. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? 12. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах? 13. Где должны ходить пешеходы? 14. Какие дорожные знаки тебе известны? 15. Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку. Календарный план занятий по ПДД № 1 2 3 4 5 6 7 2 класс Тема Цели и задачи Как Расширить знания детей о дорожных знаках («Дорога с односторонним разговаривае движением», «Автомагистраль», «Велосипедная дорожка», «Движение на тулица велосипедах запрещено», «Осторожно дети!») Что такое Познакомить с понятием перекресток, видами перекрестка. Учить определять перекресток виды перекрестка в городе, расположения школы, дома «Волшебная Познакомить с положениями регулировщика, соответствующими сигналам палочка» светофора для участников дорожного движения. Развивать умения различать и регулировщика соблюдать сигналы светофора и регулировщика Мы по улице Развивать внимание, умение определять опасные и безопасные участки улиц, идем дорог в городе Разговор с Познакомить со значениями сигналов, подаваемых водителями транспортных водителем средств (звуковые, световые; сигналы, подаваемые рукой) Мы - пассажиры Закреплять знания о правилах пользования общественным транспортом. Развивать умения выполнять правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения. Учить выполнять условия, обеспечивающие безопасность при нахождении на остановкахмаршрутных транспортных средств Проходите - Закреплять умения выбирать безопасные места перехода и грамотно определять путь открыт условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части 6 8 Что такое ДДП Дать представление об опасностях, которые могут возникнуть в результате неправильного поведения на дорогах. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий. Развивать умение распознавать скрытую опасность на дороге, воспитывать стремление сознательно выполнять ПДД 9 Повторение Повторить и обобщить полученные знания. Развивать умение применять эти знания на практике Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам ибезопасному поведению на дорогах 2 класс: Учащиеся должны знать: 1. Опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах. 2. Безопасные участки улиц и дорог в городе. 3. Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям. 4. Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением. 5. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках. 6. Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей. Правила: 1. Переход улиц и дорог по сигналам светофора. 2. Переход улиц и дорог по пешеходным переходам. 3. Переход проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости. 4. Воздержание от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. 5. Движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краю проезжей части со взрослыми). 6. Движение группы детей в сопровождении взрослых. 7. Этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми. 8. Переход регулируемых и нерегулируемых перекрестков. 9. Переход проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта. Учащиеся должны уметь: 1. Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также на проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов). 2. Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде. 3. Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки. 4. Обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного транспорта. 5. Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней. 6. Не создавать помех движению транспорта. 7. Определять опасные и безопасные участки дорог и улиц. 8. Дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта. Вопросы итогового контроля знаний учащихся 2 класса. 1. Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту. 2. Назови части дороги. 3. Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением - это улица, по которой...» 3. Как называют место, где пересекаются улицы? 4. Назови типы перекрестков. 5. Какие бывают пешеходные переходы? 6. Расскажи свой путь «Дом - школа». 7 7. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров). 8. Где следует ожидать общественный транспорт? 9. Расскажи о правилах посадки в общественный транспорт. 10. Расскажи о правилах выхода из общественного транспорта. 11. Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (трамвая)? 12. Что такое «зебра»? 13. Что такое «островок безопасности»? 14. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы? 15. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода? 16. Как найти и определить ближайший безопасный переход улицы (дороги)? 17. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? 18. Где должны ходить пешеходы? 19. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах. 20. Какие дорожные знаки тебе известны? 21. Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на площадку? № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Знаки дорожные помни всегда Я культурный пассажир Пешеход отличник спортивную Календарный план занятий по ПДД 3 класс Цели и задачи Повторение изученных и знакомство с новыми дорожным знаками («Место остановки автобуса или троллейбуса», «Жилая зона», знаки сервиса) Закреплять умение пользоваться правилами поведения пассажиров в общественном транспорте. Учить безопасно переходить проезжую часть дороги в местах остановок маршрутных транспортных средств - Закреплять представления об условиях, обеспечивающих пешеходу безопасность на дорогах. Развивать умения пользоваться правилами поведения пешеходов в соответствии стребованиями регулировщика и сигналов светофора Безопасность Формировать преставление о том, как различные погодные условия (жаркое при любой солнце, дождь, туман и т.д.) влияют на степень безопасности дорожного погоде движения. Познакомить с особенностями безопасного передвижения в зависимости от времени года, в дневное и вечернее время суток Велосипед - Познакомить с велосипедом как с механическим видом транспортного средства, с это транспорт правилами вождения велосипеда, с условиями, обеспечивающими безопасность или нет? при езде на велосипеде Остановочный Сформировать чувство опасности перехода проезжей части дороги перед близко и тормозной идущим транспортом; дать понятие остановочный и тормозной путь автомобиля»; путь развивать понимание, осознание и осмысление опасности, связанной с данным автомобиля понятием; расширить словарный запас по дорожной лексике Правила Воспитать культуру поведения учащихся в маршрутном транспорте, научить поведения в посадке ивысадке из транспорта транспорте Элементы Закрепить знания учащихся элементов: проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, улиц идорог пешеходная дорожка Повторение Повторить и обобщить полученные знания. Развивать умение применять эти знания на практике Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам ибезопасному поведению на дорогах 3 класс: Учащиеся должны знать: 1. Опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах. 8 2. Безопасные участки улиц и дорог в городе. 3. Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям. 4. Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением. 5. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках. 6. Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей. 7. Остановочный и тормозной путь. Правила: 1. Переход улиц и дорог по сигналам светофора. 2. Переход улиц и дорог по пешеходным переходам. 3. Переход проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости. 4. Воздержание от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. 5. Движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краюпроезжей части со взрослыми). Движение группы детей в сопровождении взрослых. 6. Этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми. 7. Переход регулируемых и нерегулируемых перекрестков. 8. Переход проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта. 9. Переход улиц и дорог при высадке из маршрутного транспорта. Учащиеся должны уметь: 1. Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также на проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов). 2. Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде. 3. Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки. 4. Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней. 5. Не создавать помех движению транспорта. 6. Определять опасные и безопасные участки дорог и улиц. 7. Дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салонемаршрутного транспорта. 8. Осуществлять посадку и высадку из маршрутного транспорта. 9. Ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним иодносторонним движением. Вопросы итогового контроля знаний учащихся 3 класса. 1. Почему нельзя выходить на дорогу или улицу из-за стоящей машины, кустов, каких-либо сооружений? 2. В какой последовательности располагаются сигналы светофора? 3. Что изображено на пешеходном светофоре? 4. Что такое регулируемый и нерегулируемый перекресток? 5. На какой светофор надо смотреть при переходе перекрестка? 6. Какая опасность может быть, если стоять на повороте перекрестка у края проезжей частидороги? 7. Куда надо смотреть при переходе проезжей части дороги? 8. Что такое остановочный и тормозной путь? 9. От чего зависит длина тормозного пути? 10. Зачем нужен шлагбаум на железнодорожном переезде? 11. Как правильно переходить железнодорожный переезд? 12. До какого возраста велосипедист не должен выезжать на улицы и дороги? 13. Чего нельзя делать, катаясь на велосипеде? 14. Как правильно переходить дорогу после высадки из маршрутного транспорта? 15. С какого возраста ребенок может сидеть на переднем сиденье автомобиля? 16. Может ли водитель сразу остановить автомобиль, увидев на своем пути пешехода? 17. Что такое культура поведения на улицах, дорогах, в транспорте? 9 № Тема Календарный план занятий по ПДД 4 класс Цели и задачи 1 Мой друг велосипед 2 Опасность надо знать в лицо Остановочный Познакомить с понятиями «Тормозной путь» и «Остановочный путь», их и тормозной величиной в зависимости от состояния погоды, проезжей части и от скорости пути движения транспортных средств, о влиянии остановочного пути на тормозной путь. Учить определять безопасные для пешехода расстояния до ближайших движущихся транспортных средств Почему Расширить понимание того, к чему может привести нарушение правил случаются ДТПдорожного движения. Анализ причин ДТП. Развивать умение анализировать и оценивать правильность и безопасность поведения на улице Нарушение и Дать представление об ответственности за нарушение ПДД пешеходом: наказание общественной,административной, уголовной Давайте Формировать представление об опасности подвижных игр вблизи проезжей поиграем части. Закреплять правила безопасного поведения наулицах (опаснобезопасно) Правила Воспитать культуру поведения учащихся в городском и железнодорожном поведения на транспорте, научить посадке и высадке из железнодорожного транспорта и городском и безопасному поведению на посадочных площадках железнодоро жном транспорте Правила Закрепить знания, полученные в 3 классе, правила перехода односторонним и перехода с двусторонним движением, загородной дороги двусторонним и односторонни м движением транспорт Закреплять умение выполнять требования ПДД пешеходами, пассажирами, Правила водителями. Повторение изученных тем дорожные всем знать положено 3 4 5 6 7 8 9. - Познакомить с требованиями к техническому состоянию велосипеда. Закреплять знания правил дорожного вождения велосипеда, условий, обеспечивающих безопасность при езде на велосипеде Развивать внимание, умение ориентироваться на дорогах. Учить определять опасные места на дорогах и улицах во избежание несчастных случаев Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах 4 класс: Учащиеся должны знать: 1. Опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах. 2. Безопасные участки улиц и дорог в городе. 3. Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям. 4. Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением. 5. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках. 6. Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей. 10 Правила: 1. Переход улиц и дорог по сигналам светофора. 2. Переход улиц и дорог по пешеходным переходам. 3. Переход проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости. 4. Воздержание от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. 5. Движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краюпроезжей части со взрослыми). 6. Движение группы детей в сопровождении взрослых. 7. Этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми. 8. Переход регулируемых и нерегулируемых перекрестков. 9. Переход проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта. 10. Переход улиц и дорог при высадке из маршрутного транспорта. 11. Переход железной дороги. Учащиеся должны уметь: 1. Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также на проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов). 2. Правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде. 3. Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки. 4. Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней. 5. Не создавать помех движению транспорта. 6. Определять опасные и безопасные участки дорог и улиц. 7. Дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салонемаршрутного транспорта. 8. Осуществлять посадку и высадку из маршрутного транспорта. 9. Ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним иодносторонним движением. 10. Переходить железнодорожные пути. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу. 1. Где должны ходить пешеходы. 2. Почему нельзя ходить на проезжей части. 3. Части улиц и дорог. 4. Как надо переходить улицу. 5. Что такое перекресток. Какие бывают перекрестки. 6. Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров. 7. Как надо пересекать перекресток. 8. Свой путь в школу и обратно. 9. О переходе улицы группой. 10. Места ожидания общественного транспорта. 11. Правила поведения в общественном транспорте. 12. Как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай. 13. Какая опасность подстерегает детей при проведении игр на проезжей части улицы. 14. Правила катания на велосипедах, самокатах, санках, коньках. 15. Для чего служит пешеходная дорожка. 16. Правила движения пешеходов на загородной дороге. 17. Особенности движения на улице в зимнее и весеннее время. 18. Сигналы регулировщика. 19. Для чего служат дорожные знаки. 20. Группы дорожных знаков. 21. Что такое тормозной путь транспорта. От чего зависит тормозной путь транспорта. 11 № Тема Календарный план занятий по ПДД 5 класс Цели и задачи 1 Улицы движение нашем городе 2 Ознакомить школьников с группами дорожных знаков и их назначением. История Дорожные знаки идорожных знаков; назначение и роль дорожных знаков для регулирования дополнитель дорожного движения; классификация знаков; изучение всех групп знаков. ные средства информации Правила Сформировать у детей четкое знание того, что ПДД - это закон для всех пользования участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного транспортом движения». правила дорожного движения; общие положения; общие обязанности водителей; общие обязанности пешеходов и пассажиров 3 и Раскрыть особенности движения транспорта и пешеходов в городе; вспомнить восновные правила поведения на дороге дать понятия о некоторых терминах, употребляемых в Правилах дорожного движения («Дорога», «Прилегающая территория», «Тротуар», «Населенный пункт», «Транспортное средство», «Механическое транспортное средство», «Маршрутное транспортное средство») 4 Основные Сформировать у детей четкое знание того, что ПДД - это закон для всех понятия и участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного термины движения». Правила дорожного движения; общие положения; общие ПДД обязанности водителей; общие обязанности пешеходов и пассажиров 5 Элементы Закрепить понятия терминов «Дорога», «Проезжая часть», «Тротуар», знания о улиц и дорог назначении улиц и дорог, об элементах улиц идорог и их назначении. Практическое занятие по правилам перехода улиц и дорог наспециально размеченной площадке От Дать понятие дорожной ситуации - «ловушки», отучить детей переносить «бытовой» «бытовые» привычки на проезжую часть улицы. Причины аварий из-за типичных привычки - ошибок в поведении; правильные безопасные действия на улицах и дорогах; при к трагедии посадке и высадке из транспорта; безопасный переход улиц. на дороге На железной Научить учащихся пользоваться железнодорожными переходами; дать понятия об дороге оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода и переезда через железнодорожные пути. Знаки и обозначения (дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума»); световая и звуковая сигнализация; особая опасность перехода через железнодорожные и трамвайные пути; меры безопасности Езда на Научить ребят правильно выбирать велосипед, осматривать его перед выездом, велосипеде ездить на учебной площадке. Закрепить элементарные правила для велосипедистов на практике. Обязанности водителя велосипеда; что запрещено велосипедисту; неисправности велосипеда, при которых запрещается эксплуатация Правила Дать понятие кровотечения. Научить методам остановки кровотечения, оказания наложения повязок, оказания первой медицинской помощи при ожогах. Дать первой понятие потере сознания (обмороку). Научить оказанию первой медицинской медицинской помощи при потере сознания (обмороке). Первая медицинская помощь при потере помощи присознания и сотрясении головного мозга; ожоги; правила оказания первой помощи ДТП (припри ожогах кровотечения х и ожогах, потере сознания) 6 7 8 9 12 Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам безопасному поведению на дорогах 5 класс Учащиеся должны знать: 1. Где в городе находятся улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов. 2. Предназначение и задачи ГИБДД. 3. Что такое дорожно-транспортное происшествие. Виды ДТП. Причины и последствия ДТП. 4. Дорога - зона повышенной опасности. Что такое дорога. Почему дорога опасна. Дорога школьника из дома в школу и обратно. Дорога школьника маршрутному транспорту. 5. Назначение дорожной разметки, сигналы светофора. 6. Группы дорожных знаков. Назначение дорожных знаков. Места их установки. 7. Некоторые краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. Основныесведения о требованиях безопасности, предъявляемых к транспортным средствам. 8. Что такое чрезвычайная ситуация на транспорте. Автомобиль и другие наземные транспортные средства. Метро. Железнодорожный транспорт. Водный транспорт. 9. Где можно кататься на роликах, скейтах и других самокатных средствах, а также на санях, лыжах, коньках. Требования безопасности при катании на всех видах указанных самокатных средствах. Требования к экипировке катающихся и к техническому состоянию иоснастке средств катания. 10. Требования безопасности и правила движения для велосипедистов. Требования безопасности к экипировке велосипедиста и к дополнительной оснастке велосипеда. 11. Об ответственности за нарушение ПДД. 12. Правила оказания первой медицинской помощи. Учащиеся должны уметь: 1. Грамотно (с учетом требований безопасности) составлять маршрут «дом - школа - дом». 2. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС в качестве пассажиров транспортных средств. 3. Вызывать государственные службы безопасности и спасения. 4. Ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватныерешения).\ 5. Соблюдать требования Правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него. 6. Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения. 7. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. Календарный план занятий по ПДД № 1 2 3 4 Тема Причины ДТП 6 класс Цели и задачи Сформировать четкое представление о причинах дорожно- транспортных происшествий. Повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов; виды и причины ДТП Где и как Научить правильно переходить улицу на практике. Закрепить знания причин переходить дорожно-транспортных происшествий. Ограниченный обзор проезжей части и улицу? другие дорожные опасности; правила перехода через дорогу Перекрестки Дать понятие о перекрестке и его видах. Сформировать четкое представление о и их виды том, как переходить дорогу в районе перекрестка и какие при этом ситуации «ловушки» могут подстерегать пешехода. Перекресток; регулируемый перекресток; нерегулируемый перекресток; правила перехода перекрестка Сигналы Дать понятие о светофорах с дополнительной секцией и научить читать их светофора с сигналы. Закрепить знания о различных видах светофоров. Сигналы светофора; дополнительн сигналы светофора с дополнительной секцией ой секцией 13 5 Знаки для Научить пользоваться знаками для пешеходов и водителей; закрепить эти навыки пешеходов на практике. Назначение дорожных знаков; места установки дорожных знаков; и для знаки особых предписаний водителей 6 Дать понятие о скорости движения транспорта; воспитывать чувство Движение транспортны взаимоуважения водителя и пешехода. Современный транспорт на улице - зона повышенной опасности; характеристика транспортных средств; классификация хсредств транспортных средств Движение по Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, загородным самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные дорогам требования к движению гужевых повозок и погону животных. На загородной дороге; элементы дороги; движение пешеходов в не населенных пунктах; сведения о сельском транспорте Дополнитель Закрепить знания элементарных правил велосипедистов. Дать понятия о порядке ные движения на велосипеде по проезжей части, правилах перевозки грузов и требования к маневрирования, о технических требованиях к велосипеду допуск к вождению движению велосипеда; порядок движения по дороге; передвижение в колонне; подача велосипедист сигналов рукой ов Оказание Дать понятие травмы вообще и наиболее часто встречающихся при ДТП; дать первой представление о переломах, растяжениях, вывихах, ушибах. Научить медицинско быстрому оказанию первой медицинской помощи при ДПТ й помощи при ДТП (переломы и другие виды травм) 7 8 9 Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах 6 класс Учащиеся должны знать: 1. Что такое дорожно-транспортное происшествие. Виды ДТП. Причины и последствия ДТП. 2. Государственные службы безопасности и спасения. Государственная противопожарная служба. Государственная инспекция безопасности дорожного движения и милиция. «Скорая медицинская помощь». Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайнымситуациям. 3. Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения». Закон - основа безопасности. Правила дорожного движения - нормативный документ и основа дорожнойграмоты. 4. Основные пути обеспечения дорожной безопасности. Организация и регулирование дорожного движения. 5. Требования к водителям и пешеходам. 6. Решать ситуационные и другие задачи по ПДД с применением макетов и без них. 7. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. Учащиеся должны уметь: 1. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС в качестве пассажиров транспортных средств. 2. Ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения). 3. Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения. 4. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. 14 Календарный план занятий по ПДД 7 класс Цели и задачи № Тема 1 Как мы знаем Вспомнить правила дорожного движения; способствовать развитию умения ПДД видеть на дороге ситуации - «ловушки», научить решать дорожные задачи: правила дорожного движения - единый нормативный акт; общие положения ПДД; основные понятия и термины 2 Дорожные Закрепить знания правил безопасного перехода через дорогу; развить «ловушки» умение видеть на дороге опасные ситуации - «ловушки». опасные места на улицах и дорогах; опасность выхода на проезжую часть из-за стоящих машин, деревьев, кустов; поведение детей во дворах, на улицах, дорогах; ознакомление с элементами, обеспечивающими безопасность (знаки «Пешеходный переход», «Дети» и др.); обозначение переходов; знак «Движение пешеходов запрещено» 3 Поведение Научить правильному поведению при ДТП; закрепить знания и умения по участников и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. Алгоритм очевидцев ДТП действий; если вы свидетель ДТП; оказание помощи работникам ГИБДД в расследовании ДТП 4 Светофоры для Закрепить знания о светофоре, его значении, разновидностях, выделив пешеходов светофоры для пешеходов. Разновидность светофоров; светофоры для пешеходов 5 Сигналы Закрепить знания методов регулирования дорожного движения, способы регулировщика регулирования движения; регулировщик; сигналы регулировщика 6 Правила Изучить правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере. Правила перевозки перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере;обязанности пассажиров пассажиров на мотоцикле и мотороллере 7 Движение Расширить знания учеников о велосипеде, его устройстве, снаряжении; научить велосипедист самостоятельно ухаживать за велосипедом (т.е. техническому обслуживанию). овгруппами. Устройство велосипеда; осмотр перед выездом; снаряжение велосипеда; Велоэстафета техническое обслуживание велосипеда; возраст, позволяющий управлять велосипедом 8 Оказание Дать понятие кровотечения. Научить методам остановки кровотечения, первой правилам наложения жгута. Виды наружного кровотечения; способы медицинской остановки;правила наложения жгута помощи при наружном кровотечении. Правила наложения жгута 9 Общие Дать понятие травматического шока. Научить способам переноски правила пострадавших в ДТП. Эвакуация пострадавших в ДТП; способы переноса транспортиров пострадавших ки пострадавшего. Эвакуация пострадавших в ДТП Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам ибезопасному поведению на дорогах 7 класс Учащиеся должны знать: 15 1. О роли автомобильного транспорта в экономике. 2. Правила пользования транспортными средствами. 3. Понятие терминов «остановка» и «стоянка», «интервал» и «дистанция». 4. О влиянии состояния здоровья, лекарственных и наркотических средств, употребления алкоголя на безопасность движения. 5. Содержание автомобильной аптечки первой медицинской помощи и назначение средств в нее входящих. 6. Мопед и приравненные к нему транспортные средства. Возрастные требования к водителю мопеда. Требования безопасности при вождении мопеда. 7. Сложные ситуации на дороге и перекрестке: определять начало движения ТС и их маневрирование. Расположение транспортных средств на проезжей части. Правила остановки и стоянки ТС. Порядок проезда перекрестков. 8. Ответственность водителей мопеда за нарушение ПДД. Учащиеся должны уметь: 1. Соблюдать требования Правил безопасности. 2. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС. 3. Вызывать государственные службы безопасности и спасения. 4. Ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения). 5. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. Календарный план занятий по ПДД 8 класс Цели и задачи № Тема 1 История Познакомить с историей дорожных знаков, причинами их усложнения, с дорожных международным языком знаков; научить читать дорожные знаки. Назначение знаков дорожных знаков; новые знаки;международный язык знаков 2 Разметка Дать понятия о вертикальной и горизонтальной разметке и ее значении для проезжей регулирования движения транспорта; научить пользоваться разметкой и части улиц и ориентироваться в движении. Вертикальная разметка; горизонтальная дорог разметка; пользование разметкой 3 Движение Выучить правила для пешеходов; научиться правильно пользоваться ими. пешеходов Правила движения пешеходов; правила движения пешеходов группами; индивидуально правила движения пешеходов колонами , группами и в колоннах 4 Сформировать четкое представление о дисциплине пешеходов, пассажиров, Правила водителей и велосипедистов. Общие положения дорожного движения; поведения обязанности водителей;обязанности пешеходов и пассажиров участников дорожного движения. Дорожная этика 5 Объяснить назначение и место установки номерных опознавательных знаков и Назначение надписей на транспортных средствах. Опознавательные знаки транспортных номерных опознаватель средств; регистрационные знаки транспортных средств; перевозка детей; ных знаков и ограничение скорости; длинномерное транспортное средство надписей на транспортных средствах 6 Остановочный Дать понятие об остановочном пути автомобиля. Тормозной и остановочный и тормозной путь транспортного средства; время реакции водителя; факторы, влияющие на путь величину остановочного пути автомобиля 16 7 8 9 Велосипед с Ознакомить с устройством велосипеда с подвесным двигателем и мопеда и их подвесным техническим обслуживанием. Выучить правила пользования и дополнительные двигателем и требования к движению мопедов. устройство велосипеда с подвесным мопед двигателем; мопед; техническое обслуживание велосипеда с подвесным двигателем имопеда; правила пользования и дополнительные требования к движению мопедов Перевозка Закрепить знания правил пользования пассажирским транспортом, дать учащихся на представление о перевозке учеников на грузовых машинах, как о крайней грузовых необходимости. Правила перевозки пассажиров; обязанности пассажиров; автомобилях перевозка детей Оказание Объяснить тяжесть черепно-мозговых травм (ЧМТ) и их последствий, первой рассказать об их симптомах (особенности проявления их у детей) и научить медицинской оказанию первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи помощи при при ДТП; черепно - мозговые травмы черепно мозговых травмах, полученных в ДТП Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам ибезопасному поведению на дорогах 8 класс Учащиеся должны знать: 1. Что такое международный язык дорожных знаков. 2. О воздействии транспорта на экологию. 3. Формы регулирования движения. Дорожные знаки. 4. Типичные опасные ситуации на дорогах, их причины. 5. Технические требования, предъявляемые к велосипеду, мопеду. Дополнительные требования к движению велосипедистов. 6. Об обязанностях участников дорожного движения, их ответственности за нарушениеПДД. Учащиеся должны уметь: 1. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС. 2. Переключать внимание на зону повышенной опасности. Уметь предвидеть и предугадать возникновение опасности. 3. Вызывать государственные службы безопасности и спасения. 4. Ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и приниматьадекватные решения). 5. Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасностидвижения. 6. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. Календарный план занятий по ПДД 9 класс Цели и задачи № Тема 1 Ответственнос Чётко усвоить, что ПДД - это закон для всех, соблюдение которого является ть за обязательным. Ученики обязаны знать не только свои права и обязанности как нарушения участников дорожного движения, но и к каким последствиям может привести ПДД их нарушение. Правила дорожного движения - ведущий нормативный акт; общие положения по ПДД; основные понятия и термины; административная и уголовная ответственность за совершение ДТП 2 История Рассказать об истории развития автомототранспорта и мерах по обеспечению автомототранс безопасности дорожного движения. История развития автомототранспорта; порта и безопасность дорожного движения принимаемые меры по 17 3 4 5 6 7 8 9 обеспечению безопасности дорожного движения Правила дорожного движения и история их создания Перевозка грузов Предупредите льные сигналы водителей Познакомить учащихся с историей создания ПДД, проверить знания действующих ПДД. История появление транспортных средств; первый автомобиль России. Парижская конвенция по автомобильному движению, введение первых дорожных знаков Пользуясь ПДД, изучить правила перевозки грузов. Научить решать дорожные задачи. Правила дорожного движения; правила перевозки грузов Дать понятие об осветительных приборах автомобилей и их значении; показать значение предупредительных сигналов водителей как необходимое условие безопасности дорожного движения. Понятия об осветительных приборах автомобиля; значение осветительных приборов автомобиля; значение предупредительных сигналов водителей как необходимое условие безопасности дорожного движения Объяснить все возможные опасности при движении пешеходов, велосипедистов и автомобилей в темное время суток, на скользкой дороге, в туман, дождь и грозу. Закрепить знание о дорожных знаках, предупреждающих о подобных опасностях. Научить решать дорожные задачи. Влияние погодных условий и время суток на безопасность дорожного движения; дорожные знаки, предупреждающие об опасностяхна дорогах Объяснить значение различных специальных сигналов; научить пользоваться ими. Значение специальных сигналов; использование специальных сигналов Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях Оборудовани е автомобилей имотоциклов специальными сигналами Оказание Рассказать о психологическом состояния лиц, пострадавших в ДТП и научить первой мед оказанию первой медицинской помощи. Психологическое состояние лиц помощи пострадавших в ДТП; оказание первой медицинской помощи лицам пострадавшим в ДТП Современный Краткая характеристика видов современного транспорта. Причины ДТП по транспорт - вине водителей: превышение скорости движения, нарушение правил проезда зона пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, обгона, повышенной управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опасности. опьянения. Основные правила безопасного поведения при пользовании Общественный общественным транспортом. Опасности, подстерегающие пассажира при транспорт посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения ивозможные последствия Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам ибезопасному поведению на дорогах 8 класс Учащиеся должны знать: 1. Основы правильного поведения на улице и дороге. 2. Что такое вандализм на дорогах и транспорте. Его последствия. 3. Ответственность несовершеннолетних за нарушения ПДД, совершение дорожно-транспортных происшествий, угон автотранспорта. 4. Как избежать опасности на дороге. О чем говорит дорожная статистика, анализ состояния и причин детского дорожно-транспортного травматизма. Бытовые привычки, опасные на дороге. Как распознать и предвидеть опасность. Принятие решений в различных ситуациях: психологическая готовность и 18 понимание ситуации. 5. Требование к водителям и пешеходам. 6. Возрастные требования к водителю мотоцикла. Учащиеся должны уметь: 1. Соблюдать требования Правил безопасности. 2. Принимать адекватные решения в дорожных ситуациях (психологическая готовность и понимание ситуации). 3. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС. 4. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. Календарный план занятий по ПДД 10 класс Цели и задачи № Тема 1 Сформировать четкое представление о дисциплине пешеходов, пассажиров, Правила водителей и велосипедистов. Правила дорожного движения; дорожная этика поведения участников дорожного движения. Дорожная этика 2 Правила Познакомить учащихся с историей создания ПДД и дорожных знаков, дорожного проверить знания действующих ПДД. История создания ПДД и дорожных движения и знаков;проверка знаний ПДД дорожные знаки история их создания 3 Дать понятия о способах регулирования дорожного движения, вертикальной и Способы регулирования горизонтальной разметке и её значении для регулирования движения транспорта; научить пользоваться разметкой и сигналами регулировщика. движения. История создания светофора; разновидности светофоров; регулировщик; Светофор, дорожная разметка; способы регулирования дорожного движения дорожные знаки регулировщик, дорожная разметка 4 Сигналы Дать понятие о светофорах с дополнительной секцией и научить читать их светофора с сигналы. Закрепить знания о различных видах светофоров. Виды светофоров; дополнительно светофоры с дополнительной секцией й секцией 5 Ответственнос Чётко усвоить, что ПДД - это закон для всех, соблюдение которого является ть за обязательным. Ученики обязаны знать не только свои права и обязанности как приведение в участников дорожного движения, но и к каким последствиям может привести негодность их нарушение права и обязанности участников дорожного движения; уголовная транспортных и административная ответственность за нарушение ПДД средств и нарушение ПДД 6 Движение Выучить правила для пешеходов; научиться правильно пользоваться ими. пешеходов Правила движения пешеходов индивидуально; правила движения пешеходов индивидуальн группами и в колоннах о, группами и в колоннах 19 7 Назначение Объяснить назначение и место установки номерных опознавательных знаков и номерных надписей на транспортных средствах. Номерные и опознавательные знаки; опознаватель регистрационные знаки транспортных средств; опознавательные знаки ных знаков и надписей на транспортных средствах Первая Напомнить о видах травм и закрепить знания по оказанию первой медицинская медицинской помощи при травмах опорно - двигательного аппарата. виды помощь при травм; оказание первой медицинской помощи при травмах опорно травмах опорно двигательного аппарата двигательного аппарата Оказание Объяснить тяжесть черепно-мозговых травм (ЧМТ) и их последствий, первой рассказать об их симптомах (особенности проявления их у детей) и научить медицинской оказанию первой медицинской помощи. Тяжесть черепно-мозговых травм помощи при (ЧМТ); последствия и симптомы ЧМТ; оказание первой медицинской помощи кровотечения при переломах х, ожогах, черепномозговых травмах 8 9 Учащиеся должны знать: 1. Культура транспортного поведения - источник снижения аварийности на дорогах России. 2. Правила дорожного движения и правила личной безопасности на дорогах. 3. Ответственность юных водителей за нарушения ПДД. 4. Условия обучения и сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Учащиеся должны уметь: 1. Соблюдать требования Правил безопасности. 2. Принимать адекватные решения в дорожных ситуациях (психологическая готовность и понимание ситуации). 3. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС. 4. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. № 1 2 Тема Календарный план занятий по ПДД 11 класс Цели и задачи Федеральный Ознакомить с последними изменениями, внесенными в 2010 году. Кодекс РФ об Закон «О административных правонарушениях безопасности дорожного движения» История Рассказать об истории развития автомототранспорта и мерах по обеспечению автомототранс безопасности дорожного движения. История автомототранспорта; обеспечение порта и безопасности дорожного движения принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения 20 3 4 5 6 7 8 9 Движение па загородным (сельским) дорогам Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных. Сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); дополнительные требования к движению гужевых повозок и погонуживотных Правила Изучить правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере. Правила перевозки дорожного движения; правила перевозки пассажиров на мотоцикле и пассажиров на мотороллере автотранспор те, мотоцикле и мотороллере Пользуясь ПДД, изучить правила перевозки грузов. Научить решать дорожные Правила задачи. Правила дорожного движения; правила перевозки грузов перевозки грузов Движение в Объяснить все возможные опасности при движении пешеходов,велосипедистов и темное время автомобилей в темное время суток, на скользкой дороге, в туман, дождь и грозу. суток и в Закрепить знание о дорожных знаках, предупреждающих о подобных сложных опасностях. Научить решать дорожные задачи. Влияние погодных условий и погодных время суток на безопасность дорожного движения; дорожные знаки, условиях предупреждающие об опасностях на дорогах Движение Дать понятие о скорости и интенсивности движения транспорта; воспитывать транспортных чувство взаимоуважения водителя и пешехода. Движение транспортных средств; средств скорость движения; расположение транспортных средств на проезжей части Первая Объяснить тяжесть состояния при данных заболеваниях и тяжесть их медицинская последствий, рассказать об их симптомах и научить оказанию первой помощь при медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи при острой острой сердечнойнедостаточности, инсульте и остановке сердца сердечной недостаточн ости, инсульте и остановке сердца Первая Объяснить тяжесть травм в области таза, позвоночника и их последствия, медицинская рассказать об их симптомах (особенности проявления их у детей) и научить помощь при оказанию первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи травмах в при травмах в областитаза, при повреждении позвоночника, спины области таза, при повреждении позвоночника, спины Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам ибезопасному поведению на дорогах 11 класс Учащиеся должны знать: 1. Что такое дорожно-транспортное происшествие. Виды ДТП. Причины и последствия ДТП. 2. Современные транспортные средства - источник повышенной опасности. Некоторые краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. Основные сведения о требованиях безопасности, предъявляемых к транспортным средствам. 3. Дорога - зона повышенной опасности. Что такое дорога. Почему дорога опасна. Дорога школьника из 21 дома в школу и обратно. Дорога школьника маршрутному транспорту. 4. Что такое чрезвычайная ситуация на транспорте. Автомобиль и другие наземные транспортные средства. Железнодорожный транспорт. Водный транспорт. 5. Государственные службы безопасности и спасения. Государственная противопожарная служба. Государственная инспекция безопасности дорожного движения и милиция. «Скорая медицинская помощь». Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. 6. Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения». Закон - основа безопасности. Правила дорожного движения - нормативный документ и основа дорожнойграмоты. 7. Основные пути обеспечения дорожной безопасности. Город как транспортная система. Организация и регулирование дорожного движения. Типы светофоров и их сигналы. Методы и системы управления светофорами. Сигналы регулировщика. Значение дорожных знаков и разметки в организации движения. Группы знаков и их значение. 8. Как избежать опасности на дороге. О чем говорит дорожная статистика, анализ состояния и причин детского дорожно-транспортного травматизма. Бытовые привычки, опасные на дороге. Как распознать и предвидеть опасность. Принятие решений в различных ситуациях: психологическая готовность и понимание ситуации. 9. Требование к водителям и пешеходам. Основы теории движения автомобиля. Понятие о надежности водителя. О культуре поведения пешехода. Взаимоуважение участников движения залог безопасности на дороге, Преимущества пешехода перед транспортными средствами, Преимущества транспортных средств перед пешеходами. Пешеходы на остановках маршрутного транспорта. Предупреждающие и специальные сигналы транспортных средств, их опознавательные знаки. Требования к пешеходам в жилых зонах и на автомагистралях. 10. Где можно кататься на роликах, скейтах и других самокатных средствах, а также на санях, лыжах, коньках и т.п. Требования безопасности при катании на всех видах указанных самокатных средствах. Требования к экипировке катающихся и к техническому состоянию и оснастке средств катания. 11. Безопасность движения двухколесных транспортных средств. Велосипед – транспортное средство. Теория управления велосипедом. Требования безопасности и правила движения для велосипедистов. Требования безопасности к экипировке велосипедиста и к дополнительной оснастке велосипеда. Мопед и приравненные к нему транспортные средства. Возрастные требования к водителю мопеда. Требования безопасности при вождении мопеда. Мотоцикл – механическое транспортное средство. Возрастные требования к водителю мотоцикла. Требование безопасности при вождении мотоцикла. Водители двухколесных транспортных средств равноправные участники должного движения. 12. Конфликтные ситуации на дороге (пешеход - транспортное средство) и пути их решения. Разделение транспортных и пешеходных потоков. Технические (физические) меры защиты пешеходов. Пешеходные зоны. Психологическая безопасность. 13. Правовое воспитание пешеходов. Что такое правовое воспитание. Зачем нужно правовое воспитание. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. Значение информации в обеспечении безопасности движения. 14. Сложные ситуации на дороге и перекрестке: определять начало движения ТС и их маневрирование. Расположение транспортных средств на проезжей части. Правила остановки и стоянки ТС. Порядок проезда перекрестков. 15. Правила оказания первой медицинской (доврачебной) помощи в пути, при ДТП и ЧС. Содержание автомобильной аптечки первой медицинской помощи и Назначение средств в нее входящих. 16. Решать ситуационные и другие задачи по ПДД с применением макетов и без них. Учащиеся должны уметь: 1. Грамотно (с учётом требований безопасности) составлять маршрут «дом - школа -дом». 2. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС в качестве пассажиров транспортных средств. 3. Вызывать государственные службы безопасности и спасения. 22 4. Ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и приниматьадекватные решения). 5. Соблюдать требования Правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него. 6. Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения. 7. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. Тематические классные часы по ПДД для классных руководителей 1 класс 1. Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь домой». 2. Знакомство с правилами ДД. 3. Знакомство с дорожными знаками. 4. «Самый главный на дороге - это дядя Светофор!». Конкурс рисунков. 5. Конкурс загадок «Знаки на дорогах нам в пути помогут». 6. Осторожно - гололед! 7. Праздник «Красный. Желтый. Зеленый». 2 Класс 1. Викторина «Вопросы дядюшки Светофора». 2. Сигналы регулировщика. 3. Конкурс рисунков «Зима. Дорога. Опасность». 4. Конкурс сочинений «Самые нужные правила». 5. Брейн - ринг «Правила дорожного движения». 3 Класс 1. Конкурс творческих работ «Памятка водителям, пешеходам: Уходя из дома, помните…». 2. Викторина «Аукцион знаков». 3. Конкурс на лучший рекламный ролик «Соблюдай ПДД, а то…». 4. Беседа с учащимися по правилам для велосипедистов. 5. Конкурс «Знайка ПДД». 4 Класс 1. Конкурс - игра «Дисциплинированный пешеход. Лучший инспектор. Осторожный водитель». 2. Конкурс обращений-памяток «Водитель, садясь за руль, помните». 3. Урок творчества «Новый знак ПДД». Защита предложенных знаков. 4. Вернисаж «Транспорт. Улица. Я». 5. Итоговая викторина «Будущий инспектор ГИБДД». 5 Класс 1. Викторина «Светофор». 2. Беседа об основных правилах для велосипедистов. 3. Урок творчества «Сказка о дорожных знаках». 4. Зимние игры и ваша безопасность. 5. Встреча - беседа с папами - водителями «Мужская работа». 6. Мероприятий с родителями «На улице - не в комнате, об этом всегда помните!». 6 класс 1. Викторина по ПДД. 2. Изучение правил ДД для велосипедистов, оказания первой медицинской помощи. 3. История дорожного движения. 4. Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо». 5. Экология и автомобиль. Диспут. 6. Беседа «Ролики, скейтборды и дорога». 7. Беседа «У дорожных правил каникул нет». 8. Конкурс листовок «Памятка школьнику: безопасная жизнь в твоих руках». 7 Класс 1. Мероприятие «Берегись автомобиля». 23 2. Беседа «Скутер - опасность для жизни школьника». 3. Конкурс девизов, призывов по пропаганде ПДД. 4. Беседа «Ответственность за нарушение ПДД». 5. Брейн - ринг по ПДД. 6. Беседа «Оказание первой медицинской помощи при ДТП». 8 Класс 1. Акция «Поможем малышам на дорогах» в рамках программы «Дети - детям». 2. Беседа «Как вести себя при ДТП». 3. Знакомство с административным кодексом «Об административных нарушениях за несоблюдение ПДД». 4. Творческий проект «Пропаганда ПДД». 5. Творческий проект «Безопасный город будущего». 9 класс 1. Беседа «Мотоциклист на дороге». 2. Конкурс листовок «Молодежь за безопасность на дороге». 3. КВН «О ПДД: и в шутку, всерьез». 4. Беседа «Дорожная разметка». 5. Выпуск фотогазеты «Это - опасно!» 6. Конкурс «Эрудит по ПДД». 7. Беседа «Водители и пешеходы. Будьте взаимовежливы». 10 - 11 класс 1. Беседа «ПДД - закон улиц и дорог». 2. Конкурс проектов «Как сделать дороги безопасными». 3. Беседа «Соблюдение ПДД - обязанность каждого гражданина». 4. Брейн-ринг «Автоклуб». 5. Беседа «Значение автомобильного транспорта для экономики страны». 6. Беседа для учащихся младших классов «Советы старших: не хотите быть в беде, соблюдайте ПДД!» в рамках программы «Дети - детям!» Игры, задачки для детей и подростков по ПДД Описание дидактических игр для использования в начальной школе при изучении правил дорожного движения. Игра № 1. Сравни знаки. Учащимся выдаются пары знаков. Сначала они должны сказать, чем знаки похожи, а затем чем они отличаются. Игра № 2. Найди такой же знак. Учащемуся выдается набор карточек со знаками, среди которых есть повторяющиеся. За определенное время он должен найти пары повторяющихся знаков и дать им правильныеназвания. Игра № 3. Найди ошибки. Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены. Игра № 4. Запомни знак. Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационную карточку с одним из знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем наборе такую же и назватьзнак, изображенный на ней. Игра № 5. Дорисуй знак. Учащимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их (возможно несколько вариантов). Игра № 6. Мозаика. Учащимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их. Игра № 7. Угадай знак. Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого-либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называютзагаданный знак. Игра № 8. Светофорики. 24 Учащимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Учитель или ведущий показывает какой-либо знак и дает ему название (верное или ошибочное). Если название верное, учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное - красный. Игра № 9. Угадай, как нас зовут. Вариант 1. Учитель или ведущий показывает знак, учащиеся дают ему название. Вариант 2. Учитель или ведущий называет знак, учащиеся показывают карточку с егоизображением. Игра № 10. Путешествие по городу. Учащимся выдается набор карточек. Предлагается составить рассказ о путешествии по городу,на улицах которого встречаются эти знаки. Игра № 11. Наши помощники. Учащимся предлагается одна из ролей на выбор: турист, водитель машины, больной, школьник, велосипедист и т.д. Необходимо выбрать те знаки, которые будут помогать им в пути, назвать их, составить рассказ о «знаках-помощниках». Игра № 12. Группы знаков. Учащимся выдаются наборы карточек с изображенными на них знаками. Предлагается разложить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие и т. д. Дать название каждойгруппе и знакам в ней. Игра № 13. Лишний знак. Учащимся выдаются наборы карточек со знаками, принадлежащими одной группе и 1-2 знаками из другой группы. Предлагается найти лишние знаки и объяснить, почему они лишние. Игра № 14. Кроссворд. Предлагаются картинки с изображением транспортных средств. Инструкция: впиши названия видов транспорта в клеточки кроссворда. Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованное слово. Примечание: на картинках изображены: 1. груЗовик; 2. саНи; 3. трАмвай; 4. раКета; 5. мотоцИкл; 6. лайНер; 7. Автобус; 8. маШина; 9. таксИ; 10. теплохоД; 11. веРтолет; 12. троллейбУс; 13. поеЗд; 14. Ь 15. Яхта.Ответ: ЗНАКИ -НАШИ ДРУЗЬЯ. Игра № 16. Мяч соседу. Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседу справа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т. д. Допустивший ошибку игрок выходит из круга. Игра № 17. Игра со скакалкой. Игрок, вращая скакалку, на каждый прыжок называет один дорожный знак из любой группы. Игру можно усложнить, если предложить игрокам называть знаки, принадлежащие к одной определенной группе знаков. Игру можно проводить в форме соревнования между отдельными участниками или командами. Игра № 18. Найди друзей. Игрокам выдается карточка с изображением знака, принадлежащего к одной из групп. За определенное время, участникам предлагается объединиться в группы по какому-либо признаку и назвать этот признак. Примечание: объединение может быть выполнено по группам знаков; по цвету; по форме и т.д. Игра № 19. Домино. Участникам раздаются карточки домино, которые состоят из двух частей: на одной половинке каждой карточки изображен знак, на другой написано название некоторого другого знака. В ходе игры учащиеся имеют право выкладывать цепочку из карточек, совмещая изображение знака на одной карточке с его правильным названием на другой карточке, при этом совмещать знак со знаком или название с названием запрещается. Игра № 20. Лото. Игрокам выдаются карточки лото, на которых изображены дорожные знаки и фишки. Ведущему выдается набор карточек с названием знаков. Ведущий зачитывает название знака, игроки закрывают фишками его изображение на соответствующих карточках. Побеждает игрок, первым закрывший знаки на своих карточках. Игра № 21. Перекресток (вариант 1). Учащиеся играют на макете с изображением улиц, перекрестков. Каждый учащийся руководит движением одной из фигурок: пешехода, автомобиля, велосипедиста, регулировщика, светофора и т. д. По сигналу регулировщика или светофора игроки начинают движение соответствующих фигурок. После 25 окончания игры ситуации разбираются: участники объясняют, почему именно так они руководили транспортным средством, пешеходом и т.д. Игра № 22. Перекресток (вариант 2). Учащиеся играют на размеченной площадке с дорожными знаками в классе, спортивном зале или спортивной площадке на улице. Каждый учащийся играет роль, какого-либо транспортного средства, пешехода, или регулировщика. По сигналу регулировщика или светофора " транспортные средства" пешеходы приходят в движение. Затем ситуация анализируется. Игра № 23. Расставь дорожные знаки. Перед игроками игровое поле с изображенными на нем улицами, перекрестками, школой, больницей, столовой. Учащимся предлагается расставить дорожные знаки, а затем объяснить выбранный способ. 26 Список литературы: 1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090. Введены в действие с 01.06. 1994г. с изменениями и дополнениями от 01.04.2005г. 2. Школьный кабинет по Правилам дорожного движения. Информационный уголок по безопасности дорожного движения. Методические рекомендации ЦБ «Автоград» Комитета по образованию СПб и Управления ГИБДД ГУВД СПб и Лен. обл. - 2010г. 3. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. - СПб, 2011г. 4. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. О некоторых ошибках в преподавании Правилдорожного движения. - СПб, 2011г. 5. Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили/Детская энциклопедия. М.: ООО «Издательство АСТ»,2012г. 6. Журнал «Внешкольник». - №4, 2002, №11, 2014г. 7. Бурьян В.М., Извекова Н.А. и др. Классные часы по Правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2014г. 8. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2017.-56 с. 9. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и систем дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2017.-80 с. 10. Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения в 20062012 годах» - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2017.-32 с. 11. Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения («О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 7 мая 2009 г. №86-ФЗ.) 12. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: 10-11 кл.: пособие для учащихся / А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова.-М.: Просвещение, 2018.-142с. 27